Цель речи – расположить коринфян к милостыне в пользу иерусалимских христиан, которым более других приходилось терпеть от фанатизма иудеев. Раздел первый. Побуждения к благотворительности на разных примерах (8:1–15) I . По буждение примером македонян (8:1– 6) Достойно удивления, что по этому случаю замечается в Македонии (ст. 1). Там щедрость прямо пропорциональна их собственной нужде (ст. 2), так что они доброхотны сверх своих сил (ст. 3). Не выпрашивать надо было у них милостыню, а лишь не обижать отказом – принять (ст. 4). Ради дела Божия, они готовы были отдать все (ст. 5). То же хорошо было бы делать и вам, а потому я посылаю к вам Тита, который ранее уже начал у вас этот сбор, так пусть он его и окончит (ст. 6). II. Другие, более близкие коринфянам побуждения, к щедрому собиранию милостыни (8:7–15) A). При прочих добрых качествах, не следует им отставать от других христиан ив этой добродетели (8:7–9) Зову вас к этому совершенству (ст. 7) не силою повеления, а лишь указывая на усердие других, чтобы возбудить вашу ревность к милостыне (ст. 8), ибо и Христос всего Себя лишил, что свойственно Ему было по Его природе, для нашего обогащения (ст. 9). Б). Дело милости не ново для них, уж начали, остается лишь кончить (8:10–11) Вы хотели это делать еще в прошлом году (ст. 10), а теперь уже закончите, как того хотели ранее (ст. 11). B). Не чрезмерное что требуется, а кто что может (8:12–15) Давайте не сверх сил (ст. 12), дабы было уравнение у неимущего с имущим излишек (ст. 13–14), как было при собирании манны, там Сам Господь распределял, сколько кому было надо (ст. 15). Раздел второй. Распоряжение Апостола послать в Коринф Тита с другими двумя братьями (8:16–9:5) Чтобы не было замедления в сборе милостыни, святой Павел рассудил послать для этой цели Тита с двумя братьями. Извещая теперь об этом коринфян, Апостол считает нужным сказать I . Кто посылаемые (8:16– 24) Прежде всего, идет Тит (ст. 16), который взялся за это дело по своему усердию (ст. 17), а с ним еще брат, спутник, которого мне указала Церковь специально для этого дела (ст. 18–19), того требовала осторожность, чтобы ввиду обильно собираемой милостыни, не было какого нарекания (ст. 20–21). К ним присоединяю и еще одного брата, тоже избранного Церковью для этого дела (ст. 22). Тит – от меня, а те двое – от Церквей, их я и прошу принять с почетом и уважением, дабы не напрасною была моя похвала вами (ст. 23–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Б). В числе верующих коринфян не много мудрых и видных лиц, но уверовав, они получают высокое духовное достоинство (1:26–31) Господу угодно было из незначительности составить Свою Церковь , и эта незначительность стала важнее всего важного в мире (ст. 26–28), чтобы никто не хвалился здесь собою (ст. 29), ибо все у вас от Бога – и премудрость, и праведность, и святость, и искупление (ст. 30), и все это от Бога, для славы Его Единого, по Писанию (ст. 31). B). Сам Апостол приходил в Коринф в смиренном виде (2:1–5) Приходил в смиренном виде, с простым словом (ст. 1–3) о Распятом (ст. 2), чтобы вера коринфян ничем не была обязана мудрости человеческой (ст. 4 ), а только Богу (ст. 5). Г). Проповедь при первом оглашении проста, но уверовавшие потом в области веры получают знание истинной мудрости, недосягаемой мудрецами мира (2:6–16) Эта мудрость не людская – князей века сего (ст. 6), но та, что Сам Бог предуказал для нашего прославления, через искупление Крестом (ст. 7), ее-то никто и не познал, иначе не распяли бы Господа (ст. 8). В самом деле, они, как не любившие Господа, ничего славного не видели в Спасителе (ст. 9), а мы, через откровение Духом, знаем эту мудрость (ст. 10), ибо Дух Божий, как и дух в человеке, знает внутреннее Божие (ст. 11). Его мы приняли в себя (ст. 12), и им изъясняем дарованное откровение соответственным духовным образом (ст. 13), потому-то наших слов не могут понять душевные мудрецы (ст. 14), но не мы (ст. 15), у которых ум самого Христа (ст. 16). II . Втор ая причина и ее устранение (3:1–4: 16) Вторым источником толков, разделявших коринфян, было неправильное понятие о том, какая роль Апостолов, а за ними и всех других учителей, в устроении Церкви Христовой, и если судить о них, то с какой точки зрения? То и другое объясняет теперь святой Павел. С этой целью он показывает. А). Каково значение Апостолов в устроении спасения верою в Господа (3:1–23) а). Не надо считать источником проповеди Евангельской – людей (3:1–4) Переходная мысль – коринфяне еще не духовны, и потому не понимают духовного порядка вещей, считая людей источником Евангельской проповеди и совершителями спасения (ст. 1–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

30. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. 31. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мной, и всё мое твое. 32. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения В евангельском чтении этой недели, притчею о блудном сыне Святая Церковь призывает чад своих к покаянию. 1. Необходимость покаяния (ст.11–16) имеет свое основание: а) В глубокой греховности человека. Начало греха — своеволие и гордость; « Отче! дай мне следующую мне часть имения » (ст.12). Сущность греха — отпадение от Бога; « По прошествии немногих дней младший сын … пошел в дальнюю сторону » (ст.13). Обнаружение греха — беспутная жизнь: « расточил имение свое, живя распутно » (ст.13). б) В пагубных последствиях, которыми сопровождается грех. Потому что в грешнике остается еще жажда спасения: « настал великий голод » (ст.14); он чувствует свое несчастное состояние: « начал нуждаться » (ст.14); ищет помощи себе, но напрасно: « пошел, пристал к одному из жителей страны той » (ст.15) и наконец нигде не находит спасения: « придя же в себя » (ст.16). 2. Сущность покаяния (ст.17–20) состоит в том, что: а) грешник одумывается: « придя же в себя » (ст.17); б) сознает тяжесть своего положения: « сколько наемников … избыточествуют хлебом » и проч. (ст.17); в) питает в себе благую решимость: « встану, пойду к отцу » (ст.18); г) исповедует свои грех: « отче! я согрешил » и т. д. (ст.18); д) смиряется: « уже недостоин называться сыном твоим » и проч. (ст.19); е) действительно возвращается на путь правый: « встал и пошел к отцу своему » (ст.20). 3. Следствия покаяния (ст.20–32): а) по отношению к милосердому Отцу небесному. Бог издали видит кающегося грешника: « и когда он был еще далеко, увидел его отец » (ст.20); облегчает ему исполнение его доброй решимости (ст.21); осыпает его знаками отеческой любви, дарует ему благодать и спасение (ст.22, 23); приглашает всех небожителей к участию в радости о покаявшемся грешнике (ст.24).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

B). Указание, как жить по-христиански (2:12–18) Наконец, указывает, как жить по Евангелию достойно христианина. Общая мысль – чувствуя себя постоянно стоящими перед лицом Божьим, иметь в себе страх и трепет, дабы чего не опустить, не нарушить (ст. 12). Это, то есть иметь в себе страх, и не трудно, ибо все от Бога, и хотение и действие (ст. 13). Но как все исполнить? Ответ дает такой – какими вы должны быть. Во-первых, в себе – без ропота и сомнения трудиться (ст. 14). Во-вторых, для других, или среди других – образцом (ст 15), и в-третьих, для Апостола – быть его похвалою (ст. 16), дабы радовались и Апостол, в сознании своих ненапрасных страданий (ст. 17), и сами они в нем – Апостоле (ст. 18). Второе отделение. Апостол извещает филиппийцев о своих намерениях (2:19–30) Раздел первый. О намерении послать к филиппийцам святого Тимофея (2:19–24) Искренне расположенного к ним (ст. 19–20), и самоотверженного служителя делу проповеди (ст. 21–24). Раздел второй. Об отправлении к ним Епафродита (2:25–30) Посылает известного им, по совместной с Апостолом у них проповеди, Епафродита, которого они послали к Павлу (ст. 25), и которого они, по случаю его болезни в Риме, с беспокойством ждали к себе (ст. 26–30). Третье отделение. Предостережение с применительными уроками (3:1–4:1) Раздел первый. Предостережение от иудействующих лжеучителей (3:1–9) Просит не огорчаться, что говорит о лжеучениях, того требует взаимный интерес (ст. 1). Чего те хотят? Обрезания (ст. 2)? Но это есть у вас в совершенстве – духовное (ст. 3). Вот и я преимущества по закону, вменил в ничто, ради преимущества во Христе (ст. 4 –7), в познании Его, давшем мне веру, а с ней и спасение (ст. 8–9). Раздел второй. Наставления стремиться по примеру Апостола к почести вышнего звания (3:10–4:1) Объясняет, в чем сущность правды во Христе, познание Христа – вера в Него, потом вступление в общение страданий Его, и через то (нравственное понимание воскресения – обновления) сделаться достойными в Нем и воскреснуть (ст. 10–11). Впрочем, стоя на верном пути не следует гордиться, а подражать Апостолу (ст. 12–16), и не жить, как изменившие вере (ст. 17–19), а стремиться к полному нашему преобразованию по образу Христа и силою Его (ст. 20–21). И снова призыв к тому, чему он учил их, во имя его любви к ним (4:1). Четвертое отделение. Краткое внушение некоторым лицам с приложением общего всем наставления (4:2–9)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Неделя святой пятидесятницы (Евангелие от Иоанна, зач. 27, гл. 7, ст. 37–52; гл. 8, ст. 12; Апостольские Деяния, зач. 3, гл. 2, ст. 1–11). 1) Господь – источник воды живой. Вода живая – слово Божие и благодать Святого Духа. Идите к Нему... Не думайте, что Господь откажет в Духе Своем, если пожелаете. Пример Агари в пустыне. Вот она «оглянулась и колодезь воды живой перед нею». 2) Мы жилище Святого Духа. Не будем осквернять тело, в котором живет Дух Божий. Какое общение света ко тьме? Животворящий Дух не может жить в душе грешной, в теле нечистом... 3) Присутствие Святого Духа в человеке обнаруживается, главным образом, истинным просвещением его, чистотою сердца, в духовной крепости сил ( Лк.24:49 ) и в способности духовного утешения. 4) Имеем ли мы Святого Духа? День святого духа (Евангелие от Матфея, зач. 75, гл. 18, ст. 10–20; Апостол к Ефесянам, зач. 229, гл. 5, ст. 9–19). 1) Никого из христиан нельзя презирать (ст. 10), потому что каждый христианин находится под особенным покровительством Божиим ( Притч.14:21 ; Ис.49:13–15 ). Ради спасения каждого христианина пришел на землю Сын Человеческий (ст. 11). Вся жизнь христианина располагается по воле Отца нашего Небесного (ст. 14). 2) Обязанности каждого христианина – заботиться об исправлении недостатков людей близких и согрешающих против него (ст. 15; Иак.5:19–20 ), убеждая и обличая их со всяким долготерпением, пока не истощились все средства (ст. 17; Деян.20:26–27 ). 3) Дух Господень на нас... Но где Он? По чему видно, что мы получили Духа... Если расточили мы святые дары Духа, «живя блудно», затеплим снова в себе святой огонь Святого Духа покаянием и молитвой. Нужна жажда духовная ( Ин.7:37 ). Средства к утолению этой жажды ( Ин.6:35, 54 и 55). 1-я неделя по пятидесятнице, всех святых (Евангелие от Матфея, зач. 38, гл. 10, ст. 32, 33, 37, 38; 19:27–30; Апостол к Евреям, зач. 330, гл. 11, ст. 33–40; гл. 12, ст. 1–2). 1) Изображение свойств истинного христианина (ст. 32 – 19:30): а) его преимущественная и исключительная любовь ко Господу (ст. 37) и стремление Ему Единому угодить ( Гал.1:10 ); б) его открытое исповедание веры пред людьми (ст. 32, 33); в) непривязанность ни к чему земному (ст. 29); г) безропотное несение своего креста (ст. 38); д) совершенное смирение (ст. 30); и е) все это только ради сторичной награды в пакибытии (ст. 28, 29).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Шамордино – ст. Дольцы 3-й округ Благочинный, священник села Сергиевского Николай Безсонов. Духовный следователь, священник села Стромок Константин Воскресенский. 1) Кузьменки – ст. Монаенки Литвинова – ст. Литвиново Савинково Сергиевское-(Комарево) – ст. Князевские Дворики 5) Сороколетовост. Монаенки Стромки Тшлыковоо – ст. Князевские Дворики Фурсово 4-й округ Благочинный, священник села Щетинина Василий Сахаров. Духовный следователь, священник села Рудина Сергий Успенский. 5) Дертихино – ст. Арсеньво Р.-У. ж. д. Жиморино, прип. к с. Щетин – г. Чернь. Мокрое – ст. Истьино Р.-У. ж.д. Парахино, прип. к с. Меркул – г. Чернь 10) Рудино – ст. Арсеньево – г. Чернь 5) Меркулово Мишина Поляна – с. Арсеньево Р.-У. ж. д. Варварино – ст. Монаенки Черный Верх – ст. Арсеньево Щетино – г. Чернь – г. Венев 1) Соборная Воскресенская Николаевская Покровская 5) Казанская Богоявленская Спасо-Преображенск., прип. к Собор. ц. Скорбященская при земской больнице прип. к Введен.ц. Алексеевская при Уездной тюрьме, прип. к Собор. ц. 10) Иоанно-Предтечен. Кладбищен. Кирилло- Мефодиевс. при Дух. Уч. Березово – г. Венев Поветкино 15) Свиридово, прип. к град. Введен. ц. Хрусловка 2-й округ Благочинный, священник села Петрова Александр Теплинский. Духовный следователь, священник села Студенца Василий Якшинский. 1) Аксиньино – ст. Мордвес Кайданово, прип. к с. Аксин. Алитово Большой Клин – г. Венев 5) Баршево – ст. Толстые Василевское – г. Венев Глебково, прип. к с. Студ. Дьяконово – ст. Мордвес 10) Карпово – г. Венев Марыгино – ст. Богатищево Р.-У. ж. д. Мильшино – г. Венев Потетино-Верино Петрово – ст. Толстые 15) Студенец – г. Венев Тулубьево: Архангельская ц. Казанская ц., прип. к Арханг. Харино 3-й округ Благочинный, священник села Глубокого Петр Аннинский. Духовный следователь, священник села Малыни Алексей Смирнов. 1) Глубоко – ст. Узунова Есипово – ст. Толстые 5) Косяево – ст. Узуново Колемино, прип. к с. Косяеву Малынь Мягкое – ст. Серебряные Пруды Накаполово – Раз. Коровино. Р.-У. жел.дор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Начало этой главы составляет продолжение молитвы пленных иудеев к Богу, изложенной в предыдущей главе Здесь они умоляют Бога, чтобы Он простил им их согрешения и не вспоминал грехов предков их, но по милосердию Своему внял тому, что они теперь удалили из сердца своего неправду предков своих и готовы дальнейшую жизнь свою посвятить прославлению Его имени (1–8 ст.). Затем до конца главы пророк говорит от своего лица и, обращаясь к пленному народу иудейскому, – а) научает его заповедям жизни и мудрости: «слушай, Израиль, заповеди жизни, говорит он, внимай, чтобы уразуметь мудрость» (9 ст.). б) Объясняет причину его положения в чужой стране: «что с тобою, Израиль? спрашивает пророк. Что значит, что ты находишься теперь в земле врагов, одряхлел в стране чужой, осквернился вместе с мертвыми и причислен к находящимся в могиле» (10–11 ст.)? – и сам же отвечает на эти вопросы так: все это потому, что «ты оставил источник премудрости (12 ст.): если бы ты ходил по путям Божиим, то жил бы в мире вечное время» (13 ст.) в) Внушает ему: 1) что той мудрости, которую он добровольно оставил и от которой зависит долголетие и мир, не могут достигнуть ни цари языческие при всем могуществе и богатстве своем (15–21 ст.), ни даже известные своею мудростью древние народы (22–23 ст.), и 2) что мудрость эта зависит единственно от Бога невместимого (24–25 ст.), всеведущего и всемогущего (32–35 ст.), которую Он не открыл даже исполинам (26–28 ст.), а сами они при всей силе своей овладеть ею не могли, ибо никто из них не имеет доступа на небо (29–31 ст.), но сообщил её возлюбленному народу Своему Израилю (36–37 ст.) и даже Сам явился на земле и обитал среди людей (38 ст.). Последние слова этой главы (36–38 ст.) вместе с начальными словами следующей главы (4:1–5 ст.) читаются в качестве паремии в навечерии Рождества Христова, под именем пророчества Иеремии. " Таков (сей, т. е. всеведущий и всемогущий, каким Он изображен выше – 32–35 ст.) Бог наш, не сравняется (не вменится) с Ним никто другой (36 ст. ср. Иер. 10:6, 7; 49:19; 50:44 ). Он нашел, постиг (изобрете) все пути мудрости (хитрости) и открыл (даде) Своему возлюбленному народу Израилю (47 ст.), а потом и Сам явился на земле и обитал среди людей» (38 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Псалом 15 есть молитва праведника об избавлении во время трудных обстоятельств жизни и угрожающей смертной опасности, с выражением всецелой преданности Господу, как всегдашнему защитнику и спасителю, и – твердой уверенности, что Он и по смерти не допустит его увидеть тления, но дарует ему жизнь в вечное блаженство. Писателем псалма, по надписанию (ст. 1) и по свидетельству Апостолов Петра ( Деян.2:25 ) и Павла ( – 13:35:36); был Давид, которому он вполне приличествует по своему характеру, содержанию и образу выражения, так что почти никто из толкователей не выражал сомнения в его написании Давидом. Если указание на угрожавшую псалмопевцу смертную опасность (ст. 10) и выражаемое им при этом, с одной стороны, особенное расположение к святым, т. е. верным израильтянам (ст. 3), а с другой – отвращение от уклоняющихся к богам чужим, к идолопоклонству (ст. 4), – если все это сопоставить с положением Давида во время Саулова гонения, когда он вынужден был, для спасения своей жизни, бежать из наследия Господа к идолопоклонникам ( 1Цар.26:19; 27:1–3 и 12: ср. 22:3–4 и 2Ц.10:2): то было бы возможно написание этого Пс.относить ко времени Саулова гонения 111 . Но так как, по свидетельству Ап. Петра, Пс.этот написан был Давидом уже после получения им обетования о происхождении от него Христа по плоти ( Деян.2:30 , ср. 2Ц.7:12–16), указание на которое можно усматривать в 5 ст. псалма: то надобно полагать, что поводом к написанию его послужили уже позднейшие, но довольно сходные с бывшими во время Саулова гонения, обстоятельства восстания Авессалома, когда Давид опить находился в смертной опасности ( 2Цар.17:2 ) и снова вынужденный спасаться бегством из наследия Господня к пределам идолопоклонников, моавитян и аммонитян (так как служивший ему тогда убежищем город Манахаим – 2Ц.17:24 , – лежал именно в пределах Моавитско-Аммонитских владений, – ср. И. Нав. 13:25–26, 32 и 2Ц. 17:27а), утешал себя воспоминаниями о прежних милостях Господа и особенно в Его обетовании почерпал уверенность в своем избавлении. Предположение это отчасти подтверждается тем, что Псалом выражением упования на Бога, как всегдашнего защитника и спасителя, и уверенности в избавлении от угрожающей опасности, заметно сходится с псалмами из времени Авессаломова восстания, особенно 22 (ср. ст. 1 с 15:2, ст. 2–3 с 6, ст. 4 с 10); 60 (ст. 6 с 15:5; ст. 8 с 11); 61 (ст. 2–3, 6–8 с 15:2:8); 62 (ст. 2 с 15:2, 5; ст. 5–7 с ст. 7:9).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Держава гдь бощихс и завтъ витъ имъ. 14. Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им. 14 . С людьми благочестивыми Господь вступает в близкое, как бы дружеское общение (ср. Исх. 33:11 ; Ин.15:14 ; Иак. 2:23 ), так что открывает им сокровенные тайны Свои, как открывал Аврааму ( Быт.18:17 ), пророкам ( Втор.18:18 ; 1Кор.13:2 ), апостолам ( Мф.13:11 ) и сообщает им совершеннейшее познание Своего завета, или богооткровенного учения веры ( Пс.110:10; 118:98–100 ; Притч.1:7; 2:6 ; Лк.24:40 ; 1Ин.2:20–27 ). По слав.-грек.-лат. 1-я полов. ст. выражает мысль, что Господь для боящихся Его служит крепкою опорою и ограждением в опасностях жизни (ср. Евф. Зигабен), не давая поколебаться среди искушений и укрывая их от нападений врагов (ср. Пс.30:4–5; 42:1–2 ). 70 толк. евр. слово (сод.=«дружеское общение» – Притч.3:32 ; «искренняя беседа» – Симмах= Пс.54:15 и Иов.19:19 ; и тайна – Халд., Ак. Феодот. Евсевий, бл. Феодорит и Иерон.; ср. Притч.11:13 ) вероятно читали (есод. – основание, твердыня), принимая за букву (иод) примыкавший к слову рожек от предшествующей буквы (цаде); отсюда – перевод: κραταωμα – держава. 15–21. Как наказуемый Богом грешник (ст. 7, 11:18), псалмопевец не смеет причислить себя к тем богобоязненным людям, на которых по преимуществу обращено благоволение Божие (ст. 12–14); но при всем своём смирении пред Богом, он сознает, что и он не чужд тех свойств, какие обыкновенно отличают людей богобоязненных: глаза его всегда ( выну) обращены к Господу с благоговейною молитвою, с полным упованием и преданностью (ст. 15 и 20 и 216); он долго и терпеливо переносит ниспосланное ему тяжкое наказание Божие (ст. 16–17 и 18а), желает очищения грехов своих (ст. 18б) и хотел бы всегда сохранять себя в чистоте и непорочности (ст. 21). Поэтому, он считает себя в праве просить и просит Господа – обратить сострадательный взор Свой на его крайне бедственное, беспомощное состояние (ст. 16–17), сжалиться над ним за его тяжкие душевные страдания, простить грехи, за которые он подвергся таким несчастиям (ст. 18), и явить заступление и избавление от грозящей ему погибели, если не ради его самого, то, по крайней мере, для вразумления многочисленных, злобных врагов его, чтобы не дать постыдиться пред ними в своём уповании на милость Божию (ст. 19–20). А чтобы сделаться достойным испрашиваемой милости Божией и на будущее время избежать праведного суда и наказания Божия, он присоединяет еще молитву, чтобы Господь, ради возлагаемого на Него упования, всегда сохранял его в непорочности сердца и правоте (ст. 21), т. е. точном исполнении всех заповедей Его (ср. 3Цар.9:4 ), и это, в свою очередь, служило ба ему верным ручательством всегдашнего благоволения Божия и охраною от бед и злоключений жизни (ср. Втор.28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Таким образом, Проложная редакция Жития Авраамия Ростовского известна сегодня в 4 списках и была составлена не позднее 30–40-х гг. XVI в. (текст Проложной редакции Жития по старшему списку Долг. 39 публикуется в Приложении к настоящей статье; вопрос о взаимоотношениях списков будет рассмотрен ниже). Перейдем к проблеме источника и особенностям Проложной редакции Жития Авраамия Ростовского. Согласившись с мнением предшественников о том, что Проложная редакция Жития является сокращением Краткой редакции, Т. Л. Никитина (на материале текста в печатном Прологе) сделала вывод, что в основу Проложной редакции был положен выделенный ею первичный, наиболее полный тип Краткой редакции, из которого создатель редакции печатного Пролога исключил «имена исторических деятелей – ростовских епископов и князей. Единственной чертой, конкретизировавшей время действия, осталось лишь название стольного города (данный вывод касается в том числе и более ранних списков Проложной редакции Жития, а не исключительно текста в печатном Прологе, особенности которого будут рассмотрены ниже). Обращение к опубликованному Т. Л. Никитиной списку типа Краткой редакции БАН, 21.3.3, конца XV – начала XVI в., и анализ приводимых в публикации разночтений по двум другим спискам того же типа (Собрание Ярославского музея-заповедника (далее – ЯМЗ ), 15691 и 15326, конца XV – начала XVI в сопоставлении со списками типа 1Б, к которому относится и старший известный сегодня список Краткой редакции (СПбИИ РАН, ф. 238, колл. Н. П. Лихачева, 161, 70-х гг. XV в. (далее – Лих. 161 ); РНБ, собр. М. П. Погодина, 648, середины XVI в.; РГБ, ф. 304/ I , Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры, 693 и 649, XVI в.) показали более сложную текстологическую картину. Привлеченные Никитиной для демонстрации разночтений в типе списки ЯМЗ 15691 и 15326 оказываются неким промежуточным вариантом между первичным текстом типа и текстом типа 1Б: с одной стороны, они сохраняют имена ростовских епископов и князей, а с другой – ряд чтений сближает их со списками типа 1Б, этих имен не содержащими.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968692/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010