Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Кишинёвской епархии), находится в с. Суручень р-на Яловень Республики Молдовы. Основан в 1785 г. черногорским иером. Иоасафом как муж. скит на землях питаря (боярина) Касьяна Суручану, сыновья к-рого, Йоницэ и Фьодор, пожаловали обители земли близ с. Гэурень (385 га) и с. Вэсиень (54 га). В 1825-1828 гг. в Г. м. на месте старого был возведен летний каменный собор во имя вмч. Георгия Победоносца с колокольней, в 1860 г.- зимний каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца, в 1903-1904 гг. при архим. Дионисии (Ерхане) (впосл. еп. Измаильский) вместо обветшавших построены каменные кельи, трапезная, кухня, ограда, хозяйственные службы. По его инициативе близ обители и в с. Гэурень были разбиты виноградники, построен дом с большим погребом для хранения вина. По предложению архим. Дионисия в 1909 г. скит был преобразован в мон-рь, при нем находилась школа с приютом для сирот. Летом 1959 г. Г. м. был закрыт, в корпусах разместилась 9-я наркологическая больница строгого режима, кожно-венерический диспансер, в Георгиевском соборе нек-рое время действовал клуб. Монастырское кладбище было уничтожено. 6 янв. 1992 г. постановлением Правительства Молдовы комплекс Г. м. был передан Кишинёвской епархии. 11 авг. 1992 г. решением Свящ. Синода РПЦ Г. м. был открыт как жен., настоятельницей назначена игум. Александра (Бындю), 6 окт. 1999 г.- мон. Даниила (Мереуцэ), 9 окт. 2000 г.- игум. Епистимия (Гончаренко). К сент. 2005 г. в Г. м. проживало 25 сестер. Восстановлены летний Георгиевский собор, зимний Никольский храм, построен 2-этажный корпус с ц. Покрова Пресв. Богородицы. 25 июля 1998 г. в нем открылась жен. ДС, директором к-рой является духовник мон-ря прот. Вячеслав Шпак. В хозяйстве мон-ря имеется автопарк, свечная мастерская, 24 га земли. Ведется строительство келейного корпуса. 6 мая 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II из Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря в Г. м. была передана частица мощей (правая десница) прп. Антипы Валаамского . В соборе хранится также ковчег с частицами мощей преподобномучеников Епиктета и Аксиона, привезенными в апр. 2005 г. из г. Констанца (Румыния). В Г. м. почитается также еп. Дионисий (Ерхан), похороненный в Георгиевском соборе в 1943 г. Ист.: Защук А. И. Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба: Бессарабская обл. СПб., 1862. Ч. 2. С. 208; Извлеч. из отчета обер-прокурора Свят. Синода по ведомству правосл. исповедания за 1883 г. СПб., 1884. С. 235. Лит.: Мелинти М. В.Новая жизнь древней обители//Независимая Молдова. 2004. 19 мая. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164479.html

М. В. Печников Иконография К числу исторических портретов М. можно отнести 3 миниатюры в Лаптевском томе Лицевого летописного свода. На всех владыка представлен как храмоздатель. Под 6700(1192) г. (РНБ. F.IV.233. Л. 438) изображена закладка ц. Спаса (Преображения Господня) «в Роусе на острове», т. е. в Преображенском мон-ре в Ст. Руссе. Святитель с группой монахов указывает строителям, к-рые трудятся над фундаментом или стенами одноглавого храма. Он в игуменских одеждах, с недлинной седой бородой, в черном клобуке (ср. в Новгородской I летописи: ПСРЛ. 1950. Т. 3. С. 231). Под 6703(1195) г. (РНБ. F.IV.233. Л. 444 об.) миниатюра представляет комментарий к тексту о закладке 2 каменных церквей в Новгороде: ц. в честь Положения Ризы Пречистой Богородицы на городских воротах и ц. в честь Воскресения Господня в мон-ре в Людином конце (сравни в Новгородской I летописи: ПСРЛ. 1950. Т. 3. С. 234). Святой изображен дважды: на закладке надвратной церкви он стоит в городской ограде, среди каменных башен, на закладке храма в кончанском монастыре - в центре округлого рва. Оба храма одноглавые, показаны кирпичные стены, арочные проемы. Хотя М. поименован владыкой, он в монашеском игуменском облачении, на нем черный клобук, коричневая мантия и охряной подрясник, он раздает указания мастерам, поднимая руку, у него короткая округлая седая борода. Композиция под 6706(1198) г. (РНБ. F.IV.233. Л. 493 об.) показывает, как М. основал «для себя» и построил мон-рь с ц. Преображения Господня (ср. в Новгородской I летописи описание закладки каменного храма и его строительства в период с 21 мая по 31 июля: ПСРЛ. 1950. Т. 3. С. 237). На миниатюре в деревянной ограде за вратами слева стоит М., перед ним работают строители, еще двое трудятся на крыше одноглавой церкви. Святой в коричневой мантии с красными источниками и в черном клобуке, с седой клинообразной недлинной бородой. Из письменных источников известна икона в церковной казне Спасо-Преображенского мон-ря в Ст. Руссе. Это Спас в серебряном окладе со святыми на полях: почитаемые на русском Севере и в Новгороде преподобные Зосима и Савватий Соловецкие и «два святые стоячие - Мантырей и Еуфимей», т. е. святители Новгородские М. и Евфимий II Вяжищский ( Флоря. 2015. С. 113). Упоминание такой иконы с именем святого в его речевом варианте, повторяющем памятники еще домонг. новгородского летописания (в Новгородской I летописи имя владыки читается как «Мантурии» или «Мантуреи»), свидетельствует о возможно древнем местном почитании М. в основанном и построенном им мон-ре. Не исключено, что местное почитание М. активизировалось после чудес, произошедших рядом с его погребением. В Мартирьевской паперти на гробницах М. и архиеп. Симеона, умершего в 1421 г., «явися кровь» в 1462 г. Это событие воспринималось позднее как предвозвещение грядущего завоевания города вел. кн. Иоанном III Васильевичем в 1471 г. (Новгор. Лет. 1879. С. 241).

http://pravenc.ru/text/2562448.html

У Д. В. и кнг. Марии помимо дочери Софьи и сына Федора известны сыновья Андрей (в иночестве прп. Иоасаф) и Семен, родоначальник князей Кубенских. В Тулуповской редакции Жития прп. Александра Куштского упоминается заупокойный вклад кнг. Марии - дер. Горка-Шкуликино. Ближайшие потомки Д. В. унаследовали интерес заозерского князя к иноческой жизни по Афонскому уставу (Афонский устав был принят в Спасо-Каменном мон-ре). «Княж Федоров род Коубяньского» записан в синодике Лисицкого (Лисичего) во имя Рождества Богородицы муж. мон-ря (РГАДА. Ф. 381. Тип. 141. Л. 77 об.), имевшего с кон. XIV в. тесные связи с Афоном, князья Кубенские делали вклады в этот мон-рь. Д. В. почитался, в частности, как отец прп. Иоасафа Каменского, в Житии к-рого излагаются сведения о благочестии Д. В., говорится о влиянии заозерского князя на образование сына. Имя Д. В. было внесено в синодики ряда ростово-ярославских и вологодских церквей и монастырей, в т. ч. в синодик ярославского в честь Преображения Господня муж. мон-ря (ЯИХМЗ. 15585. Л. 142, 1656 г.). Память Д. В. местно чтилась в день его тезоименитства - 26 окт. ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 2. С. 183). Канонизация святого совершилась включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) в 1841 г. Ист.: Родословная книга князей и дворян российских и выезжих... которая известна под названием Бархатная книга. М., 1787. Ч. 1. С. 122-123; ПСРЛ. Т. 23. С. 148-149; Т. 24. С. 183; Т. 27. С. 345; ДДГ. 35. С. 91, 94, 96, 99; РИИР. Вып. 2. С. 12, 28-29, 31, 77, 102, 104; Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик//Историческая генеалогия. Вып. 6. Екатеринбург; Нью-Йорк, 1995. С. 95-106; Прохоров Г. М. Житие Иоасафа Каменского//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 325, 331-333; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003. С. 103; Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 54, 56-57, 109, 145-146, 248, 249, 265-266, 282-283.

http://pravenc.ru/text/178193.html

Согласно позднейшему «Письму о нелюбках иноков Кириллова и Иосифова монастырей» (40-е гг. XVI в.), учеником П. стал прп. Нил Сорский. Это сообщение многими учеными признано достоверным ( Ключевский. С. 190; Зимин. 1977. С. 58; Прохоров. 1991. С. 143; Древнерус. патерики. С. 444), хотя данное мнение разделяется не всеми исследователями ( Лурье. 1960; Романенко. 2003). В период игуменства Спиридона (1467-1474) П. оказался в Троице-Сергиевом мон-ре (см. Троице-Сергиева лавра ). Возможно, его уход из Кириллова Белозерского мон-ря связан с переводом его настоятеля Кассиана на архимандритию в Спасо-Каменный мон-рь. В Троицкой обители П. переписал древнейший из известных в наст. время список Жития прп. Кирилла Белозерского и службы ему (РГБ. Ф. 304/I. 764; Ключевский. С. 123. Примеч. 1. С. 190; Яблонский П. [М.], свящ. Пахомий Серб и его агиогр. писания. СПб., 1908. С. 91, 177). Благодаря поддержке великокняжеского духовника Ростовского архиеп. Вассиана I (Рыло) и дьяка Л. Алексеева П. был приближен к великокняжескому двору. В 1478 г. Московский вел. кн. Иоанн III Васильевич уговорил его стать игуменом Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 319). П. стал преемником игум. Авраамия (1475-1478). По данным троицких актов, это событие произошло после 17 сент., но до 24 нояб. 1478 г. Судя по тому, что первой, выдавшей на имя П. жалованную оброчную грамоту стала влиятельная в политических и церковных делах вел. кнг. Мария Ярославна, вдова вел. кн. Василия II и мать Иоанна III, правившая на ростовских и ярославских землях, можно полагать, что она также имела отношение к назначению нового настоятеля Троице-Сергиева мон-ря (АСЭИ. Т. 1. 457-458. С. 344-346). 4 апр. 1479 г. архиеп. Вассиан и П. крестили в Троице-Сергиевом монастыре недавно родившегося вел. кн. Василия III Иоанновича , первенца Иоанна III от его 2-го брака с вел. кнг. Софией (Зоей) Палеолог (ПСРЛ. Т. 23. С. 193; Т. 25. С. 323; Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 118). Весной 1480 г. П. крестил их 2-го сына - буд. дмитровского кн. Георгия Иоанновича (ПСРЛ. Т. 23. С. 180; Т. 24. С. 199).

http://pravenc.ru/text/2578675.html

Вход в молельню прп. Евфросинии Полоцкой на хорах Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря. Литография по рис. Н. П. Трутнева. 60-е гг. XIX в. (ГИМ) Вход в молельню прп. Евфросинии Полоцкой на хорах Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря. Литография по рис. Н. П. Трутнева. 60-е гг. XIX в. (ГИМ) Княжеские пожалования и вклады горожан укрепили материальное положение Спасского мон-ря, что позволило игумении приступить к его обустройству. Под рук. зодчего Иоанна в обители был возведен каменный храм Спасителя (сохр. до наст. времени). Житие Е. сообщает о происшедшем при строительстве чуде. Для завершения здания не хватало плинфы (широкого плоского кирпича), опечаленная Е. обратилась с молитвой к Богу, и на следующее утро в печи оказалось нужное количество плинфы. В тот же день храм был закончен, на нем был водружен крест. Позднее Е. задумала создать еще одну каменную церковь - во имя Пресв. Богородицы. Когда храм был окончен, его украсили росписью, иконами. При нем был основан муж. мон-рь. Е. решила поместить здесь находившуюся в Эфесе Эфесскую икону Божией Матери , по преданию написанную евангелистом Лукой . Между 1157 и 1169 гг. преподобная послала имп. Мануилу I Комнину и патриарху Луке Хрисовергу «дары многоценные» с просьбой «отпустить» Эфесскую икону в Полоцк. Патриарх и император откликнулись на ее просьбу: посланные ими 700 вооруженных всадников сопровождали икону до К-поля, где она была передана полоцким послам. Е. поставила икону в ц. Пресв. Богородицы, украсив ее «златом и каменьем многоценным». Каждый вторник святыню выносили из храма и обходили с ней все городские церкви. Вероятнее всего, Эфесская икона оказалась в Полоцке ок. 1160 г., поскольку в 1161 г. местный мастер Лазарь Богша выполнил для Е. крест (см. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест ), в к-рый были вложены реликвии, очевидно привезенные к тому времени из Византии (частица Древа Креста Господня, частицы камней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, кровь вмч. Димитрия Солунского , частицы мощей первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона и др.). Эфесская икона Божией Матери, так же как и крест, не сохранилась. (С иконы, как предполагают, в кон. XIII - нач. XIV в., была сделана копия, к-рая хранится в ГРМ (см.: Шалина. 1996). В 1997 белорус. мастер Н. П. Кузьмич воссоздал крест Е., реликвия находится в Спасском монастыре.) По-видимому, успешным контактам Е. с к-польским двором и патриархом способствовали предшествующие связи полоцких князей с визант. аристократией, установившиеся после того, как в 1030 г., в княжение Мстислава Великого, полоцкие князья были высланы из своих владений в К-поль (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 293).

http://pravenc.ru/text/187879.html

Богородицы (женский, в совр. дер. Лаврово Демянского р-на; основан в 1873 как жен. община, которая в 1899 была преобразована в мон-рь, закрыт не позднее 1929), пустынь во имя вмц. Параскевы Пятницы у «Забудущих родителей» (мужская, на берегу р. Удина, близ совр. дер. Зихново Боровичского р-на; основана как скит новгородского Антониева мон-ря в 1906, в 1917 скит преобразован в пустынь, к-рая была разгромлена в 1937), Иоанно-Предтеченская Железковская пуст. (мужская, в совр. дер. Железково Боровичского р-на; основана в нач. ХХ в., закрыта после 1918), Тиховская жен. община в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (в бывш. с. Тихове Боровичского у., ныне незаселенная местность между совр. деревнями Вычерема и Ковриг Любытинского р-на; учреждена в 1910, закрыта ок. 20-х гг. ХХ в.). Монастыри и пустыни, ранее входившие в Новгородскую епархию (Список обителей Пскова и Псковской земли, входивших до 1589 в состав Новгородской и Псковской архиепископии, см. в ст. Псковская и Порховская епархия ; список обителей, вошедших в 1682 в состав Холмогорской и Важской епархии, см. в ст. Архангельская и Холмогорская епархия ; список обителей, входивших в пределы Олонецкого и Каргопольского вик-ства, см. в статье об этом вик-стве). Действующие Спасо-Каменный в честь Преображения Господня (мужской, на о-ве Каменном на Кубенском оз. в Усть-Кубинском р-не Вологодской обл.; основан, по преданию, в 1260, закрыт после пожара 1774 г., восстановлен в 1801 как Белавинская Преображенская пуст., прежнее название возвращено в 1892, закрыт в 1925, возобновлен в 2017); Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения Честных Древ Креста Господня (мужской, ныне в черте Вологды; основан во 2-й пол. XIV в., закрыт в 1924, возобновлен в 1991), Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы (мужской, в г. Кириллове Вологодской обл.; основан в 1397 (1407?), закрыт в 1924, возобновлен в 1998), Горицкий в честь Воскресения Господня (женский, в Кирилловском р-не Вологодской обл., на берегу р. Шексны; основан не ранее кон. XIV и не позднее 40-х гг. XV в., официально закрыт после 1918, насельницы организовали сельскохозяйственную артель, в 1929 артель была упразднена, мон-рь возобновлен в 1999), Антониев Дымский (мужской, в дер. Красный Броневик Бокситогорского р-на Ленинградской обл.; документально известен с XVI в. (по преданию XVII в., основан в XIII в.), упразднен в 1764, возобновлен в 1794, закрыт после 1919, возобновлен в 2008), Филиппова Ирапская во имя Св. Троицы пуст. (мужская, в пос. Зелёный Берег Кадуйского р-на Вологодской обл.; основана в 1-й пол. XVI в., упразднена в 1764, возобновлена в 1792, закрыта в 1927, возобновлена в 2018), тихвинский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (женский, в г. Тихвине Ленинградской обл.; основан в 1560, в 1613 сожжен шведами, возобновлен ок. 1620, закрыт в 1924, возобновлен в 2009). Прекратившие существование к кон. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В 1285 г. на месте деревянной ц. во имя святых Космы и Дамиана в Твери 13-летний кн. Михаил Ярославич, его мать К. Ю. и еп. Симеон заложили новый каменный кафедральный Спасо-Преображенский собор (освящен еп. Симеоном в 1287). После кончины еп. Симеона в 1289 г. «княгини Оксинья Ярославля с сыном Михаилом с сыном своим, и с всеми бояры, и с ыгумены, и с попы, и крилошаны» выбрали на Тверскую кафедру игумена Богородицкого общежительного монастыря Андрея (сына литов. кн. Герденя) и отправили его в Киев на поставление (ПСРЛ. Т. 18. С. 82; Присёлков. 1950. С. 344-345). В 1293 г. приняла постриг младшая сестра Михаила Ярославича прп. София. В ее Житии, составленном в 1305-1306 гг., говорится, что княжна приняла постриг в тверском муж. мон-ре арх. Михаила, «поне же убо таяшеся матери своеа великиа кнеини и всех домашних своих» ( Кучкин. 2002. С. 138). Прп. София основала в Твери девичий монастырь во имя св. Афанасия Александрийского - небесного покровителя своего отца (Софийский или Софьин мон-рь). Возможно, не без участия К. Ю. была выбрана невеста для Михаила Ярославича: ею стала ростовская кнж. Анна Дмитриевна; венчание состоялось в Спасо-Преображенском соборе 8 нояб. 1294 г. Брак прекратил вражду между тверским правителем и ростовскими князьями. В конце жизни К. Ю. приняла монашество, затем схиму. По предположению Г. С. Гадаловой, княгиня была пострижена в монашество вскоре после женитьбы кн. Михаила на кнж. Анне - 21 нояб. 1294 г., в праздник Введения во храм Пресв. Богородицы. По мнению исследовательницы, косвенно об этом свидетельствует построенный при еп. Андрее каменный Введенский придел в Спасо-Преображенском соборе, где К. Ю. была погребена (ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1129. Л. 142 об.; Д. 1554. Л. 241 об.). Однако есть указания на то, что княгиня приняла постриг позднее, незадолго до кончины. По Житию кн. Михаила Тверского, в 1304 г. митр. Максим просил московского кн. Георгия (Юрия) Данииловича не добиваться у хана великого княжения Владимирского, при этом предстоятель ссылался на авторитет К. Ю. («аз имаюся тебе с кнеинею с матерью князя Михаила: чего въсхочешь из очины вашея, то ти дасть» - Кучкин. 1999. С. 131). Митрополит не упоминает о монашестве княгини. В Послании вел. кн. Михаилу К-польского патриарха Нифонта I , написанном в 1310/11 г. по поводу противостояния тверского княжеского дома, выдвинувшего своего претендента на митрополичий стол - игум. Геронтия, и митр. Киевского св. Петра , патриарх благословил в т. ч. «боголюбивую мать» князя, не называя ее монахиней (ПДРКП. 16. Стб. 149). К. Ю. и Михаил изображены предстоящими Христу на миниатюре в тверском пергаменном списке «Хроники» Георгия Амартола кон. XIII - нач. XIV в. (РГБ ОР). Княгиня представлена в мирской одежде.

http://pravenc.ru/text/2462131.html

Горнее место в алтаре Успенского собора в Ростове Горнее место в алтаре Успенского собора в Ростове И. присутствовал на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , осудившем Никона, в 1667 г. участвовал в избрании и хиротонии патриарха Иоасафа II . В 1672 г. И. был на погребении первосвятителя, в 1676 г. присутствовал при короновании царя Феодора Алексеевича , в 1682 г.- при короновании царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей. Участвовал в хиротониях Воронежского еп. свт. Митрофана (2 апр. 1682) и Киевского митр. Гедеона (Святополк-Четвертинского) (8 нояб. 1685). По проекту неосуществленной епархиальной реформы царя Феодора Алексеевича 1681 г. планировалось дать И. титул «митрополит великого княжения Ростовского» ( Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006. С. 441). В 1658 г. из Ростовской в Вологодскую епархию были переданы Белозерская, Пошехонская и Чарондская десятины. В 1676 г. Пошехонская десятина была возвращена в Ростовскую митрополию. В 1667 г. была создана епископская кафедра в Великом Устюге, ранее принадлежавшем Ростовской епархии. С первых лет управления И. Ростовской кафедрой в епархии шло активное строительство храмов и монастырей. По инициативе митрополита был восстановлен разоренный в 1609 г. Варницкий во имя Св. Троицы Сергиев муж. мон-рь . В 1662 г. по благословению И. в Пошехонском у. на месте часовни, в к-рой находилась чудотворная икона Рождества Божией Матери, был построен деревянный храм и учреждена Исаковская пуст. в честь Рождества Богородицы ( Буланин Д. М., Романова А. А. Сказание о иконе Рождества Богоматери и основании Исаковой пуст. Пошехонского у.//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 615-618). Согласно описи Ростовского архиерейского дома 1763 г., в Угличском у. на месте ц. мучеников Флора и Лавра на Кобыльей горе И. основал приписную к архиерейскому дому Дивногорскую пуст., к-рой в 1687/88 г. по челобитной И. из Поместного приказа были «отказываны променные земли». В 1674-1677 гг. по указанию И. была создана каменная церковь с трапезной и колокольней в угличском Воскресенском мон-ре. Архитектурный ансамбль Борисоглебского на Устье мужского монастыря (звонница, стены с 2 надвратными храмами) построен по благословению И. архим. Иосифом (Юматовым; † 1691). При И. были возведены каменные храмы в Ростове - Введенская ц. в Богоявленском мон-ре, Георгиевская ц. в Белогостицком мон-ре, Троицкая ц. в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом монастыре , Рождественская ц. в мон-ре Рождества Пресв. Богородицы; в Ярославле - ц. свт. Леонтия и архиерейские палаты. В 1686 г. И. была дана царская грамота о строительстве каменной ц. Благовещения в Дорогомиловской слободе в Москве на подворье Ростовских архиереев (Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. Л. 104, 10).

http://pravenc.ru/text/578324.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ (Ярославов) († 23.12. 1501, Москва), игум. Троице-Сергиева мон-ря (1478-1482), кандидат в митрополиты всея Руси (1484). Происходил из ярославского боярского рода Ярославовых, вкладчиков Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского монастыря (на Кубенском оз., под Вологдой); в 3-й четв. XV в. Ярославовы перешли на службу в Московское великое княжество ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 230-231). Отцом П. был боярин Ростовского архиеп. Ефрема - Моисей, последовательный сторонник Московского вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного во время династического кризиса 1425-1454 гг. Незадолго до 11 янв. 1436 г. архиеп. Ефрем и Моисей рассматривали духовную грамоту прп. Дионисия Глушицкого (АСЭИ. Т. 3. 252. С. 274); К. В. Баранов выдвинул версию о неточности передачи издателями имени в данном документе, полагая, что там указан П. ( Баранов. 2006. С. 268-272), однако это не подтверждается при обращении к подлинному тексту грамоты (ГИМ. Увар. Ящик 66/20. Отд. III. 4). Ближайшим родственником П. (двоюродным братом) являлся дьяк Леонтий Алексеев ( после 1495/97). С сер. 60-х гг. XV в. он занимал важное место в управлении Русским гос-вом и входил в узкий круг доверенных лиц Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича . Основные биографические сведения о П. сохранились в летописях, актах, памятниках древнерус. лит-ры. Учитывая его происхождение, можно предполагать, что П. родился в пределах Ярославского княжества. Родовые владения семьи П., включая с. Ярославово, находились в Заволжском стане, а также в волости Черемха. Вопреки сложившейся еще в XIX в. историографической традиции (архиеп. Филарет (Гумилевский) , В. О. Ключевский и др.) П. был пострижеником не Спасо-Каменного в честь Преображения Господня муж. мон-ря ( Зимин. 1977. С. 58; Прохоров. 1989; Он же. 1991; Он же. 1993; Он же. 2001; Он же. 2014; Макарий (Веретенников). 2004. С. 24; Соловьев К. А., Никонова Е. В. Спас-Каменный мон-рь на Кубенском озере - уникальная обитель Сев. Фиваиды и ее ист. предания//Рос. гуманит. ж. 2018. Т. 7. 4. С. 314, 315), а Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря ( Алексеев. 2002. С. 200; Новикова. 2008. С. 38-90). По-видимому, П. был наречен в честь св. Паисия Великого ( Макарий (Веретенников). 2004. С. 24). Статус Кирилловой Белозерской обители был повышен после событий 1446 г., когда ее игум. Трифон поддержал в борьбе за Москву вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного. П. подвизался в Кирилловом Белозерском мон-ре в годы настоятельства Кассиана (1448-1469).

http://pravenc.ru/text/2578675.html

К 1907 г. общине, в к-рой проживали ок. 50 насельниц, принадлежало: 2 дес. земли, занятой постройками, фруктовым садом и огородом; 5 дес. 1942 кв. саж. пахотной и сенокосной земли при с. Жеребцове и дер. Бережани Островского у., 17 дес. 2125 кв. саж. при дер. Демешкино того же уезда, а также 2 пустоши в Островском у. При обители имелись об-во трезвости (в 1902 в него вступило 130 чел.), церковноприходская школа, школа рукоделия для девочек, богадельня и гомеопатическая лечебница. На средства об-ва трезвости был приобретен и 8 июля 1907 г. поднят на колокольню Спасского храма колокол (30 пудов). Школой рукоделия заведовала старшая дочь Николая Симанского Мария, активно помогавшая своему дяде в создании общины, а затем и мон-ря. Она вела деятельную общественную жизнь: в разные годы входила в состав Общества помощи нуждающимся ученицам Александровской жен. гимназии, Попечительского совета при Доме трудолюбия, Кружка трудовой помощи, являлась председательницей правления Островского благотворительного об-ва и заведующей Островским пунктом помощи ручному труду. Впосл. Мария приняла постриг с именем Сусанна, проживала в киевском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре . По представлению еп. Псковского и Порховского Арсения (Стадницкого) , поданному в ответ на ходатайство свящ. П. Симанского, 18 апр.- 8 мая 1907 г. Синод преобразовал общину в Спасо-Казанский жен. общежительный мон-рь, с открытием при нем штатной вакансии священника и псаломщика на местные средства. 14 июля 1907 г. архиеп. Арсений прибыл в общину и в Спасском храме совершил всенощное бдение. Утром 15 июля по его распоряжению чин преобразования общины в мон-рь совершил ректор Тульской ДС архим. Алексий (Симанский). За литургией архиерей возвел начальницу общины мон. Руфину ( после 1916) в сан игумении. На о. Павла был возложен наперсный крест, выдаваемый от Синода (ранее, в мае 1905, он был награжден камилавкой). Свящ. Павел проживал при обители в небольшом деревянном доме (1897), но по состоянию здоровья уже не служил, обязанности настоятеля выполнял заштатный островский свящ. Владимир Николаевич Панов (род. в 1873). О. Павел предполагал возвести на территории О. м. еще неск. зданий, в т. ч. каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери, но 23 дек. 1907 г. скончался (27 дек. погребение у алтаря Спасского храма возглавил прибывший из Тулы архим. Алексий (Симанский)). 27 апр. 1910 г. свящ. В. Панов назначен на должность благочинного 1-го округа Островского у., а в апр. 1913 г. переведен в ц. свт. Николая Чудотворца г. Острова (Псковские ЕВ. Ч. офиц. 1905. 10. С. 200; 1907. 21. С. 290; 1910. 11. С. 166; 1913. 8. С. 98).

http://pravenc.ru/text/2581663.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010