Вторая заповедь требует не изображать Бога, отказаться от всякого изображения. Отсутствие изображения Бога стало отличительной чертой ветхозаветной религии. Если народы, окружающие Израиль, допускали изображение своих божеств в виде идолов, это птицы, солнце, различные изображения Ваалов, то Моисей запретил попытки каких бы то ни было изображений Яхве. Весь древний мир не мог отрешиться от представлений о Боге, как о существе, подобном человеку, звероподобном, или по крайней мере, имеющем образ или форму. Моисей решительно отвергает эти представления: Бог невидим, он не имеет изобразительной формы. Когда он является человеку, он обретает образ Ангела Яхве. По словам протоиерея Сергия Булгакова, «Ангел Яхве есть тварный Бог, не по благодати только, как человек, но по причастию. Однако, именно эта тварность ангельской ипостаси только и делает возможным для человека вынести нестерпимый огонь богоявления.» Мы боги по благодати, а он по причастию. Однако, именно эта тварность ангельской ипостаси и дает возможность для человека вынести нестерпимый огонь богоявления, это есть та мера, в которой человек может принять явление Бога раньше его вочеловечения. До того как Господь стал человеком, («Его же никто никогда не видел»,- говорит Иоанн Богослов), встречи с Богом, тем не менее, постоянно встречаются в Ветхом Завете. Это теофании, которые объясняются таким образом. Бог не может говорить человеку непосредственно, ибо смертный не может вынести Его испепеляющей мощи, поэтому все теофании Ветхого Завета суть явление Ангела. Но Моисей не мог допустить, чтобы Бог в таком умаленном виде изображался, и поэтому изображение Бога недопустимо. Ангел является неоднократно и Аврааму, и Исааку, и Иакову, который боролся с Богом, но Его изображения Моисей не допускал, потому что все это не есть Бог. Археологи обнаружили на почве Палестины многие вещи, которые относятся к ветхозаветному периоду, среди них домашняя утварь, жертвенники, украшение, оружие. Есть там изображение и языческих богов: всевозможные детали, амулеты, таблицы с надписями, но среди этих находок не было ни одного изображения Яхве.

http://sedmitza.ru/lib/text/432102/

В раввинистической литературе Сар-Цва-Яхве идентифицируется с «ангелом лица Господня», Метатроном, или с архангелом Михаилом ( Дан. 12:1 ) 217 , хранителем израильского народа. Один из современных иудейских писателей, глава израильского Института талмудических публикаций Адин Штайнзальц, интерпретирует это загадочное событие в связи тем духовным различием, что, согласно мидрашам, существовало между Иисусом Навином и его учителем Моисеем: «Мидраш, говоря о различии между Моше и Иошуа, указывает на эпизод, произошедший перед завоеванием Иерихона, когда Иошуа преклонился перед «предводителем воинства Бога». Как обычно, мидраш основывается на духе библейского повествования, а не на его буквальном изложении, и в данном случае вкладывает в уста ангела, представителя Воинства Небесного, следующие слова, объясняющие причину его появления: «Когда жив был Моше, он не хотел видеть меня, но теперь ты можешь принять меня, чтобы я мог помочь народу Израиля». Эта ситуация становится понятной, если учесть, что Моше сам находился на уровне ангела, который был послан народу Всевышним, и поэтому не нуждался в другом посланнике Всевышнего, но Иошуа была необходима помощь свыше» 218 . Согласно иудейскому пониманию, Вождь воинства Господня – тварный ангел, пусть даже и самый высший из ангелов. Именно так раввины объясняют все ветхозаветные теофании. Тот, пред кем человек предстоит во время богоявления – не Сам Бог, а Его посланник, Ангел Яхве, или Ангел лица Яхве. Человек видит и слышит ангела, но обращается не к ангелу, а к Богу, поклоняется не тварному ангелу, а Богу. Именно поэтому и говорится чаще всего, что «явился Господь». Так это понимается в иудейской традиции. Таинственное учение о Метатроне, называемом в Талмуде 219 «Князем лика Его» и часто отождествляемом с Мемрой, то есть Словом Яхве, в последнее время привлекает к себе внимание христианских богословов. Переведенная недавно на русский язык книга финского исследователя иудейского предания Ристо Санталы «Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний» в краткой и емкой форме излагает суть этого учения 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Попечителем же о местах да будет диакон, чтобы каждый из входящих занимал свое место и чтобы никто не сидел у входа. Подобным образом диакон пусть надзирает за народом, чтобы никто не шумел, не дремал, не смеялся и не размахивал; ибо в церкви должно стоять со вниманием, трезвенно и бодро, имея слух устремленным к слову Господню. После этого, все вместе встав и смотря на восток, по выходе оглашенных и кающихся, пусть молятся Богу, возшедшему на небеса небес на восток, воспоминая о древнем наследовании рая, находившегося на востоке, откуда изгнан первый человек после того, как нарушил заповедь, поддавшись навету змия. После же молитвы, одни из диаконов пусть занимаются приношением евхаристическим, служа телу Господню со страхом, а другие пусть надзирают за народом, чтобы он хранил безмолвие. Диакон же, стоящий подле первосвященника, пусть говорит народу: «да никто на кого, да никто в лицемерии». Потом пусть лобызают друг друга, мужчины мужчин, а женщины женщин, целованием о Господе, но никто да не лобызает другого коварно, как Иуда предал Господа целованием. После этого диакон пусть молится о всей Церкви и о всем мире и странах его, о плодах земных, о священниках и начальниках, о первосвященнике и царе, о мире всего мира. Потом первосвященник, испрашивая народу мир, пусть благословит его, как и Моисей заповедал священникам благословлять народ сими словами: «Да благословит тебя ЯХВЕ и сохранит тебя; да призрит на тебя ЯХВЕ светлым лицом Своим и помилует тебя; да обратит ЯХВЕ лицо Свое на тебя и даст тебе мир». Итак, пусть епископ молится и говорит: «Спаси народ Твой, ЯХВЕ, и благослови достояние Твоё, которое Ты стяжал и приобрел честною кровию Христа Твоего и назвал царским священством и народом святым». После этого да бывает жертва, при стоянии и безмолвном молении всего народа, а когда принесут ее, каждый чин особо пусть причащается тела Господня и драгоценной крови в порядке, с почтением и благоговением, как приходящие к телу царскому; и женщины пусть приходят с покрытыми головами, как приличествует женскому полу, а двери пусть стерегут, чтобы не взошел кто неверующий или непросвещенный.

http://predanie.ru/book/69474-apostolski...

Как известно, основа этого новозаветного понятия чрезвычайно многослойна 541 . Данное представление имеет как ветхозаветные, так и гностические корни. Уже ветхозаветное понятие , как это показал фон Рад 542 , связано с представлением об откровении (Offenbarwerden). Уже Исаия видит подобное откровение во всяком земном событии ( Ис.6 ), Откровение кабода Яхве сопряжено, как правило, с Его деяниями, прежде всего – с фундаментальными историческими деяниями, которым Израиль обязан своим существованием. Священнические писания говорят о явлении кабода в решающих событиях истории Исхода и учреждения культа. С пророчеств эпохи пленения явление или повторное явление кабода превращается в событие будущего (ср.: Иез.43:1 и далее), в «неотъемлемую составляющую эсхатологической надежды» (фон Рад). Особое внимание мне хотелось бы обратить на одно слово Девтероисаии, которое определенно указывает, что дальнейшее раскрытие кабода носит характер откровения. Согласно Ис.40:5 цель созерцаемого Девтероисаией приготовления пути через пустыню, по которому Яхве приведет плененных обратно домой, в том, что «явится слава Господня, и узрит всякая плоть (!)» (ср.: 66. 18 и далее). Священнические писания недвусмысленно связывают представление о славе Яхве с формулой познания: «и узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его» – так говорится об этом в Исх.14:18 , в соответствии с характерной для священнических писаний интерпретацией предания о переходе через Чермное море. Прославление Яхве в Его исторических деяниях, -сформулированное, конечно, только словесно, – является здесь несомненно выражением непрямого откровения (Offenbarwerden) Его Божества в этих деяниях (ср. также: Исх.16:6 и далее). Отсюда становится ясно, в какой мере также апокалиптическая надежда в грядущем откровении теперешних вещей, одновременно в суде и спасении, соотносится с откровением самого Бога; поскольку в апокалиптике явление славы Божией относится исключительно к эсхатологическому событию, и именно в нем открывается спасение избранных 543 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Славный и превозносимый, естеством невидимый, в судьбах неизследованный, Которого жизнь без нужды, пребывание непревратно и всесовершенно, действие неутружденно, величество неописанно, красота вечнотекуща, поселение неприступно, обитание непереселимо, разум безначален, истина неизменна, дело непосредственно, власть безнаветна, единоначалие непреемно, царство безконечно, сила непреоборима, воинство многочисленно. Ибо Ты — Отец премудрости, созидания Ходатаем создатель, как виновник, промысла податель, законодатель, нужды исполнитель, нечестивых наказатель и праведных мздовоздоятель, Христа Бог и Отец и Его почитающих Господь, Которого обетование нелживо, суд недароприятен, определение неизменно, благочестие непрестанно, благодарение вечно. Им Тебе и достойное поклонение подобает от всякого умного и святого естества. 36. ЯХВЕ Вседержитель, мир создавший Христом и субботу в память этого определивший, ибо в неё Ты почил от дел для научения в Твоих законах, и праздники чиноположивший для веселия душ наших, чтобы мы пришли в память Премудрости, Тобою обретенной, как ради нас рождение подъяла от жены, явилась в жизни, показуя Себя в погружении; ибо Тот, Кто явился есть Бог и Человек, пострадал ради нас по Твоему изволению, и умер, и восстал Твоей властью; потому и воскресения праздник торжествуя в день ЯХВЕ, радуемся о Победившем смерть, возсиявшем же жизнь и нетление, ибо Им Ты привел народы к Себе в людей избранных, истинный Израиль, боголюбезный, видящий Бога. Ибо Ты, ЯХВЕ, и отцов наших вывел из земли Египетской и извлек из печи железной и от смолы и делания кирпичей, Ты освободил от руки фараона и тех, что под ним, и морем, как сушею, Ты провел их, и Ты питал их в пустыне всяческими благами: закон им Ты даровал или десятословие, Твоим гласом изреченное и рукою начертанное, субботствовать Ты заповедал, не причину для праздности дав, но причину для благочестия, к постижению Твоей силы, и как во святой ограде заключив, к возбранению зла, ради учения, в радость седмицы; потому седмица одна и седмиц семь и месяц седьмой, и год седьмой и этого взаимное обращение юбилеев, которое в год пятидесятый, во оставление; чтобы никакой не имели люди выставлять причины неведения, потому всякую субботу повелел праздновать, чтобы никто слово во гневе от уст своих не захотел вынести в день субботний. Ибо суббота есть успокоение от созидания, мира окончание, законов поиск, хвала Богу благодарственная о том, что даровал человекам. Над всем этим имеет преимущество день ЯХВЕ, Самого Ходатая, Промыслителя, Законоположника, воскресения Причины, Первородного всей твари, Бога Слова и Человека, от Марии рожденного единого без мужа, пожившего праведно, распятого при Понтийском Пилате и умершего и восставшего из мертвых, показавшего, что день ЯХВЕ приглашает приносить Тебе, Владыка, благодарение обо всём. Ибо такова Тобою данная благодать, величием которой Ты покрыл всякое благодеяние.

http://predanie.ru/book/69474-apostolski...

Лишь один раз в год, в праздник Очищения, первосвященник должен был входить во святилище для того, чтобы там – со страхом и трепетом – шепотом произнести над крышкой ковчега Завета это священное имя. Культ имени Божия занимает центральное место в Псалтири, где говорится, что имя Господне велико, славно, свято и страшно, где оно является объектом любви, восхваления, прославления, благоговейного почитания, упования, страха: Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле ( Пс.8:2 ). Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе ( Пс.33:4 ). Вечно буду славить Тебя... и уповать на имя Твое, ибо оно благо перед святыми Твоими ( Пс.51:11 ). Боже! Именем Твоим спаси меня ( Пс.53:3 ). Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превознесите шествующего на небесах; имя Ему: Господь ( Пс.67:5 ). Будет имя Его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его. И благословятся в нем племена, все народы ублажат его. Благословен Господь Бог... И благословенно имя славы Его... ( Пс.71:17–19 ). Нищий и убогий да восхвалят имя Твое ( Пс.73:21 ). Славим Тебя, Боже, славим; ибо близко имя Твое ( Пс.74:2 ). Ведом во Иудее Бог; у Израиля славно имя Его ( Пс.75:2 ). Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего ( Пс.78:9 ). Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое ( Пс.85:9 ). Свято и страшно имя Его ( Пс.110:9 ). Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлять имя Твое во веки и веки ( Пс.144:1 ). Имя Божие присутствует во всех пророческих книгах. В одном из текстов пророка Исаии имя Господа представлено как человекообразное существо, имеющее уста, язык, шею, дыхание: «Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя Его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи...» ( Ис.30:27–28 ). Под «именем Господа» здесь подразумевается Сам Господь. Приведенные тексты показывают, с каким благоговением в Ветхом Завете относились к имени Божию. Собственным именем Бога считалось имя Яхве: оно отождествлялось с Богом, было неотделимо от Бога. Этому имени воздавали благоговейное поклонение, перед ним трепетали, его боялись, на него уповали, его воспевали, его любили. Имя Яхве воспринималось как наивысшее откровение славы Божией и как точка встречи между человеком и Богом. К прочим именам Божиим, упоминаемым в Библии, тоже относились с благоговением, однако воспринимали их прежде всего как толкования имени Яхве, стоявшего в центре богооткровенной религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

New Jerusalem Bible: «For I hate divorce, says Yahweh, God of Israel». New Revised Standard Version: «For I hate divorce, says the Lord, the God of Israel». Украинский перевод И. Огиенко: «Бо ненавижду розтид, — говорить Господь Бог Iзpaiлib». 68 Исключением является «Новый библейский комментарий», в котором Г.П. Хьюдженбергер, автор статьи, посвященной книге Мачахии, гово­рит о том, что перевод «Я ненавижу развод» можно допустить лишь с боль­шим трудом, так как еврейский глагол , который можно перевести различными формами глагола «ненавидеть», в Библии часто использует­ся в контексте брачных отношений. Этот глагол постоянно передает отрицательное отношение мужа к жене ( Быт. 19:39 ; Втор. 22:13,16 ; Суд. 15:2 ). И поэтому глагол и Мал. 2:16 относится не к Яхве, а к мужу. На этом осно­вании Хьюдженбергер склоняется к тому переводу, который представлен в Септуагинте (См.: Хьюдженбергер Г.П. Книга пророка Малахии//Новый библейский комментарий… С. 559). Однако несостоятельность этого аргу­мента заключается в следующем. Глагол встречается и в другом месте книги Малахии — в 1, 3, где он используется для выражения отношения Яхве к Едому («Я Исава возненавидел»), Поэтому вполне возможно, что пророк мог использовать этот же глагол для выражения отношения Яхве к разводу. 69 См.: Тихомиров П. В. Указ. соч. С.326. 70 Baldwin J. G. Op. cit. P. 2–10. 71 Макарий (Глухарев), архим. Пророческие книги Ветхого Завета (опыт переложения на русский язык). М, 1863. С. 92. 72 См.: Вольф Г.М. Малахия//Евангельский словарь библейского бо­гословия, СПб., 2002. С. 551. 73 См.: March A. Malachi//A New Catholic commentary on Holy Scripture, NY, Nashville, 1969. P. 739. 74 См.: Гретц Г. История евреев от древнейших времен до настояще­го. Т. 3. Одесса, б/г. С. 99–100. 75 Иванов А ., прот. Исторические книги Священного Писания Ветхого Завета. Л., 1990. С. 32. 76 См.: Гретц Г., Указ. соч. С. 99–100. 77 Г. Гретц не игнорирует полностью это свидетельство Неемии, однако сильно преуменьшает его значение, необоснованно говоря о том, что в смешанные браки с языческими пародами вступали только те иудеи, которые жили иа периферии, вблизи границ территории, занимаемой ев­рейской общиной (см.: Гретц Г.

http://azbyka.ru/chto-bog-sochetal-togo-...

Слово Божие Слово Божие разделено на части. Священное Писание есть истинное слово Божие. Праотцы спасались без Священного Писания, ибо Сам Бог наставлял их. Слово Божие утверждено чудесами и кровью апостолов. Благодаря силе Божией, слово Божие через 12 человек прошло всю вселенную. Слово Божие обошло мир, и идолопоклонство пало. Слово Божие принесло обильный плод, несмотря на препятствия. За слово Божие пророки, апостолы и прочие угодники гонимы были. Слово Божие есть послание Царя Небесного к людям. Слово Божие есть дар Отца Небесного. Верующие через чтение слова Божия общаются с Самим Богом. Слово Божие есть орудие, через которое ДУХ СВЯТОЙ действует в СЕРДЦАХ. Слово Божие есть проявление благости Божией. Вся Церковь утверждается словом Божиим. Слово Божие внутри себя имеет особую силу. Слово Божие истинно, что возвещает, то и будет. Укреплять веру тем, что слово Божие – непоколебимая истина. Слово Божие неложно и неизменно. В слове Божием воля Божия открыта. От незнания слова Божия – заблуждения. От незнания слова Божия извращаются понятия греха и добродетели. Слово Божие должно быть в основе жизни ХРИСТИАНИНА. Слово Божие учит ПОДРАЖАТЬ Богу. Евангелие и жизнь Христова – христианам образец. СЛОВО БОЖИЕ требует исправления души, а не внешности. Св.Писание есть зеркало, которое отражает святость Божию. Христианин должен смотреть в слово Божие, чтобы очищать образ Божий в своей душе. Слово Божие есть правило христианской жизни. Кто не внимает, тот в за­блуждении. СЛОВО БОЖИЕ избавляет от СЛЕПОТЫ. Слово Божие есть правило веры и жизни. Слово Божие есть светильник. Слово Божие есть светильник во тьме. Слово Божие светит в ночи. Слово Божие есть светильник, открывающий тайны. С помощью БЛАГОДАТИ от Священного Писания исходит просвещение. Слово Божие просвещает разум. Слово Божие есть свет, путеводитель, зеркало. Бог даровал слово человеку, как светильник, врачевство и пищу. Слово Божие есть свет, ПИЩА, подкрепление и утешение. Слово Божие есть Божия трапеза. Слово Божие питает души и научает каждого человека в его должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Итак, крест для первых христиан вмещает в себя понятия “печать Бога живого” (Откр 7:2) тав — “знак Иезекииля” (Иез 9:4), то есть “личный знак Бога” и знак Мессии, имя Бога Отца и Его Агнца (Откр 14:1), славу Яхве (Иез 43:2), (Мессию) Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор 1:23–24), Который имеет имя написанное и которого никто не [знает], кроме Его Самого (см. Откр 19:12). Имя Ему Слово Божие ( Ð lÒgoj toà Qeoà, Verbum Dei) (Откр 19:13). И человеческое явление имени Мессии (Иисуса Христа), Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (какое имя выше всякого другого? — только имя Божие), дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп 2:8–11). То есть Слава имени Бога Отца дарована Иисусу Христу (Мессии) через крест. Здесь крест — не только форма, но и образ. Не случайно в самом крещении при освящении воды священник говорит: “Да сокрушатся под знамением образа креста Твоего вся сопротивныя силы” 29 . Не под знаком креста Твоего, а под знаком образа креста Твоего, так как крест — образ славы Божией и образ имени Яхве, явленный в Сыне Его, образ Бога. Это особенно видно в молитвах Кресту Господню, где идёт прямое обращение: “Радуйся Живоносный Кресте…” 30 или “Радуйся Пречестный и Животворящий Кресте Господень” 31 , где через образ креста христиане обращаются к Богу. Обращение ко кресту как существу одушевлённому объясняется тем, что он — печать Яхве и Его Мессии. Эта традиция весьма древняя. Автор Апологии в защиту христианства, направленной около 170 года императору Марку Аврелию, святитель Мелитон Сардийский, известный своими изысканиями в области подлинности книг Ветхого Завета, в проповеди “О Страстях Господних”, возможно одним из первых среди сохранившихся до нас авторов, прямо говорит о “живом кресте”: “иногда не верят живому кресту и Слову распятому на нём но Он воскрес из мёртвых, потому что Он Бог. И потому, что Он был Богом и есть Бог этот человек, Который был послан Отцом в мир, ибо Он Бог и Человек на земле и Бог на небесах” 32 .

http://pravmir.ru/pechat-dara-duha-svyat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010