Иконы Собора местных святых продолжали создаваться в Угличе (в т. ч. для старообрядцев) и в кон. XVIII-XIX в., о чем свидетельствуют 2 произведения из частных собраний. Первое, с изображением Д. И., блгв. кн. Романа, преподобных Паисия и Кассиана, имеет традиц. симметричную композицию, на др. иконе представлен также прп. Игнатий Прилуцкий, Д. И. и блгв. кн. Роман изображены в правой части, причем св. царевич показан в образе отрока небольшого роста, с крестом и ножом - орудием его мученической смерти. В кон. XVII-XVIII в. иконография Д. И. обогащается новыми деталями, атрибуты святого испытывают воздействие царской иконографии 2-й пол. XVII в. Возникают житийные циклы св. царевича, к-рые, как правило, состоят из неск. сюжетов, размещенных в среднике иконы, по сторонам от центральной фигуры (как сцены убиения на строгановских пеленах). Одним из ранних образцов является небольшой образ кон. XVII - нач. XVIII в. из Алексиевского мон-ря в Арзамасе (НГХМ, опубл.: Балакин П. П. Древнерус. искусство Н. Новгорода. Н. Новг., 1999. С. 44-45, 85. Табл. 16). Это довольно необычное для икон святого прямоличное изображение, без шубы, в далматике и ярусной короне (ср. покров 1-й трети XVIII в., ГММК), в деснице - большой крест (эта деталь часто встречается в поздних изображениях св. царевича, напоминает о словах тропаря святого: «...за скипетр крест в руку приим, явился еси победоносец, и жертву непорочну Владыце принесл еси себе»). Слева помещены сюжеты убиения и оплакивания Д. И. в Угличском кремле, справа - перенесение его мощей в Москву. К немного иному варианту принадлежит икона из Соловецкого мон-ря (ГММК, опубл.: Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст./Авт.-сост.: И. А. Бобровницкая. М., 2001. Кат. 33) с живописью 1-й трети XVIII в. (судя по окладу XVII в., это поновленный слой) - прямоличное изображение Д. И. в далматике и шубе с горностаевой подкладкой, с крестом, ножом и пальмовой ветвью (атрибут мучеников в зап. иконографии), на поземе - исполненные в мелком масштабе композиции убиения и оплакивания св. царевича. Этот иконографический тип был известен и в произведениях XIX в.- напр., на происходящей из окрестностей Каргополя иконе с 4 сюжетами в среднике, в т. ч. погребение святого в Угличе и встреча его мощей в Москве (Каргополье: Худож. сокровища/Авт.-сост.: Г. П. Дурасов. М., 1984. С. 106-107. Ил. 94).

http://pravenc.ru/text/178207.html

В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XIX в. Н. совершил путешествие в Австрию, в Италию, во Францию, в Германию. Во время поездки Н. написал ряд пейзажей и познакомился с совр. европ. искусством; художнику оказалось особо близким творчество П. Пюви де Шаванна и Ж. Бастьен-Лепажа. В путешествии Н. задумал полотно, к-рое затем считал своим лучшим произведением,- «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890, ГТГ) на сюжет Жития прп. Сергия Радонежского. Чудо явления ангела в иноческом облике юному прп. Сергию помещено в узнаваемый пейзаж окрестностей Троице-Сергиевой лавры, написанный с натуры (лишь деревянная церковь является реконструкцией). Не ориентируясь на изображения житийных сцен преподобного в иконописи, Н. создал собственную интерпретацию сюжета, редкую для станковой живописи по силе образной выразительности. Картина стала первой из серии работ, посвященных прп. Сергию Радонежскому и приуроченных к 500-летию со дня его кончины: «Юность преподобного Сергия» (1892-1897, ГТГ), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896-1897, ГТГ), «Преподобный Сергий Радонежский» (1899, ГРМ), эскиз к неосуществленной картине «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» (1897, ГТГ), в которых образ прп. Сергия предстает как нравственный идеал. Перекликаясь с полотном «Юность преподобного Сергия», национально-романтическую линию продолжила картина «Дмитрий-царевич убиенный» (1899, ГРМ), в которой изображение отрока, вдохновленное иконописными образами, сочетается с реальным пейзажем Углича, написанным с натурного этюда, а тему монастырской жизни продолжила картина «Под благовест» (1895, ГРМ). В 1903 г. Н. посетил Соловецкий мон-рь, после чего сюжеты на тему отшельничества, ухода от мирской суеты соединились с образами сев. природы: картины «Молчание» (1903, ГТГ), «Лисичка» (1914, ГТГ). Вдохновившись романами П. И. Мельникова-Печерского о старообрядчестве, Н. создал цикл картин, посвященных судьбе рус. женщины: «На горах» (1896, КМРИ), «Великий постриг» (1897-1898, ГРМ; за эту работу Н. получил в 1898 звание академика), «Думы» (1900, ГРМ), «В лесах» (1917-1922, НГХМ). Работы развивают лирический жен. образ, найденный Н. в одной из ранних картин - «Христова невеста» (1886, частное собрание), написанной под впечатлением от семейной трагедии - потери первой жены художника, М. И. Мартыновской, умершей при родах.

http://pravenc.ru/text/2565106.html

« " Небесный Нижний " — большой выставочный проект, приуроченный к 800-летию основания Нижнего Новгорода. В его организации также принимала участие Нижегородская митрополия. В рамках подготовки к этому событию было приобретено современное климатическое и выставочное оборудование. И, что особенно радостно, с открытием этой выставки начнет работу новое выставочное пространство в кремле», — отметил Олег Беркович. Экспонаты для выставки предоставили государственные, частные и церковные музеи, а также отдельные коллекционеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Самары и Нижнего Новгорода. Среди ее участников наиболее значительные музеи Нижегородской области — Арзамасский историко-художественный музей, Балахнинский музейный историко-художественный комплекс, Городецкий историко-художественный музейный комплекс. Уникальные памятники поступят из Московского музея русской иконы, Собрания русских икон при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного, музея Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет», музея икон Пресвятой Богородицы при Патриаршем подворье в Исаково, Нижегородской государственной областной научной библиотеки имени В.И. Ленина. «Наш художественный музей впервые принимает столь масштабный проект. Значительную часть экспонатов для выставки предоставил Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Среди музеев-участников Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Более всего произведений будет представлено нашим Нижегородским государственным художественным музеем. В экспозиции жители и гости нашего города смогут увидеть Царские врата начала XV века круга Андрея Рублева из древнего собора Троице-Сергиева монастыря, напоминающие о важном историческом факте в жизни города — его посещении преподобным Сергием Радонежским», — рассказал Роман Жукарин, генеральный директор НГХМ.

http://patriarchia.ru/db/text/5833488.ht...

Балеева Алатырского у. по 10 р. в год. Мон-рю были возвращены находившиеся некогда в его владении ок. 600 чел., 326 из к-рых находились на пашне и др. работах, а остальные - на рублевом оброке. Часть земель и угодий сдавалась Д. м. в аренду. В 1750 г. положено было в год игумену денежного и хлебного жалованья 10 р. и 12 четв., казначею - 5 р. и 8 четв., простым монахам - по 3 р. 50 к. и по 6 четв., «прислужникам» - по 2 р. 50 к. и по 3 четв. ржи и овса. Всего - 75 р. 47 к. После того как Д. м. стал получать вместо хлеба деньги, архимандриту было положено окладного жалованья в год 25 р., казначею - 10, иеромонахам, иеродиаконам и монахам - по 5 р. Стряпчему полагалось 30 р., подьячему - 10, иконописцу - 10, «часоводу» - 5, келейникам - по 5, столяру, плотнику, кузнецу - по 8, мельнику - 6, каменщику - 15 р. Всего жалованье со всеми монастырскими расходами из неокладных сумм доходило до 800 р. На содержание проживавших в монастыре отставных военных в 1761 г. было потрачено 69 р. 93 к. Святыни и реликвии Главной святыней Д. м. считалась икона свт. Николая Чудотворца, согласно описи 1764 г. «явленная» при основании обители. Образ был украшен кованым окладом, «на нем венец серебряной позолочен, в венце три камня». Перед иконой служились молебны, происходили исцеления, к-рые фиксировались в особой тетради. Др. чтимая икона, Успения Пресв. Богородицы, присланная в Д. м. в 1677 г. патриархом Иоакимом, к 1764 г. была украшена серебряной ризой с позолотой. В мон-ре также хранились напрестольный сребропозлащенный крест с 23 частицами мощей (пожертвован в 1707 стольником Т. Новиковым), напрестольные Евангелия 1654 г. (Москва), 1663 г. (согласно надписи, вклад патриаршего боярина Никифора Михайловича Беклемишева «по своих родителех»), 1678 г. (Москва), учительное Евангелие 1637 г. (Киево-Печерская лавра) с поучением св. Каллиста, архиеп. К-польского, Евангелие воскресное толковое 1662 г. (Киев). Евангелие-апракос 1408 г., переписанное для Д. м., хранится в НГХМ 95-п) ( Вздорнов. Искусство книги.

http://pravenc.ru/text/180541.html

за трапезой на фоне бревенчатой стены; П. вместе со свящ. Леонидом Чичаговым (впосл. сщмч. Серафим), келейницей и паломниками на крыльце дома в 1895 г.; П. на фоне леса; П. на смертном одре в 1915 г. (ГА Нижегородской обл., архив и музей Серафимо-Дивеевского мон-ря, частные собрания). На 2 фотографиях (ок. 1903, РГИА) П. запечатлена возле крыльца своего домика-кельи, в окне которого стоит ее портрет. Вероятно, этот уникальный живописный портрет блаженной нач. XX в., бережно сохранявшийся последними дивеевскими сестрами, находится в собрании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (резиденция Московских Патриархов в Переделкине). В 1906 г. в литографской мастерской Серафимо-Дивеевского мон-ря с одного из фотоснимков (изображение немного отличается по иконографии от живописного портрета) была выполнена хромолитография, дошедшая в нескольких экземплярах (ГМИР, Гос. музей А. М. Горького в Н. Новгороде, Мордовский респ. объединенный КМ им. И. Д. Воронина в Саранске, Серафимо-Дивеевский мон-рь, собрание Ф. Р. Комарова). Старица представлена поколенно, немного склонившейся вправо, в светлой рубашке и синем цветастом сарафане, голова не покрыта, седые недлинные волосы зачесаны назад, руки лежат на коленях; подпись: «Паша, Саровская юродивая//Проживающая въ Дивевскомъ Монастыр». Фотография-оригинал воспроизводилась в посвященных П. изданиях (напр.: Паша, Саровская юродивая: Полное жизнеописание подвижницы. Од., 1909). Живописный портрет неизвестной юродивой (предположительно П.) хранится в НГХМ. Св. царь-страстотерпец Николай II с супругой посещают блж. Параскеву Дивеевскую. Роспись Казанской ц. Серафимо-Дивеевского мон-ря. 2003–2004 гг. Худож-ники Я. В. Рылло, Д. В. Шабалина Св. царь-страстотерпец Николай II с супругой посещают блж. Параскеву Дивеевскую. Роспись Казанской ц. Серафимо-Дивеевского мон-ря. 2003–2004 гг. Худож-ники Я. В. Рылло, Д. В. Шабалина На основе этих фотографий к прославлению П. (вместе с блаженными Пелагией и Марией Дивеевскими) ок. 2004 г. были созданы первые иконы 3 юродивых.

http://pravenc.ru/text/2579014.html

А. Глядкова (НГХМ?; см.: ПЭ. 2005. Т. 9. С. 34-35). На нижнем поле иконы представлены 3 Московских святителя, Черниговские чудотворцы, св. царевич Димитрий, юродивые Василий, Максим и И.; эти изображения повторяются и на поздних списках, напр. на иконе рубежа XIX и XX вв. из собрания И. Тарноградского (Святые образы: Рус. иконы XVIII-XX вв. из частных собраний: Прил. к изд. 2006 г./Авт.-сост.: И. Тарноградский; авт. ст.: И. Бусева-Давыдова. М., 2007. Кат. 14). Дальнейшее развитие той же темы представлено иконой Симона Ушакова «Похвала Богоматери Владимирской» («Древо государства Московского») из московской ц. Св. Троицы в Никитниках (1668, ГТГ): медальоны с полуфигурами 3 московских юродивых помещены над изображениями преподобных, симметрично образам царей Михаила Феодоровича, Феодора Иоанновича и св. царевича Димитрия (образ последнего сопоставлен с образом И.). Как и др. святые, И. представлен в молитвенной позе, со свитком, текст которого прославляет Богородицу («Радуйся, Винограде тайный, израстивший Живот»); остальные атрибуты юродивого традиционны, колпак имеет большой размер и серый цвет. Др. вариант трактовки этой темы представлен произведениями, исполненными для собора Покрова на Рву. В 1-й четв. XVIII в. на его вост. фасаде (в цокольной части Троицкого придела, между приделами-усыпальницами Василия Блаженного и И.) иконописцем-юродивым Тимофеем Архиповым было написано изображение Богоматери «Знамение», окруженной полуфигурами русских, в т. ч. Московских, святых; молящиеся Василий Блаженный и И. представлены в нижней части правого и левого полей, над преподобными, ниже святых царевича Димитрия и Бориса и Глеба (композиция могла быть создана ранее 1-й четв. XVIII в., т. к. на верхнем поле представлены св. Иоанн Предтеча и ап. Петр - в данном случае, вероятно, патрональные святые царей Иоанна и Петра Алексеевичей, совместное правление к-рых окончилось со смертью Иоанна в 1696). 80-ми гг. XVIII в. датируется реплика этой росписи - большая икона Божией Матери «Знамение», размещавшаяся над входом в придел Василия Блаженного (ГИМ, музей «Покровский собор»); на иконе изменен состав святых, Василий и И.

http://pravenc.ru/text/469402.html

Тропарь А. «      » (общий тропарь святым) указывается только в рус. и греч. Минеях, расположенных по Иерусалимскому уставу. Стихиры 4-го гласа, канон Феофана 4-го гласа («      », акростих «Над прелестью смеющегося воспеваю пастыря») не изменились со времен действия Студийского устава. 1-й седален студийских Миней «        » (2-го гласа, подобен «Вышних ища») в иерусалимских Минеях обозначен как кондак; 2-й седален студийских Миней отличается от седальна иерусалимских Миней «    » (8-го гласа, подобен «Скоро предвари»). Светилен А. рус. иерусалимских Миней «        » (подобен «Учеником») отличается от светильна А. и свт. Григорию, принятых в наст. время в греч. Церквах Миней «Ως Ιερρχαι σιοι» (греч.- Как иерархи преподобные). Типикон Великой ц. и Студийский устав не указывают А. чтений на литургии; Иерусалимский устав указывает читать Послание к Евреям, зачало 334, и Евангелие от Матфея, зачало 103. Е . П . Беспахотная Иконография А. изображается как святитель в фелони, с омофором и Евангелием в руках: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 123, 976-1025 гг.) - на фоне града Икония; в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 580, 1499. Fol. 3r); в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 268v, 3-я четв. XI в.); в Минологии из Королевской б-ки в Копенгагене (Havn. 167. fol. 34r, XI-XII вв.); в Минологии из Великой лавры св. Афанасия на Афоне (Laur. D 73. 449. Fol. 0v, X-XI вв.) - на троне, с раскрытым Евангелием в руках; в рукописи житий и мучений святых (Laur. D 71. Fol. 181b, XII в.); в Минологии из мон-ря Дохиар на Афоне (Doch. 5. Fol. 58r, XII в.) - погрудно; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 88, XV в.) - в рост; на минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ). В монументальной росписи А. представлен во фресках Каппадокии: в Капелле 4 в Гюлю-Дере, 920 г.; Айвалы-килисе, XI в. и др. Его изображение имеется на алтарной фреске церкви в Нередицком мон-ре под Новгородом, 1198 г.; в настенном минологии ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), ок. 1376 г.; А. представлен на большом саккосе Фотия, митр. Московского, 1414-1417 гг. (ГММК); на сев. люнете в ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; минейной иконе-таблетке сер. XVII в. (НГХМ); на рус. минейной иконе нач. XVIII в. из собрания музея в Рекклингхаузене; гравированных святцах Г. П. Тепчегорского, 1713-1714 гг. (РНБ); Минее на ноябрь, посл. треть XVIII в. (ЦМиАР); Святцах годовых, 1864 г. (ГМЗРК) - в технике финифти. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., предписывает изображать святителя «маститым старцем» (Ч. 3. § 8. 59); рус. иконописный подлинник С. Т. Большакова, XVIII в., сообщает: «Сед аки Власий, брада на концы раздвоилася, риза багор и киноварь с белилом, испод набел вохра, на главе малы кудерцы, амфор [омофор] и Евангелие».

http://pravenc.ru/text/114614.html

Согласно писцовой книге Н. Новгорода 1621-1622 гг., в иконописном собрании обители было более 100 образов, свыше половины из них украшали серебряные венцы, оклады и многочисленные привески, зачастую вызолоченные и декорированные драгоценными камнями и жемчугом (Писцовая и переписная книги XVII в. по Н. Новгороду. М.; Н. Новг., 2011. Стб. 327-333). В ризнице к нач. XX в. хранилось немало древних святынь. В Н. П. м. имелись многочисленные церковные облачения, покровы и т. д. из дорогих тканей, шитых золотом и «усаженных» жемчугом, 2 серебряные чарки и 2 серебряных ковша (Там же. Стб. 333-339, 341). На протяжении XVII-XVIII вв. ризница пополнилась 2 серебряными вызолоченными потирами, один из к-рых был украшен алмазами, изумрудами, рубинами и жемчугом; серебряными позолоченными дискосом и звездицей, 2 комплектами серебряных вызолоченных сосудов (1646 и 1649), неск. серебряными блюдами, 2 серебряными кадилами и иной драгоценной утварью. Особого внимания заслуживают монастырские напрестольные кресты. Один из них, деревянный 4-конечный, пожертвованный обители в 1723 г., содержал частицы мощей свт. Митрофана, патриарха К-польского, свт. Ионы, митр. Московского, блг. князей Бориса и Глеба, блгв. кн. Георгия Всеволодовича, вмч. Пантелеимона; власы блж. Иоанна Московского, часть ризы прав. Арсения Новгородского. Серебряный с позолотой и эмалевыми травами напрестольный крест был сделан для обители в 1595 г. (о нем см. подробнее: Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв.: [Территория СССР]. М., 1985. С. 89-90). Имелись еще 3 деревянных, обложенных серебром напрестольных креста и мн. наперсные серебряные вызолоченные кресты с камнями и иными украшениями и богато декорированные панагии. После 1922 г. ризница была разграблена, только нек-рые святыни и раритеты сохранились в ГИМ, НГИАМЗ и НГХМ. Библиотека С XIV в. обитель получила известность как культурный центр. Яркой фигурой нижегородской духовной жизни той эпохи был старец Павел Высокий. В Рогожском летописце и Симеоновской летописи в связи с преставлением Павла 1 янв. 1383 г. сказано о нем как о «книжном, грамотном, чюдном старце, пожившем добрым житием святым». В Никоновской летописи эта характеристика существенно расширена. Там уже говорится, что он «писаше книги учительныя и к епископом посылаше» и что, «егда же беседы время бываше ему, многоразсудень и полезнь зело и слово его солью Божественою разстворено» ( Прохоров Г. М. Павел Высокий//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 155-156). Упоминание летописца о «беседах» Павла Высокого некоторые исследователи трактуют как указание на некие «лекции» и «диспуты» на философско-богословские темы, к-рые велись в его келье.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

На выставке, приуроченной к 800-летию Нижнего Новгорода, можно увидеть более 300 экспонатов сакрального искусства, посвященных истории Нижегородской области. Они предоставлены ведущими российскими музеями, музеями Нижегородской области, а также частными коллекционерами из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары и Нижнего Новгорода. Значительная часть экспонатов (около 80) — из фондов Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ): иконы, фрагменты монументальной храмовой живописи, изразцы, предметы лицевого шитья, произведения художественного серебра (литургические сосуды, кресты, оклады икон и Евангелий), иллюминованные рукописные и старопечатные книги. Нижегородцы и гости города смогут увидеть царские врата, выполненные иконописцами круга Андрея Рублева (из Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника), а также икону Архангела Михаила, предоставленную Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Один из разделов выставки посвящен древнейшим храмам Нижнего Новгорода. В церемонии открытия также приняли участие: губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, митрополит Мордовский и Саранский Зиновий, епископ Выксунский и Павловский Варнава, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, епископ Котласский и Вельский Василий, епископ Дальнеконстантиновский Филарет. Ведущим официальной части стал генеральный директор Нижегородского государственного художественного музея Юрий Жукарин. Он рассказал, что ко времени проведения выставки было приурочено открытие отреставрированного здания манежа. Теперь оно включает выставочное пространство и лекторий, также здесь будет действовать Всероссийский центр создания и сохранения русской семьи. «Символично, что открывается здание манежа уникальной масштабной выставкой, рассказывающей о духовной составляющей многовековой истории Нижнего Новгорода и Нижегородского края через памятники русского сакрального искусства XV — начала XX веков», — подчеркнул Юрий Жукарин.

http://patriarchia.ru/db/text/5833501.ht...

В русском искусстве сохранился самый ранний иконный житийный цикл И.- образ «Прор. Илия в пустыне, с житием» с погоста Выбуты близ Пскова (нач. XIII в., ГТГ). В среднике изображен И. в пустыне, в апостольских одеждах - хитоне и гиматии, без ворона. Единого мнения о сюжете средника нет. М. А. Реформатская считает, что в иконографии произошло совмещение 2 сюжетов: «Кормление вороном» и «Прор. Илия на горе Хорив», являющегося иллюстрацией текста о беседе Бога с И. на горе Хорив ( Реформатская М. А. Об особенностях композиционного построения житийной иконы «Илья Пророк» из села Выбуты//ДРИ. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. СПб., 1997. С. 344-355). Житийный цикл состоит из 14 сюжетов (один утрачен): ангел показывает спящему Саваху повитого огнем младенца; толкования видения Саваха (Савах сообщает первосвященникам о видении); И. запрещает дождь; И. встречает сарептскую вдову; чудесное умножение муки и масла в доме сарептской вдовы; воскрешение сына сарептской вдовы; Авдий, посланник царя Ахава, встречает И.; И. обличает Ахава; жертвоприношение И. на горе Кармил; заклание жрецов Ваала; Елисей следует за И.; переход Иордана посуху; огненное восхождение И. К особенностям программы следует отнести отсутствие сцены рождества И. В клеймах отражены темы, к-рые станут основой для иконографии И. позднего средневековья: избранности от рождения, обличения язычников, пребывания у сарептской вдовы, встречи с Елисеем и передачи ему пророческого служения. Перечень сюжетов свидетельствует о раннем использовании апокрифических текстов об И. в иконографии. По мнению Смирновой, первые рус. житийные циклы могли восходить к исчезнувшим к-польским прототипам ( Смирнова. 2004. С. 245). В средниках рус. житийных икон вплоть до XVII в. изображалось либо «Кормление вороном» либо «Огненное восхождение», как на следующей по времени сохранившейся иконе «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (кон. XIV - нач. XV в., НГХМ). Цикл начинается с сюжета «Рождество Илии и видение ангелов, пеленающих младенца огнем». Здесь впервые в русском искусстве появляется теофаническая сцена «Беседа прор. Илии с Богом на горе Хорив».

http://pravenc.ru/text/389301.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010