И когда Исаак, отец Иакова и Исава, умер, услышали сыновья Исава, что Исаак отдал первенство своему младшему сыну Иакову, и разгневались чрезмерно, и препирались с своим отцом, говоря: «почему, когда ты старший, a Иаков – младший, твой отец отдал первенство Иакову, и тебя поставил ниже?» И он сказал им: «потому что я свое первородство продал за немногое, – за чечевичное кушанье. И в тот день, когда мой отец послал меня на охоту – наловить чего нибудь и принести к нему, чтобы он ел и благословил меня, пришел он (Иаков) хитростию и принес моему отцу есть и пить, и мой отец благословил его, а меня отдал в его руки. И вот отец наш заставил нас поклясться, меня и его, что мы ничего злого не замыслим друг против друга, и будем жить друг с другом в любви и мире, и не извратим наших путей». И они сказали ему: «мы не послушаемся тебя в том, чтобы поддерживать с ним мир, ибо мы сильнее, нежели он, и мы преодолеем его. Мы выйдем против него, и умертвим его, и истребим его сыновей. И если ты не пойдешь с нами, мы причиним зло и тебе. Послушай же нас теперь: в Араме, и Филистее, и Моаве и Аммоне мы наберем себе отборных людей, которые способны к войне, и пойдем против него, и сразимся с ним, и истребим его в стране, прежде чем он приобретет силу». И отец их сказал им: «не ходите, и не начинайте с ним войны, дабы вам не пасть от него». И они сказали ему: «неужели тебе от юности и до сего дня только и делать, что склонять свою выю под его ярмо? Мы не послушаемся сих слов». И они послали в Арам и к Адураму, другу своего отца, и наняли себе у них тысячу способных к войне мужей и отборных воинов. И пришли к ним от Моава и от сынов Аммона нанятых тысяча отборных воинов, и от Филистимлян тысяча отборных воинов, и от Эдома и Хореев (Choräern) тысяча отборных ратников, и от Хетитов (Hethitern) сильные, способные к войне мужи. И они сказали своему отцу: «выходи, веди нас! а иначе мы убьем тебя». И он разгневался и пришел в ярость, когда увидел, как сыновья употребляли в отношении к нему насилие, чтобы он был предводителем их и вел их против своего брата Иакова. После сего ему вспомнилось все то зло, которое лежало сокрытым внутри его против его брата Иакова, и он не вспомнил о клятве, которую он дал своему отцу и своей матери, что он не предпримет ничего злого против своего брата Иакова во всю свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

«И ныне, дети мои, возлюбите Левия, и живы будете, и не превозноситесь над ним, да не погибнете. Мне Господь дал царство, а ему священство, (ερατεαν), и покорил царство священству; мне дал земное, а ему небесное. И сколько небо превосходит землю, столько же иерейство превосходит земное царство». Наконец в длинной речи указывается будущая судьба потомков Иакова, в какие они впадут беззакония и какие испытают бедствия; но вместе с этим изрекаются и обетования о пришествии Мессии: «И после того, говорит Иуда, взойдет вам звезда от Иакова в мире, и восстанет человек от моего семени, как солнце правды, поживет с людьми в правде и истине и ни какого греха в нем не будет. Отверзутся над ним небеса и излиется Дух, благословение Отца, и сам Он излиет на вас духа благодати, и вы будете его сынами в правде и будете ходить в его повелениях». Завет Иссахара. Иссахар был пятый сын Иакова, рожденный от Лии. Когда он родился, Лия сказала: Бог дал мне возмездие за то, что я отдала служанку мою (Зелфу) мужу моему и нарекла ему имя Иссахар (что значит возмездие) ( Быт. 30:17–18 ). В завете имя Иссахар объясняется другим обстоятельством: «я пятый сын Иакова, говорит о себе Иссахар, рожден мздою мандрагор» (ν μισθ τν μανδραγρων). В Библии об этом рассказывается так: однажды, во время жатвы пшеницы, Рувим нашел в поле мандрагоровые яблоки и принес их матери своей Лии. Рахиль просила эти яблоки себе, но Лия не согласилась отдать их, и вечером, когда Иаков пришел с поля, она позвала его к себе и зачала и родила сына Иссахара ( Быт. 30:14–17 ). Этот краткий рассказ завет распространил некоторыми подробностями как относительно самих мандрагоровых яблоков так и относительно спора, возникшего из за них между Лиею и Рахилью. «Мандрагоры, сказано в завете, были благовонные яблоки, (μλα εδημα), которые производит земля Арам ( γ Αρμ ν ψει ποκτω φραγγος δτων)». Когда Рувим принес эти мандрагоры, Рахиль отняла их у него. Я не дам тебе их, сказала она Лии, вышедшей на зов Рувима; они будут мне вместо детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

И. оказался долгожданным сыном Авраама. Бог много раз дает престарелому Аврааму обещание, что у него будет сын от Сарры (Быт 15. 4; 17. 19; 18. 10) и даже нарекает ему имя: Исаак (Быт 17. 19). Когда Аврааму исполнилось 100 лет, Божие обещание было исполнено, И. был обрезан на 8-й день от рождения, и «Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак... отнят был от груди» (Быт 21. 8). Почти сразу же за этим рассказом следует повествование о том, как Бог подверг Авраама испытанию, повелев принести И. в жертву (Быт 22). После смерти Сарры, матери И., Авраам, заботясь о чистоте рода, велит своему слуге: «...клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему... жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою... и возьмешь... жену сыну моему Исааку» (Быт 24. 3-4). Родиной Авраама здесь выступает Сев. Месопотамия (евр. Арам-Нахараим). Авраам также настаивает на том, чтобы И. остался жить в Палестине: слуга ни в коем случае не должен возвращать И. в Месопотамию, на родину Авраама (Быт 24. 8). Нек-рые исследователи обращают внимание на то, что важнейшие мотивы этих стихов (оставленная в Месопотамии родня, отчуждение от местного палестинского населения и категорическое нежелание смешиваться с ним, жизнь в Палестине как призвание, которому нельзя изменять) сходны с проблемами, которые стояли перед евреями эпохи Второго храма после возвращения из вавилонского плена (см., напр., работы А. Рофе о датировке Быт 24 - Rof é . 1981; Idem. 1990). Слуга привел к И. невесту по имени Ревекка, дочь Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова. И. женился на Ревекке в 40 лет, «возлюбил ее» и «утешился... в печали по... матери своей» (Быт 24. 67). Исаак отправляет Исава на охоту. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 50-е – 60-е гг. XII в. Исаак отправляет Исава на охоту. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 50-е – 60-е гг. XII в. Несмотря на то что Измаил, сводный брат И., был старше его, именно И. продолжает род Авраама и наследует Божее благословение. Перед смертью Авраам передает И. все, что у него было, а др. детей отсылает прочь (Быт 25. 5-6); Измаил вместе с матерью Агарью был изгнан еще раньше (Быт 21. 9-21). Впрочем, в рассказе о погребении Авраама (Быт 25. 9-10) оба брата вновь вместе: «И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, на поле... которое Авраам приобрел от сынов Хетовых». Этими словами завершается цикл преданий об Аврааме.

http://pravenc.ru/text/674115.html

И потому изначально все праздники плодородия должны были служить прославлению Вседержителя. А мы знаем, что праздник Нового года и Новых плодов праздновали уже Авель и Каин. Но после того как, отступив от Бога, человек подпал под власть демонов, эта календарная святыня была осквернена магией и развратом. И потому весьма справедливо сделала Церковь , воцерковив эти праздники. Она не пошла на поводу у язычества, как нелепо обвиняют ее сектанты, но возвратила этим празднествам исконный смысл – прославление Владыки погоды. Но даже тогда, когда народы не приходили к богопознанию, их судьбы служили путям Промысла. Одни строили империи и прокладывали дороги для распространения благовестия, другие были карающими бичами для отступников и нечестивцев, на примере третьих Бог показывал Свое долготерпение и правосудие. Глава шестая. Распространение потомков Сима Итак, мы приступаем к изучению родословий народов. И сначала мы расскажем о расселении потомков Сима – первенца Ноева, от которого по плоти происходит Христос Бог наш. «Были дети и у Сима… старшего брата Иафетова. Сыны Сима: Елам, Асур, Арфаксад, Луд, Арам [и Каинан]. Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш. Арфаксад родил [Каинана, Каинан родил] Салу, Сала родил Евера. У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена; имя брату его: Иоктан. Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавефа, Иераха, Гадорама, Узала, Диклу, Овала, Авимаила, Шеву, Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана. Поселения их были от Меши до Сефара, горы восточной. Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народах их» ( Быт.10, 21–31 ) Первым в родословии находится Сим (по-еврейски «Шем»). Первопредок множества народов, само имя которого означает «именующий, слушающий». Удивительна прозорливость его отца, Ноя, давшего ему столь точное имя. Ведь особым даром потомков Сима была религиозная интуиция, которая обращена была и к добру – в лице еврейских пророков, праведного Иова, апостолов; и ко злу – в лице индийских мистиков, Мухаммеда, персидских магов. Родословие семитов начинается не с предка евреев, а с Елама. Это, кстати, показывает объективность бытописателя. Ведь если бы Моисей хотел возвеличить еврейский народ, он назвал бы первым Арфаксада. Елам в переводе означает «юноша». Потомки его – еламиты и происходящие от них персы. Родственниками их являются также дравидические народы Индии и обитатели Цейлона. Второй сын Сима – Асур, предок асирийцев. Потомки Арфаксада – халдеи (хетты, калду). Он был известен хурритам (карийцам) как «арипхурра» – основатель Халдеи (скрижали из Нузи). Аккадцы знали его как «аррапху». Он основал город Арпахия в 6 км от Ниневии.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Ибо Он пришёл не для того, чтобы избегать позора нашего, но чтобы уничтожить оный позор.” Христу должно удивляться не только потому, что Он сделался Человеком, но и потому, что порочных людей удостоил стать Своими сродниками, не стыдясь нимало наших пороков. Он не гнушался ничем нашим, уча этим и нас не стыдиться злонравия [низкого происхождения], но искать только одного – добродетели. Ибо добродетельный, хотя бы и происходил он от иноплеменника, хотя бы и родился он от блудницы, но не может он получить от этого никакого вреда.” Этим смиряется и гордость Иудеев: они хвалились своим происхождением от Авраама и думали спастись добродетельностью предков. Но вот и “самые праотцы их виновны во грехах. Так патриарх Иуда, от которого и самое имя получил народ Иудейский, оказывается немалым грешником, ибо Фамарь обличает его в блудодеянии. И Давид от жены прелюбодейной родил Соломона. Если же эти великие мужи не исполнили закона, то тем более те, кто ниже их. А если не исполнили, значит, все согрешили, и пришествие Христа было необходимо” (Златоуст). Евангелист продолжает радословную лествицу: Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы. “Думают, что Рахав и есть та блудница, которая приняла и скрыла у себя соглядатаев, посланных Иисусом Навином в Иерихон, и за то спаслась от истребления после взятия этого города Евреями. Упомянул Евангелист о ней в назидание нам: как она была блудница, так и все язычники блудодействовали своими делами. Она приняла посланных Иисусом Навином и спаслась. Так и язычники, принявшие посланных Иисусом Христом Апостолов и верящие в Него, спасаются” (св. Феофилакт). Вооз родил Овида от Руфи. Вот ещё одна язычница – иноплеменница Руфь. Она оставила родную страну и дом отца своего, пошла со своей свекровью из земли Моавитской в Вифлеем, уверовала в Бога истинного и за то удостоилась быть праматерью Давида и Самого Иисуса Христа. “Так и Церковь из язычников забыла почитание идолов и отца своего диавола и обручилась с Единородным Сыном Божиим” (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Иез.4:3 .  и возьми себе железную доску, и по­ставь ее как бы железную стену между тобою и городом, и обрати на него лице твое, и он будет в осаде, и ты осаждай его. Это будет знаме­нием дому Израилеву. «Железную доску», точнее, как и в слав.: «сковороду» (противень, лист), из которой пеклись например, хлебные лепешки в масле ( Лев. 2.5 ). Ею пророку велено воспользоваться, потому что из железных вещей она была ближе всего под рукою, находилась во всяком доме. Она же могла лучше всего представить железную стену между пророком, представителем Бога, и городом, изображенным на кирпиче: между Иеговой и Его св. городом теперь след., выросла целая стена, непроницаемая как железо, – знак неумолимости и неотвратимости Божия определения относительно Иерусалима (блаж. Иероним и Феодорит), а может быть и причины их – греховности и жестокосердечия народа (Кимхи: «грубые и черные грехи»). Эта же доска могла указывать на несокрушимые осадные работы кругом Иерусалима. На барельефах Нимруда и Куюнджика изображены осады, в которых встречаются все предметы, поименованные во 2 ст., и в то же время род больших щитов, утвержденных на земле, за которыми укрывались стрелки (Layard, Nineveh II, 345). «И обрати на него лице твое» (ср. Пс 24.16 и др.). Смотря на него пристально, не отводя глаз, полный неутомимого негодования, «с суровым и неумолимым лицем строгого судии, который, будучи непреклонен в принятом решении, смотрит на виновного твердым взором» (блаж. Иероним). «И ты осаждай его». Как представитель Бога, пророк должен теперь сам осаждать город. Никто другой, как сам Иегова будет осаждать город, а неприятельское войско – только орудие, которым осуществляется Его воля (арам.) ( Иер 25:9, 27:6, 43:10 ). Так и древние пророки представляли нападение врага, расходясь в этом отношении до противоположности с народным воззрением, по которому Иегова не может отделить Себя от народа. «Это будет знамением дому Израилеву». Эта символическая осада знаменует угрожающую Иерусалиму судьбу. Домом Израилевым названо здесь одно Иудейское царство, так как после падения Израильского царства оно одно представляло собою всю нацию (ср. 2Пар 35:18, 30:1, 21:2 ; Ис 48.1 ); в таком же смысле Иезекииль употребляет это название выше: Иез.3.7, 17 , ниже: Иез.5.4 ; Иез.8.6 и др.; от этого употребления он отступает только однажды, именно сейчас в ст. 4 и 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

. Имеется в виду Бог. Ср. З Цар 22:19; Ис 6:1; Иез 1:26-27. В кумранских текстах говорится: «Бог велик, и Его многие дни [мы не зна] ем; число Его лет бесконечно» (11 QtgJob 28:3-4). В Книге Еноха к Богу применяется эпитет: «Глава дней» (1Ен 47:3; 60:2; 71:9). . Белые льняные одежды издавна считались атрибутом святых. Ср. Мф 28:3; Мк 9:3; Отк 3:5. . Видение огненных колес (арам. TllW? J) восходит к Книге Иезекииля, описавшего фантастические колеса божественной колесницы, причём в одном случае они называются " 2В1КЛ (офаним) (1:15сл.), в другом (галгал – «вихрь») (10:13). . Впоследствии на этом месте была основана евангельская сентенция: «в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы (=апостолы) на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф 19:28). Ср. Откр 4:2-4; 20:4. . Книги дел человеческих. ещё в Пятикнижии упоминается некая «книга Господа», куда вписаны Моисей и другие праведники (Исх 32:32-33), но тогда, по-видимому, это была всего лишь метафора (ср. «узел жизни» в 1 Цар 25:29; «книга живых» в Пс 68/69:29). В пророчествах Исайи также в переносном смысле говорится о «книге для житья в Иерусалиме», куда будут вписаны «оставшиеся на Сионе» (4:3). Постепенно У евреев сложилось представление о существовании некоей особой небесной книги или книг, куда записываются праведники: «Но боящиеся Бога говорят друг другу: внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» (Мал 3:16). См. также Пс 55/56:9; 138/139:16; Ис 65:6; Дан 12:1; 1Ен 47:3; 90:20; 103:2-3. . Этот стих заставляет думать, что четыре «зверя» – царства сосуществуют во времени, а не следуют один за другим. Некоторые комментаторы, впрочем, говорят в этом случае об остатках прежних «зверей» – царств (Атропатене Мидии, Харакене и т. п.), продолжавших существовать наряду с «царством Еллинским». См.: Collins, 1984. Р. 304. . Развитие этого образа в З Езд 13:3; Мф 26:64; Мк 14:62; Откр 1:7. Облака сопровождают Мессию и в представлении раввинов (Толедот Танхума, 20; Таргум 1 Хроники 3:24).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Ис. 6 :10. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами своими с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся 97 , чтобы Я исцелил их 98 . Ис. 6 :11. И я сказал: надолго ли Господи? И Он сказал: пока не опустеют города и останутся без жителей, и дома без людей, и земля совсем не опустеет. Ис. 6 :12. И потом Бог удалит людей, а оставшиеся умножатся на земле. Ис. 6 :13. И еще останется на ней десятая часть, и она снова подвергнется расхищению, как теревинф и как желудь, когда выпадает из своей чашечки. Святое семя — опора его 99 . Глава 7 Ис. 7 :1. И было во дни Ахаза, сына Иоафама, сына Озии, царя Иудейского: Расин, царь Арамейский, и Факей, сын Ремелия, царь Израильский, пошли на Иерусалим, чтобы завоевать его, но окружить 100 его не могли. Ис. 7 :2. И возвестили дому Давидову, говоря: согласились Арам с Ефремом, и поколебалась душа его и душа народа его, как дерево в лесу колеблется от ветра. Ис. 7 :3. И сказал Господь Исаии: выйди ты и оставшийся сын твой, Иасув, на встречу Ахазу к пруду на горной дороге к белильничьему полю 101 . Ис. 7 :4. И скажи ему: соблюдай спокойствие, и не бойся, и да не унывает душа твоя от головней этих двух дымящихся дерев, ибо когда возгорится гнев ярости Моей, Я опять исцелю. Ис. 7 :5. А сын Арама и сын Ромелия, хотя и придумали совет лукавый против тебя, говоря: Ис. 7 :6. Взойдем в Иудею и, сговорившись с ними 102 , обратим их к себе и воцарим в ней сына Тавеилева. Ис. 7 :7. Но так говорить Господь Саваоф: совет этот не состоится и не сбудется; Ис. 7 :8. Но глава Араму — Дамаск и глава Дамаску — Расин, а чрез шестьдесят пять лет царство Ефремово лишится народа. Ис. 7 :9. И глава Ефрему Соморон 103 , и глава Соморону сын Ромелия. И если вы не поверите, то и не уразумеете. Ис. 7 :10. И продолжал Господь говорить к Ахазу и сказал: Ис. 7 :11. Проси себе знамения у Господа Бога твоего в глубине, или в высоте. Ис. 7 :12. И сказал Ахаз: не вопрошу, и не искушу Господа. Ис. 7 :13. И сказал (Исаия) 104 : слушайте же дом Давидов: ужели для вас мало утруждать людей, и как вы даете труд Господу?

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Испытав великое чудо исцеления от проказы, Нееман глубоко уверовал в Яхве, Бога Израилева. Но перед ним встала дилемма: как поклоняться Яхве, Богу израильтян, живя в Дамаске? Мыслимо ли открыто отвергнуть поклонение идолам и оставаться приближенным сирийского царя Арама? Вопрос стал ребром. По всей видимости, царь Арам так любил Неемана, что, отправляясь на поклонение в храм бога Риммона, всегда брал его с собой. Когда царь приступал к изваянию Риммона, он преклонял колена, опираясь на руку Неемана. Нееману приходилось тоже склоняться, поскольку он не мог отойти от царя, не нанеся ему обиды. В этом и состояла дилемма Неемана. После исцеления Нееман пришел к выводу, что Яхве – истинный Бог, а Риммон – не более чем идол. Он понял, что поклоняться Риммону он уже не может. Но в то же время он не хотел потерять влиятельного положения в обществе и перебираться в Израиль, чтобы там безопасно поклоняться Яхве. Чтобы найти ответ на тревоживший его вопрос, Нееман отправился к Елисею и объяснил ему сложившуюся ситуацию: «И сказал Нееман: если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа; только вот в чем да простит Господь раба твоего: когда пойдет господин мой в дом Риммона для поклонения там и опрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то, за мое поклонение в доме Риммона, да простит Господь раба твоего в случае сем» ( 4Цар.5:17–18 ). В ответ Елисей сказал: «Иди с миром» ( 4Цар.5:19 ). В сущности, пророк Елисей заверил Неемана, что тот может вернуться в Дамаск и спокойно ходить с царем в храм Риммона, не беспокоясь о том, что ему приходится преклонять колени. Делая это, он сохранит свое влиятельное положение. Конечно, 4Цар.5 и Деян.11–12 – отрывки описательного характера; это не учение. Из них нельзя выводить догматические принципы. Но в то же время они наглядно иллюстрируют, как на протяжении веков Бога ограничивали определенным географическим местом, четко очерченными границами. Нееман полагал, что Яхве пребывает только в Израиле, и что, если он увезет с собой израильскую землю, он захватит с собой и частицу Яхве, или, по крайней мере, Яхве соблаговолит являть ему Свое присутствие.

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

Как совершился религиозный переворот в душе патриарха, остается для нас тайной. Рационалисты пытались объяснить веру Авраама в единого Бога природной склонностью семитов к монотеизму. Но факты истории опровергают эту гипотезу. У всех семитических народов: вавилонян, финикийцев, хананеев, ассирийцев: доисламских арабов, — мы находим ярко выраженное многобожие. Библия говорит о призвании Авраама как об особом действии Божественного Промысла. Истоки библейской веры не в человеке, а в воле Божией. «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, (и иди) в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословении. Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (12,1-3). Иными словами, история ветхозаветной Церкви начинается с призыва к исходу , призыва, который повторится во дни Моисея и в конце вавилонского плена. Авраам внемлет небесному голосу и смело отправляется в путь, в чужую ему страну, не колеблясь и ни о чем не спрашивая. Лишь в Ханаане, где Бог уже не только «говорит», а является Аврааму в видении, патриарх спрашивает: как может совершиться обещанное, раз он бездетен. Но Бог еще раз подтверждает обетование. «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15,6). 3. Личность Авраама. Народных героев в легендах обычно изображают в идеализированном виде. Библия, напротив, рисует Авраама реалистично, со всеми его слабостями. Он не сверхчеловек. На первый взгляд, он — обычный сын своего времени. Ему не чужды сомнения и уныние (15,2), порой он проявляет малодушие (12,10-20, 20,1-8), не может воспротивиться злым настояниям жены (16,1-6). Однако тем рельефней выступают на фоне этих слабостей человеческие достоинства Авраама. Он дружелюбен и стремится избегать ссор (13,8-10), но, если нужно, готов с оружием в руках защитить сродника (14). Гостеприимство для него — священный закон (18,1-8, ср. Мф 25,35) Он не желает породняться с распутными и нечестивыми хананеями и посылает за невестой для сына в родной Арам (24). Как пророк (20,7) он отвергает их мерзости. Недаром великий борец против ханаанских Ваалов Илия будет взывать к «Богу Авраама, Исаака и Иакова» (3 Цар 18,36). Тем не менее Авраам не испытывает никакой вражды к жителям Ханаана и охотно заключает с ними союзы (21,22-34). Более того, он даже молит Бога, вступаясь за грешных содомлян (18,22-33) и за Авимелеха Гегарского (20,7,17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010