В средневек. ирл. лит-ре и фольклоре К. был одним из самых популярных персонажей. К. посвящены краткие сказания («анекдоты»), часть к-рых сохранилась в «Книге гимнов», в комментарии к Мартирологу Оэнгуса и др. компиляциях ( Plummer. 1925. N 103-122). Ирл. авторов особенно привлекали такие эпизоды из жизни К., как плавание в Британию, участие в собрании ирл. правителей в Друим-Кете, заступничество за поэтов, освобождение заложника Скандлана, составление поэмы «Чудо Колума Килле». Широкое распространение получил образ К.- поэта, изгнанника и пророка ( Kenney. Sources. P. 426; Nagy. 1997; Clancy T. O. Columba, Adomnán and the Cult of Saints in Scotland//Spes Scotorum. 1999. P. 30-33). Сложился корпус поэтических текстов, которые приписывались К.: святой представлен как печальный странник на чужой земле, мечтающий вернуться на родину. Самый ранний из псевдоэпиграфов К.- стихотворение «Robad mellach, a meic mo Dé» (Было приятно, о Сын моего Бога; ок. 1000). В комментарии к «Чуду Колума Килле» неясное слово obid (obeid), характеризующее К., объяснялось как сравнение святого с поэтом Овидием, т. к. К. владел искусством стихосложения («Он был Овидием, он был благородным, возвышенной была его смерть» - Boí obid, boé húasal, boé húas a bás (§ 80); по др. версии, obid - это лат. obediens (послушный, покорный)). Вероятно, мотив изгнанника, тоскующего по родине, восходит к лат. поэзии ирл. эмигрантов на континенте (IX-X вв.), которая действительно была вдохновлена «Скорбными элегиями» и «Письмами с Понта» Овидия ( Herbert. 2005; перечень приписываемых К. стихотворений см.: Kenney. Sources. P. 436-440). Св. Колумба. Миниатюра из рукописи. XII в. (St. Callen. Stiftbibl. 555. P. 166) Св. Колумба. Миниатюра из рукописи. XII в. (St. Callen. Stiftbibl. 555. P. 166) В 1532 г. предания о К., собранные по указанию Мануса О " Доннелла (ок. 1517-1563), были положены в основу пространного ирл. Жития святого (изд.: Betha Colaim Chille. 1918). О " Доннелл, гэльский правитель Тирконнелла (графство Донегол), представлен как автор Жития, однако степень его участия в работе над текстом трудно определить.

http://pravenc.ru/text/1841806.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Рыцари Колумба обеспечат продуктами беженцев в Иракском Курдистане 10.09.2015 03:30 Версия для печати Эрбиль, 10 сентября, CNA/Благовест-инфо. Американское католическое братство «Рыцари Колумба» обеспечит продуктами питания 13,5 тыс. семей, бежавших в Иракский Курдистан после оккупации боевиками «Исламского государства» Мосула и Ниневийской долины. Организаторы акции помощи надеются, что дополнительные средства на помощь беженцам поможет собрать видеофильм, повествующий об испытаниях католического священника Дугласа Бази, который был похищен исламистами и подвергся пыткам. Этот фильм должен быть показан по ряду телевизионных каналов в США. «Христиане на Ближнем Востоке подвергаются гонениям и физическому уничтожению исключительно по причине их верыв Того, кто заповедал нам любит друг друга» , -- заявил Верховный рыцарь Карл Андерсон. – Несмотря на развязанный против них геноцид они по-прежнему черпают вдохновение в своей вере и в любви к Богу и ближнему. Они нуждаются в нашей солидарности и нашей помощи, и мы рады, что можем предоставить ее».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Первая случайность и одновременно первая же ошибка вскоре приходят на помощь этим не имеющим особого значения тридцати двум страницам. Предприимчивый итальянский печатник еще в 1504 году правильно почуял, что время благоприятствует выпуску сборника рассказов о путешествиях. Венецианец Альбертино Верчеллезе впервые собирает в один томик все отчеты о путешествиях, попадающихся ему на глаза. Эта Libretto de tutta la navigazione del R? de Spagna e terreni nuovamente trovati» , включающая рассказы о плаваниях Кадамосто и Васко да Гамы, а также о первом плавании Колумба, находит такой хороший сбыт, что в 1507 году другой печатник решается издать в Виченце более объемистую (в 126 страниц) антологию (под редакцией Дзордзи и Монтальбодо), которая содержит описания португальских экспедиций Кадамосто, Васко да Гамы, Кабрала, первых трех плаваний Колумба и «Mundus Novus» Веспуччи. Роковым образом издатель антологии не находит для нее лучшего заглавия, чем «Mondo novo e paesi nuovamente retrovati da Alberico Vesputio florentino» («Новый Свет и новые страны, открытые Альберико Веспуччи из Флоренции»). С этого и начинается великая «Комедия ошибок». В заглавии антологии кроется опасная двусмысленность: оно позволяет думать, будто Веспуччи не только назвал Новым Светом все новые страны, но и сам все эти новые страны открыл; всякий, кто лишь бегло взглянет на титульный лист антологии, невольно впадет в такую ошибку. И вот эта книга, многократно переиздаваемая, проходит через тысячи рук и с опасной быстротой разносит все дальше ложное сообщение, будто бы Веспуччи и есть первооткрыватель этих новых стран. Маленькая глупая случайность, происшедшая по вине ничего не подозревающего печатника из Виченцы, поставившего на титульном листе антологии вместо имени Колумба имя Веспуччи, приносит славу также ничего не подозревающему Веспуччи, который, вовсе о ней не зная, без своего ведома и желания становится узурпатором чужого подвига. Безусловно, одной этой ошибки было бы недостаточно для создания огромной, веками упроченной славы. Но пока это только первый акт и даже пролог к нашей «Комедии ошибок». Понадобится сцепление все новых и новых случайностей, прежде чем будет соткана паутина великого заблуждения. И странным образом именно теперь – поскольку литературный труд всей жизни Веспуччи, ограничивающийся скромными тридцатью двумя страничками, уже закончен – начинается увековечение Веспуччи, быть может, самое гротескное, какое только знает история человеческой славы. И слава эта зарождается в местечке, где Веспуччи никогда не бывал и о существовании которого купец-мореход из Севильи не имел ни малейшего представления: в городке Сен-Дье. Новая часть света получает имя

http://azbyka.ru/fiction/amerigo-povest-...

В ирл. Житии и в др. источниках получила отражение легенда, согласно к-рой смерть К. была вызвана молитвами ирл. святых: они завидовали К., видя его превосходство над собой (noeib Eirenn tra rofhoirmdechsat re Quiarán ara fheabhus). В глоссах к Мартирологу Оэнгуса сказано, что подвижники, испугавшись, что Бог дарует ему всю Ирландию, постились и молились, чтобы К. умер (noib Erenn ro troiscsit im a bás). К. постился вместе со всеми, не зная, о чем они молились, пока святые Одран и Мак Куллинн не поведали ему об этом. Тогда святой обещал, что Бог исполнит их просьбу. «Пресечение жизни Киарана» (timdibe saeguil Ciaran), изгнание св. Колумбы из Ирландии и св. Картаха (Мохуту) из Ратана названы «тремя дурными сговорами» ирл. святых (tri sanasa saeba noem n-Erenn - Félire Óengusso Céli Dé. 1905. P. 204-205). Даже св. Колумба, друг К., узнав о его кончине, возблагодарил Бога. Тем не менее он сложил гимн в честь К. и спел его насельникам Клуан-Мокку-Носа. Настоятель спросил, как они могут отблагодарить его за этот гимн, и Колумба попросил 2 горсти земли с могилы святого. Когда он плыл из Ирландии на Иону, разразилась буря, судно едва не попало в чудовищный водоворот. Колумба бросил в волны землю с могилы К., и буря немедленно прекратилась. Ирл. Житие К. завершается пространной похвалой святому за его аскетические подвиги. К. уподобляется святым ВЗ (Авелю, Еноху, Ною, Аврааму, Моисею, Иову, Давиду, Соломону), апостолам Петру, Павлу и Иоанну и Самому Христу, поскольку К., как и Христос, превратил воду в вино, был сыном плотника, прожил 33 года и даже воскрес на 3-й день (robui eiseirgi dano don fir-sa iar tridenus), чтобы утешить св. Коэмгена (об уподоблении К. Христу см.: Herbert. 1994. P. 5). Хотя душа К. пребывает на небесах, у людей остались его чудотворные мощи и реликвии (a rélce & a thaisi... co fertuibh & co mírbhuilibh cechlaithidhe); в Судный день он будет судить своих последователей и насельников Клуан-Мокку-Носа (в Житии они названы «плодами его наставлений» (for toradh a foircetuil)). Изучение

http://pravenc.ru/text/1684303.html

освященную воду, но когда он стал мыть голову, волосы выпали. Осознав, что он уделял слишком много внимания уходу за волосами, Руадан пообещал, что не повторит прежние ошибки, и по молитве святого его волосы выросли заново. В 2 схожих эпизодах сообщается о том, как люди, убившие своих спутников по дороге в Гленн-Да-Лоху, безуспешно пытались скрыть это преступление от святого (в одном эпизоде говорится о 3 молодых учениках (iuuenes scolastici), в другом - о врагах, ранее заключивших мир при содействии К.). Также К. представлен как защитник всех, кто взывали к нему о помощи. Некий воин, не отличавшийся благочестием, имел обычай призывать имя святого; когда враги убили его, К. всю ночь боролся с демонами за его душу, а потом велел похоронить воина в освященной земле Гленн-Да-Лохи, чтобы его душа могла достичь Царства Небесного. Осужденные на смерть преступники воззвали к К., чтобы святой спас душу одного из них и сохранил жизнь другому. Казнив одного из преступников, воины попытались убить другого, но им не удалось причинить ему вред. Когда правитель узнал от преступника о том, как они молились К., он помиловал осужденного. В др. эпизоде сообщается, что благодаря поясу, полученному в подарок от святого, его владелец спасся от врагов. Ряд житийных эпизодов посвящен отношениям К. с ирландскими святыми и правителями Лагена (по мнению исследователей, в этих эпизодах содержатся отсылки к политике руководства Гленн-Да-Лохи в IX-XI вв.). Узнав, что св. аббаты Колумба , Комгалл и Каннех намерены встретиться на холме Уснех (совр. графство Уэстмит), святой решил присоединиться к ним и «заключить с ними договор о братстве» (uolens cum eis fraternitatem firmare). Пытаясь пройти сквозь толпу, окружавшую Колумбу, К. подвергся нападению злобных псов. После того как святой благословил псов, они стали ласкаться к нему. Поприветствовав К., Колумба велел всем ирландцам относиться к нему с уважением. Впосл. К. отправился в Клуан-Мокку-Нос (ныне Клонмакнойз), чтобы заключить договор со св. Киараном , не зная, что тот уже скончался.

http://pravenc.ru/text/2458917.html

Меню Закрыть Американский эпизод в истории европейской цивилизации 8 лекций, доступных бессрочно Зарождение и развитие в Америке университетов и библиотек, сети научных журналов. Основание университетов. Систематическое перенесение всех достижений прежней культуры на новые носители с конца ХХ века. О курсе 1492 год стал поворотным в мировой истории – испанским мореплавателем Колумбом была открыта Америка. Карта мира получила свое завершение. Впоследствии Америка сформировалась в уникальную державу – в стране появились собственная культура, искусство, архитектура, литература. В то же время, на США влияли европейские страны – Франция, Германия, Англия и другие. Какой была Испания до Колумба? Как зародился испанский язык? Какие народы жили в доколумбовой Америке и как они смогли сохранить свою идентичность, несмотря на завоевание их культур? Что такое «гражданская религия» США? Что способствовало формированию собственно американской архитектуры? И в чем заключается идея «избранности» американского народа? Обо всем этом – в нашем курсе. Доступ бессрочно Продолжительность 8 видеолекций + 2 вебинара Кому полезен? Тем, кому интересно узнать, как появилась Испания и почему именно испанцы смогли завоевать Америку Тем, кто интересуется жизнью коренных народов Америки Тем, кто давно хотел понять, как формировалась американская культура и что на нее повлияло Тем, кому интересно, чем живут современные американцы Программа курса 1. Первые жители Пиренейского полуострова: открытие Нового Света 2. Как складывался испанский характер 3. Южная Америка до и после Колумба 4. Независимость Южной Америки: что дальше? 5. Претензия на римскую идею в архитектуре США 6. Особенности архитектуры Америки 7. Что стоит за идеей «избранности» американцев: разбираем устройство гражданской религии в США 8. Является ли «гражданская религия» США религией? Лекторы курса Алексей Шестопал Доктор философских наук, профессор кафедры философии МГИМО – университета МИД РФ. Вице-президент российской Ассоциации исследователей стран ибероамериканского мира.

http://europe.foma.ru/kurs-11/

Отвага, побудившая Колумба двинуться на запад, Бартоломеу Диаша и Васко да Гаму — на юг, Кабота — на север, к Лабрадору, рождалась прежде всего из целенаправленного стремления наконец-то открыть для западного мира вольный, беспошлинный, беспрепятственный путь в Индию и тем самым сломить позорное превосходство ислама. В истории важнейших изобретений и открытий окрыляющим началом всегда является духовное, нравственное побуждение, но толкают на претворение этих открытий в жизнь чаще всего мотивы материального порядка. Разумеется, уже одной своей дерзновенностью замыслы Колумба и Магеллана должны были воодушевить королей и их советников; но никогда эти проекты не были бы поддержаны деньгами, нужными для их осуществления, никогда монархи и спекулянты не снарядили бы флот для отважных конкистадоров, если бы эти экспедиции в неведомые страны не сулили в то же время тысячекратного возмещения затраченных средств. За героями этого века открытий в качестве движущей силы стояли купцы, и этот первый героический порыв завоевать мир был вызван весьма земными побуждениями. Вначале были пряности. И вот делом жизни одного португальского принца становится превратить это мнимо невозможное в возможное, отважно попытаться сделать, согласно евангельскому изречению, последних первыми. Что, если Птолемей, этот geographus maximus, этот непогрешимый авторитет землеведения, ошибся? Что, если этот океан, могучие западные волны которого нередко выбрасывают на португальский берег обломки диковинных, неизвестных деревьев (а ведь где-нибудь они да росли), вовсе не бесконечен? Что, если он ведет к новым, неведомым странам? Что, если Африка обитаема и по ту сторону тропиков? Что, если премудрый грек попросту заврался, утверждая, будто этот неисследованный материк нельзя обогнуть, будто через океан нет пути в индийские моря? Ведь тогда Португалия, лежащая западнее других стран Европы, стала бы подлинным трамплином всех открытий и через Португалию прошел бы ближайший путь в Индию. Тогда бы Португалия не была больше заперта океаном, а напротив, больше других стран Европы призвана к мореходству.

http://azbyka.ru/fiction/podvig-magellan...

Конечно, не серьезная работа ума привела к открытию, это был триумф идеи, покорившей сознание, и мужества человека, оценившего идею. Самое сложное для Колумба было настоять на своей идее, убедить других помочь ему в опасном предприятии, дать корабли и людей. Не сама идея, но вера Колумба действовала на всех. Простое логичное рассуждение пробудило в моряке нечто более ценное, чем ум, и поэтому человек незнатный, почти необразованный, подарил королеве целый мир. Рассказывают, однажды у жены Апессандро Вольта поднялась температура. Заботливый муж освежевал лягушек, чтобы сварить питательный бульон для больной. Он повесил мертвых лягушек на решетку окна, а день был дождливый, и заметил, что лягушачьи лапки подергиваются. Если мертвые мускулы сокращаются, значит, некая сила проникает в них извне. Вот простое рассуждение гения великого ученого. Вольта при помощи своих батареек нашел таинственную силу и осчастливил всю землю электричеством, настоящей искоркой неизмеримого прогресса. Оценить крошечный факт — движение мертвой лапки, просто принять его во внимание, не счесть фантазией, а остановиться перед проблемой, вытекающей из него: почему лапка движется. Вот путь одного из самых грандиозных достижений цивилизованного человека. Открытие Галилея произошло аналогичным образом. В церкви в Пизе он следил за колебаниями подвешенной лампы. Он заметил, что колебания происходили через равные промежутки времени; изохронизм маятника стал основой для измерения времени на земле, измерения пространства в космосе. История Ньютона очень проста. Он лежал под деревом, и вдруг на него упало яблоко. Он подумал: почему яблоко упало? Из такого элементарного случая возникла теория падения тел и всемирной гравитации. Изучая жизнь Папена, поражаешься его эрудиции, поставившей ученого в один ряд с самыми образованными людьми того времени. Медик, физик, математик, он был титулован университетами Англии и Германии, а для человечества оказался полезен и велик, благодаря тому, что обратил внимание на обыкновенное явление: кипящая вода приподнимает крышку кастрюли. «Пар, — подумал Папен, — это сила, которая смогла бы двигать поршень, как сдвигает сейчас крышку кастрюли, и стать движущей силой машины». Знаменитая кастрюля Папена — волшебная палочка в истории человечества, которое, благодаря ей, теперь работает и путешествует без устали. Сколько подобных волшебных открытий рождается в смирении и преобразует затем огромный мир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

Charles-Edwards/Ed. F. Edmonds, P. Russell. Woodbridge, 2011. P. 89-101; Lacey B. Colum Cille and the Columban Tradition. Dublin, 1997; idem. Columba, Founder of the Monastery of Derry?: «Mihi Manet Incertus»//J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. 1998. Vol. 128. P. 35-47; idem. Colum Cille and the Diocese of Derry//History of the Diocese of Derry from Earliest Times/Ed. H. A. Jefferies, C. Devlin. Dublin, 2000. P. 17-29; idem. The «Amrae Coluimb Cille» and the Uí Néill//J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. 2004. Vol. 134. P. 169-172; idem. St. Columba: His Life and Legacy. Dublin, 2013; Nagy J. F. Conversing with Angels and Ancients: Literary Myths of Medieval Ireland. Ithaca (N. Y.), 1997. P. 135-198; Studies in the Cult of St. Columba/Ed. C. Bourke. Dublin, 1997; Михайлова Т. А. Личность и символ: Св. Колум Килле Ирландский//Атлантика: Записки по исторической поэтике. М., 1997. Т. 3. С. 192-202; она же. Св. Колумба Ирландский//АиО. 1997. 3(14). С. 239-245; она же. «Чудо Колума Килле» как памятник ирландской культуры XI в.//СВ. 2009. 70(3). С. 45-67; Jennings A. Iona and the Vikings: Survival and Continuity//Northern Studies. Edinb., 1998. Vol. 33. P. 37-54; Veitch K. The Alliance between Church and State in Early Medieval Alba//Albion. 1998. Vol. 30. N 2. P. 193-220; Celebrating Columba: Irish-Scottish Connections, 597-1997/Ed. T. M. Devine, J. F. McMillan. Edinb., 1999; Richter M. Ireland and Her Neighbours in the 7th Cent. Dublin, 1999. P. 48-88; Spes Scotorum=Hope of Scots: St. Columba, Iona and Scotland/Ed. D. Broun, T. O. Clancy. Edinb., 1999; Charles-Edwards T. M. Early Christian Ireland. Camb., 2000. P. 282-343; idem. The Structure and Purpose of Adomnán " s «Vita Columbae»//Adomnán of Iona: Theologian, Lawmaker, Peacemaker/Ed. J. M. Wooding. Dublin, 2010. P. 205-218; Dunn M. The Emergence of Monasticism: From the Desert Fathers to the Early Middle Ages. Oxf.; Malden (Mass.), 2000. P. 138-157; Macquarrie A. The Offices for St. Columba (9 June) and St.

http://pravenc.ru/text/1841806.html

Охотники набрели на несколько кабанов. Пуля майора уложила на месте одного из них. Гленарван подстрелил несколько черных куропаток, из которых судовой повар приготовил превосходное рагу. На высоких горных площадках резвилось множество коз. Было на острове множество одичавших кошек — гордых, отважных и сильных животных, страшных даже для собак, они размножались и в будущем обещали развиться в великолепных хищных животных. В восемь часов вечера все возвратились на яхту, а ночью «Дункан» навсегда покинул остров Тристан-да-Кунья. Глава третья. Остров Амстердам Джон Манглс намеревался запастись углем на мысе Доброй Надежды. Поэтому ему пришлось немного уклониться от тридцать седьмой параллели и подняться на два градуса к северу. «Дункан» находился ниже зоны пассатов и попал в полосу попутных западных ветров. Меньше чем в шесть дней он покрыл тысячу триста миль, отделяющих Тристан-да-Кунья от южной оконечности Африки. 24 ноября в три часа дня уже показалась гора Столовая, а немного позже яхта поравнялась с горой Сигналов, указывающей вход в бухту. «Дункан» вошел туда к восьми часам вечера и бросил якорь в Кейптаунском порту. Паганель, будучи членом Географического общества, не мог не знать, что южную оконечность Африки впервые увидел в 1486 году мельком португальский адмирал Бартоломей Диас, и только в 1497 году знаменитый Васко да Гама обогнул мыс. И как мог Паганель не знать этого, когда Камоэнс воспел великого мореплавателя в своей «Луизиаде». По этому поводу ученый сделал любопытное замечание: ведь если бы Диас в 1486 году, за шесть лет до первого путешествия Христофора Колумба, обогнул мыс Доброй Надежды, то Америка еще долго не была бы открыта. И в самом деле, путь мимо мыса был наиболее коротким и прямым путем в восточную Индию. А великий генуэзский моряк, углубляясь все дальше и дальше на запад, ведь искал кратчайшего пути в «страну пряностей». Итак, если бы мыс обогнули раньше, то экспедиция Колумба была бы излишней и он, вероятно, не предпринял бы ее. Город Кейптаун, основанный в 1652 году голландцем Ван-Рибеком, расположен в глубине Кейптаунской бухты.

http://azbyka.ru/fiction/deti-kapitana-g...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010