Состав: 1) святцы с тропарями и кондаками, иногда с замечаниями уставного характера (1–175 об.); 2) последование святыя великия Четыредесятница (176–187 об.): заключает в себе тропари и кондаки; 3) последование во святую и великую неделю Пасхы (187 об.–200); 4) чин о панагии, бываемый в монастырех на святую Пасху и чрез всю святую седмицу и до субботы (200–201 об.); 5) тропари и кондаки на все недели Пятидесятницы (201 об.–206); 6) тропари воскресны и богородичны и ипакои на восемь гласов (206 об.–212); 7) тропари и богородичны и кондаки на каждый день седмицы (212–216 об.); 8) богородичны и крестобогородичны на восемь гласов (216 об.–218); 9) отрывок из акафиста Пресвятей Богородице (218 об.–219 об.)· В месяцеслове поименованы следующие русские и славянские святые: сентября 7 – Иоанн, архиепнскоп Новгородский; сентября 19 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил, князь Черниговский и Феодор боярин его; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 1 – Савва Вишерский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион, епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 5 – Иона архиепископ Новгородский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 17 – Никон, ученик Сергия Радонежского; ноября 23 – «великий князь Александр Ярославич Невский, Владимерский и Новгородский и всея России самодержец»; декабря 3 – Савва Сторожевский; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; января 10 – Павел Обнорский; января 11 – Феодосий Печерский ; января 11 – Михаил Клопский; января 30 – Никита епископ Новгородский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский, мироточец; февраля 14 – Кирилл «философ, епископ Катанский, учитель словеном и болгаромъ»; марга 11 – Евфимий, архиепископ Новгородский; марта 17 – Макарий Калязинский; марта 30 – Иона митрополит; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский: мая 15 – Исаия Ростовский; мая 22 – Никита столпник Переяславский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 26 – «страдание святого великомученика Георгия нового мучившагося в Средце граде Болгарском от безбожного царя Селима Турского»; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 9 – Кирилл Белозерский; июня 25 – Петр князь и супруга его княгиня Феврония Муромские, нареченные во иночестве Давид и Евфросиния; июля 8 – Прокопий юродивый Христа ради Устюжский; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир; августа 3 – Антоний Римлянин; августа 21 – Аврамий Смоленский; августа 30 – Александр Свирский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18. Нотный Канонник и Месяцеслов. Рукопись 4°, 219 л., полууставом нач. XVIII в. Древнейшая приписка находится на л. 163 об. и свидетельствует о пребывании рукописи в какой либо области, подчиненой влиянию польской культуры (Киев): sey Kanoni(k) hierodiakona Sosypatra anuo 1758 martis 26 20 – По припискам на переплётных досках видно, что рукопись с 1783 г. была уже в Свинской обители и подвергалась мытарствам в руках послушников: «1783 года в месяце генваре последних чис(л)ех за осмуху одну я 37 коп. з деньгою заложил… и за две осмухи заплатил да ещё пол осмухи… з Сидором. Его Сидорових 8 коп., а моих 11 коп., и тех двох осмух и пол осмухи на нём он Исидор должен уплатить. Записана сия заметка 30 дня в тенеаре на трёх святителей 1783 года. Архип» (подпись сделана другою неопытною рукою). На л. 1: «1783 года марта 4 дня первой неделе четыредесятницы в субботу у Сидора крайку (?) купил за трёх копеек а виноват он две копейки был, итого за крайку дано восем копеек. На первой переплётной доске под первой заметкой: «Дано жалованье государево братии в феврале месяце 16 дня в четверг на память мученика Памфила на половину года монахам четыри рубли, то есть до июля месяца первого числа, а иеромонахам по шести рублей с полтиною. 1783 года месяца февраля 16 числа П. В.» – Предательский инициал открывает на нижней доске переплёта такую интимную сторону жизни его обладателя: «П. В. Катюши должен я рубль з гривнею, а Микишку тимоновскому 21 восем копеек; а он заставил топор 1785 годя июля 9 числа». После таких назидательных записей повторена два раза приписка школяра, который учился петь по этой книге: «учився Демян Иосифов». Повидимому, не без связи с стоимостью осмухи здесь же стоит латинская запись: «Trig. sex. cop. 36 коп». На корешке вырванного листа пред нижнею доскою осталась запись «poltina». Есть и серьёзная запись на 1 л. от 1787 года: «Его Высокопреподобие господин отце Игумен Модест прибыл в Свенский монастырь 1787 года другой неделе в пост филиппов в понедельник, то есть месяца ноября 22 дня. Казначей Паисий носил Синодик до Салуяна (Силуана?) и записал без года и месяца и числа род села Крупца Астаха Шандрица двое (одно слово стерлось) Григория и Пелагии первой недели поста филиппова в субботу, то есть ноября 20 дня 1787 года». Вероятно потому, что по показанию первой приписки, монастырской рукописи приходилось выступать иногда в качестве обезпечения в уплате долга за выпитые осмухи у тимоновских обывателей, рукопись оказалась за пределами монастыря в руках частных лиц, и только в 1813 г. снова поступает в монастырь в уплату за поминовение: 1 об. 1813 года марта – 3 дня иодана сия книга Еръмологии нотъной в плату и на поминовения бранъскими купцами Ивана и Козьмы Семыкинами в Свенскую обитель».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Лит.: Колосов И. Новоторжский Борисоглебский мон-рь. СПб., 1890; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 11. Тверь, 1911. С. 266-269; Иглои Э. Повесть временных лет о венграх//Slavica. Debrecen, 1963. Т. 3. S. 83-113; Ружа Д. К иконографии Георгия Угрина//ВВ. 1976. Т. 37. С. 219-227; Le Synaxaire: Vies des Saints de L " Eglise Orthodoxe. Thessal., 1988. Т. 2: Dec.-Janv. P. 542; Феринц И. Моисей Угрин и его братья//Studia Slavica. Bdpst, 1993. C. 19-25. Ю. А. Артамонов Иконография Изображения Г. У. как святого в отличие от изображений его брата, прп. Моисея Угрина, встречаются крайне редко, поскольку почитание отрока в средние века и Новое время не получило развития. Однако его образ является неотъемлемой частью житийных циклов князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (появились не позднее 2-й пол. XIV в. и создавались до XVIII-XIX вв.). В композициях жития святых Бориса и Глеба Г. У.- один из неск. второстепенных персонажей; в соответствии с текстами агиографических памятников Борисоглебского цикла («Сказание, и страсть, и похвала святую мученику Бориса и Глеба», летописная повесть «О убьеньи Борисове») изображается как отрок или юноша, безбородый, с короткими волосами, в длинной или до колен рубахе, иногда с золотой гривной и, как правило, без нимба. Комментирующие тексты с указанием имени встречаются относительно редко; надписи с прозвищем Угрин, по-видимому, крайне редки или неизвестны. Т. о., облик святого обычно почти ничем не отличается от внешнего вида отроков, представленных в др. сценах циклов, и определяется только в связи с сюжетом. Судя по ранним житийным памятникам, отрока, находившегося со св. Борисом в шатре и не поименованного в текстах, отождествляли с Г. У. Впосл. мн. иконописцы могли изображать святого, не зная его имени, воспроизводя композиции имевшихся образцов; при этом в эпоху позднего средневековья Г. У. иногда называли Глебом. В ряде ранних памятников Г. У. является одним из наиболее важных после князей-страстотерпцев действующих лиц; в его изображениях подчеркивается преданность св. Борису, Г. У. отводится роль доверенного лица, любимца и своего рода ученика, участвовавшего в молитве князя-мученика и прикрывавшего его своим телом. В этом отношении Г. У. уподобляется мч. Луппу - ученику вмч. Димитрия Солунского, изображаемому обычно с нимбом в житийных циклах этого святого ( Смирнова. Заметки. С. 116-117). Как правило, в сценах жития акцентируется, что Г. У. был пронзен копьем одновременно с мч. кн. Борисом, хотя тексты «Сказания, и страсти, и похвалы...», «Чтения о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба» и летописной повести не дают безусловных оснований для такой интерпретации.

http://pravenc.ru/text/164445.html

Чет. Минея 3 июня. Перенесение мощей его 3 июня. В службе два канона. 16 Преп. Феодора Освященного, ученика Пахомиева. Египтянин, наследовавший своему наставнику, после препп. Петрония и Орсисия, в управлении обителями. Преставился в 368 г., 64 лет. Получил проименование Освященного, вероятно, от того, что один, или первый, в своей обители имел сан священства. Чет. Минея от Жития Пахомиева. (Act. SS. 14 maii. Fabr. IX. 318). Мес. В. 15 мая. Март. Р. 28 дек. Есть служба. Блаженной отроковицы Музы. Римляныня; скончалась в малолетстве, быв предызвещена о смерти в сонном видении, Пресвятой Богородицей. Чет. Минея от св. Григория папы. (Кн. 4. гл. 17). (Act. SS. apr. I. р. 91). Св. Георгия, епископа Митилинского. Поставлен во епископа на соборе, восстановившем иконопочитание, в 842 году. Месяц. всех свв. (Or. Chr. I. col. 957). Мес. В. Преп. Ефрема Перекомского. Из Кашина, ученик преп. Саввы Вишерского, основатель обители Верендовской или Перекомской. Скончался 1492 года, сентября 26 дня. След. Псалт. Есть служба. 17 Св. ап. Андроника, от 70, и Иунии, помощницы его. О них упоминает ап. Павел в Рим.16:7 . Предание говорит, что Андроник был епископом в Паннонии. Чет. Минея. (Act. SS. maii IV. р. 4). Мес. В. Св. Андроник воспоминается еще 30 июля. В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Солохона, Памфамира и Памфалона. Воины; умучены трибуном Кампаном в Хадкидоне, в царств. Максимиана. Чет. Минея. (Act. SS. maii IV. p. 25). Март P. Мес. В. Св. Стефана, архиеп. Цареградского. Сын имп. Василия Македонянина, брат имп. Льва Мудрого , преемник Фотия, рукоположенный в патриарха 886 г., скончался в 893. Пролог. (Or. Chr. I. col. 219. Act. SS. maii IV. р. 55). Мес. В. 17 мая и 25 авг. 18 Св. Феодота Анкирского, и свв. мучениц семи дев: Текусы, Александры, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии. Пострадали в Анкире, около 304 г., от Феотекна: свв. девы утоплены в озере, Феодот, тайно погребший их тела, усекнут 7 июня. Прежде их, там же, пострадал св. Сосандр. Чет. Минея из Страдания, написанного сверстником и согражданином мученика Нилом. (Act. SS. 18 maii IV. р. 147. Gallandii Bibl. t. IV. Prolog, с. VII. Assem. Kal. VI. р. 354 et 418). Мес. В. 7 июня. Март. Р. Св. Феодот воспоминается еще 7 июня и 7 ноября. Есть служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В Чет. Минее Житие и страдание, собранное от евангельской истории, Никифора, Феофилакта и Великой Четии. (Vita Memaphrasmea apud Surium 25 sept. Vita Niceta papblag. auct. in. Combefis. auctar. noviss. t. I. Act SS. sept. VII. 194). Март. P. 21 сент. Мес. В. В службе канон Феофана. В соборе 12 – июня 30. 17 Св. отца нашего Григория, епископа Неокесарийского. Обучался в Александрии, Афинах и Берите. В Кесарии Палест. с братом своим Афинодором пять дет был слушателем Оригена . Рукоположен во епископа Федимом Амасийским. Претерпел много озлоблений во время Декиева гонения, скончался около 266 года. В Чет. Минее Житие, списанное св. Григорием Нисским . (S. Gregorii Nyss. Орр Paris. 1615. II. 966. Fabr. VII. р. 219. Христ. Чтение 1821. I). Мес В. Март Р. В службе канон Феофана. Преп. Лазаря писца. Инок иконописец. Много скорбей перенес от Феофила. Был в Риме по делам церкви. Скончался на возвратном пути, и погребен в обители Евандрийской. Пролог. (Zonaras et Cedrenus in Theophilo). Март. P. 23 февр. Преп. Никона, ученика преп. Сергия Радонежского. Второй игумен Троицкой Сергиевой лавры. Преставился в 1427 г. в глубокой старости. Чет. Минея. В службе канон иеромонаха Пахомия Святогорца. 18 Св . муч. Платона. Брат св. Антиоха (16 июля). После мук усекнуг в Анкире Галатской от Агриппина, ок. 306 г. Чет. Минея от Метафраста сокращенно. (Lamine apud. Surinum 22 iulii. Acta SS. iuli. V. 226). Март. Р. 22 июля. Мес. В. В службе канон Феофана. Св. муч. Закхея, диакона Гадаринской церкви, и с ним св. муч. Алфея. Пострадали в Кесарии Палест., в царствование Диоклетиана, в 303. Алфей был чтецом, заклинателем и проповедником в Кесарийской церкви. (Act Martyrium осс. ed. Evod. Assemano Romae. 1748. 177. Христ. Чтение 1830. XXXIX. 47). Март. Р. 17 ноября. Свв. мучч. Романа и Варула (отрока). Пострадали в Аитиохии от Асклипиада, в царствование Максимиана. Отрок, один из зрителей страданий св. Романа, своими ответами мучителю подтвердил слова мученика, что судия несмысленнее детища, и, вместе, доказал, что исповедует христианскую веру. Он был усекнут, а Роман, диакон Кесарийской церкви, удавлен, ок. 303 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Богородицы на Белой реке (SynCP. Col. 910). Происхождение дня памяти 26 авг. (Ibid. Col. 924) неизвестно. Нет также сведений о посвящении в Византии храмов или мон-рей во имя М. И. Ист.: ActaSS. Aug. T. 3. P. 97-132; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 110-114; Τ. 5. Σ. 203. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 32; Vona C. Massimo il Confessore//BiblSS. Vol. 9. Col. 41-47; Виноградов А. Ю. Еще раз к вопросу о месте ссылки, кончины и погребения прп. Максима Исповедника и его спутников//БТ. 2013. Сб. 45. С. 219-237. О. Н. А. Почитание в Грузии Кименная (оригинальная) версия Жития М. И. (21 янв. и 13 авг.) сохранилась на груз. языке в неск. рукописях XI в. (НЦРГ. Q 34. Л. 1-56 об., 1028-1031 гг.; НЦРГ. S 396. Л. 1-11; НЦРГ. Н 1663. Л. 1-57; изд.: Кекелидзе. 1918. С. 60-103) и XVIII-XIX вв. Также известна метафрастическая (расширенная) редакция (13 авг.), содержащая сведения Феодосия Гангрского и сохранившаяся в рукописи XVI в. (Кут. 1. Л. 372 об. - 389 об.; изд.: Кекелидзе. Этюды. 1955. Т. 3. С. 289-310). Синаксарное Житие М. И. было составлено прп. Георгием Святогорцем в XI в. и включено им в сб. Великий Синаксарь, сохранилось в рукописях XI в. (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211; Hieros. Patr. georg. 24/25; Sinait. iber. 4; Ath. Iver. 30). Прп. Георгией Святогорец также перевел 2 службы святому. Служба М. И. и «двум ученикам его» под 13 авг. (автор: Клим; Hieros. Patr. georg. 107. Fol. 253v, 1300 г.) содержит канон 4 плагального (8-го) гласа, стихиру на «Господи, воззвах» и прокимен. Др. служба М. И. объединена со службой также почитаемых 21 янв. мч. Неофита Никейского и мц. Агнии Римской (автор: Иоанн; НЦРГ. 2338. Л. 212, XI в.), содержит канон 4-го плагального гласа, 6 стихир на «Господи, воззвах» и прокимен ( Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 281-283; 2011. Т. 5. С. 413-414). Э. Габидзашвили В Грузии сохранялось устойчивое предание о погребении М. И. в монастыре его имени близ г. Цагери (груз. историческая провинция Лазика), в связи с чем Церковь неоднократно производила попытки разыскать мощи святого.

http://pravenc.ru/text/2561638.html

Память И. под 4 окт. отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. 201. Л. 304 об., сер. 50-х гг. XVII в.). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), установлено празднование преподобным, в Ближних пещерах почивающим, в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня; в эти же годы была составлена служба Собору, И. упоминается в 4-м тропаре 8-й песни канона преподобным отцам Ближних пещер. Вероятно, в посл. трети XVII в. была написана служба И., преподобным Дамиану и Матфею Прозорливому, которые названы совместно с И. в летописном сказании 1074 г. Служба преподобным совершается со славословием. Общецерковное почитание И. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Ист.: Канон прп. отцам Печерским/Творение Мелетия Сирига//Акафисты и каноны. К., 1686. Л. 366; Служба прп. Дамиану пресвитеру, Матфею и Иеремии прозорливым//Службы прп. отцам Печерским. К., 1763. Л. 1, 10; Патерик Киевского Печерского мон-ря/Под ред. Д. И. Абрамовича. К., 1911. С. 71, 96, 219, 247; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 189-190; Т. 2. Стб. 180-181; Древнерусские патерики/Изд. подгот. Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 76, 181; Минея (МП). Окт. С. 154-163; Сент. С. 822-823. Лит.: Описание Киево-Печерской лавры. С. 105, 290, 292; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 309; Дива печер лаврьских. К., 1997. С. 48, 56, 124, 126; Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского//Средневековая Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 5-81. Е. В. Лопухина Иконография В иконописных подлинниках XVIII - 20-х гг. XIX в. об облике И. под 5 окт. сказано: «Сед, брада доле Григория Богослова и ширши, на главе клабук черн, риза преподобническая, испод бакан, обе руки сложил вместе у сердца» (БАН.

http://pravenc.ru/text/293632.html

Критически отнесся к житиям святых и преосв. Сергий, архиепископ Владимирский в своем сочинении: «Полный месяцеслов Востока. Том I. Восточная агиология. Владимир 1901 г.». Задача труда – представить по возможности полный список всех угодников Божиих. Предлагаемые прерсвященным автором сведения в 7 отделах сочинения добыты им с большим старанием и изложены с строгой критикой, а для сторонней поверки снабжены многочисленными приложениями (числом 15, около 200 страниц). Печатные памятники восточной агиологии, которые имел в виду г. Мартынов, автор «церковного года», преосвященным автором исследованы вновь по первым изданиям, точнее разграничены и восполнены новыми, изданными на западе и в России и просмотрено по этому предмету более 1500 рукописей греческих и особенно славянских. В близкой связи к вышеуказанному сочинению стоит и исследование проф. Киевской Духовной Академии Николая Ивановича Петрова – «о происхождении и составе славяно-русского печатного пролога». Киев. 1875 г. Профессор Петров полагает, что автор «полного месяцеслова» слишком много доверяет сказаниям пролога и г. Яковлева 16 – «о Киево-Печерских прологах», а г. Яковлев слишком много значения придает сравнительной мифологии. Сочинение проф. Петрова занимает средину между этими двумя направлениями; критически относясь к сказаниям Пролога, оно не оставляет без внимания и мифологии. Здесь, между прочим, он доказывает, что жизнь подвижников и повествования патериков, основанные главным образом на подражании священному писанию, носят следы влияния апокрифов, современной им философии и народных воззрений. Святыни и древности Пскова. Графа М. Толстого . Москва. 1861 г. В этом сочинении даются сведения о блаженном Николае Салосе Псковском. Святыни и древности великого Новгорода. – Его же. Москва. 1861 г. Здесь кроме археологического описания церковных новгородских древностей, автор знакомит с жизнеописаниями местных святых, заимствованных им из древних рукописей. Так, например, при составлении жития Михаила Клопского Салоса автор пользовался следующими рукописями: 1) «пчела преподобного Максима , XVI в. без начала, полууст. в четвертку» (библиот. Сергиевой лавры 735), – житие его на листах 32–48 без начала; 2) «сборник 1536 г., полууст. в четвертку» (библиот. Московской Духовной Академии, по катал, рукописей Иосифова Волоколамского монастыря 659), житие на лист. 311–336; 3) «минея-четья», полууст. 1629 г. писан. Германом Тулуповым, в лист (Лавр, библиот. 673), житие на лист. 219–248; 4) жития святых русских и апокалипсис, полууст. тщательный, в лист, XVI в.» (Лавр, библиотека 692), житие на лис. 59–91. В этой рукописи находится житие Клопского, составленное в 1537 г. Василием Михаиловичем Тучковым, по поручению архиепископа (впоследствии митрополита) Макария. При жизнеописании Саввы, Вишерского столпника, автор пользуется рукописью 1514 г. библиот. Московской Духовной Академии 73 и новгородской летописью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Coislin. 269. F. 97-296; Vat. gr. 2079; Patm. 742; Paris. gr. 494; ГИМ. Син. гр. 93. В Др. Руси, помимо Жития, о Н. С. знали из памяти, включенной в Пролог. В Минологии Василия II память Николая Студита под 4 февр. отсутствовала (однако под 4 февр. помещена миниатюра с изображением неизвестного коленопреклоненного святого, к-рый был отождествлен с Н. С.). В славянском переводе Минология «память отца нашего Николи монестыра Студийскаго и исповедника суща от Критьскаго острова» не сопровождается специальным сказанием (Пролог по ркп. Публичной б-ки Погодинского Древлехранилища 58. СПб., 1917. Вып. 2: Янв.-Апр. Стб. 366), к-рое появляется лишь во 2-й редакции Пролога (см. Прилуцкий Пролог: РНБ. Погод. А. 1/2641. Л. 255-255 об., греческий оригинал неизвестен). В Стишном Прологе под 4 февр. читается другой, отличный от 2-й редакции Пролога, текст памяти (см.: РНБ. Кир.-Бел. 1/1240. Л. 258 об.- 259 об.; греч. оригинал в SynCP. Col. 443-444). В XVI в. все 3 текста (Житие, памяти из 2-й редакции Пролога и из Стишного Пролога) вошли в состав Великих Миней-Четьих под 4 февр. В XVII в. память из Стишного Пролога попала в печатный Пролог, а Житие - в еще более урезанном (сравнительно с первоначальным переводом) виде (см. запись «От Великих Четей въкратце» в кн.: Димитрий Ростовский. Книга житий святых. Дек.-февр. К., 1695. Л. 617) - в Минеи-Четьи Димитрия Ростовского. Ист.: Theod. Stud. Ep. 10, 40, 51-55, 57-58, 78-80, 173, 202, 204, 245, 250, 268, 381-382, 384, 388, 392, 402, 405-406, 410, 417, 421, 436, 475; ЖСв. Февр. С. 48-59; Mateos. Typicon, T. 1. P. 227; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 217-219. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1997r. Т. 3. С. 54-55; ODB. 1991. T. 2. Col. 1471; Beck. Kirche und Theol. Literatur. 1959. S. 565; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. 1995. Σ. 357-358; PMBZ, N 5576; Afinogenov D. The Church Slavonic Life of St. Thaddaios, the Martyr of the Second Iconoclasm//AnBoll. 2001. Vol. 119. P. 313-337; idem. Rewriting a Saint " s Life in the Monastery of Studiou: two Lives of St. Nicholas the Studite//The Heroes of the Orthodox Church. New Saints, 8th-16th century/Ed. E. Kountoura-Galake. Athens, 2004. P. 313-322; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3. С. 535-539.

http://pravenc.ru/text/2566140.html

Старшие рус. списки содержатся в домакариевских Минеях-Четьих XV в., напр. в РГБ. Волок. 591 (Л. 33-41, 80-е гг. XV в.) и др. (см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 499). Критическое издание Жития Д. А. по южнослав. спискам, сопровождающееся исследованием, подготовлено К. Ивановой и В. Пилевой (см.: Иванова. 2002. С. 353-354. Примеч.). Житие Д. А., написанное Симеоном Метафрастом, было переведено на слав. язык между 1518 и 1525 гг. в Москве прп. Максимом Греком (о списках см.: Иванов. 1969, где ошибочно указано, что текст не изд.), включено в состав ВМЧ и в т. н. агиографический свод кн. A. M. Курбского - сборник переводных житий (ГИМ. Син. 219, ок. 1579 г.- Калугин. 1998. С. 49, 52). Перевод Максима Грека наряду с лат. изданием Л. Сурия (по изд.: De Probatis Sanctorum Historiis. Colonia, 16184) положен в основу редакции «Книги житий святых» св. Димитрия, митр. Ростовского (К., 1689). Все существовавшие к XVI в. тексты о Д. А. были собраны в ВМЧ митр. Макария. Здесь находятся слав. переводы Житий Митродора (без имени переводчика), Симеона Метафраста, а также сказания из стишного и нестишного Прологов (ВМЧ. Окт. Дни 1-3. Стб. 238-263, 787-790). В украинско-белорусских списках XVII в. известно Житие Д. А. в переводе на «просту мову» (нач.: «Сей святый Дионисий з места славнаго Афина») - см. Минеи-Четьи. Вильнюс. БАН Литвы. ф. 19. 81, XVII в.; 82, 1669 г. ( Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публичной б-ки, церковнославянских и русских. Вильна, 1882. С. 124, 133). Лит.: Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969. С. 54-55, 12; Hannick. Maximos Holobolos. S. 112, N 44; Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный: Теоретич. взгляды и лит. техника древнерус. писателя. М., 1998 (по указ.); Иванова К. «Западни светци» в състава на староизводните Чети-минеи: (Предварителни бележки)//Средневековна християнска Европа: Изток и Запад: Цености, традиции, общуване. София, 2002. С. 353-354. А. А. Турилов Иконография Д. А. в соответствии с чином епископа представлен в архиерейском облачении: фелони (иногда в полиставрии), с омофором, в руках держит Евангелие.

http://pravenc.ru/text/178443.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010