Г. В. сообщается в составленном вскоре после смерти летописном некрологе. Г. В., по словам летописи, «церкви многи създа и украси иконами и книгами» (ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 76). Более поздние источники, частично опирающиеся на местные предания и содержащие многочисленные противоречия и анахронизмы, рассказывают об основании князем 2 мон-рей. «Указ о кормах праздничных и задушных» Усть-Шехонского мон-ря (кон. XVI в.) и Повесть об Усть-Шехонском мон-ре (нач. XVII в.) сообщают, что, после того как ослепший сын Г. В. Михаил получил исцеление от чудотворного образа Св. Троицы, князь построил на одном из островов Белого оз. у истока р. Шексны деревянный Троицкий храм и создал вокруг него мон-рь, обеспечив его всем необходимым; Усть-Шехонский во имя Св. Троицы мон-рь стал первой иноческой обителью в белозерских землях (есть серьезные основания считать, что Усть-Шехонская обитель могла быть основана на рубеже XIV и XV вв.; см.: Макаров, Охотина-Линд. Сказание о Троицком Усть-Шехонском мон-ре). С еще большей осторожностью следует относиться к сведениям, приведенным Паисием (Ярославовым ; † 1501) в Сказании о Спасо-Каменном мон-ре. Сказание повествует, как во время путешествия по Кубенскому оз. белозерский кн. «Глеб Борисович [так! - А. Л.], внук князя Константина Ростовскаго Всеволодича» был застигнут штормом и дал обет поставить церковь и основать мон-рь во имя того святого, на память к-рого судно достигнет берега. В праздник Преображения Господня княжеский насад вынесло к Каменному о-ву, где подвизалась небольшая община иноков, не имевшая своей церкви. Исполняя обет, князь повелел поставить на острове деревянный Преображенский храм, снабдил его иконами и книгами, а также дал богатую милостыню на устроение обители. Кроме того, источник сообщает о строительстве по приказу князя 2 каналов на реках Сухоне и Вологде, призванных облегчить судоходство и впосл. получивших наименование «Княже-Глебовых простей» (память о них сохр. в Вологодской губ. еще в XIX в.). Рассказ об основании Спасо-Каменного мон-ря в Сказании изобилует анахронизмами и ошибками: напр., плавание князя по Кубенскому оз. отнесено к 1341 (или 1342) г. с уточнением, что было это «при великом князе Иване Даниловиче» (1328-1340), в данный период эти земли входили в др. княжество - Ярославское,- и др. Почитание

http://pravenc.ru/text/165103.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780, Рига - 6.03.1845, Симонов Новый московский мон-рь), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря . Род. в купеческой семье. Обучался в Рижской градской гимназии. В 1796 г. приехал в Соловецкий мон-рь, через год определен в трудники обители. Нес послушание в звероловной тоне на Сосновой губе, где познакомился с буд. старцем Наумом ( 1853), к-рого обучил грамоте. В 1799 г. принял монашеский постриг, в сент. 1803 г. рукоположен во диакона, затем - во иерея. В янв. 1807 г. переведен в ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь и назначен на должность казначея. В 1818-1819 гг. временно управлял мон-рем по смерти настоятеля архим. Аполлинария (Пуляшкина). В 1819 г. по собственному прошению переведен в Александро-Невскую лавру , служил помощником казначея по расчету и раздаче ежемесячного довольствия братии. В 1822 г. по ходатайству Адмиралтейств-коллегии исполнял обязанности благочинного над духовенством во время 4-месячного похода военной эскадры в Балтийском м. В апр. 1823 г. Д. был возведен в сан игумена Новгородским и С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) и назначен настоятелем новгородского в честь Покрова Пресв. Богородицы и свт. Кирилла Александрийского мон-ря . С 1824 г. член Новгородской духовной консистории. Зимой 1826 г. по случаю перенесения тела имп. Александра I из Таганрога в С.-Петербург назначен духовным церемониймейстером (старшим распорядителем) при прохождении процессии через Новгородскую губ. 19 марта 1826 г. Д. был определен в настоятели Соловецкого мон-ря, 4 апр. того же года митр. Серафимом в Александро-Невской лавре возведен в сан архимандрита. Настоятельство Д. (известного в истории мон-ря как Досифей II) ознаменовалось масштабными строительными и хозяйственными работами. В 1826-1833 гг. возобновлен Анзерский Голгофо-Распятский скит : стараниями настоятеля сооружена каменная ц. в честь Распятия Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы, трапезной палатой, 2-этажными кельями и колокольней, перенесен к подножию горы деревянный храм в честь Воскресения Христова, возведены необходимые хозяйственные постройки и жилые помещения. В 1827 г. сооружена морская дамба между о-вами Б. и М. Муксалма, спущены на воду построенные в соловецком доке 2 трехмачтовых большегрузных морских судна: «Николай Чудотворец» и «Преподобный Савватий», предназначенные для перевозки богомольцев. В 1827-1829 гг. по воле имп. Николая I в целях улучшения содержания заключенных была произведена реконструкция острога, к-рый затем отделили от мон-ря каменной стеной. В 1827-1831 гг. было расширено и отремонтировано подворье мон-ря в Архангельске, куплены новые здания и участки, утвержден генеральный план. В 1832 г. перестроена старая ризница, над ней возведена новая каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/180337.html

Кн. 4 6224) сделана монахом западнорус. происхождения (хотя и не относящимся к числу пантелеимоновских иноков) и фиксирует национальный состав гостей, а не хозяев. С сер. XVI в. до запустения мон-ря (в 1568/69-1583) обитель существовала «в союзе» с Хиландаром, выражавшемся, очевидно, в совместном ведении хозяйства; возможно, поэтому в кадастровых регестах 1560 г. владения мон-рей описаны вместе ( С. 103). Сохранились сведения о числе иноков в Русской обители в кон. XV-XVI в., в разные годы оно существенно колебалось и составляло (по подсчетам серб. историка А. Фотича) в 1489 (или 1517/18?) г. 120 чел., 1530/31 г.- 25, в 1561 г.- 170 чел. В 1-й пол. XVII в. в братии Пантелеимонова мон-ря, вероятно, преобладали греки. Об этом свидетельствует, в частности, храмозданная надпись 1619 г. монастырского собора, выполненная только по-гречески (плита с этой надписью сохранилась среди уцелевших музейных экспонатов в б-ке мон-ря). Число братии в обители в 1661 г. составляло 120 чел., в 1677 г.- 200 ( С. 90). К нач. XVIII в., особенно в связи с русско-тур. войной 1686-1700 гг., Пантелеимонов мон-рь материально оскудел и братия оставила его. По свидетельству Григоровича-Барского, русские в то время были сильно притесняемы от греков и, «боящися внешней казни, убегоша в страны незнаемы». До XVII в. рус. иноки, жившие на А. в этнически смешанных скитах и келлиях греч. мон-рей, были более многочисленными, нежели рус. насельники Пантелеимонова мон-ря. В кон. XIV и в особенности в 1-й пол. XV в. связи рус. монашества с А. после длительного перерыва возобновились и стали активными. В то время на Св. Горе подвизались буд. основатели и настоятели рус. общежительных мон-рей: прп. Сергий Нуромский († 1412), Иларион , игум. новгородского Лисицкого мон-ря (вернулся на Русь не позднее 1397), Дионисий Царьградский, архим. Спасо-Каменного мон-ря (в 1418-1425 архиеп. Ростовский), Досифей , архим. нижегородского Печерского мон-ря (был на А. в кон. XIV - нач. XV в.), прп. Арсений Коневский († 1447). Ок. 5 лет прожил на Св. Горе прп. Савва Тверской (Бороздин; † 1467), игум. тверского Саввина мон-ря в честь Сретения Господня, о чем сообщает в своей «Духовной грамоте» прп. Иосиф Волоцкий (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 554). С афонской традицией был тесно связан и митр. свт. Киприан (отождествленный исследователями с одноименным святогорским монахом - адресатом послания свт. Евфимия, Патриарха Тырновского, дошедшего в большом числе рус. списков с нач. XV в.). Вероятно, в нач. XV в. на А. побывал известный рус. агиограф Епифаний Премудрый , в 1420 г. Зосима, инок Троице-Сергиева мон-ря, совершил путешествие на А. и составил список 20 афонских мон-рей. Со Св. Горы монахи привозили книги, до той поры неизвестные на Руси: лисицкий игум. Иларион привез Тактикон Никона Черногорца, прп. Савва Тверской - Иерусалимский устав и Кормчую, архим. Досифей - Устав Св. Горы и Чин пения 12 псалмов.

http://pravenc.ru/text/77102.html

на месте креста А. П., в XVI в. она была перестроена; в 1744 на этом месте возведен каменный храм во имя Андрея Первозванного по проекту Ф. Б. Растрелли ). В том же 1621 г. в Киеве состоялся собор восстановленной правосл. иерархии с митр. Иовом (Борецким) во главе по вопросу о мерах защиты правосл. Церкви и ее благоустроении. В деянии собора сказано: «поелику святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благословили... то справедливым и богоугодным будет делом восстановить торжественно и нарочито праздник его. Воистину Россия ничем не меньше других восточных народов, ибо и в ней проповедал апостол» ( Малышевский. С. 43-44). Ап. Андрей. Мозаика базилики Марторана в Палермо 40-50-е гг. XII в. Ап. Андрей. Мозаика базилики Марторана в Палермо 40-50-е гг. XII в. Богатая традиция сказаний об А. П., существовавшая на Руси с древних времен, дополнялась и в более поздние периоды ее истории. В XIX в. А. Н. Мошиным были записаны «Легенды Великих Лук», содержащие предание о посещении этих мест А. П. В согласии с местными преданиями о пребывании А. П. память его особо чтилась в таких рус. мон-рях, как Балаклавский Георгиевский мон-рь близ г. Севастополя, Инкерманский св. Климента мон-рь под Севастополем, Валаамский Спасо-Преображенский мон-рь на Ладожском оз., Деревяницкий новгородский мон-рь, вотчиной к-рого с сер. XIV в. являлось с. Грузино. При имп. Петре I Алексеевиче , считавшем А. П. своим покровителем, имя «крестителя земли Русской» получил главный орден Российской империи (см. Андрея Первозванного орден ), а андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота. В Зап. Европе почитание А. П. засвидетельствовано с V в. В Равенне ему была посвящена часовня архиепископского дворца. В Риме папа свт. Григорий I Великий († 604) возвел мон-рь во имя Андрея Первозванного (где находилась и резиденция самого папы); помимо него в Риме существовали еще по меньшей мере 5 храмов и обителей, посвященных этому апостолу.

http://pravenc.ru/text/115300.html

Более подробная Минейная редакция содержит также сведения о духовных дарованиях преподобного: о дарах непрестанной молитвы, прозрения и чудотворения. Д. сообщил братии о кончине вел. кн. Димитрия Иоанновича († 19 мая 1389) за неск. дней до того, как весть об этом дошла до Вологды. Святой предупреждал родного брата-купца, пришедшего из Переяславля за благословением, чтобы тот не ходил торговать к язычникам эстам и саамам. Брат ослушался и погиб. Мон-рь Д., находившийся близ дороги, ведущей к Белоозеру, принимал странников и кормил голодных. Иногда втайне от братии святой подавал милостыню из пожертвований в мон-рь, защищал пострадавших «от насилиа злых судии». В продолжение всей жизни святой ограничивал себя в пище - во время общей трапезы ему подавали горшок с горячей водой («укропом») и небольшую просфору. Круглый год Д. носил одну одежду из овчины, терпя зимой холод, а летом жару. В Житии сообщается, что Д. скончался в преклонном возрасте, предсказав время своего отшествия. Перед кончиной святой благословил на игуменство в монастыре Пахомия (в Минейной редакции Жития сообщается, что святой повелел свои останки бросить в болото). После смерти Д. мон-рь наполнился благоуханием. (В Житии указан день кончины преподобного без года. Дата, приводимая в «Описании о российских святых (кон. XVII-XVIII в.),- 6900 (1392) г.- неточна, в ней не дописаны десятки и единицы; год смерти Д. определяется на основе датировки 1-го посмертного чуда.) Д. был погребен в деревянном Спасском соборе Прилуцкого мон-ря (ныне существующий каменный храм освящен в 1542). Согласно Описной книге 1623 г., над мощами святого в нижнем храме Спасского собора была установлена деревянная рака, вначале обитая тканью, к 1675 г. обложенная серебряной позолоченной басмой. В 1882 г. над гробницей была установлена медная литая сень. Мощи Д. никогда не вскрывались и до сих пор почивают под спудом в Спасском соборе Спасо-Прилуцкого мон-ря. У гробницы святого до 20-х гг. XX в. хранились его вериги (весом 9,5 кг, ныне в епархиальном церковно-археологическом музее при мон-ре). Игуменский посох Д. находится в иконостасе нижнего храма Спасского собора Прилуцкого мон-ря. В кон. XIX в. в мон-ре хранились также предметы, к-рые предание связывает с Д.: «деревянный осьмиконечный крест, сделанный им собственноручно и водруженный при избрании им места для Спасо-Прилуцкой обители... фелонь шелковой атласной материи, синяя с красными цветами; оплечье красноватого бархата - дар вел. князя Димитрия Донского; черный деревянный костыль с железным наконечником, обвитый красным бархатом и золотым кружевом; деревянные четки с перламутровыми вставками» ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. С. 133-134). Почитание

http://pravenc.ru/text/178017.html

Есть основания полагать, что иконы Е. находились в храмах вотчин Спасо-Евфимиева мон-ря - прежде всего там, где существовали престолы во имя преподобного. Это, напр., храм приписного Мячковского Евфимиева во имя свт. Василия Великого мон-ря близ Гороховца, по преданию основанного Е., с каменной церковью 1679 г. (упразднен в 1764 - Зверинский. Т. 2. 690), ц. во имя мучеников Космы и Дамиана с. Коровники близ Суздаля (Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1896. Вып. 3: Суздальский и Юрьевский уезды/Сост.: В. Березин. С. 89), один из храмов с. Мугреева-Дмитриевского Южского р-на Ивановской обл., храм слободы Мещерской на Оке (позднее г. Горбатов, где в Троицком соборе существовал придел Е.), ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Образцове Щёлковского р-на Московской обл., где до сих пор в приделе во имя Е. хранится его образ 20-30-х гг. XVII в., согласно надписи на обороте подаренный келарем Спасо-Евфимиева мон-ря Иосифом Трусовым (преподобный в рост, в молении благословляющему Иисусу Христу в сегменте). В качестве заказчиков икон святого, вероятно, выступали покровители обители князья Пожарские. Преподобные Евфимий Суздальский, Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Икона. 2-я треть XIX в. (Музей Нижегородской епархии в Печерском мон-ре, Н. Новгород) Преподобные Евфимий Суздальский, Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Икона. 2-я треть XIX в. (Музей Нижегородской епархии в Печерском мон-ре, Н. Новгород) Неск. изображений Е. входит в состав росписи собора Спасо-Евфимиева монастыря, исполненной в 1689 г. костромской артелью во главе с Гурием Никитиным . Кроме житийного цикла в Евфимиевом приделе это еще и ростовая фигура преподобного, помещенная в юж. галерее, слева от портала храма ( Брюсова. 1982. Ил. 133; Спасо-Евфимиев мон-рь. 2007. С. 11. Ил.; согласно описи 1660 г., на этом месте до создания росписи находилась аналогичная икона - Описная книга. 1878. С. 39); рядом представлены суздальские преподобные жены - Евфросиния и София (вел. кнг. Соломония Сабурова). Необычна по иконографии композиция на сев. стене жертвенника: в облаках на фоне райского сада изображена Богоматерь с Младенцем на престоле (надпись: «Что Тя наречем, Благодатная…»), Которой молятся суздальские святые: в центре представлены коленопреклоненные святители Иоанн и Феодор, справа и слева от них - стоящие с воздетыми руками Е. и прп. Евфросиния. Этот сюжет, отражающий почитание суздальских чудотворцев как молитвенников за человеческий род, свой город и мон-рь, в то же время соответствует функциям жертвенника, предназначенного для совершения чина проскомидии, когда поминаются св. заступники.

http://pravenc.ru/text/187661.html

был возведен Ростовский архиеп. Феодосий (Бывальцев) , что означало упрочение фактической автокефалии Русской Церкви. Отношение рус. духовенства к вел. князю, оценка его исторической роли нашли свое отражение в «Слове от избранных писаний, иже на латину», написанном в последний год княжения В. В. «Слово» противопоставляет рус. вел. князя, «боговенчанного царя православью всея Руси», визант. императору, к-рый «омрачися тмою латынскиа ереси» и в результате «погуби царствующий град»,- В. В., выступив против «латинян», сохранил чистоту веры во вверенной ему Богом Русской земле. На страницах «Слова» вел. князь прославляется как «боговенчанный царь всея Руси», «поддержатель православныя веры», «благоверия держатель Роускых земель». В. В. не только сохранил в чистоте веру в собственной стране, но и распространил ее среди соседних народов: «Мнози от язык агарянского племени и от жидовского роду и от иноверных благочестием си оудобри... и благоразумием из тмы на свет изведе». Характеризуя отношения между В. В. и Церковью, следует отметить случаи, когда вел. князь брал под свое покровительство мон-ри, страдавшие от притеснений своих патронов - удельных князей. В 1-й пол. княжения В. В. взял под свое покровительство ростовский Борисоглебский на Устье муж. мон-рь , наделив его щедрыми пожалованиями. Игумен этого мон-ря Питирим, по свидетельству местных источников, был крестным отцом Иоанна - старшего сына вел. князя. В посланиях прп. Иосифа Волоцкого сохранились сведения о том, как вел. князь взял под свою защиту Троице-Сергиев мон-рь во владениях серпуховского кн. Василия Ярославича, Спасо-Каменный в честь Преображения Господня муж. мон-рь во владениях ярославского вел. кн. Александра Феодоровича, Толгский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь во владениях князей Засекиных. Известна грамота В. В. Троице-Сергиеву мон-рю, согласно к-рой рыболовы обители на Ростовском оз. освобождались от власти местных князей и их слуг. В своих жалованных грамотах В. В. часто освобождал владения мон-рей от уплаты торговых пошлин, ямской повинности, работ в княжеском хозяйстве. Вел. князь стремился опираться на поддержку близких великокняжескому дому обителей, чтобы укрепить свою власть на спорных территориях. Так, очень широкими податными и судебными привилегиями (освобождение от всех налогов, право суда, «опричь душегубства») была наделена вотчина Троице-Сергиева мон-ря с. Присеки в Бежецком Верхе - эта территория была предметом спора между В. В. и Вел. Новгородом. Владимирскому в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-рю вел. князь пожаловал ряд сел в недавно присоединенной Суздальской земле, что вызвало резкое недовольство местных князей.

http://pravenc.ru/text/150785.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ († 24.03.1533, Спасо-Каменный мон-рь (совр. Вологодская обл.)), митр. Московский (3 авг. 1511 - 17 дек. 1521). По-видимому, из иноков Кириллова Белозерского мон-ря. В июне 1506 г., после того как Вассиан (Санин) , игум. московского Симонова Нового мон-ря , был хиротонисан во архиепископа Ростовского, В. в сане архимандрита стал настоятелем Симонова мон-ря. В том же году симоновский настоятель участвовал в числе духовенства во главе с митр. Симоном в ходатайстве перед вел. князем за К. И. Острожского (ДРВ. СПб., 1789. Ч. 5. С. 99-103). 27 апр. 1507 г. вел. кн. Василий III дал В. грамоты, к-рыми предоставлялись определенные льготы владениям Симонова мон-ря в Московском, Владимирском, Коломенском и Переславском уездах и на Белоозере (АФЗХ. С. 11-18. 4-8), однако привилегии были незначительны - мон-рь не освобождался от уплаты налогов. Щедрым пожалованием была выданная вел. князем 8 янв. 1510 г. проезжая грамота мон-рю, давшая право безналогового провоза 20 видов товаров (Там же. С. 20. 11). Во время настоятельства В. мон-рь не приобрел новых владений, архимандрит совершил обмен части монастырских земель с П. Розладиным, при этом присутствовали, в частности, «Феодосей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы» - дети иконописца Дионисия (АФЗХ. С. 8. 2; исправление в тексте публикации и интерпретация: Дергачёв В. В. Родословие Дионисия Иконника//ПКНО, 1988. М., 1989. С. 223. Прим. 8). В 1510 г. В. вместе с Коломенским еп. Митрофаном сопровождал вел. кн. Василия III в походе на Псков. В годы настоятельства В. в мон-ре активно переписывались святоотеческие творения, богослужебные книги; в обители жил вернувшийся с Белоозера князь-инок Вассиан (Патрикеев) . Через 3 месяца после кончины митр. Симона В. по воле вел. князя был избран Первоиерархом Русской Церкви, 27 июля наречен митрополитом, хиротонисан Собором рус. епископов 3 авг. 1511 г. За время пребывания на митрополичьей кафедре В.

http://pravenc.ru/text/154167.html

Однако распространение общежительных начал происходило не во всех епархиях. В новгородских пределах преобладание особножительства еще в 20-х гг. XVI в. констатировал архиеп. Новгородский свт. Макарий ; по словам летописца, «токмо велицыи монастыри во общины быша и по чину, а прочии монастыри, иже окрест града, особь живущи, и койждо себ в келияхъ ядяху и всякими житейскими печалми одержими бяху» (ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 284-285). Отшельничество (анахоретство) подвижников, их жажда «отвержения мира», индивидуальные духовные устремления оказались в сопряжении с процессом внутреннего освоения земель Сев.-Вост. Руси. Увеличение населения, как правило, сопровождалось ростом мон-рей, а появление новых мон-рей вызывало приток населения, т. е. процесс был двуединым. С кон. XIV в. активно осваивалась Вологодская земля, тесно связанная как с Поморьем (Русский Север), так и с центральной частью России - Замосковным краем. Одним из первых подвижников, пришедших сюда, был прп. Димитрий Прилуцкий († 11 февр. ок. 1406), ученик прп. Сергия Радонежского. Вначале он основал Переславль-Залесский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь , где под влиянием бесед с прп. Сергием ввел общежительный устав. Вскоре он покинул обитель и пришел на заселенные территории в 40 верстах к юго-востоку от Вологды и там основал Воскресенский мон-рь на берегу р. Великой, притоке р. Лежи, но из-за недовольства местных жителей удалился и основал Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса , Происхождения честных древ Креста Господня мужской монастырь в 5 верстах к северо-востоку от Вологды. Мон-рь вел большую хозяйственную деятельность, активно формировалась монастырская вотчина. О связях Спасо-Каменного в честь Преображения Господня монастыря на Кубенском оз. с окрестными землями сведения появляются лишь с XV в., когда обитель получала вклады в виде пустошей, осваивала и заселяла их. Монахи Спасо-Каменного монастыря, преподобные Дионисий Глушицкий и Александр Куштский , основали ряд обителей в южной и восточной частях Кубенского оз. Эта территория Заозерья была наиболее заселенной. На юго-восток от Вологды, примерно в 60 верстах, прп. Сергием Нуромским был основан мон-рь на р. Нурме, притоке р. Обноры ( Сергиев Нуромский в честь Преображения Господня мужской монастырь ). Сергий Нуромский был учеником прп. Сергия Радонежского, к которому пришел с Афона, и «собеседником» др. ученика прп. Сергия - прп. Павла Обнорского, основавшего мон-рь в честь Св. Троицы с общежительным уставом (АИ. Т. 1. 257. С. 485).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ († ранее 13.06.1436, г. Устюг), св. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), кн. заозерский, 4-й сын ярославского кн. Василия Васильевича, отец прп. Иоасафа Каменского. Основные сведения о Д. В. сохранились в Типографской и Ермолинской летописях, житиях преподобных Дионисия Глушицкого, Александра Куштского и Иоасафа Каменского. Не позднее 1391/92 г. в результате раздела владений покойного отца Д. В. получил Заозерье - земли, расположенные в Ярославском княжестве к востоку и югу от Кубенского оз., в нижнем течении р. Кубены. Центром его удела стало с. Устье на юго-вост. берегу Кубенского оз., рядом с местом впадения в него Кубены. В Устье располагался княжеский двор с ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. По-видимому, в 90-х гг. XIV в. установились связи Д. В. со Спасо-Каменным в честь Преображения Господня мон-рем на Кубенском оз. , главными ктиторами которого в XIV-XV вв. выступали ярославские князья, и с игуменом обители св. Дионисием Греком (1389-1418). Д. В. активно поддерживал деятельность иноков Спасо-Каменного мон-ря по созданию новых обителей на его землях. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, в 1400 г. Д. В. дал разрешение прп. Дионисию на создание Глушицкого в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря , князь прислал людей для расчистки земли и постройки келий. В годы архиерейства свт. Дионисия Грека в Ростове (1418-1425) прп. Александр Куштский переселился из Спасо-Каменного мон-ря в устье р. Кушты, в 4 км от резиденции Д. В., где основал Александров Куштский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . Князь дал подвижнику «потребная» на создание обители и Успенского храма, позднее супруга Д. В. св. кнг. Мария часто посылала инокам продовольствие. Обе обители, как подчеркивается в Житии прп. Иоасафа Каменского, получили от Д. В. вклады, в т. ч. села, деревни и земельные угодья. В Житии прп. Александра Куштского в редакции Четьих-Миней Германа (Тулупова) отмечено, что Д. В. наделил Куштский мон-рь также книгами (упом., в частности, Евангелие-апракос) и иконами (РГБ. Ф. 304/I. 677, 1627-1632 гг.). Во владениях заозерского князя в кон. XIV - 1-й трети XV в. подвизались также ученик прп. Дионисия Глушицкого прп. Пахомий Святолучский, «иже бысть на Великом озере, чудотворец»,- в Никольском монастыре в местности Св. Лука (Лучица), преемник прп. Дионисия в управлении Глушицким Покровским монастырем прп. Амфилохий Глушицкий, постриженик Спасо-Каменного мон-ря прп. Петр Каменский, «иже бысть на Устье».

http://pravenc.ru/text/178193.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010