66. Наченше от Иерусалима всем языком, а наипаче седмию вселенскими соборы и поместными сшедшихся Святых отец, на которых всего мира Христианом иже в рассеянии, языком и народом, правда евангельские проповеди утверждена и запечатлена, и оттоле во всем мире, во свидетельство всем языкам исповедана. Тамо бо во единой святой соборной кафолической, еже есть соборной Апостольской Церкви Греческой, объявлена есть и утверждена правда. (Тамже лист 29 на обороте). Ниже: Ты же разумей, яко Духом Божиим утвержденная церковь не требует дни и месяцы пременити, но во всех своих преданиях стоит непременна, и един устав и предание держит до скончания века. (Тамже лист 17.) 67. О том бо нам Христос воспоминает, глаголя: Аще рекут вам: се Христос в пустыни есть, еже есть в пустошных маловременных глаголех, не изыдите, ни откуду не исходите, еже есть, от единыя Святыя Соборные Апостольския Церкви, от прежния православные веры, аки уставленные Духом Святым и утвержденные Христом. (Тамже лист 45, на обороте.) 68. Того ради Христос, не по Ааронову временного, но по Мелхиседекову вечного чина, прииде Архиерей вечных благ; и якоже сам никогда не умирает, также иерейство Его по чину Мелхиседекову не престанет, якоже пишется: Ты еси Иерей во веки, по чину Мелхиседекову. Престало тогда архиерейство Аароново яко временное, возстало же Христово вечное, иже, из мертвых возстав, Апостолов своих на се освяти хиротониею, еже есть руковозложением. (Там же лист 77.) 69. Ибо пременения ради священства, имать также быти и закону пременение: еже есть, вместо по чину Ааронову, предаде нам своих священников по чину Мелхиседекову, вместо Аароних жертв, овнов и крови, повеле нам тело и кровь Свою в хлебе и вине жертву приносити, глаголя: сие творите приношение жертвы в память Мою. Ниже: яко уже не восхоте жертвы от рук жидовских, и именова иную жертву себе возлюбленную, тремя чинми написав, яже имать быти во языцех, и на всяком месте жертва чистая. И се есть жертва, которую церковь Христианская, от язык избранная, приносит во всем мире Господу Богу, и до скончания века приносити имать тело и кровь Господа Бога нашего Иисуса Христа, в память смерти Его. И сие пророчество по истине ко уверению, понеже сильно и непобедимо есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Повествование о обращении от согласия поморцев к Святой, Соборной, Апостольской Восточной Церкви Источник Писано 1833 года месяца ноября Господи, благослови, вразуми и поспеши! Аще внимаете вниманию и тщанию, дастся вам вящшая благодать от Бога; аще ли же не имать кто внимания и тщания, и еже мнится дар имети от Бога, небрежения ради его, угашает благодать от себе и погубляет 1 . Предисловие к читателю Причина, побудившая меня, неискусную в слове, самым простым слогом написать краткое сие сочинение, есть следующая. Поскольку некоторые так называемые старообрядцы желали узнать, что бы такое понудило меня оставить их сообщество и присоединиться к Святой, Соборной, Апостольской Церкви, то я усердствую удовлетворить их благому любопытству, надеясь душевного их просвещения и будучи подкрепляема сими святого Иоанна Златоустог о словесами: «Что убо сему будет равно? Еже ни пост, ни низу легание, ни всенощные бдения, ни ино что могут соделати, сие брата твоего спасение творит» («Маргарит», слово 6 на иудеи, лист 158 на обороте). Посему, желая обращения братии своей к Святой, Соборной, Апостольской Церкви, объявляю о себе, по какой причине я отвращалась от Святой Церкви и что расстраивало и возмущало мой дух, не упоминая о прочем, как то: о неистовом изображении на себе крестного знамения и иных подобных сему действиях, относящихся к пороку небрежения. И о сём также извещаю, что побудило и привлекло меня к соединению с Святой Церковью ; ибо « Церковь , – по словеси святого Иоанна Златоустог о, – есть место ангельское, место архангельское, царство Божие, самое то небо» 2 . И так я от всего моего сердца прошу Господа Бога, да просветит ум чтущих и послушающих светом истины и откроет душевные очеса их во еже познати путь правый, да грядут по нему и достигнут блаженства вечного. 1833 года, ноябрь Повествование о обращении от согласия поморцев к Святой, Соборной, Апостольской Восточной Церкви Тайну цареву добро хранити, дела же Божии открывати славно, – говорит Писание 3 . Ибо открываяй тайны царёвы мучен будет; а скрываяй дела Божия скрывшего талант осуждение приимет. Сего ради и я убоялась сокрыть преславная дела Божия, но извещаю с искренной признательностью, каковым способом привлекла меня сила Божия к соединению с Святой, Соборной, Апостольской Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/povestvo...

По нашему великого государя указу, писали к тебе, богомольцу нашему, от освященного собора Павел, митрополит Сарский и Подонский, и прочие о приезде в наш великого государя царствующий град Москву и о восхождении на патриаршее место бывшего Никона патриарха и о благословении его Ростовскому Ионе митрополиту, чтоб вы совет свой объявили вскоре: Ионе, митрополиту Ростовскому и Ярославскому, за то, что он, не известив нам, великому государю, и не посоветовав с братией своей, в то время пребывающими в нашем царствующем граде Москве, был у бывшего у Никона патриарха у благословения, впредь ему блюстителем соборной апостольской церкви быть ли? И ты, богомолец наш и прочие богомольцы наши митрополиты и архиепископы к ним братии своей писали и совет свой объявили, что Иона митрополит, не дождавшись вселенских патриархов рассуждения, с бывшим Никоном патриархом сообщался, и за то великое небрежение, по правилам святых отец, ему Ионе митрополиту впредь блюстителем Великой соборной апостольской церкви не быть. И мы, великий государь, советовав с освященным собором, указали ему Ионе митрополиту быть на митрополии его в Ростове, а на Москве соборной апостольской церкви блюстителем быть Павлу, митрополиту Сарскому и Подонскому. Писан на Москве, лета 7173, Марта в 20 день. На обороте: Богомольцу нашему Филарету, архиепископу Смоленскому и Дорогобужскому. На этой же грамоте по склейке в конце подпись: Думный дьяк Алмаз Иванов. Такова великого государя грамота в Смоленск к архиепископу послана со смоленским рейтаром с Иваном Чернцовым Апреля в 4 день. Таковы ж великого государя грамоты посланы к властям: К Лаврентию, митрополиту Казанскому и Свияжскому, отнесена та грамота к Павлу, митрополиту Крутитцкому, Марта в 22 день, и посылка ему от него. К Симону, архиепископу Вологодскому и Белоозерскому, отнесена к Павлу, митрополиту Крутицкому того ж числа. К Илариону, архиепископу Рязанскому и Муромскому, отнесена к Павлу, митрополиту Крутицкому, того ж числа. К Иосифу, архиепископу Астраханскому и Терскому, отдана в казанский дворец, а оттуда послана с астраханцем сыном боярским с Иваном Лаврентьевым сыном Исаковым, Апреля в 10 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Первый Вселенский Никейский Собор на основании учения не записанного, но переданного, проклял есть арианскую ересь. Об этом пишет Феодорит в «Истории», в книге первой, в главе 8. Если же и имелись некоторые тексты, написанные против Ария, однако были тексты, составленные и Арием. Как можно понять, что написанное им неверно, а наша оценка его верна? Нет другого способа, как только прибегнуть к учению святых Отцов и истинному толкованию учителей, передаваемому начиная с Апостольских времен. Второй Вселенский Никейский Собор в действии 6 в книге 4 гласит, что многое в Святой Церкви существует без ссылок на Писание, например, почитание святых икон передано нам с достоверностью с Апостольских времен многими писателями. Там же в действии 7, в конце, говорится: «Если кто пренебрежет Церковным Преданием, утвержденным Писанием или обычаем, да будет проклят». Седьмое правило Седьмого Собора гласит: «Да полагаются в Церквях святые мощи мучеников. Если же Церковь освящается без мощей, обычной молитвой, да извержется таковой как преступник Церковных Преданий». Смотри Кормчую книгу, лист 212, на обороте. Глава 4. Твердость камня веры от свидетельств богоносных Святых Отцов Святой Дионисий, ученик святого Апостола Павла, в книге «О церковной иерархии» говорит следующее: «Наша иерархия основывается на переданных Богом Словах. Мы произносим эти высокочтимые нами Слова, о которых мы узнали от наших Божественных священнослужителей, из Святого Писания, из богословских книг, а также из невещественного учения святых мужей, которые приблизились к Небесной иерархии и передали нам друг от друга посредством телесного слова и научили нас этому как, Догматам. Одно дело Писание, собранное в Божественную Книгу, другое – Догматы, изустные Предания Апостолов, а также их толкования Синодами и святыми Отцами, и вера основывается на этих двух фундаментах. Вере не должно храниться только в тайниках сердца, ее важно и проповедовать устами и исповедовать бесстрашно и без сомнений, как говорит священный Певец: Веровал я и говорил себе ( Пс. 115, 1 ), и мы веруем и говорим о вере». (Гл. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) НОВОДВОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 20 дек.), чудотворная, является одним из наиболее ранних прославившихся в России списков Ченстоховской иконы Божией Матери НОВОМУЧЕНИКИ принятое в правосл. традиции условное наименование мучеников пострадавших за веру в период после окончания гонений на христиан в Римской империи НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества НОНН (ок. 570), исп. (пам. зап. 2 сент.), подвизался в мон-ре на горе Соракт (ныне Соратте, близ Рима) НОРБЕРТ [Норберт из Ксантена, Ксантенский] († 6.06.1134), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 июня), архиеп. Магдебургский, основатель ордена регулярных (уставных) каноников-премонстрантов НОТКЕР ЗАИКА (ок. 840 - 912), блж. Римско-католической Церкви (пам. 7 апр.), монах бенедиктинского Санкт-Галленаббатства НЬЮМЕН Джон Генри (1801-1890), блж. Римско-католической Церкви (пам. 9 окт.), кард.; брит. католич. деятель, богослов НЯГОЕ БАСАРАБ [Нягое I Басараб; Нягу Басарабский] (1481/82-1521), св. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 26 сент. н. с.) и РПЦ (пам. 26 сент. ст. ст.), господарь Валашского княжества (1512-1521), меценат, книжник НЯМЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 26 июня), чудотворный процессионный, запрестольный двусторонний образ (на обороте - вмч. Георгий Победоносец) XIV в., один из древнейших в Румынии ОВАННЕС I МАНДАКУНИ (ок. 403 - ок. 490), арм. святой (поминается в числе св. католикосов на литургии) католикос Армянской Апостольской Церкви ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед

http://pravenc.ru/rubrics/122298_131.htm...

И Двинские де стрельцы, о том хлебе подали ему сказку за руками, что им из Колмогорские Курские службы на генварь месяц из монастырских житниц хлеба не дано, только де дано им в Сумском остроге на генварь месяц по полуосмине муки ржаной. На обороте подпись: Справил Бориско Протопопов. От Царя и Вел. Кн. Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, на Соловец... воеводе нашему Ивану Алексеевичю Мещеринову, писал нам... ты, что Соловецкаго монастыря мятежники келарь старец, Азарей да черной старец Гермон и... чернцов же и бельцов сем... человек, нам Вел. Государю в винах своих добили челом, и соборной апостольской церкви покорились, а как морской путь очиститца и ты для промыслу над Соловецкими мятежники, а пушкарей тот-час и пушек с тобою не послано, и у тебя начальные люди и сотники и стрельцы пехотному строю не учены и стрельбы не знают и ты де Иван тех начальных людей пехотному строю выучил, и к стрельбе привел и фитилю делать выучал, и то ты Иван учинил добро, а о пушках наш Вел. Государя указ к тебе прислан будет впредь, и как ся наша Вел. Государя грамота придет и ты б по прежнему и по сему нашему Вел. Государя указу Соловецкаго монастыря мятежником, которые сидят в монастыре говорил, чтоб пришли в сознание, ко истинней соборной и апостольской церкви покорились, а нам Вел. Государю в винах своих добили челом и от мятежу престали, а буде они восточной соборной и апостольской церкви покорения не принесут и нам Вел. Государю в винах своих не добьют челом и над ними за их раскольность учинено будет против тогож, как иным их братьям раскольником учинено за их злое непокорство, наипаче ж за раскольность будут сожжены а чтоб тот их мятеж и раскольность искоренить, да что в том учинитца и ты б о том к нам Вел. Государю писал с нарочными гонцы, а отписки велел подавать в Новгородской приказ околничему Артемону Сергеевичю Матвееву, да дьяком нашим думному Григорью Богданову, да Якову Поздышеву, да Ивану Остафьеву, да Василью Бобинину да Степану Полкову. Писан на Москве лета 7182 июня во 2-й день.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же лист 463 и на обороте 464. 74. Яко иже от соединения и сообщения единые святые кафолическия и Апостольския Церкви, яже на востоце, отступиша, и иже в ней целе и совершенне не пребывают, живота вечного и сообщения в небесех со святыми Ангелы и со святыми Божиими не доступят. Книга о вере глава 25, лист 226. 75. Ниже: и тако мы к Церкви Константинопольской и патриархом престолов восточных, полезных ради правые веры и для спасения душевного и благословения временного прибегаем. К тому же с повинностию прав, в главе или разделе предыдущем помяненных, слушаем Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, и великой России, яко единоверных Константинопольскому, архиереев почитаем и принимаем. К ним бо належат Христовы словеса: слушаяй вас Мене слушает, а отметаяйся Мене, отметается пославшего Мя. И истинно есть: кто слушает патриархов, и от них освящаемых и посылаемых, Христа слушает, а кто отметается их, самого Христа Бога отметается той. Книга о вере, глава 25, лист 232. Вот я здесь привел из Божественного и святых отец писания 75 свидетельств, о необходимости причастия тела и крови Христовой, для душевного спасения, и о вечном этой тайны существовании на земле, также и святой соборной апостольской Церкви Христовой с полными семью святыми тайнами с богопоставленным священством; но это я еще только едва коснулся свидетельств. А ежели бы привести все, что только писано о Церкви, о священстве и о божественном причащении тела и крови Христовой, то можно бы написать множество книг, и привести тьмы свидетельств, потому что в этих предметах состоит все божественное домостроительство. Ибо только чрез свет и можно познавать и различать истинную Христову церковь от всех ложных Церквей, и еретических и раскольнических сонмищ. Вопрос. Почему познавати еретики? Ответ. Дел ради сих: аще не имеют истинного пристанища, рекше святые Апостольския Церкви; аще не призываеми входят в чин учительства, и учат не тако. Ниже: Молю же вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, чрез учение, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них. Таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву, и благими словесы и благоговением прельщают сердца незлобивых. Аще противляются учению Церкви Христовы, яже есть утверждение и столп правды и истины; плод же жития их и нравы отпадение от веры, и отлучение от соборные и Апостольския Церкви, прение между ними. Имена их от учителей новых. По всему писанию сему познавати еретики. (Большой катехизис, глава 4, лист 21 и 22.)

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Аще же кто обличен будет, яко некое правило из вышесказанных покусился изменить, или превратить: таковой будет повинен против того правила понести епитимью, каковую оно определяет и через оное врачуем будет от того, в чём преткнулся». VI вселенского Собора правило 2. См. также VII вселенского Собора прав. 1 и Карфагенского Собора правило 2. 718 См. Собрание государственных грамот – Румянц. т. III, стр. 196. Другие подобные исповедания можно видеть в Акт. Археографической Экспедиции, например, т. 1, стр. 161, и в Акт. Археографической Комиссии. 719 Acta et scripta Theolog. Wirtemberg. et Patriarch. Jerem.. p. 57, Wirtemb, 1584, в Хр. Чт. 1844, IV. 720 Царск, и Патриар. грамоты о учреж. св. Синода, с излож. Правосл Исповед, стр. 18–19. СПб. 1838. 725 Название кафолической и апостольской Церковь наша усвояет себе, например, в самом оглавлении своего Православного Исповедания..., а единой, святой, соборной и апостольской называет себя в оглавлениях Чинов, како приимати возраст имущих от жидов и от сарацын и проч. 726 Веру, как в учении, так и в исповедании, старайся иметь и содержать только ту, которая ныне преподаётся тебе Церковью, заповедует св. Кирилл Иерусалимский (Оглас. поуч. V, п. 12, стр. 94, по Русскому переводу). Сн. примеч. 642. 645 и др. 728 Contra Epist. Manichaei с. V; cfr. Contra Faust. X, 5. Или вот слова св. Кирилла Иерусалимского : «Рачительно испытай от Церкви, какие книги Ветхого Завета и какие Нового... Теми одними занимайся, которые мы безопасно читаем и в Церкви. Гораздо разумнее тебя были Апостолы и древние епископы, предстоятели Церкви, они предали сии книги. А ты, будучи сыном Церкви, не изменяй законов её» (Огласительное поучение IV, п. 53. 35, стр. 80–81). 731 Чин присоединения иноверцев л. 71 на обороте, изд. 1757. Достойны при этом замечания слова Викентия Лиринского : Multum necesse est propter tantos tam varii erroris antractus, ut propheticae et apostolicae interpretationis linea secundum ecclesiastici et catholici sensus normam dirigatur. In ipsa item catholica ecclesia magnopere curandum est, ut id teneamus, quod ubique, quod ab omnibus creditum est. Hoc enim vere proprieque catholicum (Commonitor. cap. 2). Ту же мысль выражают: Тертуллиан de praescr. haeret. с. 19); Августин. de utilit. cred. с. 18, n. 36. 733 Весьма хорошо рассуждает об этом предмете, т. е. об истолковании Церковью и св. Писания и св. Предания Митрофан Критопул, бывшей Патриарх Александрийский в 17 веке, в своей книге: Confessio Catholicae et Apostolicae in Oriente Ecclesiae, cap. VII et XIV, pag. 82, 84 et 122, edit. Helmstadii.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Потом я спросил его, не знает ли чего-нибудь такого, в чем бы Церковь действительно погрешила против апостол ьскаго учения. Назарьевич ответил, что не знает. Я еще спросил: не погрешает ли в чем Церковь наша против учения Вселенских Соборов? Наставники и на это ответили, что ничего такого не знают. Тогда я сказал им: Если вы находите, что Церковь наша не погрешает ни против Евангелия, ни против апостольского учения, ни против догматов Вселенских Соборов, то должны признать ее Церковью православно верующей. После этого было рассуждение о количестве просфор на проскомидии. Я объяснил, что служба св. Литургии совершается на одной просфоре, согласно слову апостольскому: «един хлеб ломим, и от единого хлеба вси причащаемся» (к Коринфом зач. 145). О частицах же, вынимаемых из прочих просфор, показал в старопечатных Служебниках, что их не позволено полагать во св. Чашу, доколе не причастятся все причастники. Это, прибавил я, служить ясным доказательством, что Таинство св. Литургии совершается на одной просфоре. Потом я показал, что о количестве просфор и в старопечатных книгах говорится различно. В Номоканоне пятую просфору повелевается вынимать за царя, а шестую за всех православных христиан; во всех же старопечатных Служебниках за царя и за православных христиан повелевается из одной пятой просфоры и едину частицу вынимать: таким образом число просфор сократилось до шести. Еще в Номоканоне писано: если у литургии будет царское величество, то сколько будет лиц из царскаго дома, за каждого особую просфору приносити, и значит, число просфор может быть гораздо более семи. Наконец, в том же Номоканоне показано, что по нужде можно и на одной просфоре службу совершати: «Вопрос: От укруха хлеба может ли кто литургисать? Ответ: Тожде речется и о творящих агнеца со укрухом хлеба, спречь, взимающих печать с малостию хлеба, за скудость человек, еже снести: не укрух бо хлеба прием Христос, рече: приимите и ядите, сие есть тело мое, но совершенный хлеб, якоже совершен есть Бог и совершен человек, и совершена плоть его. Ибо древний обычай и закон есть, и сего ради хощет совершеннаго и чистаго хлеба. Аше ли есть скудость человеку, сотвори малу печать, или просфиру, и довлеет» (Номоканон, при Иоасаф. Потребн. л. 67 на обороте).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

У подлинной грамоты на обороте подписано так: Дьяк Василий Потапов. На той же грамоте приложена Патриаршая печать. Грамота II Божьей милостью Святейший Правительствующий Всероссийский Синод. По благодати, Дару и власти Всесвятого и Животворящего Духа, данной Нам от Самого Великого Архиерея, Господа нашего Иисуса Христа, через святых и священных Его Апостолов, их Наместников и преемников, благословивших благословенного сего Иеромонаха дома Казанской Митрополии Казначея Алексия; и благодатью того Всесвятого, Животворящего и Всесовершающего Духа, произвёл его на церковную и духовную паству в Архимандрита Преосвященный Леонид, Архиепископ Сарский и Подонский, в Синодальную область, в Свияжский Успенский Богородицкий монастырь, сего 1731 года, Августа 15, дабы пасти ему стадо словесных овец. Этот же Архимандрит Алексий, да пребудет всегда благотщалив в пасении и назирании вручённого ему стада, которое Христос вручил ему Нами. Подобает же ему, Архимандриту Алексию, быть боголюбивым, братолюбивым, кротким, смиренным, трезвым, целомудренным, говейным, страннолюбивым, учительным, не пьяницей, не сварливым, не мздоимцем, смотреливым, не завистливым, не сребролюбивым, и церковному исполнению без лености прилежать ему, и в добре предстательствовать, охранную стражу иметь и радеть о сущих под ним, мысленных волков отгонять от стада пращой Божественных словес, Пророческих, Апостольских и Отеческих преданий. И самим собою свет проявлять сущим в неведении по слову глаголющему, что прорёк Христос к святым своим ученикам и Апостолам: вы есте свет мира 9 и тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже есть на небесех 10 . Просвещать же к учить светом разума, то есть собою образ показывать во всех духовных добродетелях. Учить же и наказывать, обращать отторгшихся и врачевать недужных, как сгнивший и отпавший член тела, и милостиво прилагать пластырь к язвам их, и сочинять врачующее благомастие здравого учения, и целить язвы душевные покаянием: потому как пастырь, сотворивший это, сподобится слышать от благого Владыки Христа тот самый Божественный и сладкий глас, глаголющий: благий рабе, верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю; вниди в радость Господа твоего 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010