июля и 28. августа). День, в который сожжен иерусалимский храм, неизвестен с точностью: Иерем. 52,12 указывает 10-е аба; но 4. Цар. 25, 8 еврейский текст —7—е аба, греческий (codd АВас?) e " bdo " mh, но рецензия Лукиана (Librorum Veteris Testamenti Canonicorum Pars Prior Graece, ed P. de Lagarde, Gottingae, 1883) e " nna " th. Как известно, иудеи воспоминают это событие тоже 9-го аба. Из W. Smith and H. Wace A. Dictionary of Christian Biography, London 1882, III, 448, и E. Schurer, I, 29. 530, cf. II, 184, 186, 224, 234 (Хр. Чт. 1890; II, 149) мне известно следующее записанное в Taanith 4, 6; b. Taanith 29а иудейское предание: и первый и второй храм были разрушены a) вечером 9-го аба [т. е. по нашему европейскому воззрению еще 8-го аба], b) во „исходе субботы“, moca?e sabbath, g) во исходе субботнего года [т. е. в год, следующий за субботним], d) когда на служении была чреда Иоярива, и e) левиты пели псал, 93, 23. Они не успели закончить этот стих, как ворвались неприятели. Это предание не лишено признаков исторической достоверности, так как оно, быть может, опирается на семейные воспоминания Иояривовой чреды, которая считалась (ср. 1. Лар. 24, 7) первою; из нее же произошла и фамилия асмонеев (1 Макк. 2, 1). Для меня представляет здесь интерес только дата b.– Смена священнических очередей происходила по субботам. Оканчивавшая свою службу чреда совершала утреннее и субботнее жертвоприношение, затем сдавала вступающей чреде сосуды и ключи от храма и удалялась; а чреда вступившая на служение приносила „между обоими вечерами“ „жертву вечернюю“. Это – момент „исхода субботы“ – начала „единые от суббот“, первого дня недели. Если Набузардан поджег храм 29-го июля около 7 часов вечера (с субботы на воскресенье), то это и будет точно соответствовать с одной стороны иудейскому преданию, что храм сожжен во „исходе субботы“, с другой стороны свидетельству Иерем. 52, 12, что это случилось 10-го аба [а если храм зажжен, вечером в субботу 26-го августа, то окажется правильною дата 9-го аба].

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Итак весьма вредно и бедственно доверяться своему разуму, мудрости своей и искусству, так равно и своим силам; ибо они легко падают от небольшого дуновения: " Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим " (Иерем. 9:23). Надеющийся на людей - не защищён. Не следует надеяться не только на себя, но также и на других людей: " проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа " (Иерем. 17:5). Ибо ничтожно и обманчиво такое упование на человека, который не может и себя спасти. Ловцы слонов для ловли их подрезают пилой то дерево, к которому прислоняется зверь этот для ночного отдыха - дерево остается стоящим прямо, так как только частью подпилено у корня. Слон по привычке к нему подходит и опирается на него, но тотчас же падает вместе с деревом, и, не имея в ногах сгибающихся суставов, не может встать, а потому падение его - гибельно. Подобно слонам и многие люди избирают себе деревья для защиты - этот старается всеми силами угождать князю: другой ласкается к богатому господлну, представляя себя готовым на всякие услуги ему, заискивая его любви и милости: находятся и такие, которые стараются привлекать сердца других к себе щедрыми дарами и подкупами, и всякими другими средствами. Бедные! Вы сами себя обманываете, и все это готовите для своей погибели - деревья, на которые надеетесь опираться, давно уже подрублены невидимой Божьей секирой и вопреки вашим чаяниям и надеждам внезапно упадут, а вместе с ними опрокинутся все ваши надежды. Августин, предостерегая от такого обмана, говорит: " многие имели высокое мнение о дружбе с сильными мира сего - те пали, и увлекли за собой в ту же пагубу тех, которые на них сильно надеялись. " Пророк Иона устроил себе кущу из тыквы, и сидел в тени ее с большим удовольствием. Но кратковременная тыква имела у себя двух неприятелей - солнечный жар и червей. От них в один день погибла тыква, а с ней вместе прекратилась и тень, защищавшая Иону от лучей палящего солнца. Рассмотри внимательно дела мира сего, то увидишь, что он весь переполнен тенистыми деревьями, которые временно процветают и своей тенью защищают под ними стоящих, но всегда весьма близка их погибель от многоразличных червей: от зависти, оклеветания, подсудности, бесчестия да и от самой смерти. Все они подгрызают, разрушают и уничтожают всякую надежду на человека. Слуга возложил всю свою надежду на доброго своего господина, вдрут умирает господин, и слуга остался без покровителя. Другой избрал себе защитником человека богатого и сильного, но вскоре он умирает, или его богатство и его власть умалены, и в тот же час тень тыквы исчезла. Сыновья сильных дюдей надеются быть укрытыми под тенью чести, начальства или достоинства своих отцов, но внезапно отнимает Бог тень эту, и бедные, укрывавшиеся под нею, опаляются солнцем и страдают, как скоро погиб господин кущи тыквенной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: ; Исаии 15:16, 19:28; Лев. 14:12 ; Числ. 5:19 ; Второз, 6:13, 10:20, 23:21; 29:12–14; Сирах. 23:9–11 ; Исаии 45:23; Иерем. 4:2; Псал. 14:4 ; Иезек. 20:5–6, 15–23, 36:7, 47:13–14; Мф. 26:63–64 ; 2Кор. 1:23 ; Галат. 1:20 ; Филип. 1:8 ; 1Солун. 2:10 ; 2Тим. 4:1 ; Евр. 6:13–17 ; Откр. 10:5–6 . Израильский: Быт. 21:25–24, 24:1–9 ; 1Цар. 24:22–23 ; 3Цар. 8:31–32 . Св. пророк Исаия предсказал о новозаветной клятве именем Божиим у христиан: Исаии 43:23; Исаии 65:15–16. Клятву именем Божиим употребил Христос: Мф. 26:63–64 ; ее употреблял св. апостол Павел: Рим. 1:9 ; 2Кор. 1:23 и придавал ей большое значение: 1Тим. 1:10 ; Евр. 6:16–17 ; клялся именем Божиим и ангел: Откр. 10:5–6 . Третья заповедь запрещает напрасное, легкомысленное призывание имени Божия: Исх. 20:7 . Христос запрещает клятву ложную, не именем Божиим, а различными предметами: Мф. 5:34–37, 23:16–22 ; как и апостол Иаков: 5:12. Форма присяги пред св. Евангелием и св. Крестом взята из Св. Писания: 3Цар. 8:31–32 и Исх. 22:11 , как и обычай поднимать во время присяги вверх руку: Исх. 6:8 ; Быт. 14:22–23 ; Откр. 10:5–6 .   О СУДАХ. Сектанты, на основании Евангельского текста: «Не судите, да не судимы будете. Ибо, каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф.7:1–2 ), впрочем не все, а только некоторые, отрицают установленные государством суды. Такое отрицание основано всецело на непонимании слова Божия. В данном месте Христос говорил не о судах, как государственных установлениях, а о наших душевных настроениях, по отношению к другим людям, именно – о том, чтобы люди не злословили ближних, не позорили их честь и доброе имя, не распространяли бы клевет, не осуждали бы поведение других и не смеялись бы над другими людьми, выставляя напоказ с худой стороны их поступки, а обращали бы больше внимания на самих себя, проникаясь сознанием, что они грешны пред Богом, и были бы смиренны и благочестивы. Вот о чем говорит Господь Иисус, требуя от людей прекращения всяких пересудов и сплетен.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   г) беспредельным и вездесущим: камо пойду от Духа твоего, и от лица твоего камо бежу; аще взыду на небо, ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси, аще возму крыле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука твоя наставит мя и удержит мя десница твоя (Пс. 138:7-11; Втор. 4:39; Иер. 23:23);    д) премудрым и всеведущим: Господи, ты познал еси вся последняя и древняя (Пс. 138:4); испытай сердца и утробы, Боже, праведно (Пс. 7:10); велий Господь наш..., и разума Его несть числа (Псал. 146:5; сн. Иер. 23:24; 2 Пар. 16:6; Дан. 13:42);    е) Богом крепким и всемогущим: Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (Пс. 32:9; Ис. 40:26. 28 и друг.);    ж) истинным и святейшим: истинна дела его (Втор. 32:4; сн. 10, 10);    з) Богом всеблагим и правосуднейшим: благ Господь всяческим, и щедроты его на всех делех его (Пс. 144:9); праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице его (Пс. 10:7); и вообще -    и) Существом совершеннейшим: велий Господь и хвален зело, и величию его несть конца (Пс. 144:3); несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш (1 Цар. 2:2).    Наконец, по отношению Бога к миру она называла Его -    а) Творцом и Промыслителем вселенной, который сотвори·небо и землю (Иерем. 32:17), сотвори небо, и небо небесе, и вся вои их, землю, и вся, елика на ней суть (Неем. 9:6); и с тех пор радит о всех (Прем. 12:13), и всяческая работна Ему (Пс. 118:91), исчитает множество звезд и всем им имена нарицает (Псал. 146:4), творит ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный (Пс. 103:4), возводит облаки от последних земли, молнии в дождь творит (Пс. 134:7), прозябает траву... и злак..., изводит хлеб от земли (Пс. 103:14), и управляет вся благо (Прем. 8:1);    б) Творцом и Промыслителем, в частности, человека: уведите, яко Господь... той сотвори нас, а не мы (Пс. 99:3); Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех (Пс. 45:1); аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии (Пс. 126:1); владеет вышний царством человеческим, и емуже восхощет, даст е (Дан. 4:22), сокровищствует исправляющим спасение, защищает же шествие их (Прит. 2:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

   3. Впрочем, возвратимся к предмету нашей речи. Чтобы вы знали, как любящим Бога все содействует ко благу, нужно прочитать вам весь рассказ об этом событии, чтобы и отсюда вы увидели, как после ударов, после темницы, все во благо им обратила благодать Божия. Но посмотрим, как излагает это блаженный Лука. «Получив такое приказание , — говорит он, — темничный страж ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду» (Деян.16:24). Заметь, как усиливаются бедствия, чтобы и терпение апостолов сделалось блистательнейшим и не­изреченная сила Божия стала явною для всех. Выслушай и даль­нейшее. «Около полуночи , — продолжает он, — Павел и Сила, молясь, воспевали Бога» (Деян.16:25). Посмотри на возвышенную душу, посмотри на бодрствующий ум; не будем, возлюбленные, оставлять этих слов без внимания. Не напрасно обозначил он нам и время, сказав: «около полуночи» , но, желая показать, что тогда как над всеми другими тяготеет приятный сон и смежает их вежди, — особенно же те, которые обременены многими скорбями, обыкновенно предаются в это время сну, — тогда как, говорит, сила сна господствовала везде, тогда они, «молясь, воспевали Бога» , представляя величайшее доказательство своей любви к Нему. Как мы, страдая телесными болезнями, ищем общества людей близких, чтобы разговором с ними утолить силу боли, так и эти святые, пламенея любовью к Господу и вознося священные песни, даже не чувствовали своих скорбей, но всецело предава­лись молитве и возносили свое дивное песнопение, так что тем­ница сделалась церковью, и всякое место освящалось песнопением этих святых. И можно было видеть чудные и дивные дела, как люди, связанные колодкою, не встречали никакого пре­пятствия к песнопению. Так, человеку бодрствующему, внима­тельному и имеющему пламенную любовь к Богу ничто никогда не может препятствовать беседовать с Господом. Бог, гово­рит Он, «разве Я — Бог только вблизи, — говорит Господь, — а не Бог и вдали?» (Иерем.23:23); и еще в другом месте: «возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» (Ис.58:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3308...

   LXX: Приблизьтесь к горам вечным. Под вечными горами мы можем понимать или ангелов, или пророков, о которых и в псалме написано: «Основания его на горах святых» (Псал.86:2), и в другом месте: «Я возвел глаза мои на горы, откуда придет помощь мне» (Псал. 120:1). К вечным же горам приблизится тот, кто во грехах своих не отделяется от сожительства святых, подобно тому как и Моисей приближался к Богу не по пространству, а по своим заслугам. А тем, которые приблизились к горам вечным, Сам Бог сказал: «Я Бог приближающийся, и не Бог издали» (Иерем. 23:23). Горы же сии называются вечными для отличия от тех, которые не вечны, именно: от темных гор князей века сего, которые, хотя и воздвигнутся, как кедр Ливанский, во мимоидут вместе с миром, так что и место их не будет найдено.    LXX: Встань и пойди, потому что нет тебе здесь покоя. Здесь мы получаем повеление не считать для себя успокоением никакие вещи мира сего, но как бы по восстании от смерти, стремиться в высоту, ходить по Господе Боге нашем и говорить: «К Тебе прилепилась душа моя» (Псал. 62:9). Посему если мы будем небрежны и не захотим послушать говорящего: «Восстань спящей, и подымись, и просветит тебя Христос» (Ефес. 5:14), то будем как будто в усыплении; но мы обманемся, ибо не найдем покоя, потому что там, где Христос не просвещает восстающего, кажущийся повой есть только мучение.    LXX: По причине нечистоты вы уничтожены тлением. Вместо слов: «уничтожены» (истреблены) согласно греческому значению на латинском языке можно сказать: «растлены», так что порядок речи будет такой: но причине скверны вы в конец истлели. Это говорится о тех, которые, служа похотям тела и страстей, растлили не только душу, но и тело, так как предпочитали любить похоть, а не Бога. Можно сказать: вы истлели по причине нечистоты, и смысл будет полным даже без слова тления. Но так как он говорит: «истлели в конец» (истлели тлением), то мне кажется, что это для отличия от тления спасительного, относительно которого и Апостол говорит: «Но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день» (2 Кор. 4:16). Кто всегда носит в себе умерщвление Христово и растлевает внешнего человека и подчиняет плоть власти души, тот хотя и истлевает, но не тлением (в конец), потому что тление его спасительно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

5 ex variis in Macih. Lous). 38 Сим означается как близость исполнения обетования Божия о Мессии, так и то, что первосвященническое служение продолжится до пришествия Самого Мессии, Архирея Великого. 39 Ki hinni mewi el awddi zemach «и вот Я ввожу Раба Моего Отрасль.» Здесь Мессию, также как у пророка Иезекииля, Господь называет Рабом Своим. (34, 23, 24). Называет еще Отраслию, или, как переводят 70, Востоком. Наименование zemach (Отрасль) усвояется Мессии пророком Иеремиею (23:5; 33:15). Оно выражает или то, что обетованное Лицо будет Отраслию из корня Иессеова ( Ис.2:1 ), из дома Давидова (Иерем.23:5; 33:15), или состояние уничижения Мессии, Который в явлении своем будет подобен незаметной отрасли дерева (слич. Ис.53:2 . восток, восхождение, от νατλλω – даю взойти, произращаю употребляется о виноградной лозе, которая пускает почки), коим переводит в общем понятии выражает состояние предмета, прежде сокровенного, но потом являющегося видимым. 40 Осяжу всю обиду земли оныя в день един (9), с Евр. «изглажу грех сей земли в один день.» Бл. Иероним: «in illruss (Christi) passion aufe ram iniquitatem terrae in die una» (Блаженный Иероним in Zach). 41 И светилце (gulla) верху его (2). Иудейские толкователи – Кимхи и Ярхи говорит, что словом gulla означается «простой круглый сосуд на подобии таза» (Apud. Rosenmull. In Zach schol). В некоторых переводах «lenticular» (Paguin., Yatabl.,). 42 И седьмь чашиц (muzakot) светильником верхним его (2). Бл. Иероним переводит слово muzakot infusoria – сосудцы, через которые переливается жидкость. 70 – παρυστρδες водопроводные трубы. 44 «И изнесу камень наследия, равенство благодати, благодать его (7). С подлинника «И положит (Зоровавель) камень вершинный при радостных восклицаниях: благодать, благодать на нем!». 50 Σαχριας ρ μεν τ ν μαρταν ν τπ γοναικς αινομνην. Εξ δυπαθεας γρ τ πλεονα τκτεται τν κακων (Theod. In Zach). 51 Камень оловянный, с Евр. (talentum, pondus plumbeum,) по изъяснению Бл. Иеронима означает pondus gravistimum peccalorum.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

890 О проказе, изменении цвета волос и выпадении их при проказе см. наше вступление в XIII гл. кв. Левит, во втором томе Св. Летописи: «всего чаще все волосы на голове и бровях выпадают» (Св. Лет. т. II Левит, стр. 71 изд. 2-е); см. примеч. на Лeb. XIII, 3, 40 44. См. в Илиаде описание Ферсита II, 219 плешивого. И у Исаии пророка см. о плешивости III, 23, как унижении. 891 Ср. ваше примечание на Исход XX, 5. «Аз Бог ревнитель, наказывающей детей за вину отцов до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня». В примечании 5-м мы говорим: Последнее выражение «ненавидящих Меня» весьма важно. Не за всякий грех караются дети преступников закона, а за грех ненавидения Господа благодетеля. В еврейском конструкция фразы такова, что самое ненавидение уже служить наказанием в этом роде до 3-го и 4-го поколения, между тем как милость Господа в родах любящих Его простирается до тысячи поколений. В семьях отступников и неверующих неверие продолжается несколько поколений и оно есть несчастье в этом роде, ибо ведет за собою сумасшествие и самоубийства. И здесь в наказании, постигшем детей, оскорбляющих Елисея, наказываются семьи «ненавидящих Господа». 892 Мы видели из Моавитского камня, что Моав был покорен впервые – после разделения царств – Амврием, отцом Ахава. Из 4 Ц. 111,4 мы знаем, что ежегодная дань, платимая Моавом Израилю, заключалась в 200 000 штук баранов и овец «не стриженых»; т.е. с шерстью их, доставлявшею хороший доход. 893 Так Роулинсон на 4 (2) Ц. III, 9. В этой долине, служащей водостоком гор Сеира, обыкновенно есть постоянно текущий ручей, который пересыхает лишь во время великих засух. 897 Первоначальное предположение, которое принято всеми западными комментаторами, высказано впервые Робинзоном в его Travels. 898 Мы встречаем этот ужасный обычай во многих культах: не только в культе; Моавитского Хамоса, но и в культе Сидовского Молоха, и в культе Ваала. Напр. Иерем. XIX, 5 говорит о культе Ваала: «устроили высоты Ваалу, чтобы сжигать сыновей своих». Некоторые комментаторы говорят, что Иеремия говорит о культе Молоха, называя только его общим именем Ваал, т.е. господин. Но едва ли не все языческие культы были заражены ужасным обычаем принесения человеческих жертв, как самого ценного дара. Мы знаем о Хамосе и Молохе, что в жертву приносились даже собственные дети, но человеческие жертвы приносились несомненно везде среди язычников во всех частях света.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

„Феофилакт привлекал к себе публику в С.-Петербурге своими проповедями, которые отличались странными особенностями. Напр., он в проповеди говорил о картинах, на которых изображалась Божия Матерь, любил делать намеки на современников. В проповеди на мир, помнится, со Швецией, приводил слова Иерем. 9, 23: мудрый да не хвалится мудростию своею и проч., делая намеки на наши неудачи. Рассуждал в проповедях о политике. Раз ввел в свою проповедь изображение человека престарелого, обремененного службою, из-за которого управляет делами молодой человек. Этим, говорил Владыка, намекал на Митрополита и на меня. Слухи об этом ходили повсюду: так что я решился об этом донести Митрополиту и указать ему способ прекращения таких проповедей на будущее время. Именно, напомнил ему 20 правило Вселенского Собора, которым воспрещается проповедывать в чужой епархии. Тот предложил это указание самому Феофилакту в Синоде, и Феофилакт в самом деле перестал проповедывать“. „Феофилакт был направления слишком светского. Еще до поступления моего в ректоры Академии, он начал приготовлять к изданию в свет и уже печатал „Эстетическия рассуждения“ Ансильйона, которые были переведены студентами Академии. Мне, говорил Владыка, не хотелось, чтобы на них стояло имя студентов. Эта была бы первая книга, первый плод Академии преобразованной, и заключала бы в себе так много несогласного с направлением, приличным духовной Академии. Напр., там есть рассуждение о том, как христианство возвысило достоинство женщины. Есть и другие политические намеки. Я объяснил это Митрополиту, тот говорил Феофилакту. Феофилакт не соглашался оставить дело, не соглашался и выпустить его в свет без имени студентов Академии. Тогда я, достав листы, должен был написать на них свои замечания. Это повело к опровержению их с противной стороны, – и просто к ругательствам на меня“. „А Феофилакт удерживал влияние на Академию потому, что взял на себя руководствовать класс словесности в новой Академии, так что он пересматривал сочинения студентов после наставника. Когда ректор Сергий хотел было требовать от студентов, чтобы они по этому классу написали проповедь, то Леонид, по внушению Феофилакта, объяснил ректору: пусть наперед читает их он – ректор, потом будет читать Леонид, наконец Феофилакт. Ректор объявил, что этого он не допустит; прежде всех должен читать их наставник, для цензурования с литературной стороны; потом ректор – с богословской стороны, и дальше, если хочет, Феофилакт. Но на это не согласились: и от того целые два года студенты не писали проповедей“.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В настоящей жизни Бог наказывает и милует, отнимает и награждает. Гнев Божий не обрушивается на грешников всею тяжестью, не до конца их поражает и губит, но смягчается действием любви. Вообще в настоящей жизни суд и милость, гнев и любовь Божии по отношению к грешникам действуют вместе, взаимно уравновешиваясь. По словам пророка, Иегова действует милостью, правосудно и верно (Иерем. 9, 23). Поэтому каждый частный факт обращения грешника к Богу можно рассматривать, как результат воздействия на него не одной наказывающей правды, но вместе и спасающей любви. И в самом деле, когда человек еще не вполне отравился грехом и в нем остались крупицы добра и истины, тогда легче всего может исправить его не одна наказывающая правда, но правда, соединенная с действием любви предостерегающей, помогающей и милующей. Да и по законам самой правды такого человека должно не наказывать только, но и миловать, и награждать, насколько он заслужил этого своими добродетелями. Деятельность любви Божией здесь и целесообразна, и вместе законна. Законность и целесообразность действий любви, основание и цель их здесь согласуются. Что касается до грешников закоренелых, то в них наказания и мучения иногда порождают только большее ожесточение и упорство во зле. Наказание усиливает в них раздражение и озлобление. Это свойство гордой самостности – не подчиняться наказывающему, чего бы это ни стоило, как бы ни было это мучительно, бесцельно, безумно Самообольщение до такой степени помрачает их сознание, что они не в силах понять, что только в покорности их спасение и что упорством они навлекут на себя только большие мучения и призовут погибель себе. Наказание и тяжесть мучений могут отвратить грешника от зла разве только в начале, когда зло еще не укоренилось и не вошло в привычку; в противном же случае они большею частью ожесточают грешника. Жизненный опыт научает нас, что для обращения человека от зла применение одной, суровой по самому существу своему, правды не всегда достигает цели, а в иных случаях даже ожесточает наказуемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010