и Ев. были насельниками основанного прп. Лазарем Муромского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (на Муромском мысу Онежского оз., в 15 км от совр. дер. Гакугса Пудожского р-на Карелии). Муромский Успенский мон-рь упоминается в писцовых книгах по Онежской пятине с 1496 по 1678/79 г., в обители в тот период существовали 3 церкви: Успения Пресв. Богородицы, Воскресения Лазаря и Рождества Иоанна Предтечи. В кон. XVI в. Успенская ц. была сожжена, поэтому в XVII в. Муромский мон-рь мог называться Иоанно-Предтеченским (в частности, в межевой грамоте 1650 г. царя Алексея Михайловича упоминается земельный вклад новгородского кн. Василия Ивановича «в дом святаго Ивана Предтечи, честнаго его Рождества, в Муромской монастырь»; см.: Докучаев-Басков К. А. Подвижники и мон-ри Крайнего Севера: Муромский мон-рь//ХЧ. 1886. 9/10. С. 518; Петров К. Муромский мон-рь (в Пудожском у.)//Олонецкий сб. Петрозаводск, 1886. Вып. 2. С. 114). В 1786 г. мон-рь был обращен в женский, в следующем году закрыт. Монашеская жизнь возобновилась в обители в 1867 г., годом раньше в ней была построена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделами Рождества св. Иоанна Предтечи и прп. Иоанна Рыльского, древняя Иоанно-Предтеченская ц. не сохр. Мон-рь вновь был закрыт в 1930 г., возобновлен в 1991 г. Согласно агиографическим трудам кон. XIX - нач. XX в. (архим. Сергия (Спасского) , Барсукова и др.), мощи Ел., Н. и Ев. почивали под спудом в храме Муромского монастыря. В имеющихся описаниях монастыря сведения о мощах преподобных отсутствуют. В 1866 г. в Олонецкой епархии по благословению архиеп. Аркадия (Фёдорова) празднования всех местночтимых святых были объединены в Собор преподобных Олонецких чудотворцев, но Ел., Н. и Ев. в этот Собор включены не были. Канонизация Муромских преподобных совершилась внесением их имен в Собор Новгородских святых, празднование которому было установлено в 1831 г. и возобновлено по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) в 1981 г.

http://pravenc.ru/text/189689.html

Пишущих по-гречески авторов Е. кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. П. Доксараса (1662-1729), Дионисия Фурноаграфиота, Христофора Жефаровича (1690-1753) объединяет помимо конфессиональной принадлежности ориентация на поствизантийское искусство. В кругу исследователей интерес к Е. появился с 1831 г., когда греч. иконописцем Е. Димитрием, работавшим в церквах Греции, Македонии и Германии (Мюнхен), было сделано сообщение в нем. ж. «Kunst-blatt» об анонимной греч. Е. 1820 г. В 1839 г. франц. археолог А. Н. Дидрон нашел на Афоне и в 1845 г. опубликовал в Париже франц. перевод текста Е. Дионисия Фурноаграфиота. В отличие от этой Е., выдержавшей не одно переиздание и переведенной на мн. языки, труды по живописи др. греч., южнослав. и румын. авторов публиковались редко. Типикон еп. Нектария «от серъбъский земъли от града Велеса» (до 1584). Протограф, написанный на греч. или, более вероятно, на церковнослав. языке, утерян. Самая ранняя рукопись Типикона - перевод на древнерус. язык находится в Киеве (НБ НАНУ. DA/212-A. Fol. 66-87v) в составе «Леопардовского сборника» (нач. XVIII в.). Все 28 параграфов касаются общей технологии настенной живописи, иконописи, живописи на стекле и на шерстяной ткани, а также, в частности, приготовления и использования темперных и масляных красок, чернил, золочения (изд.: Свод письменных источников. 1995. Т. 1. С. 441-448; 2002. С. 232-285 - публ. древнерус. текста; Петров. 1899 - на рус. яз.; Bentchev. 2004. S. 28-38 - на нем. яз.). Е. (после 1566) в 1-й Иерусалимской рукописи (XVII в.) (сохр. список 1850 г.- РНБ. Греч. 214. Л. 133-175). Текст Е. был хорошо известен в XIX в. среди слав. иконописцев на Балканах наравне с Е. Дионисия Фурноаграфиота. Е. состоит из 3 парартем (частей), каждая посвящена отдельным вопросам. По мнению еп. Порфирия (Успенского) , в работе участвовали 2 анонимных составителя, одним из авторов, т. н. Анонимом I (Парартема 1), он считал критского худож. Франгоса Кателаноса. Составитель этой части Е. ссылается на достойных, по его мнению, подражания художников Мануила Панселина (Кон.

http://pravenc.ru/text/190163.html

9 окт. 1642 г. еп. Вологодский и Великопермский Варлаам в подклети Спасского собора освятил ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого. Вероятно, в нач. XVIII в. глав-ный престол церкви был освящен в честь преподобных Димитрия и Игнатия При-луцких; устроены престолы в отделениях алтаря и папертях: в южных - во имя прп. Сергия Радонежского (возможно, в кон. XVII в.) и Сретения Господня (в 1786), в се-верных - Богоявления (в 1788) и Успения св. Анны (в 1831). К 1886 г. все храмы в нижнем этаже были обновлены и украшены на средства московского купца Н. В. Немирова-Колодкина. Согласно Описным книгам 1637 и 1654 гг., на стене зап. паперти собора имелись стенные росписи с изображениями из Апокалипсиса и горы Св. Афон; около церков-ных дверей справа, слева и вверху были помещены изображения Пресв. Богородицы, арх. Михаила, святителей Московских Ионы, Филиппа, прп. Димитрия Прилуцкого, Господа Вседержителя, Эммануила, апостолов Петра и Павла, Креста Господня. В юж. паперти располагался престол во имя святых Платона и Романа (с 1779); в се-верной - во имя св. блгв. кн. Александра Невского ( с 1799). Одновременно с собором у северо-зап. угла галереи была построена столпообраз-ная каменная колокольня с церковью во имя святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. В нач. XVIII в. верхняя часть колокольни была ра-зобрана, в то время как подклет и первый ярус, встроенные в сер. XVII в. в крытую паперть, сохранились. Между 1644-1656 гг. была построена еще одна колокольня с подклетом, ц. во имя св. Алексия, человека Божия, в 2 средних ярусах и открытым ярусом звона. В нач. 20-х гг. XVIII в.ее завершение было перестроено; фигурный ку-пол со шпилем относится к кон. XVIII в. К юго-западу от Спасского собора расположен трапезный комплекс: в 1542-1544 гг. построена одностолпная трапезная палата; в 1545 г.- теплая ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Храм не имеет апсиды, завершен 3 ярусами килевидных кокошников и барабаном с луковичной главой. Верхние ярусы кокошников не свя-заны с конструкцией сводов. Широкие орнаментальные пояса, состоящие из кир-пичного поребрика, балясин и прямоугольных ниш-впадин, располагаются под ко-кошниками, между лопаток, в верхней части барабана. Характерными профилиро-ванными цоколями оформлены уступы на уровне подклетов церкви и трапезной па-латы. В архитектуре Введенской ц. и трапезной Д. м. заметные общие черты с тра-пезной Благовещенской ц. и трапезной палатой Ферапонтова мон-ря. В подклетах обоих зданий в Д. м. располагались хозяйственные монастырские службы (хлебня, сторожня) и погреба. В Смутное время трапезная палата была сожжена, при восста-новлении, очевидно, разобрано крыльцо на сев. фасаде. В 1794-1799 гг. произведен ремонт всего трапезного комплекса; к 1812 г. стены и своды трапезной палаты «рас-писаны живописью» (не сохр.). В 1876 г. в трапезной Введенской ц. устроен придел во имя вмц. Варвары; к этому времени уже была сделана высокая апсида с вост. сто-роны Введенской ц.

http://sedmitza.ru/text/569246.html

(проектная копия 1782-1784 гг.- РГАДА. Ф. 192. 5), 1806-1808 гг. (РГВИА. ВУА. Д. 22174; Генеральный план города 1813 г.) и в «Профилях с показанием окрестных зданий» худож. Ф. К. Соколова (1806-1808 гг.- РГВИА. ВУА. Д. 22174), в описании 1763 г. прапорщика Павлова от Комиссии по составлению точной описи всех церковных земель и доходов, созданной указом имп. Екатерины II. Согласно последнему, в З. м. кроме церквей и древней палатки над могилами преподобных Иулиании и Евпраксии каменными были игуменские кельи и ограда вокруг мон-ря, а деревянными - 54 кельи, казенная сторожка и богадельня для 6 монахинь (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 191). В каменной ограде кроме св. ворот были т. н. задние ворота (перестроены в нач. XX в.- ЦГИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 54. 4-5). В 1766-1768 гг. была построена ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» с трапезной, в кон. XVIII - нач. XIX в. сложился комплекс нового собора в честь Рождества Пресв. Богородицы с трапезной, приделами и колокольней. В 1846-1850 гг. была сооружена ц. в честь Сошествия Св. Духа, а в 1887 г. ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» была включена в состав новой в честь Казанской иконы Божией Матери. Т. о., к кон. XIX в. З. м. имел 3 отдельные церкви: соборную в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделами и колокольней, Сошествия Св. Духа с богадельней и надвратную приходскую Нерукотворного образа Спасителя. По правую сторону св. ворот располагались каменные настоятельский корпус и 2-этажный корпус с общей трапезной и кельями. По левую сторону - каменные корпус для священнослужителей и сестер, еще один келейный и одноэтажный богаделенный корпуса. По вост., юж. и зап. стенам стояло 18 собственных деревянных келий монашествующих (2 из них сохр. до наст. времени). В юго-вост. углу находились деревянные задние ворота и небольшой каменный одноэтажный корпус для служителей, а затем сестер. В нач. ХХ в. в состав храмов З. м. вошли приписная ц. Воскресения словущего на Остоженке (XVII в., 1831, не сохр.) и новопостроенная деревянная ц.

http://pravenc.ru/text/182731.html

1895 г. в память события в Оцу. Выполнил перестройку зданий Благовещенского синодального подворья с домовой Никольской ц. (8-я линия Васильевского о-ва, 61; 1898-1899) в русском стиле XVII в. (освящена 18 дек. 1899); утварь была изготовлена в Москве фабрикой Постникова по рисункам К. К. спроектировал 2 притвора к колокольне, иконостас и переделки в 1-м ярусе Крестовоздвиженской (Николо-Труниловской) ц. (Б. Посадская ул., 12; 1903-1905, совместно с А. И. Аккерманом; были осуществлены по проекту К., не сохр.). В 1905-1908 гг. К. и Г. А. Косяков сделали проект надстройки 3-го этажа над классицистическим зданием Николаевского дома призрения престарелых и увечных граждан (Расстанная ул., 20; 1831-1833, архит. А. Ф. Щедрин). Там была устроена новая Никольская ц. на 2 тыс. чел. в стилистике рус. ампира - единственный неоклассицистический церковный проект К. (освящена 7 дек. 1908). К. является автором проекта деревянной Никольской ц. в пос. Лебяжье. Построенная кронштадтскими лоцманами в 1902 г. и освященная прав. Иоанном Кронштадтским в 1903 г., она находится в обширном деревянном 2-этажном доме, богато декорированном накладной пропильной резьбой с элементами рус. народной архитектуры. Предположительно К. и военному инженеру Н. К. Герле принадлежит проект Никольской часовни-церкви для отпеваний при Анатомическом ин-те Имп. военно-медицинской академии (1911) в «русско-романском» стиле (восстанавливается с 2002). Сохранились и гражданские сооружения К. в С.-Петербурге: в формах эклектики неоренессанса (доходный дом Я. А. Леванта, 7-я Красноармейская ул., 18; 1897; надстройка дома при ц. святых Симеона и Анны, Моховая ул., 46; 1901); рациональной архитектуры (здание 1-го реального уч-ща имп. Александра III, 12-я линия Васильевского о-ва, 5; 1900-1901); модерна (напр., доходный дом П. Т. Бадаева, ул. Восстания, 19; 1904-1906, совместно с Г. А. Косяковым); модернизированного неоренессанса (напр., здание Благородного собрания, Итальянская ул., 27; 1912-1914, совместно с Вл. А. и Г.

http://pravenc.ru/text/2458889.html

Вид на Никитский собор и ограду мон-ря. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Вид на Никитский собор и ограду мон-ря. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Первоначальные деревянные постройки П.-З. Н. м. не сохранились. К их числу относились, напр., обетная ц. во имя св. Никиты Столпника и крест, поставленные ок. 1515-1521 гг. переславским диак. Евстафием (позднее игумен переславского Борисоглебского мон-ря) после исцеления у мощей преподобного. В 1528 г. по указу вел. кн. Василия III Иоанновича в обители начинается строительство на месте деревянной ц. вмч. Никиты каменного храма. При Иоанне IV после удачного похода на Казань был возведен большой, 4-столпный собор. Прежний храм (1528) был включен в его композицию в виде юж. придела прп. Никиты Столпника. На освящении собора 14 мая 1564 г. присутствовали царь, его 2-я жена, царица Мария Темрюковна Черкасская, царевич Иоанн Иоаннович и митр. Афанасий, семья удельных князей Старицких - родственников государя. Это событие описано в «Повести о свершении церкви большия» и в Житии прп. Никиты Столпника ( Тихомиров. 1958. С. 252-255). Впосл. Никитский собор неоднократно перестраивался, в результате чего получил обходные галереи, 8-скатная крыша была заменена 4-скатной (XVIII в.), стесаны дуги закомар. Каменная теплая 5-главая ц. Благовещения Пресв. Богородицы с шатровой колокольней и трапезной палатой была построена в сер. XVI в. и перестроена в XVII в. В 1768 г. к Благовещенской ц. был пристроен придел во имя свт. Николая Чудотворца. В 50-60-х гг. XVI в. вместо деревянной ограды возвели каменные стены и башни, к-рые превратили П.-З. Н. м. в хорошо укрепленную крепость. Над св. воротами была поставлена каменная шатровая ц. архангелов Михаила и Гавриила (не сохр.). В 1-й пол.- сер. XVII в. каменные стены и башни частично перестраивались. В 1702 г. за пределами мон-ря, на месте встречи прп. Никиты Столпника и исцеленного им Черниговского вел. кн. св. Михаила Всеволодовича , была воздвигнута каменная часовня. К XVIII в. также относится строительство каменной часовни над столпом прп. Никиты Столпника, а также служебных корпусов. В 1831 г. вместо обветшавшей надвратной церкви была построена каменная 3-ярусная колокольня. Книжность

http://pravenc.ru/text/2579996.html

в Елгомском погосте, 1643, не сохр.); крещатые шатровые храмы (Вознесенская ц. в дер. Пияла, 1651; Успенская ц. в с. Варзуга и др.); шатровые храмы типа восьмерик от пошвы с прирубами (Никольская ц. в с. Панилове (ныне дер. Карьеры Нижние), XVII в., не сохр.; Владимирская ц. в Белой Слуде (ныне дер. Б. Слудка), 1642, не сохр.) и др. В это время распространяется и значительно более сложный тип шатровой постройки - восьмерик на четверике с трапезной (трапезная и сени покрыты 2-скатной кровлей, восьмерик на четверике имеет шатровое завершение, алтарь обычно перекрыт бочкой). Наиболее ранний памятник этого типа - Никольская ц. в Троицком Муезерском мон-ре (1602). В течение XVII в. в Обонежье, Каргополье и на Сев. Двине строятся десятки храмов, имеющих подобную структуру. Возможно, еще в XVII в. на новгородских землях появились и многошатровые храмы (Воскресенская ц. в с. Сельце на р. Емце (ныне дер. Погост), 1673, не сохр.). Значительное распространение шатровых храмов на Новгородской земле, прежде всего на Рус. Севере, не находит аналогий в каменной архитектуре Новгорода XVII в., где подобные формы завершения храмов неизвестны. С сер. XVII в. строили церкви кубоватого типа, в основном распространившиеся в районе Беломорья (Пятницкая ц. в с. Шуерецком, 1666, не сохр.; Климентовская ц. в дер. Пияла, 1685, не сохр., и др.), а также многоглавые храмы (9-главая Ильинская ц. в с. Чухчерьма, 1657, не сохр.; собор арх. Михаила в Шенкурске, 1681, не сохр., и др.). Образцами для этих церквей были каменные многоглавые постройки. Уже в нач. XVII в. сформировалась мощная обонежская региональная традиция деревянного храмостроительства: в 1600 г. построен Петропавловский собор в Повенце, в 1605 г.- ц. Богоявления в Чёлмужах. После Смуты строительная история отмечена возведением церквей Флора и Лавра в Мегреге (1613) и Петра и Павла на Лычном о-ве (1620). В Присвирье одновременно в 1630 г. возводятся Никольская ц. на о-ве Брусно, Воскресенская в Важинах и Никольская в Олонце. Постройкой в 1634 г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Введенская церковь Спасо-Воротынского мон-ря. План по М. Т. Преображенскому Тот же тип бесстолпного 5-главого храма с 3-частным полукруглым алтарем, трапезной и колокольней с запада был распространен в усадебном строительстве. Высокий статус заказчиков обеспечивал столичный уровень архитектуры этих зданий с хорошо прорисованным сочным фасадным декором в духе т. н. московского узорочья. Такими были Преображенская ц. (1670, не сохр.) в с. Богданине (Ферзиковский р-н), построенная помещиком Ладыженским; Казанская ц. (1673, сохр. в перестроенном виде) в дер. Григоровское (Перемышльский р-н), в имении Хитрово; ц. Воскресения Господня (1674) в с. Трубине - вотчине кн. Щербатовых (Жуковский р-н). Церковь Успения (70-80-е гг. XVII в.) в дер. Рыжково (Жуковский р-н), построенная царицей Наталией Кирилловной Нарышкиной, была большого размера, с крупными деталями (пучки колонн на углах, перспективные порталы с белокаменными капителями; сохр. четверик без свода). Отдельные сельские храмы относились к др. типам: ц. Св. Троицы (1670, не сохр.) в с. Зимницы (Драгошань) (Думиничский р-н), имении стольников братьев К. А. и Р. А. Яковлевых, была 5-купольной «со средним куполом на столбах» ( Преображенский. 1891. С. 115). Сложную структуру имела ц. Св. Троицы (1684, не сохр.), возведенная думным дворянином Л. Т. Голосовым близ древнего г. Любутск (Ферзиковский р-н). По преданию, под нее приспособили круглую крепостную (?) башню с круговым обходом; храм имел крестообразную форму плана и одну главу ( Малинин. 1912, 2004. С. 164). Были храмы в виде четверика с одной главой: церкви Богоявления (1675) в с. Мыжбор Лихвинского у. (ныне Суворовского р-на Тульской обл.) и Покрова (1688) в с. Подкорье Калужского у. (ныне деревня Перемышльского р-на; обе не сохр.). Уникальным был храм-«двойня» (посл. четв. XVII в., не сохр.) в с. Долбине Лихвинского у. (ныне деревня Белёвского р-на Тульской обл.). Его составляли 2 одинаковые бесстолпные церкви с полукруглыми алтарями - во имя Св. Троицы и в честь Успения, чьи четверики образовывали единый объем, вытянутый с севера на юг, перекрытый вальмовой крышей и увенчанный 5 главами (центральная глава опиралась на общую стену 2 храмов). Каждая церковь имела дополнительный малый боковой придел, выделенный в самостоятельный одноглавый объем с апсидой; общая одностолпная трапезная была пристроена в XVIII в. ( Преображенский. 1891. С. 65-66. Табл. 18, 9).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Изящество храма подчеркнуто тонкими шеями глав с ажурными крестами, а также угловыми парными пилястрами, по высоте равными четверику от цоколя до карниза. Нарядность также придает широкое использование полихромных рельефных изразцов, редких для вологодского зодчества. Церковь во имя Св. Троицы в Зеленской (Рыбачьей) слободе в Тотьме. 1768–1772, 1780–1788 гг. Фотография. 2004 г. Элементы раннего барокко и древнерус. формы сочетает 2-ярусная бесстолпная ц. св. Иоанна Предтечи (1738-1740), черты нарышкинского стиля прослеживаются в Воскресенской ц. в Тотьме (1744-1749). Замечательными образцами барокко в Вологде были не сохранившиеся до наст. времени Воскресенская ц. на Ленивой площадке (1762-1763) и ц. Преображения Господня на Болоте. Основной кубический объем храмов завершали ступенчато расположенные 5 глав на 2-ярусных барабанах. Упрощенным завершением отличалась ц. свт. Леонтия Ростовского (1758, не сохр.). Изящные ярусные колокольни были завершены восьмериками с высокими фигурными шпилями. Наиболее часто в Вологде эпохи позднего барокко строились 3-частные храмы с колокольнями над притвором, основной объем к-рых, близкий к кубическому, имел ярусное завершение в виде 2 вытянутых восьмериков, увенчанных луковичной главкой, напр. церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дюдиковой пуст. (1748, не сохр.), в честь Владимирской иконы Божией Матери (1759-1764), свт. Николая на Сенной пл. (1713-1777; использованы элементы архитектуры раннего классицизма, не сохр.), Успения Пресв. Богородицы (50-е гг. XVIII в., действующая), прп. Зосимы и Савватия Соловецких (1759-1773), вмч. Екатерины во Флоровке (1776, не сохр.), Покрова Пресв. Богородицы на Торгу (на Числихе), в центре княжеской части города, с шатровой колокольней (1778-1780, действующая), арх. Гавриила (1780), Богородицкая на Верхнем долу (не сохр.), Преполовения Господня в Устюжне (1800, не сохр.). Нарядный Владимирский храм, 2-светный, ярусный, с 5-гранным алтарем и небольшой трапезной, перекрытый куполом со световым восьмериком, имеет зубчатые карнизы и разорванные фронтоны наличников, соответствующие традициям XVII в., но плоские спаренные пилястры напоминают о петровском барокко. К этим памятникам была близка по архитектуре Петропавловская ц. в Новинках (1772, частично сохр.).

http://pravenc.ru/text/155162.html

В кон. XVII - 1-й трети XVIII в. приходские храмы в Хлынове, Спасский собор (1-й - 1693, 2-й - сер. 60-х гг. XVIII в.-1818) и ц. во имя равноапостольных Константина и Елены (позднее в честь иконы Божией Матери «Знамение», 1699), строятся из камня. Постройки типа восьмерик на четверике появились в нач. XVIII в. и не стали определяющими для вятской школы; их декор выдержан в нарышкинских формах: в Хлынове Пятницкая (или Сретенская) ц. (1705-1712, не сохр.), имевшая уникальную колокольню с повалом под ярусом звона, в Слободском Преображенская ц. (1699-1717, не сохр.) и Спасский монастырский собор (1740, не сохр.). В Хлынове были также построены храмы восьмериком от земли, редкие для рус. каменной архитектуры и известные лишь в Вел. Устюге (собор Иоанно-Предтеченского мон-ря, 1695-1740, не сохр.) и Иркутске (собор Вознесенского мон-ря, 1749-1767, не сохр.). Считается, что на композицию восьмериковых хлыновских церквей во имя Рождества св. Иоанна Предтечи (1714-1723) и Всехсвятской (1723, не сохр.) оказало влияние деревянное зодчество; формы их первоначального завершения неизвестны. К переходному типу принадлежала Тихвинская ц. в с. Красном (ныне в черте Кирова, 1715, не сохр.), четверик к-рой со стороны трапезной был 3-гранным при традиц. 3-апсидном алтаре с востока. Особняком в архитектуре Хлынова стоит Никольская надвратная церковь Трифонова мон-ря (ок. 1700) с ее сдержанным нарышкинским декором, построенная, очевидно, московскими мастерами наподобие храмов над св. воротами Троице-Сергиева и Новодевичьего мон-рей. Свято-Троицкий собор (1760–1772) и духовная консистория в Вятке. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия») Свято-Троицкий собор (1760–1772) и духовная консистория в Вятке. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия») Указ имп. Петра I о прекращении каменного строительства везде, кроме С.-Петербурга (1714), приостановил развитие каменного храмоздания на Вятке до 40-х гг. В это время появились храмы, построенные по образцу Преображенской ц.

http://pravenc.ru/text/161163.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010