С приближением «полноты времени» (Гал 4. 4) выражение «день Яхве» начинает приобретать новый смысл, хотя «горизонт» этого дня первоначально не выходит за рамки Израиля. Мессианские ожидания рождают в народе надежду на новые времена, когда Израиль будет избавлен от тяжелых испытаний и достигнет земного благоденствия. Эти времена ассоциируются в народе с «днем Яхве». Народ верит, что он войдет в этот «день» с полным правом, без всяких условий, ибо он - народ, избранный Богом. Однако пророкам такие чаяния представляются опасными иллюзиями, к-рые могут привести к горькому разочарованию: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет...» (Ам 5. 18). Пророки идут наперекор народным чаяниям и указывают, что «день Яхве» станет светом лишь для остатка Израиля, только для тех, кто на деле проявит верность Яхве, Который «в тот день… будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего...» (Ис 28. 5). Действие «дня Яхве» скажется и на языческих народах. Из дня суда и гнева Господня, каким он был для них в течение долгого времени (Соф 2. 4-15), этот день превратится в день возвращения язычников к Богу, Который даст «народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» (Соф 3. 9). Эсхатологическое завершение истории ветхозаветное Откровение описывает также через призму «дня Яхве», к-рый наступит в конце времен. О некоем «конце» уже начинает возвещать прор. Иезекииль: «Вот день! вот пришла, наступила напасть!» (Иез 7. 10). У прор. Даниила присутствует тема не только «последних времен» (Дан 8. 17; 11. 35, 40), но и пришествия Сына Человеческого: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий… И Ему дана власть, слава и царство… владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7. 13-14). Пророчество Даниила фактически было повторено на суде синедриона Самим Иисусом Христом: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мф 26. 64). Новый Завет о В. п.

http://pravenc.ru/text/Второе ...

Принципиально важно то, что Книга Даниила носит апокалиптический характер и таким образом отстаивает взгляды, чуждые другим книгам Ветхого Завета: 1.3.1 Историческое богословие Апокалиптика претендует на возможность открытия существующего в истории плана Бога о суде и спасении. Для Книги Даниила это означает следующее: после гибели Иудеи дальнейшее протекание мировой истории обусловлено сменой мировых держав – Вавилона, Мидии, Персии и Греции (главы 2 и 7). Все эти империи сокрушатся, и после этого «Бог неба» воздвигнет вечное Царство, в котором власть будет принадлежать Его чтущим (2:44; 7:14, 18, 22, 27). 1.3.2 «Бог неба» Книга Даниила избегает называть Бога именем Яхве (оно встречается только в 9:2, 4, 13 слл.). Вместо этого она употребляет эпитеты «Бог/Господин/Царь неба» (2:18, 19, 37, 44; 4:34; 5:23). Эти имена встречаются в Ветхом Завете, прежде всего в литературе послепленной эпохи – книгах Ездры, Неемии, Иудифи и Товита, а также в переписке евреев Элефантины. Так Яхве перестает быть Богом только израильско-еврейской религии и становится универсальным Богом, чье Царство сменяет все мировые державы земных властителей. Здесь прослеживается тенденция соединения иерусалимского культа с поддерживаемым Антиохом IV культом Зевса Олимпийского. При этом в иерусалимском культе нельзя не заметить семитских черт Зевса Олимпийского, проявляющихся в переделка Божьего имени Báalšamem в šqws šmm («мерзость запустения») в Книге Даниила, а также и в другой литературе того времени (H. Niehr, Báalšamem [OLA 123] Leuven 2003, 196–213). 1.3.3 Ангел народа и Сын человеческий В результате превращения Яхве во время и после вавилонского плена в универсальное Божество Он больше не мог считаться «национальным Богом» Израиля или Иудеи. Если во Втор.32, 8–9 Израиль рассматривается как наследие Яхве, в то время как остальные народы переданы Им другим богам, то в Книге Даниила этот взгляд меняется. Здесь представлена иная модель мирового господства, согласно которой все народы управляются подвластными Яхве князьями или ангелами. Израиль находится под управлением Михаила ( Дан.12:1 ; ср. 10:13). Как одного из этих народных ангелов нужно рассматривать и появляющегося в Дан.7 «Сына человеческого», которому Яхве передает вечное Царство. 1.3.4 Святые Всевышнего

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

сценарий событий далекого будущего (38:8): и о сохранении земли Израилевой нападение на восстановленный Израиль; в 38:17; (гл. 39 – уничтожение Гога); 39:8, 22 дается осмысление событий как Разные модели интерпретации: исполнения раннее данных пророчеств; а) (вторичное?) изображение при помощи эпилога глава, посвященная Гогу, битвы с самостоятельными мотивами включается в ряд остальных пророчеств и жесткой рамкой о благополучии b) аутентичное ядро неопределенного объема текстов (ср. пророчества для народов) с множеством дополнений Общая позиция: эпилог в 39:23–29 1.5.4 Видение нового Храма (т.н. «проект конституции») в гл. 40–48: В этом видении детально описывается осуществление нового порядка в государстве согласно программе, данной в 37:24b–28 (царь из дома Давидова, жизнь на унаследованной земле, завет мира, Яхве живет в своем святилище среди израильтян, признание народами и освящение Израиля). Благодаря тому, что в этом видении содержатся описания перемещения и движения вокруг Храма, а также благодаря сообщению в нем о явлении славы Яхве, оно соответствует первому видению Храма (ср. обратную отсылку в 43:3, «ангел-толкователь» в 8:2 слл.; 40:3 слл.; начало движения пророка от восточных ворот – 40:6 и возвращение к восточным воротам в конце – 42:15; 43:1, через которые во время первого видения слава Господня покидает Храм – 10:19, здесь происходит и вход славы Яхве – 43:2 слл.). Текст Структурные особенности Содержательные особенности 40:1–4: вступление к видению Сообщение об основных измерениях святилища (дублирующая датировка, присутствие руки Яхве, перемещение, появление «ангела-толкователя», сообщение об измерении; 40:5–42:20: движение по территории Храма, начиная от восточных ворот и заканчивая ими 42:15]) 43:1–12 Окончание движения – 43:1, Возвращение как освящение нового Храма и возвращение славы Яхве, предсказание вечного присутствия в нем Яхве заключительная подпись – 43:12 43:5 слл. 43:13–46 Продолжение движения и объявление Оформление освященного Храма и указания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

(1) «Книга пророка Иоиля с начала и до конца вращается вокруг единственной темы, которая фигурирует в классических пророчествах со времени их возникновения: темы «дня Яхве». Иоиль предполагает у своих читателей знание этой темы из Амоса и Исаии, Софонии и Иез.30 , а также Авдия, Мал.3 , Ис.13 и 34. Он хочет показать им, каким образом в их дни происходит реализация доселе неисполнившихся пророчеств. Новое и неимеющее аналогов в других пророчествах содержание об этом дне в его сообщении представлено в двух моментах. Во-первых, пророк описывает день Яхве не как событие, относящееся исключительно к будущему, а как соотнесенное с современной ситуацией; во-вторых, сообщение о дне Яхве получает двойной смысл: этот день может означать для Израиля как уничтожение, так и окончательное благополучие» (J. Jeremias, Joel/Joelbuch 94). (2) На фоне эсхатологической диалектики несчастья и благополучия образ Бога в изображении Иоиля также приобретает диалектические черты, когда Иоиль описывает, как сам живущий на Сионе Бог (3:17, 21) идет против Сиона во главе вражеских народов (A. Deissler, Paradoxie Gottes). Эта двойная диалектика должна побудить Израиль (и Церковь ) к «обращению сердцем» (2:13) к Яхве, который преисполнен доброты и сострадательного самоограничения («сожаление о бедствиях», «милосердие»), о чем говорится в 2:13 посредством цитаты, объединяющей в себе Исх.34:6 и Исх.32:12, 14 (ср. Ион.4:2 ). Сформулированное в 2:14 относительно спасения выражение «может быть» (ср. похожие выражения в Ам.5:15 ; Ион.3:9 ; Соф.2:3 ) означает, что Яхве обладает свободой спасать по собственной благости. (3) Обращение и спасение происходят в процессе или после эсхатологического излияния духа на всех – излияния, дарующего всему богоизбранному народу в равной мере непосредственное общение с Богом (ср. Иер.31:34 ; Иез.36:26 слл.). В проповеди Петра в Деян.2:17–21 эта возможность непосредственной связи с Богом, обещанная в Книге Иоиля только Израилю, распространяется на все народы. В перспективе данного в книге пророка обещания того, что будут уничтожены все различия между людьми среди богоизбранного народа, что и Павел называет в Гал.3:28 характерным признаком церкви Иисуса Христа, а также в перспективе пророческого призыва воспринимать «знамения времени» в качестве вести о необходимости покаяния, иудаизм и Церковь постоянно находятся в ожидании наступления дня Яхве. «Конечно, перспективы, как представленные в Иоил.2:28 слл., так и данные в Гал.3:28 , являются ”эсхатологическими”. Только в конце времен станет возможным полное осуществление. Однако это не освобождает народ Божий, как он представлен в Новом Завете, от необходимости стараться стать прообразом этой “церкви духа”» (A. Deissler, Kommentar 82). 3. Книга пророка Амоса

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Ис.1:10–20 Закон (Тора) Яхве и его слово для народов: Закон, выходящий от Сиона – дома Яхве. Закон (Тора) Яхве для Израиля. Закон (Тора) Яхве для народов: Закон, выходящий от Сиона и сообщаемый через мессианского царя. Противопоставление «праведных» и «нечестивых». Эсхатологическая перспектива: суд Яхве. Спасение через Закон (Тору). Противопоставление «праведных» и «нечестивых». Эсхатологическая перспектива: суд Яхве. Спасение через Закон (Тору). III. Первый Завет: Священное Писание христиан 1. К вопросу о возникновении обширного христианского канона Раннее христианство не создало для своего «Ветхого Завета» собственного канона; оно следовало за иудаизмом – религией, из которой оно произошло, и признавало каноническими те книги, которые почитались как канонические в иудаизме. Этот вывод подтверждают среди прочего следующие три соображения. 1. В произведениях раннехристианских апологетов (Иустин) нет цитат из «второканонических» писаний Ветхого Завета. 2. Мелитон Сардский в конце II в. отправился «“на Восток”, точнее, “к месту проповеди и деяний нашего Спасителя”, …чтобы получить точные сведения о “книгах Ветхого Завета”, их числе и последовательности; об этом он сообщает “своему брату Онесиму” в произведении κλογα (“Отрывки”), фрагмент которого сохранился у Евсевия. Список книг, приведенный здесь, полностью соответствует иудейскому канону [Э.Ц.: впрочем, в другой последовательности] притом, что Плач причисляется к Книге Иеремии, а Книга Неемии считается частью Книги Ездры; исключение – Книга Есфирь, которая отсутствует как в этом списке, так и в большинстве греческих канонов» (А.М. Ritter, Kanonbildung 273f). 3. Первый в античности христианский комментарий к второканоническому произведению – это «De Tobia» («О Товии»), принадлежащий Амвросию Медиоланскому 5 . То, что древняя церковь твердо придерживалась иудейского канона, несмотря на то, что читала книги, принадлежащие к этому канону, на греческом или латинском языках, говорит о том, что «ни в коем случае нельзя думать, будто христианство и иудаизм не имели никаких точек соприкосновения, начиная со времени их разрыва (случившегося вследствие событий 70г. н.э.), а пошли каждая своим путем» (А.М. Ritter, там же 280).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Если от Книги Исход обратиться к Книге Левит, мы увидим, что и в ней тема имени Божия также занимает важное место. В ней, в частности, содержится многократное запрещение «бесчестить» имя Божие   . Похуление имени Божия, согласно Книге Левит, должно быть наказуемо смертью: Хулил сын Израильтянки имя Господне и злословил. И привели его к Моисею; и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня. И сказал Господь Моисею, говоря: Выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями. И сынам Из–раилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой. И хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество. Пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти   . В этом отрывке интерес представляет не только беспрецедентная строгость, с которой предписывается наказывать за похуление имени Божия, но и тот факт, что имя Господне является здесь синонимом Самого Господа: хулить имя Господне — значит злословить Господа. Более того, в оригинальном еврейском тексте слово «имя» (— shem) дважды употреблено без прилагательного «Господне» (добавленного для ясности курсивом в русском Синодальном переводе). Таким образом, «имя» становится синонимом «Бога»; под «именем», конечно же, понимается священное имя Яхве. Имя Яхве играет центральную роль в Книге Второзакония, особенно в той ее части, которая начинается словами «Слушай, Израиль: Господь (), Бог наш, Господь () есть един»   и заканчивается словами «ты будешь святым народом у Господа (), Бога твоего»   . В этом длинном отрывке, являющемся, по мнению многих современных ученых, наиболее древней частью книги Второзакония   , выражение «Господь (), Бог твой» встречается множество раз, причем этим именем называет Себя Сам Бог, говоря о Себе в третьем лице. Во Второзаконии повторена заповедь Божия, данная Моисею: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно», причем к ней прибавлено: «ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно»   . Угроза наказания звучит и для тех, кто не имеет страха перед именем Яхве: «Если не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа, Бога твоего; то Господь поразит тебя и потомство твое »   Страх перед Богом— неотъемлемая составляющая ветхозаветной религии. Поскольку же в библейском понимании Бог отождествляется со Своим именем, страх Яхве, или «страх Господень» (— pahad Yahweh)   , перерастает в религиозное почитание имени Яхве, к которому предписывается относиться со страхом и трепетом.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

XIII в. Мозаика в Соборе Св. Марка, Венеция Господь, Господь ( Yahw Yahw), Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячу родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода ( Исх.34:6–7 ). В этом повествовании провозглашение Богом имени Яхве (Иеговы), то есть Своего собственного имени, является наивысшим моментом откровения. Все прочие наименования, которые следуют за именем Яхве«Бог человеколюбивый», «милостивый» и другие – являются лишь толкованиями этого имени, как бы добавляют обертоны к его основному звучанию. Страхом перед именем Яхве проникнут ветхозаветный религиозный культ. Храм Иерусалимский, построенный Соломоном, является храмом имени Божию. Об этом свидетельствует повествование 3-й Книги Царств, посвященное строительству храма царем Соломоном. Царь начинает свою речь словами: «У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа, Бога Израилева; но Господь сказал Давиду, отцу моему: у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; однако не ты построишь храм имени Моему, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему» ( 3Цар.8:17–19 ) 21 . Затем он произносит молитву, текст которой мы привели выше: в этой молитве имя Божие упоминается многократно в качестве синонима Самого Бога ( 3Цар.8:23–53 ). Вся жизнь храма сосредоточена вокруг почитания имени Божия: храм называется именем Господним; в храме пребывает имя Господне; в храм приходят, услышав о имени Господнем; в храме исповедуют имя Господне. Священное имя Яхве определяет весь богослужебный строй храма. Даже после того как первый храм был разрушен и на его месте, после возвращения евреев из вавилонского плена, был построен второй храм, он по-прежнему воспринимался как место, в котором обитает имя Божие ( 1Езд.6:12 ). К этому времени евреи из благоговения перестали произносить имя Яхве, заменяя его другими именами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

но вам не придется в них жить; разведете отменный виноград, но не отведаете из него вина!.. (см. Ам 5:10–11). Выслушайте эти слова, вы, что жаждете поглотить бедняков и нищих вконец погубить; вы, что говорите так: вот новолуние пройдет — и мы станем продавать хлеб, пройдет суббота — и откроем амбар, убавим меру, поднимем сикль в цене, станем с неверными весами хитрить, покупать неимущих за серебро, и за пару сандалий — бедняков, а высевки из хлеба продавать! (см. Ам 8:4–6). …Не поколеблется ли от этого земля, не восплачет ли всяк живущий на ней?..” (см. Ам 8:8). “Избранный народ”, если он живет в неправде, имеет перед Яхве не больше прав, чем всякий другой народ. Всечеловеческий пафос Амоса заходит так далеко, что пророк отрицает принципиальную разницу между заботой Яхве об Израиле и о язычниках; история людей повсюду представляет аналогии к знаменитому “исходу” евреев из Египта. “Не таковы ли, как эфиопов сыны, и вы для Меня, Израиля сыны?” — говорит Яхве. “Не Я ли вывел Израиль из земли Мицраим, и филистимлян — из кипрской земли, и арамеев — из Кира?” (см. Ам 9:7). Это не значит, что для Амоса утрачивает силу идея избранничества потомков Авраама; но он видит в избранничестве не привилегию, а ответственность. Его Яхве говорит евреям: “Вас одних признал Я из всех племен земли — потому и взыщу с вас за все беззакония ваши!” (см. Ам 3:2). Младшими современниками Амоса были другие пророки: Осия (Хошеа), описывающий отношение Яхве к Своему народу в глубоко человечных образах любви мужа к неверной жене, и один из трех “великих пророков” — Исаия, сын Амоса (Йешай­аху бен-Амоц; не смешивать отца Исаии с его тезкой пророком Амосом!). Книга пророка Исаии в библейском каноне имеет объем 66 глав; из них только первые 35 глав принадлежат историческому Исаии, впервые выступившему с проповедью в 746 г. до Р. Х. Оглядываясь вокруг себя, Исаия видит тревожные и мрачные события второй половины VIII в. до Р. Х.: войну Сирии против израильского колена Ефраим (734–733), завоевание Израиля войсками ассирийского царя Саргона (721), поход Саргонова преемника Санхериба (Сеннахериба, Сеннахирима) под стены Иерусалима (701) — всюду вражда, убийство, страх.

http://pravmir.ru/literature-vethogo-zav...

Библейское учение. «Перевод нового мира» откровенно искажает смысл текста Рим.10:13 . В оригинальном греческом тексте имени «Иегова» нет. Его вставили сюда переводчики Общества Сторожевой Башни. Правильно же этот стих звучит так: «Всякий, кто призовет имя Господне [Kurios], спасется» (курсив автора). А из более широкого контекста ( Рим.10:9–13 ) видно, что слово «Господь» относится к Иисусу Христу (см. стих 9, в котором Иисус однозначно назван «Господом») 655 . Спросите: Известно ли вам, что слова «Иегова» нет ни в одной греческой рукописи Нового Завета и что в текст Рим.10:13 и других стихов оно было вставлено Обществом Сторожевой Башни? Известно ли вам, что во всех греческих рукописях в тексте Рим.10:13 использовано слово Kurios, означающее «Господь»? Известно ли вам, что слово «Господь», как показывает более широкий контекст этого стиха ( Рим.10:9–13 ), относится к Иисусу, и что в 9-м стихе Он прямо назван «Господом»? Рим.10:13 – это цитата из Книги пророка Иоиля: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне [Яхве], спасется» (Ил.2:32). Но это не может оправдать использование слова «Яхве» (или Иегова) в Рим.10:13 . Как уже было сказано, в греческих рукописях стоит слово Kurios («Господь»). Таким образом, перевод Сторожевой Башни безоснователен. Тем не менее слова Иоиля очень важны: сколько бы ни отрицали Свидетели Иеговы этот факт, в 10-й главе Послания к римлянам апостол Павел пишет, что слова пророка («...кто призовет имя Господне [Яхве]...») исполняются, когда люди призывают имя Иисуса Христа. Для Павла «призывать Яхве» и «призывать Иисуса Христа» – одно и то же. Это явное свидетельство того, что Христос и есть Яхве. Те же слова Иоиля процитировал и апостол Петр в день Пятидесятницы: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Деян.2:21 ). Прочитав с 22-го по 36-й стих, вы убедитесь, что «Господь», о котором говорит Петр, – Сам Иисус Христос. (Именно Он был «засвидетельствован от Бога чудесными знамениями», пригвожден ко кресту, воскрес из мертвых, вознесся на небеса и воссел одесную Отца.)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Повествование о пророке Ионе начинается очень традиционно и одновременно неожиданно. И было слово Яхве к Ионе, сыну Амитая: “встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем…” (см. Иона 1:1–2) . Вспоминается зачин книги Чисел из Пятикнижия И говорил Яхве к Моисею в пустыне Синайской… И было ко мне слово Яхве… (см. Чис 1:1) — так начинает свое пророчество Иеремия, и этими же словами начинаются одна за другой главы Иезекииля. Но каково же содержание этого слова Яхве? На сей раз пророк должен идти вовсе не к своим единоплеменникам, не к обитателям Иудеи и Израиля, но в самый чужой, в самый страшный, в самый ненавистный для евреев город — в Ниневию, ассирийскую столицу. Благостный герой книги Товита переживает перед смертью последнюю радость, узнав о гибели Ниневии, — вот как относились к этому городу! Вся книга пророка Наума переполнена проклятиями “граду кровей”. А миссия пророка и так невыносимо тяжела; в 3-й книге Царств рассказывается, что даже огнепламенный пророк Илия до того устал от нее, что просил себе смерти (3 Цар 19:4–8). Насколько же тяжелее принимать на себя этот подвиг ради ненавистных чужаков, которые к тому же еще и неверующие, так что шансы на их внимание к проповеди пророка невелики! И малодушный Иона решает дезертировать. Ему велено идти в Ниневию, на восток; он решает ехать в финикийскую факторию в Испании Таршиш, то есть на крайний запад. Но его намерение “бежать от лица Яхве” неосуществимо. Корабль, везущий Иону, попадает в страшную бурю; финикийским морякам приходит в голову, что кто-то из богов требует в жертву одного из людей на борту. И сказали друг другу: “пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда”. И бросили жребии, и пал жребий на Иону (см. Иона 1:7). Тогда сам Иона, исповедав свой грех, просит, чтобы его бросили в море; после этого буря немедленно стихает. Увидев это, финикийцы обращаются к вере в Яхве (как характерно для автора книги пророка Ионы это желание, чтобы чужеземцы, в которых он видит таких же людей, как и он сам, приобщились к знанию истинного Бога!). Между тем Иона поглощен “великой рыбой”, символизирующей водный прахаос и мрак смерти (ср. образ Левиафана в книге Иова); в чреве этой рыбы (только в греческом переводе Библии названной “китом”) он произносит стихотворную покаянную молитву, после чего рыба извергает его на сушу.

http://pravmir.ru/literature-vethogo-zav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010