XV. Кроткий ответ укрощает ярость, а грубое слово усиливает гнев. Жертва беззаконных противна Господу, а молитва праведников приятна Ему. Распутный не любит, чтоб его учили, к умным он не пойдет. Лучше немногое при благоговении пред Господом, нежели большое сокровище, и при нем шумная суетливость. Лучше небольшой участок овощей, и при нем дружба, нежели откормленный бык, и при нем неприязнь. Светлый взгляд очей радует сердце, добрая весть утучняет кости. Славе предтеча смирение. XVI. Возложи на Господа дела свои, и предприятия твои совершатся. Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков беззаконных. Уста праведные приятны царю, и кто говорит истину, того он любит. Иметь мудрость гораздо лучше, нежели золото, и иметь разум приятнее, нежели серебро. Падению предтеча гордость. Приятная речь есть сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Человек коварный плодит раздоры, и ябедник разлучает друзей. Человек злой и друга своего обманет, и заведет его на дорогу не добрую. XVII. Разумного сильнее трогает выговор, нежели когда глупого сто раз побьешь. Родивши глупца, родил его на горе себе и не порадуется отец безумца. XIX. Не пристало глупцу жить пышно. Дом и имение достаются по наследству от родителей, а умная жена от Господа. Слушайся совета и принимай наставления, чтобы впоследствии быть умным. Похвальна в человеке благотворительность его, и нищий лучше обманчивого богача. Кто отца разорит, мать выгонит, тот срамный и бесчестный сын. XX. Честь человеку отстать от ссоры, а всякий глупец задорен. С осени ленивец не орет, летом спросит, и ничего нет. Праведник спокойно живет с своею честностью, блаженны и дети его после него! Не люби спать, чтобы не обеднеть. Кто злословит отца своего и матерь свою, у того погаснет светильник среди глубокой тьмы. Имение, собираемое жадно прежде, и в последствии не благословится. Не говори «я отплачу за зло»; жди Господа, и Он вступится за тебя. XXI. Кто затыкает ухо свое от воплей бедного, тот и сам будет звать, и не откликнутся. Любящий веселие останется в нищете; кто любит вино и масти, не разбогатеет. Алчный всякий день алчет, а праведник дает и не жалеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

[x] Пушкин А.С. Указ. изд. Т. 4. С. 300. [xi] Там же. С. 317. [xii] Там же. 301. [xiii] Которые, возможно, тоже лишь одержимые, как и Иван в описанной выше сцене. Но эта одержимость предопределена " покорным ученичеством " . [xiv] То, что передавалось в западноевропейском искусстве жанром vanitas (vanitates). [xv] Пушкин А.С. Указ. изд. Т. 4. С. 300. [xvi] Кстати, " один, холодный, мирный " поцелуй - это совершенно очевидно поцелуй, даваемый покойнику, сопровождаемый пожеланием: " Покойся с миром " . Этот " мирный " поцелуй тоже отразится в " Братьях Карамазовых " - ранее, когда Алеша, прощаясь с отцом, поцелует его в плечо: " Ты чего это? - удивился немного старик. - Еще увидимся ведь. Аль думаешь, что не увидимся? - Совсем нет, я только так, нечаянно. - Да ничего и я, и я только так... - глядел на него старик " (14, 160). Поцелуй в плечо - " целование мира " , даваемое друг другу сослужающими священниками в алтаре перед их причащением. Мирянин Федор Павлович, не слишком, мягко говоря, прилежный прихожанин, для которого необходимость примириться с окружающими и причаститься ассоциируется с действиями перед исходом души из тела, воспринимает " целование мира " как последнее прощание. Таковым оно и оказывается: Алеша больше не увидит отца в живых. [xvii] Пушкин А.С. Указ. изд. Т. 4. С. 318. [xviii] Там же. С. 291. [xix] Причем, рассказывая об этом Христу, он намеренно употребляет выражение " станут прижиматься к нам в страхе, как птенцы к наседке " - парафраз Христова плача об Иерусалиме: " Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков, и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не восхотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне! " (Мф. 23, 37-39). В старославянском здесь " собирает кокошъ птенцы своя под криле " - то есть именно " наседка " . Этот парафраз инквизитора звучит как вызов счастливого соперника: я сделаю то, что не получилось у Тебя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

   И только потом они вспоминают: а ведь там, при гробе лежит большой камень, кто отвалит нам камень от гроба?.. И вот прходят жены – мироносицы ко гробу Спасителя. Что же они видят: стражи нет, камень отвален от гроба, а гроб пустой. Во гробе, с одной стороны и другой, сидят два юноши в светлых одеждах.    Жены испугались и пали ниц. Но юноши- ангелы сказали им: не бойтесь, вы ищете Иисуса Распятого – Его нет здесь. Он воскрес, как сказал. Пойдите, посмотрите место, где лежит Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилеи, там Его увидите. Изумленные, страх и вместе с тем великая радость наполнила сердца мироносиц.    Так вот – Спаситель их жив? Он воскрес...    Радостную весть о воскресении Спасителя святые жены спешат возвестить Апостолам, они бегут обратно от гроба. И вот навстречу им является Сам Спаситель и говорит им: «радуйтесь!». Не помня себя от восторга святые жены бросились к ногам Господа, но Он сказал им: «не бойтесь, пойдите возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Mehя...(Mф.XXVIII,1—10; Mapk.XVI,1—8; Лyk.XXIV,1—10; Uoah.XIX,38—42;XXIII,49—66).    За что же жены мироносицы удостоились такой великой чести? – Первые услышали весть о воскресении Спасителя и увидели Господа раньше Апостолов. За то, что святые эти женщины проявили здесь глубокую неустрашимую преданность и любовь к Христу Спасителю. Еще в то время, когда Спасителя вели на крест и все ученики разбежались, кроме Иоанна, святые жены, не боясь насмешек и гонений шли за Спасителем и не имея возможности иначе выразить, как слезами, свое сочувствие Страдальцу, плакали о Нем (Mapk.XIV,50). И при кресте Спасителя, среди всевозможных ругательств и насмешек над Ним, жены мироносицы открыто стояли на стороне Господа. А после смерти Господа, движимые любовью к Спасителю, они покупают дорогие ароматы и не считаясь с опасностями для себя, бесстрашно бегут ко гробу Господню... В настоящие дни, дни открытого неверия и многочисленных расколов от Церкви Божией, верующие женщины – христианки оказывают гораздо большую преданность Богу и Церкви, самоотверженность и ревность о вере, чем христиане – мужи. В то время, как многие робко молчат среди рода развращенного и строптивого, женщины – христианки поднимают свой слабый, но верный голос за святыню Божию, несмотря на насмешки и гонения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ариосто Лодовико (1474–1533) — знаменитый итальянский поэт. 169 Святая Екатерина Сиенская (1347–1380) — монахиня доминиканского ордена, прославилась подвигами милосердия и мистическими видениями. 170 Клепем — пригород Лондона. 171 Уимблдон — пригород Лондона. 172 Бриен Готье де (ум. 1205 г .) — брат короля Иерусалима, зять Танкреда, короля Сицилии. После смерти Танкреда папа поддержал права Бриена на Сицилийское королевство. 173 Карл Великий (742–814) — франкский король, объединивший под своей властью большую часть Западной Европы. В 800 г . папа провозгласил Карла императором. Это было попыткой возрождения на христианской основе Римской империи. Империя Карла Великого превратилась в Священную Римскую империю. Позднейшие легенды рисовали его седобородым старцем, прожившим триста лет. Карл прославился войнами с испанскими маврами. 174 Символ Веры — краткое изложение христианских догматов, впервые сформулированное Вселенским собором 325 г . в Никее. 175 Труверы — французские придворные поэты XII–XIII вв. Рима. 176 Не так, как мир дает — цитата евангельского текста: «…мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. XIV, 27). 177 «Что Мне и Тебе?» — Ин. II, 4; «Кто Матерь Моя?» — Мф. XII, 48. 178 Нищий, который просит камень вместо хлеба — аллюзия на текст: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» (Мф. VII, 9) 179 А Церковь всегда можно построить заново… — парафраза обетования Христа о Церкви: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. XVI, 18). 180 Клара — Святая Клара Ассизская (1194–1253), последовательница святого Франциска, основательница монашеского ордена кларисс, прославилась мистическими видениями. 181 …а видел он, как верблюд во славе проходит сквозь игольное ушко — в Евангелии рассказано, что Христос заповедал богатому юноше раздать все имущество бедным, и тот ушел в печали, потому что жалел свое богатство. Тогда Христос сказал ученикам: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. XIX, 24). Честертон говорит о поступке Бернарда, раздавшего, в отличие от юноши из притчи, свои богатства. 182

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

Бог сделал Израиль народом своих детей, поэтому Он и говорит, что Израиль – Мой первенец, затем уже идут другие народы. Почему Бог ожесточил сердце фараона? Божие действие усиливает в человеке его внутренние склонности. Ожесточение сердца фараона означало, что Бог выявил его жестокое сердце, глубины его сердца. Поэтому христиане не должны обращать внимание, если от их слов люди становятся еще большими богоборцами: Бог ожесточает сердце их, выявляет то, что в глубинах сердца. В 10-й главе Книги Исхода объясняется: «Ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле; так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли: но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле; ты еще противостоишь народу Моему, чтобы не отпускать его, – вот, Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне» ( Исх. 9, 14–18 ). Традиционная хронология исхода, установленная в XIX веке, противоречит библейской хронологии. Согласно традиционной хронологии, исход произошел или при Рамзесе II, или при Меренптахе, что датируется XIII веком до Рождества Христова. Согласно Библии, исход евреев из Египта произошел в XVI веке до Рождества Христова. Конец среднего царства в Египте ознаменовался страшной катастрофой, описанной в «папирусе Ипувера» Лейденской рукописи (сохранилась копия VI века до Рождества Христова): река превратилась в потоки крови, описываются библейские казни египетские. Поэтому, когда говорят о противоречии между Библией и историей в этом отношении, речь идет о противоречии между ложной хронологией и Библией. Фараон Мернефта погиб в водовороте, бросившись вслед за евреями. Место перехода евреями Красного моря. В районе Суэцкого канала перейти море было невозможно, потому что на его дне углубления и скалы. Море Ям-Суф (евр. «Море Тростника» или), которое упоминается в Писании, – это не Красное море.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В то же время всегда актуальным остается предупреждение Господне: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас ( Мф. 7, 6 ). Это – заповедь рассудительного отношения к проповеди , чтобы она не оказалась раздражающим вызовом для неподготовленных и духовно неспособных к ее восприятию. Апостол Павел наставляет своего ученика Тимофея и в его лице каждого христианина: От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины ( 2Тим. 2, 23–25 ). § 2. Краткий очерк истории Апологетики Для более удобного рассмотрения историю Апологетики обычно разделяют на периоды. Поскольку строго установленной периодизации не существует, в данном обзоре предлагается следующее деление: 1 . Раннее христианство и эпоха Вселенских Соборов (II – VII вв.) 2 . Средневековье и эпоха Возрождения (VIII –XV вв.) 3 . Новое время (XVI-XIX вв.) 4 . ХХ век 5 . История русской апологетики. Раннее христианство и эпоха Вселенских Соборов Необходимость защиты своей веры имела место и до появления христианства. В иудейской среде это нашло, например, отражение в трудах Филона Александрийского, Иосифа Флавия и др. Христианские писатели были не только знакомы с методами, аргументами и идеями иудейской апологетики, но и использовали их 7 . Первые христианские апологетические элементы встречаются уже во многих местах Евангелий, Деяний и посланий апостольских, особенно у апостола Павла. Апостол Петр призывает каждого христианина быть готовым дать ответ всякому, требующему отчета о его христианской надежде ( 1Пет. 3:15 ). В первые века христианства появляется и особый жанр богословско-полемических сочинений – апологии. Раннехристианские апологии имеют два адресата: иудейство и язычество, по разным причинам противостоящие христианству. «Мы проповедуем Христа распятого, – пишет апостол Павел, – для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» ( 1Кор. 1:23 ). Защита от тех и других имела свою ярко выраженную специфику. Если с иудеями дискуссия шла, главным образом, о мессианском достоинстве Иисуса Христа, Его Божественности, то с язычниками – о единстве Божества, уникальности Богоявления во Христе, лживости различного рода обвинений против христиан и несправедливости гонений на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Вопрос XVI. (А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, Мф.15:5 ). Дар, который от меня, тебе на пользу... т. е. дар, который ты приносишь за меня, собственно к тебе будет относиться. Этими словами дети выражают, что не дело родителей приносить за них дары, когда они достигли такого возраста, что уже сами могут за себя приносить (Богу) дары. След. детей так настроенных в этом возрасте, что они могли говорить подобное своим родителям и действительно говорили, фарисеи не считали виновными, хотя они не воздавали своим родителям подобающей чести. Вопрос XVII. (Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится Мф.15:13 ). Всякое насаждение, которое не насадил Отец Мой небесный, искоренится, т. е. искоренится плотская страсть, следующие которой впадали в беды вследствие невнимания к знамениям действительности (rerum signis) или вследствие собственных предрассудков; и не соблюдали они правил (христианской) жизни, которые очищают душу от страстей. Вопрос XVIII. (И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Мф.8:13, 15:28 ). И отрока сотника и дочь жены Хананейской исцеляет, не входя в их дом. Это означает, что язычники, к которым Он не приходил, спасаются Его словом. Что дети исцеляются по просьбе самих (родителей) 8 просящих, – разумей Церковь , которая есть и мать, и чада: мать для всех, из которых состоит Церковь ; те же члены ея, каждый в отдельности, именуются чадами. Вопрос XIX. (И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их Мф.15:30 ). Толпы народа приносили Господу немых: тех, которые не восхваляют (Бога), или не исповедуют веры; слепых: тех, которые не разумеют, хотя повинуются повелевающим (им); глухих: тех, которые не повинуются, хотя и разумеют; хромых: тех, которые не исполняют заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЕГОВА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иегова , Яхве (евр. ; цсл. Сущий) - одно из имен Божиих , означающее самобытность, вечность и неизменяемость существа Божия, имя Того, который был, есть и будет и который Сам изрек о Себе: " Я Господь, в первых и в последних. Я тот же " ( Ис. 41, 4 ). " Я есмь Алфа и Омега, первый и последний " ( Откр. 1, 10 ). Из благоговения к этому святому имени, евреи в древнее время считали оное страшным для произношения и заменяли или именем Адонаи , или Элогим ( Господь ). По еврейскому преданию, слово Иегова произносилось только одним первосвященником, и притом однажды в год во Святом Святых . " Я есмь Сущий, сказал Бог Моисею, посылая его к сынам Израилевым, так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам " ( Исх. 3, 14 )... " Вот имя Мое на веки и памятование о Мне из рода в род " ( Исх. 3, 15 ). Имя Иеговы в полной или сокращенной форме встречается во многих собственных именах священных книг, где оно поставляется в связи с ними или в начале, или в конце. Например, имя Иисус происходит от евр. Йешуа () и состоит из корней имени Божия Иегова (Яхве) и слова шуа - " спасение " . Еп. Иларион (Алфеев) указывает на то, что Иегова - один из неверных вариантов произношения имени Божия Яхве, утвердившийся в результате опасения нарушить третью заповедь: " Дело в том, что после вавилонского плена , во всяком случае, не позднее III века до Р. X., евреи из благоговения перестали вообще произносить священное имя Яхве, которое стало восприниматься как nomen proprium, как собственное имя Бога. Лишь однажды, в день Очищения (Yom Kippur), первосвященник входил во святое святых, чтобы там произнести это священное имя. Во всех же прочих случаях его заменяли на Adonay или другие имена, а на письме обозначали четырьмя согласными (YHWH – так называемый священный тетраграмма-тон), которые, однако, не произносили: даже комбинированное обозначение Adonay Yahweh (Господь Яхве) читалось как Adonay Elohim (Господь Бог). С XVI века на Западе стали употреблять искусственную вокализацию Yehowah (Иегова), появившуюся в результате добавления к согласным YHWH гласных из имени Adonay, и только в середине XIX века ученые показали, что тетраграмматон следует читать как Yahweh " . Редакция текста от: 11.02.2018 16:53:44 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13677421.h...

Глава I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII XXIII XXIV XXV XXVI XXVII XXVIII Предисловие О том, что много было таких, которые написали Евангелия, об этом свидетельствует и евангелист Лука, говоря: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» ( Лк. 1, 1–2 .), это ясно показывают и сохраняющиеся до настоящего времени памятники, которые были изданы различными составителями и послужили началом разного рода ересей, – каковы Евангелия и от Египтян, и от Фомы, и от Матфея, и от Варфоломея, а также от Двенадцати апостолов и от Василида, и Апеллеса, и прочих, которых было бы трудно и перечислить. Вместе с тем в настоящее время нам необходимо сказать только то, что были некоторые из них, кто без содействия Духа и благодати Божией заботились более о том, чтобы только составить повествование, чем о том, чтобы представить действительно бывшие деяния. К этим именно по справедливости может быть применено такое пророческое слово: «Так говорит Господь Бог: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом, и ничего не видели! Они видят пустое и предвещают ложь, говоря: «Господь сказал»; а Господь не посылал их» ( Иез.13:3, 6 ). О них же и Спаситель говорит в Евангелии от Иоанна: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники» ( Ин.10:8 ), [и именно:] «приходившие», а не «посланные», ибо Он Сам говорит: «Я не посылал их, а они сами побежали» ( Иер.14:14, 23:21 ). В самом деле, в приходящих обнаруживается безумная надменность, а в посланных – преданность верных рабов. А Церковь , основанная по слову Господа на камне, – Церковь , которую Царь ввел в чертоги Свои ( Песн 1:3, 2:4 .) и которой Он протянул руку Свою через скважину тайного входа 1 , подобна дикой козе и лани ( Песн.2:9 ) 2 ; через нее протекают как бы четыре райские реки ( Быт.2:10–14 ); она имеет четыре угла и кольца, посредством которых она движется подобно ковчегу Завета и стражу Закона Господня на деревянных, никогда не вынимаемых из колец шестах ( Исх.25:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Далее он укоряет друзей (id. 21), что они, «увидали страшное и испугались»; «вы придумываете речь для обличения»... «но прошу вас, взгляните на меня; буду ли я говорить ложь пред лицем высшим» (ст. 26, 28). Далее, в главе IX, говоря о величии Божием и о своем несчастии и утверждая, что он невинен, он указывает, что несчастие может постичь и непорочного как виновного. Особенно горько Иову нападение друзей его; он вопиет к Богу: «Я пресыщен унижением»... «Ты выводишь новых свидетелей Твоих против меня; усиливаешь гнев Свой на меня» (X, 15, 17). «А вы, говорит он, обращаясь к своим обвинителями – я не ниже вас; вы – сплетчики лжи.... О если б вы только молчали: это было бы вменено вам в мудрость» (XIII, 2–5)... «хорошо ли будет, когда Он вас испытает?» (id. ст. 9). Затем Иов вопиет к Богу, умоляя Его указать ему беззаконие и грех, ибо он их не знает и просит окончания страданий и смерти (главы XN1-XIV). Продолжая свои сетования Иов выражает однако уверенность, что справедливость Божия не попустит, чтобы имя его было покрыто позором. «И ныне вот на небесах Свидетель мой и Заступник мой в вышних» (XVI, 19). «Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня?» (XVII, 1–3)... «Помутилось от горести око мое... изумятся о сем праведные и невинный вознегодует на лицемера. Но праведник будет крепко держаться пути своего, и чистый руками будет больше и больше утверждаться» (XVII, 7 – 9). Замечательно, что по мере того, как Иов видит себя покинутым близкими доселе к нему людьми, мысль его все более и более светлеет: «Покинули меня близкие мои»... «А я знаю, Искупитель мой жив и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его» (XIX, ст. 14 –16 и 25– 27). В словах этих заключается пророческое предвидение не только о земной судьбе Иова и о возвращении ему здравия, но в них еще важнейшее пророчество об Обещанном ( Быm. III, 15 ) Избавителе, имеющем стереть главу змея, и об воскресении тела вместе с продолжением жизни души после смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010