В. (списки: Хиландар. 405, ок. 1400 г.; Черногория. Мон-рь Николяц. 48. Л. 1-99 об., 2-я четв. XV в.; Болгария. Нац. музей «Рильский мон-рь». 4/14. Л. 1-90 об., 1456 г.; Хорватия. Загреб. Архив ХАЗУ. III a 47. Л. 166-208, 1469 г.; и др.- см.: Trost K. Untersuchungen zur Übersätzungstheorie und - praksis der späteren Kirchenslavischen: Die Abstrakta des Hexameronübersätzung des Zagreber Zbornik von 1469. Münch., 1978; 1985. С. 157-164; 1999. 10). Во 2-й пол. XIV в. болг. книжники перевели (вероятнее всего, в К-поле) в составе т. н. Студийской коллекции (см.: Юфу З. За десеттомната колекция Студион (из архива на румънския изследвач Й. Юфу)//Проучвания по случай II Конгрес по балканистика. София, 1970 (=Studia balcanica; 2). С. 299-344) минейные беседы В. В. на Рождество Христово (беседа 27, «На святое Рождество Христово», нач.: «Христово рождьство своиствъное - убо и пръвое и особное его божьства млъчанием да почитаеться...»), на Богоявление (беседа 13, «Побудительная к принятию св. Крещения», нач.: «Премудрыи убо Соломон, иже в житии вещем времена разделяе...») и на 40 мучеников (беседа 19, «На святых 40 мучеников»; нач.: «О мученичьскые памяти которая убо будет сытость...»), а также надписанную именем В. В., но не принадлежащую ему триодную беседу на Пятидесятницу, при этом 1-я и 3-я из них были переведены заново. Заметное место сочинения В. В. занимают в 1-й трети XVI в. среди переводов прп. Максима Грека - 16 слов с толкованиями на псалмы Давидовы, а также целый ряд поучений и правил ( Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969. С. 40, 55-59, 66; Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека: Неизданные тексты. Л., 1984. С. 148-149, 182-184). Неисследованным остается происхождение и время перевода небольшого сборника, к-рый представлен рус. списком XVI в.- ГИМ. собр. А. С. Уварова. 357-4°/Царск. 27 (см.: Строев П. М. Рукописи славянские и российские, принадлежащие... И. Н. Царскому. М., 1848. С. 11-12). Сборник надписан именем В. В. и содержит следующие сочинения: минейные гомилии на предпразднства Рождества и Богоявления, мч.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Валериан, мученик 53 Варвара, великомученица 143, 198 Варвара 77 Варсонофий Оптинский , преподобный 185, 327 Василий Великий , святитель 32, 57, 217 Василисса, мученица 53 Васильев Александр , протоиерей 316 Васильев Павел, священник 282, 284 Вебер М. 89, 124 Вейнберг A. A. 309 Вельяминов H. A. 293 Верещагин В. В. 229 Веселицкая Л. 228 Виктория, королева Великобритании 171 Виссарион, епископ Костромской и Галицкий 252, 254 Витте С. Ю. 117, 193, 279, 306 Владимир, равноапостольный великий князь 6 Волконские 145 Волочучин Н.283 Вонифатий, мученик 136 Восторгов И. И., протоиерей, священномученик 308 Вьяннэ Ж.-М. 77, 84, 89, 236, 344, 345, 347 Гагарины 145 Гадалов М. 240 Галактион, мученик 53 Гапон Г. А., священник-расстрига 100, 299 Гарской Н. 187 Георгий, отшельник 169 Георгий Победоносец, великомученик 158, 332 Гермиона, настоятельница Ключегорского Казанско-Богородицкого монастыря 169 Гиляров-Платонов Н. П. 88 Гоголь Н. В. 205 Гозовченко П. 184 Голицын Б., князь 152 Голицыны 145 Голубинский Е. Е. 6, 239 Гордиенко Н. С. 337 Грибоедов A. C. 342 Григорий Богослов , святитель 217, 327 Григорий X, папа римский 61 Григорий Нисский , святитель 31, 50, 53 Григорий Турский 217 Гризингер 183 Гурий, архиепископ Новгородской епархии 258 Давид, пророк 28, 30, 63, 108 Далматов Я. 285 Даль В. И. 198 Дамиан, бессребреник и чудотворец 234 Даниил, пророк 59, 330 Дария, мученица 53 Дарья 317 Дарья 163 Даффи И. 12 Дебольский Г. С., протоиерей 17 Диксон С. 106 Димитрий Ростовский , святитель 59 Дионисий Малый 54, 88 Дмитриев H., иоаннит 261, 281, 339 Добролюбов H. A. 98, 115 Доре Г. 225 Дорн, фон Г. 158 Достоевский Ф. М. 49, 56, 79, 273, 306, 326 Дремятский С., священник, 283 Ева 40, 45, 53 Евгения, секретарь о. Иоанна 195 Евдоким, архиепископ 327 Евдокия 237 Евдокия Леонтьевна 237 Евдокия, старица 164 Егор 134 Екатерина 133 Елизавета 317 Елизавета, племянница Сергиевой Е. К. 179, 180, 181 Елисавета Феодоровна, великая княгиня, преподобномученица 148 Елисей, пророк 59 Ефрем Сирин , преподобный 31

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Авва Пимен. (2, с. 23.) Согрешившим не следует отчаиваться. Да не будет сего. Ибо мы осуждаемся не за множество зол, но за то, что не хотим покаяться и познать чудеса Христовы. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 496.) Если кто обращается с братом с хитростию – не минует печали сердечной. Авва Исаия. (2, с. 51.) Причина всякой грешности – тщеславие и желание удовольствия. Не возненавидевший их не пресечет страсти. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 529.) Если желаешь Царства Небесного, презирай богатство и ищи воздаяния Божия. Авва Исидор. (2, с. 33.) Душа тому принадлежит, с кем в общении и единении она своими хотениями. Преподобный Макарий Великий. (1, с. 180.) Живых существ четыре различных вида: одни из них бессмертны и воодушевлены – каковы Ангелы; другие имеют ум, душу и дыхание – каковы люди; иные имеют дыхание и душу – каковы животные; а иные имеют только жизнь – каковы растения. Преподобный Антоний Великий. (1, с. 93.) Как земля не может принести плода без семени и воды, так человек не может покаяться без смиренномудрия и труда телесного. Преподобный Исаия. (1, с. 344.) Если увидишь, что кто-либо лицемерно хвалит тебя, то в другое время ожидай от него порицания. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 534.) Блюдись разговаривать с еретиками, желая отстоять веру, чтобы яд скверных слов их как-нибудь не уязвил тебя [самого]. Преподобный Исаия. (1, с. 299.) Желающий сделать что-либо и не могущий есть пред Сердцеведцем Богом как бы сделавший. Это должно разуметь как в отношении к добру, так и в отношении ко злу. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 539.) Я лучше желаю себе дела легкого и продолжительного, нежели трудного вначале, но скоро оканчивающегося. Авва Матой. (2, с. 36.) Жить тебе по Богу невозможно, когда ты сластолюбив и сребролюбив. Авва Пимен. (2, с. 24.) Добродетели прощать обиды препятствуют две страсти: тщеславие и сластолюбие – а потому, прежде всего, должно отречься от них в уме и потом уже стараться о приобретении и этой добродетели. Преподобный Марк Подвижник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

336 Например: АИ. 1. 155; 2. 353; ААЭ. 1. 299. 337 И. 3. 65; ААЭ. 2. 277; АИ. 2. 355; СГГД. 2. 219. 338 АИ. 1. 192 и др. 339 ААЭ. 4. 16, 82; ДАИ. 2. 37; ср.: Горчаков. Ук. соч. С. 42. 340 АИ. 1. 155, 158; 2. 249; 3. 162; ААЭ. 4. 56, 315. 341 Горчаков. Ук. соч. С. 42; АИ. 3. 162; ААЭ. 1. 227; 2. 56. 342 орчаков. Ук. соч. С. 68. Ср. иное мнение: Владимирский-Буданов М. Обзор (1888). С. 210. 343 Горчаков. Ук. соч. С. 95. ПСЗ. 1. 412. 344 Горчаков. Ук. соч. С. 101. Некоторые монастыри по делам, связанным с земельными владениями, стремились обращаться в Приказ Большого дворца (например: АИ. 4. 166). 345 ПСЗ. 2. 699. Горчаков. Ук. соч. С. 101. Появление этого указа не в последнюю очередь было вызвано приговорами Собора 1675 г.: в них была сделана попытка оградить духовенство в вопросах подсудности от вмешательства светской власти. ААЭ. 4. 204 и 205. 346 Горчаков. Ук. соч. С. 112; ПСЗ. 1. 412. Собор 1669 г. утвердил этот приговор и распорядился, чтобы лавки и другие торговые заведения, которые принадлежали духовенству или монастырям и управлялись их приказчиками, были отписаны на царя, то есть переданы государству. ПСЗ. 1. 442, § 12; ААЭ. 4. С. 161. 347 Горчаков. Ук. соч. С. 114—115. 348 На миссионерские задачи Церкви указывал царь Иван IV в своей грамоте Гурию, первому архиепископу Казани (1555—1563). ААЭ. 1. 241. Интересно отметить, что эта мысль отчетливо выражена во фресках Свияжского Богословского монастыря: Айналов Д. Фресковая живопись храма Успения Богородицы в Свияжском Богородицком монастыре, в: Древности. Труды Рус. археол. общ. 21. 1 (1906); Некрасов А. Н. Древнерусское изобразительное искусство (1937). С. 292. 349 Ключевский. Курс. 2 (1907). С. 263. Изучая вопрос об основании монастырей в Понизовье в XVI в., мы пришли к выводу, что данные Ключевского нуждаются в уточнении: на самом деле число монастырей, основанных в XVI в., было больше. 350 Знаменский. Руководство по истории Русской Церкви (1896). С. 279. В начале XVIII в. в России был 1201 монастырь. Верховский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3192...

   Лонгиниада, г. 318, 586    Лопадий, г. 197, 387, 400—403, 575    Лул, г. 369, 603    Льва стена 468    Мавриотиссы монастырь 505    Мавропотам, р. 235, 541    Мадит 380    Македония 204, 450, 554, 612, 628    Малагина, г. 388, 401, 615    Малая Азия 7, 21, 22, 441, 443, 455, 515, 557, 561, 566, 573, 609,622    Малая Никея, г. 207, 227, 272, 273, 532    Малея, мыс 316    Малый Меандр, Каистр, р. 607    Мальгара, г. 539    Мамистра, см. Мопсуэстия, г.    Манганский монастырь, Манганы 429, 627, 628 Манганы, р-н Константинополя 124, 480    Мануила монастырь 445    Манцикерт, г. 7, 440, 508, 617, 625    Мараклея, г. 308, 370, 578, 579, 603    Мараш, г. 313    Мариуполь, г. 545    Марица, Герб, р. 104, 202, 203, 341, 394, 398, 469, 530, 541, 598    св. Марка собор 184, 518    Маркаб, г. 317, 586    Маркелла, г. 214, 215    Меандр, р. 304, 375, 525, 606    Мегалополь, см. Преслава, г.    Мезия 70    Мелитина, г. 199, 570, 573, 613    Мельфи, г. 7    Мероя, г. 196, 524    Месампелы, г. 295    Месанакты, Дипотам, г. 409, 617    Месопотамия 190, 468    Мессина, г. 509    Мест 341    Мидия 418    Милий, арка 114, 473    Милос, крепость 344, 352, 353    Мискура, г. 402    Митилена, г. 217, 218, 221, 246— 248, 547    Мифимна 218    Михаила архангела храм у Диррахия 151    Моглены, г. 165, 543    Мокр 339, 533, 600    Мопса города, см. Мопсуэстия    Мопсуэстия, Мамистра, Мопса города 318, 322, 522, 586, 588    Моровунд 103    Мосинополь, г. 24, 178, 515    Мосул, г.604    Навпакт, г. 87    Наколия, г.617    Неаполь, г. 349    Некра 371    Немея 249    Неокастр, Алексиополь, г. 398, 535    Неокесария, г. 573    Нижний дворец 117, 475    Нижняя Лотарингия 560    Низибис 604    Никейское озеро, см. Асканское озеро    Никея, г. 7—136. 190—192, 194. 195, 197, 199, 217, 277, 278, 292— 299, 303, 386—388, 397, 400, 402, 403, 405, 470, 476, 489, 523, 525, 526, 561, 562, 570—572, 615, 616    св. Николая церковь (в Константинополе) убе-жище 100, 467    св. Николая церковь (у Диррахия) 147, 153, 498 Никомидия, г. 138, 192, 194, 217, 232, 274, 293, 403, 404, 525, 526, 557

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Бегичев, писатель. 158 и пр. 1. Белоцветов М.В., дьячок. 7. 9. 13. 14. Беляев В.А., учит. уч. 109. Беляев Ив.Гав., учит. уч. 168. 188. эк. семинар. 223. Беляев Илья Вас., ст. ак. 419. Беляев Ф.Г., окон. кур. сем. 163. 165. 167–169. студ. ак. 171.178. 327. преп. сем. 383. 387. 399. В. Валединский Ив., уч-к сел. 106. священник 299. Варсонофий, свят. Каз. 427. Василий Васильевич, окольн. 9. Василий Игнат., свящ. 21. 22. Васильевский Ив.Ст., ст. ак. 419. Варлаам, игум. 148. Велланский Дим., писат. 172. Веселовскийй, уч.-к уч. 47. Взоров В., студ. ак. 313. 318. 365. 419. 421.457, пр. 2.458. рек. уч. 471. 472. Вигилянский Ил., уч.-к сем. 149. Викторов А.Е., ст. ак. 307. 312, пр. 1. 420. 455. Винклер, фил. 171. Виноградов Аф.Як., прот. 184. Виноградов Викт., ст. ак. 419. пр. сем. 472. Виноградов Иак.В., свящ. 144. Виноградов Кс., свящ. 165. Виноградов Ф.С., дьяк. 180. 196, пр. 1. 198. 201. 260.286. 324. 328. 329. 371. 397. 402. 441. 486. 500. Вигшняков Гр., свящ. 73. 74. Вишняков С.Г., уч.-к уч. 73. 74. 312. 375. окон. ак. 385. 392. пр. сем. 415. 44К. 449. 472. 490. Владимир (Алявдин), вик. Киев. 82. еп. Костр. 117. 118. Срав. Алявдин. Владимир, Вел. Кн. св. 85. Владиславлев Вл., уч.-к сем. 142. Владыкина О.И., жена проф. 307. Владыкин Я.И., преп. сем. 95. 98. 99. 111.135. 136. 294. 300. 302. 307. 344. 352. 449. 454. 465. Воздвиженский Александр, ст. ак. 419. 454. 455. см. уч. 472. Вознесенская Ек.Ст., жена свящ. 187. 205. 211. 215. 226. 232. 238. 248. Вознесенский Виктор и Пав., дети священника. 187. Вознесенский Ал., сын свящ. 205. 213. Вознесенский В.Н., свящ. 187. 203. 209. 225. 234. 236. Вознесенский Г.Е. преп. сем. 95. 96. 99. Вознесенский Паша, сын свящ. 227. Войнов И., прот. 343. Войцехович А.И., дир. Син. канц. 497. Волков Кон.Игн. 509. Волков П.А., куп. 06. Воскресенский Ив., уч.-к уч. 63. Всеволод Юрьевич, Вел. Кн. 86–88. Всесвятский Вик., ст. ак. 420. Венецкий И.П, учит. уч. 65. Вяземский, князь, писат.125 и пр. 1. Г. Гаврилов Алексей, мещан. 493. Гавриил, архим., авг. ист. фил. 113.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Кирилл (Константин, 826 или 827 – 869), родом из Фессалоники (Солуни), просветитель славян, один из создателей славянской азбуки, святой – 82, 377,397 Клавдий Готский (Марк Аврелий Готик, 219–270), римский император в 268–270 гг. – 141 Климент Александрийский (ок. 150 – до 215), христианский экзегет, богослов и философ, в сочинениях которого присутствует широкий синтез греко-римской культуры и христианской веры, александрийский пресвитер и основатель александрийской богословской школы – 176 Клинтон X. Л. (Clinton), английский византинист – 92 Кольбер Жан-Батист (Colbert, 1619–1683), министр финансов Франции с 1665 г. (в годы правления Людовика XIV) – 42 Кондаков Никодим Павлович (1844–1925), выдающийся историк византийской и древнерусской культуры, археолог, искусствовед, византинист – 79, 80, 90, 91, 235, 268, 344, 386 Констант I (Флавий Юлий, ок. 320–350), римский император в 337–350 гг., младший сын имп. Константина Великого – 64, 118, 121, 122,  Констант II , византийский император в 641–668 гг. – 266, 298, 301, 303, 305 Константин I Великий (Флавий Валерий, ок. 272–337), римский император в 306–337 гг., единолично правил после 316 г. – 63, 93–98, 100–115, 117, 118, 121, 123, 134, 135, 141, 154, 172, 179, 180, 181, 184, 186, 190, 213, 227, 261, 268, 358 Константин II (Флавий Клавдий, 317–340), римский император в 337–340 гг., сын имп. Константина Великого – 118, 120, 121 Константин III (Констанс II, он же Констант II), сын Константина II, византийский император в 641–668 гг. – 266 Константин IV Погонат , византийский император в 668–685 гг. – 266, 292, 293, 299, 301, 304, 305, 318 Константин V Копроним , византийский император в 741–775 гг. – 317, 321–324, 326, 328, 349, 351–353, 355, 391, 393, 397, 446 Константин VI , византийский император в 780–797 гг. – 317, 322, 357, 358 Константин VII Багрянородный (Порфирогенет, 905–959), византийский император в 913–959 гг., единолично правил после 945 г. – 247, 252, 254, 323, 336, 399, 401, 405, 406, 421, 425, 427, 439, 441, 456, 457, 461, 474, 475, 478

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

2384. Речь при вступлении в управление ярославской паствой. 1858. II. 16. Преосв. Филарета, архиепископа черниговского 2385. Речь при первом посещении новозыбковских единоверческих церквей. 1859. II. 494. Преосв. Макария, епископа харьковского и ахтырского 2386. Речь при прощании с тамбовской паствой, сказанная в тамбовском кафедральном соборе. 1859. II. 32. 2387. Слово при вступлении на кафедру харьковской епархии, произнесенное в харьковском каф. соборе. 1859. II. 132. 2388. Речь при первом священнослужении в Святогорском монастыре и освящении храма в скиту обители. 1860. I. 214. Преосв. Феофана, епископа тамбовского и шацкого 2389. Слово при вступлении на кафедру тамбовской епархии. 1859. II. 203 ж) При избрании судей Пред избранием судей 2390. Слово Преосв. Филарета, Митрополита Московского. 1835. II. 86. 2391. Слово Преосв. Григория, митрополита Новгородского и С.-Петербургского. 1857. I. 239. 2392. Слово преосв. Макария, епископа тамбовского и шацкого. 1858. II. 3. 2393. Слова и речи неизвестных проповедников. 1824. XIV. 76. 1830. XXXVIII. 99. 1833. II. 88. 1839. II. 190. По набрании судей 2394. Речь преосв. Илиодора, архиепископа курского. 1845. IV. 463. 2395. Слова неизвестных проповедников. 1824. XIV. 58. 1857. I. 279. 2396. Слово при дворянских выборах в С.-Петербурге. 1866. I. 192. з) Слова, беседы и поучения на разные темы и на слова Св. Писания Преосв. Георгия Конисского 2397. Слово о памятовании смерти. 1826. XXIV. 60. Преосв. Филарета, Митрополита Московского 2398. Беседа о благодарности к Богу. 1842. I. 398. Преосв. Григория, архиепископа тверского 2402. Слово о мудрости и глупости. 1834. IV. 85. Преосв. Феодотия, епископа симбирского и сызранского 2403. Поучения. 1850. II. 17. 19. 22. Преосв. Елпидифора, епископа вятского и слободского 2404. Поучение на слова Мф. 5:9. 1853. I. 383. Преосв. Анатолия, архиепископа могилевского и мстиславского 2405. Слова о девяти евангельских блаженствах. 1855. I. 299. 305. 313. 318. 325. 330. 383. 344. 352. Из Блера: 2419. Слово о силе веры в злополучии. 1825. XVIII. 296.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

281 879 г. Audimus etiam quod Missam cantes in barbara, hoc est in slavonica lingua. Fejer, I, стр. 212. 283 Chronica Polonorum, breve chronicon Silesiae, в scriptores rerum Silesiacarum, изд. г. Stenzel. I, стр. 9, 34. Dugosz, I, стр. 173–175. 297 В подробности, по сему предмету, вошел Kanngiesser Bekehrungsgesch. der Pommern zum Chistenthume. Greifswald. 1824. с которым сравн. Шафарика Szafarzyk, staroitnosti slowanske, I, стр. 853 и след. 299 Vita S. Ottonis, III. 3. Софийский временник тоже называет римско-католическое исповедание немецкою верою, см. Znicz 1834 г, стр. 59. 321 Brevis notitia fundationis Theodors Koriathovits pro religiosis Ruthenis ordinis S. Basilii ad Munkacs. Cassoviae. 1799. 8 частей. См. часть 1, стр. 73. 325 Memoires de l’Academie Imperiale de St. Petersb. Tom. II. 4. 5. livraison. St. Petersb. 1834, стр. 317, 326. 330 Constantinopoli baptisata est, ficte, utpost claruit (959 г.). Шлецер к Нестору, V, стр. 107, собрал доказательства о посольстве германских императоров ка Русь, а позднейшая истории покажет, что запад всегда заботился о приведении Руси в недра римско-католической церкви. Имея это в виду, мы не можем согласиться с г. Морошкиным, который полагает, что помянутое посольство было отправлено в Ругию, а не на Русь (в русском переводе соч. г. Рейтца, стр. 354 и след). 332 Легенды, описывающие подробности по сему предмету, повторяют давние происшествия, приписываемые греческим священникам, которые, во время Василия Македонянина, обратили Русь в христианство (acta sanctorum, под дн. 7 февраля). 333 Ditrnar, стр. 244. In qua (custodia) pater venerabilis, quod in aperto fieri non poluit, in sccreto studiosus in divina latide peregit. 341 Ann. eccl. Baron. XIV, стр. 302. Kijovienses antiqui tus Galatae appellati, jam a centum annis, propter schisma graecanicum, pastorem et clerum catholicum, quiu et populum Christiainum habere desierant. 344 В сочинении, приведенном выше. Ac ne nunc quidem fortasse desunt qui neminisse queant, etiam in templo sanctae Crucis, quod est in Clepardia, Sclavorum lingua sacerdotes sacris operantes usos fuisse... nec apud nos diu mos ille duravit, quod plus adferre detrimenti quam emolumenti visus est. Известно, Dugosz, II, стр. 127, что Ядвига и муж её, Владислав Ягелло, основали святокрестовскую Церковь на клепарже в 1389 году для монахов греко-славянского исповедания, вызванных из Праги. Следовательно, заблуждаются те, которые относят основание этой церкви к Х или XI столетию (к 1071 г.), ссылаясь на Сарницкого (Annales, стр. 1035. изд. краковского, 1587 г.), потому что Длугош, почти современник этого происшествия, описывает его иначе. Со времени гнезненского трактата, я не нашел никакого известия в польской истории о греко-славянском исповедании даже до 1389 года, исключая помянутую песнь у Галла, и о существовании оного до 1000 года нет других достоверных доводов сверх тех, которые приведены мною выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

288 Корибанты (κορβαντες; букв.: танцующие в хороводе) участники культа Кибелы Фригийской, носившего экстатический характер; исступленность корибантов вошла в поговорки еще в античное время. Здесь корибантом преп. Феодор называет, несомненно, эконома Иосифа. Ред. 289 Преп. Иоанн Дамаскин . О ста ересях, 88. Гносимахи (Γνωσιμχοι) противники ведения, знания; еретики VII в. Учили о том, что Бог не требует от христианина ничего, кроме добрых дел, и потому не нужно искать знания в Божественных Писаниях или исследовать разумом какой-либо догмат. Ред. 290 В ТФС примечание: «Этот отрывок или заимствован из такого сочинения св. Василия, которое не дошло до нас, или принадлежит блж. Феодориту или Евферию Тианскому, как некоторые думают». В издании Фатуроса ссылка на: Пс. Афанасий Великий . Опровержения некоторых мнений, 1 (PG. T. 28. Col. 1340C-1341D). Ред. 294 Имеется в виду письмо 72 свт. Кирилла, архиепископа Александрийского (PG. Т. 77. Col. 344–345), свт. Проклу Константинопольскому , в котором он призывает не допустить посмертное анафематствование Феодора Мопсуестийского из-за возможности церковного раскола. Ред. 295 Текст сочинения об икономии свт. Евлогия I, архиепископа Александрийского (580–608 гг.), под названием «Слово обличительное по поводу состоявшегося объединения феодосиан и гайанитов» сейчас известен лишь по аннотации в «Библиотеке» свт. Фотия Константинопольского . В этом тексте свт. Евлогий основывал канонический статус икономии на примере неупотребления правовой нормы в римском праве. Ред. 298 Преп. Феодор снова подчеркивает опасность превращения икономии (временного несоблюдения канонической нормы) в церковный обычай. Ред. 299 «Третий и святой Собор», упоминаемый преп. Феодором, III Вселенский Собор в Ефесе, которым руководил свт. Кирилл Александрийский (†444) в 431 г., а «разбойничий» монофизитский собор, состоявшийся уже после кончины свт. Кирилла в Ефесе в 449 г, на котором предводительствовал Диоскор, патриарх Александрийский, племянник свт. Кирилла. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010