Одолев хребет, стали спускаться. Внизу, сквозь редеющий лес завиднелись крыши и колокольни — монашеский городок Карея, место главного управления Афоном ( Карея — центр управления полуостровом. У каждого монастыря есть здесь свой «конак» или подворье. Монастыри посылают в Карею своих представителей, «антипросопов». В ангипросопы избираются наиболее просвещенные и образованные монахи (от русского монастыря — непременно хорошо владеющие греческим языком). В очень отдаленные времена управление Афоном было монархическим, правил Прот (Первый), старец-игумен всей св. Горы, при нем находился синод почетных старцев (совещательный орган). До падения Византии Проты рукополагались константинопольским патриархом. С начала XVII века управление стало коллегиальным, появился Протат, или Кинот, в их теперешнем виде. Антипросопы, составляющие его, считаются между собою равными. Председательствует представитель Лавры св. Афанасий — самой древней и могущественной обители. Вряд ли, однако, я ошибусь, если скажу, что хотя в идее антипросопы равны, на практике Афоном правит группа могущественных греческих монастырей — Лавра, Ватопед, Ивер. Всего на Афоне двадцать монастырей, посылающих в Протат представителей (скиты и келии не посылают). По влиятельности и старшинству монастыри располагаются следующим образом: Лавра, Ватопед, Ивер, Хиландарь (сербский), Дионисиат, Кутлумуш, Пантократор, Ксиропотам, Зограф (болгарский), Дохиар, Каракалл, Филофей, Симонопетр, Св. Павла, Ставро-никита, Ксеноф, Григориат, Есфигмен, Руссик (наш монастырь св. Пантелеймона), Костамонит. Таким образом, в иерархии монастырей русский монастырь св. Пантелеймона, один из самых многолюдных и вообще больших, занимает 19-е место! Каждые пять монастырей выбирают по одному эпистату, так что существует еще четыре эпистата, один из них «протоэпистат» или назир. Эпистаты — как бы исполнительный и финансовый комитет Афона. — Прим. Б.З.). За ним едва видно сквозь полу-дождь, полу-туман пенно-кипучее море, у берега еще синее, дальше сливающееся с тяжелыми пеленами туч. Грек указал мне русский «конак» (подворье Пантелеймонова монастыря) и ушел со своими мулами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Святыни Афона Святыни в монастырях Афона Великая Лавра (X в.) Мощи Петра Афонского , пещера святого. Главный храм монастыря – образец «святогороского» типа архитектуры. Богатая ризница, в которой хранятся, например, одежда и венец византийского императора Никифора Фоки. Ватопед (X в.) Пояс Богородицы. Чудотворные Афон ские иконы Богоматери «Всецарица» (XVII в.), «Елеоточивая», «Закланная». Глава Иоанна Златоуста. Иверский (X в.) Чудотворная икона Богоматери Иверская. Хиландар (XII в.) (сербский) Чудотворная икона Богоматери, Частицы тернового венца, трости и савана Иисуса Христа. Мощи святых. Обитель считается колыбелью сербского народа.   Дионисиат (XIV в.) Часть мощей (рука) пророка Иоанна Предтечи. Чудотворная икона Богоматери «Акафистная». Кутлумуш (XI в.) Резной иконостас главного храма – одно из лучших произведений искусства на Афоне.   Пантократор (XIV в.) Чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса» («Старица») – одна из наиболее почитаемых на Афоне. Мощи святых.   Ксиропотам (X в.) Самая большая на Афоне частица Креста Господня.   Зограф (X в.) (болгарский) Нерукотворная икона святого Георгия. Место гибели 26 Зографских мучеников (православных монахов, сожженных в XIII в. униатами).   Дохиар (X в.) Чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница» (X в.), прославившаяся в XVII в.   Каракалл (X в.) Часть мощей (глава) апостола Варфоломея.   Филофей (X в.) Чудотворная икона Богородицы «Сладкое лобзание» (прославилась во времена иконоборчества; по преданию, прибыла в монастырь из Константинополя, двигаясь по волам). Десница святителя Иоанна Златоуста.   Симона Петра (XIII в.) Часть мощей (левая рука) святой Марии Магдалины.   Святого Павла (X в.) Дары, принесенные волхвами новорожденному Иисусу. Иконостас главного храма – образец афонской школы резьбы по дереву.   Ставроникита (XVI в.) Чудотворная мозаичная икона святого Николая («Устричного») (XIII – XIV вв.)   Ксенофонт (X в.) Чудотворная икона Богородицы «Одигитрия», мозаичные иконы святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского (XIV в.)

http://isihazm.ru/1/?id=495&c_pid=1

Виды старого Афона ФОТОГАЛЕРЕЯ В Институте истории материальной культуры Российской Академии наук в Петербурге хранится фотоальбом с видами афонских монастырей и скитов, принадлежавший когда-то великому князю Константина Константиновичу Романову. Он был подарен великому князю русским Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне во время посещения им святогорских монастырей в 1881 году. Снимки в альбоме датированы 1867-1872 годами. Это первая фотолетопись Афона ценна не только своим документализмом, но и является замечательным образцом фотоискусства. Известны имена фотографов: это насельники Свято-Пантелеимонова монастыря отец Леонтий и отец Геннадий. Ни одна из существующих ныне афонских обителей не сохранилась в неизменном виде - во второй половине XIX-haчaлe ХХ веков многие здания были перестроены. Однако, когда делались фотографии, вошедшие в альбом великого князя Константина, обновление только начиналось, поэтому уникальные снимки дают картину Афона и XVII-XVIII вв., без больших соборов и других масштабных построек. vk fb tw ok @ g+ lj Дохиар. Греческий монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Ксенофонт. Греческий монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Зограф. Болгарский монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Эсфигмен. Греческий монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Скит Ксилургу, принадлежащий русскому Пантелеимонову монастырю vk fb tw ok @ g+ lj Пантократор. Греческий монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Ватопед. Греческий монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Ставроникита. Греческий монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Серай. Русский Андреевский скит vk fb tw ok @ g+ lj Малороссийский Ильинский скит vk fb tw ok @ g+ lj Карея. Правительственное место на Афоне и иноческий базар vk fb tw ok @ g+ lj Кутломуш. Греческий монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Иверский монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Филофей. Греческий монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Каракалл. Греческий монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Окрестность Морфино и вид вершины Афона vk fb tw ok @ g+ lj Башня на Морфино близ Лавры vk fb tw ok @ g+ lj Агиасма. Источник прп. Афанасия Афонского

http://pravoslavie.ru/48490.html

5 См.: Strzygowski J. Die Miniaturen des serbischen Psalter//Denkschriften der Kaiserlichen Academie der Wissenschaften in Wien. Bd. LII Wien, 1906. 6 См. рецензию: BaumstarkA.//Byzantinische Zeitschrift. 1907. Bd. XVI. P. 657 на Strzugowski J. Op. cit. 7 См.: Maas P. Die Chronologie der Himnen des Romanos 11 Byzantinische Zeitschrift. 1906. Bd. XV. S.1–44; Idem. Das Kontakion. Byzantinische Zeitschrift. 1910. Bd.XlX.S. 285–306. 8 Карабинов И. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910. С. 35–50. 10 См.: Wellesz. The «Akathistos». A Study in Byzantine Hymnography//DOP. Cambridge (Mass 1956.V. IX–X. P. 143–158; Idem. A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxford, 1961. P. 191 sqq., 305 sqq. 11 Среди сравнительных недавних литературоведческих работ важны также: Beck Н. G. Kirche und theologische Literatur in byzantinischen Reich. Miinchen, 1956. S. 525 sqq.; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica//Wiener Byzantinischen Studien. 1968. Bd. V. P. 17–18; Аверинцев С. С. Поэтик ранневизантийской литературы. M., 1977. С. 231–236. 13 Первые работы, в которых рассматривается вопрос об иконографии Акафиста: Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 2. Пг., 1915. С. 383–388; Millet G. Recherches sur l’iconographie de l’ Évangile aux XIV, XV, et XVI siecle d’après les monuments de Mistra, de la Macédoine et du Mont-Athos. Paris, 1916. P. 82; Tafrali O. Iconographia Imnului Acatist//Buletinul Comisiumi Monumentelor Istorice. 1914. V. VII. P. 49–173. 14 Myslive J. Iconographie Akathistu Panny Marie//Seminarium Kondakovianum .T. V. 1932. P. 97–130. 15 Grabar A. Iconographie de la Parousie//Grabar A. L’Art de la fin de I’Antiquité et du Moyen Âge. V. I. Paris, 1968. P. 569–582. 16 В 30-е гг. XX в. были известны и частично опубликованы фресковые циклы Акафиста XIV–XVII вв. из следующих церквей: XIV в. Дечаны, Марков монастырь, Матейч. Румынские циклы в ц. в Козин и в Куртеа де Арджеш относили в это время к XVI в. Из XV столетия был известен цикл ц. Пантанассы в Мистре 1428–1445 гг. XVI век: Ферапонтов монастырь (1500–1502 гг.), трапезная церковь в Лавре Афона (1512 г.), ц. в Хуморе, ц. в Проботе (1530 г.), монастырь Моливоклиссы на Афоне (1536 г.),ц. в Сучаве (1537 г.), монастырь Дохиар на Афоне (1568 г.), два цикла в Сучевице (1580–1596 гг.). XVII в.: ц. в Арборе, монастыре Хиландар на Афоне (1621 г.), ц. в Кучевиште (1631 г.), ц. в Тарговиште (1698 г.). Иконы: «Благовещение с Акафистом» Симона Ушакова из ц. Грузинской Божией Матери в Москве; «Акафист Божией матери» ц. Евстафия Плакиды в монастыре Иверон на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

429 Дионисиев монастырь 430 . Основание монастыря приписывается св. Дионисию и относится к сер. XIV в. Во второй половине XIV в. монастырю покровительствовал трапезундский император Алексей III Великий Комнин. В XVI и XVII вв. Дионисиат занял пятое место в афонской иерархии. Библиотека монастыря содержит ок. 1100 манускриптов и 15 тысяч книг, будучи одной из самых богатых святогорских коллекций. Древнейший акт монастырского архива относится к 1056 г. и представляет собой гарантийный документ Константина Фасула, уступающего свои права на участок земли игумену монастыря св. Пантелеймона Митрофану (этот монастырь позже станет частью Русского афонского монастыря). Пергаменный свиток акта сохранил и две славянские пометы. 431 Дохиарский монастырь 432 Предание относит основание монастыря к X в. Первое упоминание о Дохиаре, находившемся на другом месте по сравнению с сегодняшним днем, относится к апрелю 1013 г. Название обители связывают с именем одного из ее основателей Иоанна Дохиара (т.е. «ключника», по имени ключника Великой Лавры Евфимия). После разрушения монастыря он был перенесен в XI в. на новое место на Афоне, где стоит и по сей день. Когда Дохиар, как и многие другие святогорские монастыри, переживал трудные времена, ему оказывали поддержку, в частности, византийский император Иоанн V Палеолог, сербский краль Стефан IV Душан (в XIV в.), затем – валашские господари, Александр и его супруга Роксана (в XVI в.). В настоящее время в афонской иерархии монастырь занимает десятое место. В дохиарской библиотеке хранится 545 рукописей и 5 тысяч книг. А в монастырском архиве – 62 греческих акта, датируемых периодом между 1037 и 1496 г.; это императорские и патриаршие грамоты, документы святогорских властей и гражданских чиновников, частные акты, фискально-правовые бумаги. Акт 1262 г. прота Арсения содержит подпись игумена «Русов» Мефодия (Акт. Дохиар.7). 433 Эсфигменский монастырь 434 Легенда относит основание Эсфигмена ко временам византийского императора Феодосия II и его сестры св. Пульхерии (V в.), однако временем основания монастыря считается рубеж X/Х1 вв. Название обители связывают с одним монахом-основателем, хотя существуют и другие этимологии (например, в проскинитарии Иоанна Комнина). Первые актовые упоминания обители относятся к 1016 г. (грамота Павла Ксиропотамита) и 1030 г. (завещание Димитрия Халки с подписью Эсфигменского игумена Феоктиста). Период процветания монастыря (при помощи императора Иоанна V Палеолога, сербского правителя Стефана IV Душана, деспота Георгия Бранковича и др.) чередовался со временем упадка (в эпоху османского владычества). В 1655 г. Эсфигмен получает разрешение на получение пожертвований в России на пять лет от царя Алексея Михайловича. Один из параклисов на территории обители построен в память о находившемся здесь в XI в. Антонии Печерском. Киновия занимает 18-е место в святогорской иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XV в. (Музей при ц. Богородицы Евангелистрии, о-в Тинос),- на створках фигуры великомученников Георгия и Димитрия Солунского, попирающих змея и скорпиона; образ 1632 г. (монастырь Хиландар) - ориентирован на памятники раннего XIV в.; икона XVII в. (монастырь Эсфигмен). Многочисленны произведения с парными изображениями великомученников Георгия и Димитрия Солунского или с изображением неск. св. воинов (икона 1515-1538 гг. с Георгием, Димитрием Солунским и Феодором из Протата), иконы Димитрия Солунского и Нестора, попирающих соответственно царя Калояна и гладиатора Лия (икона XIX в. из представительства Иверского монастыря в Карее на Афоне). Среди копирующих палеологовские образцы изображений святого в поствизант. монументальной живописи - росписи кафоликонов монастырей Кутлумуш (1540) и Ставроникита на Афоне (1546, Феофан Критский); ц. Панагии Влахернитиссы в Берате, Албания (кон. XVI в.),; парекклисиона Панагии Горгоэпикоос в монастыре Дохиар на Афоне (1744) и др. А. А. Лукашевич Гимнография вмч. Димитрия Солунского. (Статья из т. XV «Православной Энциклопедии», Москва. 2007 г. В иерусалимском Лекционарии V-VII вв., сохранившемся в груз. переводе (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 2]. P. 37), память Димитрия Солунского отмечается 13 февр., последование не приводится. В константинопольском Типиконе Великой ц. IX-XI вв. память Димитрия Солунского стоит под 26 окт. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 78-80); службу предписано совершать в мартириуме в его честь; литургийное последование включает тропарь 3-го гласа), прокимен 4-го гласа из Пс 15, апостольское чтение 2 Тим 2. 1-10, аллилуиарий со стихом из Пс 96, евангельское чтение Ин 15. 17 - 16. 2, причастен Пс 32. 1. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 291), отражающему наиболее раннюю из сохранившихся редакций студийского Синаксаря, на память Димитрия Солунского 26 окт. совершается праздничная служба: на вечерне на «Господи, воззвах» поются стихиры Димитрия Солунского на 6; на утрене - «Бог Господь» с тропарем 3-го гласа Велиа обрэте въ бедахъ (этот тропарь содержится в последовании Димитрия Солунского во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов), канон Октоиха соединен с 2 канонами Димитрия Солунского.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

Официально Афон провозглашается местом монашества в 885 году Золотой Буллой императора Василия I. Основателем же общежительного монашества на Афоне считается святой Афанасий из Трапезунда, который с помощью императора Никифора Фока (963 - 969 гг. н.э.) основал монастырь Великой Лавры (962 -63 гг.) первый монастырь, появившийся на Афоне. Через несколько лет, в 972 году был издан первый Устав, по которому регулировались организация и управление делами на Святой Горе и который, поскольку был написан на козлиной коже ( " трагос " ), назывался " Трагос " . Документ был подписан императором Иоанном Цимиски. По этому уставу Афон был признан независимым монашеским государством. До 1313 года Афон не имел над собой высшего церковного руководства (епископа) и подчинялся лишь административно византийскому императору. И в таком отступлении от канонов не было ничего зазорного, ибо Святая Гора удел Божией Матери и Сама Владычица мира была и есть здесь Игумения. Однако в 1313 году император Андроник Старший издает хрисовул, по которому Афон начинает подчиняться Вселенскому Патриарху; но при этом все же сохранялась власть Прота всеми уважаемого старца, избираемого на год от всех монастырей. Позднее, в XVII веке власть Прота была ликвидирована и местное управление на Афоне стало осуществляться Кинотом коллегией старцев, выбираемых от двадцати монастырей. К тому времени также закрепляется количество и иерархичность монастырей на Святой Горе. В порядке иерархии монастыри располагаются следующим образом: 1. Великая Лавра 2. Ватопед 3. Иверон 4. Хиландар 5. Дионисиат 6. Кутлумуш 7. Пантократор 8. Ксиропотам 9. Зограф 10. Дохиар 11. Каракал 12. Филофей 13. Симонопетр 14. Св. Павла 15. Ставроникита 16. Ксенофонт 17. Григориат 18. Есфигмен 19. Св. Пантелеимон 20. Кастамонит Место в иерархической лестнице Афона определяется не богатством и размером монастыря, а его влиятельностью и временем основания. С 1924 года статус Афона определяет Святую Гору как самоуправляемую часть Греческого государства, действующую под духовным ведомством Вселенского Патриарха и управляемую двадцатью суверенными монастырями, находящимися под наблюдением государственных властей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1928...

Общий характер композиций на темы Евангелия в стенописях тот же, что и в других памятниках; наиболее крупную особенность, свойственную именно стенописям XVI-XVIII вв., составляет сложное изображение литургии, развившееся в храмах на основе древнего изображения Евхаристии; здесь же находили широкое применение изображения, относящиеся к акафисту в честь Богоматери, равно как и апокалипсические, – последние преимущественно XVII-XVIII вв. Важнейшие памятники: мозаики римские (Марии Великой V в.), равеннские V-VI вв. (два ваптистерия, церкви Галлы Плакиды, Аполлинария Нового и Св. Виталия), солунские ок. VI-VII вв., константинопольские VI-XIII вв. (София, Кахрие-Джами), венецианские XI в. ( церковь Св. Марка), сицилийские XII в. (Палатинская капелла, Монреале), Св. Луки в Фокиде XI в., в Дафни близ Афин ΧΙΙ– ΧΙΙΙ вв., в Киеве XI-XII вв. (Софийский собор, Михаил. монастырь). Стенописи новгородские (Спаса в Нередицах XII-XIII вв., Успения Пресв. Богородицы в селе Волотове XIV u XVII вв.); псковские (Мирожский монастырь XII в.) и владимиро-суздальские (Дмитр. и Успенский соб. XV в.). Греческие стенописи XVI-XVIII вв. (на Афоне-Протат, Лавра Св. Афанасия, Кутлумуш, Дохиар, Ксеноф, Ивер, Ватопед, Каракалл, Хиландарь, монастырь Филофеев); русские XVI-XVII вв. (моск. соборы; ярославские храмы: Спасопреобр. монастырь XVI в., Успенский собор, церкви Ильинская, Иоанна Предтечи в Толчкове, Николонадеинская, Николомокринская, Златоустовская, Феодоровская XVII в.; другие памятники показаны будут в своем месте) 171 . Д) Самый многочисленный класс источников русской иконографии – иконы. Они сохранились почти во всех старинных церквах, особенно в иконостасах, также в частных домах. Значительные собрания их находятся в киевском церковно-археологическом музее, императорской Академии художеств, в церковно-археологической коллекции при С.-Петербургской Духовной Академии, в Троице-Сергиевой лавре, в Спасском монастыре в Ярославле, в костромском Ипатьевском монастыре, в Рождественском монастыре во Владимире на Клязьме, во всех главнейших монастырях Афона, во многих коллекциях частных собирателей старины, в ватиканском музее в Риме 172  и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В XIV в. на основе традиц. иконографии Димитрия Солунского-мученика возник новый вариант - изображение Димитрия Солунского в богато орнаментированных придворных одеждах того времени (длинный подпоясанный кафтан или плащ, высокая фигурная шапка-пилос и трость в руке). Оно встречается в композиции «Небесный двор», размещавшейся в куполах храмов и на их стенах, где изображенные подобным образом мученики предстоят облаченным в царские одежды Богородице и Христу («Царский Деисус»). Такие изображения, свидетельствующие о высоком положении Димитрия Солунского в иерархии святых, сохранились в составе росписей ряда македон. храмов: Успения в монастыре Трескавец (между 1334 и 1343); вмч. Димитрия в Марковом монастыре (ок. 1376); св. Николая Шишевского в Нире близ Скопье (ок. 1380); в некоторых памятниках XVI-XVII вв.: напр., в росписи кафоликона монастыря Преображения в Метеорах (1483) - с надписью; на шитой епитрахили 2-й пол. XVI в. в Иверском монастыре на Афоне; на молдав. иконе кон. XVI в. (Музей икон в Рекклингхаузене) - с небольшой фигуркой предстоящего мч. Нестора; в росписях сер. XVI в. храмов Сучавы и Арборе, Румыния. Этот вариант иконографии оказал воздействие на многочисленные балканские произведения поствизант. эпохи, на которых Димитрий Солунский изображался фронтально, вместе с др. мучениками или отдельно: на иконе Димитрия Солунского и вмч. Георгия (XVII в., монастырь Дохиар на Афоне), на иконе Димитрия Солунского (1-я пол. XVII в., собрание митрополии в Фессалонике); в афонских росписях, напр., в трапезной монастыря Ксенофонт (1498), в кафоликоне монастыря прп. Дионисия (1547), в притворе старого кафоликона монастыря Ксенофонт (1564), в парекклисионе св. Архангелов в монастыре Хиландар (1718), в храме скита св. Анны (1757) и др. В этих памятниках Димитрий Солунский часто представлен в 2 хитонах разной длины, иногда - в подбитом мехом кафтане и плаще, с тростью в руке; в XVIII-XIX вв. под воздействием западноевроп. иконографии мучеников такие изображения могут дополняться пальмовой ветвью.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

До падения Византии Проты рукополагались константинопольским патриархом. С начала XVII века управление стало коллегиальным, появился Протат или Кинот в их теперешнем виде. Антипросопы, составляющие его, считаются между собою равными. Председательствует представитель Лавры св. Афанасия – самой древней и могущественной обители. Вряд ли, однако, я ошибусь, если скажу, что, хотя в идее антипросопы равны, на практике Афоном правит группа могущественных греческих монастырей – Лавра, Ватопед, Ивер. Всего на Афоне двадцать монастырей, посылающих в Протат представителей (скиты и келии не посылают). По влиятельности и старшинству монастыри располагаются следующим образом: Лавра, Ватопед, Ивер, Хиландарь (сербский), Дионисиат, Кутлумуш, Пантократор, Ксиропотам, Зограф (болгарский), Дохиар, Каракалл, Филофей, Симоно-петр, Св. Павла, Ставроникита, Ксеноф, Григориат, Есфигмен, Руссик (наш монастырь Св. Пантелеймона), Костамонит. Таким образом, в иерархии монастырей русский монастырь Св. Пантелеймона, один из самых многолюдных и вообще больших, занимает 19е место! Каждые пять монастырей выбирают по одному эпистату , так что существует еще четыре эпистата, один из них – «протоэпистат» или назир. Эпистаты – как бы исполнительный и финансовый комитет Афона. Сардар – стражник (перс.) Имеется в виду Данте. Антиб – город-порт с маяком во Франции. Вот как описывает погребение на Афоне известный Святогорец в своих «Письмах с Афона»: «Кто отходит, над почившим по омовении тела, до погребения, читают Псалтырь. Почивший до того времени лежит на полу, в больничной церкви, обвитый мантией, но без гроба, потому что на Востоке в рассуждении мертвых держится Новозаветная Церковь ветхозаветного правила и предает тела земле самым буквальным образом. При погребении, по последнем целовании, весь собор иеромонахов вместе с игуменом окружает почившего, и игумен прочитывает разрешительную над ним молитву, после которой почивший троекратно от собора благословляется с пением “вечная твоя память”. Когда таким образом кончится похоронный чин, игумен краткою речью приглашает все братство простить почившего собрата, если кого, как человек, он оскорбил чем-нибудь в жизни своей.

http://azbyka.ru/fiction/reka-vremen-ot-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010