В ходе пленарного заседания прозвучали следующие доклады Л.Я. Ушаковой, искусствоведа, сотрудницы Государственной Третьяковской галереи (онлайн); Е.Ф. Тепловой, кандидата исторических наук, заместителя директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ; заместителя командира атомного подводного крейсера «Император Александр III», капитана 3 ранга А.А. Ермоленко; М.И. Хасьминского, руководителя центра кризисной психологии, члена Общественного совета ФСИН. 14 декабря в рамках Чтений прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Социализация и воспитание обучающихся: стратегии, технологии, опыт». На пленарном заседании во Дворце молодежи, где собрались руководители и педагоги образовательных организаций региона, специалисты сферы защиты детства, выступили архиепископ Феодор и министр образования Камчатского края Александра Короткова. Научно-практическая конференция, посвященная вопросам воспитания и социализации подрастающего поколения, проводится министерством образования Камчатского края совместно с Камчатским институтом развития образования с 2015 года. В рамках конференции архиепископ Феодор и А. Короткова наградили победителей II (межрегионального) этапа XVI Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» по Дальневосточному федеральному округу. В 2021 году Гран-при конкурса получила педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования детей п. Усть-Камчатск Марина Пряникова. Грамотами Синодального отдела религиозного образования и катехизации были награждены организаторы и эксперты II межрегионального этапа всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» по ДФО в 2021 году. 15 декабря в Малом зале Правительства Камчатского края в рамках Рождественских чтений прошли VI Парламентские встречи, участие в которых приняли председатель краевого Законодательного Собрания И.Л. Унтилова, архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор, депутаты Законодательного собрания, муниципальных районов, представители духовенства, общественных организаций.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В рамках XVI Рождественских образовательных чтений пройдет множество мероприятий, реализуемых силами епархий совместно со светскими учреждениями культуры и образования, вооруженными силами и правоохранительными органами, уголовно-исполнительной системой, медицинскими и социальными учреждениями. Работа форума продлится до 20 января 2022 года. Рождественские образовательные чтения — это церковно-общественный форум в сфере образования, молодежной политики, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. Они проводятся в тесном сотрудничестве правительства Нижегородской области, Нижегородской митрополии и Законодательного Собрания Нижегородской области с 2005 года. Рождественские чтения Нижегородской митрополии традиционно проходят в широком формате, объединяя представителей духовной и государственной власти, творческой интеллигенции и научного сообщества, учащихся и педагогов, представителей епархий. Организаторы стремятся создать площадку для диалога, в котором властные структуры, общественные деятели и Церковь получают возможность вдумчиво обсуждать конструктивные идеи и решения, активно влияющие на развитие жизни Нижегородской области. В рамках работы Чтений разрабатываются и обсуждаются методики, программы, концепции, рекомендации, способствующие духовно-нравственному развитию нижегородцев. Проводится обмен практическим опытом в вопросах воспитания и образования. Идет процесс консолидации всех участников Чтений для достижения наиболее эффективных результатов в развитии большинства сфер жизни общества. В 2020 году торжественное открытие Рождественских чтений Нижегородской митрополии проходило в формате трансляции, к которой в режиме реального времени подключились более 50 тысяч человек во всех муниципалитетах Нижегородской области. В 2021 году в рамках работы XXIX Международных образовательных чтений в городе Москве состоялась работа секции Нижегородской епархии, где был представлен опыт реализации православного компонента в развитии дошкольного образования. В ходе работы секции, где были освещены вопросы эффективного взаимодействия правительства Нижегородской области, министерства образования и науки Нижегородской области и частного образования, одним из направлений работы которого стало успешное участие православных детских садов в реализации национального проекта «Демография».

http://patriarchia.ru/db/text/5866734.ht...

С некоторыми из новостей русскоязычный читатель познакомится впервые. далее... Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях «Православные ценности и современное образование»   В Государственном Кремлевском дворце открылись XVI Международные Рождественские образовательные чтения. На церемонии открытия выступил председатель Оргкомитета Чтений, Управляющий делами Московской Патриархии митр. Калужский и Боровский Климент. далее... Религиозный опыт в дошкольном возрасте Я не ставлю своей целью предложить уже готовые и простые ответы на вопрос, как дома или в школе дать детям религиозное воспитание. Я всего лишь хочу помочь родителям и воспитателям лучше понять потребности детей дошкольного возраста, лучше представить их интересы, возможности, их готовность к фактическому обучению, что в конце концов приведет к тому, что дети лучше смогут понять и принять опыт православного богослужения. далее...   Добрые вести Православия: итоги 2007 года Юрий Максимов Господь излил на Православную Церковь в минувшем году изобилие замечательных событий, повсюду являя благость Свою. Вспомним лишь некоторые из них, несколько больше внимания уделив добрым вестям каждой из Поместных Православных Церквей, о жизни которых мы, к сожалению, по-прежнему знаем меньше, чем хотелось бы. далее...   Он стоял у истоков воссоединения Церквей и возвращения " Даниловского звона " Воспоминания о митрофорном протоиерее Русской Православной Зарубежной Церкви отце Романе Лукьянове. Он одним из первых выступил с призывом к сближению с Матерью-Церковью в России, когда еще мало кто осмеливался об этом открыто высказываться, и стал вести свою паству к утраченному в вынужденном отрыве от родной земли единству. К сожалению, он не дожил всего трех дней до подписания в Москве Акта о каноническом общении. далее...   Русский язык: великий, могучий и все еще живой   2007-й был объявлен " годом русского языка " . Подводя итоги кампании, филологи-русисты заявляют о необходимости восстановить связь между русским словом и реалиями современной России.

http://pravoslavie.ru/press/glagol/07/pa...

На основании обобщенного опыта были выделены особо важные направления деятельности по почитанию подвига новомучеников, исповедников и подвижников благочестия и сформулированы рекомендации для работы, проводимой монастырями по увековечиванию памяти насельников святых обителей, подвизавшихся в период гонений на Церковь. «Совершая молитвенное поминовение подвижников благочестия, прославляя пострадавших за веру во Христа во время гонений, изучая их жития, собирая по крупицам воспоминания уже совсем немногих очевидцев их подвига, мы приобщаемся их духовному опыту деятельной любви ко Христу, укрепляемся их силой и научаемся поступать достойно званию, к которому мы призваны», — сказала в завершение своего выступления заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству. С большим интересом был воспринят участниками доклад кандидата исторических наук заместителя главного редактора научного православного журнала «Традиции и современность» Г.А. Романова « " В память вечную будет праведник " . Опыт использования синодиков за богослужением». Автор имеет большой опыт изучения данной темы. При возрождении московского Сретенского монастыря в 1990-е годы он по благословению игумена обители иеромонаха Тихона (ныне митрополита Крымского) составил новый монастырский синодик с историческими справками о поминаемых взамен синодика конца XVII века, утраченного в годы советского лихолетья. В начале доклада Григорий Александрович дал развернутое объяснение распространению и влиянию синодиков в Русской Церкви, подчеркнув, что основанием этого явления была глубокая вера в силу церковного поминовения. Синодики были неотъемлемой принадлежностью богослужений в каждом храме и важное их литургическое значение, без сомнения, осознавалось молящимися. Интересно было узнать, что старинные монастырские синодики представляют собой соединение трех типов книг-памятников: Вселенский синодик, или богослужебный чин Торжества Православия; помянник с именами усопших; литературные сборники-предисловия о пользе поминовения c назидательными историями о праведниках и грешниках. В монастырский и церковный богослужебный обиход синодик широко вошел во второй половине XVI века, после Стоглавого Собора 1551 года. Различались синодики «вечные», «вседневные» и «кормовые» (в последних поминался весь род вкладчика, заказывавшего панихиду, после которой он угощал братию). Отрицательно сказались на бытовании синодиков не только советская эпоха, практически их уничтожившая, но и секуляризационная реформа XVIII века. Поэтому идея их восстановления возникала уже на рубеже XIX-XX столетий. Сейчас она вновь актуальна, и Г.А. Романов в последней части своего выступления дал ряд ценных советов о том, что необходимо для нового составления монастырского синодика.

http://patriarchia.ru/db/text/6096727.ht...

Во встрече участвовал первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев. Во время встречи и на обеде, прошедших в сердечной атмосфере, Президент России и Д.А. Медведев поздравили лауреатов премии — Президента Республики Молдова В.Н. Воронина, Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова, Принцессу Катарину — супругу Престолонаследника Сербии и Югославии Александра II Карагеоргиевича, а также представителя Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II Епископа Киринского Афанасия, которому была вручена награда, присужденная Православной Патриаршей семинарии имени Архиепископа Кипрского Макариоса III в Найроби, Кения (Александрийский Патриархат). Во встрече приняли участие: Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Кишиневский и всея Молдовы Владимир, Президент Международного Фонда единства православных народов В.А. Алексеев, Престолонаследник Сербии и Югославии Александр II Карагеоргиевич, Послы Сербии и Молдовы в России господа С. Вукичевич и В. Стурза, супруга Президента Республики Молдова Т.М. Воронина. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять сведению. 2. С удовлетворением отметить положительное значение практики вручения премии «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» для поддержания добрых отношений с братскими православными народами. ЖУРНАЛ 4 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о проходивших в период с 28 января по 1 февраля 2008 года XVI Международных Рождественских образовательных чтений «Православные ценности и современное образование». Справка: Рождественские чтения крупнейший церковно-общественный форум, посвященный вопросам воспитания и образования, ежегодно организуемый Русской Православной Церковью и неизменно вызывающий широкий резонанс. XVI Международные Рождественские образовательные чтения были посвящены теме «Православные ценности и современное образование». Первое пленарное заседание состоялось 28 января 2008 г. в Государственном Кремлевском дворце, под председательством Управляющего делами Московской Патриархии, митрополита Калужского и Боровского Климента.

http://sedmitza.ru/lib/text/429925/

30. Софья Ярославна Тверская: «Память» княжны-инокини//Исследования по истории средневековой Руси: К 80-летию Юрия Георгиевича Алексеева. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2006. С. 418–428. 31. Житие свт. Арсения Тверского: проблема датировки и атрибуции//Экология культуры и языка: проблемы и перспективы: Сборник научных докладов и статей международной научной конференции, посвященной 100-летию Д. С. Лихачева. Архангельск, 2006. С. 368–373. 32. Святые правители Древней Твери (конец XIII– XVI в.)//Церковнославянский язык: Преломление традиций в современной культуре: Материалы международных Рождественских образовательных чтений. М., 2006. С. 244– 276. 33. Суд над Тверским епископом Евфимием и поставление на епископскую кафедру Арсения//Средневековая Русь. Вып. 7. М., 2007. С. 317–338. 34 . Митрополит Киприан и великокняжеская власть по тверским летописным источникам// Восточная Европа в древности и в средневековье. Политические институты и верховная власть: XIX Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. М., 2007. С. 119–125. 35. История сложения цикла сказаний о чудесах Владимирской Божией Матери и его судьба в XV–XVI вв.//Религии мира: история и современность. 2005/Научный совет «Роль религий в истории» Отделения историко-филологических наук РАН. М., 2007. С. 22–39. 36. Нравственные идеи в Житии Михаила Ярославича Тверского//Мир русского слова и русское слово в мире: Материалы XI Конгресса МАПРЯЛ. Варна, 17–23 сентября 2007 г. Т. 7. София, 2007. С. 214–221. 37. Житие Софьи Ярославны Тверской и его литературный источник//Река времени: Сборник статей памяти Людмилы Боевой (1934–2001). София, 2007. С. 123–129. 38. «Древняя Русь. Вопросы медиевистики»//Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2007. С. 264–265. 39. Новгородский паломник у чудотворных икон Константинополя// Восточная Европа в древности и в средневековье. Трансконтинентальные и локальные пути как социокультурный феномен: XX Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. М., 2008. С. 101–106.

http://sedmitza.ru/lib/text/6033376/

Важнейшим образовательным форумом, проходившим в Новосибирске в 2007 году, стали Первые Образовательные Чтения Сибирского Федерального округа " Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества " . В работе этого всесибирского педагогического форума принимали участие педагоги из всех уголков Сибири. В Новосибирск собрались и светские, и церковные педагоги средней и высшей школы, руководители и преподаватели дошкольных учреждений, труженики системы дополнительного образования, воспитатели, писатели, а также представители других профессий, занимающиеся духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи. На этом педагогическом форуме Сибирского Федерального округа были подведенные итоги второго этапа Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью " За нравственный подвиг учителя " , проводящегося по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П. Победители сибирского окружного этапа конкурса стали участниками заключительного этапа Всероссийского конкурса и получили приглашение на XVI Международные Рождественские Образовательные Чтения. Участники Образовательных Чтений " Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества " многократно подчеркивали, что русский народ всегда отличала сила духа и сила отечественных культурно-исторических традиций, которая дала миру великих ученых, мыслителей, педагогов, святых. Эта сила своим источником имеет Святое Православие. Она же поможет преодолеть кризис, переживаемый страной, и начало перемен – в оздоровлении семьи, в союзе Церкви, семьи и школы, в возвращении духовности и нравственности, воспитании идеалов добра и патриотизма. Планомерной образовательной и духовно-просветительной деятельности Новосибирской епархии весьма содействует Соглашение о сотрудничестве с Департаментом образования Новосибирской области. Первоначально такое " Соглашение о сотрудничестве в области образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Новосибирской области " было подписано 23 мая 2001 года.

http://religare.ru/2_50120.html

Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях 29 2008 р. 19:30 В понедельник 28 января в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытие XVI Международных Рождественских чтений . На открытии чтений с докладом «Православные ценности как основа воспитания» выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Возлюбленные братья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Тема нынешних Международных Рождественских образовательных чтений предлагает нам сосредоточить свое внимание на том, какое значение имеют вечные ценности Православия для современного образования в России. Сама постановка вопроса показывает: столь много уже достигнуто на пути церковного возрождения, что сегодня стало актуальным и возможным обсуждение проблематики, связанной с просветительской деятельностью Церкви в самом широком смысле этого слова. В рамках общей темы чтений в мою задачу входит рассмотреть влияние православного воспитания на подрастающее поколение. Нравственная деятельность является важнейшим содержанием человеческой жизни. Личность только тогда исполняет свое предназначение, когда направляет все силы своего самосознания и нравственного чувства на борьбу с грехом. Формирование навыка стремления к добру — вот идеальное содержание воспитательной деятельности. Святая Церковь преподает миру евангельский нравственный закон, возвещенный Иисусом Христом. Сущность его особенно выражена в двух заповедях. Одна состоит в любви к Богу и ближнему (см. Мф. 22:37). Вторая учит самоотвержению: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). В течение многих веков вера Православная являлась органичной частью бытия нашего народа. Это находило отражение и в духовных подвигах русской святости; и в обычаях благочестия, бережно передававшихся из поколения в поколение; и в патриотических подвигах героев Отечества; и в памятниках письменности, архитектуры, иконописи и церковного пения, а также в родной речи, пронизанных библейским видением и пониманием мира и человека.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206841...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_50110.html 01 февраля 2008 Епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф (Македонов) Место Вооруженных Сил в деле духовно-нравственного воспитания молодежи Выступление на секции " Церковь и Армия. Православные ценности в духовно-нравственном воспитании военнослужащих " в рамках XVI Международных Рождественских образовательных чтений Источник:  http://www.rusk.ru/st.php?idar=112441 Русская линия Уважаемые участники конференции! Заявленная сегодня тема выступления имеет, на мой взгляд, чрезвычайно важное методологическое значение для понимания того места, которое Вооруженные силы призваны занимать в жизни современного российского общества. Речь пойдет не о специфических задачах духовно-нравственного воспитания военнослужащих, а о том влиянии, которую Армия оказывает и может оказывать на духовно-нравственное состояние молодежи в целом. Армия – это сила, которая на протяжении всего существования Российского государства сплачивает наше общество. Во все века она являлась воплощением всего самого лучшего, самого стойкого и самого передового, что только было в России. Армия – становой хребет государства, а государство – важнейшая внешняя форма организации общественной жизни, без которой сама эта жизнь попросту оказывается невозможной. Не так давно мы были свидетелями того, как средства массовой информации устами людей, чаще всего никогда не имевших никакого отношения к Вооруженным силам, зачастую представляли нашу Армию в искаженном свете, раздували ее внутренние проблемы, фактически запугивая наших граждан. Слава Богу, эти времена проходят. Сегодня в обществе ширится понимания того, что человек в погонах – это достойный гражданин своего Отечества, призванный занимать соответствующее место в жизни. Конечно, в нашей Армии, как и во всех частях российского общества, имеются свои проблемы. Но именно Вооруженные силы оказываются богатейшим кладезем педагогического потенциала, чрезвычайно важного в нашу переломную эпоху возрождения и укрепления российской государственности. Сегодня, может быть даже в большей степени, чем в предыдущие эпохи они призваны стать действенным инструментом воспитания подрастающих поколений.

http://religare.ru/2_50110_1_21.html

  разделы   рассылка  распечатать Николай Головкин " Два Рима падоша, а третий стоит... " В Москве завершились XVI Международные Рождественские образовательные чтения Источник:  Столетие. ру Одним из ключевых мероприятий чтений стала международная научно-богословская конференция " Москва – Третий Рим: формула единения и примирения " . Эта конференция, организованная Фондом " Андреевский Флаг " , прошла в рамках его программ – Международной духовно-просветительской программы " Под звездой Богородицы " и духовно-патриотической программы " Москва – Третий Рим " – в Круглом зале " Президент-отеля " . Форум осмысливал завет старца Филофея и попытался ответить на вопросы: Третий Рим – это могущество военное или духовное? Что нас может сегодня сформировать, консолидировать как нацию, как народ? По значимости для России, для судеб человечества Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь занимает особое место в мировой истории. Более пяти столетий назад (около 1510 года) его игумен старец Филофей в период отнюдь не мирного сосуществования двух средневековых христианских цивилизаций – Восточной и Западной – написал послание великому князю Василию III, в котором была развита уже сформулированная им ранее теория " Москва – Третий Рим " . Биографические сведения о старце Филофее крайне скудны. На основании имеющихся данных можно лишь утверждать, что родился он около времени взятия Константинополя, т. е. в середине XV в., жил в княжение Василия Ивановича и в начале царствования Ивана IV. Можно также предполагать, что умер старец Филофей вскоре после 1547 года. А около 1448 года в еще только строящуюся среди псковских лесов пустыньку была принесена из Константинополя Цареградская икона Божией Матери. По преданию в Константинополь, этот образ был в свою очередь доставлен из Рима в 1051 году – накануне раскола единой Церкви и отпадения латинян от Православия. В 1439 году в Италии на Флорентийском соборе была подписана церковная уния, которая переводила Православную Церковь под власть Папы Римского. Византия пошла на это соглашение, надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками-османами.

http://religare.ru/2_50311.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010