Ибо если мы заботились обо всем этом, то не хвалились бы и не превозносились бы над теми, кто лучше нас. Посему не следует нам, будучи христианами, вести себя так, как не имеющие надежды воскресения, но лучше будем подвизаться в плаче, чтобы он избавил нас от горького наказания. Потому что блаженны плачущие ныне, ибо они утешатся (Мф. 5:4; Лк. 6:21). Так как тот, кто оплакивает свое зло, не насмехается, не издевается над другим. Услышь Приточника, говорящего: Не насмехайся над человеком, находящимся в горести души его (Сир. 7:11). И: Ругайся убогому раздражает Сотворшаго его (Притч. 17:5). И опять-таки: Око ругающееся отцу и досаждающее старости матерни, да исторгнут е вранове от дебрия (Притч. 30:17), ибо кривых по кривым путям посылает Бог. И еще: Ругается гражданом лишенный разума, муж же мудр безмолвие водит (Притч. 11:12). И Иаков, увещая, говорил: Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью (Иак. 3:13). И Павел говорит: Также сквернословие и пустословие и смехотворство… не должны даже именоваться у вас (Еф. 5:3-4). Посему полезнее скорее быть самому осмеянным, нежели самому насмехаться. Ибо праведники — объекты насмешек. И предаются в руки грешников [и нечестивых], по Иову (Иов. 16:12). И Песнопевец говорит: О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино (Пс. 68:13) и: поношения поносящих Ти нападоша на мя (Пс. 68:10). Посему убоимся угрозы Господа, Который говорит: Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6:25). Посему отступи от того, чтобы насмехаться над кем-нибудь, ибо насмешки происходят от отсутствия страха Божия, чтобы не услышать и нам от Господа: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза (Лк. 6:42). И еще: злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его (Лк. 6:45). Христу же подобает слава во веки. Аминь. [Col. 1585]    Осуждать — хуже всего. Ибо те, кого мы думаем осуждать, — они-то от тяжести [того, в чем мы их осуждаем,] облегчаются, мы же вместо них несем [это] бремя и оказываемся осуждающими самих себя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Исчисление левитов показало, что их было тридцать восемь тысяч. Давид разделил их на четыре класса: — двадцать четыре тысячи — для различных служб, которые надлежало отправлять при храме Господнем; — шесть тысяч — для производства суда; — четыре тысячи — в качестве привратников; — четыре тысячи — в качестве певцов. Эти последние были разделены на двадцать четыре ежедневных хора. Певцы имели начальниками Асафа, Емана и Идифума, имена которых мы встречаем в надписании многих псалмов. Начиная с Давида союз Бога с Его народом осуществляется уже через царя. Иисус, сын Сирахов, пишет о нем: После каждого дела своего он приносил благодарение Святому Всевышнему словом хвалы; от всего сердца он воспевал и любил Создателя своего. И поставил пред жертвенником песнопевцев, чтобы голосом их услаждать песнопение. Он дал праздникам благолепие и с точностью определил времена, чтобы они хвалили святое имя Его и с раннего утра оглашали святилище (Сир 47, 9–12). Кроме должности царя Давид нес и пророческое служение. Как пророк Давид был ведом Духом Божиим, славословил Господа в псалмах своих, поучал народ благочестию и пророчествовал о будущем. Отцы Церкви (преподобный Ефрем Сирин, блаженный Августин) в лице Давида, страждущего, а затем прославленного, видят образ Церкви Христовой, претерпевающей искушения и различные гонения, но после бедствий получающей венец победы и торжествующей. После успешных побед над врагами избранного народа царя Давида постигло тяжелое искушение. Священный писатель так рассказывает об этом: Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива (2 Цар 11, 2). Красавица Вирсавия была замужем, но царь впал с Вирсавией в тяжкий грех. Содеянный грех, если он не уничтожен тут же покаянием, влечет другие греховные поступки. Узнав, что Вирсавия беременна, Давид послал на смерь ее мужа Урию, когда войска Израиля осаждали столицу аммонитян Равву. Господь за содеянные тяжелые грехи обличил Давида через пророка Нафана и определил наказание: не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня (2 Цар 12, 10). Давид раскаялся. Памятником этого глубокого сокрушения о своих грехах явился 50-й псалом. Вышедший из глубины смиренной и покаянной души, он вошел неотъемлемо в молитвенно-богослужебный строй христианской Церкви.

http://pravoslavie.ru/103813.html

Книга жизни только одна, в знак малого количества избранников Божиих, имеющих наследовать спасение. «Раскрытые книги, – говорит св. Андрей, – означают деяния и совесть каждого. Одна, говорит, из них есть «книга жизни», в которой написаны имена Святых». – «Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» – мысль здесь та, что все люди, без всякого исключения, воскреснут и предстанут на Суд Божий. – «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это – смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» – это сказано в том смысле, что прославленные и спасённые люди уже не будут более бояться ни ада, ни смерти: для них смерть и ад перестанут существовать навеки. Под «огненным озером» и «второю смертью» разумеется вечное осуждение грешников, имена которых не оказались записанными у Господа в книге жизни (ст. 11–15). Глава двадцать первая. Открытие нового неба и новой земли – новый Иерусалим Вслед за тем св. Иоанну была показана духовная красота и величие нового Иерусалима, то есть Царства Христова, имеющего открыться во всей своей славе во второе Пришествие Христово после победы над дьяволом. «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» – здесь говорится не о небытии твари, но о перемене к лучшему, как свидетельствует апостол: «сама тварь освободится от работы нетления в свободу славы чад Божиих» ( Рим. 8:21 ). И Божественный Песнопевец говорит: «как одежду. Ты переменишь их, – и изменятся» ( Пс. 101:27 ). Обновление устаревшего означает не изглаждение и уничтожение, но устранение устарелости и морщин» (св. Андрей Кесарийский ). Эта новизна неба и земли будет состоять в преобразовании их огнём и в новизне форм и качеств, но не в изменении самой сущности. Море как непостоянный и волнующийся элемент исчезнет. – «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» – под образом этого «Нового Иерусалима» представляется здесь торжествующая Церковь Христова, украшенная, как бы невеста Господня, чистотой и добродетелями святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Курение благовонного фимиама, подобно облаку, долженствовало скрывать от взора первосвященника непостижимую тайну присутствия Божия. Кровью жертвы седмикратно кропил он с перста на очистилище спереди его и пред ним и таким образом кровью примирения ( Евр.9:13 ) очищал святилище от нечистот сынов израилевых и от преступлений их, и от всех грехов их. Выйдя из Святого Святых, великий жрец закалал козла, избранного в жертву очищения грехов и, взявши крови тельца и козла, вторично входил во Святое Святых, кропя по прежнему. Возвращаясь во святилище, он возлагал кровь тельца и козла на роги алтаря кадильного со всех сторон и кропил на него кровью с перста своего семь раз, а остальную изливал у основания жертвенника всесожжений и освящал его от нечистот сынов израилевых. В продолжение обряда очищения ни один человек не должен был находиться в скинии собрания, пока первосвященник очищал себя, дом свой и все общество израилево. Совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника и очистив священников, первосвященник возлагал руки свои на голову живого козла, назначенного в отпущение, исповедал над ним все беззакония сынов израилевых и все преступления, и все грехи их. После сего отпускал его в пустыню, чтобы он унес на себе грехи в необитаемое место. По совершении очищения, первосвященник, прикасавшийся к животным, принявших грехи народа, омывал свое тело и в знак духовного веселия снимал с себя одежды смирения, облачался в светлые и совершал всесожжение, которое внушало народу, очищенному и примиренному с Богом, совершенную Ему преданность. Тельца и козла, которых закалали за грехи, кровь которых внесена была для очищения святилища, выносили вон из стана и сжигали кожи, мясо и нечистоту их. Тот, кто отводил козла для отпущения и сжигал животных, принесенных в жертву за грехи, обязан был, подобно первосвященнику, вымыть свои одежды и тело. Праздник ветхозаветного очищения указывал на Иисуса Христа, Который есть истинное очищение о гресех наших, и не о наших точию, но и о всего мира ( 1Ин.2:2 ) Св. Исидор Пелусиот объясняет: Кивот завета и очистилище, служившее крышею кивота, давали видеть ясные признаки человека, сохраняющего слова Божии, пользующегося Божиим к нему благоволением и охраняемого божественными силами, как говорит песнопевец: в сердце моем скрых словеса твоя ( Пс.118:11 ); почему и сказал: в крове крилу твоею покрыеши мя ( Пс.16:8 ), подобно тому, как из божественных сил херувимы крылами охраняли кивот и очистилище, а в смысле более естественном давали собою видеть ясные признаки Христа, исполнившего закон, сделавшегося очищением о гресех наших ( 1Ин.2:2 ) 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Наконец, необходимо объяснить, почему между пророческими прообразованиями, которые имеют, как показано, близкое отношение к этим необыкновенным торжествам, сказано, что дом наполнился курениями (дыма); и это было не случайно, а знаменательно вследствие трисвятого гласа, как говорит Пророк, который взывали небожители ( Ис. 6:4 ). Если ты, любомудрый, обратишь внимание на повествуемое, то найдешь причину этого. Слухом, продолжает Пророк, слухом услышите, и не уразумеете: и видяще узрите и не увидите ( Ис. 6:9 ; Деян. 28:26 ). Так неблагодарные Иудеи, видев славные чудеса, которые совершил Бог на земле, по словам песнопевца Давида ( Пс. 45:9 ), – видев непрерывные и непрестанные знамения и в глубине и на высоте ( Пс. 7:11 ), как предрек Исаия (а что именно?– Матерь выше естества и рождение выше разума, матерь земную, а Сына Небесного, необыкновенное Богочеловечение и безбрачное деторождение, которых что могло быть славнее и удивительнее между тварями?), – видев все это, относились как бы не видевшие, смежая глаза свои и не обращаясь к славословию; посему и наполнился дом тщеславия их дымом. При этом видении они еще и слышали, стоявшего выше всего видимого, старца праведнейшего, мужа достоверного, мужа достойного подражания, мужа вдохновенного, законоучителя, почтенного священством, украшенного даром пророчества, продлившего жизнь свою надеждой на Христа и (доселе) отложившего долг смерти, ликующего, славословящего, преобразившегося от радости, всецело прекрасным вдохновением вышедшего из себя для Бога ( 2Кор. 5:13 ), изменившегося в Ангела прекрасным изменением, возносящего от избытка радости благодарения и возвещающего свет к просвещению язычников и славу народа Израилева ( Лук. 2:32 ). Однако же они не захотели внять слышанному и дивному для самих небожителей, посему дом тщеславия их и наполнился дымом; а дым есть знамение и свидетельство гнева, как написано: поднялся дым от гнева Его, и из уст Его огонь поядающий ( Псал 17:9 ), – и в другом месте: и в народе непокорном возгорался (огонь) гнева ( Сирах. 16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Но никто столько не должен ревновать о восхождении на земное небо, как постник, говением и воздержанием, так сказать, уже поставленный на одну из ее ступеней. Святая Церковь именно его имела в виду, воздвигая перед нами святую Лествицу. Время пощения ныне преполовивше, — говорит она в своей песне, — начало божественного жития яве покажем. Ив конец добродетельного жительства достигнути тепле потщимся, яко да поймем сладость нестареемую (стихира на вечерне 4й Недели Поста). Несмотря на то, что время пощения уже преполовлено, она требует показать начало божественного жития. Почтим матернюю заботливость Церкви — и приступим к Лествице. Для немощи нашей — на первой ступени остановка. Начало божественного жития, по указанию «Лествицы», есть отвержение мирского жития. Итак, прежде всего, заботливый сын Церкви спрашивает: для всех ли поставлена ею эта Лествица? Можно ли всем вообще отвергнуться мирского жития, живя в Мире? Вопрос этот всегда был вопросом чрезвычайной важности, и ответить на него часто затруднялась наука христианской жизни. Между тем, ответ на него может быть простой. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, - говорит апостол, — так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся ( 1Кор.7:29 ). Короче это высказал — задолго до времен христианских — Царь песнопевец, рассуждая о богатстве. Когда богатство умножается, - говорил он, — не прилагайте к нему сердца ( Пс.61:11 ). Так можно сказать и о всём прочем. Но возможно ли, — говорит мудрость житейская, — «быть в огне и не сгореть»? «Слышал я неких, — отвечает на это богомудрый Лествичник, — в Мире нерадиво живущих, вопросивших меня так: как мы, имея жен и обязавшись общественными попечениями, можем возложить на себя иго жития иноческого? Им изрек я в ответ следующее: вся елика можете творити благая, творите. Удержите язык свой от злословия и лжи, руки от хищения и татьбы, ум — от превозношения и презорства. Изжените из своих сердец всякую ненависть, не устраняйтесь от церковного сонма. К нуждающимся будьте сострадательны, никого’ не соблазняйте. Аще тако сотворите, не далече будете отстояти от Царствия Небесного. Почему так? Потому что подобная жизнь есть уже жизнь не по духу мира суетного, есть уже отвержение (хотя и не явное) мирского жития. Что же поэтому — мирское житие? Образ жизни, по которому имеется в виду один здешний мир, как если бы вовсе не было ни Бога, ни души, ни будущей жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Но поскольку мы, насколько возможно, увенчали золотую главу презлатыми цветами хвалений, давайте обратимся и к другим членам, чтобы, воспевая Предтечу отчасти, не показаться приносящими недостаточную хвалу. Итак, что сиятельнее и световиднее тех рук, которые удостоились быть возложенными на Христа при Крещении? Ведь если присутствует Божественный огонь, то разумей, что при прикосновении к Божией главе длани Предтечи, как в сочетании с огнем, стали пламенными, не изменив собственной природы. Междорамия его в блещании злата ( Пс. 67:14 ), как воспевается, у несущего на плечах крест Христов. Чрево его сосуд слоновый на камене сапфирове ( Песн. 5:14 ) – у изгоняющего наслаждения, что вокруг пупа чревного. Чресла его, вместившие освящающее целомудрие, – у принявшего дар девства. Округления бедр его как ожерелье ( Песн. 7:1 ) – у препоясанного мечом бесстрастия. Голени его – мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях ( Песн. 5:15 ), то есть на добродетелях; стопы богоходящие – у приготовляющего стези Господни (ср. Мф. 3:3 ). Каждый член этого священнейшего и бесстрастнейшего тела есть оружие правды, сосуд избранный, освященный. Оно возмужало чистотой, стало совершенным вечной молитвой. И не следует мне пропустить и того, что вовне, – я говорю об одежде и поясе. Но праотец Иаков [ Col. 454 ] изготовил для любимого сына Иосифа разноцветный хитон ( Быт. 37:3 ), а великий евангелист Матфей описывает [одежду] сего мужа как одноцветную и неукрашенную. Ибо, по его словам, он носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих ( Мф. 3:4 ), показывая и в этом символы умерщвления греха, хотя в том случае разноцветность нужно понимать в ином смысле. И разве справится мой разум и язык с тем, чтобы насытиться восхвалением тебя в каждом из членов, о величайшее украшение человечества? Но так как я стеснен и беден и в том, и в другом, прости как человеколюбивейший и утверди меня всячески, твоего наималейшего слугу, вместе с духовным отцом и преданной тебе паствой; сохрани же невредимыми и всех песнопевцев твоего божественного величия во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава со Всесвятым Отцом и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Но Христос, Агнец Божий, закланный за нас и воскресший, даровал людям несравненно большие блага, и если радовались евреи спасению своих первенцев и немедленно последовавшему затем исходу своему из земли Египетской в землю Ханаанскую, то несравненно больше побуждений имеем мы, христиане, радоваться нашей Пасхе. Какие же это блага, за которые мы в праздник Пасхи с великой радостью должны прославлять Христа? «От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе победную поющия»: вот те блага, которые даровал нам Христос, наша Пасха, и к радости о которых так восторженно приглашает нас Святая Церковь устами песнопевца: «Просветимся людие», радовались евреи, что кровью пасхального агнца избавлены от смерти первенцы их. Но кровь новозаветного Агнца Христа спасает от смерти всех людей. 1) Христос не только в лице Своем восторжествовал над смертью, воскресши из мертвых, но Своим воскресением положил начало всеобщему воскресению. «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:20,22 ). 2) Победив смерть, Христос вместе с тем победил имущего державу смерти диавола, который был виновником смерти в роде человеческом, внушив нашим прародителям пренебречь угрозу смерти, изреченную Господом для предупреждения их от преслушания Его заповеди. Своей смертью и воскресением Христос даровал нам залог избавления от смерти не только телесной, но и духовной, которая состоит в том, что душа лишается благодати Божией и вместе с тем духовного света, радости и блаженства. Эта благодать даруется в Таинстве Крещения. Человек, умерший грехом для духовной жизни, оживает в Таинстве Крещения, которое есть духовное рождение ( Ин.3:5 ). Возрождающая сила Таинства Крещения зависит от смерти и воскресения Христова. «Неужели не знаете, – говорит апостол, – что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О них сказал божественный Песнопевец: «И вывел их в серебре и злате. И не было в племени их болящего». Это есть первое рабство иудеев. После этого рабства – рабство семьдесят лет в Вавилоне. Оно наглядно было сообщено за много лет через великого Иеремию. Ибо Иеремия говорит так: «Сказал Господь «Когда кончится Вавилону семидесятый год, то посещу вас, и применю к вам слова Мои благие, что вы вернетесь на место это, и переверну плен ваш, и соберу вас от всех народов и от всех мест, где Я рассеял вас», – сказал Господь. – «И верну вас на место, из которого изгнал вас». Ты видишь, как богословящий пророк поведал им и землю, и год. На исходе семидесятого года было видение Даниилу. Как сказано: «Я сам Даниил, творящий дела царя, и удивлялся видению. И не было разумеющего, и я уразумел в Писании число лет, как было в слове Господа к Иеремии пророку, что опустошение Иерусалима кончится через семьдесят лет. И обратил я свое лицо к Господу Богу Моему, чтобы испросить молитву и моление, в алчбе, одетый во власяницу, посыпавший голову пеплом». Посмотри ты здесь на доброе говение боголюбца. Что он не раньше дерзнул помолиться Божеству, чем кончились эти семьдесят лет: опасаясь не услышит ли он тогда точно как услышал Иеремия: «Не молись за людей этих, и не проси о них, ибо не послушаю тебя». Но когда уразумел, что Божий ответ совершился, тогда молится об отлученных [от родного Иерусалима] в Вавилоне. Итак, конец плена, когда Божество смилостивилось, что показало наглядное слово, прорекшее второе рабство. Итак, возвращение по человеколюбию Божию. О первых пленах, как, возможно, мы разумеем, но покажем не только их, но и теперь их держащий плен, ибо никакая отрада уже не чаема в держащих их ныне бедствиях, что они опять примут отеческие земли и будут ступать там же или кем-то будет восстановлен город и храм. Ибо ни один из богоносных пророков не прорицал об избавлении и отпущении из ныне властвующего ими рабства у римлян, но все они предсказывали плен до самого конца и второго пришествия Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

Оправданные люди – это живые члены с головой Христом, словами Апостола, кото­рые приведены выше. Следовательно, не только в голове Христе, но и в себе самих они живут и действуют. Что же это за жизнь, если не благодать, святыня, правда, которые Святой Дух изливает в наши сердца. И что такое действия жизни, если не совершение добрых дел. ПРОТИВНИКИ ГОВОРЯТ, что жизнь, которой мы живем духовной жизнью во Христе, – это вера, так как написано: праведный верою жив будет ( Рим. 1, 17 ). ОТВЕЧАЕМ. Апостол веру здесь рассматривает как средство жизни, а не саму жизнь. Например, если кто-нибудь скажет, что человек живет, потому что принимает пищу, или здоров, потому что принимает лечение, пища и лечение здесь будут средствами жизни и здоровья. Так и вера является средством духовной жизни (хотя и не она одна, как мы говорили об этом в другом месте). Сама же духовная жизнь, которой душа живет во Христе, – это благодать, святость, правда, которой душа оживляется Святым Духом, как поет Церковь вместе с песнопевцем Дамаскиным: «Святым Духом всякая душа живится». Четвертое подтверждение Христос, Спаситель наш, говорит: Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не мо­жет приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода ( Ин. 15, 4–5 ). Здесь Христос уподобляет Себя лозе, а нас ветвям. Ветви же на лозе разные. Одни сухие, мертвые, не имеющие питания и потому не приносящие плодов, ибо хотя они и на лозе, но лоза не в них, то есть она не дает им питания и живительной вла­ги. Иные же ветви цветущие, живые, тучные, плодовитые, которые не только лепятся к лозе, но и получают от нее питание, влагу и жизнь. Так бывает и у верующих. Одни верой лепятся ко Христу, но поскольку не получают от Него живительной влаги, не приносят плоды добрых дел, и таковых Апостол называет бесплодными ( Тит. 3, 14 ). Другие же, соединенные со Христом верой, получают от Него влагу и питание благодати и святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010