Тимон?, Берилл (ок. 230-240); Максим (до 264 - после 268); Никомах (до 325 - после 341); Антоний (упом. 343-344); Тит (до 363, ум. ок. 378); Багадиос (до 381 - после 394); Евлисий, Антиох (упом. 431); Константин (упом. 448 и 451); Антипатр (? - после 458); Юлиан (до 512-513 - после 518); Иордан (упом. 527); Иоанн (до 539 - после 553); Симеон (2-я пол. VI в.); Досифей; Полиевкт (до 624 - ?); ? (кон. VII в.); Стефан (нач. VIII в.); Николай (упом. 1111); Арсений (упом. 1365); Михаил († март 1389); Иоаким (упом. февр. 1452); Афанасий Даббас (? - до 1612); Косма Даббас (ок. 1612 - май 1619); ? (упом. 1627); Григорий ад-Димашки (до 1653 - после 1673); ? (упом. 1686); Кирилл (1763-1794), Афанасий Матар (1798-1800); Кирилл Фасфус (окт. 1836 - 1858); Игнатий Аккави (1859 - 7 авг. 1870); Василий Хаззар (24 окт. 1871 - 16 июня 1887); Николай Кади (10 февр. 1889 - ?); Захарий (1909 - ?); Василий; Савва (5 июня 1999-). Лит.: Korolevsk ÿ C. Bostra//DHGE. T. 9. Col. 1399-1405; Кондаков Н. П. Археол. путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904. С. 103-108; Жузе П. Епархии Антиохийской церкви//СИППО. 1911. С. 481-498; Abel A. Bosra//EI. Vol. 1. P. 1275-1277; Сидорова Н. А. , Стародуб Т. Х. Города Сирии. М., 1979. С. 84-95; Trimingham J. S. Christianity Among the Arabs in Pre-islamic Times. L.; N. Y., 1979. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: ДАМАСК один из древнейших городов Ближ. Востока и мира, в наст. время столица Сирийской Арабской Республики, совр. резиденция правосл. Патриарха Антиохийского ЗИХИЯ историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата

http://pravenc.ru/text/153251.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Панченко К. А. К истории Антиохийской Православной Церкви кон. XVII в.: Патриарший престол и клановая солидарность Новые ракурсы В годы Патриарха Макария III аз-За’има (1647–1672 гг.) и Павла Алеппского (†1669 г.), время культурного подъема православных арабов и активизации их внешнеполитических контактов, Антиохийская Церковь достигла, может быть, пика своего развития в османскую эпоху. Многочисленные источники позволяют реконструировать церковно-политическую историю этих десятилетий чуть ли не по дням. Однако последовавшее за этим патриаршество внука Макария Кирилла V аз-За’има (1672–1720 гг.) полно «белых пятен». Можно говорить о наступлении некоей полосы кризиса арабского православия. Он проявился в череде внутренних конфликтов, сотрясавших Антиохийскую Церковь – соперничестве за Патриарший престол Кирилла и антипатриархов Неофита ас-Сакизи и Афанасия III Даббаса. Именно на этом фоне католическая пропаганда в арабо-православной (мелькитской) среде достигла первых значимых успехов и подготовила грядущий раскол Антиохийского Патриархата и выделение из его состава Мелькитской Католической Церкви. Традиционными источниками по событийной истории конца XVII в. были соответствующие разделы антиохийской церковной хроники Михаила Брейка ад-Димашки († после 1781 г.) аль-Хакаик аль-вафиййа, восходящие к записям некоего хури Фараха, жившего на излете патриаршества Кирилла. Смуты конца XVII в. отражены и в компилятивной Бейрутской хронике Абдаллаха Трада, однако написаны эти пассажи были еще позже, во 2-й половине XVIII Ряд документов Константинопольского Патриархата конца XVII – начала XVIII в., имевших отношение к сирийским церковным смутам, был введен в отечественный научный оборот И. И. Соколовым, которому принадлежат и первые попытки анализа породившей их исторической ситуации, ныне

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

Версия высказана Б. Л. Фонкичем в частной беседе. См. подробности пребывания Макария на Кавказе в 1668–1670 гг.: Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством. С. 382–383. Ченцова В. Г. Еще раз о дате кончины Павла Алеппского. С. 101. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. М., 2005. С. 686. РГАДА, ф. 52, оп. 1, 1671 г., ед. хр. 25. При цитировании восстановлены пропущенные и выносные буквы. См.: Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством. С. 160–161. Соколов И. И. Церковные события в Сирии... С. 317. Панченко К. А. Митрополиты и епархии... С. 139; Walbiner C. -M. Die Bischofs- und Metropolitensitze des grieschisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1594 bis 1664... P. 125–126. Точнее, Леонтий Сайданайский упоминается как ставленник Макария, но уже в поздней приписке Кирилла ( Панченко К. А. Митрополиты и епархии... С. 139; Walbiner C. -M. Die Bischofs- und Metropolitensitze des grieschisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1665 bis 1724... P. 74). МихаилБрейк. Аль-Хакаик аль-вафийя... С. 156. Цит. по: Соколов И. И. Церковные события в Сирии... С. 315. AtanasieDabbas. Istoria Patriarhilor de Antiohia. С. 158. Об участии Ханании в халебской шелкоторговле пишет Б. Мастерс ( MastersB. Christians and Jews in the Ottoman Arab World... P. 84). Имена следующих представителей клана аз-За’им известны по приписке к рукописи переводов Макария, остававшейся во владении Булуса, внука Ханании, до 1734 г. (См.: Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством. С. 152). Можно предположить, кстати, что Булус (Павел) получил свое имя в честь великого прадеда. В литературе встречаются версии, что Константину было даже не 20, а 17 или 18 лет, но последние цифры никак не могут быть приняты, так как к моменту отъезда Павла Алеппского в его первое путешествие в 1652 г. у него уже родились оба сына. Михаил Брейк. Аль-Хакаик аль-вафийя... С. 156. Русский перевод: [ Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских патриархов. С. 443. Грамота сторонников Неофита сообщает о 3 тыс. киршей, поднесенных паше, и еще 3 тыс. – его наместнику (в Бейруте?) и кади ( Соколов И. И. Церковные события в Сирии... С. 315).

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

Самые сильные преследования (80-е гг. XVIII в.) связаны с именем ближайшего советника эмира Юсефа, маронита Гандура аль-Хури. После смерти Сильвестра (1766) К-польский Синод снова поставил Антиохийского Патриарха из греков без согласования с сир. митрополитами. Начиная с Патриарха Сильвестра в течение более полутора веков Антиохийский престол занимали исключительно клирики греч. происхождения; К-польские Патриархи полагали, что сир. арабы не тверды в Православии и им нельзя доверять управление Церковью. Позднейшие униатские историки трактовали переход арабов в унию как протест против греч. засилья; однако подобные объяснения отражают реалии скорее кон. XIX, чем XVIII в., когда у народов Ближ. Востока чувство вероисповедного единства было значительно сильнее этнического самосознания. Кроме того, эллинизация АПЦ никогда не была столь масштабной, как в правосл. Церквах Египта или Палестины. У правосл. арабов Сирии всегда сохранялась собственная влиятельная интеллектуальная элита - архиереи, писатели, проповедники. Необходимость противодействия католич. пропаганде стимулировала подъем полемической лит-ры: таковы труды Илии Фахра , логофета Антиохийского престола (30-60-е гг. XVIII в.); митр. Софрония (впосл. Патриарха Иерусалимского, а затем К-польского, † 1781). Неск. раз Патриархи предпринимали попытки учредить книгопечатание на араб. языке для нужд Антиохийской Церкви: Афанасий III в нач. XVIII в. (в Валахии и Халебе), Сильвестр ок. 1744/45 г. (в Валахии), в 1751-1772 гг. правосл. типография действовала в Бейруте. Патриарх Сильвестр стремился в противовес лат. системе обучения и пропаганды создать собственную высшую школу. Он пригласил в Сирию греч. просветителя Иакова Патмосского , ок. 10 лет преподававшего в Халебе, Триполи и Дамаске. XVIII в.- высшая точка развития летописания правосл. арабов. В Дамаске свящ. Михаил Барик ад-Димашки († после 1781) создал ряд исторических трудов, в т. ч. Историю Антиохийских Патриархов - продолжение аналогичного труда, написанного веком раньше Патриархом Макарием и архидиак.

http://pravenc.ru/text/115764.html

В начале XIX в. писал исторические труды Михаил Саббаг, внук Ибрахима Саббага, сподвижника шейха Дахира. Помимо составленной им политической биографии галилейского шейха («Тарих Дахир»), Михаилу приписывают авторство начального фрагмента летописи «Тарих хавадис аш-Шам ва Любнан» («История событий в Сирии и Ливане»), подписанной криптонимом «Михаил ад-Димашки». Летопись охватывает период 1782–1841 гг. Считается, что у нее было два автора, причем второй установлен до статочно точно – это Михаил Мшака, известный деятель арабской словесности второй половины XIX в. Однако начальная часть хроники была явно написана очевидцем событий, происходивших до рождения Мшаки. Кто бы ни был этим автором, очевидно, что он принадлежал к униатской общине. Детальное описание светской политической истории Дамаска, деяний местных пашей пару раз прерывается весьма темпераментным рассказом о гонениях на униатов при православном патриархе Данииле и о халебском бунте униатов 1818 г. 2273 Так, например, сообщается, что патриарший диакон, руководивший следствием по делу арестованных в Дамаске униатов, вскоре умер гнусной смертью, а на могиле его люди видели ехидну. 2274 Близкое по жанру к «Тарих хавадис» сочинение – смешанная светская и церковная история событий в Ливане и Сирии 1745–1800 гг. – было написано уроженцем Хомса шувейрским монахом Руфаилом Карамой (1730–1800). 2275 Эту летопись использовали некоторые позднейшие ливанские историки, в частности Ханания аль-Мунайир (1756 – после 1830), которого можно отнести к иной, «монастырской» группе хронистов. Монастырское летописание развивалось прежде всего в ордене Шувейритов. В основу его легли архивы монастыря, записи текущих событий, фиксации которых положил начало в 1730-х гг. Никула ас-Саиг, самый знаменитый из настоятелей обители Мар Юханна. Вслед за ним монастырские анналы вел до 1774 г. Агабиос Кунайир, впоследствии перешедший из монастыря на митрополичью кафедру. Ханания аль-Мунайир обработал все эти записи и составил пространную историю своего ордена «Тарих ар-рахбанийя аль-ханнавийя аль-муляккаба би-ш-шувейрийя» («История монашеской конгрегации св. Иоанна, именуемой Шувейрской»). Повествование было доведено до 1804 г., смерти Ахмада Джаззара, которая казалась современникам событием эпохального масштаба. 2276

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (II) патриарх Антиохийский (2-я пол. XV в.?). Существование этого патриарха малодостоверно. Он не упоминается ни в сохранившихся до наст. времени источниках XV в., ни в сочинениях позднейших араб. христ. летописцев патриарха Макария III Антиохийского и Павла Алеппского . Его не помещают в списки Антиохийских патриархов мн. ученые - от М. Ле Кьена до Ж. Насраллы. Все эти авторы считают, что 2-ю пол. XV в. почти целиком охватило Патриаршество Михаила III . Араб. правосл. хронист XVIII в. Михаил Барик ад-Димашки дополнил традиц. список Антиохийских патриархов XV в. рядом имен (Марк, Иоаким, Г.), извлеченных им из недатированных рукописей, приписанных им к доосманской эпохе. В таком же порядке эти лица приведены еп. Порфирием (Успенским), к-рый относил их Патриаршество ко 2-й пол. XV в. Церковный историк сер. XIX в. патриарх Констанций К-польский также указывал эти имена в своем списке Антиохийских предстоятелей, присвоив каждому из них и даты правления. В частности, Патриаршество Г. он датировал 1493-1511 гг. без всяких обоснований и ссылок на источники. К. Каралевский в версии перечня Антиохийских патриархов воспроизводит имена Марк и Иоаким, к-рые действительно фигурируют в материалах папского посольства на Ближ. Восток 1458-1459 гг. (впрочем, аутентичность этого посольства оспаривается), но вместо Г. историк помещает имя некоего Михаила IV с датами Патриаршества 1470/74-1484, к-рый, видимо, является «раздвоившимся» Михаилом III. Р. Асад в описании истории Антиохийской Православной Церкви приводит как мнение Констанция, так и версию о полувековом предстоятельстве патриарха Михаила III (1451-1497). Последнему варианту автор отдает предпочтение. Слабая изученность истории Антиохийской Церкви мамлюкской эпохи вынуждает пока оставить вопрос о Патриаршестве Г. открытым. Лит.: Михаил Бурейк. Список Антиохийских патриархов//ТКДА. 1874. 6. С. 424; Порфирий (Успенский), еп. Восток Христианский: Сирия//ТКДА. 1875. 12. С. 94; Karalevskiy K. Antioche//DHGE. T. 3. Col. 633-634, 700; Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l " Église melchite du Ve au XXe siècle. P.; Louvain, 1981. Vol. 3. Pt. 2. P. 79; Асад Р. Каниса-т мадина-т Алла Антакия аль-Узма. Бейрут, 1988. Т. 2. С. 347-348 (на араб. яз.). К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166717.html

К.А. Панченко Глава IX. Католическая уния (Патриарх) Кирилл упорядочил дела народа весьма хорошо и пас паству Христову в тишине и спокойствии. Он достоин всяческого восхваления, за исключением того, что сговорился он с франками и смотрел сквозь пальцы на деяния их, так что возвысилось их дело. Современники их ели незрелый виноград, а оскомина досталась нам! Михаил Брейк ад-Димашки, 1767 год. О я несчастный, который в такое неподходящее время оказываюсь вашим архиереем и пастырем! Сильвестр, патриарх антиохийский (1724–1766) Католическое присутствие в Леванте. Антиохийская церковь и Ватикан: хроника контактов. XVII век: Объятия сжимаются. Точка возврата пройдена. Раскол. Халебский эпицентр. Битва за Халеб: финал. Мелькитская униатская церковь . Бейрутский эпицентр. Последний бой. Почему побеждала уния? Униатская идентичность. Католическое присутствие в Леванте Период XVII–XVIII века, – время активной экономической и религиозной экспансии католического мира в Леванте, стали одной из ключевых эпох в истории Христианского Востока. Арабы-христиане оказались перед лицом исторического «вызова» со стороны Западной цивилизации. Соприкосновение этих культур привело к драматическому расколу ближневосточных христианских сообществ. Часть восточных христиан отказалась от прежней идентичности и перешла в унию с Римом. Эти потрясения стимулировали огромный выброс духовной энергии у всех противоборствующих сторон – униатов разных толков и приверженцев традиционной ортодоксии – осмысление собственной идентичности, оправдание своего исторического выбора, освоение новых методов церковно-политической борьбы. Не будет преувеличением сказать, что католическая духовная экспансия в Леванте и становление арабской унии стали основным содержанием культурно-политической истории христиан-сирийцев в конце XVII–XVIII вв. Активные контакты латинского Запада с ближневосточным христианским миром происходили во время Крестовых походов, однако с изгнанием крестоносцев из Сирии и Палестины, римско-восточные связи резко ослабели. Как говорилось ранее, в 1330-х гг. мамлюкские власти позволили группе францисканских монахов вернуться в Иерусалим и Вифлеем. Со временем в Яффе, Рамле и Иерусалиме возникла сеть монастырей и постоялых дворов, обслуживавших европейское паломничество. В XVII века католики получили возможность основать сразу несколько монастырей в Палестине: в Назарете, на горе Фавор, в Айн-Кареме (Горней) и на горе Кармель над Хайфой. Традиционно считается, что францисканцы – «стражи Св. Гроба» – не были склонны к прозелитизму, их больше заботили контроль над Св. местами и организация паломничества, чем проповедь среди местных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этом пишет сам Б. Мастерс: Masters B. Christians and Jews in the Ottoman Arab World... P. 84. Абдаллах Трад. Мухтасар тарих аль-асакифа. С. 35. Русский перевод: Сказание о Сирийской унии. С. 499; Михаил Брейк. Аль-Хакаик аль-вафийя. С. 157. Русский перевод: [ Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских патриархов. С. 443–444. Masters B. Christians and Jews in the Ottoman Arab World... P. 83–84. Там же. Панченко К. А. Митрополиты и епархии. С. 136; он же. Ближневосточное православие под османским владычеством. С. 248–249. См. примеч. 39. Панченко К. А. Митрополиты и епархии... С. 137. Там же. Аль-махтутат аль-арабийя фи… дайр Сайида аль-Баляманд. 93. Там же, 84. Известна также рукопись Типикона, вложенная в Баламандский монастырь «патриархом Неофитом» в 7190 (1681/2) г. (Там же, 98). РГАДА, ф. 52/1, 1683 г., ед. хр. 2, л. 37–56. См. о нем: Nasrallah J. Histoire du mouvement litteraire dans l’eglise melchite… P. 185–192; idem. Eutheme Saifi//Dictionnaire d’histoire et de geographie ecclesiastiques (далее – DHGE). 1967. T. 16. Col. 64–74. См. пересказ документа: Hasan Çolak. Op. cit. East. P. 91. Панченко К. А.Митрополиты и епархии... С. 137. См.: Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством. С. 203. Панченко К. А. Митрополиты и епархии... С. 130. Там же. Аналогичная ситуация отмечена в Халебе в конце XVI в., когда из-за раздоров местных христианских группировок много лет невозможно было провести выборы митрополита, и Халебскую епархию временно окормлял митрополит Мармариты ( Панченко К. А. Митрополиты и епархии... С. 131–132). См.: Науфитус Эделби. Асакифа-т ар-рум аль-маликиййин би Халяб. С. 108. Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством. С. 329–330. Даббас А., Рашв Н.Тарих ат-тиба’а аль-арабийя фи-ль-Машрик (История арабского книгопечатания в Машрике). Бейрут, 2008. С. 38. Автор ссылается на хронику Михаила Брейка, но там ничего не говорится о возведении Прокопия в архиерейский сан Досифеем. Бернацкий М. М. Досифей II Нотара//Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2007. С. 73.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

Бывш. патриарх прожил еще довольно долго, но все это время оставался в Халебе как частное лицо. Ознакомившись с отчетами Элиано, Римский престол направил на Ближ. Восток иезуитскую миссию Леонардо Абеля (1583-1586), которому предписывалось войти в контакт с православными и сиро-яковитскими иерархами и убедить их принять положения Флорентийской унии (см. Ферраро-Флорентийский Собор ) и григорианский календарь. В 1584 г. Абель вел бесплодные переговоры с Иоакимом Дау и Иерусалимским патриархом Софронием. Не добившись успеха, папский легат в 1585 г. обратился к М., к-рого в Риме готовы были считать законным предстоятелем Антиохийской Церкви. М. уже нечего было терять, к тому же он не мог простить остальным правосл. патриархам того, что они выступили на стороне Иоакима Дау. Экс-патриарх представил Абелю грамоту с исповеданием католич. веры и послания Римскому папе Сиксту V и кард. Дж. А. Санторио, курировавшему работу с правосл. Церквами. М. обещал содействовать принятию католич. вероучения своим народом и жаловался на гонения, к-рые претерпел от единоверцев. Письма М. Абель привез в Рим в мае 1586 г. Однако Римская курия никак не отреагировала на эти послания, видимо понимая, что М. не обладает реальной властью. В приписке к одной сиро-мелькитской рукописи (Bodl. syr. 92) сообщается о кончине на Рождество Христово 1592 г. «смещенного патриарха», под которым имеется в виду М. Тот факт, что автор записки даже не назвал его по имени, свидетельствует о полном отходе М. от дел. Ист.: Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 680; Brayk M. Al-haqa   " iq al-wa  fiya f ta " rkh baa  riqat al-kansa al-ana  kiyya. Bayru  t, 2006. P. 139-141 (рус. пер.: [ Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских патриархов/Пер.: еп. Порфирий (Успенский)//ТКДА. 1874. 6. С. 426-428); Monumenta Proximi-Orientis. R., 1989. Pt. 1: Palestine - Liban - Syrie - Mésopotamie, 1523-1583/Ed. S. Kuri. P. 200-214, 264, 292, 309, 312, 332, 338-339, 367, 376-377; 1994. Pt. 3: Palestine - Liban - Syrie - Mesopotamie, 1583-1623/Ed. S. Kuri. P. 72, 112-113. Лит.: Порфирий (Успенский), еп. Восток Христианский: Сирия//ТКДА. 1876. 3. Прил. С. 97; Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 5-6, 38-46, 76-77, 82-84; Панченко К. А. Триполийское гнездо: Правосл. община г. Триполи в культурно-полит. жизни Антиохийского патриархата XVI - 1-й пол. XVII в.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. М., 2009. Вып. 1(15). С. 41-64; он же. Антиохийская Правосл. Церковь и Рим в эпоху Контрреформации: Полемический ответ папе Римскому Анастасия ибн Муджаллы// Он же. Православные арабы: Путь через века. М., 2013. С. 292-322. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563686.html

Ист.: Гиббенет Н. Историческое исследование дела патр. Никона. СПб., 1884. Ч. 2; Павел Алеппский. Путешествие; Atanasie Dabbas. Istoria Patriarhilor de Antiohia//BOR. 1931. T. 49. P. 140-160; Материалы к истории Грузии XVII в.: Описание Грузии, сост. Павлом Алеппским/Подгот. к изд., исслед. и коммент.: Н. Ш. Асатиани. Тб., 1973. С. 69-79 (исслед. и коммент. на груз. яз.); Полосин Вл. В. Записка Павла Алеппского о поставлении митрополитов антиохийским патр. Макарием//ХВ. 2001. Т. 2(8). С. 329-342; Brayk M. Al-haqa   " iq al-wa  fiya f ta " rkh baa  riqat al-kansa al-ana  kiyya. Bayru  t, 2006 (рус. пер.: [ Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских патриархов/Пер.: еп. Порфирий (Успенский)//ТКДА. 1874. 6. С. 346-457); (?)lsquo; Abdalla   h ibn T rad. Mukhtasar ta " rkh al-asa  qifa. Bayru  t, 2002; A Descriptive Catalogue of the Christian Arab Manuscripts Preserved in the St.-Petersburg Branch of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences/Comp. Val. Polosin, Vl. Polosin, N. Serikoff, S. Frantsouzoff; ed. N. Serikoff (в печ.). Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 7 (по указ.); Николаевский П. Ф., прот. Из истории сношений России с Востоком в пол. XVII ст.//ХЧ. 1882. Ч. 1. 1/2. С. 245-267; 5/6. С. 732-775; Дмитриевский А. А. Приезд в Астрахань вост. патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского и связанное с ним учреждение здесь митрополии//ТКДА. 1904. 3. С. 317-358; Каптерев Н. Ф. Хлопоты московского правительства о восстановлении Паисия Александрийского и Макария Антиохийского на их патриарших кафедрах и о разрешении от запрещения Паисия Лигарида//БВ. 1911. Т. 3. 9. С. 67-98; 10. С. 209-232 (2-я паг.); он же. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 19142; Graf. Geschichte. 1949. Bd. 3. S. 94-112; Крачковский И. Ю. Описание путешествия Макария Антиохийского как памятник арабской геогр. лит-ры и как источник для истории России в XVII в.//Избр. соч. М.; Л., 1955. Т. 1. С. 259-272; Михайлова А. И. Лицевая арабская рукопись перевода греч.

http://pravenc.ru/text/2561412.html

   001    002    003    004   005     006