Иисус Христос исповедал Себя Сыном Божиим и пострадал не только за исповедание этой истины, но и за обличительную правду, ненавистную духовным руководителям Его родного народа. Иоанн Креститель стал мучеником за веру Божию, ибо в силу её требований явил нравственную правду своих обличений. Святитель Филипп за то же пострадал от грозного царя. Святейший Патриарх Тихон возвысил свой голос против злодеяний большевиков-коммунистов вплоть до анафематствования, до отлучения их от Церкви. Мы сознаем во всем этом истинность, правду, подлинность христианства. Возможен ли другой путь, дозволяется ли он Евангелием? Может ли оно хотя бы в одном действии или слове оправдать нынешнюю московскую церковную власть, в её связи с безбожной властью коммунистов, когда в одних случаях она предавала этой власти своих мучеников-исповедников и становилась причиною их новых страданий, а в других наносила и наносит по сей день тяжкий моральный ущерб Церкви своим открытым служением лжи и обманам этой богоборной власти? Ответ очевиден: это – падение, это – отступление от христианства. Апостол Христов говорит: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным» (2Кор. vI, 14–15). Никакие выгоды внешнего бытия, никакие облегчения своего существования не покупаются ценою такого союза, который для христиан есть самоотрицание, духовное самоуничтожение. Беречь так свою внешнюю жизнь, это – потерять ее. Это не жизнь. «Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» – говорит Господь ( Мф. Х, 39 ). Существование в ложных формах или при посредстве лжи не есть существование и жизнь в Церкви, а смерть для души, расслабление, паралич, тоска и тюрьма для душ, бремя непосильное, страшной тяжести, для совести. Свобода только вне этого ярма лжи, хотя бы это было скитальчество, отсутствие внешней легальной церкви, катакомбы и все лишения. Здесь – свобода, правда и жизнь с чистой совестью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Имеется ввиду гелиоцентрическая модель устройства Солнечной системы (в центре Солнце, а Земля и другие планеты движутся вокруг него), носящая имя польского астронома Николая Коперника (1473-1543). Непринятие гелиоцентрической картины мира  Римо-католической церковью, а вслед за ней и Русской Церковью, Ломоносов ставит в параллель с непринятием возможности существования жизни на Венере. То есть буквально понимают слова Священного Писания: «Иисус воззвал к Господу в тот день, ...и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: " стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день " ?» [Ис.Нав.10:12-13]. Далее Ломоносов приводит ряд астрономов Античности: Никита Сиракузянин, лицо неизвестное современной науке, исторически упоминается лишь в книге Коперника “О вращении небесных сфер” (“De Revolutionibus Orbium Coelestium”, 1543); в системе мира Филолая (вторая половина V b. до Р.Х.) впервые допускалось движение Земли, которая уже не помещалась в центр Вселенной; Аристарх Самосский (ок. 310 — ок. 230 до Р.Х.) впервые предложил гелиоцентрическую систему мира, за что был обвиняем неким Клеантом в безбожии. Здесь имеются в виду сложные геоцентрические модели мира древнегреческого астронома Клавдия Птолемея (ок. 87—165) (в центре Земля, а Солнце и другие планеты движутся по кругу, называемому эпициклом, центр которого, в свою очередь, движется вокруг Земли по другому кругу) и датского астронома Тихо Браге (1546-1601) (Солнце движется вокруг Земли, стоящей в центре мироздания, а планеты - вокруг Солнца). «Очень удачным оказалось написанное Ломоносовым специально для этого „Прибавления” стихотворение „Случились вместе два астронома в пиру…”. Следует отметить, что в стихотворении его автором допущена вольность: строго говоря, вместо „Птоломей”, следовало сказать „Тихо Браге”, поскольку фраза „Другой, что Солнце все с собой планеты водит...” выражает систему мира Тихо, а не Птолемея». (Ломоносов М.В. Приложения: Примечания к работе 9//Полное собрание сочинений. Том 4. Труды по физике, астрономии и приборостроению 1744-1765гг. М.-Л.: Академия наук СССР, 1955, с.774.)

http://bogoslov.ru/article/1249116

Именно в Смоленске, с приходом французской армии в русскую землю, война политическая стала превращаться в войну народную и священную. В западных областях Российской империи был или переход на сторону врага (в польских и литовских землях), или пассивное сопротивление (белорусы). Но здесь, на смоленской земле, враг почувствовал на себе, что такое всеобщее сопротивление и ненависть, когда даже дети и девушки сражались с ним. И случилось это промыслительно в праздник Преображения Господня . В ночь на 6 августа в горящем Смоленске в церквях служили праздничную службу. Утром и днем 6 августа русская армия стояла вне крепостных стен на правом берегу Днепра, взирая на догорающий город, который так и не был взят врагом, но оставлен русской армией. Только вечером 6 августа начался отход русских войск. Две армии стояли разделенные рекой друг против друга. И что для одних было обычным летним днем, для других было празднованием торжества Божественной славы над тщетной и бренной славой человеческой, когда Христос, возшед с тремя учениками на гору Фавор, преобразился пред ними так, что они «увидели славу Его, и двух мужей, стоявших с Ним» (Лк. 9: 32), – пророков Моисея и Илию, за свою праведность и служение Богу сподобившихся божественной славы – того же нетварного света, в котором пребывал и Он; и они «говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9: 31). И апостол Петр свидетельствует, что Христос «принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”» (2 Пет. 1: 17). Но в отличие от вершины горы Фавор в далекой Галилее, Смоленск в тот день горел нестерпимым земным пламенем – огнем боли, страдания и смерти, которая для одних была переходом в вечную муку, а для других – в вечное блаженство. (Окончание следует.) Рейтинг: 10 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Муравьев А.Н.  Что видел, чувствовал и слышал//«России двинулись сыны». Записки об Отечественной войне 1812 года ее участников и очевидцев. М., 1988. С. 284–285.

http://pravoslavie.ru/63489.html

Исаия же от имени Христа говорит: «так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам и выставлю знамя Мое племенам, – и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах» (49:22). Сам Христос сравнивает Свое висение на кресте с вознесением на древо медного змея в пустыне Моисеем: «и как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» ( Иоан. 3:14 ). Медный же змей был повешен на дерево, которое называлось «знаменем»: «Сделай себе медного змея и выставь его на знамя. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя» ( Чис. 21:8–9 ). Следовательно, по словам Самого Христа, медный змей прообразовал собой распятого Христа, а знамя – Его честный крест, и, как всякий ужаленный змеей, «взглянув на медного змея, оставался жив» ( Чис. 21:9 ), ибо говорит премудрый Соломон, «обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобой, Спасителем нашим» (Пр. С. 16:7), так и чествующий с верой крест Христов, получает исцеление своих телесных и душевных немощей не от самого креста, а от Того, Кто на нем пролил за нас пречистую Кровь Свою. Знамя Христово, или крест Христов явится на небе при кончине мира: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные» (Мф. 24:30); восплачутся тогда и все «враги креста Христова», но будет уже поздно. 5) Господь отверг почитание медного змея, уничтоженного царем Езекией: он «истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» ( 4Цар. 18:1–5 ). Следовательно, нельзя почитать и крест, которому кадят христиане. 5) Если медный змей, исцелявший Израильтян хранился при храме Божьем, то, следовательно, он считался святыней. Уничтожен же он был Езекией вместе с идолами потому, что евреи стали боготворить его, считать его за бога Нехуштана. Православные русские люди все свято чтут св. Крест Христа, поставляя его для воспоминания о нашем Спасителе даже при дорогах в глухой степи. Но когда, напр., во время польского восстания поляки ставили при дорогах кресты, как условные знаки о местах собраний мятежников, русские уничтожали эти кресты, ибо они являлись уже не «благословенным древом, через которое бывает правда», а древом, призывающим людей к мятежу, насилиям и убийству.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Исполнилось на Ней пророчество о Боговоплощении: «ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены» ( Иез.44:2 ). В Слове Божием Дева Мария везде называется «Матерью Иисуса», «Матерью Его» ( Ин.19:25 ; Деян.1:14 ) и больше ничьею матерью. Была же и другая Мария, «мать Иакова младшего и Иосии» ( Мк.15:40 ; Лк.24:10 ). Это была двоюродная, видимо, «сестра Матери Его Мария Клеопова» ( Ин.19:25 ), мать этих троюродных братьев Иисуса, живших вместе с Ним в Назарете. 2 Пищущий эти строки принужден рассказать о своем опыте, хотя и не хотел бы, чтобы кто о нем подумал больше, чем он того стóит. После того, как он, заканчивая шестилетнее пребывание в местах заключения и ссылки у большевиков и в ожидании нового срока их, бежал из ссылки, в одном месте он получил через одного человека благословение епископа, который, между прочим, заповедал ему во всех тяжких обстоятельствах призывать на помощь Пресвятую Деву Марию. Он передал ему, что особенно драгоценно для Пресвятой Девы, когда читают Ей «обрадование», принесенное Ей ангелом Гавриилом, то есть «ублажают» Ее чудным ангельским приветствием. Тогда Пресвятая Дева, почерпая как бы новое блаженство от всякого такого воспоминания людьми о Ее благодати, спешит на помощь им этою благодатью. Конечно, православного священника вообще учить молитве ко Пресвятой Деве Марии незачем, но в данном случае ясно указать ему место постоянного прибежища и скорой помощи в опасностях было весьма кстати. Опасностей же этих оказалось сверх всякой меры. В течение двух суток одного путешествия по железной дороге его совершенно измучили беспрестанной проверкой документов. Всякий входивший в вагон чекист, посмотрев на публику, выбирал его, как человека подозрительного и требовал его документ, а у него, кроме маленькой записки от милиции, что он объявил об утере документов, ничего не было. Это все, что он сумел добыть себе для путешествия. Подозрительность от такого «документа» могла только увеличиваться и для расследования таких арестовывают.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Итак, поспешим получить эти дары Божии. Где и как получить спасение от грехов и залог нашей вечной жизни? – В Церкви Христовой, основанной Спасителем, и действием благодати Святого Духа, Которого Господь оставил на земле Своим Заместителем ( Ин.14:16,26 ). Прежде всего, в крещении, в таинстве «рождения от воды и Духа». Таинство есть действие, в котором под видимым знаком подается невидимая благодать или сила Духа Святого ( Деян.8:18 ; 1Кор.4:1 ). «Встань, крестись и омой грехи твои». «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» ( Ин.3:5 ; Деян.22:16; 2:38–39 ), говорит Слово Божие 2 . В таинстве исповеди, когда действием благодати Святого Духа, данного чрез апостолов и их преемников, прощаются грехи кающимся. «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». И «приходили (к ап. Павлу), исповедуя и открывая дела свои» ( Ин.20:22 ; Деян.19:18 ). В таинстве причащения. «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от неё все, ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов». Ибо «кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( Ин.6:54 ; Мф.26:28–26 ; 1Ин.1:7 ). Так мы получаем святые дары Божии – прощения грехов и жизни вечной, силою благодати Святого Духа, и делаемся совершенно чистыми пред Богом и достойными Царства Божия. Это есть оправдание даром, по вере нашей и по благодати Божией, праведность от Бога, а не от наших дел ( Еф.2:5–8 ; Флп.3:9 ; Тит.3:5,7 ). Это есть великая милость Божия и радость нашего спасения. 3. Добродетель Далее, само собой понятно, возникает задача для целой жизни – сохранить в себе дар чистоты, или прощения грехов, и укрепить благодатный залог жизни вечной, чтобы войти в будущий век Царства Божия. «Иди и впредь не греши» ( Ин.5:14, 8:11 ) – слышит христианин голос Спасителя, получив от Него исцеление от болезней грехов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Как же сохранять за собой прощение грехов, уже дарованное нам Господом благодатью святых таинств? «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ), – отвечает нам Слово Божие. Мы, «причастники Божественного естества» ( 2Петр.1:4 ), подлинно «ядущие плоть и пиющие кровь» воскресшего новой плотью Господа, перешли от смерти в жизнь вечную, – как же нам сохранить ее в себе? «Мы перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий ненавидящий брата своего... не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Станем любить не словом или языком, а делом и истинною» ( 1Ин.3:14–15,18 ), то есть, добрыми делами, – поучает нас Писание. Любовь , как и всякая добродетель, есть уже блаженство жизни вечной, ибо прежде всего – «Царство Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ), и надо его насадить в сердце во всяких евангельских добродетелях и исполнением заповедей блаженства ( Мф.5:1–12 ). Дар Царства Божия, или прощения грехов и жизни вечной, есть то сокровище в поле, узнав о котором человек продает все и покупает поле то. Оно есть та драгоценная жемчужина, узнав о которой, человек продает все, что имеет, и покупает ее одну ( Мф.13:44–46 ). Но Царство Божие, как дар Божий, принятый верою и благодатью, есть только зерно горчичное, которое не только сохраняется в «доброй земле» ( Мф.13:8 ) сердца нашего, но должно вырасти в нем в целое, большое дерево. Это есть только закваска, от которой должно вскиснуть все тесто, все существо человека и вся жизнь его ( Мф.13:31–33 ). Те способности, дарования и начатки добродетелей, в известной мере данные Богом человеку, должны быть умножены трудами человека ради Царства Божия во всю, полную меру его сил, как таланты серебра, данные хозяином его рабам для добывания прибыли ( Мф.25:14–30 ). И исполнение всякой заповеди должно увеличивать внутреннее, духовное совершенство человека постепенно и все больше, по заповеди – «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже [ Пс. 41, 1–2 ], ибо у Тебя жилище всех наследующих веселье и у Тебя источник жизни. Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя [ Пс. 83, 5 ]. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю [ Мф. 5, 5 ] и будут обладать ею». Воистину, праведные, кроткие и смиренные сердцем наследуют землю тихую и безмолвную, всегда веселящую и услаждающую не только тела, но исполняющую неизреченного веселья саму душу, и на ней будут жить вечно. Ради этой земли Преподобный отец наш Сергий презрел все прелести здешнего мира, к ней одной он стремился и ее одну прилежно искал – землю кроткую и безмолвную, землю тихую и безмятежную, прекрасную землю, исполненную утешения, как сказала Сама Истина в святом Евангелии: «Ищите, и найдете жемчуг драгоценный, стучите, и отворят вам» [ Лк. 11, 9 ; Мф. 13, 46 ]; или, говоря другими словами, Преподобный восприял Царство Небесное от Господа нашего Иисуса Христа. Да будем и все мы наследниками вечного блаженства по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и с Пресвятым Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Глава 87 155 . ЧУДО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ О ТОМ, КАК ОН ИЗБАВИЛ ЧЕЛОВЕКА ОТ СМЕРТИ Есть в окрестностях царствующего града Москвы монастырь, именуемый Стромынским 156 , расположен он на расстоянии сорока поприщ от обители Преподобного Сергия. Во время нашествия иноплеменников, польского и литовского войска, случилось трем мужам идти вместе по полю, недалеко от монастыря, и внезапно напали на них враги на конях и двоих зарубили. Оставшийся в живых, по имени Максим, видел, что смерть приближается, потому что четыре вооруженных воина окружили его и хотели зарубить, и начал он молиться Богу и призывать на помощь скорого заступника великого Сергия, прося избавления, припал лицом к земле – и исчез с глаз злочестивых врагов. Так человеколюбивый Господь, по молитвам Преподобного Сергия, сохранил его невидимым образом и спас от лютой смерти. Глава 88. ЧУДО СВЯТОГО О ТОМ, КАК ОН ИЗБАВИЛ ЛЮДЕЙ ОТ УПАВШЕЙ БАШНИ Вокруг обители святого, рядом с монастырской каменной стеной, люди копали ров, и в полуденное время трудившиеся около Пятницкой 157 башни уснули близ башни той во рву. И вот внезапно один из них вскочил, пробудившись от сна, и закричал громким голосом: «Башня упадет, вставайте, бегите отсюда!» Услышав это, все проснулись и отбежали, и вскоре после того башня рухнула.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Когда Господь совершил дело искупления людей и приносит Богу в жертву самую природу человеческую, вполне было своевременно Носительницу Его искупительной природы сделать Матерью и любимого ученика и всех людей. Его Мать становится отныне и Матерью всех. Это есть новая Ева и «матерь всех живущих» ( Быт.3:20 ). Как после грехопадения Адам назвал жену свою, так после искупления греха Адамова Господь назвал Матерь Свою. Мария первая искуплена, а за Нею все люди. Мы видим, что Матерь Господа, согласно описанию Евангелия, целесообразно выступает в начале явления Господа на землю, в средине, при вступлении Его на общественное спасительное служение для рода человеческого, и в конце Его земной жизни. В этих указаниях Святого Евангелия вполне достаточно смысла, чтобы показать, какое значение имеет Матерь Господа в деле совершенного Им спасения людей. В самых существеннных моментах Господнего служения выявлены все святые черты Ее характера и показаны с достаточной ясностью и выразительностью Ее отношения к Сыну и людям. Краткие указания Слова Божия о Пресвятой Деве Марии так же полны глубочайшего смысла и назидания, как и все прочие слова Писания. Величие Ее ясно сознается и почитание Ее блаженной и благословенной среди всех родов твердо, разумно и духовно и всесторонне обосновывается тем же Словом Божественным. 4. Время жизни Пресвятой Девы Марии от Вознесения Господа и до Ее кончины Единодушие всех с Матерью Господа «И пришедши (с горы Вознесения) взошли в горницу, где и пребывали (все Апостолы)... Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» ( Деян.1:13–14 ). После Вознесения Господа произошла существенная перемена во взаимоотношениях всех первых верующих. Ко Господу были непосредственно близки святые Апостолы, за ними часто следовали многие женщины ( Лк.8:1–3 ; Мф. 27:55 ). Теперь же осиротевшее общество все пребывало вместе, неразлучно, не путешествуя, а находясь пока на одном месте. И с ними Матерь Иисуса и братья Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Когда Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна исполнили свое обещание и привели Ее в храм Иерусалимский, чтобы там оставить на служение Господу. Девицы, посвященные Богу, воспитывались при храме и жили около него в особых домах. Обычно первосвященник принимал и благословлял всех посвященных Богу при дверях храма, но когда привели Отроковицу Марию, он по особому внушению Духа Святого ввел Ее во Святое Святых храма, куда и сам мог входить только один раз в год. Пресвятая Дева Мария жила при храме до четырнадцати лет, пребывая в труде, молитве, в чтении слова Божия, в совершении всякой добродетели. Но в эти годы Ей следовало возвратиться к родителям или выйти замуж. Так как Иоаким и Анна к этому времени уже умерли, а Пресвятая Дева не захотела выходить замуж, то священники храма обручили Ее дальнему родственнику старцу Иосифу, как хранителю Ее девичества. По исполнении трех лет Пресвятая Дева была посвящена Господу, подобно тому, как по ветхозаветному закону плоды дерева «три года должно почитать за необрезанные – не должно есть их, а в четвертый год все плоды его должны быть посвящены для празднеств Господних» ( Лев.19:23–24 ). Так Анна говорила о своем сыне Самуиле: «когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда»... «И пришла в дом Господа в Силом; отрок же был еще дитя... и сказала: о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошени е мое, чего я просила у него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его – служить Господу» ( 1Цар.1:21–28 ). В таком духе, надо полагать, и родители Марии привели и отдавали свое малое дитя в храм на служение. Насколько сравнение это верно и выражает истину введения во храм Пресвятой Девы Марии, можно судить и потому, что Сама Пресвятая Дева Свою торжественную песнь и радостное благодарение Господу за счастье быть Его Матерью по плоти, песнь «Величит душа Моя Господа» ( Лк.1:46 ), воспела по образу песни Анны, матери пророка Самуила ( 1Цар.2:1–10 ): «возрадовалось сердце Мое в Господе, вознесся рог Мой в Боге Моем»... Содержание этих чудных славословий в некоторых важнейших чертах совпадает с очевидностью. Да и не могла Пресвятая Дева не найти сходства в жизни Своей и пророка Самуила и не только в рождении и в введени и во храм, но и в том, что Самуил нашел и помазал отрока Давида на царство, родоначальника царского дома, а Мария родила Его, последнего Потомка – Мессию, Царя вечного Царства. Служители одного дела имели одно воспитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010