Скончался отец Василий 5 августа 1962 года в Париже в госпитале Божон. «Полусидел, полулежал худенький маленький человек, с трудом произнесший несколько слов», — вспоминал навестивший его писатель Борис Зайцев. Когда священник пришел причастить его в последний раз и сбился от волнения, отец Василий его поправил. Тихая агония началась в воскресенье в 2 часа ночи. Неотступно дежурившие при нем Нина Константиновна Рауш и Таисия Ивановна Смоленская, прочитав канон на отход души, стали петь Пасхальный канон. Отошел он ко Господу в 3 часа 30 минут утра под пение «Христос воскресе». В среду 8 августа 1962 года после заупокойной литургии состоялось торжественное отпевание, в котором приняли участие представители Московской Патриархии и Русского Зарубежного Синода. Перед лицом вечности, пускай только на время отпевания, отступили все земные разделения. Слово перед началом отпевания произнес протоиерей Георгий Флоровский. В силу ограниченности объема данной книги и желания представить творчество отца Василия Зеньковского достаточно широко и репрезентативно, тексты его отчасти даны в сокращенном виде. Но для первого знакомства с кругом его мыслей, может статься, здесь присутствует и определенное достоинство. Порой они приобрели от этого сокращения большую сфокусированность, яркость и отчетливость, несколько отступив от преходящих реалий и споров с учеными людьми уже довольно далеко отдалившегося от нас времени. Для ясного понимания все эти подробности и частности нуждались бы в тщательнейшем комментировании.  Работы «Православие и культура» и «Идея православной культуры» взяты из сборника «Православие и культура» (Берлин, 1923); статья «Русская религиозность» подготовлена на основе главы из книги «История русской философии»; «Мысли о Гоголе» избраны из последней прижизненной книги В.В. Зеньковского «Гоголь» (Париж, 1961); «Памяти А.С.Пушкина» (Вестник РСХД, Париж, 1937, «Миросозерцание И.С.Тургенева» (Новый журнал, Нью-Йорк, 1958, кн. 52); «Проблема красоты в миросозерцании Достоевского» (Путь, Париж, 1933, «Проблема творчества» (Христианская мысль, Киев, 1916, «Памяти Л.И.Шестова» (Вестник РСХД, Париж, 1939, «Принципы православной антропологии» (Вестник РСХД, Париж, 1989, 154); «Об участии Бога в жизни мира» (Православная мысль, Париж, 1948, вып.

http://pravoslavie.ru/6098.html

Использованная литература 599 Александр Михайлович , вел. кн. Книга воспоминаний. Париж, 1933г. Александра Федоровна, императрица. Письма к императору Николаю II. Эмигр. изд. «Слово»; советское Гос. Изд. Андрей Владимирович, вел. кн. Дневник 1915г. Ред. Семенников. Гос. Изд. 1925г. Алексеев, ген. Из дневника. «Рус. Ист. Архив». Сборник первый. Прага, 1929г. Алексеев. Подкуп «Нов. Времени» царским правительством (1916). «Красный Архив», XXI. Антоний, арх. Из писем митрополита киевск. Флавиана «Красн. Арх.», XXXI. Ашкенази. Uwagi. Сборник статей. Варшава 1924. Берти. За кулисами Антанты (дневник британского посла в Париже 14–19г.). Гос. Изд. 1927. Бетман-Гольвег. Betrachtungen zum Weltkrieg. Берлин 1922г. Бецкий и Павлов. Русский Ракомболь. (Приключения Ман.-Мануйлова). Ленинград, 1925г. Блок. Последние дни Императорской власти. Пет. 1926г. Богданович. Три последних Самодержца. Дневник. Москва, 1924г. Брусилов. Мои воспоминания. Рига, 1924г. Буржуазия накануне февральской революции. Ред. Граве. Гос. Изд. 1927г. Бьюкенен. Моя миссия в России. Берлин, 1924г. Валентинов. Сношения с союзниками по военным вопросам во время войны 1914–18г. Гос. Изд. 1920г. Васильев. Mes souvenirs. «Monde Slave». Париж, 1927г. (Police russe et Révolution, 1936). Вильтон. Последние дни Романовых. Париж, 1923г. Витте. Воспоминания. Берлин, 1922г. Вишняк. Два пути. Париж, 1931г. Воейков. С Царем и без Царя. Гельсингфорс, 1936г. Волконский. Мои воспоминания. Берлин. Вырубова. Страница моей жизни. Берлин, 1923г. Гессен I. Беседа с А.Н. Хвостовым. А. Р. Р., XII. Гиппиус. Маленький Анин Домик. «Сов. Зап.». XVII. Синяя книга. Петербургский дневник. 1914–18г. Белград, 1929г. Головин. Военные усилия России в мировой войне. Париж, 1939г. Граве. Кадеты в 1905–6 гг. (Материалы Ц.К. партии «Нар. Своб.»). Кр. Арх. XLVI. Гурко. Царь и Царица. Париж, 1927г. Данилов. Россия в мировой войне 1914–15 гг. Берлин, 1924. Деникин. Очерки Русской Смуты. Берлин. Димитрий Павлович, вел. кн. Письма к отцу. Кр. Арх. XXX. Документы о преследовании евреев. Арх. Рус. Р. XIX.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Текст устава см. в: Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. Выпуск третий. Приложение к «Деяниям» второе. М., 1918. Чехословацкая Церковь — конфессия, созданная в 1920 году в результате выхода из состава Католической Церкви части духовенства и мирян. Подробнее см.: Бурега В. В. В поисках наследия Яна Гуса: к 90-летию Чехословацкой Гуситской Церкви . Письмо Центрального комитета Чехословацкой Церкви В. Т. Рафальскому от 23.09.1921 (. 2816). Копия. Státní ústední archiv, Ministerstvo školství a národní osvty 1918-1945, karton 3910, . 52044/1926. Письмо от 19.03.1923 286). АЕУ Париж. Папка «Прага 1921-1924». Письмо от 20.03.1923 288). АЕУ Париж. Папка «Прага 1921-1924». Церковные ведомости. 1924. 23-24. См. также: Archív Ministerstva zahraniních vcí eské republiky, sekce II, karton 68, sloka «Pravoslavná církev ruská», . 36009 – III – 1924. Подробнее см.: Бурега В. В. Взаимоотношения митрополита Евлогия (Георгиевского) с Константинопольским Патриархатом в первой половине 1920-х годов: К постановке проблемы//Церковно-исторический вестник. 12-13. М., 2006. С. 67-77. Письмо Совета старейшин Чехословацкой Церкви при храме святого Микулаша в Праге русскому православному Приходскому совету от 30.04.1926 (. 836/1926). Archív pravoslavné církve, Olomouc. Sloka «Chrám v Praze». Краткий доклад Общему Приходскому Собранию 7 … о деятельности Приходского Совета. 16(29).05.1927. АЕУ Париж. Папка «Прага 1926-1929». См. Опись церковному имуществу Святителя и Чудотворца Николая церкви города Праги в Чехословакии Западно-Европейского Митрополичьего Округа. Составлена в 1926 году. АЕУ Париж. Папка «Прага 1930-1932». Краткий доклад Общему Приходскому Собранию 7 … о деятельности Приходского Совета. 16(29).05.1927. АЕУ Париж. Папка «Прага 1926-1929». Краткий доклад Общему Приходскому Собранию 7 … о деятельности Приходского Совета. 16(29).05.1927. АЕУ Париж. Папка «Прага 1926-1929». Русский перевод Томоса см.: Евлогий (Георгиевский), митр. Указ. соч. С. 572-574.

http://bogoslov.ru/article/1801177

Сильно хочу ! Владимир 25 сентября 2012, 19:21 Париж стал камнем... в короне, начало окаменелого сердца, и, следствием всей Европы, когда с последнего короля была снята корона. Еще ранее до XI века Франция была православной. Есть над, чем подумать не только " Парижу " !? Ибо сегодня " Париж " однополых браков и суета сует. Отдельные не объединенные общины православия из эмигрантов не Париж. Владимир 25 сентября 2012, 18:08 Поломалась душа у вас, батюшка. Оттого и народ не свой стал. Да вы и сами знаете. Марина 25 сентября 2012, 17:52 во прицепились к жениху " с физиономией рязанского тракториста " !Путешествующий человек описывает свои впечатления,просто гуляя по городу, - какой скрытый смысл вы ищете в обычных фразах??какой же народ чуднОй, эти наши читатели. Я бы тоже поехала в Париж только с главной целью - посетить русское кладбище!На всё остальное хочешь-не хочешь, придётся отвлекаться.И на другие кладбища, где лежит Эдит Пиаф и номинальная могила Марии Каллас. Батюшка, о.Андрей, поезжайте в Рим!Там тоже полно туристов, но город не отвлекает подобно тому, как в Париже. Там нет суеты, там - вечность повсюду и музей под отрытым небом.Там очень сильно присутствует молитвенный дух, и город храним Господом! Во время второй мировой войны на город не упало ни одной бомбы, ничего не было повреждено. Горожане молились перед Эфесской иконой Божией Матери о сохранении Рима, и молитва была услышана. Многие города Европы, да и наш Санкт-Петербург, -это копии Рима, так или иначе.Поразила так же высокая культура жителей Рима, нигде ничего подобного больше не видела. Майя 25 сентября 2012, 17:44 Батюшка, так красиво! Ксения 25 сентября 2012, 17:41 Потрясающе! читала про Париж, а плакала по России! Станислав 25 сентября 2012, 16:54 Замечательный очерк. Очень глубоки интересные мысли о жизни. Читал с большим удовольствием. Жалко тока что нет апостольского духа на писателе он же священник. Все со стороны. а надо приехал послужил в русской общине, там тысячи русскоязычных-русские украинцы моладване киргизы.

http://pravoslavie.ru/56290.html

К 1926 г. К. становится теоретиком евразийства («…вполне четкой историософской формулы у нас не было. Впервые такая формула была найдена Кошицем [Карсавиным Л. П.] в его проектированной и устно изложенной нам в Париже статье «Феноменология революции». Эта формула Кошица так великолепна, что я теперь без нее обходиться не могу. Я уже много раз утилизовал ее в разговорах… и каждый раз с большим успехом» (Письмо Н. С. Трубецкого к П. П. Сувчинскому от 28 апр. 1926 г.// Трубецкой. Письма к П. П. Сувчинскому. 2008. С. 198)), хотя форма изложения его идей признавалась далеко не всеми евразийцами. Евразийская проблематика нашла отражение в докладах К. 1925-1926 гг.: 1 мая 1925 г.- «Французская революция» (Русский научный институт), 6 дек. 1926 г.- «Историософская концепция евразийства и понимание революции», 10 дек.- «Проблема православной догматики» (Евразийский семинар, Париж). В дек. 1926 г. К. стал постоянным участником евразийского семинара (цикл лекций «Россия и Европа»); в этом же году напечатал брошюру «Евразийство», а в 1927 г., т. е. уже во время пребывания в Париже,- «Церковь, личность и государство». 20 июля 1926 г. (по др. данным - 16 июля или 1 авг.) Карсавины переехали из Берлина в Париж, поселились в Кламаре. Среди причин переезда не последнюю роль играли сложные отношения К. с рус. академической средой в Берлине, обусловленные как своеобразием личности, так и особенностями философского стиля мыслителя и парадоксами его системы. Однако и в Париже присутствие К. было воспринято неоднозначно, хотя и признавались его достоинства как ученого. Основные работы, опубликованные К. в парижский период, а также доклады этого времени теснейшим образом связаны с евразийским движением,- либо тематически, либо институционально. Это статьи 1927 г.: «Основы политики», «Феноменология революции», «Без догмата», «По поводу трудов Отмара Шпана», «Евразийская идея в материалистической оболочке» (1927); доклады «Историософская концепция евразийства и понимание революции» (6 дек. 1926), «Проблема православной догматики» (10 дек. 1926, Евразийский семинар, Париж), вступительное слово к докладу Вышеславцева «Культура, политика и право» (17 янв. 1927, Евразийский семинар, Париж), «Церковь и государство» (8 февр. 1927), «Государство и право» (14 февр. 1927, Евразийский семинар, Париж), «Евразийская идеология в России» (23 мая 1927, Политический евразийский клуб, Берлин) и др. Евразийской проблематикой в эти годы интересы К. не ограничивались: в Париже вышла его работа по патристике «Святые Отцы и Учители Церкви: Раскрытие Православия в их творениях». Литовский период

http://pravenc.ru/text/Карсавин.html

митрополит Владимир (Сабодан) Литература 1 . Антоний, архим. Догматы богословия. СПб., 1857. 2 . Антоний (Храповицкий) , митр. Догмат искупления. Сергиев Посад, 1917. 3 . Он же. Беседы православного священника с униатским о заблуждениях латинян и униатов-греко-католиков. Ужгород, 1922. 4 . Антоний, митр. Сурожский. О Церкви. (Катихизическая беседа). «ЖМП», 1967, 5 . Апостол Петр и Римский епископ. «Православная мысль». Тр. Правосл. Богосл. ин-та в Париже. Вып. 10, 1955. 6 . Арсеньев Н. Православная Церковь и западное христианство. Варшава, 1922. 7 . Он же. О литургии в таинстве Евхаристии. Париж, 1927. 8 . Он же. Церковь – организм или государство? «Вестник Братства православных богословов в Польше». Варшава, 1935. 9 . Он же. Православие, католичество, протестантизм. Париж, 1949. 10 . Афанасьев Н., прот. Принципы Церкви, о причинах в древности прихода к Церкви еретиков и раскольников. «Православная мысль». Тр. Правосл. Богосл. ин-та в Париже. Вып.7, 1949. 11 . Он же. Служение мирян в Церкви. Париж, 1955. 12 . Он же. Кафолическая Церковь . «Православная мысль». Тр. Правосл. Богосл. ин-та в Париже. Bыn.II, 1957. 13 . Он же. Церковь Духа Святаго. Париж, 1971. 14 . Болотов В. Несколько страниц из церковной истории Эфиопии. К вопросу о соединении абиссин с православной Церковью. СПб., 1888. 15 . Босфоров С. К вопросу о соединении Церквей. Царьград, 1922. 16 . Булгаков С., прот. Свет невечерний. М., 1917. 17 . Он же. Очерки учения о Церкви. «Путь», 1925, 1926, 1926, 1929, 15; 1929, 16 . Он же. Петр и Иоанн. Париж, 1926. 19 . Он же. Едина Святая Соборная и Апостольская Церковь – JFAS, 1931, june, 20 . Он же. Проблема Церкви в современном русском богословии – «Theology», 1931, 134. 21 . Он же. Пути к церковному единству. «Sobomost», 1935, 2. 22 . Он же. Иерархия и таинства. «Путь», 1935, 23 . Он же. Тезисы о Церкви. Протоколы 1-й Конференции православных богословов в Афинах, 1936, Афины, 1939. 24 . Василий (Кривошеин) , архиеп. Догматическое постановление «О Церкви» II Ватиканского собора. «Вестн. Рус. Зап.-Европ. Патриаршего Экзархата» (далее – «ВРЗЕПЭ»), 1966,

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

В Париж, в Париж! Фома родился на юге Италии, в Неаполитанском королевстве, возле города Аквино, в знатной рыцарской семье. Отец, богатый феодал, отдал мальчика учиться в школу при бенедиктинском монастыре, по окончании которой Фома поступил в университет г. Неаполя. Еще будучи учеником монастырской школы, Фома показал столь замечательные успехи, что настоятель монастыря решил: именно Фома станет его преемником. Отец Фомы не возражал против такой карьеры сына, но Фома сказал, что он уже стал монахом, но… только доминиканского ордена. Потому что доминиканский орден своей задачей ставит защиту истины Католической церкви от разного рода ересей. Фома уже почувствовал вкус к серьезному богословию, а бенедиктинцы – обычный монашеский орден, науками глубоко не занимавшийся. Отец был в гневе, запер Фому на последнем этаже своего замка, сказав: выйдешь отсюда только тогда, когда дашь согласие на жизнь в бенедиктинском монастыре (аббат монастыря даже получил согласие папы Римского на то, чтобы настоятелем монастыря стал монах-доминиканец – всё ради уникального Фомы!). Фома почти два года находился под домашним арестом. Но то ли отец увидел упорство сына и смилостивился, то ли сестра Фомы принесла ему веревочную лестницу, по которой он смог убежать из своего заточения, но юноша оказался в Париже. Он стал студентом Парижского университета, где стал учиться у Альберта Великого, который и внушил ему уверенность в истинности как христианства, так и Аристотеля. Альберт считал Фому лучшим своим учеником и потому, когда переехал в Кельн, забрал с собой и его. В Кельне Альберт создал свой центр по изучению богословия. Какое-то время Фома работал и учился в Кельне у Альберта, затем возвратился в Париж – уже как маститый богослов. Он преподавал в Парижском университете; спустя какое-то время его вызвали в Рим, где он жил и преподавал десять лет, но потом вновь вернулся в Париж. Принять вызов То, что Фому вызвали в Париж специально, связано было с возросшей популярностью трудов Сигера Брабантского: у него оказалось слишком много учеников и сторонников. Аверроизм был вызовом христианству со стороны науки: сможет ли Церковь выдержать этот удар?

http://pravoslavie.ru/94109.html

101. Его же. Евангелие от Луки. Париж, 1932. 102. Его же. Евангелие от Иоанна. Париж, 1932. 103. Его же. О молитве Господней. – ПМ. Вып. VII. Париж, YMCA, 1949. 104. Его же. О построении молитвы Господней. – ПМ. Вып. VIII. Париж, YMCA, 1951. 105. Кохомский С. Объяснение важнейших мест Четвероевангелия. Владимир, 1904. Лютов П., прот. Беседы на Евангелие от Марка. Париж, 1931. Марцинковский В. Пособие при изучении Евангелия от Иоанна. Лодзь, 1937. 108. Михаил (Грибановский) , еп. Над Евангелием. СПб., 1908. 109. Михаил (Лузин) , еп. Толковое Евангелие. Т.1–3. Казань, 1903–1905. 110. Некрасов А.А. Примечания к Евангелиям. – ПС, 1884–1886. 111. Никанор (Каменский) , еп. Объяснение Евангелия от Иоанна. М., 1906. 112. Его же. Конспект сравнительного чтения Четверо-Евангелия. М., 1905. Полотебнов А. , прот. Руководство к последовательному толкованию и чтению Евангелия. Ч.1. Евангелие от Матфея. М., 1905. Пособие к чтению Евангелия от Марка. Пг., изд. Христианского студенческого кружка, 1919. Розанов Н. Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна. – ТБ. Т.9. СПб., 1912. Фивейский И., свящ. Евангелие от Матфея. – ТБ. Т.8. СПб., 1911. 117. Brown R.E. The Gospel According to John. New York, 1966. 118. Caird G. The Gospel of St.Luke. London, 1964. 119. Cranfield C.E. The Gospel According to St.Mark. Cambridge, 1959. 120. Creed J. M. The Gospel According to St.Luke. London, 1953. 121. Dodd C.H. The Interpretation of the Fourth Gospel. Cambridge, 1953. 122. Ellis P. Matthew – His Mind and His Message. Collegeville, 1974. 123. Fenton J. C. The Gospel of St.Matthew. Baltimore, 1963. 124. Filson F. V. A Commentary on the Gospel According to St.Matthew. London, 1963. 125. Hunter A. According to John. London, 1968. 126. Johnson S.E. Commentary on the Gospel According to St.Mark. London, 1960. 127. Lagrange M.J. Evangile selon St.Marc. Paris, 1929. 128. Leaney A.R. C. A Commentary on the Gospel According to St.Luke. New York, 1958. New Testament Reading Guide. Ed. by B. M.Ahern, R.Sullivan, W.G.Hedit, N 1,2,3,4,13.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij?full...

и в ркп. Синайск. библ. XI b. на месте первой ектении — дефект. Полностью на всех четырех местах литургии читают великую ектению ркп. из Россанского (в Калабрии) базилианского монастыря XI b. и Парижск. Национ. библ. XIV b. Ркп. последней библ. XIV b. имеет только первые слова прошений и для ектении после целования приводит только начало со ссылкой на прежнее изложение. В полном объеме (после целования) ектения имеет такой вид (крестиками впереди отмечены прошения, входящие и в начальную ектению литургии). + «Миром Господу помолимся. Спаси, помилуй, ущедри (Син. ркп.: + заступи) и сохрани нас Боже Твоею благодатию. + О свышнем мире и Божием человеколюбии (Син. ркп.: + единомыслии) и спасении душ наших Господу помолимся (Париж. ркп. не имеет этого прошения). + О мире всего мира и соединении всех Св. Церквей Господу помолимся. О св. обители сей (курсива нет в Париж. ркп. кафолической и Апостольской Церкви, яже от конец земли до конец ея, Господу помолимся. (Син. ркп. вместо этого прошения: О св. обители, кафолической и αποουσης (?), всяком граде и стране и во православней вере и благоговении Христовом живущих в них, мире и утверждении их Господу помолимся — ср. ниже). + О спасении и заступлении N святейшаго нашего патриарха (в начальн. ект. Росс. ркп.: преподобнейших отец наших N и Ν, святейшаго патриарха; Париж, называет имена), всего причта и христолюбивых людей, Господу помолимся (этого прошения нет на ектении после целования в Син. и Париж.). (+) [ 272 ] О благочестивейших и боговенчанных православных наших царех (Месс: О благочестивейшем и христолюбивом царе нашем), всей палате и воинстве их, с небесе помощи, покрове (курс. нет в Месс. и Париж.) и победе их Господу помолимся (прошения нет в Син.). (+) [ 272 ] О св. Христа Бога нашего граде и царствующем и богоименном граде нашем сем, всяком граде и стране и православных верою и страхом Божиим живущих в них, мире и утверждении их Господу помолимся (курс. нет в Пар.; первого курс. и «Божиим» нет в Месс; всего нет в Син., но см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Между тем, вопрос об изучении Богослужебных Миней теперь уже не может быть ограничен только Патриархийными Минеями. Со времени их выхода источниковедческая база расширилась, поскольку они были взяты в конце XX века за основу при издании новых Миней Международным Православно-просветительским центром при Московской Патриархии. В них вошли некоторые новые службы святым, канонизованным в наши дни. Например, в Декабрьскую Минею включена служба святителю Макарию Московскому 130 . Выходят службы новоканонизованным святым и отдельными изданиями. Обращение к рукописным материалам при изучении древних служб, о чем в свое время говорил Д. Чижевский в рецензии на труд Ф. Спасского, только обогатит гимнографическое исследование. Список сокращений БТ Богословские труды. Журнал Московской Патриархии. Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом). Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1 Cizevskyj D. Rezension: Spasskij F. Russkoe liturgiceskoe tvorcestvo (Po sovremennym minejam).Paris, 1951. 318S.//Zeitschrift fur slavische Philologie. Heidel­berg, 1955. Bd. 23. S. 210. Далее рецензент отмечает некоторые недостатки труда Ф. Спасского, не учитывавшего данных филологической науки и т. д. 2 Спасский Ф. Г. Священное предание в богослужебных книгах//Православная мысль. Труды православного богословского института в Париже. Париж, 1942. Вып. 4. С. 132–154. 3 Он же. Поэт XVI века, игумен хутынский Маркелл Безбородой//Православная мысль. Париж, 1948. Вып. 6. С. 155–169. 4 Он же. Русское литургическое творчество Макариевского периода//Православная мысль. Париж, 1951. Вып. 8. С. 128–136. 5 Он же. Акростихи и надписания канонов русских Миней//Православная мысль. Париж, 1949. Вып. 7. С. 126–150. 6 Он же. Служба преподобному Феодосию Тотемскому и ее автор//Православная мысль. Париж, 1971. Вып. 14. С. 84–94. 7 Игумен Иннокентий (Просвирнин). К юбилею Русской Церкви//ЖМП. 1980. 9. С. 80. Последняя мысль автора, несомненно, восходит к опубликованному ранее труду священника Сергия Мансурова (см. Священник Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви//БТ. Сб. 6. М., 1971. С. 92–100).

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010