По своему национальному составу обитель стала смешанной, объединив в своих стенах как российских, так и украинских монахов. Возрождение этой древнерусской афонской твердыни имело самое благотворное влияние на предотвращение имевшихся противоречий между монашествующими из России и Украины. Постепенно, преодолев все разногласия, и «малороссийский» Ильинский, и «великороссийский» Андреевский скиты на Афоне признали духовный авторитет Русика, к которому даже обращались за помощью в урегулировании внутренних споров. К 1912–1914 гг. общее число братии в Пантелеимоновом монастыре составляло свыше 2000 человек 183 . Только от Подольской губернии в Русике подвизалось 340 человек, от Херсонской – 243, Киевской – 187, Полтавской – 148, Черниговской – 140 184 . Одно лишь село Таркановка Каменец-Подольской губернии дало Пантелеимонову монастырю в конце XIX – начале XX в. 51 насельника 185 . Кроме того, до Первой мировой войны более 400 выходцев из Украины подвизалось в «малороссийском» Ильинском скиту 186 . Большое количество уроженцев украинских губерний в начале XX в. подвизалось и в многочисленных русских келлиях и каливах при других монастырях, коих насчитывалось на Святой Горе 269 187 . 168 О посещении Русика Царственными Особами и другими замечательными лицами/Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеймона на святой горе Афонской. Изд. 7-е. М., 1886. 171 Историческое описание русского св. славного пророка Илии скита, что на Афоне. М., 1860. С. 25; Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле. В 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 317, 322–323, 401–402; Феннел Н., Троицкий П., Талалай М. Указ. соч. С. 93–96; Указ. соч. С. 229–231. 172 Историческое описание русского св. славного пророка Илии скита, что на Афоне. М., 1860. С. 25. 179 Путеводитель по Св. Горе Афонской/Сост. А. А. Павловс кий. Афон: Изд. Братства Русских обителей на Афоне, 1913. С. 126, 153–156; Троицкий П. История русских обителей Афона в XIX-XX веках. М., 2009. С. 237–238; Указ. соч. С. 225–226. 184 Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Серия: Русский Афон XIX-XX вв. Афон: РПМА, 2013. Т. 2. С. 6. Читать далее Источник: Шумило С. В. «Духовное Запорожье» на Афоне. Малоизвестный казачий скит «Черный Выр» на Святой Горе. — К. : Издательский отдел УПЦ, 2015. — 116 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторая половина XIX – начало ХХ-го веков – время расцвета Русского Афона. В эти десятилетия на Святой горе Афонской подвизались тысячи монахов из России. Они проживали в Пантелеимоновском монастыре, Свято-Андреевском и Ильинском скитах, в многочисленных кельях, рассеянных по горам и ущельям афонским. При этих обителях в иконописных мастерских создавались высокие образцы церковного искусства. Святые иконы писали иноки, одухотворенные плодами подвигов поста, воздержания, молитвы… О чем может рассказать присутствие рядом с образом «Скоропослушницы» изображение Архистратига Михаила? Дело в том, что первообраз иконы Божией Матери «Скоропослушницы» находится на Афоне в греческом монастыре Дохиар, посвященном именно святым Архангелам. В этой-то обители, еще в годы ее основания, была написана икона Божией Матери, которая и стала впоследствии называться «Скоропослушницей». Через этот образ совершилось на Афоне много чудес, и потому он считается одной из величайших святынь Афонской горы. Впервые икона «Скоропослушница» прославилась еще в X веке, то есть в то время, когда Киевская Русь принимала Крещение. В дошедшем до наших дней церковном предании рассказывается, что написанная основателем монастыря Дохиар икона находилась в обители над входом в трапезную. Нередко приходилось проходить мимо иконы монаху-трапезарю Нилу. Однажды, когда Нил в ночное время проходил мимо иконы с лучиной в руке, копоть от горящей лучины попала на лик Богородицы. Нил этого, конечно, в темноте не заметил, но услышал строгий голос, исходящий сверху от иконы: «Впредь не подходи сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа». Нил посчитал, что ему сказал эти слова кто-нибудь из братии, кого он в темноте не заметил, и потому не предал им значения, продолжая ходить мимо образа с лучиной. И когда в очередной раз копоть коснулась образа, от иконы раздался голос: «Монах, не достойный этого имени, долго ли тебе так беспечно и бесстыдно коптить Мой образ?» Услышав эти строгие слова, трапезарь ослеп. Братия, узнав о происшедшем, сразу почтила Богородицу молитвенным пением. Перед иконой была зажжена неугасимая лампада, проход иноки перекрыли и соорудили подобие часовни.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

Как молятся у Божией Матери Архимандрит Григорий (Зумис), настоятель монастыря Дохиар Архимандрит Григорий (Зумис), настоятель монастыря Дохиар      Наверное, происходят чудеса у этой иконы ещё и потому, что братия монастыря каждый день так служит перед ней молебен, что словами передать переживания в эти минуты просто невозможно. Я такого нигде не видел и не слышал! Пение начинает игумен монастыря архимандрит Григорий (или старший после него). Древний седой старец запевает так громко и с таким воодушевлением, что, даже не зная текста молебна на греческом, всё равно ощущаешь себя причастным к этой общей песенной молитве. Затем вступает вся многочисленная братия, да так, что, кажется, стены не выдержат этой величественной славословной и братской любви к Богородице, выраженной столь потрясающим пением. Уже не думаешь о том, что устал после ночной службы, а за дверью трапезной тебя ждёт вкусный завтрак, но боишься упустить хоть слово, хотя бы нотку, пропетую в честь Пресвятой Богородицы. Список «Скоропослушницы», написанный для Ионинского монастыря Список «Скоропослушницы», написанный для Ионинского монастыря Так восхвалять и любить Богородицу могут только здесь, на Афоне! Имею в виду не словесный восторг перед иконой Богородицы, а, в первую очередь, образ жизни, который полностью посвящён служению Царице Небесной. Несомненно, непрестанный труд и молитва свойственен не только афонской братии, но здесь Её не только чтут, а проявляют деятельную к Ней любовь, какую трудно представить в нашей повседневной жизни. Выражается это в делах, поступках и, в первую очередь, в борьбе со своими страстями. Именно вражда со грехом, непринятие излишнего мирского и отказ от своеволия помогают быть близкими к Богородице. Признание в любви к Царице Небесной здесь звучит постоянно, и, без сомнений, признание это услышано и взаимно. Вспоминаю случай многолетней давности, когда старец Григорий провожал в Киев список иконы «Скоропослушницы», написанный для Ионинского монастыря. Отец Григорий стоял на причале, обняв икону, как живого человека, и плакал, нашёптывая Богородице какие-то слова. Я впервые видел такое проявление Любви к образу Богоматери. Для него это был не просто писаный на дереве лик, а живая Божья Матерь, Которую он провожал в очередное Её апостольское путешествие в Украину и просил не покидать их надолго.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2361

Я иногда рассказываю такой случай. На Афоне в монастыре Дохиар живет отец Харалампий. Он, знаете, такой – с простинкой. Взрослый ребенок. Мне однажды рассказали случай: приехал там какой-то француз-профессор на Святую Гору и решил обойти все монастыри, чтобы афонские геронды убедили его уверовать. Но он, будучи вузовским преподавателем, всё привык через интеллект прокручивать. А вера в Бога – это же другая область… И вот он действительно обошел опытных старцев, допытывался, требовал доказательств, но так и маялся. Приходит в Дохиар, последняя обитель… А ему навстречу – евангельский младенец. Он и росточка-то такого небольшого. И этот интеллигент-француз ему сходу вываливает досаду: «Ну, вот… разочарован я… Никто здесь, на Афоне, меня ни в чем не убедил». А отец Харалампий говорит: «Пойдем!» Подводит его к колодцу на территории монастыря: «Вот, видишь этот колодец? У нас тут дохиарские отцы жили-жили, воды не было… Явился Архангел Михаил и дал нам этот колодец. Видишь, вот – вода». Этот француз скептически так ухмыляется: «Да ладно вам тут мне заливать… про ваших Архангелов…». И этот младенец так вознегодовал, он схватил его за грудки и начал трясти: «Как ты смеешь не верить в Архангелов?! Как ты смеешь не верить в Архангелов?!! На! Пей!» Тот француз говорит: «Я выпил и стал верующим». Это нестандартный, согласен, случай. В некоторой степени мы, конечно, можем подвигаться к вере через наблюдения над этим миром, узнавая опыт других людей, но настоящая вера – это всё равно всегда чудо. Господь тебя осенит – и всё, тебе не нужно никаких доводов. Ты говоришь: я не верю, я знаю. Испытание неверием и утешение радостью Но хочу сказать, что потом бывают и искушения, когда вот так же мистически приходят и испытания неверием. Когда человек уже имеет опыт веры, но Господь ему попускает пройти ещё нечто… Вот священник, который никогда даже в мыслях не пускался в рассуждения: а если Бога нет, – просто верил и всё. Вот стоит он у престола, а его вдруг охватывает какой-то леденящий холод сомнения, который потом переходит в неверие… Для батюшки там, в алтаре, – это трагедия. Настоящая беда. Что делать? Слава Богу, если он имеет достаточный опыт, чтобы распознать: откуда этот мраз и как всё это изжить.

http://pravoslavie.ru/126275.html

Паломничество — Сегодня, в рамках празднования 1000-летия русского присутствия на Святой Горе, нет опасения, что Афон станет модным трендом в ущерб отечественным монастырям? Еще Серафим Саровский неохотно благословлял поток пожертвований и паломничеств на Афон —говоря о том, что и в России остается много поля для делания. — Такая тенденция, безусловно, есть — многие едут на Святую Гору из праздного любопытства, рассматривают ее как моду, как вид духовного туризма. Однако Афон — это не то место, где все человеческие планы срабатывают. Я знаю немало случаев, когда человек ехал за легким увеселением, но на Афоне судьба сводила его с такими людьми, что он полностью пересматривал свою жизнь: атеисты становились верующими людьми, а некоторые решали даже остаться на Афоне. Совет, который можно дать паломникам: если уж едешь на Афон, то там надо жить жизнью, максимально приближенной к монашеской — ходить на богослужения, соблюдать принятый распорядок дня. — Насколько сами монахи дружелюбны к паломникам? — Монастыри — разные. Есть обители более молитвенного настроя — это не значит, что они чураются людей, но атмосфера там другая: они больше нацелены на молитвенное правило, на тишину и исихию. А есть обители типа монастыря Дохиар, где ты сразу становишься частью братии: они полностью пускают тебя в свою жизнь — вплоть до того, что какие-то вопросы монастырской жизни игумен обсуждает на трапезе при всех, не боится посторонних ушей. Возникает полое ощущение, что ты — один из братии. —- Русская православная церковь подняла вопрос о возможной канонизации русских афонских подвижников Иннокентия (Сибирякова) и Тихона (Голенкова). Насколько приветствуют эту инициативу на Афоне? — Отношение к русским святым на Святой Горе очень трепетное. Все на Афоне знают и почитают Серафима Саровского, Луку Войно-Ясенецкого — почитание последнего в Греции приобрело какой-то невиданный размах: Святитель Лука являлся многим, люди получали от него чудеса исцеления. Вместе с этими подвижниками каждый афонский монах знает имена Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадского, на Афоне сильно почитание царской семьи.

http://pravoslavie.ru/90648.html

— Между католичеством и православием почему-то идут конфликты. Но, наверное, у них есть люди, которые истинно верят в Бога, по-настоящему и с открытой душой… — Я думаю, что Бог будет судить и нас, и католическую церковь. Ясно, что то, что они исповедуют, это неправильная вера. Но нам надо думать не о том, как будет судить Бог других людей, а о том, как Он будет судить нас. Верующих хороших людей, думаю, у католиков очень много. И эти простые верующие не несут ответственности за действия тех, которые руководят деятельностью католической церкви. — Батюшка, вы бывали на Афоне. Как живут люди там? — На Афоне сейчас большие проблемы. Афон делается другим. 25 лет тому назад я слышал об Афоне от одного послушника, который прожил там год, а последние пять лет каждый год я бывал там сам. И тот образ Афона, который этот послушник тогда создал своим рассказом в моем сознании, я уже на Афоне через двадцать лет не нашел. Я заметил, что даже за те пять лет, что я бывал на Афоне, Афон изменился очень сильно. — В чем эти изменения? — Вторгается цивилизация, мощная, очень сильная: строятся дороги, проводится электричество, связь, появляется всякая современная техника, большое количество людей, шум. Везде стоят телефонные кабины, из которых можно позвонить в любую точку земного шара, монахи ходят с мобильными телефонами. На Афоне появились монастыри и скиты (их называют зилотскими), которые откалываются от единства православных монастырей, не имеют евхаристического общения с другими монастырями на Афоне. Там очень много келиотов, таких монахов-зилотов, которые не признают никакой власти, никаких паспортов. Очень большие трудности в общении между славянскими и греческими насельниками. Некоторые монахи поддерживают Вселенского патриарха, большинство же не одобряет его экуменическую политику. Последний, всемирно известный, старец отец Паисий недавно скончался, хотя есть и другие старцы, но преемника такого известного старца, как отец Паисий, сейчас нет. Так что на Афоне целый узел неразрешенных проблем.

http://pravmir.ru/miloserdie-opredelyaet...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Равноапостольный князь Владимир и Русский Афон. К вопросу об основании древнерусского монастыря на Афоне во времена св. князя Владимира Киевского Равноапостольный князь Владимир и Русский Афон. К вопросу об основании древнерусского монастыря на Афоне во времена св. князя Владимира Киевского Формирование монашеской традиции на Руси восходит ко временам Великого князя Киевского Владимира Святославовича (+1015), вскоре после его женитьбы на византийской принцессе Анне и Крещения Руси. Так святитель Киевский Иларион Русин в своем знаменитом похвальном слове, посвященном памяти князя Владимира, — «Слове о законе и благодати», произнесенном между 1037 и 1043 гг., утверждает, что уже во времена Владимира в Киеве «монастыреве на горах сташа, черноризцы явишася». К этому периоду, по всей видимости, восходит и первое появление русских паломников и иноков на Святой Горе Афон. К сожалению, точных документальных свидетельств этому не сохранилось. В архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря самые древние акты, касающиеся русского святогорского монастыря, относятся к 1030 и 1048 гг. Из них мы узнаем, что русская Свято-Успенская Богородичная обитель «Ксирургу» (греч. ξυλουργς – плотник или древодел) к 1030 г. уже имела статус Игуменария (акт 1), а в указе византийского императора Константина IX Мономаха от 1048 г. именуется Царской Лаврой (акт 3). Более древние документы из-за многочисленных пожаров и разорений обители не сохранились. Отсутствие в архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря более давних актов долгое время заставляло сомневаться в достоверности святогорского предания о восхождении русского монашества на Афоне и основании здесь первой древнерусской обители ко временам князя Владимира. Однако в 1932 году в архивах Великой Лавры св. Афанасия на Афоне группой французских исследователей во главе с выдающимся византинистом проф. Полем Лемерлем, занимавшимися поисками и изданием древних актов афонских обителей, удалось обнаружить неизвестный до того документ, подтверждавший более древнее происхождение русского монастыря на Афоне.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2625

XVI - нач. XVII в.) (списки: Ath. Laur. Κ. 158, нач. XVII в.; Ath. Ivir. 1192, нач. XVII в.; 1248, 1-я пол. XVII в.; Vat. Barb. gr. 301, XVII в.), доместика Иверского мон-ря на Афоне Космы Македонца (посл. треть XVII в.) (списки: автограф Ath. Ivir. 1074, 1682 г.; Zakinfos. P. Gritsanis. 8, 1698 г.; Ath. Ivir. 1048, 1686 г.), свящ. и номофилакса Великой ц. Баласиса (посл. треть XVII в.) (списки: Ath. Ivir. 1686 г.; Sinait. gr. 1494, 1679 г.; Ath. Ivir. 1021, 1701 г., и др. рукописи XVII-XVIII вв.). Авторские мелодические версии И. катавасий принадлежат протопсалту Великой ц. Панайотису Хрисафу Новому (2-я пол. XVII в.) (списки: Lesb. Leim. 239, 1672-1673 гг.), Герману , митр. Нов. Патр (2-я пол. XVII в.) (списки: Ath. Ivir. 1048, 1686 г.; Lesb. Leim. 243. Fol. 73-103v, 1787 г.; Ath. Prodromou. 1, XVIII в.; Ath. Doch. 407, XVIII в.; Ath. Laur. Ε. 113, Θ. 153; Ath. Vatop. 1379, XVII в.; Ath. Xeropot. 325, XVIII в.; 380, 1759 г.), доместику (впосл. лампадарию) Великой ц. Петру Пелопоннесскому († 1778) (его И. с пространным ирмологическим мелосом является сокращенным и упрощенным вариантом мелодической версии Баласиса; списки: Zakinfos. P. Gritsanis. 13, 1773 г.; Lesb. Leim. 246, 1779-1793 гг.; Ath. Xeropot. 375, 1783 г.; 372, 1785 г.; 386, кон. XVIII в.). По рукописи Ath. Xeropot. 262 (1-я пол. XVII в.) известен анонимный И. катавасий, мелос которого имеет сходство с версией И. Германа, митр. Нов. Патр. Позднее распространились И. краткого, силлабического мелоса: протопсалта Великой ц. Петра Византийского († 1808) (И. с последованием песней; списки: Ath. Pantel. 999, 1803 г.; Ath. Vatop. 1378, 10-е гг. XIX в.; Sinait. gr. 2086, 1805 г.; Athen. Bibl. Nat. 964, 1806 г.; Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 740, 1805 г. (автограф)) и доместика Марка (1-я пол. XIX в.) (Ath. Gregor. 16, 1832 г.). Мелодические версии отдельных последований ирмосов в греческих И. XVIII-XIX вв. принадлежат иером. Анфиму Фессалийцу (кон. XVII в.) (Ath. Ivir. 1243, XVIII в.), Петру Берекету (нач. XVIII в.) (Athen.

http://pravenc.ru/text/674073.html

В борьбе за возвращение македонских земель Греции обитель принимала самое активное участие: некоторые монахи лично участвовали в борьбе, подворья предоставляли убежище и защиту борцам за освобождение Македонии. Чтобы обеспечить нужды беженцев, потерявших свои дома в результате так называемой малоазийской катастрофы — геноцида греческого населения, проводившегося турками в Малой Азии — монастырь пожертвовал на алтарь Отечества все свои подворья. Все, что было приобретено отцами-основателями, подарено императорами, возделано трудами братии; все то, что много раз за многовековую историю конфисковывалось и вновь выкупалось; все, на чем основывалось благополучие монастыря, — было безвозмездно передано родному Отечеству. И монастырь остался с сумой и апостольским посохом, уповая на Божию милость и на помощь благочестивых христиан — земля на Афоне неплодородная и может дать очень немного. Страшное землетрясение в городе Иерисос (1932) и большое наводнение (1945) неблагоприятно отразились на состоянии зданий, однако у монастыря хватило сил и средств лишь на поверхностный ремонт. К концу 70-х годов старцы, на плечах которых почти 75 лет держалась обитель, ушли из жизни. Дохиар бедствовал и почти обезлюдел. Но сейчас монастырь, ставший общежительным с 1980 года, заселенный новыми монахами, под требовательным взглядом и руководством игумена, а также — его собственноручными трудами, продолжает среди волнений нашего времени на всех парусах совершать свое многовековое путешествие. Летом 1996 года чудотворная икона Скоропослушницы приготовила неожиданное благословение как для насельников обители, так и для всех православных христиан: за иконой, на которой был позолоченный оклад, реставратор Антоний Глинос обнаружил настенную роспись 1563 года, то есть саму чудотворную икону. Тогда более поздняя икона была помещена отдельно в этой же часовне, и теперь монахи и паломники-миряне имеют возможность благоговейно поклоняться первой чудотворной иконе Скоропослушницы. Возрождение монастыря совершается усердно, последовательно и с благоговением, без тени небрежности или спешки. Монахи восстанавливают родную обитель, словно древнюю чудотворную икону: постепенно и осторожно, стараясь донести до нас первоначальную красоту.

http://pravoslavie.ru/40851.html

Изначально на Афоне подвизались монахи-отшельники. Организованное монашество появилось с основанием в X в. Великой лавры преподобного Афанасия Афонского. В системе административных районов Греции Афон имеет название «Автономное монашеское государство Святой Горы». Это самоуправляемое сообщество двадцати православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года). Является крупнейшим в мире средоточием православного монашества. Верховная власть на полуострове принадлежит Священному Киноту. Он состоит из представителей двадцати монастырей, между которыми разделена вся территория Афона. Традиция запрещает доступ на Святую Гору женщинам. Пантелеимонов монастырь — один из монастырей на Святой Горе Афон. Первое русское монашеское поселение на Афоне появилось в XI веке, письменное упоминание о нем как действующей обители относится к февралю 1016 года. На Афоне принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. Первый русский монастырь на Афоне — обитель «Древодел» (Ксилургу) — был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Начиная с 1169 года, монастырь великомученика Пантелеимона стал основной русской обителью на Афоне. К концу XVIII столетия обитель пришла в запустение, но в начале XIX века была заново отстроена и весь XIX век пользовалась покровительством русской императорской фамилии. К началу ХХ века обитель значительно разрослась и стала самым большим монастырем на Афоне по площади и численности братии. К 1913 году в нем насчитывалось более двух тысяч монахов. В настоящее время братия монастыря составляет 70 монахов и послушников из России, Украины, Белоруссии, Молдавии и Грузии. В монастыре расположена уникальная библиотека, насчитывающая 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 тысяч томов печатных книг. В нынешнем году отмечается 1000-летие русского присутствия на Святой Горе Афон. Юбилейные торжества включают в себя фестивали, выставки, научные, образовательные и просветительские мероприятия, издательские и паломнические проекты.

http://patriarchia.ru/db/text/4607869.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010