Скачать epub pdf 1. Спасение Есть Бог – Истина, Любовь , Мудрость, Могущество, Блаженство и Жизнь вечная. Мир есть Его творение и отображение Его совершенств. Человек есть Его образ и подобие, стремящийся к Богу и ко всему, что есть в Боге, к истине, добру, красоте, свободе, любви, к блаженству и вечной жизни. Вкратце, все откровение Божие человеку или вся Святая Библия говорит о том, что человек был в раю и, потеряв его, стремится в рай, и, наконец, возвращается в рай. Для царства Божия, для жизни вечной с Богом был создан человек, как чистый образ Божий, и помещен в блаженный рай, откуда переселился бы в рай небесный, вечный, не видав смерти. Но за добровольный грех непослушания Богу и отделения от Него, он был изгнан из рая в мир страдания и смерти ради своего спасения, или обращения, покаяния и добровольного возвращения к Богу и жизни вечной. И к раю он всегда стремится, да и всегда стремился, по Ветхому Завету Библии , а по Новому Завету, для рая он уже и спасен Богом. Как же он спасен? Бог, Творец наш, воплотился в образ Свой – человека, вочеловечился в Иисусе Христе, Сыне Божием, взял нашу природу и пожил в ней, вместе с нами, на земле, призывая к обращению, покаянию и возвращению в Царство Божие. Он показал нам путь спасения словом и примером, дал искупление и прощение грехов наших, принял наши страдания и смерть, но и воскрес из мертвых и победил нашу смерть, и вознесся на небо и открыл закрытые для нас двери рая жизни вечной с Богом, полагая основание всеобщему воскресению и спасению всех людей. Что же такое спасение, и от чего, от какого зла и причины всякого зла нужно нам спасение? – Спасение от греха. Для чего пришел Господь? – «Спасти людей Своих от грехов их» ( Мф.1:21 ). В чем же это спасение? – «Спасение в прощении грехов их» ( Лк.1:77 ). А после прощения грехов что мы получаем? – «Дар Божий – жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:23 ). Таким образом, прощение грехов и жизнь вечная суть дары Божии? – Да. «Сей день (спасения), егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в нем». И Пасху Христову мы особенно торжествуем, как переход от смерти в жизнь вечную с Господом, в открытые Им двери рая небесного, в нашу «землю обетованную», в которой весь смысл и вся цель нашей временной, земной жизни. 2. Благодать

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Скачать (MP3 файл. Продолжительность 14:00 мин. Размер 6.8 Mb ) 1893 год. Польский писатель Генрик Сенкевич и его молодая жена Мария отправились в свадебное путешествие по Италии. Сенкевич обдумывает роман о жизни первой христианской общины Рима. Ему уже ясен замысел; есть сюжет, герои, но… чего-то не хватает. Нужен какой-то непосредственный отправной пункт. Накануне супруги посетили собор святого Петра, но писатель не нашел там того, чего искал. Сегодня они пришли в базилику Сан-Пьетро-ин-Винколи (Святой Петр в веригах). – Гляди, дорогой, вот цепи, которыми был скован апостол по приказанию Ирода Агриппы. По-моему, неплохое название для твоего романа – «Вериги святого Петра». В нем просматривается мысль о том, что вера всегда сопряжена со страданием; что добро без искушений ничего не стоит. Зная об этом, Петр не сразу согласился стать апостолом. – Да, я отлично помню эту историю… 15-й год правления императора Тиберия, Галилея, побережье Генисаретского озера. Иисус из Назарета стоял у самой кромки воды, а народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие. И увидел Он две лодки, стоящие на озере. Рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, Он попросил отплыть несколько от берега и, сев, учил народ. Потом сказал хозяину лодки: – Симоне Ионин! Отплыви на глубину и закинь сети свои для лова. – Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. Другие рыбаки пришли на помощь и наполнили лодки, так что обе они начинали тонуть. И ужас объял всех от такого лова рыб. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: – Отойди от меня, Господи! Потому что я человек грешный. Иисус же отвечал ему: – Не бойся, Симон! Пойдем со Мною – отныне ты будешь ловить человеков. Рассматривая вериги святого Петра, супруги Сенкевич увлеченно делились мыслями друг с другом. – И правда, Генрик, мы уже столь привычно называем этого апостола Петром, так что забываем имя, данное ему при рождении, – Симон, сын Ионы.

http://pravoslavie.ru/62765.html

слова, выражающие также концепцию его героя — художника, — движет энергия откровения. Это какие-то внезапные озарения, точно пелена спадает с глаз! Но не по отношению к частностям, а к общему и бесконечному, к тому, что в сознании не укладывается… Эти поэтические откровения, самоценные и вечные, — свидетельства того, что человек способен осознать и выразить свое понимание того, чьим образом и подобием он является» . Для понимания значения «Зеркала», думаю, важен финал Гимна человеколюбию, прочитанного в фильме «Рублев», известного и несомненно важного для Тарковского. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится… Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гада- тельно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор 13: 8-10, 12-13). Герои Тарковского, как и сам автор «Троицы», могут лишь бросить взгляд на это измерение. Оригинальность и величие Тарковского заключается в том, что ему хватило смелости сделать это в наше время, «используя самый тяжелый и самый податливый материал» и новые художественные средства, чтобы выразить в атмосфере духовной нищеты то, что он считал необходимым передать своим зрителям. Глава III. «Солярис» В начале 70-х Тарковский снимает первый из двух своих научно-фантастических фильмов — «Солярис» . После «Иванова детства» и «Андрея Рублева» такой выбор может показаться странным для режиссера, чье творчество было направлено на внутренний мир человека и на понимание сущности жизни. Внешние причины, приведшие к написанию сценария по роману польского писателя Станислава Лема, а затем и по повести Пикник на обочине, связаны с тогдашней ситуацией в Советском Союзе. Тарковский пишет по поводу корректировок, которые потребовали Отдел культуры Центрального Комитета КПСС и Госкино для пропуска «Соляриса»:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

(См. запись 1942 года: «Мое рукоположение».) 95 Зандер Лев Александрович (1893–1964) – ученик и последователь С. Н. Булгакова, исследователь его творчества. 97 Согласно истории Иова, рассказанной в Библии , Бог послал ему величайшие испытания: сначала уничтожил все его стада и отнял семь сыновей и трех дочерей, а затем поразил его самого проказой. Иов показал себя подлинным праведником и не стал проклинать Бога, однако он вызвал Бога на «состязание», т. е. стал доказывать несправедливость наложенного на него наказания. «О, если бы я знал, где найти Его, – восклицает Иов,–и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое, и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне… Тогда праведник мог бы состязаться с Ним,–и я навсегда получил бы свободу от Судии моего» ( Иов. 23:1–7 ). В итоге Иов оказывается прав в своей настойчивости, и Бог снова даровал ему здоровье, богатство и благополучие. 99 Бурса (от ср.-век. лат. Bursa – сумка) – общежитие для бедных студентов при средневековых университетах; в России до 1917 г. – при духовных училищах и семинариях. 101 Добролюбов Николай Александрович (1836–1861) – русский литературный критик, публицист, революционный демократ. С 1857 г. постоянный сотрудник журнала «Современник». Развивая эстетические принципы В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, видя назначение литературы прежде всего в критике существующего строя, разработал метод так называемой «реальной критики» (статьи 1859–1860 гг.: «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве», «Когда же придет настоящий день?»). 102 Акафист (позднегреч. akathistos, от а – отрицательная приставка и греч. Kathizo – сажусь) – христианское хвалебное церковное песнопение. Исполняется стоя всеми присутствующими. 103 Александр II (1818–1881) – российский император с 1855 г. Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права и провел затем ряд реформ (земская, судебная, военная и т. п.). После Польского восстания 1863–1864 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, – сказал Спаситель о детях, – ибо, говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ), то есть дети имеют в ангелах своих защитников и предстателей пред Богом. Как же можно «презирать» детей, когда они имеют заботы о себе даже у Ангелов?! Ангелы, как «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ), действительно и осязательно являются людям, когда «услышаны молитвы их и милостыни их вспомянулись пред Богом» ( Деян.10:31 ). Они свидетели и молитвам, и милостыням людей, и тому, что все это принято Богом. Они посредники между Богом и человеком и служители Богу и спасению людей. На небесах представители всех святых Ветхого и Нового Заветов (12 сыновей Иакова, или колен Израилевых, и 12 Апостолов), то есть «двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ). И «иному ангелу» на небесах «дано было множество фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Богом» ( Откр.8:3–4 ). Молитвы таких святых, небесных или земных, возносятся Ангелами и небесными старцами к престолу Божию? Надо полагать, что не небесных же святых, так как небесные и молятся сами у престола Божия. И они не только сами молятся, но еще и представляют Богу молитвы других святых, то есть не иных святых, как только земных. Святыми же называются все христиане, как призванные к святости ( 1Фес.4:7 ). Когда святые земли молятся, то их молитвы возносят к Богу Ангелы и святые люди на небесах. Не без посредства небесных святых восходят к Богу молитвы земных. Причастность святых к заботам о земных людях и их спасении, живая любовь их, полная сострадания, и есть их временное, среднее, неполное состояние блаженства до всеобщего воскресения и суда, после чего только они будут иметь полноту блаженства и радость спасения за себя и за всех спасенных. Земные дарования святых на небесах В этом факте, что святые небесные жители подлинно живы, все видят, слышат, знают, чувствуют и на все отвечают, что происходит на земле, заключается другой важнейший факт, что святые люди уходят от земли с теми способностями, навыками, благодатными дарованиями, которые приобрели на земле и ничего кроме тела не теряют, и с ним ограниченности действий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Существует мнение, что автором стихотворения является учительница русского языка Е.А. Шнейдер, разделявшая судьбу царской семьи до Екатеринбурга и принявшая мученическую кончину вслед за нею. История в свое время расскажет сокровенные еще для нас подробности скорбей царской семьи и слезы умиления неоднократно прольются над подвигом новых великих страстотерпцев, которых Господь разжег, яко золото, искусил седмерицею, чтобы обрести их достойными Себе ( Npeм III, 5–7 ) и увенчать более славными диадемами, чем венцы царские. Добродетели их – это драгоценные камни, несказанной ценности, которые имеют различную оправу: и золото, и серебро, и другие меньшей ценности металлы или все те свойства светскости или, может быть, человеческих естественных мелких ошибок и недостатков, о которых могут рассказать письма или другие свидетельства. Эти драгоценные камни сверкают неизменным блеском везде, какова бы ни была их оправа. Жестокие истязатели изобретали нравственные пытки для беззащитной царской семьи, и, однако, ни одного слова ропота на свой жребий не вышло из уст страдальцев. Они подражали Тому, о Ком сказано: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал» ( 1Nem II, 23 ). Только Богу они возвещали печаль свою и пред Ним одним изливали свое сердце. Они оказались одинокими, отверженными и чужими миру, как носители святых идеалов России среди грешных и отпавших от этих идеалов людей. Блаженны эти избранники Божии потому, что к ним относятся слова Спасителя: «Если бы вы были от мира, то мир любил свое, а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Uh XV, 19 ). Они исполнили заповеди Христовы. Блаженны они, как нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, поносимые, гонимые, всячески неправедно злословимые за Христа и имени Его ради ( Mф V, 3–12 ). Радуются они ныне и веселятся, ибо велика их награда на небесах; они утешились, наследовали землю вечной жизни, насытились правдой, сами помилованы, Бога узрели своими очами, наречены сынами Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

сын погибели) и царей земных: и воинства их собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его». Это антихрист и с ним лжепророк, т.е. тот завоеватель, который, по пророчеству Даниила, «разрушит город и святилище, прекратит богослужение и на кровле святилища будет поставлена мерзость запустения (изображение антихриста, портрет или статуя его), и окончательная гибель постигнет опустошителя» ( Дан. 9:26–27 ). Как постигнет, видно из Откровения Иоаннова ( Откр. 19:20 ): «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению. Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серой». Какая же участь прочих участников восстания на Бога? «А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами». Так совершится, еще до последнего суда; суд над сыном погибели и его оруженосцем лжепророком. Что же до сатаны, то и он разделит вскоре их участь ( Откр. 20:10 ). Конец первой части. 5 Заимствованы эти подробности об иезуитах из книги «Сборник документов, уясняющих отношения латино-польской пропаганды к русской вере и народности», Вильна, 1867г. 6 Воссоединение униатов на Волыни, Подолии, Могилевской, Витебской и Минской губерниях, а затем при Николае I в Литве. 8 Что так принимает это св. Греко-Российская Церковь и ее высшие предстоятели, видно из содержания благодарственной молитвы, читаемой с коленопреклонением на молебствии в день Рождества Христова, на воспоминание изгнания Галлов, и с ними двадесяти язык. 15 Внутри – глубокий внутренний смысл Откровения о последних судьбах мира и Церкви, а также открывающий суд, внутренних побуждений в деяниях человеческих. 16 Отвне – внешнее или иносказательное выражение таинственных судеб будущего для тех, которые видя не видят и слыша не разумеют; и суд над внешними деяниями лицемерного служения Богу. 17 Семь рогов и семь очей у Агнца – это провозвестники Его пришествий: патриархи, пророки, судьи и цари, первосвященники, апостолы, вселенские учители; так.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Т.3. С.103–109. [Далее: Польское К., свящ. Апостолы.] 111 В гимнографии эта идея выражается образами Солнца (Христа) и лучей (апостолов), от Него исходящих: «Лучу яко Солнце Правды испусти тя Христос, просветити всю землю, апостоле славный» (Минея Общая. Служба апостолу. Седален во 2-й кафисме), «Яко лучи блистающими зарями духовными, в мир послани бысте» (Минея Общая, служба апостолам, стихира на Господи, воззвах). 138 Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. Деяния святых апостолов с толкованием текста. – М.: Новая книга; Ковчег, 1998. С.64. [Далее: Феофилакт, блж. Деяния святых апостолов...]. 151 Вопрос об авторстве послания Иакова достаточно сложен. Есть мнение, что оно написано не апостолом из 12-ти Иаковом Алфеевым, а Иаковом Праведным, Братом Господним, первым епископом Иерусалима. 161 Феофан Затворит, свт . Толкование Посланий апостола Павла. Послание к Колоссянам и Филиппийцам. – Репр. воспр. изд. 1892 г. (М.). – М.: Паломник; Правило веры, 1998. С.327. [Далее: Феофан Затворник , свт. Толкование Посланий апостола Павла. Послание к Колоссянам и Филиппийцам.] 165 Например, ап. Павел о своей борьбе «со страстью и похотью тела» пишет: «...усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ). Писали апостолы и о брани с лукавыми духами: «...наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф.6:12 ); «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ). 171 Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. Святое Евангелие от Луки с толкованием. – М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1997. С.115. 175 Сведения о св.ап. Петре взяты из: Аверкий (Таушев) , архиеп. Апостол: Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Иэд-во ПСТБИ, 1999. С.77–78 [Далее: Аверкий (Таушев) , архиеп. Апостол.]; Никифор, архим. Библейская энциклопедия: В 2 т. – М., 1892. Т.2. С.69–70. [Далее: Никифор, архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так свидетельствует Слово Божие о единой славе Божией и единой силе Его, действующей через людей, предоставивших себя Ему в «орудия праведности» ( Рим.6:13 ). Ап. Петр исцеляет хромого и говорит: «во имя Иисуса Христа Назорее, встань и ходи». И далее к народу: «что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?... И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие пред всеми вами» ( Деян.3:6, 12, 16 ). Кроме Господа Иисуса Христа, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ). И Пресвятая Дева Мария, и все святые Ангелы и святые люди и на небе, и на земле свидетельствуют только об этом спасительном имени, служа только Ему одному и от Него одного почерпая все для нашего спасения. Для человека, жаждущего и погибающего в безводной пустыне, спасением может быть только источник воды. Но если бы он сам не мог достигнуть воды и кто-нибудь принес ее ему, то, хотя вода – главный спаситель, но без принесшего ее он бы погиб и должен почитать последнего, как своего спасителя. О таком человеке можно сказать, что он спас тебя от смерти, хотя без воды он также бы не спас, но и вода без такого передатчика Ее, также не спасла бы жизни человека. Господь Иисус Христос – источник воды для жизни вечной. Поэтому святые люди спасают нас, как служители Божии, благодатными дарами Божиими, молитвами к Богу, трудами своими для нашего спасения во Христе. Всякое дело их в Боге и для Бога, и от Бога, как от источника спасения. Когда апостол говорит: «не спасу ли некоторых» ( Рим.14:14 ), то разумеет спасение во имя Христово, а не в свое имя. " Он (апостол) скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» ( Деян.10:6 ). Он «благодатью, которая с ним, потрудится» ( 1Кор.15:10 ) для твоего спасения... И если от апостола ожидать себе спасения, то не иного, как во Христе и не иными силами, как только Христовыми. Так, Господь есть источник воды, единый спасающий всех, самая сила спасения к жизни вечной, но передатчики этой силы свв. Апостолы и другие их преемники, и святые люди, совершающие их дело, являются вторыми спасителями многих. Один Отец, один Учитель и Наставник, один Спаситель и Ходатай и Посредник – Господь, но есть и меньшие, и вторые ходатаи и посредники, и отцы, и учители, и наставники, служители Единого, которые совершенно необходимы для спасения людей и Господом учреждены и поставлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Тот, Кто учил, что «всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» ( Мф.19:29 ), – конечно, и Сам все это исполнил и оставил Своих родных по плоти, чтобы приобрести Себе в сто и в тысячи крат больше родных для Царствия Божия, Но если же Сам Господь учил – «почитай отца и мать» ( Мф.19:19 ), то оставление их не было непочитанием их, а высшим почитанием. Таких же близких и дорогих для Себя, как они, Он еще приобретает во множестве. Евангелие не рассказывает, виделся ли Господь с родными, когда они Его звали, или не виделся. И много из обыденного быта жизни Господа не рассказано. Однако мы знаем любовь Христову, как Он, как будто бы возражая Матери Своей, исполняет Ее просьбу в Кане, как бы отказываясь помочь хананеянке, исцеляет Ее дочь ( Мф.15:22 ), не находит нужным платить подать на храм, но платит ( Мф.17:24 ). Так и здесь, конечно, Он исполнил просьбу родных и видел их, и успокоил, и еще раз подтвердил им, что Ему «надлежит быть в том, что принадлежит Отцу» Его, в служении воле Отца. Господь, не отвергая любви родных, направлял ее по истинному, духовному, а не плотскому руслу. Любовь земную, плотскую, соблазнительную, отклоняющую от спасительного подвига проявили ко Христу даже не родные, а преданнейший из Апостолов, – Петр ( Мф.16:23 ). Ублажение Девы Марии женщиной из народа «Когда же Он говорил, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк.11:27–28 ). Восторг женщины от слова Господня, ибо «множество народа слушало Его с услаждением» ( Мф.12:37 ), конечно, относился к личности Самого Божественного Проповедника. Именно потому, что Он так чуден и прекрасен и бесконечно мудр; как счастлива, как блаженна Его Мать, имеющая такого Сына! Женщина входит в радость Его Матери, невинно завидует Ей и, прославляя главным образом исполнения слова Божия, блаженна именно этим исполнением слова Божия, Его Мать, ибо только через исполнение его Она и удостоилась быть Матерью Господа. В этом сущность блаженства и Ее и всех людей. Если женщина полагает, что Мать Его блаженна, то пусть знает, почему Она блаженна и как могут сделаться блаженными вместе с Нею и другие. Достойны ублажения и прославления, как Матерь Господа, и все соблюдающие вместе с Нею Слово Божие. Для Господа важно во всяком примере то, что спасительно для всех. Как Пресвятая Дева Мария сделалась Матерью Господа? И, в силу этого, как сделаться родственником Ему по следам Ее? Она исполняла волю Божию. Только это приблизило Ее так ко Господу. В этом сущность и основание, причина родства Господу Ее и всякого человека; условие, при котором каждый может сделаться родственником Его, как сделалась Пресвятая Дева Мария.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010