234 Махди Мунтазир ал Каим. Иисус в Коране и хадисах. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012. С. 33. 239 Цит.по:Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 4. Петроград: Третья Государственная Типография, 1918. С. 292. 241 Ипостась (греч. πστασις – «лицо, сущность») – термин, используемый в христианском богословии для обозначения одного из трёх Лиц Триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа. 246 Ас-Саади, Абд ар-Рахман бин Насир. Толкование Священного Корана: в 3-х т. Т. 2. М.: Умма, 2012. С. 510–511. 247 Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования: в 12-и т. Т. 6. СПб.: Фонд исследований исламской культуры, 2016. С. 117. 248 Абуль-Фида Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки. Комментарии Великого Корана. [Электронный ресурс]. URL: http://quran-online.ru/3:49 (дата обращения: 6.02.2023). 249 Ас-Саади, Абд ар-Рахман бин Насир. Толкование Священного Корана: в 3-х т. Т. 1. М.: Умма, 2012. С. 755. 250 Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования: в 12-и т. Т. 2. СПб.: Фонд исследований исламской культуры, 2013. С. 79–80. 251 Здесь важно заметить, что в арабском тексте не используется греческое слово «апостол» (др.-греч. πστολος – посол, посланник). В оригинальном тексте Корана учеников Иисуса называют арабским словом «аль-хаварийун» – сподвижник, помощник. 252 Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования: в 12-и т. Т. 3. СПб.: Фонд исследований исламской культуры, 2016. С. 162–163. 253 Ас-Саади, Абд ар-Рахман бин Насир. Толкование Священного Корана: в 3-х т. Т. 1. М.: Умма, 2012. С. 754. 254 Абуль-Фида Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки. Рассказы о пророках. М.: Умма, 2012. С. 906. 257 Ас-Саади, Абд ар-Рахман бин Насир. Толкование Священного Корана: в 3-х т. Т. 2. М.: Умма, 2012. С. 362. 259 Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования: в 12-и т. Т. 2. СПб.: Фонд исследований исламской культуры, 2013. С. 21. 260 Абуль-Фида Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки. Комментарии Великого Корана. [Электронный ресурс]. URL: http://quran-online.ru/3:49 (дата обращения: 06.02.2023). |
198 Абуль-Фида Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки. Рассказы о пророках. М.: Умма, 2012. – С. 892. 199 Иерусалим мусульмане ещё называют Аль-Кудс (араб. – святыня), Байт аль-Мукаддас или Байт аль-Макдис. 200 Ибн Джарир ат-Табари (838–923), который является одним из самых древних и авторитетных толкователей Корана, считал, что голос принадлежал ангелу Джабраилу, так как «Иса заговорил только в присутствии людей» (Цит. по: Абуль-Фида Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки. Рассказы о пророках. М.: Умма, 2012. С. 861). 201 Отдельные комментаторы Корана считают, что голос принадлежал самому младенцу Иисусу, который убеждал свою мать не печалиться и не желать себе смерти. Так как она должна была обрести уверенность в том, что «Господь оградит её от любых обвинений» (См.: Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования: в 12-и т. Т. VI. СПб.: Фонд исследований исламской культуры, 2008. С. 112). 202 Абд ар-Рахман бин Насир ас-Саади. Толкование Священного Корана: в 3-х т. Т. 2. М.: Умма, 2012. С. 509–510. 204 Анзорге Д,Мохагеги Х. Исток и цель: Бог как творец и судья//Христианско-исламский диалог/Хрестоматия/Под ред. Мартина Аффольдербаха, Алексея Бодрова, Фолькера Майснера, Хамидех Мохагеги и Андреаса Ренца. (Серия «Диалог»). М.: изд. ББИ, 2018. С. 95. 207 Абдул Рахман б. Абдул-Карим аш-Шеха. Иисус в Коране//Calameo. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.calameo.com/read/00274720498cc3c1ad470 (дата обращения: 13.12.2022). 209 Журавский А. В. Введение в ислам/12 лекций для проекта «Магистерия». М.: Rosebud Publishing, 2019. С. 230. 212 См.: Абуль-Фида Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки. Рассказы о пророках. М.: Умма, 2012. С. 859. 213 Здесь важно подчеркнуть, что не все последователи ислама на основании приведённых стихов Корана согласны с тем, что Дева Мария лишилась девства после родов: и в Коране и мусульманских преданиях Мария многократно упоминается Девой. Однако большая часть богословов, как со стороны ислама, так и со стороны христианства видят в данных коранических стихах и их толкованиях обратное. |
Помимо сочинения Абу-л-Фиды, о городе Балджамане упоминают и другие источники – итальянские карты XIV–XV вв., а также Никоновская летопись, где этот пункт фигурирует под наименованием Бальчимкин в сообщении о походе Тимура на Золотую Орду в 1395 г. 623 Абу-л-Фида имеет в виду первую столицу Золотой Орды, основанную в начале 50-х годов XIII в. ханом Бату на левом берегу р. Ахтубы, у современного с. Селитренное Харабалинского района Астраханской области. 625 Дон. Сообщение о Доне целиком построено на современных географу данных. Абу-л-Фида первым из арабских ученых дал достоверное описание Дона как самостоятельной реки (а не притока Атила) и указал на место ее впадения в Азовское море. 626 Таблицы из «Таквим ал-булдан» содержат вертикальные колонки со следующими названиями (справа налево): 1) порядковый номер; 2) название населенного пункта; 3) указания на источник, откуда позаимствованы сведения о нем (имена авторов и названия сочинений); 4) название страны (в эту колонку входят и более мелкие подразделения: географическая долгота и широта населенного пункта также с подразделением колонок для градусов и минут; две колонки для указания на «истинный климат» (ал-иклим ал-хакикиййу, т. е. климат как астрономическое понятие) и «обычный климат» (ал-иклим ал- " урфиййу, т. е. область, страна), к которому относится населенный пункт; 5) колонка для огласовки наименования населенного пункта; 6) колонка для описания населенного пункта. 627 Информация Абу-л-Фиды об Аккермане относится ко времени, когда Аккерман находился в двойном подчинении – им владел болгарский царь, являвшийся вассалом золотоордынского хана (Коновалова, Руссев 1988), так что, помещая город в пределы страны «болгар и тюрок», географ отразил действительное положение вещей. 629 «Книга долгот» («Китаб ал-атвал») – одна из арабских переработок Птолемея, составленная в X в. 630 Описание города у Абу-л-Фиды никак не связано ни с утверждениями о северном местонахождении русских земель, ни с приводимыми им подробными современными сведениями о портовых городах Черного и Азовского морей, о впадающей в последнее реке Дон. |
349 Мечеть (араб. – место поклонения) – мусульманское молитвенное богослужебное архитектурное сооружение. Слово «мечеть» происходит от слова «масджид», в свою очередь происходящее от арабского корня «саджада» (падать ниц) в значении места, и означает «место поклонения», «место совершения земного поклона». Другое возможное происхождение слова от – «пятничное, или соборное, моление». 351 Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования: в 12-и т. Т. 2. СПб.: Фонд исследований исламской культуры, 2013. С. 357. 352 Минарет (араб. – маяк) – башня для призыва мусульман на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в её композицию. 354 Абуль-Фида Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки. Рассказы о пророках. М.: Умма, 2012. С. 920. 357 Ас-Саади, Абд ар-Рахман бин Насир. Толкование Священного Корана: в 3 т. Т. 3. М.: Умма, 2012. С. 462463. 359 Согласно же ибн Касиру, «когда Иса был вознесён на небо, Ему было тридцать четыре года (Абуль-Фида Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки. Рассказы о пророках. М.: Умма, 2012. С. 912). 360 Махди Мунтазир ал Каим. Иисус в Коране и хадисах. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012. С. 67. 361 Али-Заде Айдын Ариф оглы. Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007. С. 145.Здесь важно заметить, что большинство исследователей не согласны с выведением имени собственного Иблис из арабского иблас со значением «лишённый какой-либо пользы». Так как в арабистике общепризнано, что Иблис есть не что иное, как искажённое греческое διβολος , поскольку при передаче по-арабски греческих слов нередко отбрасывалось их начало. Это относится и к слову шайтан, которое отнюдь не означает «лишившийся Божьей милости, далёкий от истины, наносящий вред» а, в конечном счете, является заимствованием еврейско-арамейского – yn «враг, противник». 366 AMuhammad Ata Ur-Rahman and Ahmad Thomson. Jesus, Prophet of Islam. London: Ta-Ha Publishers Ltd, 1996. P. 271. 367 Абдул Рахман б. Абдул-Карим аш-Шеха. Иисус в Коране//Calameo. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.calameo.com/read/00274720498cc3c1ad470 (дата обращения: 27.02.2023). |
Ширк (араб. – язычество, политеизм) – в исламе так называется многобожие, то есть «придание Аллаху сотоварища». Эон (др.-греч. Αν от др.-греч αν. – «вечность») – в гностицизме это некая духовная сущность, которая заполняет пространство между Богом и миром. Михраб (араб. – «направление молитвы») – ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку. Библиография Источники 1 . Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское общество, 2009. 1329 с. 2 . Коран/Пер. и комм. И. Ю. Крачковского. М.: Наука, 1986. 727 с. 3 . Коран на арабском. Казань: Академия познания, 2011. 576 с. 4 . Коран: Перевод смыслов и комментарии Э. Р. Кулиева. М.: Умма, 2007. 688 с. 5 . Аляутдинов Ш. Р. Перевод смыслов Священного Корана. 3-е изд., – СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2022.1792 с. 6 . Abu Muammad ibn Amad ibn Abi Bakr ibn Far al- Anari al-Khazraji al-Andalusi Al-Qurubi. Tafsir al-Qurtubi. Vol. 1. London, 2003. 7 . Mourad S. Erläuterung des Koran (Tafsr von Tabari und Ibn Kathir): Band 1–3. Heidelberg, 2012. 8 . Абу Мухаммад аль–Хусейн ибн Масуд ибн Мухаммад аль–Фарраи аль Багави аш Шафии. Тафсир ал-Багави. Вехи Ниспослания (суры 67–114)./Перевод: Исмаил Исмаилов, Исмаил Хаертдинов. М.: Умма, 2015. 438 с. 9 . Абуль-Фида Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки. Комментарии Великого Корана. [Электронный ресурс]. URL: http://quran-online.ru/(дата обращения: 6.11.2022). 10 . Абуль-Фида Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки. Рассказы о пророках. М.: Умма, 2012. 1023 с. [пер. с араб.: Абдулла Нирша]. 11 . Аль Имам Муслим. Хадисы Сахих аль-Муслим. М.: САД, 2009. 681 с. 12 . Аль-Мунтахаб фи. Тафсир аль-Куран аль-Карим./Перевод: Абдель Салям аль-Манси и Сумайя Афифи. Каир: Издательство Министерства Вакуфов Египта, 2000. 638 с. 13 . Апостол дня: Толкования на апостольские чтения церковного года/сост. О. Голосова, Д. Болотина. М.: Лента Книга, 2013.1024 с. 14 . Ас-Саади, Абд ар-Рахман бин Насир. Толкование Священного Корана «Облегчение от Великодушного и Милостивого»: Смысловой перевод Корана на русский язык с комментариями Абд ар-Рахмана ас-Саади: в 3 т./Пер. с араб. Э. Кулиев. 2-е изд., испр. Т. 1. М.: Умма, 2012. 1152 с. [Часть текста паралл. рус., араб.]. |
2020. Вып. 3. (в печати). (0,7 авт. л.) Общий объем научных публикаций составляет 2,1 авторских листа. Кроме того, по материалам магистерской диссертации автором была издана книга «Человек в двух сердцах. Учение о человеке в Библии и Коране» 55 . (стр. 245–246) 4 Mourad S. Erläuterung des Koran (Tafsr von Tabari und Ibn Kathir ): Band 1–3. Heidelberg, 2012. 5 Abu Muammad ibn Amad ibn Abi Bakr ibn Far al-Anari al-Khazraji al-Andalusi Al-Qurubi. Tafsir al-Qurtubi. Vol. 1. London, 2003. 6 Абуль-Фида Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки. Комментарии к Великому Корану: в 4-х т. М.: Аль-Китаб, 2015. 7 Абу Мухаммад аль-Хусейн ибн Масуд ибн Мухаммад аль-Фарраи аль Багави аш Шафии. Тафсир ал-Багави. Вехи Ниспослания (суры 67–114). М.: Умма, 2015. 438 с. 8 Ас-Саади, Абд ар-Рахман бин Насир. Толкование Священного Корана «Облегчение от Великодушного и Милостивого»: Смысловой перевод Корана на русский язык с комментариями Абд ар-Рахмана ас-Саади: в 3 т./Пер. с араб. Э. Кулиев. 2-е изд., испр. М.: Умма, 2012. [Часть текста парал. рус., араб.] 9 Аль-Мунтахаб фи. Тафсир аль-Куран аль-Карим. Каир: Издательство Министерства Вакуфов Египта, 2000. 638 с. 10 Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования: в 12-и т. Т. 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9. СПб.: Фонд исследований исламской культуры, 2008. 11 Мухаммад аль-Бухари. Сахих аль-Бухари. Сборник Хадисов//The Comprehensive Muslim eLibrary. [Электронный ресурс]. URL: http://www.muslim-library.com/dl/books/ru4264.pdf (дата обращения: 28.04.2018). 13 Махди Мунтазир ал Каим. Иисус в Коране и хадисах. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012. 395 с. 14 Арабское евангелие детства Спасителя. [Электронный ресурс]. URL: http://apokrif.fullweb.ru/apocryph1/ev-arab.shtml (дата обращения: 15.10.2017 года). 15 Евангелие детства от Фомы. [Электронный ресурс]. URL: http://apokrif.fullweb.ru/apocryph1/evfom.shtml (дата обращения: 14 октября 2017 года). 16 Евангелие от евреев. [Электронный ресурс]. URL: http://apokrif.fullweb.ru/apocryph1/ev-evr.shtml (дата обращения: 24.09.2017). |
136 Абуль-Фида Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки. Комментарии Великого Корана. [Электронный ресурс]. URL: http://quran-online.ru/8:50 (дата обращения: 20.11.2022). 137 Абд ар-Рахман бин Насир ас-Саади. Толкование Священного Корана: в 3-х т. Т. 1. М.: Умма, 2012. С. 813–1030. 140 Леонов В., прот. Основы православной антропологии/учеб. пос. М.: изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 355–356. 141 Леонов В., прот. Основы православной антропологии/учеб. пос. М.: изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 356–357. 142 Осипов А. И. Из времени в вечность. Посмертная жизнь души. М.: Издательство Московской Патриархии, 2013. С. 38–42. 143 Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования. Т. III. СПб.: Фонд исследований исламской культуры, 2008. С. 230. 144 Согласно исламскому учению среди джинов есть те, которые веруют, и те, которые не веруют в Аллаха. Неверующие джинны являются помощниками Сатаны, который в исламе был умнейшим из джиннов и за свои познания был вознесён Аллахом до уровня ангелов, но за то, что он ослушался и не подчинился Его приказу, был проклят навечно. Более подробно о личности Сатаны говорится в других главах книги. 145 Абд ар-Рахман бин Насир ас-Саади. Толкование Священного Корана: в 3-х т. Т. 1. М.: Умма, 2012. С. 843–844. 146 Абд ар-Рахман бин Насир ас-Саади. Толкование Священного Корана: в 3-х т. Т. 2. М.: Умма, 2012. С. 534. 147 Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования. Т. VIII. СПб.: Фонд исследований исламской культуры, 2008. С. 251. 148 Исрафил (араб. ) – в исламской религии вестник Страшного суда и один из четырёх (наряду с Джибрилом, Микаилом и Азраилом) наиболее приближенных к Аллаху ангелов. В исламском предании Исрафил «описывают как существо космических размеров, его ноги – на нижних слоях земли, а голова – у престола Аллаха. У него четыре крыла, а тело покрыто волосами, ртами и языками. Трижды в день и трижды в течение ночи он заглядывает в джаханнам и рыдает от горя и сострадания» (См.: Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 115). |
176 Абд ар-Рахман бин Насир ас-Саади. Толкование Священного Корана: в 3-х т. Т. 3. М.: Умма, 2012. С. 487. 177 Аляутдинов Ш. Р. Перевод смыслов Священного Корана. 3-е изд., – СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2022. С. 1255. 178 Хадис от Умм Салямы; св. х. ат-Тирмизи. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 116; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 362. 179 Аляутдинов Ш. Р. Перевод смыслов Священного Корана. 3-е изд., – СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2022. С. 1256. 180 Абд ар-Рахман бин Насир ас-Саади. Толкование Священного Корана: в 3-х т. Т. 3. М.: Умма, 2012. С. 488. 181 Абд ар-Рахман бин Насир ас-Саади. Толкование Священного Корана: в 3-х т. Т. 3. М.: Умма, 2012. С. 928. 182 Абуль-Фида Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки. Комментарии Великого Корана. [Электронный ресурс]. URL: http://quran-online.ru/75:23 (дата обращения: 22.11.2022). 188 Джабраиль (араб. ) – в исламской религии почитается как один из главных и особо приближенных к Аллаху ангелов. Джабраиль, или как ещё его называют Джибриль, является главным посредником между Аллахом и пророками, в том числе и Мухаммадом. В Коране он упоминается как покровитель Мухаммада, который защищает его по велению Аллаха от неверующих. Кроме того, по мусульманскому вероучению через него Мухаммеду Аллах ниспослал Коран. 189 Абд ар-Рахман бин Насир ас-Саади. Толкование Священного Корана: в 3-х т. Т. 2. М.: Умма, 2012. С. 507. 191 Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования. Т. VI. СПб.: Фонд исследований исламской культуры, 2008. С. 107. 195 Абд ар-Рахман бин Насир ас-Саади. Толкование Священного Корана: в 3-х т. Т. 3. М.: Умма, 2012. С. 834. 196 Абдул Рахман б. Абдул-Карим аш-Шеха. Иисус в Коране//Calameo. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.calameo.com/read/00274720498cc3c1ad470 (дата обращения: 26.11.2022). 197 Цит. по: Махди Мунтазир ал Каим. Иисус в Коране и хадисах. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012. С. 53. |
92 Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования. Т. III. СПб.: Фонд исследований исламской культуры, 2008. С. 144. 93 Абуль-Фида Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки. Комментарии Великого Корана. [Электронный ресурс]. URL: http://quran-online.ru/7:19 (дата обращения: 16.11.2022). 94 Согласно исламскому вероучению его звали Иблис (араб. ) происходит от слова «иблас», которое означает «лишённый какой либо пользы». Он был сотворён Аллахом из огня раньше человека. Его также называют Шайтаном (араб. ), что означает «лишившийся Божьей милости», «далёкий от истины», «наносящий вред». Более подробно о личности сатаны будет сказано в следующих главах. 95 Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования. Т. III. СПб.: Фонд исследований исламской культуры, 2008. С. 371–372. 96 В этом пункте кроме схожести есть и много текстологических отличий, например, если согласно Корану сам сатана искушает первых людей (Коран 7:20), то в Библии сатана делает это через змия ( Быт.3:4 ) (здесь мы обращаемся к буквальному толкованию Библии). Также сатана в случае нарушения заповедей обещает им быть ангелами (Коран 7:20), а во Библии – богами ( Быт.3:4 ) и др. 98 Цит. по: Леонов В., прот. Основы православной антропологии/учеб. пос. М.: изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 177. 102 Леонов В., прот. Основы православной антропологии/учеб. пос. М.: изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 173. 103 Леонов В., прот. Основы православной антропологии/учеб. пос. М.: изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 169. 104 Леонов В., прот. Основы православной антропологии/учеб. пос. М.: изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 169. 105 Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования. Т. III. СПб.: Фонд исследований исламской культуры, 2008. С. 373. 106 Абд ар-Рахман бин Насир ас-Саади. Толкование Священного Корана: в 3-х т. Т. 2. М.: Умма, 2012. С. 559–600. 107 Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования. Т. VI. СПб.: Фонд исследований исламской культуры, 2008. С. 240. |
16.1 Мухаммед и христиане 16.2 Завоевание Сирии 16.3 Осада Газы 16.4 Взятие Дамаска 16.5 Битвы в Сирии. Химс 16.6 Омар в Сирии. Взятие Иерусалима 16.7 Химс 16.8 Амвасская чума 16.9 Завоевание Сирии по христианским летописям 16.11 Запрещение совершать хаджж в Мекку 16.12 Патриархи 16.13 Притеснение христиан при Абд-ал-Мелике, ал-Валиде, Судеймане и Хишаме 16.14 Валид-ибн-Абд-ал-Мелик 16.16 Патриархи 16.17 Притеснения христиан при Мерване II 16.18 Хишам. Захваченные яковитами церкви возвращаются мелькитам. 16.19 Сулейман-ибн-Хишам 16.20 Избиение при реке Абу-Футрус 16.21 Патриархи 16.22 Мерван II притесняет христиан в Египте 16.23 Притеснения христиан при ал-Мансуре 16.24 Ал-Мехдий 16.25 Патриархи антиохийские 16.26 Ар-Рашид. Возвращение церквей, отнятых яковитами 16.27 Архун Макар 16.28 Патриархи 16.29 Карматы 16.30 Разрушение церквей в 312-м году 16.31 Ибн-Раик 16.32 Разгром храма Воскресения в Иерусалиме 16.33 Разрушение церкви в Аскалане 16.34 Алф-текин 16.35 Уба-Таглиб 16.36 Патриархи 16.37 Притеснения христиан при ал-Хакиме 16.38 Битва при ал-Унхуване 16.39 Патриарх, пострадавший при ал-Хакиме 17. Ан-Нававий (+ 1277) 18. Ибн-Халликан (+ 1282) 18.1 Ал-Афдаль 18.2 Орток 18.3 Абл-ал-Мелик 18.4 Зиммии 18.5 Ибн-Тагадж владетель Рамлы 18.6 Дфа’фар-ибн-Фалах 18.7 Абу-Таглиб 18.8 Джаррахиды 18.9 Халид ал-Касрий 18.10 Аскалан 18.11 Битва при Укхуване 18.12 Хассан-ибн-Муфарридж 18.13 Абу-л-Фатх 18.14 Алф-текин 18.15 Онуджур 18.16 Абд-ал-Мелик 18.17 Ал-Ихшид 18.18 Ал-Хаким 18.19 Абу-л-Футух 19. Абу-л-Фарадж (+ 1286) 19.1 Завоевание Сирии 19.2 Мерван II 19.3 Ал-Хаким 20. Абу-л-Фида (+1331) 20.1 Поход в Му’ту 20.2 Поход в Тебук 20.3 Поход Усамы 20.4 Битва при Ярмуке 20.5 Смещение Халида 20.6 Осада Дамаска 20.7 Взятие Химса 20.8 Взятие Иерусалима 20.9 Чума в Сирии 20.10 Присяга Му’авии 20.11 Отравление Абд-ар-Рахмана-ибн-Халида 20.12 Голова Хусейна 20.13 Дамасская мечеть 20.14 Сулейман 20.15 Один из источников Абу-л-Фиды 20.16 Ал-Ихшид 20.17 Ат-Тихамий 20.18 Смерть Ортока-иби-Аксеба |
| |