218. Как читаются в Евангелии слова Иисуса Христа о необходимости причащения? «Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына Человеческаго и пиете кровь Его, живота не имате в себе. ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный» (Иоан. зач. 23 гл. 6, ст. 53, 54. Евангел. печат. при патр. Ермогене лист 159 на обор.). 219. Какие слова Иисуса Христа указывают, что отвергающие Чашу причащения отвергаются Нового Завета? «Сия Чаша Новый Завет Моею кровию (Лук. зач. 108. гл. 22, ст. 20. Снес. 1Кор. зач. 149. гл. 11 ст. 25. Евр. зач. 335 гл. 13 ст. 20). 220. что таинство причащения установлено для всех членов церкви, как об этом говорится в Большом катехизисе? « Церковь соборная утверждена святых мученик мощми, в нейже совершается и тайна святыя и божественныя службы, в нейже вси вернии приемлем пречистаго тела и честныя Крови Христа Бога нашего» (Больш. катехиз. лист 121). 221. О необходимости причащения что пишется в Книге о вере? «Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына Человеческаго и не пиете крови Его, живота не имате в себе» ( Ин.6:53 ). Страшен ответ Христовых словес? И яко истинна суть словеса Его, сим заключает: небо и земля мимо идет, словеса же Моя не мимо идут ( Мф.24:34 ). Кто не ужаснется от вышереченнаго запрещения и не послушает гласа Господня? Разве той, иже живот вечный погубити хощет» (Книг. о вере лист 51). «Без причастия тоя истинныя святыни спастися невозможно» (Книг. о вере лист. 248 на оборот. Снес. лист 51. Снес. Златоустник лист 96). 222. О необходимости причащения что пишется в книге Кирилловой? «Аще кто кровию Сына Божия прагов уст дому своего не помажет, душа его первородная в нем жива быти не может» (Книг. Кирилл. лист 34 на оборот.). 223. Удаляющихся причащения как называет святой Кирилл Александрийский ? «Иже церкви Божии и причастия себе святых Христовых Тайн удаляюще, врази Божии бывают и бесом друзи» (Соборник лист 118). 224. О причащении от руки святительской, или священнической, что говорится в Книге Кирилловой? «Пречестное тело и кровь Христа Спаса нашего от руки святительския, со страхом Божиим и с верою, во уста приимати подобает» (Книг. Кирилл. лист 304 и на оборот.).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Зри о сем в Благовестнике в толковании на 108 зач. Евангелия от Матфея; на зач. 64 Евангелия от Марка, л. 86; на зач. 180 Евангелия от Луки, л. 229; в Беседах св. Златоуста на Евангелие от Мф., беседа 81; в Синаксаре во святой великий четверток, и паки в Соборнике, в слове 1 святого Златоуста на великий четверток. Все сии свидетельства, и множайшая сих, ясно показуют, яко Христос Иисус, в вечер святого и великого четвертка, прежде преподания таинства нового завета, совершил законную ветхозаветную пасху, и тако жертва образная во един день с истинной и на единой трапезе была совершена, и закон ветхий не был упразднен за много ранее, но в той же горнице был исполнен, а вслед за сим непосредственно преподан новый, ветхим прообразованный. Так было в сени. И чтó сбылось во образе и сени, то наипаче должно исполниться в вечной истине, сенью прознаменнаной, т.е., жертва тела и крови Господни точно так же должна приноситься до самого того дня, когда верные будут истее причащаться оной в невечернем дни царствия Христова. Мы во всей подробности рассмотрели приведенное иноком Иоасафом место из толкования на 149 и 150 зач. 1Кор., и видели, что он, инок Иоасаф, подобно всем беспоповцам, неправильно понимает сие место в смысле свидетельства о конечном и повсюдном истреблении священства и жертвы при господстве антихриста, основавшись на буквальном разумении одного только благоприятствующего беспоповству выражения: везде, повсюду, и оставив без внимания, что в том же самом толковании ясными свидетельствами подтверждается, в слове Божьем открытое и всею вселенской церковью содержимое, учение о вечности священства и жертвы в церкви Христовой, каковые свидетельства не дозволяют принимать в буквальном значении слово везде, повсюду, и приведенный иноком Иоасафом отрывок из толкования разуметь в том смысле, в каком желают объяснить его беспоповцы. В той же шестой главе инок Иоасаф приводить из Соборника сказанное на обороте 137 листа о времени последнего антихриста: «священныя церкви яко овощное хранилище будут, и честное тело и кровь Христова во днех онех не имать явитися».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   По прочтении ее – чин прощения. Иерей: «Благословите, отцы и братие, и простите ми, грешному, яже согреших во всей жизни моей и во всей Святей Четыредесятнице, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». И поклоняется предстоящим до земли. Последние, также поклоняясь до земли, отвечают ему: «Бог да простит ти, честный отче, прости и нас и благослови».    Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. Кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» – стихиры на 10, «Слава, и ныне», глас 8-й – «Господи, яже во многия грехи». Вход с Евангелием. Паримии и прокимны их. По «Да исправится» и поклонах Евангелие – Мф.. зач. 108: «Иисусу бывшу в Вифании». Ектения «Рцем вси» и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. По «Буди Имя Господне» – 3 великих поклона. Обычно они совершаются с чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина, хотя в Типиконе об этом ничего не сказано. И прекращаются в церкви поклоны до дня Святой Троицы (сохраняются только земные поклоны пред Пятидесятницей). Отпуст – «Грядый Господь».    Повечерие малое. На нем трипеснец Великого Четверга, глас 6-й. Ирмосы по дважды, тропари, сколько их есть. В конце каждой песни – ирмос. По Трисвятом Уондак «Хлеб прием» и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый.    См. «Ведомо же буди, яко от сего дни полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины» (Типикон, Великая Среда, вечер).    См. От сего дня до Недели Фоминой прекращается рядовое чтение Псалтири. Глава 4. Великий Четверг    Утреня. Начало обычное. «Аллилуиа», глас 8-й, и тропарь, глас тот же:    «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе» (трижды). Кафизмы нет. После окончания тропаря открываются царские врата, и диакон возглашает: «И о сподобитися нам слышанию». Евангелие – Лк., зач. 108, от полу. «Приближашеся праздник опреснок» без преступки (конец в зач. 109: «По Нем же идоша ученицы Его»). Чтец – псалом 50-й. Молитву «Спаси, Боже, люди Твоя» не глаголем, но сразу канон, глас 6-й, творение святого Космы Манумского «Сеченое сечется», ирмосы – по дважды, тропари на 6 с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По каждой песни – катавасия, ирмос данной песни. По 3-й песни – ектения и седальны. По 6-й песни – ектения. Кондак, глас 2-й:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

На Страстной седмице происходит важная смена паримий. На шестом часе в Понедельник, Вторник и Среду читается паримия из книги пророка Иезекииля, а не из книги Исайи, как было в посту. Пророк видел славу Божию и четырех существ – это были орел, лев, телец и человек. Эти четыре существа впоследствии стали пониматься как символы четырех евангелистов. Здесь возникает чрезвычайно интересная связь. Евангелисты повествуют нам об истощании Божества, о Его уничижении, Его покорении смертной человеческой природе, а паримий читаются из того пророка, который предсказывал появление четырех евангелистов и в то же время зрел славу Божию. Явление славы Божией и вместе с тем явление истощания Божества – именно такое соединение важно для служб Страстной седмицы. Все эти три дня на вечерне совершается литургия Преждеосвященных Даров. Все как обычно, но паримий на вечерни – уже не Бытие и Притчи, а Исход и книга Иова. И это не случайно: ведь Исход из Египта – это не просто ветхозаветное событие, но еще и преобразование изведения человечества из плена греховного. Иов же читается потому, что он является ветхозаветным прообразом Страдальца-Христа, он ведь тоже страдал невинно и не роптал на Господа и пил свою чашу до дна – «Господь даде, Господь отъят...», и Церковь понимает его как предшественника и прообраз невинных страданий Христа. На этих Преждеосвященных литургиях совершается вход с Евангелием, а не с кадилом, как обычно, потому что в эти три дня на Преждеосвященных будет читаться Евангелие, и это Евангелие как раз и определяет богослужебные темы этих трех дней. В Понедельник будет читаться беседа Господа о кончине века (Мф. зач. 98), во Вторник – несколько притч: о десяти девах, о талантах, рассказ о Страшном Суде, об овцах и козлищах (Мф. зач. 102); в Среду – реальный рассказ о жене-блуднице, которая на вечери в дому Симона прокаженного помазала миром ноги Христа (Мф. зач. 108). Эти Евангелия являются ключевыми для этих дней и определяют темы богослужений. В Понедельник тема наиболее ярко выражена в кондаке: «Иаков рыдаше Иосифова лишения...», и богослужение уподобляет Иосифа Христу, как невинного страдальца, проданного на погибель неправедными братьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В первые три дня Страстной седмицы, начиная с вечерни в Неделю ваий и в конце служб – утрени, изобразительных 160 и литургии – бывает особый отпуст: 161 «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых...» 162 . В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах 163 последовательно и сполна прочитывается все Четвероевангелие (в 9-ти отделах) до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий...» ( Ин. 13, 32 ). Евангелие читается (на середине храма) после Богородична часа. Порядок выноса Евангелия бывает такой, как и на чтение великих часов. Паремии, в отличие от паремий св. Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. Так, на 6-м часе, вместо пророчества Исаии, читается пророчество Иезекииля, созерцавшего дивные образы херувимов на огненных колесницах, движимых Духом. На вечерни в первые четыре дня читается паремия не из книги Бытия, а из книги Исход – о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерни читается из книги Иова (а до этого из книги Премудрости Соломона), невинного и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя. В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров 164 . После пения «Да исправится молитва моя...» и молитвы св. Ефрема Сирина с великими поклонами читается Евангелие, соответствующее воспоминанию каждого дня (например, в Понедельник – Мф., зач. 98, во Вторник – Мф., зач. 102, в Среду – Мф., зач. 108). Апостол на литургии в эти дни не читается. В Великую Среду в конце литургии (после «Буди ими Господне» и возгласа «Благословение Господне на вас...») последний раз читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Далее священник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже...», отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

На Страстной седмице происходит важная смена паримий. На шестом часе в Понедельник, Вторник и Среду читается паримия из книги пророка Иезекииля, а не из книги Исайи, как было в посту. Пророк видел славу Божию и четырех существ — это были орел, лев, телец и человек. Эти четыре существа впоследствии стали пониматься как символы четырех евангелистов. Здесь возникает чрезвычайно интересная связь. Евангелисты повествуют нам об истощании Божества, о Его уничижении, Его покорении смертной человеческой природе, а паримий читаются из того пророка, который предсказывал появление четырех евангелистов и в то же время зрел славу Божию. Явление славы Божией и вместе с тем явление истощания Божества — именно такое соединение важно для служб Страстной седмицы. Все эти три дня на вечерне совершается литургия Преждеосвященных Даров. Все как обычно, но паримий на вечерни — уже не Бытие и Притчи, а Исход и книга Иова. И это не случайно: ведь Исход из Египта — это не просто ветхозаветное событие, но еще и преобразование изведения человечества из плена греховного. Иов же читается потому, что он является ветхозаветным прообразом Страдальца-Христа, он ведь тоже страдал невинно и не роптал на Господа и пил свою чашу до дна — «Господь даде, Господь отъят…» и Церковь понимает его как предшественника и прообраз невинных страданий Христа. На этих Преждеосвященных литургиях совершается вход с Евангелием, а не с кадилом, как обычно, потому что в эти три дня на Преждеосвященных будет читаться Евангелие, и это Евангелие как раз и определяет богослужебные темы этих трех дней. В Понедельник будет читаться беседа Господа о кончине века (Мф. зач. 98), во Вторник — несколько притч: о десяти девах, о талантах, рассказ о Страшном Суде, об овцах и козлищах (Мф. зач. 102); в Среду — реальный рассказ о жене-блуднице, которая на вечери в дому Симона прокаженного помазала миром ноги Христа (Мф. зач. 108). Эти Евангелия являются ключевыми для этих дней и определяют темы богослужений. В Понедельник тема наиболее ярко выражена в кондаке: «Иаков рыдаше Иосифова лишения…» и богослужение уподобляет Иосифа Христу, как невинного страдальца, проданного на погибель неправедными братьями.

http://pravmir.ru/gryadyj-gospod-na-voln...

Еще приношение бескровной жертвы нового завета, тела и крови Христовы в евхаристии, отделяется в письме от жертвы, принесенной на кресте, и называется обрядовым приношением и человеческим служением: почему беспоповцы и мнят спастися без приношения бескровной жертвы, без приобщения тела и крови Христовы, единой верой во Христа. Ответствую. Беспоповцы мнят спастися верой; но всяк верующий должен в точности исполнять повеления Господни, иначе услышит: «что мя глаголете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю?». Но сие есть прямое и непреложное Христово повеление: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе. Называть же бескровную жертву Христову служебностью твари, обрядовым приношением, и отделять оную от содетельства творческого есть великая погрешность и дерзновение против самого распятого Господа: ибо как самолично устроил Он тайную свою вечерю, так сам же устрояет и сию. Слышите словеса святого Златоуста, глаголющего о сем в беседе на слова Апостола Павла: аз приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Иисус, в нощь, в нюже предан бываше, и проч. «Како же глаголет от Господа прияти, ниже бо бе тогда, но от гонящих бе? Да увеси, яко ничтоже вящше имать оная трапеза сущия по сих; ибо и днесь той же есть, иже вся содеваяй и предаяй, якоже и тогда». Дозде Златоуст святой. И паки той же (в Соборнике, в четверток великий, в слове первом, на л. 559): «Прииде Христос, и ныне тойже, иже трапезу ону устрои, сей и ныне сию творит: не бо есть человек творяй предлежащая быти крови и плоти Христове, но распятый за ны Христос». И Сам Господь бескровную жертву, приносимую под видом хлеба и вина, прелагаемых в тело и кровь Его, при самом учреждении сего таинства с крестной жертвою соединяет во едино. Ибо рек: сия есть кровь Моя нового завета, яже за многия изливаемая во оставление грехов (Мф. зач. 108). Сие есть тело Мое, еже за вы даемо (Лк. зач. 108). Т.е., чаша, преподанная на вечери, есть та самая кровь Его, которая пролита потом на кресте; хлеб, преломленный на вечери, есть то самое тело Его, которое предано на пропятхие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

От крестного пути мы пошли на Сион, к месту, где совершалась тайная вечеря Спасителя и в день пятидесятый было сошествие Святого Духа. Желание влекло видеть Сион: от Сиона бо изыде закон. В Сионе показывают дом Иоанна Богослова, в котором была тайная вечеря. Там ли в действительности была эта горница, или нет этого археологического изыскания я на себя брать не могу; но для меня было весьма трогательно видеть местность Сиона. На Сионе теперь много места занимают кладбища. В числе их есть кладбище и для русских поклонников: оно близко к дому Иоанна Богослова. Сюда в неделю Пятидесятную приходит патриарх с собором петь вечерню с обычным коленопреклонением. Сюда и я один несколько раз приходил потом. Оно влекло меня к себе: здесь утешительно было петь тропарь и кондак сошествию Святого Духа. И теперь, когда вспомню это святое место Сиона, одно воспоминание о нем согревает сердце мое: приходят в ум великие события, там совершившиеся. Воспоминается тот день, в который Господь со своими Апостолами на тайной вечере совершил в последний раз законную пасху и установил новый завет: приимите, ядите, сие есть тело Мое… Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета (Мф. зач. 108). Воспоминается, как здесь же слушали Апостолы предсмертную, исполненную божественной любви, беседу Господа, как были омыты пречистыми руками их ноги. Воспоминается, как здесь же, в первый день по воскресении Спасителя, они сподобились получить и первую радость – видеть Его воскресшего: сущу позде в день той во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы его собрани страха ради иудейска, прииде Иисус, и ста посреде их и глагола им:мир вам (Ин. зач. 65). Здесь же явился им Спаситель и в восьмой день по воскресении. Здесь они получили и исполнение обетования Спасителя о пришествии Святого Духа. Воспоминается, что здесь, на Сионе, в доме Иоанна Богослова, по вознесении Господнем, жила и Пресвятая Богородица, здесь и преставилась; сюда на преставление ее были собраны Апостолы; отселе она несена была Апостолами на погребение в Гефсиманию. Любезен и прелюбезен нам Сион! Если любезно помышление о нем, то коль паче зрение его, напоминающее все совершенное в нем!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Обратите же, любезные соотечественники, внимание ваше против клеветы, какую совершенно напрасно взводит на святую Соловецкую Обитель имя Челобитной, якобы Соловецкой. Вы видели, что Обитель Соловецкая никак не могла писать такой дерзости, невежества, лжи и хуления, как все то написано в Челобитной, и что, действительно, не она писала такую Челобитную, а под ее имя переписали Никитину Челобитную пришелецы, овладевшие Обителью в то время. Так считалось это дело во свое время. Между тем раскол успел втайне разгласить его в свою пользу, и в наше время, когда обстоятельства, всем во свое время известные, забыты, имя Обители Соловецкой прямо опять пишется на Челобитной, как несомненное. Имя, столь досточтимое и святое, конечно, само собою одно, без всяких исследований дела, весьма, может располагать Православных следовать ей. Но припомните слово Господа нашего Иисуса Христа, что лжеучительство может решиться прельщать, аще возможно, и избранных, прельщать даже Пресвятым именем Его Самого. Аще убо рекут вам, сказал Господь последователям Своим: се в пустыни есть Христос: не изыдите. – Столп и утверждение истины, по Слову Божию, есть Церковь , по изображению Символа Веры , составленному из Писании, единая, Святая, Соборная и Апостольская. ( Мф. 24:24, 26 . Зач. 99. 1Т. 3:15. Зач. 99, 284). 2 Они точно так же по два раза поступали в Палеостровском Монастыре. Ист. об Отцах и страдальц. в архиве Олонецк. Уезда. Суда есть полное следственное дело о том под 108. 4 Чего не успел я записать с подробностью во время моей бытности в Монастыре, о том выписки и сведения по запискам моим доставил мне с любовью почтеннейший тамошний отец Архимандрит Иларий. О.Кассиан монах трудился в послушании исполнения. Огромная тамошняя библиотека с архивом и опись оных, трудами сего монаха, под распоряжением бывшего Настоятеля О. Архимандрита Досифея, приведены в отличное состояние. Он и библиотекарь, Иеродиакон Памво, удивили меня скорым удовлетворением всех требований о книгах при личном осмотре библиотеки. Так называемых старых книг, равно как и иных разнородных свидетельств древности, служащих к опровержению раскола вообще, и в особенности поморского местного, весьма много уже находилось в руках моих и прежде; но нужны были для сего памятники собственно Соловецкие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Евр. бес. 9). Брако-отрицатель глаголет: аз учу, яко ныне брачившийся за сие блудницы суть, и за блуд сего не считают. Писание глаголет: аз же учу, яко брак честен и ложе не скверно (Евр. зач. 333). И со умерением брака употребляй и первый в царствии будеши и всех насладитися благих (Злат, на посл. Евр. нрав. 7). Брако-отрицатель глаголет: аз учу, яко женатый разженись, и не женатый не женись. Писание глаголет; аз же учу, яко могий вместити да вместит, а яже Бог сочета, человек да не разлучает (Мф. зач. 78) и т.д. 108 Разбор и опровержение неправильных мыслей, находящихся в рассматриваемом нами сочинении Асафа, сделаны иноком Павлом и помещены в IX кн. «Истины», издаваемой в Пскове (л. 12–38). 115 Кто был Лев Ермолаев, о котором говорит здесь Асаф, мы не знаем; на вопрос наш об этом предмете о. Павел отвечал следующее: «сочинения его я не читывал, и кто он – Лев Ермолаев, так же узнать не мог; спрашивал и Любушкина, и он не знает; а узнаю от кого, напишу вам». 116 По свидетельству Асафа, даже самые близкие к Павлу ученики его иногда дозволяли себе увлекаться в спорах с бракоборцами. «Называете в своей рукописной тетради под видом названия о Промысле Божием, писал Асаф, обращаясь в иноку Прокопию, бесовским учением и еретическом, которое мы содержим. Воистину тайно развращаете, люди Божии. Аще бы наши наставники усмотрели и люди в вашей тетради, каковой яд положен в ней для рода христианского, то верно говорю, не пустили бы нас и в домы своя и возгнушалися бы, как самых злейших еретиков» (Истина, Яссы, л. 53 об.) 118 В Климоуцах, по свидетельству о. Павла, «учение бракоборное до конца исторглось после прения Прокопия с Асафом» (Странник 1871 г, октябрь, стр. 46). 119 Если верить иноку Асафу, число последователей прусской обители, признавших законность брачной жизни, не превышало в 1864 году тысячи человек, включая в это число и женщин (Истина, Яссы, л. 30 об.). 122 А многие из его мыслей, например, о церкви, о священстве, об антихристе и прочие, не согласные с учением федосеевцем, как бы подтверждали такой взгляд на него бракоборцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010