Новый соборный храм в готическом стиле был возведен, видимо, после обращения местного духовенства к кор. Генриху III (1220), впосл. перестраивался. Это было прямоугольное в плане 3-нефное строение. Единственная сохранившаяся деталь архитектурного убранства храма XIII в.- резные капители колонн, украшенные изображениями гротескных фигур и дубовых и ореховых листьев. Из собора происходят десница св. Патрика (в серебряном реликварии ирл. работы, XIV-XV вв.) и каменная статуя Богоматери с Младенцем (XV в., католич. церковь в Дансфорде). Известно, что в храме находились почитаемые скульптурные изображения св. Патрика и вмц. Екатерины. Восстановление храма началось в 1790 г. и в целом завершилось к 1818 г. Архит. Ч. Лилли полностью перестроил существующее здание, создав «реконструкцию» средневек. собора. Стены храма, оформленные в неоготическом стиле, венчают зубцы и пинакли; к зап. фасаду пристроена стройная прямоугольная в плане башня. Внутреннее убранство (витражи, орган, резные скамьи, алтарная преграда) относится к XIX-XX вв. В 1986-1987 гг. здание было капитально отремонтировано. На соборном кладбище находится предполагаемая могила св. Патрика, отмеченная в 1932 г. мемориальным камнем. Ист.: Muirchú. Vita Patricii//The Patrician Texts in the Book of Armagh/Ed. L. Bieler. Dublin, 1979. P. 62-123; Bernardus Clarevallensis. Vita S. Malachiae//PL. 182. Col. 1073-1118A; The Annals of Ulster (to A. D. 1131)/Ed., transl. S. Mac Airt, G. Mac Niocaill. Dublin, 1983; Annala Rioghachta Eireann: Annals of the Kingdom of Ireland by the Four Masters/Ed. J. O " Donovan. Dublin, 19903. 8 vol. Лит.: Reeves W. Ecclesiastical Antiquities of Down, Connor and Dromore. Dublin, 1847; O " Laverty J. An Historical Account of the Diocese of Down and Connor. Dublin, 1878-1895. 5 vol.; Galloway P. The Cathedrals of Ireland. Belfast, 1992. P. 72-76; Rankin J. F. Down Cathedral: The Church of St. Patrick of Down. Belfast, 1997; Charles-Edwards T. M. Early Christian Ireland. Camb., 2000. P. 65-67.

http://pravenc.ru/text/171432.html

После перехода Латгалии к России (1772) католич. ордены лишились судебной власти над своими крестьянами. После подавления восстания Т. Костюшко (1794) на территории совр. Л. были запрещены строительство новых католич. храмов и реставрация старых. Указом от 28 апр. 1798 г. Павел I Петрович определил структуру католич. Церкви в Российской империи, в результате приходы Латгалии и Лифляндии перешли в подчинение Могилёвской архиепархии. В 1795 г. в состав Российской империи вошла также Курляндия, в которой проживало значительное количество греко-католиков. Полоцкая архиепархия оказалась единственной сохранившейся греко-католич. епархией, которой не коснулась ликвидация греко-католических структур, проведенная Екатериной II. В нач. XIX в. на территории Курляндской губ. существовал Курляндский деканат, состоявший из 5 приходов. В 1820 г. из Российской империи были изгнаны иезуиты; земли ордена вместе с крестьянами отошли гос-ву. В 1827 г. была образована Белорусская греко-католич. епархия, в ее состав вошли греко-католич. приходы Курляндии. С 30-х гг. XIX в. отношение Российской империи к католич. Церкви на территории совр. Л. обусловливалось тем, что католич. духовенство, как правило, поддерживало антироссийские настроения польско-литов. дворянства. После Польского восстания 1830-1831 гг. католич. мон-рь в Пасиене был закрыт. По указу 1839 г. владельцы церковных имений должны были нести уголовную ответственность за жестокое обращение с крестьянами, а в 1843 г. все земли и крестьяне, принадлежавшие католич. Церкви, стали гос. собственностью. После реорганизации католич. епархий в 1847 г. все католич. приходы латинского обряда на территории совр. Л. перешли в подчинение Могилёвской архиепархии. В 40-х гг. XIX в. имущество мон-ря в Аглоне было изъято в казну; братия изгнана из обители; монастырский храм переведен в статус епархиального; в жилом корпусе мон-ря была устроена тюрьма для католических клириков и монашествующих. В 1865 г. в Л. было запрещено католич. образование и употребление лат. алфавита в латгальском языке. С 1865 по 1904 г. из-за нехватки католич. богослужебной лит-ры мн. книги тайно печатались в Пруссии и нелегально ввозились через Тильзит. Католич. священников обучали в С.-Петербургской ДС.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

Приходские (секулярные) клирики «Актом о регистрации папистского духовенства» (1704) обязывались к гос. регистрации и выплате залога «за благонадежность», им запрещалось покидать пределы своего графства без разрешения светских властей. Документ также гарантировал материальное обеспечение и различные привилегии католич. священникам, пожелавшим перейти в англикан. Церковь Ирландии. После окончания срока, отведенного для регистрации (1709), был принят закон, по к-рому ирл. католич. священникам предписывалось до 25 марта 1710 г. принести присягу верности кор. Анне как монарху Великобритании и И., а также подписать «Декларацию против пресуществления Св. Даров» под угрозой тюремного заключения и изгнания с острова. Из почти 1 тыс. священников такую присягу принесли лишь ок. 30, что привело к массовым арестам, тюремным заключениям и депортации католич. клира; многие католич. священников были вынуждены перейти на нелегальное положение. Не имея возможности открыто совершать богослужения, священники перемещались под видом торговцев и бродяг, возродив практику служения тайных месс в частных домах, в разрушенных храмах или на открытом воздухе (в качестве алтаря нередко использовались скалы и валуны, т. н. Mass Rocks). Выплата значительных денежных сумм за выдачу служителей католич. Церкви светскому суду привела к появлению «охотников за священниками» (priest hunters), занимавшихся слежкой и поимкой нелегальных клириков. Тем не менее мн. католич. священники и монахи, подвергавшиеся высылке, тайно возвращались в И. В XVIII в. неск. католич. архиепископов и епископов продолжали служение на острове, в периоды ослабления преследований католиков учреждались новые приходы и сооружались католич. капеллы (из дерева или торфа, без колоколов и внешних христ. символов). Новые католич. клирики, как правило, возвращались в И., получив подготовку в ирл. католич. колледжах во Франции, в Испании и в Риме. К 30-м гг. XVIII в. численность католич. духовенства увеличилась до 1700 чел., окормлявших порядка 2,5 млн. ирл. католиков. В 1731 г. в архиеп-стве Арма насчитывалось 25 капелл (Mass-houses), в к-рых служили 76 секулярных священников и 22 члена монашеских орденов. Запрет на обучение за рубежом и деятельность учителей-католиков привел к возникновению тайных католич. школ, а в сельской местности — т. н. подзаборных школ (hedge school, ирл. scoil chois cla í ), нередко совмещенных с католич. капеллами.

http://sedmitza.ru/text/2560394.html

XX в. совершались неоуниат. богослужения К нач. 1939 г. неоуниат. приходы в Польше распределялись по католич. диоцезам следующим образом: в Луцком католич. еп-стве - 16 приходов, в Пинском католич. еп-стве - 11 приходов, в Седлецком католич. еп-стве - 12 приходов, в Виленском католич. архиеп-стве - 9 приходов, в Люблинском католич. еп-стве - 8 приходов. Прихожан-неоуниатов насчитывалось не менее 10 тыс. чел. Примечательно, что если на территории «восточных кресов» униат. приходы равномерно распределялись в селах и в городах, то в наиболее полонизированных Люблинском и Белостокском воеводствах почти все униат. общины находились в селах. Исключение составляли неоуниат. общины в г. Бяла-Подляска (богослужения совершались в местном католич. храме св. Анны), в г. Янув-Подляски (богослужения совершались в католич. храме при вост. секции ДС) и в Люблине. После закрытия в 1934 г. Миссионерского ин-та люблинская неоуниат. община сохранила за собой институтскую католич. церковь, прикрепленную к люблинскому диоцезиальному ин-ту «Католического действия» . 9 окт. 1939 г. на тайном синоде греко-католич. епископов, собравшемся во Львове по инициативе митр. А. Шептицкого без согласования с Папским престолом, на территории СССР и 2 бывших воеводств оккупированной немцами Польши (Люблинского и Белостокского) были образованы 4 экзархата. Во главе «экзархата Великой Украины» был поставлен ближайший помощник Шептицкого - Иосиф Слипый. Брат митрополита, Климентий Шептицкий, игумен униат. ордена студитов, стал «экзархом Великой России и Сибири». Еп. Н. Чарнецкий был назначен «экзархом Волыни, Полесья, а также Холмщины и Подляшья». Этот экзархат охватывал территории Луцкого, Пинского, Люблинско-Холмского и Седлецкого католич. еп-ств, объединяя соответственно как зап. районы Украины и Белоруссии, вошедших в 1939 г. в состав СССР, так и сопредельные территории нем. Генеральной губернии. Чарнецкий также стал временным «экзархом Белоруссии» - до избрания на этот пост др. иерарха. Шептицкий уведомил Римскую курию о синодальном решении учредить на территории СССР греко-католич.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

Об армяно-католиках в К. впервые упоминается в письме папы Римского Иоанна XXII от 28 марта 1318 г.: папа благодарит армян из Каффы за их обращения в Рим по ряду вопросов и за согласие подтвердить свою приверженность католич. вере. В 1333 г. доминиканцы армянского происхождения основали в Каффе католич. мон-рь. С 40-х гг. XIV в. известен армяно-католич. орден братьев-униторов (униатов) свт. Николая; с сер. XIV в. ордену принадлежала ц. св. Николая в Каффе. К этому же времени относятся упоминания об армяно-католич. мон-ре свт. Николая, а также об арм. ц. арх. Михаила в Каффе. Среди участников Флорентийского Собора был не только униат. армяно-католич. епископ Каффы Минас, но и наместник Киликийского (Сисского) арм. патриарха в К. архим. Саргис из Каффы, подписавший решения Собора. После 1475 г. армяно-католич. приходы в К. пришли в упадок. В нач. XIX в. Армянская католич. Церковь возобновила свою деятельность в К. В 1833-1846 гг. в Карасубазаре существовали приход свт. Григория Просветителя и армяно-католич. школа, к-рыми руководил историк, монах-мхитарист Минас Медичи (Бжишкян), прибывший из Венеции. С сер. XIX в. существовал Крымский армяно-католич. деканат с центром при католич. Успенском храме в Феодосии, относившийся к Саратовско-Тираспольской католич. епархии. Ему принадлежали также приходы в Симферополе (храм построен в 1861), Евпатории, Керчи и Карасубазаре. В 1931 г. был закрыт последний армяно-католич. храм в Карасубазаре. Украинская греко-католическая Церковь (УГКЦ). Первая община УГКЦ в честь Успения Пресв. Богородицы была зарегистрирована в 1991 г. в Севастополе, при местном укр. об-ве «Просвита», в 2000 г. был устроен храм. Командование украинского флота и местная администрация оказывали униатам активную поддержку. В 1997 г. была зарегистрирована Андреевская община в пос. Золотая Балка г. Севастополь (с 2014 с. 1-е отделение Золотой Балки). В 2002 г. зарегистрирована Васильевская община в с. Гончарном Балаклавского р-на. С 1992 г. действуют общины Св. Троицы в Ялте, св. Иосафата Кунцевича в Симферополе, с 2002 г.- Рождество-Богородичная община в Алуште, с 2003 г.- Воскресенский приход в пос. Парковое Ялтинского горсовета, с 2004 г.- приход равноапостольных Владимира и Ольги в Керчи. В 2005 г. получили регистрацию приходы: Покровский в Евпатории, Троицкий в Джанкое, Николаевский в Ялте (храм освящен в 2011). Последней в 2007 г. была зарегистрирована Николаевская община в с. Маленьком Симферопольского р-на.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

В 30-х гг. XX в. президент католич. Блэкрок-колледжа в Д. пресв. Джон Чарлз Мак-Куэйд приступил к работе над оформлением особого статуса католич. Церкви в Ирландии. Он принял участие в составлении ирл. Конституции (1937), в которую был включен ряд положений социальной доктрины католич. Церкви. В Конституции подчеркивалась важность семьи для существования общества, запрещались разводы (Bunreacht na hÉireann. 41. 2. 1; 41. 3. 1-2); был оговорен особый статус католич. Церкви, к к-рой принадлежало большинство населения страны (Ibid. 44. 2). Однако католич. Церковь не была признана государственной. В 1940 г. Дж. Мак-Куэйд был избран архиепископом Д. В годы его пребывания на кафедре позиции католич. Церкви в стране значительно упрочились. Архиепископ учредил 47 новых приходов и ряд католич. школ. В 1945 г. в Киллини была основана закрытая резиденция францисканцев, где монахи занимались исследованиями в области ирл. истории, языка и литературы (в 90-х гг. XX в. объем работ сократился, наиболее ценные рукописи из б-ки переданы в Университетский колледж). Архиеп. Дж. Мак-Куэйд принял участие в работе Ватиканского II Собора . В условиях усиления процесса секуляризации общества католич. Церковь в Ирландии утратила решающее влияние на правящие круги. В июне 1996 г. была принята поправка к ирл. Конституции, разрешающая разводы, однако под давлением католич. иерархии были сохранены нек-рые ограничения. В годы пребывания на кафедре архиеп. Десмонда Коннела (1988-2004) в Ирландии разгорелся ряд публичных скандалов, связанных с моральным разложением части католич. духовенства, что привело к резкому падению авторитета католич. иерархии в Ирландии. Архиеп. Д. Коннел неоднократно подвергался публичным оскорблениям. В наст. время архиепископскую кафедру Д. занимает Дирмид Мартин, бывш. секретарь Папского совета «Справедливость и мир», представитель Папского престола в ООН. В архиеп-стве проживает более 1 087 тыс. католиков, насчитывается 200 приходов, в которых служат 499 секулярных и 844 регулярных священника, 3919 монашествующих (An. Pont. 2005. P. 219).

http://pravenc.ru/text/180517.html

В составе рус. войск на территории совр. К. к. служили офицеры и рядовые католич. вероисповедания. С 1863 г. на Кубани действовало Екатеринодарское католич. военное капелланство. Первым капелланом был свящ. Антоний Юзеф Ходоровский. С возникновением католич. прихода в Екатеринодаре военный капеллан одновременно стал его настоятелем. В 1893-1894 гг. был построен католич. храм св. Розария Пресв. Девы Марии и св. Варвары. Храм был освящен 15 июня 1907 г. еп. Иосифом Кесслером после сооружения колокольни. В кон. XIX в. при настоятеле Иосифе Канумове была основана школа для 30 детей, впосл. число учащихся достигло 100 чел. В 1904 г. было учреждено Екатеринодарское римско-католич. об-во пособия бедным, опекавшее церковноприходскую школу и организовавшее при церкви небольшую богадельню. По его инициативе в 1898 г. при школе была открыта публичная б-ка с читальным залом. В 1914 г. приход насчитывал 2400 чел. В городе также существовало католич. кладбище. К Екатеринодарскому приходу были приписаны католики Темрюка и Майкопа, Крымской и Тихорецкой станиц, а также католики, проживавшие в станицах Кубанской обл. Кроме храма в Екатеринодаре на территории совр. К. к. действовали католич. церковь в Новороссийске, часовня в Армавире, церкви немецких колоний Семёновка и Новониколаевка. В кон. 1937 г. (по другим сведениям, в 1938) храм в Краснодаре был закрыт. После войны здание церкви было перестроено, разделено на 2 этажа и отдано под жилье. Возрождение католич. общины в Краснодаре началось в 1992 г. Настоятелем прихода св. Михаила на хуторе Семёновка (Семёновском) стал поляк Анджей Моравский. 27 дек. 1993 г. была зарегистрирована католич. религ. орг-ция ц. св. Розария Пресв. Девы Марии и св. Варвары. В 1994 г. архиеп. Тадеуш Кондрусевич отозвал о. Анджея в Москву, где он был назначен настоятелем прихода святых Петра и Павла (вернулся в Краснодар в 1996). Служение в Краснодаре продолжил свящ. Януш Бляут. К этому времени мессы стали совершаться в Доме национальных культур. Католич. приходы К. к. принадлежат Краснодарскому деканату епархии св. Климента с центром в Саратове. На 2014 г. в К. к. насчитывается 11 католич. приходов. Протестантские церкви, деноминации и секты

http://pravenc.ru/text/2458947.html

В 1869-1905 гг. для гос. нужд в Белоруссии были изъяты 150 католич. храмов, часть из них передали православным. Это в первую очередь касалось бывш. униат. храмов, преобразованных в католич. церкви в период ликвидации унии (кон. 30-х гг. XIX в.) в случаях массового перехода униатов в лат. обряд. Католич. Минское еп-ство было восстановлено после Февральской революции 1917 г. по решению папы Римского Бенедикта XV (1914-1922); в него вошли приходы Минской губ., а приходы Могилёвской и Витебской губерний остались в составе Могилёвского архиеп-ства. 22 авг. 1917 г. Могилёвский администратор еп. Ян Цепляк назначил генеральным викарием Минского еп-ства гр. Эдуарда О " Рурка, представителя аристократической семьи ирл. происхождения, долгое время проживавшей в Польше (епископ Рижский в 1918-1920). 12 окт. 1917 г. на Минскую кафедру был поставлен Зигмунд Лозинский. 28 июля 1918 г. кард. Александр Каковский, архиеп. Варшавский (1913-1938), рукоположил его во епископа. По инициативе еп. З. Лозинского 6 янв. 1918 г. в минском католич. кафедральном соборе Св. имени Пресв. Девы Марии было совершено 1-е католич. богослужение на белорус. языке, перевод к-рого осуществил католич. свящ. Фабиан Абрантович. В 1918 г. была восстановлена диоцезальная семинария, в 1919 г. начала работу высшая ДС в Минске. В 1920 г. в условиях военных действий обе семинарии эвакуированы в Польшу. В 1918 г. в возрожденном католич. еп-стве проживали 287 тыс. католиков, насчитывалось 47 приходов, в к-рых служили 40 католич. священников. После раздела Белоруссии между Польшей и СССР, согласно Рижскому договору 1921 г., 60% территории Минского еп-ства вошло в состав СССР, в т. ч. 7 деканатов, объединявших 56 католич. храмов. На польской территории осталось 52 храма. В 1920 г. еп. З. Лозинский покинул Минск и перенес центр диоцеза в Новогрудок. Собор св. Михаила в Новогрудке стал прокафедральным. 20 мая 1923 г. в Новогрудке был восстановлен капитул католич. Минского еп-ства. Согласно папской булле от 28 окт. 1925 г., юго-зап.

http://pravenc.ru/text/2563296.html

В сер. XVIII в. Исфаханские католич. епископы неудачно пытались восстановить католич. еп-ство в Тбилиси, но в 1755 г., при царе Теймуразе II, католики были изгнаны из Г. Выступивший в защиту католич. миссий Глава ГПЦ католикос-патриарх Антоний I (Багратиони) был обвинен в отклонении от правосл. веры, низложен, лишен права совершать богослужения и выслан из Г. С вхождением Г. в состав Российской империи положение католич. миссии изменилось. В 1805 г. главноуправляющий Кавказом кн. Цицианов выделил тифлисским капуцинам 6 тыс. р. на строительство новых церкви и мон-ря взамен сгоревших при пожаре. Позднее российское правительство постепенно урезало капуцинов в правах, а в 1845 г. упразднило миссию. В 1819 г. в Г. были переселены колонии немцев-католиков из России. В 1824 г. в Г. было 4 католич. храма: 2 - в Тифлисе, по одному в Кутаисе и Гори. В 20-х гг. XIX в. в Закавказье из Астрахани прибыли миссионеры-иезуиты, но в 1845 г. российское правительство запретило их деятельность на территории Г. В 1850 г. в Тирасполе учредили католич. епископскую кафедру, в юрисдикции к-рой находилась территория Г. В 1861 г. в Стамбуле была образована монашеская конгрегация Непорочного зачатия Девы Марии; священники конгрегации окормляли груз. католиков. Конгрегации принадлежали школа и типография, где печатались учебники на груз. языке, словари и книги светского содержания. Груз. католич. приход в Стамбуле просуществовал до 1974 г. После январского восстания 1863-1864 гг. в Царстве Польском в Г. прибыло много поляков-католиков; большая часть поляков поселилась в Тифлисе. В 1870 г. там началось строительство «польского» храма - ц. св. апостолов Петра и Павла. В 1864 г. в Г. католиками назвали себя 6 тыс. чел.; через год на Кавказе было 17 католич. приходов ( Лиценбергер О. А. Римско-католическая Церковь в России: История и правовое положение. Саратов, 2001. С. 109, 129). Грузины-католики учились в Саратовской католич. ДС, однако в кон. XIX - нач. XX в. католич. духовенство в Г. представляли гл. обр. поляки.

http://pravenc.ru/text/168205.html

В 1415 г. католич. Церковь в ВКЛ вошла в ведение примаса польск. костела архиеп. Гнезненского. Большую роль в укреплении позиции Римско-католической Церкви в кон. XVI - нач. XVII в. играла деятельность католич. монашеских орденов, особенно иезуитов, задачей к-рых была борьба с Реформацией и правосл. Церковью. Иезуиты появились в Б. в 60-70-х гг. XVI в. и пользовались особым покровительством кор. Речи Посполитой Стефана Батория, к-рый на правах патрона всех церквей гос-ва передал им в 1579 г. земли правосл. мон-рей Полоцкой епархии. В Полоцке иезуиты открыли коллегиум, затем аналогичные учебные заведения были организованы в Витебске, Бресте, Пинске, Гродно и др. крупных городах Б., обучались в них юноши всех христ. конфессий. В кон. XVI-XVIII в. католич. Церковь в ВКЛ обладала фактически статусом господствующей. Католич. епископы имели большое влияние на светскую власть, принимали участие в заседаниях Верховной рады, Сената, трибунала, сеймов и сеймиков, др. гос. органов. Во 2-й пол. XVII в. католич. Церковь в Б. понесла значительный урон в результате крестьянско-казацких восстаний, после 1654-1667 гг. она начала обновлять свою структуру и менять политику в отношении др. христ. конфессий на территории Б. До кон. XVII в. количество католич. приходов в Б. возросло почти в 2 раза. В 1744 г. на белорус. землях действовало ок. 270 костелов, подчиненных Виленской кафедре. Как и ранее, католич. приходы были сконцентрированы в зап. областях Б.: в деканатах Браславском, Гродненском, Лидском, Новогрудском, Ошмянском, Ружанском, Слонимском, Свирском, Волковысском и в зап. частях Минского и Полоцкого воеводств, на этих землях действовало ок. 70% приходов, объединявших ок. 85% белорус. католиков. К кон. XVIII в. католики составляли ок. 20% жителей Б. В 1773 г. указом имп. Екатерины II была создана независимая от Рима Белорусская католич. епархия с центром в Могилёве во главе с еп. С. Богушем-Сестренцевичем (с 1798 в сане митрополита и кардинала). Обеспечив католикам свободу вероисповедания, Екатерина признала за папой право вмешиваться в дела внутреннего устройства местного католич. клира и костела. На территории Б. была разрешена деятельность запрещенного в Европе (1773) ордена иезуитов, в 1812-1820 гг. в Полоцке действовала иезуитская академия со статусом ун-та, к-рой были подчинены иезуитские уч-ща в Витебске, Могилёве, Орше, Мстиславле и др. городах. В Б. существовали также школы пиаров, доминиканцев, францисканцев и др. Для управления делами католич. Церкви в нач. XIX в. в С.-Петербурге была создана особая Римско-католическая коллегия под председательством архиепископа Могилёвского, к-рая просуществовала до нач. XX в. при Департаменте духовных дел и иностранных вероисповеданий Мин-ва внутренних дел.

http://pravenc.ru/text/77856.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010