Икона прп. Иоанна Кассиана Римлянина (средник - 2-я пол. XVIII в., рама - 2-я пол. XIX в.; живопись игум. Митрофании (Розен)) была пожертвована в Д. м. статским советником Г. А. Владыкиным († 1803; погребен в Д. м.). В 1858 г., когда храм во имя св. Отцов поновлялся на средства баронессы Розен, ее дочь, мон. Митрофания (впосл. игумения серпуховского Владычнего мон-ря), пожелала поместить ее в иконостас придела св. кн. Даниила. Она заказала для иконы раму и сама расписала ее изображениями из Жития прп. Кассиана. Вскоре образ прославился чудесами. После 1930 г. икона находилась в ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов на Даниловском кладбище. Возвращена в Д. м. вскоре после его возобновления и помещена в Троицком соборе. Особо почиталась икона св. кн. Даниила, написанная на древней доске, «бывшей прежде верхнею крышкою над св. мощами» ( Дионисий (Виноградов) , архим 1898. С. 48). Она помещалась у раки с мощами св. кн. Даниила на вост. части сев. арки в храме во имя св. Отцов (история этого образа в советский период неизв.). По акту от 5 окт. 1930 г. из Д. м. в Музейный отдел МОНО поступило более 50 предметов историко-художественного значения. Среди них - кресты молебные XVII-XIX вв., царские врата XVII в., ок. 20 икон (преимущественно XVII в.) и шитая шелками, золотом и серебром плащаница (1774) - вклад кн. Григория и кнг. Софьи Волконских (дальнейшая судьба этих святынь неизв.). К нач. 2007 г. в Д. м. хранятся чтимые иконы Св. Троицы (2-я пол. XVI в.), ап. Иоанна Богослова (кон. XVI - нач. XVII в.), «Чудо о святых мучениках Флоре и Лавре» (кон. XVII - 1-я четв. XVIII в.), «Усекновение главы Иоанна Предтечи, с клеймами Жития» (1798; иконописец С. С. Нехлебаев), «Страшный суд» (XVIII в. ?), «Собор св. Иоанна Предтечи» (XIX в.), св. кн. Александра Невского (Серг. Посад, 1900), вмч. Пантелеимона (Пантелеимонов мон-рь на Афоне; кон XIX - нач. XX в.), на сюжет с клеймами иконы Божией Матери «Казанская» «Сказания» (XVIII в.), «Донская» (1919; иконописец В. А. Комаровский ), св. прав. Елисаветы (нач. XX в.; принадлежала св. вел. кнг. Елисавете Феодоровне), иконы с частицами мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (XIX в.), Серафима Саровского (1912; из Серафимо-Знаменского скита ), святителей Иоанна Суздальского, Иоанна Тобольского, прп. Симеона Столпника.

http://pravenc.ru/text/171331.html

В составе композиции «Собор Киево-Печерских святых» расширенного извода, формирование к-рой связано с процессом установления почитания Печерских чудотворцев в 80-х гг. XVII в., образу Н. отведено устойчивое в большинстве случаев место в группе преподобных «правой страны», почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах. Он представлен 1-м из 5 святых в 11-м снизу ряду; в эту «пятерицу» помимо Н. входят преподобные Онуфрий Молчальник, Исаия Постник, Спиридон Чудотворец и Прохор Лободник. Данная схема являлась действующей для большинства гравюр, литографий, икон с композицией «Собор Киево-Печерских святых» вплоть до кон. XIX в. Д. А. Ровинский приводит имена святых в порядке их следования на гравюре почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621. 1505) и отмечает аналогичные этой работе гравюры др. мастеров, самые ранние из которых датирует кон. XVII в. (грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей) и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) (Там же. С. 623. 1506, 1507). В числе подобных примеров середины века - работы московского гравера Мартина Нехорошевского (Там же. 1509) и киевская гравюра Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ; Там же. 1508), на которой при имени Н. в нимбе дана характеристика монашеского свойства святого, отличавшегося послушливостью: «      » (ср. воспроизведение надписи у Ровинского по гравюре Гочемского: «П. Hekmapiu послушн.»; Там же. С. 621. 1506 (10); см. также упоминания о подобных гравюрах: работы Иоанна Кончаковского (1771/74; Там же. 1510), ее копии Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. 1511) и др. (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505 а; С. 761-763. 1517)). Устойчивыми элементами иконографии святого в данной композиции являются: оглавное или оплечное изображение, продиктованное его расположением в верхнем ряду; клобук на голове; возраст, близкий к преклонному. В иконописных произведениях, к-рые следуют ранней традиции иконографии «Собор Киево-Печерских чудотворцев», сохраняются те же черты, присущие гравированным работам, напр. на иконах: посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове) - везде Н. назван Послушником. Без указания в нимбе достоинства как монах-послушник он изображен, напр., на иконе 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), 2-й пол. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова). По разным причинам (гл. обр. поздних ошибочных поновлений) образ святого оказывается смещен или даже вытеснен из композиции. Примером последнего является икона 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), где отсутствие определения при имени, к-рое могло бы способствовать идентификации святого, привело к тому, что 1-й преподобный в «пятерице» 11-го ряда поименован Нестором, а святой с именем Нектарий отсутствует.

http://pravenc.ru/text/2564866.html

А. В. Маштафаров Иконография Прп. Елена Московская. Фрагмент иконы «Сбор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР) Прп. Елена Московская. Фрагмент иконы «Сбор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР) О традиции изображения Е. упомянуто в иконописном подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову , под 18 нояб.: «Подобием аки Евдокия, ризы преподобническия, исподняя зеленая» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 39); в рукописи кон. XVIII в. она тоже уподобляется прмц. Евдокии (БАН. Строг. 66. Л. 55; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 49). В часовне над могилой Е. в Новодевичьем мон-ре находилась икона (вероятно, 60-х гг. XVII в.), где под Смоленским образом Божией Матери на фоне церкви были изображены в молении Е. («бывшая сия пречистыя обители начальница») и мц. Гликерия. Прп. Елена Московская. Икона. Ок. 1996 г. (Новодевичий московский мон-рь) Прп. Елена Московская. Икона. Ок. 1996 г. (Новодевичий московский мон-рь) Е. представлена на прориси, выполненной ок. 1902 г. иконописцем В. П. Гурьяновым с иконы «Спас Смоленский, с Московскими святыми» 2-й пол. XVII в. из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве (местонахождение оригинала неизв.),- оглавно, в правой части над образами блгв. князей, в округлом клобуке или в плате, на нимбе надпись: «Пр Елена». Предположительно образ Е. помещен в верхнем ряду группы избранных рус. святых (в т. ч. Московских), предстоящих Пресв. Богородице с Младенцем, на прориси с иконы XVII в. («Моление о народе»). Сохранилась икона посл. четв. XIX - нач. XX в. (ГИМ), написанная в живописной манере в мастерской Новодевичьего мон-ря, на к-рой Е. представлена вместе со схим. Домникой и с послушницей Феофанией - в центре, в рост, в схиме, с куколем на голове, руки сложены крестообразно на груди, на правой - четки; в облаках - благословляющий Иисус Христос ( Трутнева Н. Ф. Игумении Моск. Новодевичьего мон-ря (1525-1920 гг.)//Новодевичий мон-рь в рус. культуре: Мат-лы науч. конф. 1995 г. М., 1998, 2001. С. 58. Рис. 1. (Тр. ГИМ; 99)).

http://pravenc.ru/text/189739.html

Житийных икон В. Х. известно немного, почти все относятся к XVI - XVII вв. Самой ранней является новгородская икона сер.- 3-й четв. XVI в. «Варлаам Хутынский, с 14 клеймами жития» из г. Боровичи (ГИМ), образ В. Х. в среднике подобен изображению на новгородской таблетке. Содержание клейм восходит ко 2-й редакции жития, включавшей сказание Родиона Кожуха о чуде 1460 г. с постельничим Григорием Тумгенем; часть сюжетов связана с детством, аскетическими подвигами святого, устроением им мон-ря. Одним из самых значительных памятников иконографии святого является московская икона «Св. Варлаам Хутынский, с 20 клеймами жития» 60-х гг. XVI в. (ГРМ). Средник повторяет традиц. образ преподобного в молении, предстоящего благословляющему Господу Вседержителю в небесном сегменте. Лит. источником житийного цикла был текст Пахомия Логофета. Самыми редкими являются 3 клейма нижнего поля, подробно иллюстрирующие чудо с Григорием Тумгенем. Ярославская икона 2-й пол. XVI в. «Варлаам Хутынский в житии с 36 клеймами» (ЯХМ) иллюстрирует текст 2-й редакции житийной повести с добавлением эпизодов о крестном ходе в Петров пост, В. Х. в среднике изображен благословляющим, в схиме, с развернутым свитком в отведенной в сторону руке. Ко 2-й пол. XVI в. (?) относится икона с 24 клеймами, иллюстрирующими распространенную редакцию жития, окружающими В. Х., предстоящего образу Богоматери «Одигитрия» в облачном сегменте (из ГТГ передана в музей г. Тбилиси). Житийная икона В. Х. с 12 клеймами, кон. XVII или нач. XVIII в., из рижской Гребенщиковской старообрядческой общины в основе своей имеет один из кратких вариантов Распространенной редакции жития; святой в среднике представлен в редком иконографическом варианте - по пояс, со свитком и образом храма в руках. К 1-й пол. XVII в. можно отнести икону «Варлаам Хутынский в деяниях» с 38 клеймами, к-рая в нач. ХХ в. находилась в Спасо-Преображенском соборе Хутынского мон-ря ( Никольский А. Житие прп. Варлаама Хутынского Лихудиевской редакции//ВАИ. 1911. Вып. 21.

http://pravenc.ru/text/154255.html

90 . Вознесение. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 91 . Вознесение. Новгородская икона. 1543 г. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 92 . Сошествие Св. Духа. Миниатюра греческого евангелия XII в. из монастыря св. Пантелеймона. Афон. 93 . Сошествие Св. Духа на апостолов. Миниатюра армянского евангелия. Сер. XIII в. Ереван, Матенадаран. 94 . Сошествие Св. Духа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 95 . Успение. Новгородская (?) икона. Кон. XII – нач. XIII в. ГТГ. 96 . Успение Богоматери. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 97 . Штамп для просфоры с изображением рыбы. Египет. VII в. Москва, ГМ VI им. А. С. Пушкина. 98 . Орел, держащий крест в клюве. Рельеф на стелле. Египет. XV-XVII вв. Москва, ГМ VI им. А. С. Пушкина. 99 . Блюдо с гравированным изображением Христа в окружении трех голубей. Херсонес. V в. Петербург, Государственный Эрмитаж. 100 . «Добрый пастырь». Статуя из Вифании (Малая Азия). V в. (?). Петербург, Государственный Эрмитаж. 101 . Спас Нерукотворный. Лицевая сторона двусторонней выносной иконы. Новгород. Кон. XII – нач. XIII в. 102 . Спас в силах. Икона из иконостаса Успенского собора во Владимире. XV в. ГТГ. 103 . Христос Пантократор. Мозаика. Ок. 1180–1194 гг. Монреале, собор. 104 . «Предста царица». Новгородская икона. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 105 . Отечество и избранные святые. Новгородская икона. Кон. XIV в. ГТГ. 106 . Богоматерь Одигитрия. Суздальская икона. XV в. Загорский историко-художественный музей-заповедник. 107 . Богоматерь с младенцем и ангелы. Мозаика. 3-е десятилетие VI в. Равенна, базилика Сан Аполлинарио Нуово. 108 . Богоматерь с Младенцем. Фреска. Ок. 1040 г. Охрид, собор св. Софии. 109 . Богоматерь с Младенцем между императорами Юстинианом и Константином. Мозаика. 2-я пол. X в. Константинополь, собор св. Софии. 110 . Богоматерь с Младенцем. Миниатюра. Эчмиадзинское евангелие. 989 г. Ереван, Матенадаран.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Икона Божией Матери «Парамифия». Ок. 1790 г. Иконописец Иоаннис Корнарос (Киккский мон-рь, Кипр) Кипрские иконы из ц. Панагии Хрисалиниотиссы в Никосии (датируется 1-й пол. XIII в., (см.: Κυπριακ τ τρπ. 2017. Σ. 87. Εικ. 21) или 2-й пол. XIII в. (см.: Παπαγεωργου. 1999. Σ. 329); надпись «Η Ελε[ουσα?]»; ныне в Византийском музее им. архиеп. Макария III в Никосии, Кипр) и из мон-ря свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса (XIV в., похищена тур. оккупационными войсками в 1974, обнаружена нем. полицией в Мюнхене в собрании А. Дикмена в 1997, возвращена в Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии в 2013) были написаны, вероятно, под влиянием искусства крестоносцев; от ватопедского образа эти иконы отличаются деталями одеяний Христа, положением Его ног (на иконе XIV в. ступни скрещены), жестом рук, поднесенных к устам. К той же иконографической группе относится икона Божией Матери из ц. прп. Кассиана в Никосии, датируемая XVI в. (Ibid. Σ. 329, 332. Εικ. 3). Возможно, такой тип изображения Божией Матери, в к-ром Она подносит к устам руку Младенца, был принесен в мон-рь Ватопед кипрскими монахами ( Филипп (Перцев). 2016. С. 163). Ок. 1790 г. работавший на Кипре критский мастер Иоаннис Корнарос написал (или поновил) в присущей ему своеобразной стилистической манере икону «Парамифия» (фон закрыт серебряным чеканным окладом), находящуюся сейчас в сев. части местного ряда иконостаса кафоликона Киккского мон-ря (до перенесения в обитель икона хранилась в мон-ре Пресв. Богородицы «тон Илиакон» близ дер. Цакистра, округ Никосия, Кипр). На списке Корнароса Младенец немного отворачивается от Богоматери, в Его левой руке развернутый свиток. Икона начала мироточить в 1997 г., относится к наиболее чтимым иконам Киккского мон-ря. Образ аналогичного извода 1801 г. письма того же художника помещен на спинке архиерейского места в кафоликоне (свиток в руке Младенца развернут вверх). В мон-ре Ватопед хранятся неск. списков иконы «Парамифия» 2-й пол. XIX в.; икона с предстоящим прор. Исаией датируется XVII в., оклад сер. XIX в. В роспись нартекса парекклисиона вмч. Димитрия (1791) включен сюжет с чудом от иконы (игумен молится перед образом Богоматери, разбойники устремляются прочь от стен обители). Иконы этого типа XVIII - нач. XX в. находятся также в Музее византийской культуры в Фессалонике (из ц. Панагии Елеусы), в ц. Св. Софии в Софии, Музее Македонии в Скопье и др.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

Среди немногих сохранившихся образов М. 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. находятся произведения, свидетельствующие об устойчивости традиции совместных изображений М. и др. рус. преподобных - основателей Троицких мон-рей. На иконе посл. трети XVII в. (ЦАК МДА) он представлен в молении Св. Троице вместе с прп. Александром Свирским; на иконе рубежа XVII и XVIII вв. (частное собрание) - припадающим к стопам Христа Вседержителя вместе с прп. Сергием Радонежским (происхождение обоих памятников неизв., они могут быть связаны с кашинско-калязинскими землями). Иногда образ М. включался в более сложные композиции и соседствовал с образами преподобных Макария Желтоводского, Димитрия Прилуцкого, Кирилла Белозерского, Александра Свирского и Кирилла Новоезерского, а также св. князей и прп. Алексия, человека Божия (2-рядная икона 2-й пол. XVII в., ГРМ; Святые земли Русской. 2010. Кат. 294. Ил. 135). По сходному принципу подобраны изображения преподобных на шитой в мастерской А. И. Строгановой пелене из новгородского Антониева монастыря (50-е - 60-е гг. XVII в., НГОМЗ; Силкин А. В. Лицевое шитье строгановских мастерских. М., 2009. Кат. 142): на ней представлены преподобные Димитрий Прилуцкий, Александр Свирский, М., Макарий Желтоводский и Авраамий Ростовский. В обоих случаях образ М. соседствует с образами святых, подвизавшихся в разных регионах России, однако по традиции он сопоставляется с основателями Троицких мон-рей, а также с Поволжскими святыми. Известны прориси с иконы М. с Верхневолжским прп. Геннадием Костромским и Любимоградским и М. со свт. Стефаном Пермским ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. Рис. 87, 255); вероятно, выбор святых основывался на пожеланиях заказчиков этих произведений. Образы М. входят в состав неск. ансамблей храмовых росписей XVII в. Кроме упоминавшегося изображения 1654 г. в Троицком соборе Калязинского мон-ря они сохранились в диаконнике собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (1635, под записью XIX в.), в главном алтаре собора Рождества Пресв. Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря (1649-1650, под записью XIX в.), в одном из окон сев. стены Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684), в жертвеннике Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме (1684). Возможно, изображения М. есть и в др. стенописных ансамблях XVII в., но не идентифицированы из-за поновлений и утраты надписей.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

искусстве неск. интерпретаций, напр.: 2 иконы «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля (посл. треть XIV в. и 2-я пол. XVI в.); икона «Похвала Богоматери» из Георгиевской ц. Вологды (посл. треть XVI в., ВГИАХМЗ); икона «Похвала Богоматери» (1-я пол. XVI в., Львовская галерея искусств); икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Кириллова Белозерского мон-ря (сер. XVI в., ГРМ); пелена напрестольная «Похвала Богоматери» (нач. XVII в., ГРМ); икона «София, Премудрость Божия, со сценой преломления хлеба ап. Петром и Похвалой Богоматери» (2-я пол. XVI в., ГММК); 2 иконы из Благовещенского собора Сольвычегодска - «Похвала Богоматери, с явлением Богоматери апостолам в преломлении хлеба и Софией, Премудростью Божией» (нач. XVII в.) и «Обновление храма Воскресения, с Похвалой Богоматери» (кон. XVI в.; обе - в СИХМ). «Похвала Богоматери» является центральной композицией триптиха со сценами ВЗ и жизни Пресв. Богородицы из собора вмч. Георгия мон-ря Убиси, кон. XIV в. (ГМИГ), изображены в рост 4 пророка с предметами-символами Богоматери в руках - храмом, руном, горой и дверями; ниже написаны сцены «Видение лествицы» и «Неопалимая Купина». На иконе «Богоматерь Неопалимая Купина» кон. XVI в. из Соловецкого мон-ря (ГМЗК) коленопреклоненный И. стоит перед затворенными вратами храма, с к-рого его благословляет Христос. Редким вариантом иконографии И. является образ «Что Тя наречем» из Николо-Зарядской ц. Мурома (сер. XVII в., МИХМ), где И. в сцене «Рождество Христово» стоит рядом с ложем Девы, держа в руках врата и свиток. Примечательно, что на И. алый хитон в отличие от традиционно голубого. И. изображен рядом с композицией «Сошествием во ад» на визант. шитье «Малого» саккоса митр. Фотия, сер. XIV в. (ГММК). Также иллюстрируются видения И. Одним из источников иконографии «Спас в Силах» послужило видение И. на р. Ховар. Самое раннее из подобных изображений - мозаика церкви мон-ря Осиос Давид в Фессалонике (кон. V в.). Подробно передан сюжет видения на иконе из ризницы Соловецкого мон-ря (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/293573.html

святителей, указывающие на принадлежность иконы митрополичьему собору. На обороте иконы, так же как на древнем оригинале, изображен престол с орудиями Страстей (красочный слой XVII в.?). Иконографическая программа могла быть составлена митр. Варлаамом; ее автором, возможно, был один из мастеров, создававших в 1513-1514 гг. росписи Успенского собора. Согласно описям XVII в., на иконе был серебряный сканый оклад. В описи нач. XVII в. сказано, что на окладе имелась «подпись» митр. Симона (Описи Успенского собора. Стб. 309-310). В этом сообщении содержится ошибка; переписчик не разобрал надпись (в описи не воспроизведена), в к-рой, вероятно, было указано имя митр. Варлаама, архим. Симонова мон-ря. В 1-й пол. XVII в. икона помещалась в киоте на амвоне, против царских врат, рядом с образом «Умиление» («Владимирская») в золотом окладе; во 2-й пол. XVII в. ее перенесли в Петропавловский придел. Этот образ носили в плохую погоду в крестных ходах вместо древней чудотворной иконы. В 1917-1925 гг. икона была раскрыта из-под записей. В наст. время находится в Успенском соборе в киоте, с левой стороны от царских врат (на том месте, где до 1917 стояла чудотворная В. и.). В. и. в Благовещенском и Успенском соборах Московского Кремля Владимирская икона Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля. Нач. XVI в. (ГММК) Владимирская икона Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля. Нач. XVI в. (ГММК) В придворном царском храме Благовещения в пядничном ряду иконостаса, сформированном в XVII в., были собраны богато украшенные небольшие иконы-пядницы, принесенные сюда из Образной палаты (хранилища икон) и Казны; многие из них принадлежали предкам царей, являлись древними святынями. Согласно описи 1680 (1634) г., количество В. и. (9) намного превосходило число др. Богородичных образов пядничного ряда. При этом 2 иконы имели сплошные золотые оклады, у 3 золотыми были либо венцы и убрусы, либо цаты; у 7 имелись подвесные пелены. 4 иконы-пядницы находились в алтаре; выносной запрестольной иконой придела свт.

http://pravenc.ru/text/154962.html

В 1956 г. в связи с празднованием 100-летнего юбилея ГТГ была награждена орденом «Знак почета», позднее - медалью «За трудовую доблесть». Значительным было участие М. как автора в капитальном академическом издании «История русского искусства» (под ред. И. Э. Грабаря и В. Н. Лазарева; 1953-1958). Так, в 3-м т. ей принадлежит объемный по информации и анализу очерк «Укрепление русского централизованного государства и превращение его в многонациональное», а также разделы «Московская живопись XVI в.», «Местные школы живописи XVI в.», «Миниатюра XVI в.» (в соавторстве с М. М. Постниковой-Лосевой), «Скульптура и резьба XVI в.», «Живопись кон. XVI - нач. XVII в.», «Шитье XVI - нач. XVII в.». В 4-м т.- «Резьба и скульптура XVII в. (в соавторстве с Н. Н. Померанцевым и Постниковой-Лосевой), «Живопись XVII в.» (в соавторстве с И. Е. Даниловой), «Миниатюра и орнаментальные украшения рукописей (в соавторстве с Постниковой-Лосевой). М.- автор многочисленных статей о древнерусских художниках XVI-XVII вв. и очерков об этапах развития древнерус. искусства в БСЭ (2-е изд., послевоенное; 1956). Итоговым трудом исследователя стал 2-томный «Каталог древнерус. живописи: Опыт ист.-худож. классификации» собрания ГТГ (в соавторстве с В. И. Антоновой; 1963), где М. написала разделы по живописи Новгорода, Пскова и художественных центров иконописания XVI в., а также раздел во 2-м томе «Живопись XVII в.». Осталось незавершенным обширное исследование «Принципы и методы раскрытия памятников древнерусской станковой и темперной живописи» (хранится в ОР ГТГ. Ф. 174/25). Личный архив М. в 90-х гг. XX в. был передан ее сыном в Музей фресок Дионисия в Ферапонтовом мон-ре. Соч.: Памятник новгородской деревянной резьбы XIV в.: Людогощенский крест//Сообщ. Ин-та истории искусств. М.; Л., 1954. 4/5. С. 145-166 (соавт.: В. Н. Лазарев); Древнерус. живопись Н. Новгорода//ГТГ: Мат-лы и исслед. М., 1958. Т. 2. С. 28-36; Живопись XVII в.//История рус. искусства. М., 1959. Т. 4. С. 345-466 (соавт.: И. Е. Данилова); Икона Петра и Павла новгородского Софийского собора//Из истории рус. и западноевроп. искусства: Мат-лы и исслед. М., 1960. С. 81-102 (соавт.: В. В. Филатов); Раскрытие памятников древнерус. станковой темперной живописи//Памятники культуры: Исслед. и реставрация. М., 1960. Вып. 2. С. 171-190 (соавт.: А. Б. Зернова); Каталог древнерус. живописи XI - нач. XVIII вв.: Опыт ист.-худож. классификации. М., 1963. 2 т. (соавт.: В. И. Антонова); Искусство Моск. Руси: 2-я пол. XV-XVII вв. М., 1965; Стенопись Благовещенского собора Моск. Кремля 1508 г.//ДРИ. М., 1970. [Вып.:] Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств, XIV-XVI вв. С. 174-206. Монументальная и станковая живопись//Очерки рус. культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. С. 310-351; Кр. путев. по древнерус. станковой живописи и шитью Новгорода и Пскова (1926)//НовгАВ. 2009. Вып. 8. С. 100-145 (соавт.: Е. И. Силин, Н. А. Реформатская).

http://pravenc.ru/text/2563862.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010