мч., (пам. 1 сент.), пострадали при имп. Лицинии (308-324). Сохранились пространное (BHG, N 2280), сокращенное (BHG, N 2281) и краткие синаксарные Жития этих святых. По приказанию имп. Лициния наместник Вавд отправился во Фракию разыскивать христиан, к-рых он заключал в темницы и предавал мучениям. Когда Вавд прибыл в Адрианополь (ныне Эдирне, Турция), мн. христиане скрылись в горах. Затем наместник отправился в г. Веррия (ныне Стара-Загора, Болгария). Один из знатных горожан, по имени Клавдиан, сообщил Вавду, что недалеко от города в аскитирии подвизаются 40 дев-христианок. Они отвратили многих жителей Веррии от идолослужения, в т. ч. Кельсину, знатнейшую из горожанок, которая присоединилась к подвижницам. Вавд призвал к себе Кельсину, но не смог убедить ее принести жертву языческим богам и дал ей 3 дня на размышление. Кельсина отправилась в аскитирий, рассказала о случившемся, и девы стали готовиться к исповедническому подвигу. Их наставником был А. д., к-рый призвал их быть готовыми принять мученический венец. На 4-й день Вавд послал за ними отряд и привел их к языческому храму, вокруг к-рого собрался народ. По молитве И. м. произошло землетрясение, святилище рухнуло, идолы упали и разбились, а жрец Зевса был поднят огненными ангелами и долгое время оставался в воздухе, а затем упал на землю и умер. 40 дев и А. д. вернулись в аскитирий, а наместник - в преторий. Он созвал знатных граждан, чтобы узнать их мнение. Один из них, по имени Сильван, сказал, что храм обрушился, т. к. боги пришли в негодование из-за того, что им пришли принести жертвы девы, почитающие Христа, поэтому они покинули город и наказали жреца, собиравшегося принять жертвы из рук христианок. Знатный горожанин Руфин предложил сжечь И. м. вместе с аскитирием. Но Вавд решил сначала отправить донесение о случившемся имп. Лицинию. Затем он призвал И. м. и А. д., обвинил их в том, что они разрушили храм, и пообещал подвергнуть их пыткам, если они не принесут жертвы языческим богам. Дерзкое обличение А. д. идолопоклонства разгневало Вавда, и он приказал повесить его на дереве, строгать ребра и жечь свечами. Видя, что диакон остается непреклонным, наместник велел надеть ему на голову раскаленный шлем (в нек-рых списках Жития - щит) и бить мученика палками. По молитве А. д. шлем перенесся с его головы на голову Вавда, а затем огненные ангелы подняли наместника на воздух. Он стал просить А. д. пощадить его и был опущен на землю. Вскоре пришло приказание Лициния привести И. м. и А. д. в Гераклею (ныне Мармара-Эреглиси, Турция; см. Ираклия Фракийская ). Там они поклонились мощам мц. Гликерии . Ночью она явилась И. м. и А. д. и ободрила их перед предстоящим мучением.

http://pravenc.ru/text/673869.html

Пространное Житие М. (BHG, N 1221) было переведено на славянский язык в Х в. и включено как в домакариевские Четьи-Минеи (напр., РГБ. Троиц. 669, нач. XV в., и РГБ. Вол. 592, посл. четв. XV в., и др.), так и в Великие Минеи Четьи (ВМЧ. Нояб. Дни 1-12. Стб. 295-336), составленные свт. Макарием ( Творогов О. В. Переводные жития в русской книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 83). В южнославянских списках данное Житие не встречается. В сборнике текстов XV в., извлеченных из Четьей-Минеи за сент.-март с Панегириком за сент.-янв. (Белград. Унив. б-ка. Чорович 30. Л. 125б - 144), содержится редакция Жития М., выполненная Симеоном Метафрастом ( Иванова. Biblioth. hagiogr. С. 137, 290). Краткие Жития М. входят в состав нестишного и стишного Прологов (ВМЧ. Нояб. Дни 1-12. Стб. 282-283, 336-337). Ист.: BHG, N 1221-1223; ActaSS. 1910. Nov. T. 3. P. 790-813 [Vita prima], 813-822 [Житие Симеона Метафраста], 822-823 [Vita brevior]; PG. 116. Col. 920-953; Theodoros Anagnostes. Kirchengeschichte/Hrsg. G. C. Hansen. B., 1971; Τσμης Δ. Μητερικν. Θεσ.,1990. Τ. 1. Σ. 112-161; Life of St. Matrona of Perge/Transl. J. Featherstone//Holy Women of Byzantium: 10 Saints " Lives in English Translation/Ed. A.-M. Talbot. Wash., 1996. P. 18-64. Лит.: Лопарев Х. Описание нек-рых греч. житий святых//ВВ. 1897. Т. 4. Вып. 3/4. С. 343-345; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 462; Janin. Églises et monastères. P. 329; idem. Matrona, badessa a Costantinopoli, santa//BiblSS. T. 9. Col. 104-105; Patlagean E. Le histoire de la femme déguisée en moine et l " évolition de la sainteté féminine à Byzance//Studi Medievali. Ser. 3. 1976. T. 17. P. 610-614; Bennasser K. A. Gender and Sanctity in Early Byzantine Monasticism: A Study of the Phenomenon of Female Ascetics in Male Monastic Habit: Diss., New Brunswick, 1984; Catafygiotu-Topping E. St. Matrona and Her Friends: Sisterhood in Byzantium//Κατηγτρια: Essays Presented to J. Hussey for Her 80th Birthday/Ed. J. Chrysostomides. Camberley (Surrey), 1988. P. 211-224; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 327-328; Mango C., introd. Life of St. Matrona of Perge//Holy Women of Byzantium. Wash., 1996. Р. 13-17; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2004. Τ. 3. Σ. 94-96; Hatlie P. The Monks and Monasteries of Constantinople, ca. 350-850. Camb. etc., 2007. Р. 90, 95-100, 106, 108-109, 126, 245; The Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography/Ed. S. Efthymiadis. Farnham, 2011. Vol. 1. P. 62-63, 80.

http://pravenc.ru/text/2562592.html

О включении сведений об И. в предание о св. Лаврентии не позднее кон. IV в. свидетельствуют неск. иконографических памятников. На рельефе мраморного саркофага кон. IV в. в г. Апт (Франция) изображен Христос с И. и Сикстом II. Позолоченные изображения мучеников Сикста, Лаврентия и И. сохранились на стеклянных дисках, к-рые в IV-V вв. изготавливались в Риме для нужд паломников. Наиболее ранний сохранившийся лит. памятник лаврентиевского цикла на лат. языке - Мученичество святых Сикста, Лаврентия и Ипполита (Passio Vetus - BHL, N 7811-7812). Оно было составлено, по мнению Дж. Веррандо и Э. Фольери, в 1-й пол. V в. Согласно Мученичеству, в начале гонения имп. Деция (249-251) Римский еп. Сикст передал церковную казну архидиак. Лаврентию. После казни Сикста Деций приказал Лаврентию выдать сокровища. Тот попросил отсрочки в 2 дня и был передан под стражу И., начальнику воинов (dux). Увидев, что Лаврентий намеревается раздать деньги нищим, И. попытался воспрепятствовать этому, однако Лаврентий предложил ему более ценное сокровище - веру во Христа и в подтверждение своих слов исцелил слепых нищих. После этого И. стал христианином. На следующий день он сообщил Децию, что Лаврентий пришел ко дворцу с толпой нищих и просил впустить его, чтобы отдать церковную казну. Представ перед императором, Лаврентий указал на нищих и назвал их непреходящим сокровищем Церкви. Разгневанный император передал мученика префекту Рима Валериану для пыток и казни. И. похоронил останки Лаврентия и на 3-й день явился во дворец. Он исповедал веру во Христа, за что был немедленно подвергнут пыткам. По приказу императора его вывели за город и казнили, привязав за ноги к диким коням. Христиане похитили останки И. и 13 авг. похоронили «в усыпальнице, что рядом с преторианским полем». В греч. агиографической традиции также существуют произведения о мучениках Лаврентии, Сиксте и И. (BHG, N 976-978b), к-рые в основном остаются неопубликованными. В Императорском Минологии («Царской Минее») 1034-1041 гг., изданном В. В. Латышевым, под 10 авг. содержится Мученичество этих святых (BHG, N 977e; Latyšev. Menol. T. 2. P. 263-266), отличающееся от латинского нек-рыми деталями: И. назван трибуном, о префекте Валериане не упоминается. В кратком сказании о мучениках, которое содержится в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), сообщается о трибуне Каллинике, уверовавшем во Христа после того, как Лаврентий исцелил больных в темнице. Об И., который не назван ни трибуном, ни воином, рассказывается только, что он похоронил тело Лаврентия и претерпел мученическую кончину (SynCP. Col. 881-882).

http://pravenc.ru/text/673789.html

139. Col. 11-164). Отдельные гомилии собрания содержатся и в др. списках: Angel. gr. 51; Ambros. I 91 inf. (описание см.: Χριστοφορδης. 1980. Σ. 438-441). Гомилии большей частью не имеют точных датировок, однако на основании косвенных данных В. Христофоридис датирует 19-ю гомилию 14 нояб. 1382 г., 30-ю - нояб. 1383 г., 33-ю - дек. 1383 г., 37-ю и 38-ю - янв. 1384 г. Гомилии 41-42, в которых И. Г. сурово осуждает браки христиан с «нечестивцами» (вероятно, турками), произнесены вскоре после прибытия И. Г. в Фессалонику в 1380 г. ( Χριστοφορδης. 1988. Σ. 538-541). Значение гомилий И. Г. как исторического источника велико. Они отражают жизнь Фессалоники в 1382-1396 гг. До 1387 г. городом управлял Мануил II Палеолог, которого И. Г. восхвалял как благочестивого и достойного правителя. Благодаря гомилиям 27, 28 и 30 известно о сопротивлении И. Г. попыткам отчуждения церковной и монастырской собственности в пользу войск, оборонявших Фессалонику во время тур. осады (Ibid. Σ. 549-552). Поздние гомилии И. Г., написанные после возвращения в город в 1393 г., содержат нек-рые сведения о положении греч. христ. населения Фессалоники в период тур. правления. Новые власти разместили в городе гарнизон, но пока не стремились вмешиваться в городскую жизнь. Управляли Фессалоникой аристократические семьи, образованная и богатая элита, которая формировала свой чиновничий аппарат и поддерживала порядок в городе на основе традиций визант. права. В проповедях И. Г. старался сгладить противоречия между правящими кругами и большинством населения, снизить напряжение из-за высоких налогов и явно ухудшившегося экономического положения разоренного города. Гомилии, не вошедшие в собрание В рукописи Paris. gr. 1192. F. 311-322v содержатся 3 гомилии, не включенные в общую нумерацию и посвященные различным вопросам общественной жизни ( Λαορδας. 1954. Σ. 55-65; Χριστοφορδης. 1981. Σ. 61-67). В отличие от гомилий, вошедших в собрание, они датированы: 5 (BHG, N 547r) и 12 окт. (BHG, N 547s) 1393 г. и 28 февр.

http://pravenc.ru/text/674902.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЯ [греч. Ια] († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.). Источники Сохранились 2 греч. агиографических сочинения, посвященные И.: анонимное Мученичество (BHG, N 761) и Мученичество, написанное в XIII-XIV вв. иером. Макарием из Манганской обители в К-поле (BHG, N 762). Анонимное Мученичество содержится в 2 рукописях - августовских Минеях-Четьих Vat. gr. 1671 (X в.) и Vindob. hist. gr. 45 (XI в.). В Венском списке текст озаглавлен как Мученичество Досы пресвитера и И., поскольку он начинается повествованием о взятых в плен вместе с И. священномучениках Илиодоре и Досе (Дисане). Видимо, этот рассказ был интерполирован в текст Мученичества И., поскольку в сир. Мученичестве этих святых, написанном Марутой, еп. Майферкатским (2-я пол. IV - нач. V в.), об И. не говорится. На основе анонимного Мученичества были составлены краткие Жития И., включенные в визант. Синаксари, напр. в Минологий имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.; PG. 117. Col. 41) и в Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. X в.), к-рый содержит Житие И. под 11 сент. (SynCP. Col. 35-36) и совсем краткую заметку под 5 авг. (SynCP. Col. 868). Эти Жития отличаются лишь нек-рыми деталями в описаниях пыток и сроках пребывания И. в темнице. Житие Согласно анонимному Мученичеству, на 53-м году правления шаханшаха Шапура II (309-379), т. е. в 362 г., иранские войска вторглись в рим. владения и разрушили крепость Бет-Забдай (Забдицена) у впадения Хабура в р. Тигр. Они увели с собой в Хузестан (обл. в Юго-Зап. Иране) 9 тыс. пленных, в т. ч. девственницу И., к-рая, согласно Мученичеству иером. Макария, была в преклонных летах ( Delehaye. 1905. P. 463). И. проповедовала христ. веру женщинам-язычницам, в чем и была обвинена перед Шапуром, к-рый отдал ее зороастрийским священнослужителям (мобедам) Адаршабуру и Аделферу (Адарфару). Они, не сумев отвратить И. от веры, подвергли святую мучениям: ее растянули и били кнутами, а затем бросили в темницу. Через 2 месяца И. снова была приведена на суд, где безбоязненно исповедала Христа, за что была с большой жестокостью избита гранатовыми ветвями и снова заключена в тюрьму. Через 6 месяцев И. подвергли последнему испытанию: ее тело пронзили множеством тростниковых лучин и стянули веревками, а затем по одной вынимали эти лучины. Через 10 дней ей перебили кости медными гирями, а затем привязали к прессу, при вращении которого ее внутренние органы падали на землю. После этого И. обезглавили. Христиане выкупили ее мощи у стражей и с почестями похоронили. Почитание

http://pravenc.ru/text/1237985.html

Л. Р. Франгулян, А. Н. Крюкова Славянская традиция Агиографические памятники Вмч. Мина. Рельеф. V в. (Греко-римский музей, Александрия) Вмч. Мина. Рельеф. V в. (Греко-римский музей, Александрия) Сохранились 2 разных перевода одной редакции греческого Мученичества М. (BHG, N 1254-1254b; изд.: Krumbacher. Miscellen zu Romanos) в составе домакарьевских Четьих-Миней за ноябрь. Оба перевода, судя по лексике, древние; один представлен, в частности, в Минеях из собрания Троице-Сергиевой лавры (РГБ. Ф. 304/I. 669, нач. XV в. Л. 195-198; 670, XVI в. Л. 240 об.- 247), другой - в Волоколамской Минее (РГБ. Ф. 113. 194(592); посл. четв. XV в. Л. 200-202); та же версия находится и в Великих Минеях-Четьих митр. Макария под 11 нояб. (ВМЧ. Нояб. Дни 1-12. Стб. 440-447). Переводы отличаются последовательным выбором разных переводческих решений для одинаковых греч. слов (заповедь-повеление, унити-изволити, нрав-образ и т. п.; «игемон» Пирр передается в 1-м переводе всегда как воевода, во 2-м - как судия); 1-й перевод кажется немного более вольным. Содержание славянских переводов Мученичества М. соответствует греческому оригиналу и представляет собой чередование описаний пыток с диалогами между мучеником и мучителем. М. бьют говяжьими жилами/ремнями, опаляют «дуплятицами» (факелами), волокут по волчцам/трезубцам (передача греч. триболов). Непосредственно за Мученичеством в указанных слав. Четьих-Минеях и в ВМЧ следуют Чудеса М. (авторство приписывается Тимофею Александрийскому) переведенные, вероятно, одновременно с Мученичеством с сохранением тех же особенностей в 2 переводах. В Волоколамской Минее и ВМЧ 13 Чудес, как и в греческих сборниках (BHG, N 1256-1269), в Минее из собрания Троице-Сергиевой лавры 669 - только 6, причем 6-е Чудо - «О трех братьях» (чудо «О женщине-самарянке» (6-е в греч. сборниках) здесь пропущено). В Минее 670 из собрания Троице-Сергиевой лавры такой же порядок первых 6 Чудес, а текст Чудес с 7-го по 13-е (7-м добавлено Чудо «О женщине-самарянке») в точности соответствует Волоколамской Минее и ВМЧ. Вероятно, антиграф Минеи 670 содержал только 6 Чудес, как в Минее 669, и его восполнили по др. переводу.

http://pravenc.ru/text/2563238.html

Вмч. Мина. Ампула. VII в. (Лувр, Париж) Вмч. Мина. Ампула. VII в. (Лувр, Париж) В славянском Синаксаре/Прологе память М. под 11 нояб. объединена с памятью мучеников Виктора, Викентия и Стефаниды, как и в визант. синаксарях (перевод сделан в XI-XII вв.; славянский по Софийскому Прологу и греческий опубликованы в изд.: Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам. Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр./Изд. подгот. Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 1: Текст и комментарии. С. 332-334). Текст слав. памяти очень краток, указывается происхождение М. из Египта, воинское подразделение («нумер рутилиак»), место казни (Котией во Фригии) и пытки, к-рым святой был подвергнут. В Прологе пространной редакции (древнерус. переработке слав. Синаксаря кон. XII в.; древнейший список - РГАДА. Тип. 164, 1-я пол. XIV в. Л. 123б-г) оставлен заголовок памяти с именами 4 мучеников, но текст ее заменен на 2 особых сказания - одно посвящено М., другое - Виктору, Викентию и Стефаниде (то же в проложном разделе ВМЧ под 11 нояб. Стб. 350-351). Сказание о М. составлено по канве слав. четье-минейного Мученичества, но не содержит дословных заимствований из него, более того, некоторые фразы, возможно, добавлены составителем Пролога (напр., обращение М. к «игемону Фуру»: «Почему, будучи разумным и одушевленным, ты служишь бездушным и неразумным?»). При этом источником, вероятно, был перевод, содержащийся в Волоколамской Минее и ВМЧ, т. к. в описании мучений упоминаются трезубцы (соответствующие греч. триболам), но автор понимает их как орудия мучения, которыми «строгали» М. («повесивше и строгаша трезубцы и съемше его влачахуть и по чрепинам острым»). В составе стишного Пролога в XIV в. было переведено краткое Мученичество М. вместе с Чудесами ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 3. С. 39-41; то же ВМЧ под 11 нояб. Стб. 801-805). Слав. текст близок к содержащемуся в греч. Минее (BHG, N 1269m), но неск. отличается от него. Здесь приводится краткий пересказ 5 Чудес М.: «О хозяине, убившем гостя», «О блюде», «О женщине и насильнике», «Об исцелении хромого и немой», «О христианине и еврее» (по BHG чудеса I-III, V, IV). Та же выборка Чудес, но в их пространной редакции, с указанием имен героев и мест, где происходили события, переведена на латынь Сурием; в кратком же варианте, представленном в греч. Минее и стишном Прологе, имен и топонимов нет.

http://pravenc.ru/text/2563238.html

332 . Gouma-Peterson Th. The Parecclesion of St. Euthymios in Thessalonicä art and monastic policy under Andronicos II//Art Bulletin. 1976. 58:2. 168–183. 333 . Gouma-Peterson Th. The frescoes of the Parekklesion of St. Euthymios in Thessalonikï patrons, workshops and style//The Twilight of Byzantium: Aspects of Cultural and Religious History in the Late Byzantine Empire. Papers from the Colloquium held at Princeton University, 8–9 May 1989/Ed. Mouriki D. [et al.] Princeton, N.J. 1991. 111–159. 334 . Lake K.//Id. The early days of monasticism on Mount Athos 8 .231). 40–52. 335 . Menthon B. L’Olympe de Bithynie. P. 1935. 163–170. 336 . Papachryssanthou D. La vie de saint Euthyme le Jeune et la métropole de Thessalonique à la fin du IX е et au début du X е siècle//REB 1974. 32. 225–245. Василий Солунский IX в., ученик св. Евфимия Младшего Соч.: см. 8 .330 (сост Василием Житие Евфимия). 337 . АП 8 .314). 1. 227. Афанасий Афонский BHG 187–191f; CSGL 03509; RF II, 415–416; TLG 3265, 5061; DHGE 4, 1376–1379; ThEE 1, 509–515 Хв. Жития, составленные Афанасием Лавриотом (CSGL 03509; RF) и Анонимом, и служба 338 . АП 8 .314). 2. 5–50. 339 . Житие преп. и богоносного отца нашего Афанасия Афонского , основателя общежития на Афоне. 1 СПб. 1866. ? М. 1879. 48. 5 М. 1887. 51. 6 1894. 7 1901. 8 М. 1908. 63. 340 . Св. Афанасий Афонский , основатель общежития. СПб. 1867. 341 . Житие преп. отца нашего Афанасия Афонского . Изложено на русском языке по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского . М. 1909. 31. 342 . Помяловский И. В. Житие преп. Афанасия Афонского . По рукописи Московской Синодальной библиотеки 398=242/CCXIX. [Греч. текст]. СПб. 1895. 137. [BHG 187]. Соколов И.//ВВ 1896. 3. 644–662. 343 . Vitae duae antiquae sancti Athanasii Athonitae/Ed. Noret J.//CCSG Turnhout 1982. 9. CLIII, 249. Текст: 3–124 [TLG 3265/1]; Vita anonyma sancti Athanasii Athonitaë 127–213 [=TLG 5061/1.] [Лучшее критич. изд.] Irigoin//REG 1984. 97. 586; Coulie//Scriptorium. 1984. 38. 173–175; Rosenqvist J. O.//BZ 1983. 76. 341–343.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

59 Cyrillus Alexandrinus. Epistulae paschales sive Homiliae paschales. 21, 4//PG 77, 856:30–37. «Да никакое заблуждение не убедит вас уклониться от правой веры. Царским путем будем шествовать, не уклоняясь ни направо, ни налево, будем блюсти простую и неподдельную правую веру... Да исповедуем единосущную Троицу Отца и Сына и Святого Духа». 60 См.: Cyrillus Alexandrinus. Desancta Trinitatedialogi. 397:16–24 (G.-M.deDurand. P., 1976 (SC 231). P. 164). 61 Joannes III Scholasticus. Synagoga L. Titulorum 1 (V. Beneshevich. Munich, 1937. S. 4:19–20). 62 Cyrillus Hierosolymitanus. Catecheses ad illuminandos (1–18) 11, 17:3–10 (W. C. Reischl, J. Rupp. Munich, 1848 (Hildesheim, 1967) Vol. 1. S. 310). 64 Theodorus Raithenus. Praeparatio (=De Incarnatione liber) 7 (F. Diekamp. R., 1938 (1962) (OCA 117). P. 190:15–17). 65 Photius. Epistula 284:507–517 (B. Laourdas, L. G. Westerink. Leipzig, 1985. Vol. 3 (Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana). P. 18). 66 См. подробнее: Nicephorus I. Adversus iconomachos Proem. 50, 79–86 (J. B. Pitra. P., 1858 (Spicilegium Solesmense 4)). 67 Maximus Confessor. Ambigua ad Joannem 42, 13:1–6 (N. Constas. Cambridge (MA), 2014. Vol. 2. P. 144). 68 Justinianus. Edictum contra Origenem (Collectio Sabbaitica 6)//Synodus Constantinopolitana et Hierosolymitana anno 536 (E. Schwartz. ACO. Vol. 3. B., 1940 (r1965). S. 201:24–29). 69 Symeon Thessa lonic ensis. Desacra Liturgia 69:1–4 (S. Hawkes-Teeples. Toronto,2011 (Studies and Texts 168). P. 208). 70 Vita sanctae Syncleticae (versio Q e cod. Paris. gr. 1598, a. 1071/2). L. 492–495 (L. Abelarga. Θεσσαλονκη, 2002 (Βυζαντινο κεμενοι κα μελται 31). P. 226). «...и подобно тому, как сильно заостренный и сверхострый меч, если преткнется о некий камень, легко притупляется или всецело приходит в негодность, так и подвижничество: если оно чрезмерно напряжено и неукротимо и движется вне царского пути, оно легко опровергается и побеждается духом гордости». 71 De Monacho superbo (BHG 1450x) 5:21–24 (Wortley J. A «Narratio» of rare distinction: De monacho superbo, BHG 1450x//Analecta Bollandiana. 1982. Vol. 100. P. 357–363, особо p. 363)).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Высказывалось предположение, что церковное поминовение М. первоначально совершалось 9 янв. (Житие в Синаксаре К-польской ц.- SynCP. Col. 379-380; служба в Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 389), но было перенесено на 10 янв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 194). Пространная редакция Жития М. (BHG, N 1033) была переведена на русский язык ( Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 82) и включена в древнерус. домакариевские Четьи-Минеи (напр., РГБ. Вол. 593, посл. четв. XV в.) и в ВМЧ (ВМЧ. Янв. Дни 6-11. Стб. 450-469). Ист.: BHG, N 1032-1034b; PG. 114. Col. 429-456; ActaSS. Ian. T. 1. P. 609-619; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Αναλκτα Ιεροσολυμιτικς Σταχυολογας. Πετροπολις, 1897. Τ. 4. Σ. 258-270; Γεδεν. Εορτολγιον. Σ. 272-277; Halkin F. Le Ménologe Impérial de Baltimore. Brux., 1985. P. 99-124. (SH; 69); Νικδημος. Συναξαριστς. 2002. T. 3. Σ. 57-58; Wortley J. Vita Sancti Marciani Oeconomi//BZ. 2010. Bd. 103. S. 735-771 [текст]. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 9-10, 57; Т. 3. С. 19-20; Janin R. Marciano, prete di Costantinopoli, santo//BiblSS. Vol. 8 P. 689; Stiernon D. Marcian the Presbyter//EEC. Vol. 1. P. 523; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 300; Saradi H. Notes on the Vita of St. Markianos//Bsl. 1996. Vol. 57. N 1. P. 18-25; Wallraff M. Markianos: Ein prominenter Konvertit vom Novatianismus zur Orthodoxie//VChr. 1998. Vol. 52. N 1. S. 1-29; Mango C. Le terme antiforos et la Vie de S. Marcien économe de la Grande Église//Mélanges J.-P. Sodini. P., 2005. P. 317-328; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2005. Т. 5. Σ. 116-118; Wortley J. Vita S. Marciani Oeconomi//BZ. 2011. Bd. 103. N 2. S. 715-734 [исслед.]. О. В. Л. Иконография Изображение М. известно по миниатюрам, сопровождающим минейные тексты в византийских рукописях XI-XII вв. На композиции, предваряющей Житие святого в Императорском минологии на янв. из Музея Уолтерс в Балтиморе (Baltim. 521. Fol. 61r, 2-я четв. XI в.), святой стоит перед фасадом здания, центр которого выделен 3-угольным портиком, по сторонам - окна с нарядными переплетами.

http://pravenc.ru/text/2562338.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010