Святой Колумба: путь на Восток Святой Колумба «Значит, Вы православный? Как, говорите, Ваше святое имя?» Я из Северной Ирландии, пришел к Православию, будучи уже взрослым, и теперь по работе часто езжу в исконно православные страны, хожу там в храм. Жизнерадостные греки, скептики-сербы, жители других восточных земель расспрашивают о моем пути к Православию. Особенно их интересует тот святой, имя которого я ношу. Выслушав ответ, они, бывает, проникаются еще более скептическим отношением. Если есть смысл дальше продолжать разговор, я рассказываю о своем родном крае и узах, связывающих меня с ним, о христианском прошлом моего народа. Чаще всего собеседники проявляют искренний интерес, но, случается, взгляд их затуманивается, и они, фактически, перестают слушать. Но поскольку моя история — это история многих и многих православных христиан на Западе, хочу попытаться донести ее до единоверцев посредством печатного слова. Семь с лишним лет назад в моей жизни произошло радостное событие — я стал членом Православной Церкви, крестившись с именем Колумба, в честь святого покровителя Ирландии и просветителя Шотландии. Выбор имени (священником и самим крещаемым) — процесс таинственный, но в данном случае решение принять это имя, искать покровительства и духовного руководства именно св. Колумбы, соответствовало, с одной стороны, моему происхождению, национальным и культурным корням, а с другой стороны, стремлению к иному Царству, где не имеют значения национальные и культурные различия. Шотландские острова. Фото Мартина Джуниуса. Вырос я на севере Ирландии, в семье моряков, до самозабвения влюбленных в свое дело. Северное и северо-западное побережье Ирландии, западные острова Шотландии — вот места, где прошло мое детство. Отец и брат увлеченно занимались морским делом, для них снасти, морские карты, навигационные приборы, ветра, приливы — все, что связано с морем, — было исполнено совершенно особого очарования. Меня же всегда больше интересовали те места, куда мы плавали, и язык местных жителей. С момента пробуждения сознания, уже в самом раннем детстве, меня завораживали слова, произнесенные и написанные, и мне практически не важно было, на каком они языке. Однажды мы высадились на одном из небольших островов у побережья Шотландии, и я отчетливо помню, как пытался применить несколько самостоятельно выученных фраз на гэльском языке, обращаясь к продавцам и почтальонам, каждый раз весьма озадаченных моими лингвистическими опытами. Острова эти, лежащие между Шотландией и Ирландией, словно камни, по которым можно перейти с одного берега ручья на другой, — земля св. Колумбы, писателя и морехода, мастерски управлявшего судном и прекрасно владевшего устным и письменным словом, в том числе поэтическим, великолепного каллиграфа, знавшего, помимо своего родного языка, еще и латынь.

http://pravoslavie.ru/1949.html

В источниках приводятся противоречивые сведения об основании И. В анналах это событие упомянуто под 563 г. («Плавание Колума Килле на остров И на 42-м году жизни»), у Беды Достопочтенного - под 565 г. ( Beda. Hist. eccl. III 4; V 24; см.: The Chronicle of Ireland. 2006. P. 104-105). В составленном Адамнаном Житии св. Колумбы об основании И. не упоминается. Согласно Адамнану, св. Колумба принадлежал к роду Кенел Коналл, ветви правящей династии И Нейл, получил церковное образование и основал несколько монашеских общин. Он покинул Ирландию через 3 года после битвы при Кул-Дребене, в к-рой сражались представители разных ветвей династии И Нейл (в анналах битва датирована 561), и в сопровождении 12 монахов отправился в паломничество (peregrinaturus) ( Adamnani Vita Columbae. I 7// Adomnan " s Life of Columba. 1961. P. 224-226). В Житии о причинах переселения св. Колумбы в Шотландию не говорится, однако в источниках XI-XII вв. зафиксировано предание о том, что именно действия св. Колумбы привели к сражению при Кул-Дребене и святой покинул Ирландию в знак покаяния (см.: Anderson A. O., Anderson M. O. 1961. P. 71-73). Адамнан не упоминает об этом, однако сообщает о временном отлучении св. Колумбы церковными иерархами на Соборе в Тальтиу (562 (?); о причинах отлучения агиограф умалчивает - Adamnani Vita Columbae. III 3). Большинство исследователей полагают, что св. Колумба покинул Ирландию в результате церковно-политического конфликта, подробности которого неизвестны. По мнению Д. Бинчи и М. Херберт, причиной отъезда св. Колумбы было стремление правителя Диармада мак Кербалла, потерпевшего поражение в битве при Кул-Дребене, отомстить родственникам святого ( Binchy D. A. The Fair of Tailtiu and the Feast of Tara//Ériu. 1958. Vol. 18. P. 122-123; Herbert. 1988. P. 27-28), однако Ф. Бирн отверг эту гипотезу ( Byrne F. J. Irish Kings and High-Kings. Dublin, 2004r. P. 95-97). Беда Достопочтенный сообщает, что св. Колумба прибыл в Британию для проповеди христианства ( Beda. Hist. eccl.

http://pravenc.ru/text/578330.html

Да пребудет жизнь в моих речах, смысл в моих словах, цветение вишни на моих устах до тех пор, пока я не вернусь обратно. Любовь Иисуса Христа да наполняет каждое сердце для меня, любовь Иисуса Христа да наполняет меня для всех. Пересекаю горные долины, пересекаю леса, пересекаю длинные дикие долы, Пречистая светлая Мария защищает меня, Пастырь Иисус мой щит. Пречистая светлая Мария защищает меня, Пастырь Иисус мой щит. По преданию, святой Колумба просил Господа позволить ему охранять лишь самую маленькую дверь в Раю, пока он будет пребывать в Небесных обителях и сможет видеть Славу и слышать голос Творца. После кончины преподобного его ученики составили молитву, и назвали ее молитвой Островов. Вот как она звучит: Призываю Марию, Матерь человечества, призываю Бригитту, кормилицу всесильного Христа, призываю Колумбу, апостола морей и берегов, и призываю небо, всех святых и ангелов, что на Небесах. Святой Колумба часто говорил: «Если хотите понять Творца, постарайтесь понять творение». Для любителя природы привлекательность Айоны поистине безгранична. Первое, что поражает паломника, это снежная белизна песка у заливов и по всему северному концу острова. Эта белая полоса песка по-гэльски называется «Traigh Bhan na Mananch», то есть «белая прибрежная полоса монахов». Название имеет историческую подоплеку: во время последнего датского нашествия в конце X века, высадившиеся на остров викинги убили игумена с пятнадцатью монахами, которые вышли к ним на встречу. Но не только прибрежный песок острова восхищает своей красотой, но и зеленая свежесть воды над этим белоснежным песком во время прилива тоже неописуема. Дальше от берега, где песок сменяется скалами и морскими водорослями, цвет волны становится темно-синим и пурпурным, а над песчаной отмелью переливаются бледно-зеленые полосы. Глядя на красоту моря и неба в полусумраке длинных летних ночей, мы понимаем, что много веков назад святой Колумба видел то же великолепие природы и чувствовал, что на Айоне он живет среди невидимых вечных даров.

http://pravoslavie.ru/62331.html

Максимилиан I Габсбург (1459–1519) – император так называемой «Священной Римской империи» в период 1493–1519 гг. Бермудес Хуан (ум. 1570) – португальский мореплаватель, открывший в начале XVI столетия острова, названные в его честь Бермудскими. Был патриархом при дворе абиссинского негуса Давида III. Тасман Абель Янсон (1603–1659) – нидерландский мореплаватель. Обнаружил в Тихом океане остров, который назвал землей Ван-Димена (позднее Тасмания). Гриней Симон (1493–1541) – немецко-швейцарский филолог и богослов. Отыскал последние пять книг Тита Ливия. Мюнстер Себастьян (1489–1522) – немецкий географ, филолог и математик. Издал «Всеобщую космографию», в которой содержится описание мира. Меркатор Герхард (1512–1594) – фламандский географ. По заданию Карла V изготовил глобусы земли и неба. В карте 1568 г. применил проекцию, которую мы знаем как «проекцию Меркатора». Им был приготовлен большой атлас. Эльдорадо – легендарная страна, изобилующая золотом, которую испанские завоеватели пытались найти в Южной Америке. Кинсай – один из крупнейших городов средневекового Китая. Его посетил Марко Поло, которому принадлежит это искаженное название Ханчжоу. Де Коса Хуан (ок. 1460–1510) – испанский мореплаватель, кормчий Колумба в путешествиях 1492 и 1493 гг. Совершил несколько плаваний к берегам Южной Америки с Охедой и Бастидасом. Его карта Америки – одна из старейших. Бобадилья Франсиско де (ум. 1502) – чиновник, посланный в 1500 г. на Эспаньолу для расследования обвинений против Колумба. Руководствуясь тайными инструкциями короля, заковал Колумба в кандалы и отправил в Испанию. Рамузио (Рамугно) Джованни Батиста (1485–1557) – итальянский историк и географ. Опубликовал книгу «Морские и сухопутные путешествия». Сервет Мигель (р. между 1509–1511 – ум. 1553) – испанский врач и философ. Им описан легочный (малый) круг кровообращения. За критику религиозных догм был сожжен по настоянию Кальвина на костре. Гарвей (прав. Харви) Уильям (1578–1657) – английский врач-анатом, открывший и исследовавший процессы кровообращения.

http://azbyka.ru/fiction/amerigo-povest-...

забыл в мон-ре посох, и Колумба чудесным образом вернул его владельцу. В Житии Колумбы упоминается о «четырех святых основателях монастырей» (monasteriorum sancti fundatores), посещавших остров,- о Комгалле, К., Брендане и Кормаке (Ibid. I 16; II 13-14; III 17). То обстоятельство, что Адомнан подчеркивал дружественные отношения между Колумбой и К., по мнению исследователей, объясняется тесными отношениями мон-рей, основанных этими святыми ( Charles-Edwards. 2000. P. 123, 283-284). В то же время события, в которых принимал участие Колумба, в Житии К. описаны таким образом, что показывают превосходство К. над основателем мон-ря Иона ( Herbert. 2001). Составители ирл. Жития св. Колумбы, напротив, стремились доказать превосходство Колумбы над К. Так, согласно Житию, К. не знал о том, что его монахам угрожает опасность в бурном море, тогда как св. Колумбе было открыто, что спасутся все монахи, кроме одного (Betha Coluim Cille. 959-965, 971-975, 1039-1042//Lives of Saints from the Book of Lismore. 1890. P. 29, 31). О К. и Колумбе упоминается и в житиях др. святых. Так, в Житии св. Коэмгена сообщается о встрече Колумбы, Комгалла и Каннеха в Уснехе (в совр. графстве Уэстмит), на которую явился Коэмген , чтобы заключить со святыми договор о дружбе (ut fraternitatem cum eis firmaret - Vita S. Caemgeni abbatis Glenndalochensis. 12// Heist. Vitae. P. 364; Vita sancti Coemgeni abbatis de Glenn da Loch. 27// Plummer. Vitae. T. 1. P. 248; см.: Mac Shamhr á in A. Church and Polity in Pre-Norman Ireland: The Case of Glendalough. Maynooth, 1996. P. 148-149, 228). Св. Колман Эло прибыл на собрание правителей из династии И Нейл, на к-ром присутствовали Колумба и К., и попросил дать землю для основания мон-ря. Благодаря посредничеству Колумбы его просьба была исполнена (Vita S. Colmani abbatis de Land Elo. 14// Heist. Vitae. P. 214; Vita sancti Colmani abbatis de Land Elo. 3// Plummer. Vitae. T. 1. P. 259). В Житии св. Комгалла приведены сведения о путешествии святых Колумбы, Комгалла и К.

http://pravenc.ru/text/1470219.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 «Рыцари Колумба» сообщают о преследованиях христиан в Нигерии 11.08.2020 В материале Аарона Грута на сайте catholicnewsagency.com (CNA) рассказывается о последних данных, которые предоставил католический орден «Рыцари Колумба» о преследованиях христиан в Нигерии , где за последние два десятилетия было убито по меньшей мере 60 000 христиан. С 2014 года католическая братская и благотворительная организация потратила более 25 миллионов долларов на помощь преследуемым христианам и другим религиозным меньшинствам, в частности на Ближнем Востоке, так будет восстановлен христианский город на равнинах Ниневии. Нигерия - самая густонаселенная страна Африки, и население в целом почти поровну разделено на христиан и мусульман. Нигерийские христиане, особенно в северной части страны, в течение последних нескольких десятилетий подвергались жестоким актам разрушениям собственности, убийствам и похищениям, часто со стороны исламских экстремистских группировок. " Наши усилия аналогичны тому, что мы делали в Ираке, и основаны на надежде, что большее внимание со стороны американской дипломатии и увеличение гуманитарной помощи может изменить ситуацию”, - сказал Великий Рыцарь (глава этой католической организации) Карл Андерсон. Несколько нигерийских католиков сообщили CNA, что нападения на христиан со стороны мусульманских пастухов народа фулани, а также со стороны воинствующей группировки " Боко Харам " (запрещена в РФ) не прекратились в разгар глобальной пандемии коронавируса. Массовое гонение на христиан происходит на севере страны. Так в конце июля на четыре христианские деревни в южной части Кадуны было произведено нападение и исламские террористы убили не менее 62 христиан. В прошлом месяце исламистская экстремистская группировка хвасталась убийством пяти сотрудников международных гуманитарных организаций, трое из которых были известными сотрудниками христианских агентств помощи.

http://drevo-info.ru/news/26042.html

Трактовали на этом соборе о пасхальной регуле. Относительно пасхальной регулы указывали на послание, которое аббат Цеолфрид (в 680 г.) писал к пиктскому королю Паитану об обращении их к римскому обычаю. Это послание так ясно и просто, что не требует почти и объяснения. Должно праздновать Пасху в первом месяце года, в третью его седьмицу, то есть, от 15-го числа до       21-го числа (первый месяц, естественно, есть Низан, как первый месяц всякого лунного года). В своем послании Цеолфрид полагает, что не нужно праздновать в 14-й день первого лунного месяца, потом прибавляет: Апостольское предание постановило, чтобы мы ждали первого месяца года, ждали 14-го числа этого месяца, притом – вечера этого дня (таким образом, 14-е число было вовсе исключено из празднования Пасхи). На следующий день, то есть, в 15-е число, если оно случалось в воскресенье, и праздновали первый день Пасхи. Если же 15-е число случалось не в воскресенье, тогда праздновали Пасху в первое воскресенье после 15-го числа до 21-го. Этот документ есть послание Колумбы младшего к Григорию Великому . Это послание важно в том отношении, что в нем недавно прибывший в Галлию ирландский пилигрим выражает свое удивление, при рассказе о совершенно неизвестном ему галльском образе пасхального вычисления. Позволь мне, святый папа, – пишет Колумба, – спросить тебя о Пасхе, следуя песнопевцу: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцев твоих, и скажут тебе; и после такого начала Колумба делает ему такое возражение: что скажешь о Пасхе в 21-е и в 22-е число лунного месяца, которая не есть уже Пасха по многим исчислениям, а есть мрачная Пасха? Таким образом, галльский обычай празднования Пасхи в 21-е или в 22-е число привел Колумбу в удивление. Следовательно, это-то различие в праздновании Пасхи и произвело разлад, подобно тому, как это было и в Британии между Вилфридом и Куммианом; обе пасхальные границы, то есть, от 15 до 21, равно как и от 16 до 22-го дня луны, показались Колумбе неправильными, мрачной Пасхой. По ним Колумба высказывает свое мнение так: «Non latetenim, ut credo, Efficaciam tuam, quantum it natolius, mirae doctrinae vir, ut sanctus ait Hieronymus, cujus Eusevius Caesariensis episcopus in ecclesilastica excerpta inseruit historia, et Hieronymus in suo hoc idem de pascha opus collaudavit Catalogo de hac lunae actate vituperanda disputet», – и потом говорит: известно, что если до окончания двух стражей, что показывает полночь, не явится луна, тогда не свет превышает тьму, но тьма – свет; но в Пасхе нельзя допускать, чтобы какая-нибудь часть тьмы господствовала над светом, потому что праздник Христова Воскресенья есть свет, а не сообщение света с тьмою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЭТАН СТАРШИЙ [Байтене, Баэдан; древнеирл. baetán, Baedán, Baithéne, Baoethin Mór McBrenaron; лат. Baithinus, Baitheneus] (536, Ирландия - 9.06.598, о-в Айона, британия), св. (пам. зап. 9 июня). Бэтан (видимо, уменьшительное прозвище от ирл. báeth - простак) - имя неск. ирл. святых раннего средневековья, сведения о к-рых чрезвычайно скудны. В «Донегольском мартирологе» (поздней компиляции, вобравшей мн. ирл. мартирологи) представлено не менее 15 святых с этим именем, в то время как в более раннем ирл. календаре (Félire Oengusso Celi De=The Martyrology of Oengus the Culdee, кон. VIII - нач. IX в.) многие не упоминаются. Наиболее известным среди них является Б. С. (наст. имя Конин). Он происходил из королевского рода, владевшего землями в сев.-зап. Ирландии (совр. графство Донегол). Согласно преданию, был двоюродным братом и воспитанником св. Колумбы ; его имя стоит первым в списке 12 учеников Колумбы, отправившихся вместе с учителем в 563 г. из Ирландии на о-в Айона (один из Внутренних Гебридских о-вов у зап. побережья Шотландии), где Колумба стал настоятелем основанного им мон-ря Иона . Б. С. упоминается в Житии св. Колумбы, написанном св. Адамнаном . Согласно «Актам ирландских святых», Б. С. был аббатом мон-ря на о-ве Тайри недалеко от о-ва Айона, а после кончины своего духовного наставника стал настоятелем мон-ря Иона. По преданию, св. Колумба в последний день жизни доверил ему продолжить свои оставшиеся незавершенными труды. Б. С. предсказал, что умрет в тот же день и месяц, что и его учитель. Адамнан сообщает, что Колумба умер 9 июня 597 г., в воскресенье, а кончина Б. С., согласно его житию (к-рое М. Херберт считает ранним и достоверным ( Herbert. Р. 36-39)), произошла в понедельник; это позволяет датировать кончину Б. С. 598 годом. Ист.: ActaSS. Jun. T. 4. P. 234-235; BHL. N 896; Colgan J. Triadis thaumaturgae. Lovanii, 1647. P. 458-469; O " Clery M. The Martyrology of Donegal/Ed. J. H. Todd et W. Reeves. Dublin, 1864. P. 162; Forbes A. P. Kalendars of Scottish Saints. Edinb., 1872. P. 274; Acta Sanctorum Hiberniae: ex codice Salmanticensi. Edinb., 1888. P. 871-878; The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. Dublin, 1984. P. 139, 146; Vitae sanctorum Hiberniae/Ed. C. Plummer. Oxf., 1910. Portland, 1997r. Vol. 1. P. 159-161; Vol. 2. P. 139, 228; Adomnan. Life of Columba/Ed. and transl. A. O. Anderson, M. O. Anderson. Oxf., 1991.

http://pravenc.ru/text/153769.html

В течение всего шестнадцатого столетия ярко сияет ничем не омраченная, незаслуженная слава Веспуччи, первооткрывателя Нового Света. Лишь один-единственный раз раздается возражение, да и то очень робкое. Оно исходит от весьма своеобразного человека, от Мигеля Сервета , посмертно стяжавшего себе трагическую славу первой жертвы протестантской инквизиции – Кальвин отправил его на костер в Женеве. Сервет – любопытный образ в истории мысли, полугений, полубезумец, мятущийся, во всем дерзко сомневающийся дух, который не знает удовлетворения и считает необходимым защищать свое личное мнение в любой из областей науки. Но этому, ничего собственно не создавшему человеку присуще замечательное чутье – всегда и во всем он затрагивает решающие проблемы. В медицине он уже почти четко формулирует теорию кровообращения, созданную позднее Гарвеем , в богословии нащупывает самое слабое место Кальвина, и всегда ему помогает какая-то таинственная способность если и не разгадывать, то во всяком случае обнаруживать тайны; в географии он также затрагивает самую жгучую проблему. Отлученный от церкви, он бежит в Лион, где занимается под вымышленным именем врачебной практикой, и тогда же, в 1535 году, выпускает новое издание Птолемея, снабженное своими примечаниями. К этому изданию приложены те же карты, которые были в книге Птолемея, изданной Лаврентием Фризием в 1522 году, и в которых, согласно предложению Вальдземюллера, южная часть нового континента названа «Америкой». И в то время как в 1522 году издатель Птолемея Томас Анкупарий превозносит в своем предисловии Веспуччи, даже не упоминая имени Колумба, Сервет первым решается выступить с некоторыми возражениями против всеобщего преувеличения роли Веспуччи и против предложенного наименования новой части света. Ведь, собственно говоря, пишет Сервет, Веспуччи отправился в плавание только как купец «ut merces suas comutaret» и «multo post Columbum», много позднее Колумба. Поначалу это еще очень осторожное высказывание, можно сказать, легкое покашливание протеста. Сервет вовсе и не помышляет лишить Веспуччи славы первооткрывателя, ему не хочется только, чтобы совсем позабыли Колумба. Это еще ни в коем случае не выдвижение антитезы Колумб или Веспуччи, спор о приоритете еще не начат. Сервет указывает лишь на то, что следовало бы говорить: Веспуччи и Колумб. Не имея ни веских доказательств, ни точного знания исторической обстановки, а исходя единственно из своей инстинктивной подозрительности, заставлявшей его чуять ошибки и подходить к любому вопросу с совершенно новой стороны, Сервет оказался первым, кто указал на то, что не все обстоит ладно с этой славой Веспуччи, словно лавина, обрушившейся на мир.

http://azbyka.ru/fiction/amerigo-povest-...

[Одран; среднеирл. Odhrán, Odran; лат. Odranus] († ок. 563), исп., мч., пострадавший на о-ве Иона (ныне Айона, Шотландия) (пам. зап. 27 окт.). Основатель мон-ря Лейтриох-Одрань (ирл. Leitrioch Odrain) в графстве Типперэри и ц. Килмор (ок. 520), давшей название одноименной деревне в графстве Уэстмит. Аббат Митский (из Тадх-Эрань, среднеирл. Tadgh-Airain, ныне окр. Тайфарнэм в 7,5 км от г. Маллингар, графство Уэстмит, Ирландия) - один из 12 спутников св. Колумбы в путешествии на Иону. Упоминается в Житиях Колумбы, в поэме Энгуса Клоненахского («Festilogium metricum S. Aengussii»), посвященной поминовению ирл. святых, в Мартирологе Таллахта и др. ирл. Мартирологах. Колумба собрал в небольшое странствующее братство монахов из разных ирл. монастырей (в их числе был О.) для поиска места основания новой обители. Приплыв на о-в Иону, монахи пытались возвести там стены мон-ря, но всякий раз они рушились. По одной из версий легенды, однажды, после очередного падения возведенной конструкции, из моря вынырнула русалка. Она предсказала, что здание нельзя будет достроить, пока под фундаментом не будет заживо похоронен человек. Тогда добровольной жертвой вызвался быть О. Его закопали, а через 3 дня подняли из-под земли, и О. заявил, что «там» не было ни рая, ни ада, ни Бога, ни диавола. Пораженный такими богохульными словами, Колумба приказал зарыть его обратно. По др. версии, клирик умер на острове и св. Колумба решил его похоронить там же, не отправляя тело обратно в Ирландию. По 3-й версии, монах пожертвовал собой, чтобы доказать встретившимся друидам, переодевшимся в епископов, истинность собственной веры (т. е. опровергнуть их верования). Эти самозванцы пытались выгнать монахов с острова, но были посрамлены поступком О. Столь неоднозначные варианты легенды о святом, отраженные в Житии, обусловлены контекстом эпохи, в к-рую жил мученик. В V-VI вв. в Ирландии возник вариант христ. веры с элементами кельтских народных верований, содержавших рудименты язычества. На определенном этапе развития смешиваются фигуры священника и друида, что отражено и в одной из версий Жития О. В нек-рых случаях имело место не только переодевание в облачение священника (как в Житии), но и действительное совмещение этих фигур в одном персонаже ( Minahane J. The Christian Druids: On the Filid Or Philosopher-Poets of Ireland. Dublin, 20082. P. 93).

http://pravenc.ru/text/2581459.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010