Преподобные Кирилл (†1427 г. Память 9 (22) июня) и Ферапонт (†1426 г. Память 27 мая (9 июня), строители обители их имени на Белом море; преподобный Павел Комельский и Обнорский (†1429 г. Память 10 (23) января); преподобный Сильвестр Обнорский (†1379 г. Память 25 апреля (8 мая); преподобный Иаков Железно-боровский († 1442 г. Память 11 (24 апреля); преподобные: Стефан Махрищский (†1406 г. Память 14 (27) июля); Димитрий Прилуц-кий (†1392 г. Память 11 (24 февраля); святитель Стефан Велико-пермский (†1396 г. Память 26 апреля (9 мая); святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (†1385 г. Память 26 июня (9 июля). Вот небесные птицы, вышедшие из святого гнезда преподобного Сергия, птенцы, духовно связанные с ним. Память преподобного Сергия (†1392 г.) чтится 25 сентября (8 октября) и 5 (18) июля (обретение мощей). Конец XIV века. Обширная Пермская земля от Двины до гор Уральских, издревле платящая дань россиянам. Среди язычников безбоязненно ходит юный монах Стефан, сын устюжского церковника, и проповедует Святое Евангелие, устанавливает для зырян азбуку и переводит на этот язык богослужебные книги. Вблизь устья реки Выми строит он церкви. Желая доказать бессилие идолов, Стефан сжигает одну из главнейших кумирниц. Число христиан увеличивается, жрецы в ужасе. Главный волхв Пам вызывается пройти невредимым сквозь огонь и воду, требуя того же и от святого Стефана. «Я не повелеваю стихиями, – отвечает Стефан, – но Бог христианский велик: иду с тобою.» Испуганный его решимостью, Пам отказывается от испытания. Вера укрепляется. Великий просветитель, возведенный затем митрополитом Пименом с согласия великого князя Димитрия Иоанновича в сан первого епископа Пермского, кладет твердое основание православию в этой земле. Дело это продолжали замученные святые епископы Герасим и Питирим († 1455 г.) и завершил его святитель Иона († 1470 г.). Память святителя Стефана, скончавшегося в 1396 году, чтится 26 апреля (9 мая). Скончался в 1389 г. великий князь Дмитрий Иоаннович Донской, о котором современники писали: «Димитрий всю жизнь совершил во благе. Приняв власть от Бога, он с Богом возвеличил землю Русскую, которая во дни его княжения воскипела славою; был для отечества стеною и твердию, а для врагов огнем и мечом; кротко-повелителен с князьями; тих, уветлив с боярами; имел ум высокий, сердце смиренное; взор красивый, душу чистую; мало говорил, разумел много; когда же говорил, тогда философам заграждал уста, благотворя всем, мог называться оком слепых, ногою хромых, трубою спящих в опасности " …

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Лит.: Лаврентий [Далматов], архим. Краткое известие о Крестном Онежском Архангельской епархии мон-ре. М., 1805; ИРИ. 1812. Т. 4. C. 816-864; Молчанов К. Описание Архангельской губ. СПб., 1813. С. 263-271; Глаголев А. О древних зданиях и святынях Крестного мон-ря на о-ве Кий//ЖМВД. 1841. Ч. 41. 7. Смесь. С. 1-7; Никольский И. Онежский Крестный мон-рь//Архангельские ГВ. 1845. 46/47; Пошман А. П., фон. Описание Архангельской губ. 1802 г. Архангельск, 1866. Т. 1; Онежский Крестный мон-рь//Справочная книжка Архангельской губ. на 1870 г. Архангельск, 1870. Прил. С. 33-34; Макарий [Миролюбов], еп. Записка об Онежском Крестном мон-ре//ЧОИДР. 1880. Кн. 3. С. 10-18; Суслов В. В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии. СПб., 1888. С. 32, 42, 70, 74; [Легатов И. И., прот.] Ист. описание Крестного второкл. мон-ря Онежского у. Архангельской губ. Архангельск, 1890; Максимов С. В. Год на Севере. М., 18904; Крестный мон-рь, основанный Патриархом Никоном: (В Онежском у. Архангельской губ.). СПб., 1894; Ист. описание Крестного второклассного мон-ря Онежского у. Архангельской губ. Архангельск, 1903; Бугославский Г. К. Пергаменное Евангелие-Апракос Онежского Крестного мон-ря. Архангельск, 1907; Россиев П. А. Светлое Поморье//ИВ. 1907. 10. С. 230-254; Описание памятников рус. архитектуры по губерниям: Архангельская губ.//ИИАК. 1911. Вып. 41. С. 104-105; Ильин М. А. Крестный мон-рь на Кий-острове//Архит. наследство. М., 1962. Вып. 14. С. 90-104; Алфёрова Г. В. К вопросу о строительной деятельности Патриарха Никона//Там же. 1969. Вып. 18. С. 30-44; она же. Ансамбль Крестного мон-ря на Кий-острове//Там же. 1976. Вып. 24. С. 83-93; Белоброва О. А. Челобитная иконников Крестного Онежского мон-ря патриарху Никону//Культурное наследие Др. Руси: Истоки становления, традиции: Сб. ст. М., 1976. С. 400-405; Боровой В. Я. Кий-остров: Буклет. Архангельск, 1976; Кольцова Т. М. «Крестовый образ» Кийского Крестного мон-ря//Научно-исслед. работа в худож. музее: Сб. ст. Архангельск, 1998. Вып. 1. С. 14-32; она же. Новые данные о строительной истории Крестного (Онежского) мон-ря в XVII-XIX вв.: (По письменным источникам)//Памятники архитектуры Русского Севера: Сб. ст. Архангельск, 1998. С. 266-297; она же. Северные иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 34-35, 37, 40-45, 82-87, 107, 129; она же. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005; Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты: [Кат. выст.]. М., 2002. С. 72-77; Стрельникова Е. Р. Крест на острове патриарха Никона//Никоновские чтения музея «Новый Иерусалим». М., 2002; Бахматов Л. Д. Остров Кий: Сказка посередь моря студеного. Онега, 2004; Кийский Крест Патриарха Никона/Сост.: М. В. Осипенко. М., 2004; Абрамовский В. Н., Кольцова Т. М. Крестный Онежский мон-рь: Святыня на Кий-острове в Белом море//Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2009. 2. [Ч. 2: Спец. вып.]. С. 97-115; Крестный Онежский мон-рь: Ист. источники/Сост.: В. Н. Абрамовский. Архангельск, 2011.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

В наст. время вложенные в крест святыни обрамлены 16 серебряными 8-конечными звездами и закрыты 104 серебряными пластинами. На них выгравированы поясные изображения святых, чьи мощи размещены под ними в прямоугольных ковчегах. Образы были исполнены рус. мастерами на основе иконописных подлинников и иконных образцов. Под нижней перекладиной помещена прямоугольная серебряная позолоченная пластина (25,5×18,3 см) с вкладной надписью: «…сотворен сий Великии Крест, Божиею милостию Никоном архиепископом Царствующаго Великаго града Москвы: и всея Великия и Малыя и Белыя Росии Патриархом от честнаго древа кипариса, и оукрасил сребром и златом, в похвалоу и покланяние христолюбцем. Христе Боже помилуй и спаси доушю мою силою Честнаго и Животварящаго Твоего Креста, и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте. Лета от воплощения Слова Божия а от создания мира августа в день». По периметру и на торцах крест покрыт серебряной басмой с геометрическим орнаментом. Художественная программа К. к. не имеет аналогов в визант., зап. и рус. искусстве. Кийский крест в Воздвиженском соборе Кий-Островского мон-ря Кийский крест в Воздвиженском соборе Кий-Островского мон-ря По распоряжению царя Алексея Михайловича крест с большими почестями был отправлен из Москвы на Кий-остров в 1657 г. в сопровождении духовенства и роты драгунов «со 108 большими и малыми чугунными пушками, с ядрами, бердышами, барабанами и запасом пороха» ( Глаголев А. О древних зданиях и святынях Крестного мон-ря на о-ве Кий//ЖМВД. 1841. 7. Смесь. С. 4). К марту 1657 г. он был доставлен в Крестный мон-рь на Кий-острове. С тех пор в лит. и письменных источниках его обычно называли «Кийский крест» или «Никоновский крест». В описи 1-й монастырской деревянной ц. Воздвижения Креста Господня, составленной 30 марта 1657 г., значится: «Церковь Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня, а в ней крест с мощами святых отцов и святых мучеников» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 4. Л. 2). Крест считался главной святыней мон-ря.

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

13 июня 1656 г. царь Алексей Михайлович подписал грамоту с повелением «на том острову церковь поставить и монастырь соградить, именуемый Ставрос», что в переводе с греческого означает «крест» (Там же. С. 245). На строительство сразу было выделено 6 тыс. р. Стремясь подчеркнуть значение новой обители, патриарх Никон заказал в Палестине кипарисовый крест-реликварий (см. Кийский крест ), который торжественно отправил из Москвы. «Под звон колоколов всей Москвы» патриарх провожал святыню в далекий путь. К марту 1657 г. крест был установлен в деревянном соборе в честь Воздвижения Креста Господня на Кий-острове. Первые монахи пришли на остров из Сырьинского мон-ря. В кон. XVII в. в К.-О. м. числилось 80 насельников, ок. 200 чел. работников и трудников (Ист. описание. 1903. С. 9). После секуляризации К.-О. м. был объявлен второклассным, вскоре пришел в упадок. В 1884 г. в К.-О. м. проживали 4 чел., в 1917 г.- 9 монашествующих. 9 июля 1854 г., во время Крымской войны, на остров высадились англ. войска, разорившие нек-рые постройки. Кийский крест и др. реликвии монахи предусмотрительно эвакуировали на материк. Строения монастыря, уцелевшие после интервентов, пострадали в 1855 г. от пожара, уничтожившего почти все деревянные здания. Восстановление комплекса К.-О. м., производившееся под наблюдением особой комиссии, затянулось на годы. Деньги на работы были выделены только в 1870 г. (Там же. С. 18). Писатель С. В. Максимов, посетивший Кий-остров в 1856 г., сообщал, что мон-рь беден и существует «весьма незначительными и редкими вкладами Соловецких богомольцев» ( Максимов. 1890. С. 70). Среди немногих паломников, останавливавшихся в монастырской гостинице на Кий-острове в нач. ХХ в., был худож. А. Е. Архипов. В 10-х гг. XX в. островные пейзажи привлекли сев. художника и писателя С. Г. Писахова, картины к-рого хранятся в собрании АМИИ (Инв. 208-ж, 186-ж, 756-ж). В 1921 г. К.-О. м. был упразднен. В годы иностранной интервенции и гражданской войны на Кий-острове дислоцировалась англ. военная база, были сделаны укрепления, установлены дальнобойные орудия. В монастырских помещениях размещался склад боеприпасов и продовольствия. После закрытия К.-О. м. на его территории находилась детская колония (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 1018), а в 1924 г.- дом отдыха «Кийский» - 1-е курортное заведение на Севере (принадлежит Федерации профсоюзов Архангельской обл., к-рая является арендатором памятников). В 30-х гг. XX в. добычей камня на Кий-острове занимались заключенные «Сороклага» - строители Беломорско-Балтийского канала. В Крестовоздвиженском соборе, к-рый использовался как клуб, в 1960 г. была построена кинобудка, в алтарной части устроена сцена. Каменный келейный корпус «на погребах» стал хранилищем овощей, в одностолпной трапезной палате устраивали танцы.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

В субботу на вечерни, и в неделю на утрени, и на литургии, поем службу всю неизменно, якоже прилучившагося святаго имущаго бдение, в неделю, глава 3. Глава 4. Аще случится храм святаго, или святыя, кроме недели И поем службу во храме, вечер и утро, и на литургии, якоже великаго святаго, емуже бывает бдение: зри главы септемвриа в 26-й день. Отдание же храма поем на вечерни, якоже указася в 1-й главе. [Зри] О томже: Аще случится во един день, на ряду во уставе другий великий святый с храмом, и поем службу его, когда настоятель восхощет, или церкве начальник, во ин день, аще и великий святый. Глава 5. Аще случится храм святаго священномученика Корнилиа в неделю Поем службу храма, якоже преподобнаго Симеона Столпника храма в неделю, по тойже главе: предпразднства же канон поем на повечерии. Глава 6. Аще случится храм Обновления в неделю, или кроме недели И поем службу всю на ряду Обновления с предпразднством Честнаго Креста. Корнилиа же службу поем на повечерии. Глава 7. Аще ли храм святаго Корнилиа случится, кроме недели в кий день И поем всю службу, вечер, и утро, Обновления и храма, якоже Симеона и Индикта, вечер и утро, и на литургии. Глава 8. Аще ли храм случится Покрова, или Сретения Пресвятыя Богородицы, или ин кий храм Ея, в неделю И поем всю службу, вечер, и утро, и на литургии, во всем подобно, якоже Рождества Богородицы в неделю, септемвриа во 8-й день. Глава 9. Аще ли храм Покрова Богородицы, или иный кий, случится кроме недели в кий день Поем службу храма в тех днех, якоже на праздник указася на ряду, септемвриа во 8-й день. Такожде поем и иным храмом Богородицы, кроме недели. Апостола же Анании и Романа служба поется во ин день. Глава 10. Аще ли храм Анании, или Романа случится в неделю Поем храма их службу, с Покровом Богородицы, яко указася храму Симеона Столпника, в неделю. А другаго святаго не храмоваго, поем службу, егда хощет настоятель, или на повечерии. Глава 11. Аще ли техже преждеписанных, святаго коего храм будет кроме недели, в кий день И поем службу Покрова, и храма, вечер и утро, и на литургии, во всем подобно, якоже Индикта, и храма святаго Симеона. Точию на благословении хлебов, тропарь: Богородице Дево: дважды: и храма, единожды. По кафисмах, седальны храма, по дважды: Слава, и ныне, Богородице. На хвалитех стихиры Богородице, три: и храма три. Глава 12. Аще ли случится храм святаго великомученика Димитриа Солунскаго в неделю

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Алфавитно-именной список А Стр. АВВАКУМ (Боровков) Еп.Старо-Уфимский, вик. Уфимской епархии 19 АВГУСТИН (Беляев) Архп.Калужский и Боровский 20 АВГУСТИН (Петерсон) Митр.Рижский и всея Латвии 21 АВГУСТИН Еп .Луганский. ···.· 22 АВЕРКИЙ (Кедров) Архп.Волынский и Житомирский... 23 АВРААМИЙ (Дернов) Архп «Глазов с кий 25 АВРААМИЙ (Летницкий) Еп.Саратовский и Царицынский. 26 АВРААМИЙ (Чурилин) Еп .Пензенский 28 АГАПИТ (Борзаковский) Архп.Новоторжский 29 АГАПИТ (Вишневский) Архп.Екатеринославский и Ма- риупольский 30 АГАФАНГЕЛ Митр.Ярославский и Ростовский 32 (Преображенский) АГАФАНГЕЛ Еп.Темниковский, вик.Саранс­ кой епархии 41 АГАФОДОР Митр.Казанский и Ставрополь- (Преображенский) ский 42 АДАМ Архп«Филадельфийский и Карпа- (Филипповский) тороссий в США. 48 АДРИАН Еп.Ушицкий, вик.Каменец-По- (Анцыно-Чекунский) дольской епархии 50 АКАКИЙ (Заклинский) Еп.Енисейский и Красноярский 51 АЛЕКСАНДР (Белозер) Еп.Барнаульский 54 АЛЕКСАНДР (Богданов) Еп.Тамбовский и Шацкий 55 АЛЕКСАНДР (Виноградов) Еп.Житомирекий и Овручский... 57 АЛЕКСАНДР (Витол) Еп.Мадонский 58 АЛЕКСАНДР Еп.Полоцкий и Витебский 64 (Закке-Заккис) АЛЕКСАНДР (Иноземцев) Архп.б.Пинекий и Полесский.. 66 АЛЕКСАНДР (Карпин) Еп.Гельсингфорский 68 АЛЕКСАНДР (Малинин) Еп.Нолинский, вик.Вятской епархии 70 АЛЕКСАНДР (Надеждин) Еп.Вологодский 71 АЛЕКСАНДР Митр.Брюссельский и Бельгий- (Немоловский) ский . 73 АЛЕКСАНДР Еп.Гурийско-Мингрельский.... 76 (Окропиридзе) АЛЕКСАНДР (Паулус) Митр. Таллине кий и всея Эстонии 79 АЛЕКСАНДР (Петровский) Архп. Харь ков с кий 80 АЛЕКСАНДР Еп.Богородский, вик.Новгород- (Похвалинский) ской епархии 82 АЛЕКСАНДР (Раевский) Еп.Могилевский 83 АЛЕКСАНДР (Светланов) Еп.Калужский и Боровский.... 84 АЛЕКСАНДР (Соколов) Еп.Старорусский, вик.Новго­ родской епархии 90 АЛЕКСАНДР Архп.Молотовский и Соликамс- (Толстопятов) кий 91 АЛЕКСАНДР (Торопов) Еп.Рыбинский 93 АЛЕКСАНДР (Трапицын) Архп. Пугаче в с кий 95 АЛЕКСАНДР Еп.Бердичевский, вик.Киевс- (Чекановский) кой епархии 97 АЛЕКСАНДР (Щукин) Архп.Семипалатинский. 99

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Великой, против Снетогорского м-ря. В Псков­ской летописи под 1395 г. сказано: «То­го же лета свершивше церковь святое Воскресенье каменну за Дамантовою сте­ною, а другую церковь постави Захарья посадник Костроминич святого Николу, монастырь на Волке.» В 1558 г. разо­рен ливонцами; 1651 г. приписан к Саввину-Сторожев. мон. С 1630 г. упра­влялся строителями м-ря Стефановского в Лугу. “Полн. Собр. Летоп.”, IV, 194, 266; “Истор. Рос. Иерар.”, III, 502 (с Ватку Николаев.); Смирнов, “Истор. опис. Саввино-Сторож. мон.”, 107, LII, примеч. 206; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 401, 21; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 235 (Проезж. гр. 1679 г. Саввину м-рю); “Дополн. к акт. истор.”, X, 81 (Роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Акты юридич.”, 367 (Отписка 1659 г. Псков. архиеп. Маркелла властям Саввино-Сторож. м-ря о строителе Леонтие, управлявшем и Стефанов­ским м-рем с 1658 по 1659 г.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 205; Василев, “Ист. стат. указатель г. Пскова”, 51, 5 (неправильно назван Волковским). 1785 . Николаевский на Валухе, женский, ныне село Коровничье или Выпрягово, Вологодской губ. и уезда, в 5 вер. от Вологды и близ Спасо-Прилуцкого м-ря, при р. Вологде, на Архангельском почтов. тракте. Известен в период 1623–1678 г., зависел в своем суще­ствовании и управлении от Спасо-Прилуцкого м-ря, но для внутреннего бли­жайшего надзора имел свою настоятель­ницу игуменью. В списках приказных дел 1666 г., между прочим, говорится: «Спаса-Прилуц. м-ря власти поят и кор­мят и одевают и запасы годовые дают, как и прочих стариц, которые живут в Николаевском девиче м-ре». “Архив ист. и практ. свед. относ. до Росс., 1860–61 г.”, IV, 38 (Суворов, “Заметки о мужско-женск. м-рях в древней России”); “Временник Общ. ист. и древн.”, 1854 г., XX, Материалы, III (Списки с приказн. дел Спас. Прилуц. м-ря). 1786 . Николаевский – Варлаамиев, мужской, совсем уничтоженный, находился где-то около Новгорода. Исто­рия его неизвестна; в 1692 г. значился приписным к Новгород. архиер. дому. Не одно ли и тоже, что и Варлаамиев (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ограда Кий-Островского мон-ря. Фотография. 2013 г. Ограда Кий-Островского мон-ря. Фотография. 2013 г. 8 сент. 1661 г. патриарх Никон освятил деревянную ц. во имя Всех святых (впосл. многократно перестраивалась). Последний ремонт в 1900 г. контролировался Императорской Археологической комиссией, к-рая заботилась о сохранении древнего вида памятника. Церковь выстроена на монастырском кладбище «для погребения мертвых». Это небольшой одноглавый прямоугольный в плане храм. Глава была покрыта лемехом, а кровля - тесом. В 1900 г. кладбище было окружено деревянной оградой из соснового леса: поставлены столбы и деревянные решетки. Сохранились фотографии церкви и кладбища, выполненные в 1884 г. А. В. Вьюшиным и в 1886 г. А. Д. Постниковой (в монашестве Филарета) (см.: Постникова А. Мон-ри Архангельской епархии: Фотографии 1884, 1885 и 1886 гг. Архангельск, 2006. Б/п). На них можно видеть особый тип захоронения - «в срубе», бытовавший в Поморье, в Онежском, Корельском и Кольском уездах; слой земли на Кий-острове невелик. Срубы представляли собой прямоугольные или квадратные ящики из бревен или досок, установленные над землей; они покрывались 2-скатной крышей, на коньке к-рой ставился крест. Кресты иногда ставились за «срубцем», в головах могил ( Медведев П. П. Некрокультовые сооружения Карельского Поморья и смежных прибеломорских районов: (Ареальные исследования народного зодчества на территории Респ. Карелия). Петрозаводск, 2001). Настоятельский корпус мон-ря. 1871 г. Фотография. 2013 г. Настоятельский корпус мон-ря. 1871 г. Фотография. 2013 г. На острове находились деревянные часовни: одна была построена «на рогу острова» в 1869 г., «в память пристанища на Кий-острове Патриарха Никона» во время перенесения мощей митр. Филиппа из Соловецкой обители в Москву; другая («Никоновский крест с ковчегом») устроена над крестом, водруженным патриархом в честь своего спасения (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 9. Д. 153. Л. 79 об., 80). Обе не сохранились. Первая ограда была построена в 1658 г. плотниками монастырских вотчин (Там же.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Ранним утром с сожалением покидаем Пустынку, на прощание мне в рюкзак суют большую буханку хлеба, за ночлег денег не берут. И снова идем по деревням: Ярнема – с двухэтажными избами, Усоры – с шатровой часовней, Турчасово – три ряда крупных северных домов с красивейшей деревянной церковью XVIIIbeka, Пияла – деревянный храм, Чекуево – храм и колоритные северные дома, Непеля и Мудьяга – с деревянными храмами и резными домами и много других деревень. Все перечисленные места до 1917 года были процветающими селами, в каждом из которых было несколько храмов и часовен, стояли богатые дома. От прежнего великолепия остались только фрагменты. 20–30-е годы перевернули жизнь северных крестьян. Церкви были закрыты, а многие разрушены, священники угнаны в лагеря или расстреляны. Большевики, обещавшие золотые горы, превратили этой край в пустыню. Ближе к Белому морю Онега из-за порогов становится несудоходной. Снова идем пешком. В городе Онега, впервые после Каргополя, встречаем действующий храм, и тот на кладбище. Древний поморский город с деревянными разбитыми мостовыми выглядит запущенным. Много пьяных. В центре очередь в полкилометра в винно-водочный магазин. Огромной толпой управляют три милиционера. Дают по одной бутылке водки в руки. Рядом плещется Белое море. В 15 км от города – сказочный Кий-остров, а на нем знаменитый Крестный монастырь, заложенный в XVIIbeke патриархом Никоном. Кий-остров манит нас, но попасть туда нелегко – он считается частью запретной пограничной зоны. Идем в милицию получить разрешение. Отказывают. Идем к винной очереди, советуемся с мужиками. Тут же за шесть рублей договариваемся с одним из них и уже через два часа на его моторной лодке прибываем на Кий-остров. Тут же мужики устраивают нас, нелегалов, на квартиру к знакомому. Кий-остров состоит из отшлифованных до блеска морской водой гранитных плит и редкой растительности. В летнюю теплую погоду плиты разогреваются, и лежать на них настоящее блаженство. Ощущения, как после хорошей парилки в бане. Кости словно размягчаются, отшлифованный гранит будто прилипает к телу, не отпуская от себя. Монахи здесь лечили больных от внутренних воспалений. Большевики монахов выгнали, церкви взорвали, при нас они стояли в руинах. После войны на острове устроили дом отдыха. При нас им заправлял некто Бахмутов, художник по профессии, передавший часть своих полномочий жене, полной даме начальственного вида, чувствовавшей себя настоящей хозяйкой. Наше блаженство на острове кончилось через три дня, когда она пришла в хибарку, в которой мы жили, и потребовала разрешение на проживание, грозя сдать нас пограничникам...

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/05/...

556 . Отчет о деятельности Русского археологического института в Константинополе за 1895 г. – ИРАИК, 1896, т. 1, с. 23–53. Экскурсия на Афон (Ф. И. Успенский, О. Ф. Кульф, Б. А. Панченко): с. 29–33. 557 . Очерк Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. Изд. 2-е. СПб., 1873. 15 с. Изд. 4-е. М., РПМА, 1881. 15 с.; 1 л. илл. Изд. 6-е. Μ., ΡΠΜΑ. 1884. 558 . Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Сост. А. А. Павловс кий. Н. Новгород, 1907. 784, III, 6, XVI с. По Афону (описание русских обителей) и сведения для путешествующих в Иерусалим: ч. 2 (прил.), с. 3–111. Устав братства русских обителей: с. 95–100. 559 . – Иллюстрированный путеводитель по святым местам Востока. Сост. А. А. Павловс кий. Под ред. А. И. Поповиц кого. Кн. 1–2. СПб., 1903. Кн. 1. XI, 240 с. с илл., 1 л. карт. Кн. 2. 217, IV с. с илл., 2 л. карт. Беспл. прил к ж. «Рус. паломник». По Αфону: кн. 1, ч. 2. 560 . Путеводитель по Святой Горе Афонской. Привет с Афона. В память 300-летия царствования дома Романовых 1613–1913 составил А. Павловс кий, под ред. архимандрита Александра. [Афон], БРОА. Рус. тип., 1913. 193 с. с илл. 561 . – Справочная записная книжка для паломников по России, Афону и Палестине. Н. Новгород, 1908. 96 с. Беспл. прил. к ж. «Монастырь» за 1908 г. 562 . – Спутник русского паломника по Святой Горе Афон. Сост. А. Павловс кий. М., 1905. IV, 185, 3 с. с илл. 562а. Паисий, игумен Хилендарский. – См.: Сказание о святой Афонской Горе, составленное для митрополита Московского Макария ... 765). См. также: Леонид, архимандрит (Кавелин Л. А.). Из сказаний... Паисия 1550 года... 409). 563 . Πаисий, иеромонах. Дневные заметки во время путешествия по святым местам Востока Саровской пустыни иеромонаха Паисия, 1866 года, а ныне настоятеля игумена Паисия Михаило-Архангельского Черемисского мужского монастыря Казанской губернии Козмодемьяновского уезда. Казань, 1881. IV, 190 с. Об Афоне: с. 17–66, 140–177. 564 . – Записки Саратовского Спасопреображенского монастыря иеромонаха Паисия о путешествии его в Иерусалим, на Синай и Афонскую Гору в 1841 г. – ЧОЛДП, 1887, кн. 8, с. 59–76.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010