Если посторонние мысли вторгаются в душу и мешают молитве, это – не по нашей воле. Нельзя только допускать, чтобы это происходило намеренно. Внутренняя молитва не должна прерываться ничем внешним: ни песнопением, ни чтением псалмов. Она выше обычной внешней молитвы, которая служит только подготовкой к ней. Если благодатью Божией человек чувствует сладость молитвы и ощущает в сердце влечение к ней, надо особенно стараться сохранить такое расположение души. Внутренняя духовная молитва – не только основное средство для очищения сердца от страстей. Она в особенности – высшая цель человеческого (монашеского) совершенства; она выше всех добродетелей. Добродетелей много и каждая из них только частица добра; а умная молитва , молитва сердцем, есть источник всякого блага. Цель, к которой стремится наш святой, это – духовное «сердечное» видение света Христова, которое, очевидным образом, может быть только даром Святого Духа. Жажда этого блага и должна порождать в монахе бодрость и твердую волю. Преп. Нил ничего не говорит о своем собственном опыте и для описания этих высочайших переживаний «совершенной молитвы» прибегает к греческим мистикам, в особенности к Симеону Новому Богослову . Причина этого может быть в его смирении, а может быть в том, что сам он не сподобился таких духовных состояний. «Кий язык изречет? Кий ум скажет? Кое слово изглаголет? Страшно бо, воистину страшно, и паче слова. Зрю свет, его же мир не имать, посреди келии на одре сидя; внутрь ся зрю Творца миру, и беседую и люблю, и ям, питаясь добре единым боговедением, и соединяюся Ему, небеса превосхожду... Где же тогда тело, не вем». В конце главы Нил обращается к себе самому и к своим современникам – монахам. Мы грешные – говорит он – недостойны даже слышать эта слова. Он сам дерзнул их привести лишь для того, чтобы мы убедились, сколько мы безумны, когда гонимся за тленными благами мира и хвалимся перед другими, когда ими владеем. Борьба со страстями, будь то подавлением дурных мыслей, будь то сердечной молитвой, есть борьба долгая и требует постоянных усилий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Московского, он был послан для сопровождения мощей св. Филиппа из Соловецкого мон. в Москву и на обратном пути заехал на остр. Кий, где нашел крест нетронутым и тогда же дал обет воздвигнуть монастырь во имя Животворящего Креста. По грамоте ц. Алексея Михаиловича 1656 г. повелено строить монастырь, которому и дано название Крестный, что по-гречески Ставрос; необитаемый и никому тогда не принадлежавший остров Кий был отдан во владение монастыря. В соборном храме во имя Воздвижения Креста хранится кипарисный крест (4 арш. дл.), оправленный в серебро с частицами мощей угодников. Здесь жил в ссылке 12 лет еп. Воронежский Лев (Юрлов), в 1742 г. переведенный с саном архиеп. в Знаменский Московский мон. На месте, где был поставлен крест Никоном, сооружена часовня. Архим. Лаврентий, “Краткое известие о Крестном Онежском, Архангельской губ., мон.», Москва, 1805 г.; “Ист. Росс. Иер.», IV, 816 (с грамотами); Ратшин, 7, 418; Пушкарев, “Арханг. губ.», I, 35; Проценко, “М-ри в России», 33; “Акты истор.», IV, 102 (грамота 1656 г. на построение); Молчанов, “Опис. Архан. губ.», 263; Козлов, “Архан. губ.», 339; “Город. посел. Росс. Имп.», I, 26; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 68; “Опис. монаст.», 1817 г., 62; “Архан. Сборн.», II, 170; Фон Пошман, “Опис. Архан. губ.», I, 158; “Олонец. губ. вед.», 1847 г., 50; “Арханг. губ. вед.», 1845 г., 46, 47; 1847 г., 7, 8; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1852 г., 87 (надел. лесом); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 818, 2; “Дополн. к Акт. истор.», V, 67 (Акты 1668 – 1676 г. к осаде Солов. м-ря; стр. 344, в 1671 г. строитель старец Андреян), 102 (Деяния Москов. собора 1666 г., IV, о вотчинах); X, 71 (Акты 1683–86 г. о возобновл. Пертомин. м-ря; стр. 309, Ц. гр. архим. Паисию об иконах); XI, 2 (Дело 1684 г. об отдаче Семиостр. погоста, стр. 7); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 2 руб.); “Акты юридич.», 131 (Вкладная 1696 г. архим. Ефрема); “Временник Общ. ист.», 1852 г., XV, 45 (переписн. кн. 1658 г. домовой казны патр. Никона), 71 (там же, послушн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

     Обыкновенно считается, что для православного сознания характерен страх перед Страшным Судом (ведь само название уже является говорящим). Верующий человек стремится отодвинуться от реальности Суда, убежать от нее: «Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых. Како отвещаю безсмертному Царю? Или коим дерзновением воззрю на Судию?». И кажется, что церковные песнопения подтверждают подобную позицию и психологическую установку. Рассмотрим тропари из трипеснц святителя Андрея Критского, который в древности пелся на утрени Великого Вторника (ныне на повечерии Великого Понедельника). «Познавше, окаянная душе, лукаваго раба притчу, бойся и не неради о благодати, юже прияла еси, да не сокрыеши в землю...» «Егда приидет Судия в тысящах тогда и тьмах Ангельских чинов и Сил, кий страх, душе моя, кий трепет тогда, нагим стоящим всим» . А вот третий тропарь из 8-й песни трипеснца святителя Андрея Критского, прежде певшийся на утрени Великой Среды (ныне на повечерии Великого Вторника): «Егда сядеши, Судие, разлучаяй, якоже рекл еси, пастырь от овец козлища, Спасе, стояния онаго избави нас, не лиши же нас Божественныя десницы Твоея». Обратимся к грузинским источникам — трипеснцу Великого Вторника, содержащемуся в сборнике начала ΙΧ в. – Иадгари: «Молим Тя, Христе, да не обдержит нас огнь неугасимый, но сподоби нас на Страшнем Судищи Твоем глаголати: вся дела Господня Господа пойте» . Однако в христианском сознании скрыто и другое понимание и ощущение Страшного Суда — радостное и светлое. Наиболее ярко оно выражено в анафоре «Учения Двенадцати Апостолов»: «Да приидет благодать и да прейдет мир сей» . Христиане доникейской эпохи всем сердцем стремились к концу мира — как по причине своей любви ко Христу, так и из-за кромешного ужаса современной им действительности, органичной частью который были лупанарии (непотребные дома), амфитеатры, где лилась человеческая кровь и где погибали их единоверцы, и конечно же, языческие храмы, где курились жертвы демонам. И поэтому они желали всем сердцем увидеть Воскресшего Христа, Грядущего на облаках небесных собрать Своих чад и покарать зло окружающего мира. Во многом это радостное ожидание встречи пронизывает гимн Феклы из произведения священномученика Мефодия Олимпийского «Пир десяти дев». Приведем для примера первую строфу:

http://pravoslavie.ru/70007.html

4 Упование и надежду всю имуще мы на Господа нашего Иисуса Христа, изволихом//(Л. 28об.) во славу святаго имени его создати от основания монастырь во имя Честнаго и Животворящаго его Креста на Кии острове, иже есть на мори пред Онежским устием, и церковь создати и братию совокупити и именовати той святый монастырь гречески Ставрос, еже есть славенски Крест, вины ради сицевы. В мимошедшем 147-м году мы, будуще иеромонахом, творихом шествие по морю из скита Анзерскаго и во время то от великаго морскаго волнения едва 5 не потопихомся. Но уповающе на силу Божественнаго Животворящаго Креста, спасение получихом. Пред Онежским устием к пристанищу к Кию острову и славу воздахом распеншемуся на Кресте Господу нашему Иисусу Христу. О оном избавлении будуше же тогда на том острове на воспоминание того своего спасения водрузихом на том месте святый и животворящий крест. Ниже лист 5. Зане промысл Божий оного монастыря к созиданию//(Л. 29) избра время сие от воплощения единороднаго Сына Божиа 1756 лето, в нем же ниже оного монастыря креста созидание все упование наше возвергше на распятаго на кресте Иисуса Христа, яко той крайним своим человеколюбием оный четверочастнаго своего креста монастырь не точию всеми потребными исполнит, но и на всех четырех вселенныя концех именита его сотворит и таковою твердою надеждею укрепльшеся послахом честный животворящий крест на той Кий остров и повелехом его тамо водрузити. 6 Ниже. Православным христианом в вечное благословение и всех благих во приумножение есть же той честный животворящий крест, его же мы ныне на Кий остров послахом, привезен от Палестины, сотворен от честнаго древа кипарисса широтою и высотою таков, яковъже самый животворящий крест, на нем же изволи Христос Бог наш волею нашего ради спасения распятися,//(Л. 29об.) в нем же водружена есть часть самаго того Животворящаго Креста и от святых мощей многих святителей и мучеников и прочих. Лист 22. Восхотехом же возлюбленная во Святом Дусе чада Господа нашего Иисуса Христа любящий и тому Честному его и Животворящему Кресту прилежную веру имущий любви вашей предъявити зде и древняя божественнаго Честнаго и Животворящаго Креста действия нижи, ибо великий он Моисий Божиим манием древле прообразуя и предписуя того Животворящаго Креста жезлом Чермное море пресече и толикое множество немокрено и нескорбно проведе и тогожде Креста Честнаго прознаменованием горкия меррския воды услади и от сухаго камене воду преславно источи и жаждущии народы напои и насыти и сим же чудесем.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Обаче по вся дни, идущу ему в церковь , являшеся убиенный от него младенец, глаголя: почто мя убил еси? И по девяти летех, оставив иноческое одеяние, мирское же прием, иде в Диосполь град, хотя по градскому суду мучен быти за грехи своя: и ять быв тамо, прият смертную казнь яко убийца. Что же сотворят раскольники, толикия тысящи незлобивых отрочат, и ссущих сосцы младенцев, огненной смерти предавшей? Кий ответ дадут Богу? что отвещают тем пожженным от них младенцам, егда тии на страшном суде Божием возопиют к ним: почто нас пожгосте? А раскольщики, ныне сожигающии всяк возраст мужеска и женска пола, мнятся службу приносити Богу 678 , и учат простых людей, дабы не ужасался, и о спасении своем не сумняся, на огнь дерзали акибы за Христа, а самою вещию ни за что. И учить раскольнический их преждепомянутый учитель Аввакум, глаголя: всяк верный, не развешивай ушей тех, не задумывайся, гряди с дерзновением во огнь, и с радостию Господа ради постражди, яко добр воин Иисус Христов, правости ради, древних ради книг святых. И паки, ублажая сожигающмхся своею волею, глаголет: блажен извол сей о Господе 679 . Но о пребезумный Аввакуме лжеучителю, или паче рещи мучителю! неси ли ты подобен диаволу человекоубийце искони, радующемуся о убийстве человеческом, и на убийство человеков подвизающему? Учиши бо и подвизаеши человеки самих себе вдавать смерти, и погибать телесы купно и душами. Зде бо телеса их сгорают, а тамо души их огнь геенский приемлет. Ты же, обоим смертем их сущи виновен, кий ответ праведному судии Богу даси за всех, твоим учением и советом погибших? Доброе ли есть дело, послушавшим раскольнического учения и совета, сами себе вдати в смерть огненную, и сожигатиея с женами и детьми своими, и быти самим себе убийцами? Се то есть возложить на себе руки, еже самого себе убить коим либо убийством, аще оружием, аще удавлением, аще водою, аще огнем: все то самоубийство есть и ничтоже пользует то страдание, но паче вредить; понеже аще и кровь свою излиет себе убивали, обаче та кровь ему не во спасение, но во осуждение; и мученичество то не в венец, но в лютейшую адскую казнь; ибо велий есть грех самоубийство, больши неже человекоубийетво.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Письмо Никона Полянскому находится в РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 206; текст письма издаётся впервые: 2104 Никонъ Божиею милостию патриархъ. Данилу Леонтьевичю благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа. Аминь. Писал я к великому государю прежде сего с московскимъ стрельцом и с монастырским служкою о своих нуждах и о келейном нестроении на кириловских властей. И нын послал я к великому государю писмо Каменного монастыря с служкою, с Андрюшкою Кузьминым, на них же, кириловскихъ, что он великого государя указу чинятся ослушны и кльи не достраивают, и плотники их, не достроя клей по их приказу, от того дла збежали. А было в тх кльях строена вмсто церквицы для церковного правила особая малая клеица. И нын нам от безпокойства в нестроении их и достал теснота стала большая и положить ничего нгд. И братия, которые со мною терпят, Господа ради, скитаются кое-гд – в хлбне и в поварне, и хотят розно брести. А которое внизу и построено, а вверху недостроено. И от той их недостройки в кльях ничего положить нельзя, сверху дождем и снгом набивает. И от дождевой и от снежной мокроты все мокнет и тлет. И ты, Господа ради, спомози нам и восприим, поднеси великому государю, чтоб великий государь умилосердился надо мною и по моим бы письмам свой, великого государя, милостивой указ учинил. Здрав буди и сего нашего прошения не забуди, да и сам от Господа Бога незабвен будеши. Л. 200 ...двсти тесницъ. – Теснина (теснина, тесина) – доска, пилёная доска – Даль 4, 403. Л. 203 ...был в Крестном монастыр строителем. – Крестный монастырь на острове Кий основан патриархом Никоном в 1656 г. Монастырь выстроен по обету: в 1639 г. на острове Кий Никон, тогда ещё никому не известный иеромонах Анзерского скита, нашёл спасение от морской бури – Шушерин 1997, 28. Л. 204 ...в Кожезерской монастырь. – Кожеозерский Богоявленский мужской монастырь основан в середине XVI в. на острове в Коже-озере – Зверинский 1, 164 250). В 1643–1646 гг. Никон был игуменом этого монастыря – Шушерин 1997, 30; Кр. описание 1902, 480; Известие 1906, 17; Лобачёв 1995, 64.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Вениамин (Федченков) в этой книге проникновенно пишет о празднике Благовещенья. Кроме собственно толкования праздника здесь содержатся и богословские замечания. «Благовещение — один из самых радостных праздников года. Самое слово «благая весть» говорит нам об особой радости, как и все Евангелие, — что с греческого языка значит тоже «благая весть»; и даже звон в храм называется «благовестом»: значит, люди им созываются на радостное богослужение. И к этому — у нас был хороший обычай: в этот день выпускать из клеток на волю птичек. Служится в этот день не сокращенная литургия Преждеосвященных Даров и не долгая литургия святителя Василия Великого, а обычная — святителя Иоанна Златоуста. Пост разрешается — в том смысле, что дозволяется есть рыбу; другой раз в Великом посту это разрешается лишь на Вход Господа в Иерусалим. На трапезе вообще «бывает утешение братии велие: ядим рыбы, пием вино, в кий-либо день случится» в посту. Впрочем, на страстной неделе, в первые четыре дня, разрешение дается «на елей и вино точию»; а в великую пятницу — только на вино; и «ядим сухоядение»: обыкновенно в этот день монахи не едят и даже не пьют ничего… Но что является особым исключением для этого праздника — зажжение свечей пред 9-й песнью канона, как и на полиелее. Конечно, никогда не поется «Покаяния отверзи ми…»: время — не покаянное, а только — радостное… Благовещение… Звон — «во вся тяжкая». Так радуется Церковь!» Группа Вконтакте Facebook группа Благовещение Раздел I. Мысли на праздник РАДОСТНОЕ ТОРЖЕСТВО Благовещение — один из самых радостных праздников года. Самое слово «благая весть» говорит нам об особой радости, как и все Евангелие, — что с греческого языка значит тоже «благая весть»; и даже звон в храм называется «благовестом»: значит, люди им созываются на радостное богослужение. И к этому — у нас был хороший обычай: в этот день выпускать из клеток на волю птичек. Служится в этот день не сокращенная литургия Преждеосвященных Даров и не долгая литургия святителя Василия Великого, а обычная — святителя Иоанна Златоуста. Пост разрешается — в том смысле, что дозволяется есть рыбу; другой раз в Великом посту это разрешается лишь на Вход Господа в Иерусалим. На трапезе вообще «бывает утешение братии велие: ядим рыбы, пием вино, в кий либо день случится» в посту.

http://predanie.ru/book/216804-blagovesc...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Выбор. Между ревнителями благочестия и греками В горячечном возбуждении Никон метался на ложе под мехами, мысленно уже вступив в борьбу за душу своего освободителя с сонмом церковных и светских врагов. Вдруг на лице его появилась хитрая усмешка. Тому, кто столь умело сыграл со всем кружком ревнителей благочестия, включая знаменитого Стефана Вонифатьевича и самого царя Алексея Михайловича, не пристало страшиться борьбы с современными измельчавшими иереями во главе с этим недалеким Иоакимом патриархом! Живое воображение Никона тут же унесло его через многие годы и десятилетия и опустило на берегу Белого моря у устья реки Онеги. Тут он, нищий монах, прощался с рыбаком, перевезшим его с Анзерского острова от гнева начальника тамошней пустыни старца Елиазара. Много дней провели они с рыбаком в море: буря носила их лодку и лишь по счастью прибила к Кий-острову, где Никон в честь спасения поставил крест. «Если Бог восхочет и подаст помощь — здесь устрою монастырь Крестный», — сказал монах рыбаку, и тот не удивился, ибо знал за человеком великие силы. На берегу Онеги они попрощались, пожали руки, и вскоре маленький парус скрылся между водами и небесами. Никон же, поправив котомку, двинулся пешком вдоль реки Онеги на юг. Пища вскоре кончилась, и еще десять дней он шел в голоде, питаясь случайной ягодой и грибом. Наконец увидал на противоположном берегу крепкое поморское село. Стал Никон слабым голосом звать людей на том берегу, чтобы перевезли его на свою сторону, но никто из зажиточных жителей села не откликался. Лишь одна небогатая вдова, услышав голос его, умилилась и послала сына своего за голодным монахом. Никону было стыдно, что ему нечего дать за перевоз. Поклонился он вдове и сказал: «Сам Господь за вашу ко мне показанную любовь да воздаст». Долго ходил монах по селу, ища, где ему дадут переночевать и поесть, но все его гнали, потому что в Поморье был тогда голод. Пришлось вернуться к доброй вдове, которая и сама скудно жила, однако в дом приняла и накормила. «Если Господь восхочет и жив буду, — сказал, прощаясь наутро, Никон, — всячески потщусь за эту твою милость отплатить». И действительно, он отплатил, когда построил на Кий-острове Крестный монастырь и это село со многими другими к монастырю было отписано. Тогда вдову с детьми Никон велел от всяких податей навечно освободить.

http://sedmitza.ru/lib/text/439700/

Еда вси к милостивейшему государю прибегающии скитаяйся разуметися имут? Но винна тя сотворят Паисий, Макарий, Афанасий, патриархи святейшие, паче же к тому московскому благочестивейшему государству, яко в место свободы всего християнства волно притекающим. Еда хощеши да никто семо приидет, яко да твоим не приглядается детельством выше небес явным, или московскому всему престолу, еликий быти может, не к тому уже тебе сущу патриарху, пасти? О природного милость к отечеству! о пастыре ко овчатем бодрость! тако ли не приемлеши государя нашего милосердия, синклита терпения и всего народа приятства и моления? Глаголеши, к твоим ногам не припадша, яко к папе, свидетельствующею явственною грамотою, ложно мниши, еще проразумеваеши, еще мыслию присвояеши достоинства патриаршества, яже волею своею оставил еси, яко Исав рождения своего первенство. Был еси древле патриарх [киими же образы, един ты знаеши], ктому неси, яко убо пустившему жену, паки ю восприяти не лет есть ю, еда пущеницу восприяти дерзаеши? Киим убо умом, преодоленный нескверную невесту Христову явственным разлучением оскверненну паки восприяти образуешися? Папа ли, к его же суду притекаеши, оставленну единощи церковь тебе вдовствующему вдаст? Оле, празных и разных твоих помышлений! Не брежеши уже вселенских патриархов, от них же благословение приял еси; оставил еси, оле, четыре реки из рая церкви исходящих и от кладезя, живыя воды не имущего, пити хощеши. Кий Иеремия буйства твоего плачется? Кий Исаия изречет, како святоносец пал еси? Буди, яко не отреклся еси престола московского; буди, яко постановление твое твердо. Не довлеет ли та едина глава на извержение твое по достоинству, яко папеженик быти объявился еси? Кая ярость к сему приведе? сану твоему не советуеши, что аще и весь свет приобрящеши, душу же свою погубиши. Зелным убо гневом мятешися, и от гнева дееши яже не суть тобою деема, с ярости, се есть с отлучения ума и слепоты, в субботний день мене, власть, пса нарекл еси, а не християнином, в воскресный же день Каиафою прилагаючи, яко блазнен, чтомые Христовы страсти по образу смехотворения тому и сему в смех.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

— Подольская на территории городских округов: Подольск, Люберцы, Дзержинский, Котельники, Лыткарино, Серпухов, Протвино, Пущино, Домодедово, Чехов, Ступино, Ленинс кий с административным центром в г. Видное; — Сергиево-Посадская на территории городских округов: Сергиево-Посадский, Пушкинс кий, Мытищи, Королев, Лобня, Дмитровский, Талдомский, Дубна, Химки, Клин, Долгопрудный, Солнечногорск. Митрополию возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Синод поблагодарил Предстоятеля за его готовность продолжить попечение о приходах и монастырях Московской области. Епархиальным архиереем Коломенской епархии назначен Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший Наместник. Митрополиту Крутицкому и Коломенскому были усвоены права по управлению Московской митрополией с полномочиями, определяемыми Уставом Русской Православной Церкви. Преосвященным Балашихинским и Орехово-Зуевским назначен епископ Балашихинский Николай с сохранением за ним должности главного редактора Издательства Московской Патриархии. Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон назначен епископом Верейским. Епископ Павлово-Посадский Фома назначен преосвященным Одинцовским и Красногорским, с сохранением за ним должности руководителя Административного секретариата Московской Патриархии. Епископ Красногорский Иринарх назначен епископом Раменским. Епископ Одинцовский Порфирий назначен епископом Озерским. Епископ Сергиево-Посадский Фома назначен преосвященным Сергиево-Посадским и Дмитровским, с сохранением за ним должности Наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Епископ Дмитровский Феофилакт назначен епископом Мытищинским. Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Аксий назначен преосвященным Подольским и Люберецким. Архиепископ Подольский Тихон назначен архиепископом Рузским. Епископ Минусинский и Курагинский Никанор возглавил Южно-Сахалинскую и Курильскую епархию. Временное управление Минусинской и Курагинской епархией возложено на митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона. Епископ Видновский Тихон и епископ Серпуховской Роман назначены викариями Патриарха Московского и всея Руси.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/13/ra...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010