На них оно созидалось, с ними согласовалось и их выразило в наиболее соответствующей им богослужебной форме нынешнего «Последования». При всех православных исторических чинах и переменах в них, ими всегда совершалось и было приемлемо одно и то же святоапостольское таинство и сообщалась одна и та же благодать Божия, Господом Иисусом Христом сему таинству усвоенная. То же таинство совершается и та же благодатная сила Божия подается и теперь недужным по нынешнему «Последованию св. Елея». Бывший в Константинополе Собор 1638 г. анафематствовал (предал отлучению от св. Церкви), между прочим, тех, которые отвергали таинство Елеосвящения вопреки установлению его от Христа, апостольскому о нем преданию и непрерывному его в Церкви употреблению 565 . Такое же отлучение ежегодно провозглашается в нашей отечественной Церкви на торжестве Православия в первый воскресный день св. Четыредесятницы 566 . В этих и других актах, напр. Вифлеемского Собора, бывшего в 1672 г. при Досифее, патр. 567 Иерусалимском, выражается непоколебимое убеждение св. Православной Восточной Церкви в непрерывном существовании и действии благодати Божией в ее таинствах и в чиносовершении Св. Елея. 435 Иннокентия, Обличит. Богословие, II, 367, примеч. 3. Praelectiones theologicae, Perrone, t. II, p. 418, edit. 1848 an., Bruxelles. 456 См. «Последование» Крещения, где сказано: и егда помажется елеем все тело, крещает священник.... 490 Серединского, Богослужение Запад. Церкви, IV, 141. Rituale Roman, tit. V,cap. 2, ordo adminietrandl Sacram. Ext. unct. 495 «Последование», стихира 3-я. Стихира сия имеется в древнем греческом чине XT Btaa. См. у Дмитревского, Богослуж. в Русск. Церкви в XVI в., ч. I, прилож. стр. 119, 4. 541 Евсевия, О таинствах, стр. 518–519. Эта же мысль о неразрывности и единстве Елеосващения доказывается в «Новой Скрижали», IV, 74–75. 547 Иннокентия, Облич. Богословие, IV, 513. В другой молитве, по требнику св. Григория, пресвитеры молились, чтобы «Бог, приложившей к жизни раба Своего Езекии пятнадцать лет, и сего раба Своего (больного) воздвиг силою Своею от одра болезни к здравию», чтобы «призрел на него, немоществующаго телом, да возвратится ему здравие и да оставит его недуг, подал ему прежнее и совершеннейшее здравие, телесное и душевное, дабы он, уврачевавшись и восстав, по милосердию Его, немедленно по выздоровлении возблагодарил имя Его святое и уготовил себя на прежния дела святыни Его», чтобы «трясевицу его и муки всех немощей уврачевал, болезнь и муки всех болей отгнал, внутренняя утробы и сердец, равно как и – мозгов и помышлений, исцелил, язвы всякия уврачевал, застарелыя язвы и раны совести заживил, страсти безмерныя укротнл, плоть и кровь обновил, грехов всех прощение даровал, и благостию Своею так хранил его непрестанно, чтобы, при помощи Его, никогда не пришло здравие в болезнь, а обдержащая немощь – в смерть, но чтобы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Товита книга (I: 853,530) V, 4 сл. (I: 714,206). X, 4 (II: 285,764). XII, 15 сл. (I: 714,206)· Толстой гр. Л. Η. I: XLIX,382. Тора–непреходяща (I: 48. 49,99. 821. 822,427. 829. 860. 864,238), и в ней единственное спасение (I: 292,56. 400,367). Траян имп. II: 849,120. или нижняя косточка позвоночного столба, сохраняющаяся по истлении человеческого организма для тела воскресения I: 634. II: 1156. См. и выше стр. 46. Тримфон иудей I: 796,364. Трихотомия I: 368 сл. II: 1032. 1123. Троичность II: 222. 632. 640,801. 644,810. 652. 653,820. 690. 823,104. 849,119.852,138.991.1120,1081.1172.1270.1274. V Труд по воззрению древнего мира II: 1085. 1157. 1232. tutor–tutela II: 1211–2. τουτ’ στι I: 225,132. . Телец золотой II: 841. Тело по иуд. нечисто и есть темница души II: 1000,117. Тело Христово II: 307,826. Тело Христово и Церковь I: 444. Тело воскресения по соотношению с нынешним (I. 615 сл. 626 сл. 630. 641) в иуд. (I: 631 сл. II: 765,1055) и у Ап. Павла якобы сходно с иуд. (I: 634. 638 сл.). Тело промежуточное–по смерти до воскресения I: 495 сл. 507–9. 513. 515–6. 518–9. Улла рав. 89 I: 3.95. Универсализм и любовь к ближним в христианстве якобы из иуд. II: 1086. 1231. Уничтожение посмертное умерших II: 610,619. Уриил Архангел I: 844. 869,548. Условное (факультативное) бессмертие (I: 306,119. 571 сл. 579–81) в иуд. (I: 306,119. 576–8) и оттуда якобы у Ап. Павла по-иудейски (I: 574–6). Усыновление (adoptio, υοθεσα) в оправдании I: 439–441. Усыпление посмертное I: 518. 567,278. 568,283. 631,511. II: 376,1069. Учение XII Апостолов XI, 4 (I: 442,487)· Учение–обучение–в иуд. II: 860 сл. Учение и дело в иуд. по взаимному отношению I: 33. 379,294. II: 1097–8. Ученые иудейские–раввины–заменяют, исправляют, или вытесняют Тору (I: 187,24. 188,37. 231,159. 466,51); они выше родителей (I: 187. 230,156. 820–1) и пророков (I: 820,417–8. II: 10,40); уменьшение их при «сыне Давидовом» (I: 396). φαι(β)λνη–φαι(ε)νλη (paenula) II: 939. Фараоны и почитание их гения II: 1274. Фарисеи I: 287,26. 462. 823,429. 823 сл. 831,454. 852,528. 853,530. 856,533. 857,536. 857–8. 865,541–2. 882,574. 882–3. 884,577. II: 5,18. 9,40. 14. 20. 858.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Важным вкладом КДА в развитие патрологии как науки был осуществленный в Киеве рус. перевод корпуса памятников лат. патристики. В Трудах КДА, а также отдельными изданиями были опубликованы творения блж. Августина, Арнобия Старшего, блж. Иеронима Стридонского, сщмч. Киприана Карфагенского, Тертуллиана. Профессора КДА осуществили перевод и некоторых творений вост. отцов. К. Д. Попов перевел на рус. язык неск. сочинений Диадоха Фотикийского, а Епифанович - часть «Вопросоответов к Фалассию» прп. Максима Исповедника. В рамках кандидатских сочинений студенты КДА также осуществили перевод ряда творений как вост., так и зап. церковных писателей. Напр., в 1910 г. В. Романович защитил дис. «Трактат Ансельма Кентерберийского «Cur Deus Homo» и его значение в истории догматики», в приложении к к-рой был дан полный рус. перевод указанного трактата (НБУВ ИР. Ф. 304. Ед. хр. 2109). Выпускник КДА еп. Арсений (Иващенко) переводил с греч. языка отдельные сочинения свт. Григория Паламы и его современников (Там же. Ф. 160. Ед. хр. 66). Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. в КДА были защищены неск. диссертаций, внесших весомый вклад в развитие отечественной патрологии. Кроме упомянутых исследований Скворцова, Попова, Епифановича и Оксиюка это были докт. диссертации Певницкого «Св. Григорий Двоеслов, его проповеди и гомилетические правила» (К., 1871) и еп. Сильвестра (Малеванского) «Учение о Церкви в первые 3 века христианства» (К., 1872), а также магист. диссертации свящ. Г. В. Малеванского «Догматическая система Оригена» (ТКДА. 1870. 1. С. 76-148; 2. С. 293-401; 3. С. 513-610; 4. С. 3-107; 5. С. 245-323; 6. С. 495-567; 7. С. 3-82), прот. Н. Гроссу «Прп. Федор Студит: Его время, жизнь и творения» (К., 1907), В. И. Барвинка «Никифор Влеммид и его сочинения» (К., 1911), В. Ф. Иваницкого «Филон Александрийский: Жизнь и обзор литературной деятельности» (К., 1911), свящ. Тимофея Лященко «Св. Кирилл, архиеп. Александрийский: Его жизнь и деятельность» (К., 1913), свящ. Н. Фетисова «Диодор Тарсский: Опыт церковно-исторического исследования его жизни и деятельности» (К., 1915). Неск. магистерских работ, защищенных в КДА в предреволюционные годы, были посвящены рус. святоотеческому наследию. Так, в 1916 г. Л. А. Соколов защитил диссертацию, посвященную свт. Игнатию (Брянчанинову), а в 1917 г. свящ. Тихон Попов - диссертацию о свт. Тихоне Задонском.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Ex sermonibus consolatoriis ad virgines, 26, 1339–40. BASILIUS ANCYRANUS [Ps. Basilius Cæs.]. De vera virginitate, 30, 669–810. BASILIUS CÆS. Sermo de contubernalibus, 30, 811–28. GREGORIUS NAZIANZENUS. Oratio 37, 36, 281–308 (de divortio). Poemata, , II, 2, 1–7, 37, 521–650. GREGORIUS NYSSENUS. De virginitate, 46, 317–416. Contra fornicarios, 489–98, 1107–10. JOANNES CHRYSOSTOMUS. De virginitate, 48, 533–96. Ad viduam juniorem de non iterando conjugio, 599–620. Contra eos qui subintroductas habent virgines, 47, 495–514. Quod regulares feminæ viris cohabitare non debeant, 513–32. De continentia, 56, 291–4. Contra fornicationem, 64, 466–74; 64, 37–44. Vide Joan. Jejunator. EVAGRIUS PONTICUS. Sentential ad virgines, 40, 1283–6. ASTERIUS AMASENUS. De divortio, 40, 226–40. CYRILLUS ALEXANDRINUS. Sermo steliteutichus ad eunuchos, 77, 1105–10. JOANNES JEJUNATOR. De pænitentia et continen-tia et virginitate, 88, 1937–8. Contra virginum corrupmores, 60, 741–4. De virginitate, 64, 37–44. THEODORUS ABUCARA. De una uxore ducenda, 97, 1555–58. C) DE JEJUNIO Basilius Cæs. Hom. 1–2, 31, 163–84; 185–98. Tertia, 1507–10. Nectarius, 39, 1821–40. Chrysostomus 1–7, 60, 711–24; 61, 787–90; 62, 727–28, 731–2, 731–8, 745–8, 787–90, 757–60, 759–64; 48, 1059–62; 59, 701–4; 64, 15–6, 17–18. Asterius Amasenus. 40, 369–90. Marcus Eremita, 65, 1109–18. Eusebius Alexandrinus, 86, I, 313–24. Anastasius Antiochenus. De tribus quadragesimis, 89, 1389–98. Joannes Damascenus, 95, 63–78. Anastasius Cæsareæ. (Nicon), Vide, 1, 655–8. De jejunio Deiparæ, 127, 519–32. Eustathius Thessalonicensis. In S. Quadragesimam 1–4, 135, 561–728. Gregorius Palamas, 151, 75–88, 87–94, 103–12, 157–66.   D) DE TEMPERANTIA BASILIUS CÆS. In ebriosos, 31, 443–64. Tempore famis et siccitatis, 303–28. EUSEBIUS ALEXANDRINUS. De epulatione, 86, I, 363–6. MARCUS EREMITA 65, 1109–18. THEODORUS STUDITA. De temperantia, 99, 687–92. JOAN. CHRYSOSTOMUS. In Kalendas, 48, 953–62. ASTERIUS. In Kalendas, 40, 215–26. CHRYSOSTOMUS. De circo, 59, 567–70.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Т. 1, P. 402–403. 490 Архим. Харлампий. Цит. соч. С. 156. 491 Цит. по: Н. Бердяев . Константин Леонтьев . Париж, 1926. С. 236. 492 Церковный вестник. София, 21.8.1973. 24. С. 9. 493 Internationale Kircheniteitschrift,- Bern, 1971. N 3. S. 134. 494 Irenikon. 1970. N 4. P. 574. 495 Irenikon. 1975. N 1. P. 75. 496 Еп. Феофан. Письма о христианской жизни. М., 1891. С. 94. 497 Архим. Амвросий. Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния. Нью-Йорк. 1963. С. 352. 498 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзарха­та. 1955. 23. С. 217. 499 Разум и религия (по-французски). Брюссель, 1881. С. 170. 500 Официальный отчет Конвента Великого Востока Франции (по- французски). 1912. С. 270. 501 Там же. С. 393. 502 Асасе. 1930. Nov., R. 145. 503 Bauhfltte. 1890. S. 119. 504 Официальный отчет Конвента Великого Востока Франции. 1923. С. 120. 505 Наука и жизнь. 1969. 12. С. 82–83. 506 Там же. С. 85. 507 Там же. С. 85. 508 ОТ. 11.11.1983. 580. С. 1. Кол. 6–8; С. 4. Кол. 4–6. 509 Documentation catholique. 1.1.1984. N 1865. P. 29. Ватиканский документ напечатан в’официозе «Оссерваторе романо» от 27 но­ября 1983 г. 510 ЖМП. 1949. 5. С. 65–66. 511 Архиеп. Серафим (Соболев). Искажение православной истины в русской богословской мысли. София, 1943. С. 337. 512 Там же. С. 325. 513 Прот. Г. Разумовский . Экуменическое движение иРусская Православная Церковь//Деяния Совещания глав и представи­телей автокефальных Православных Церквей. М., 1949. Т. 2. С. 105. 514 Архиеп. Серафим. Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?//Деяния… Т. 2. С. 382–383. 515 RISK. 1972. N 3. Р. 4. 516 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб., 1905. Т. 4. С. 308. 517 Ев. Ефрем Сирин. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово//Об антихристе. М., 1884. С. 77–78. 518 Там же. С. 78, 85. 519 Св. Ипполит Римский . Слово о Христе и антихристе//Там же. С. 36–37. 520 ЖМП. 1975. 11. С. 72. 521 Св. Ипполит Римский. Ук. соч. С. 8. 522 Там же. С. 35. 523 Св. Кирилл Иерусалимский.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

1885 г. стр. 311–321, 348. В «истории рус. церкви» м. Макария (т. XI, 44) на основании сочинений наших библиографов указаны три издания церковного устава при п. Филарете (одно в 1631 г. и два в 1633 г.). Но по записям печатного двора указания эти могут быть точно исправлены и печатные данные в предисловиях и послесловиях к филаретовским уставам восполнены. Оказывается, что издания устава в 1631 г. вовсе не было; указ о печатании его объявлен на печатном дворе 1 декабря 139 г., когда приступили к набору печатного для него материала (Кн. 6 л. 58); новая покупка этого материала производилась с 9 апреля 140 г. 12 л. 75 об. 81, 90); к 9 ноября 141 г. устав был напечатан и под этим числом отписан на печатном двор; печатался он в заводе 1125 книг, а из дела вышло 1100 книг; цена книге 1 р. 28 алт. 2 д. в тетрадях; 10 февраля книги поднесены были царю, патриарху, царице Евдокии Лукьяновне, царевичу Алексею Михаиловичу; по книге роздано безденежно по кремлевским церквам и соборам и богоявленскому игумену Илии; с 15 февраля 141 г. началась продажа книги 14 л. 119–121); издание расходилось быстро в виду указа об отобрании устава 1610г., так что 17 марта приступили уже ко второму изданию устава, 1 сентября продавались последние экземпляры первого издания 16 л. 4.), а 30 сентября того же 1633 года вышло из дела и печати второе несколько дополненное издание устава, в количестве 1150 книг; 16 марта 1634 г. книга была поднесена царю и роздана бесплатно в числе 15 экземпляров, а остальные книги пущены в продажу по цене первого издания 20 л. 71–73); в 1636 г. непроданых уставов оставалось уже немного (Мансветова «Церк. устав» стр. 320 примечание). 89 «Полное описание старопечатных книг С.-Петербургской дух. академии» A. С. Родосского, в особых приложениях к «Христ. чтению» с 1884 г. книги под 79, 88, 94, 95, 125 и 126. 92 Каратаева Описание славяно-русских книг т. I СПБ. 1883. 402, 407, 410, 436, 440, 442, 444, 466, 488, 495, 498, 503, 513, 530. Известная печатная азбука Бурцева, изданная в Москве дважды (в 1634 и 1637 г.), была перепечаткой виленского букваря 1621 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

1337-1341; Против Цельса: [Кн. I-IV]/Пер.: Л. И. Писарев. Каз., 1912. М., 1996п; Гомилии на Песнь Песней/Пер. с лат., примеч.: И. Л. Холмогорова; ред.: Т. А. Миллер//АиО. 1995. 1(4). С. 78-94; 2(5) С. 76-94; Против Цельса: Кн. V/Пер., коммент.: А. P. Фокин//БСб. 1999. Вып. 2. С. 47-62; Вып. 3. С. 114-135; Вып. 4. С. 99-123; 2001. Вып. 7. С 115-142; Комментарий на Евангелие от Иоанна: [Отрывок: I 1-20]/Пер., предисл.: А. Г. Дунаев//БТ. 2003. Сб. 38. С. 97-119; Комментарий на Евангелие от Матфея: Кн. 10-11/Пер., предисл., примеч.: А. В. Серёгин//Там же. 2007. Сб. 41. С. 20-84; [Гомилии на книгу Бытие:] Гомилия 1: На Шестоднев (Быт 1. 1-30)/Пер.: диак. М. Асмус// Асмус. 2008. С. 23-39; Гомилия на Первую книгу Царств/Пер.: свящ. К. Михайлов//ЦиВр. 2009. 2(47). С. 88-112; Из «Комментария на псалмы»: Добротолюбие, 26/Пер.: А. В. Серёгин//Космос и душа. М., 2010. Вып. 2: Учения о природе и мышлении в Античности, Ср. века и Новое время. С. 175-183; Гомилии на Книгу пророка Исаии/Пер.: М. Г. Калинин; ред.: А. Г. Дунаев//БТ. 2013. Сб. 45. С. 11-64; Толкования на Евангелие от Иоанна/Пер., предисл., коммент.: О. И. Кулиев. СПб., 2018. Библиогр.: Crouzel H. Bibliographie critique d " Origène. Steenbrugis, 1971. (Instrumenta Patristica; 8); Idem: Suppl. 1. Steenbrugis, 1982. (Instrumenta Patristica; 8A); Idem: Suppl. 2. Turnhout, 1996. (Instrumenta Patristica; 8B); Repertorio bibliografico: Pubblicazioni recenti su Origene e la tradizione alessandrina//Adamantius: Annuario di Letteratura Cristiana Antica e di Studi Giudeoellenistici. Pisa; Brescia, Vol. Сагарда. 2004. С. 436-437. Примеч. 1; С. 452. Примеч. 10; C. 460. Примеч. 6 [рус. лит-ра]; Zambon, Wyrwa. 2018. S. 1111-1128. Лит.: Малеванский Г., свящ. Догматическая система Оригена//ТКДА. 1870. 1. С. 76-148; 2. С. 293-401; 3. С. 513-610; 4. С. 3-107; 5. С. 245-323; 6. С. 495-567; 7. С. 3-82; Болотов В. В. Учение Оригена о Св. Троице. СПб., 1879 [переизд.: Он же. Собр. трудов. 1999. Т. 1]; Harnack A., von. Lehrbuch der Dogmengeschichte.

http://pravenc.ru/text/2581523.html

гр. 1602 г. патр. Иова архим. Рафаилу о неподсудн. крестьян и слуг м-ря патриарш. наместнику), 495, 70 (Доклад 1498 г. о полюбов. соглашении в землях и водах игум. Боголюб. м-ря с архимандр. Константино-еленов. Матвеем), 691, 112 (Запись 1498 г. о разъезде земли с Боголюбов. м-рем); II, 523, 166 (Наказ XV ст. митроп. Ионы на управл. м-рем), 561, 176 (Оброчная 1511 г. на рыбн. ловли; архим. Матвей); III, 126, 307 (Розъезд, т. е. межевая, 1499 г.; архим. Матвей); “Чтения в И. Общ. Ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 513 душ. крест.); “Полн. собр. лет.», VII, 173 (игум. Феодор, с 1276 г. еписк. Владим.); X, 152 (тоже самое); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 222 (Жалов. грам. В. кн. Софии о беспошлинн. пропуске монастыр. паузков для рыбн. ловли; архим. Малафей), 237 (жалов. грам. 1590 г. патриар. Иова о назначении дани с крестьян); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., XXXV (перенес. мощей св. Алекс.-Нев.; игум. Павел); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1839 г., XXXIII, 455 (игум. Феодор, с 1257 г. еписк. Владимир., скончался в 1287 г. и погребен в Успен. Владим. соборе). 1353. Челнский, Чемский или Чонский – Новопечерский – Спасский – Преображенский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Орловской губ., Трубчевского у., в 8 вер. к юго-зап. от Трубчевска, на правом берегу р. Десны. Основан в XVI ст. одним из князей Трубчевских. Когда Трубчевское княжество было присоединено к России, многие из иноков, не желая остаться в ее подданстве, основали в пределах польских Максаковский-Преображен. мон., ныне Черниговской губ. В монастыре находится чудотвор. икона Челнской Божией Матери, по преданию, явившаяся в челне на р. Десне, против монастыря. “Ист. Росс. Иер.», VI, 710; Ратшин, 426; “Максаков. жен. Спасский мон.», 5; “Чернигов. епарх. извест.», 1864 г., 18; “Воен. стат. обозр. Орлов. губ.», 126; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 180; “Опис. монаст.», 1817 г., 127; Зуев, “Путеш. запис.», 130; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1841 г., 84 (надел. лесом); 1845 г., 94 (надел.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Согласие отцов, к которым обращались яковиты, было выражено на вселенских соборах. В своей беседе о литургии Яков Эдесский 492 исходит из «символа трехсот восемнадцати отцов» Никейского Собора 493 . Тот факт, что в этом символе по отношению к Иисусу Христу использовался термин «единосущный» (homoousios), доказывал, что идея единого воплотившегося Слова была актуальна для всех христологических определений 494 . Тремстам восемнадцати отцам-никейцам последовали сто пятьдесят соборных отцов Константинополя, изложивших ту же самую веру, которая была исповедана ранее 495 . Равным образом одобрялся и третий Вселенский Собор, состоявшийся в 431-м году. Осуждение Нестория, произошедшее на этом соборе, оправдывалось 496 , так как была осуждена не его жизнь, но учение 497 . Таким образом, яковиты принимали авторитет тех же соборов 498 , которых православные считали тремя первыми вселенскими. Противники яковитов полагали, что такое определение истинно вселенских соборов весьма произвольно 499 . Причиной этому, конечно, стал Халкидонский Собор, «который, воспользовавшись доводом о безумии Евтихия, внес в церковь несторианское человекопоклонство» 500 . Как халкидонская формула, так и tomos Льва, легший в ее основу, считались совершенно несторианскими 501 . Несмотря на то что у самого Севера, когда он начинал говорить о Христе, такие слова, как «неслитно» и «отличительный» 502 звучали эхом Халкидона, он не признавал, что «святой Кирилл говорил, будто нет никакого различия между словами о воплощении единого естества Бога-Слова и исповеданием, со гласно которому Эммануил нераздельно соединен в двух естествах» 503 . Основываясь на таком понимании авторитета соборов, яковиты обвиняли Халкидон и его сторонников в том, что они нарушили преемство единой истинно православной веры и внесли неоправданные вероучительные новшества. В своем исповедании Яков Эдесский утверждал, что «мы не прелагаем и не возмущаем сии вечные постановления, утвержденные нашими отцами» 504 . Православие заключалось в приверженности «апостольским и отеческим учениям, которые суть божественны и непререкаемы» 505 . Обыгрывая библейское предостережение, гласившее: «Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои» 506 , они призывали, чтобы пределы православия постоянно крепились преданием 507 . Когда Филоксена, написавшего новое вероопределение, обвинили в измышлениях, он ответил, что на самом деле лишь пересказал ту единую веру, которая была исповедана многими учителями церкви и первыми двумя соборами 508 . С его точки зрения в новшествах были виноваты халкидониты 509 , по аналогии с «единосущным» (homoousios) 510 измыслившие слово «единоипостасный» (homohypostatos) 511 . Обращаясь к авторитету отцов, они или искажали их речения, или толковали их в соответствии со своими замыслами, что равносильно вероучительному новшеству 512 . «Тайны отцов» таковы, что по отношению к ним в равной мере недозволительны «ни присовокупление, ни умаление» 513 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

483 Указание Норова (втор. пут. стр. 26) не совсем ясно, но по-видимому он говорит, что именно около этого места помещает древнее предание овечью купель – подле Храма. 486 Мы не можем пройти молчанием того, что в некоторых весьма древних списках Евангелия от Иоанна стих 3-й от слова »чающих« и весь 4-й стих пропущены, вследствие чего четвертый стих с концом 3-го считают объяснительной глоссой хотя тоже весьма высокой древности. В числе списков, где не достает 4-го стиха называют Синаитский кодекс (алеф), Ватиканский (В) Парижский (L) и некоторые другие. 488 В буквальном переводе раввина Пумпянского (Варшава 1871): «Ты делаешь ветры Своими посланцами, своею прислугой пылающий огнь» (Ср. еще перевод 1822 года Библ. Общ.). 495 Не можем не указат, что именно тот же строй жизни остался у нынешних евреев и таково же влияние на народ раввинов и цадиков у Талмудистов. 498 Что такое постановление существовало, см. трактат Шаббат fol. 95 в тракт: Санхедрин fol. 58 col. 2 в ссылке англ. издания «Genesis with a Talmudic Commentary by Hershon» Lond. 1883 pp. 84, 91, Ссылки на Талмуд указывают на Вавилонкий Талмуд по Амстердамскому изд. 1744 года. 505 Ср. Исх. 16:27–30 слова Моисея о нарушителях субботы: но они не были наказаны; но в кн. Числ. 15:36 нарушитель субботы был наказан смертью, потому по-видимому (как замечают некоторые комментаторы), что он намеренно осквернил субботу. Этот случай, посое которого Моисей приказывает верным Господу Израильтянам возложить на себя особый знак ( Чис. 15:38 ) и после чего немедленно вспыхивает возмущение Корея, доказывает, что наказание относилось к возмутителю. 507 Буквально развязывал ослаблял (узы) субботы. Vulg. et Biblia Sacrä «quia non solum solvisset sabbathum, sed» etc. «который не только разрушал субботу, но» и пр. 513 Мысль та, что бытие, сообщаемое Отцом Сыну, не может быть отделено от бытия Отца, ибо Сын являет Отца от вечности. 522 Речь Господа по всей вероятности ранее воскрешения дочери Иаира и юноши в Наине, тем более воскрешения Лазаря. См. перечень в конце вступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010