Как видим, самоубийство Разиса было делом его беззаветной преданности иудейскому городу; он не желал отдаться живым в руки врагов своего народа и этим показал иудеям пример стояния за Иерусалим, за храм, за свое отечество, не щадя своей жизни. Вот почему в книге Маккавейской говорится с одобрением о самоубийстве Разиса. По мнению же сектантов Разису надо было отдаться в руки врагов иудейского народа и тем, конечно, внести в боевой дух народа смятение и разложение. Нечего оказать «хороший» совет!. О третьей книге Маккавейской ВСЕХБ умалчивает!.. Напомним, как мы уже оказали, что все три книги Маккавейские пользовались большим уважением в иудейской и христианской Церкви, а в 85-м правиле св. Апостолов они причислены даже к каноническим книгам. В Новом Завете мы находим ссылку на 1-ю книгу Маккавейскую (срав. ев. Иоанна 10:22 с 1-й книгой Маккавейской 4:59). 5) Книгою Премудрости Соломона ВСЕХБ не пользуется в делах веры на том-де основании, что в ней «ничего не говорится о Христе» и содержится «совершенно ложное мнение, состоящее в том, что незаконнорожденные дети не спасутся и что душа существует прежде тела» (3:11; 8:19–20). Но ведь во 2-й главе Книги Премудрости Соломона (12–22 ст.) ясно говорится о Христе (сравн. ст. 12 с ев. Луки 11: 54 ; ст. 13 и 18 с ев. Мф. 27:43 ; ст. 19 с ев. Луки 18:32 ; ст. 20 с Иерем. 11:19 и Второзак. 21:22–23). Да и во многих книгах Ветхого Завета, притом канонических, не говорится о Христе, как, например: Левит, Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1-я и 2-я Паралипом., Екклезиаст и др., и никто же на этом основании не отвергает их !.. Если в книге Премудрости Соломона говорится: «дети прелюбодеев будут несовершенны и семя беззаконного ложа исчезнет... если умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда, ибо ужасен конец неправедного рода» (3:16,18,19), то ведь в канонических книгах Ветхого Завета читаем: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх. 20:5; 34:7 ; Второз. 5:9) «Я объявил ему (Илии), что Я накажу дом его на веки за ту вину (разврат), что он знал, как сыновья его не чествуют и не обуздывал их» ( 1Цар. 2:22; 3:13 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, который Он дал нам ( 1Ин. 3:24 ), – говорит один из сообщников Христовых и участник того события, которое ныне воспоминается Церковью. Тогда в пятидесятый день после Пасхи первые ученики Христовы получили обетованное утешение в общении с Духом Святым, который духовно соединил всех приявших Его. В тот знаменательный день появилась у людей долгожданная возможность взаимного единения на основе праведности. И как тогда, когда Всевышний смешал языки для разделения людей, так ныне Он даровал Духом Святым знание разных языков для собирания всех к единому общению в божественной любви (См.: кондак Пятидесятницы). Так исполнилось древнее пророчество о наступлении таких дней, когда Господь заключит со своим народом новый завет и напишет закон Свой в мысли их и на сердцах их (Иерем. 31:31–33). Суть этого закона сводится к одному: люби ближнего своего как самого себя ( Рим. 13:9 ). Исполнитель сего Христова закона избавляется от чувства одиночества, «хотя бы он и одинок был, хотя бы сидел в пустыне или находился в пещере». 346 Почему, спросите вы? Да потому что любовь к Богу формируется тщательным исполнением данного Им закона любви к ближнему ( 2Ин. 1:5–6 ), вследствие чего душа человеческая становится обителью, в которой поселяется св. Троица для таинственного и неизреченного общения ( Ин. 14:23 ). Правда, сподобиться такого общения могут только совершенные души, ибо «как в царских чертогах красивые девы, не имеющие никакого порока, самые благообразные вступают в царское сообщество: так и в духовном – только души, украшенные всякими добрыми нравами, удостаиваются общения с небесным Царем». 347 И только такие души могут образовать то идеальное общество, в котором будет как бы одно сердце и одна душа ( Деян. 4:32 ). Такое общество и представляет собой истинную Церковь как тело, главой которого является Христос ( Колос. 1:18 ). В таком обществе нет места обособлению одних членов от других, ибо как не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны ( 1Кор. 12:21 ), так и тот, кто есть один дух с Господом ( 1Кор. 6:17 ), не может не находиться в тесном общении с одинаковым ему по духу человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Бог – Промыслитель мира Общий Промысл Божий о мире «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Иоан. 5:17 ). В этих словах Господа Иисуса Христа содержится истина постоянного промышления Божия о мире. Хотя Бог «почил в день седьмой от дел Своих» ( Быт. 2:2–3 ), однако не предоставил мир самому себе. Бог дает «всему жизнь и дыхание и все, – ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17:25, 28 ). Сила Божия держит бытие мира и участвует во всех действиях сил сотворенных. Постоянство так называемых «законов природы» есть действие живой воли Божией, сами по себе они были бы бессильны и бездейственны. Все объято в мире Промыслом Божиим. Бог промышляет не только о великом и громадном, но и о малом, и, по-видимому, ничтожном, не только о небе и земле, ангеле и человеке, но и о малейших созданиях, птицах, травах, цветах, деревьях. Все Священное Писание наполнено мыслями о неусыпной промыслительной деятельности Божией. Божиим изволением стоит все необъятное пространство мира. Бог небо и землю наполняет (Иерем. 23:24). «Скроешь лице Твое " - и все придет в смятение ( Пс. 103:29 ). Промыслом Божиим живет растительный мир. Бог «покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву (и злак на пользу человеку)» ( Пс. 146:8 ). Он не оставляет без Своей заботы полевых лилий, наделяя их и другие цветы изумляющей нас красотой ( Матф. 6:29 ). Промысл Божий распространяется на весь животный мир. «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» ( Пс. 144: 15–16 ). Не оставляет Бог без Своего попечения и маленькой птички: «ни одна из них не упадет на землю без воли Отца Небесного» ( Матф. 10:29 ). Человек наиболее составляет предмет Божия Отеческого промышления на земле. Бог знает помышления каждого ( Пс. 138:2 ), чувствования ( Пс. 7:10 ), и даже вздохи (пс. 77:11), подает потребное всем, прежде чем у Него попросить о том ( Матф.6:32 ), и приклоняет ухо Свое к молитве просящего ( Пс. 85:1 ), исполняя просимое, если только оно проистекает из искренней и живой веры ( Матф. 17:20 ) и если согласно с благом просящего, заключающемся в искании Царствия Божия ( Матф. 6:33 ). Он направляет шаги человека, не знающего своего пути ( Притч. 20:24 ), он делает нищим и обогащает, унижает и возвышает, причиняет раны и Сам обвязывает их, поражает и врачует ( Иов.5:18 ). Любя праведных, Он щадит и грешных, «не до конца гневается, и не вовек негодует» ( Пс.102:8–9 ), но долготерпит, чтобы посредством Своей Благости привести их к покаянию ( Рим. 2:4 ). – Эта всеобъемлющая непрестанная деятельность Божия в мире выражена в Символе веры именованием Бога Отца «Вседержителем.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

И опять он говорит: «сердце мое, как воск, растаяло во внутренности моей и рассыпались кости мои» ( Пс 21:15 ). И опять он говорит: «избавь меня от меча и пригвозди плоть мою 45 , ибо сонмище злых выступило против меня» ( Пс 21:21,17 ). В этих словах он ясным образом указывает на Его распятие. Также и Моисей говорит тоже к народу следующим образом: «и жизнь твоя будет висеть пред твоими глазами и будешь трепетать днем и ночью и не будешь уверен в жизни твоей» ( Втор 28:66 ). 80. Опять Давид говорит: «они смотрели на Меня, они разделили между собою Мои ризы и об одежде Моей бросали жребий» ( Пс 21:19 ). Ибо при Его распятии воины разделили Его ризы, как у них было в обычае, и разорвали одежду Его и таким образом разделили. Но о хитоне, так как он был сверху соткан и не сшит, они бросили жребий, чтобы тот, на кого он упадёт, и получил бы его (сравн. Ин 19:23 →). 81. И опять пророк Иеремия говорит: «и взяли тридцать сребренников, цену Оценённого, Которого оценили от сынов Израилевых, и дали их за землю горшечника, как повелел мне Господь» (Иерем 32:6→; сравн. Мф 27:9–10). Ибо Иуда, который был из учеников Христа, дал обещание иудеям и условился с ними, когда увидел, что они хотели умертвить Его, и поскольку он был наставлен Им (сравн. Ин 12:4 →, Мф 26:8–16), он взял тогда тридцать сребренников, местную монету, и предал им Христа, но затем раскаялся в том, что сделал, и возвратил сребро начальникам иудеев, а сам повысился. Они же не признали приличным вложить их в сокровищницу, потому что это была цена крови, и купили на них поле, принадлежавшее горшечнику, для погребения странников (Мф 26:14→, 27:3→). 82. И после того, как Его распяли, когда Он просил пить, Ему дали для питья уксус с желчью (сравн. Мф 27:34), и это именно сказано было Давидом: «и дали Мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили Меня уксусом» ( Пс 68:22 ). 83. А что Он, воскреснув из мёртвых, вознесётся на Небо, об этом Давид говорит так: «колесниц Божиих тьмы тем, тысячи управляющих ими, среди них Господь, на Синае, во святилище. Он восшёл на высоту, пленил плен; Он принял, одарил людей дарами» ( Пс 67:18– 19 ). Под пленёнными он разумеет уничтожение господства возмутившихся ангелов. Он указывает также и место, где Он должен взойти от Земли на Небо. Ибо он говорил: «Господь восшёл от Сиона». Ибо по Своём воскресении из мёртвых Он собрал Своих учеников на Масличной горе против Иерусалима и подтвердил им относящееся к Царству Небесному; и здесь они видели, как Он вознёсся на Небо и как отверзлись Небеса и приняли Его (сравн. 1:4–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Эти пророки предсказывали, что если они будут упорствовать в злых делах, то будут преданы в рабство всем царствам земным, что ясно и исполнилось над ними. О покаянии пророк Исаия говорит вообще ко всем, особенно же к народу: " ищите Господа и, нашед, призывайте Его; когда же Он приблизится к вам, то пусть оставит нечестивый пути свои и муж беззаконный - желания свои, и обратится ко Господу Богу своему и будет помилован, потому что Он много простит грехов ваших " (Ис. 40,6 и дал.). И другой пророк Иезекииль говорит: " Если беззаконный отвратится от всех беззаконий, которые он сделал и будет соблюдать заповеди Мои и делать праведное, то будет жить и не умрет; все неправды, которые он сделал, не вспомянутся, но он будет жить правдою, которую делал, ибо не хочу смерти беззаконного, говорит Господь, но чтоб обратился он от путей нечестия и был жив " (Иез. 18,21-23). И опять Исаия; " обратитесь вы, которые замышляете глубокий и беззаконный совет, чтобы вам спастись " (Ис. 31,6). И другой пророк Иеремия: " обратитесь к Господу, Богу вашему, как собирающий виноград к корзине своей, и будете помилованы " (Иерем. 6,9). Много, или лучше - безчисленно много, сказано в Священном Писании о покаянии, потому что Бог всегда желает отвратить род человеческий от всех грехов. 12. И о справедливости, которую заповедует закон, согласны между собою слова и пророков, и евангелистов, потому что все они говорили вдохновенные одним Духом Божиим. Исаия так говорил: " отнимите лукавства от душ ваших, научитесь делать добро, ищите справедливости в суде, освобождайте угнетенного, давайте суд сироте и оправдывайте вдову " (Ис. 1,16,17). И еще он: " разрушь всякий союз неправды, разорви сети насильственных договоров, отпусти угнетенных на свободу, раздери всякое писание неправедное, раздроби алчущему хлеб твой, и нищих безкровных введи в дом твой; если увидишь нагого, одень, и единоплеменников твоих не презирай. Тогда взойдет ранний свет твой и скоро воссияют исцеления твои, и правда твоя пойдет пред тобою " (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/541/...

Сего ради сия рече Господь Бог Израилев к пасущим людей моих: вы расточили есте овцы моя и отвергосте я, и не посетисте их, се аз посещу на вас по лукавству умышлений ваших, и аз соберу останки людей моих от всех земель, в няже извергох их тамо, и возвращу их к селениям их, и возрастут и умножатся (Иерем. 23:1–3) – Об их преступности и безумии громко возглашает превышних и небесных видений зритель божественный Иезекииль: и жерцы его отвергошася закона моего, и оскверниша святая моя: между святым и сквернавым не разлучаху, и между нечистым и чистым не разделяху, и оскверняху мя посредь себе (Иезек. 22:26). К этим, наконец, да присоединится богодухновенный муж желаний, выставляющий их вавилонский образ мыслей и развращенный суд, и скажет, что изыде беззаконие из Вавилона от старец судей, иже мняхуся управляти людей ( Дан. 13:5 ). Таковы изречения святых Писаний, обличающие и порицающия их. Итак, что же говорят начальники этого заблуждения? Мне кажется, теперь благовременно вступить в состязание с ними. «До времени царствования Константина 6 мы христиане поклонялись идолам». Себе самим и всем христианам они приписывают гнусное дело. Дивится сему небо и сильно содрогается земля. Кто хладнокровно выслушает это? И чему тут больше изумляться: чрезмерности ли клеветы или излишеству неразумия? Не имея, чем подтвердить столь непомерное нечестие и ложь, они прибегают к богоненовистному и безбожному синедриону, собранному им 7 незаконно и вопреки всяким каноническим основаниям, поступая подобно некоторым древним Эллинам, которые, воздавая честь учителю, ссылались на сам сказал. Неразумные не стесняются называть этот синедрион собором. Если уж нужно называть его так, то послушаем, что говорит о нем пророк: соборище преступников, налякоша язык свой яко лук: лжа и неверство укрепишася на земли (Иерем. 9:2–3). И если бы кто назвал его навозным собором ( κοπροσνοδος), то не сделал бы ничего неприличного, как в виду любви к навозу созвавшего его 8 так и в виду сильного зловония, скопившегося от неразумных речей, ибо великое нечестие изрыгал и умышлял он против неба и особенно лаял против славы Единородного. Хуже этого поношения не мог бы изрыгнуть и сам тот, кто именуется у них Сатаною, ибо оно было величайшим противоречием догматам Церкви и нашим таинствам. Нот что-то подвизавшееся за нечестие и ложь собрание и называется у них собором. Усвоив его нечистые догматы  и следуя его пагубному учению, неразумные не устрашились попрать чистую и неповрежденную веру нашу, не понимая, что умышляют против святых, ибо изостриша язык свой, яко змииный: яд аспидов под устнами их ( Пс. 139:3 ), – и беззаконие весь день, неправду умысли язык их ( Псал. 51:2 ), ибо глаголы уст их беззаконие и лесть ( Пс. 35:4 ). 18 . Теперь благовременно по возможности кратко изложить содержание нашего христианского исповедания. Итак мы, как предали нам от начала самовидцы и служители Слова ( Лук. 1:2 ), а также после них приняли тоже учение богословы и божественные учители наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

175 “Тайноядение” (lathrofagia) — вкушение пищи монахом втайне от остальной братии. 176 Букв. “кто живут по своим собственным правилам” (греч. idiorrythmoi). 177 Ср. Гал. 6:3. 178 Ср. Пс. 50:12; Мф. 5:8. 179 Ср. Мф. 7:8. 180 Букв. “в умерщвленной жизни”. 181 Букв. “совершенно не родились от Бога, чтобы жить”. 182 Ср. 1 Кор. 15:47. 183 Ср. 1 Кор. 15:48. 184 Ср. Ин. 3:3. 185 Ср. Пс. 81:6. 186 Ср. Рим. 5:15—18. 187 Ср. Иак. 2:18. 188 Ср. Ин. 6:33. 189 Ср. Ин. 6:50. 190 Преп. Симеон ссылается на свои другие сочинения, где он говорил о том же. Например, в одном из гимнов он пишет: “Взяв (от нас) плоть, Он дал нам Божественного Духа” (Гимн 15, 122). 191 Т.е. делает новыми (греч. kainourgeo). 192 Ср. Ин. 10:10. 193 Преп. Симеон использует классические богословские термины homofyes (единоприродный), homoousios (единосущный), homodoxos (единославный), употреблявшиеся Св. Отцами для вырпажения единства между Отцом и Сыном. 194 По учению восточных Отцов Церкви, человек благодаря обожению становится “по благодати” тем, чем Бог является “по природе”. 195 В оригинале 25 строк гимна написаны двенадцатисложным ямбическим триматром, а остальные строки (26—127) — пятнадцатисложным политическим стихом. 196 Наименования Бога, приводимые здесь преп. Симеоном, основаны на Священном Писании: свет (ср. Ин. 8и др.), мир (Мих. 5:5), радость (Пс. 15:11; 1 Пар. 16:27), жизнь (Ин. 11:25), пища и питие (Ин. 6:55), одеяние (Пс. 103:2), покров (Пс. 31:7), чертог (Пс. 26:5), восток (Лк. 1:78), воскресение (Ин. 11:25), покой (Евр. 4:1—10), огонь (Исх. 24:17), вода (Иер. 2:13), река (Апок. 22:1), источник жизни (Иерем. 2:13; Пс. 35:10), поток (Пс. 35:9; 41:2), хлеб и вино (Мф. 26:26—28), пир (Мф. 22:2—10), сладость (Пс. 35:9), солнце (Пс. 83:12), звезда (Апок. 22:16), светильник (2 Цар. 22:29; Апок. 21:23). Подобное же перечисление встречаем у Дионисия Ареопагита (О Божественных именах 1.6). 197 Букв. “Это Единое есть Многое: оно разрушает и строит”. 198 Ср. Пс. 32:6. 199 Преп. Симеон как бы говорит от лица своих оппонентов, утверждавших, что Бога видеть невозможно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

Правило 87 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Жена оставившая мужа, аще пойдет за инаго, есть прелюбодейца, по священному и божественному Василию, который весьма прилично из пророчества Иеремии привел сие: аще жена будет мужу иному, не возвратится к мужу своему, но осквернением осквернена будет (Иерем. 3:1). И паки: держай прелюбодейцу, безумен и нечестив ( Притч. 18:23 ). Аще убо усмотрено будет, яко оставила мужа без вины: то он достоин снисхождения, а она епитимии. Снисхождение же будет ему оказано в том, да будет он в общении с церковью. Но законно сопряженную себе жену оставляющий, и иную поемлющий, по слову Господа ( Лк. 16:18 ), повинен суду прелюбодеяния. Постановлено же правилами отец наших, таковым год быти в разряде плачущих, два года в числе слушающих чтение Писаний, три года в припадающих, и в седмый стояти с верными, и тако сподобитися причащения, аще со слезами каятися будут . ( Ап. 48 ; Трул. 98 ; Анкир. 20 ; Карф. 102 ; Василия Вел. 9 , 21 , 31 , 35 , 36 , 46 , 48 , 77 , 80 ) . Согласно римскому, а равно и церковному праву, брак есть союз и соединение мужа с женою на всю жизнь (conjugatio maris et foeminae et consortium omnis vitae, мужеви и жене сочетание и сбытие во всей жизни) 1269 . Это точное выражение учения Св. Писания ( Мф.19:5–6 ; Мк. 10:5–9 ; Ефес. 5:32 ), являющегося символическим учением нашей православной церкви 1270 . Согласно этому, кто вступил в законный брак, и этот брак смертью одного из супругов не был расторгнут, уже не может вступить в новый брак с другим лицом. Если же кто-либо самовольно расторгнет брачные узы, причем муж, оставивший свою законную жену, или жена – своего законного мужа, и этот муж или эта жена вступят в брак с другим лицом, то таковые подлежат соответствующему наказанию; второй же этот брак считается недействительным. Вот об этом именно и говорит это (87) трулльское правило, повторяя в общем 35-е и 77-е правила Василия Великого и подтверждая предписания прочих правил, изданных по этому предмету до конца VII века. Правило это объявляет прелюбодейной жену, оставившую без причины ( λо γως, praeter rationem) мужа и вышедшую замуж за другого, точно также объявляет оно прелюбодеем и мужа, оставившего жену свою и женившегося на другой, почему и подвергает виновных наказанию, определенному для прелюбодеев, а именно семилетней епитимии 1271 . Священник же, который благословил бы подобный брак, зная о существовании законного, не расторгнутого брака, подвергается низложению 1272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Укоряешь себя за леность и нерадение, с каким провела пост: но хоть бы от сего научилась стяжавать смирение, понуждать себя к понесению немощей других. Но ты будто хвалишься своим дурным, невыразимо яростным и строптивым характером. Ты и не понимаешь, что Бог смотрительно попускает N. смущаться и делать тебе противное, чтобы ты сим врачевством исцелила свою болезнь; да не услышишь: целихом Вавилона, и не исцеле (Иерем. 51:9). Можем ли мы исцелить себя от душевных болезней, когда не имеем случая к истреблению их? Никто не трогает, – думаем, – и мирны; а страсти внутри лежат, не истребляются, но еще более укореняются и при случае в великую беду ввергают, так что св, авва Дорофей , при действии, поставляет таковых под адом. Надобно попещись об искоренении страстей, а не о поклонении им и уважении их. Да даст тебе Господь разум истинный и наставит на путь правый. И. М. 5 апреля 1847 года. Письмо 406 Просишь моего наставления и вразумления, как тебе себя исправить? – Нового ничего не могу тебе сказать; а все то же, что и прежде говорено было: старайся об исполнении заповеди Божией о любви, которая повелевает и врагов любить и до конца претерпевать. Имей страх Божий и помни, что Он все наши мысли, слова и дела видит и воздает коемуждо по делам его. Читай отеческие книги и научайся, как переносить и терпеть ближнему; видя же свою немощь, смиряйся и проси Господа послать тебе помощь к побеждению страстей, которые берут над нами победу, за возношение наше; ибо по слову св. Лествичника: «Где есть падение, тамо предварила гордость». Болезнь телесная приемлет вину от душевной. Да исцелит тебя Господь от обеих. И. М. 6 мая 1847 г. Письмо 407 Пишешь о сказанной тобою сестрам устроении N.N., а и сама в себе видишь много неисправностей. Хотя и дурно пороки людские изъяснять другим, но ежели ты говорила с добрым намерением исправления ее, то Господь милостив, не попустит произойти от сего злобе. Однако помни о своем исправлении, которое не иначе может быть, как – иметь совершенное откровение, а не одно говорить, а другое умалчивать; это значит закрывать, а не заживлять раны; и по откровении принимать советы с верою и смирением и стараться об исполнении, и нести друг друга тяготы. Ты ищешь жару в молитве – по безумию; ежели и подумаешь, что получила оную, то будь уверена, что это прелесть. Ты исправь жизнь свою, будь смиренна, молись смиренно, Бог приемлет молитвы смиренных ( Пс. 130:18 ). А когда ты сама будешь давать цену своей молитве, то это уже прелесть. При такой неисправности молись о том, да даст тебе Господь исправить жизнь свою и видеть свои грехи, не осуждать никого, и проч. И. М. 23 июня 1847 года. Письмо 408

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

9) Господь говорит: «претерпевший же до конца спасется»: Мф. 10:22 , а сектанты не хотят знать этих слов и теперь же, как только сделались еретиками, предрешили уже свое спасение. 10) В Евангелии говорится: «кто Церкви преслушает, тот будет тебе, как язычник и мытарь»: Мф. 18:17 , а сектанты за это преслушание, за раздирание церкви Христовой мнят службу Богу приносить и, не дожидаясь суда Божия, сами себе сделали оправдательный приговор, предвосхитив спасение. 11) Но, оставим этих лжеучителей о легкости спасения и возрождения, вспомним, так ли легко спасались угодники Божии, напр. Мария Египетская и прочие подвижники веры и благочестия; да и Писание говорит, что Царствие Божие усилием берется: Лук. 16:16 ; срав. Евр. 11:36–40 . 12) Разобрать места Свящ. Писания: Иоан. 15:3 ; Иак. 1:18 ; 1Петр. 1:23 ; 2Кор. 5:17 ; Иерем. 2:22. XX. О чудесах и знамениях 1) Кому из нас в настоящее время не приходится слышать от людей кичащихся своим умом и знаниями, что де чудес не было и не может быть, что все кажущееся чудесным, – есть действие природных сил и случайностей. 2) Древние неверы хотя и видели воочию чудеса творимые Самим Господом, напр. изгнание бесов, исцелен. слепых, хромых, воскрешение мертвых и т. д. но говорили про Христа, что Он де «изгоняет бесов не иначе как силою вельзевула, князя бесовского» ( Мф. 12:24 ). Также и современные неверы в силу Божию проявляющуюся и в наше время в многоразличных чудесах чрез св. таинства, мощи, иконы и др., говорят, что все это действие природы. На беса уже не ссылаются, потому что, как не веруют они в невидимую силу Божию, так не хотят признавать невидимой силы бесовской. Признавая одну силу природы, неверы уподобляются бессловес. животн. водимым природою: 2Петр. 2:12 . 3) Но всемогущ Господь и «идеже хощет, изменяет естества чин». Для верующей души причина чудесных изменений естества совершенно ясна; ибо знает она что «человекам это невозможно, Богу же все возможно»: Мф. 19:26 . 4) Неверие в чудеса равносильно неверию в силу Божию и даже в Самого Бога. Но какими бы доводами не отрицали неверы возможность чудес, верующий человек не должен поколебаться в сознании своем, что чрез чудеса познается Божие всемогущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010