М., 2006. С. 549-550). Возможно, по этой причине образ И. В. был включен в цикл Минология, который образует основу программы росписи ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Вел. Новгороде (рубеж 60-х и 70-х гг. XV в.), построенной на «скудельнице» в память избавления от мора 1467 г. (выбор образа И. В., к-рому молились за умерших, а не апостолов Силы и Силуана, чья память также празднуется 30 июля, мог быть обусловлен и мемориальными функциями храма). Поясная фигура святого в зеленом плаще, с крестом в деснице помещена на сев. грани сев.-вост. столба; его внешность, как и в более поздних памятниках, близка к облику св. бессребреника Космы (ср. представления о целительских функциях обоих святых). В рус. искусстве XVI в. изображения И. В.- исключение, их не всегда удается идентифицировать из-за утраты надписей и по причине сходства И. В. с др. воинами-мучениками. Считается, что И. В. в облике юного воина представлен на сев.-зап. столбе собора Спасского мон-ря в Ярославле (1563-1564; Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор Спасского мон-ря в Ярославле. М., 2002. Табл. XII (5)); судя по фрагментам надписи, он же, но с более типичной для его изображений внешностью средовека показан (в паре с вмч. Димитрием Солунским) на поле иконы свт. Алексия, митр. Московского, из с. Остров Гаврилов-Ямского р-на Ярославской обл. (посл. треть XVI в., ЯХМ). Для личной молитвы И. М. Строганова и для вкладов в семейные храмы писались небольшие образы И. В. в молении Богоматери с Младенцем. Согласно надписи на обороте иконы И. В. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ), она была написана Прокопием Чириным и дана в благословение И. М. Строганову его отцом. Несмотря на позднее происхождение надписи и результаты реставрационных исследований, позволившие выдвинуть гипотезу об исполнении произведения в XIX в. (Искусство строгановских мастеров. 1987. Кат. 43. С. 58, 85-90), можно предположить, что икона копирует иконографию и стиль утраченного прототипа нач. XVII в. О существовании таких прототипов свидетельствуют не только композиционно аналогичные образы патрональных святых др.

http://pravenc.ru/text/471095.html

Перевод, так называемый, (в отличие от наиболее распространенного в XVII столетии) – «прямоличный»: Богоматерь стоит на облаке, прямолично. По бокам Богоматери, держащей на руках яркий киноварный плат (в таких старых композициях чаще изображается «над Пречистою омофор, сиречь покров, красен, прописан златом, а держат за концы два ангела»), с одной стороны св. Иоанн Предтеча и с ним лик пророческий, по другую – лик апостольский (во главе Апостол Павел). В нижнем ряду в центре – св. Роман Сладкопевец (Константинопольский диакон V (?) века, на церковной позлащенной кафедре», вокруг него народ, сред которого св. Андрей Юродивый, указующий ученику своему на чудесное явление. Среди народа написаны царь, царица, в нимбах – и за ними св. Сергий в ризах преподобного. Композиция иконы так выдвигает фигуру св. Романа, что как бы подчеркивает предположение В. Т. Георгиевского о происхождении образа «Покрова» из иконы св. Романа Сладкопевца 10 . Однако мы должны отметить, что именно древнешие иконы Покрова, с закрытыми царскими дверями, не имеют изображения св. Романа 11 . По мастерству письма, времени написания и прекрасной сохранности (хотя все-таки есть вставки и чинка 12 – икона представляет первоклассный памятник древней иконописи. Вохрение лиц бледное, с резкими белыми оживками; палаты древнейшего типа. По времени написания этот образ не должен быть выносим за пределы XV столетия; вторая половина XV века – вот наиболее вероятная дата. Манера письма – это старейшее русское письмо, распространенное, главным образом, в пределах древней Новгородской области. Обычные иконы этой манеры в просторечии у иконников – «северные письма» (потому что их привозили и привозят к старообрядцам почти исключительно из северных губерний), писаный похуже или и попозже (когда уже центры усвоили новые веяния), называются даже и прямо «архангельские письма» (что конечно полная фикция). Описываемый нами «Покров» принадлежит к числу тех весьма редких икон этого времени, которые написаны первоклассными мастерами; не зная, как их определить, иконники обыкновенно величают их то просто «греческим письмом», то «корсунским».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Скдадень трйптих (все три иконы в серебряных окладах с камнями, размер икон – 16x101/2 сант., при чем высота взята с кокошником); иконы врезаны в новые доски чинарового дерева. Успение Пресвятой Богородицы в несложном» переводе, без Авфония. Покров (53/4х53/1 сант.) в самой сложной композиции московского периода (перевод, в просторечии так называемый «боковой», от того, что Богоматерь, шествующая на облаках, изображена не прямолично, а в профиль). Богоматерь сопровождается целым сонмом святых, во главе которых непосредственно за нею св. Иоанн Предтеча. На кафедре св. Роман Сладкопевец , в белом одеянии, около него в полном облачении патриарх Тарасий, в углу св. Андрей Христа ради юродивый вытянутой рукой указует своему ученику на чудесное явление. «Триипостасное Божество» – св. Троица (см. 7) – Господь Саваоф, Господь Иисус Христос и Св. Дух, во славе, в небесных кругах, которые наполняют силы небесные. «Воекресение Господа нашего Иисуса Христа» в довольно сложном переводе с двукратным изображением Иисуса Христа (второе изображение Господа, возносящегося из гроба, около коего спящие воины). «Не рыдай Мене Мати» известный перевод «pieta», столь хорошо разработанный в западноевропейском искусстве. Иисус Христос изображен по пояс, стоящим в гробе. Два ряда святых расположены следующим образом: Первый (верхиний) ряд: св. Ангел хранитель; св. Николай Чудотворец; св. Филипп, митрополит Московский; св. Ипатий; св. Матвей Евангелист; св. Иаков; св. архидиакон Стефан; св. великомученица Екатерина. Второй ряд: св. Серий Радонежский; св. Никон Радонежский (преемник св. Сергия); свв. Зосима и Савватий Соловецкие; препод. Варлаам Хутынский: св. Иоасаф Царевич: препод. Евдокия; св. мученица Иулитта и сын её Кирик. Иконы были в очень значительной поправке; золотой фон, надписи и часть пробелки новые. Писмо позднее – московское (по желанию можно причислить и к строгановским «молодым») хороших мастеров, время – вторая половина XVII столетия. На это время указывают не только вохрение и рисунок лиц, но и некоторые особенности в переводах (напр. Христос, возносящийся из гроба, усвоен довольно поздно, хотя есть примеры более древние, чем разсматриваемый складень). Описание 42, 43 44

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Так, в деле «боярина князь Юрьи да околничего князь Дмитрия (Алексеевичей) Долгоруких з боярином и оружейничим Григорьем да с околничим Степаном Пушкиными в отечестве в 160 году (декабрь 1651)» [Архив Министерства Юстиции в Москве, Московского стола столбец Общ. част. (на 83 листах); ср. собрания графа А. С. Уварова, (in folio), полууст. XVII века, на 37 листах] читаем: «...а в челобитной де в своей он Степан (Гаврилович Пушкин) написал про князя Василья да про князя Ондрея Долгоруких, что они были у Новгородского митрополита в детех боярских, потому что во всех родословцах у господ их и у их братии написано, что князь Василей да князь Ондрей княж Михайловы дети Долгорукого служили у Новгородских архиепископов, а в иных де родословцех написано, что они служили у Ростовских архиепископов, и в том они шлютца на государевы розряды и на родословную книгу, что они Долгорукие служили у архиепископов. И против сказки боярина и оружейничего Григорья да околничего Степана Гавриловичев Пушкиных в Розряде в родословной книге написано в роду Оболенских князей: «...А у князя Тимофея дети князь Иван Рыжко, да Роман, да Ондрей – те оба бездетны, а у князя Ивана Рыжка дети Тимофей да Иван служат князю Володимиру Ондреевичю, да Григорей Болшой – взят на поле на Судбишском деле да Григорей Меншой. А у князя Михайла Птицы дети Василей да Иван. А у Василья дети Осип да Иван. А у Ивана княж Михайлова сына дети Михайло...» (лл. 82 и 83). В приведенном отрывке чрезвычайно ценны форма «служат», которая показывает, что родословец писан при жизни князя Владимира Андреевича, и упоминание боя при Судбищах, бывшего в 1555 году. Важным указанием на состав и объем государевой родословной книги является известие описи дел, вынесенных из Разряда в великий пожар 1626 года: «...А из Розряду в тот в большой пожар вынесено государевых дел: книга родословная в коже, 43 главы...». Какие роды заключались в этих главах в книге не указаны, но содержание государева родословца может быть восстановлено с полной достоверностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

  Зёрнова А. С . Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII веков: Сводный каталог. М., 1958. С. 105. Л. 1 (3-го счета). Описание издания см.: Гусева А. А . Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации. М., 2010. С. 341.  Козлов М., прот . Клир и мир. Книга о жизни современного прихода. М.: Изд. храма св. мч. Татьяны, 2007. С. 51–52. 25 января 1721 г. Nemp I подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего Правительствующего Синода. Об этом подробнее см.: Далмат (Юдин), иером . Начальный этап бытования молитв утренних и вечерних по печатным источникам (1596–1622)//Богословский вестник. 2015. (18–19). С. 289–346. Книга Белоруссии: 1517–1917: Сводный каталог/сост. Г. Я. Голенченко. Минск, 1986. С. 70. (июль 1595 г.). Повторное издание сборника, дополненного молитвами свт. Кирилла Туровского, вышло через четыре месяца (сентябрьский год) — в октябре 1596 г. (Голенеченко, Из наиболее ранних свидетельств укажем Сказание о Борисе и Глебе (рассказывает о событиях 1015 г.). Св. Борис, ожидая своих убийц в походном стане на р. Альте, «повелел петь вечерню, а сам вошёл в шатёр свой и стал творить вечернюю молитву». Затем ранним утром велел начинать заутреню, а сам «умыв лицо своё, начал молиться к Господу Богу. Посланные же Святополком пришли на Альту ночью, и подошли близко, и услышали голос блаженного страстотерпца, поющего на заутрени Псалтырь» (Сказание о Борисе и Глебе//Библиотека литературы Древней Руси/ИРЛИ РАН; под ред. Д.С. Лихачёва, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. Т. 1: XI–XII века. СПб.: Наука, 1997. С. 335). Домострой. Глава 13: «Как мужу и жене молиться в церкви…» (Домострой/изд. подг. В.В. Колесов, В.В. Рождественская. СПб.: Наука, 2007. С. 148). Электронная копия рукописи см.: Подробнее о составе см.: Далмат (Юдин), иером . История чина молитв перед сном по славянским источникам XIII–XIV вв. из собрания рукописей Синайского монастыря//Богословский вестник. 2018. (31). С. 194–203. ( )

http://bogoslov.ru/article/6172339

М. Строганова образ И. В. в произведениях, связанных с этим семейством, уже не встречается. В перечисленных памятниках И. В. представлен в доспехах, в плаще, иногда с оружием (на фреске Благовещенского собора в Сольвычегодске и на иконе из собрания Н. П. Лихачёва - с мечом, на иконе Богоматери на престоле с избранными святыми - с копьем), что способствовало его восприятию как воина Христова и защитника правосл. христиан. Однако в произведениях строгановского заказа встречается и иконография И. В.- мученика, одетого в хитон и плащ (складень «Богоматерь Владимирская, праздники и святые», вложенный Н. Г. Строгановым в ц. Похвалы Пресв. Богородицы Орла-городка, 1603, ПГХГ). Скорее всего И. В., а не вмч. Никита, вместе с прп. Максимом Исповедником представлен припадающим к ногам Вседержителя на троне на 2-створчатом складне раннего XVII в. (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина). Судя по форме бороды и по прическе, И. В. изображен на небольшой иконе кон. XVI в. (ЦМиАР; надпись не сохр., В. М. Сорокатым атрибутирован как вмч. Никита: Иконы Москвы XIV-XVI вв./Ред.-сост.: Л. М. Евсеева, В. М. Сорокатый. М., 2007. Кат. 99. (Кат. собр. ЦМиАР; Вып. 2)). Икона, на к-рой в молении Спасителю представлен мученик - средовек, одетый в 2 хитона разной длины и плащ, могла быть создана по заказу М. Я. Строганова вскоре после рождения сына Ивана. К этим произведениям, связанным со столичной традицией, примыкает и полуфигура И. В., помещенная на крыльце ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) (роспись 1640, поновлена в 80-х гг. XIX в. с сохранением прежней иконографии). Ее размер и скромное место свидетельствуют о том, что почитание И. В. еще широко не распространилось. Вместе с тем следует особо отметить расположение образа И. В. у входа в храм, его соседство со сценами явления арх. Михаила Иисусу Навину и взятия Иерихона, а также с фигурами св. целителей и мучеников (напр., Лонгина Сотника); напротив находится поясная фигура мч. Иоанна Нового Сочавского, имеющего сходную внешность и почитавшегося членами царского дома (в честь его был назван один из сыновей царя Михаила Феодоровича). Т. о., включение образа И. В. в роспись крыльца Никольской ц. может восприниматься как признак растущего интереса к святому.

http://pravenc.ru/text/471095.html

4) Сотворение твари. 5) Сотворение Адама и Евы, грехопадение. 6) Изгнание из рая. 7) Построение ковчега. 8) Вавилонская башня. 9) Потоп. 10) Бог заключает клятву с Ноем. 11) Св. Троица является Аврааму. 12) Авраам и Сарра принимают св. Троицу. 13) Авраам закалает для сего тельца. 14) Авраам провожает Ангелов. 15) Жертвоприношение Исаака. 16) Истребление Содома и Гоморры. 17) Удаление Лота из нечестивых городов, в сопровождении Ангелов. 18) Неопалимая Купина. 19) Переход через Чермное море. 20) Моисей изводит воду в пустыне. 21) Моисей на горе Синайской. 22) Золотой телец. 23) Скрижали заветов. 24) Аарон приносит жертву Богу. Описание 18 Киот или «Кузов», с образом Казанской Божией Матери (20x30 сант.). Вставленный в середину киота образ Казанской Божией Матери писан на толстой доске с двумя шпонками (размер доски 211/2х17), на полях приписаны два святые (надписи скрыты окладом), один из них, повидимому, препод. Сергий Радонежский. Икона покрыта сборным серебряным окладом с каменьями. На дсоке надпись: «Сие моление Михаила Федорова». На киоте – в кокошнике написано: Рождество Иисуса Христа, а на створках – Благовещение и свв. Николай Чудотворец и Феодор Тирон. На внутренней доске киота надпись чернилами: «Сей киот Михаила Феодорова сина (sic) Беспалова». Хотя образ Божией Матери и кажется гораздо лучшей работы, чем приписи и изображения на киоте, но в сущности весь киот одного письма и времени. Перед нами обыкновенное (не из очень высоких) Московское письмо XVII века – в этом убеждают и белое вохрение, рисунок горок, свет и т. д. К сожалению, поправка в некоторых частях значительно искажает особенности подинного письма. Описание 19 Воскресение Христово (31x26 сант.), в эмалевом окладе (из собрания Н. М. Постникова, описано в каталоге этой коллекции, стр. 7, под 120). Довольно сложный перевод с изображениями рая, ада, возносящагося из гроба Христа и жен мироносиц. Вохрение лиц в краснину, пробелка красочная тонкая, горы отступают от типа новгородского письма. Повидимому писано в пределах Новгородской области в конце XVI века, когда уже начало появляться московское влияние. Описание 20

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Преподобный изображен в рост, на золотом фоне, кругом житие в 12 квадратах: «Преподобный Герасим обвязе ногу льву». По указанию преподобного Герасима лев ведет осла. «Пояде лев осла преподобного Герасима». 4) «Мужи аравийские отведоша осла ото льва». «Герасим дая льву хлеб и сочиво». «Лев погуби осла пришед смирен зрит долу». «Лев узна своего осла приведе пр. Герасиму». «Приведе лев к Герасиму осла и верблюды». «Прииде пр. Изосим пр. Герасиму, лев паде к ногам его». 10) «Пр. Герасим благослови льва, он же отъиде от Герасима». 11) «Прииде лев к Изосиму, не виде пр. Герасима и возрыда». 12) «Пр. Изосим показа гроб пр. Герасима, лев пад на гроб, возрыда и умре». Работа московской области исхода XVII столетия (может быть и начала XVIII ст.), и подражание хорошим московским письмам; жестоко вычинена (надписи все новые.) Имеет ценность только по своему редкому содержанию (как житие святого, не часто изображавшегося «в деянии»). Описание 59 Аллегорическое изображение тщеты человеческой жизни (на доске без выемки, 90х75 с.) Изображен молодой человек, одетый в роскошную шубу, стоящим на закрытом гробе; на верху Господь Саваоф. По бокам юноши – с одной стороны – великолепный стол, уставленный сокровищами земными – корона, скипетр, ящик с золотыми монетами, чернильница с перьями (власть, влияющая на судьбы людей почерком пера с одной стороны, и писательство, дающее земную славу с другой), игральные кости, разные украшения из драгоценных камней и между ними крест–орден. С другой стороны (за юношей) стоит смерть с косою. Надпись под картиной гласит: «Смертный человек: бойся того кто над тобою 28 27. Не надейся на то, что пред тобою 29 28. Не уйдешь от того – кто за тобою 30 29. Не минешь и того, что под тобою 31 30». Под этой надписью, современной написанию иконы идет надпись, тщательно подделанная, но даже цветом своим выдающая подделку: «Писана в ах-мъ год Симономъ Оушаковымъ царскимъ мастеромъ». Вся манера письма нисколько не напоминает Симона Ушакова; картина не древнее Петровской эпохи, рисунок ордена был бы очень ценен в данном случае, но возможно, что он приписан так как именно в этом мест есть порча. Мастерство письма очень тонкое и старательное. Описание 60

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

П. Тепчегорского (1722, впервые гравирован в 1714) и И. К. Любецкого (1730); в этих, а также в более поздних произведениях И. В. изображается как воин (на иконе из Сампсониевского собора и на листе из святцев Тепчегорского - с пальмовой ветвью). Отдельный образ И. В., написанный мстёрским иконописцем О. С. Чириковым, входил в комплект минейных икон, созданный в 80-х гг. XIX - нач. XX в. для домовой церкви с.-петербургского Мраморного дворца (местонахождение иконы неизв.; Басова М. В. Минейные и праздничные иконы М. И. Дикарёва и И. С. Чирикова из домовой церкви Мраморного дворца в С.-Петербурге: создание, бытование, судьба//Тр. ГМИР. СПб., 2001. Вып. 1. С. 72). Однако даже в XIX в. создавались минейные иконы без изображения И. В. (см.: Бенчев. 2007. С. 227; Святые образы: Рус. иконы XVIII-XX вв. из частных собраний: Прил. к изд. 2006/Авт.-сост.: И. В. Тарноградский, авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2007. Кат. 106. С. 171). Изображения И. В. XIX - нач. XX в. продолжают традиции более раннего времени. В старообрядческой среде создавались иконы, подражавшие произведениям XVII в. (ср. икону с фронтальным изображением И. В. в рост, находящуюся в Курганской общине старообрядцев-поморцев; см.: Сибирская икона. 1999. Кат. 10). Среди них выделяются памятники, копирующие изображения мучеников на «строгановских» иконах: образ 2-й пол. XIX в. из собрания Н. М. Постникова (ГИМ), восходящий, вероятно, к иконам вмч. Никиты письма Прокопия Чирина, и икона рубежа XIX и XX вв. из частного собрания в Германии (Lebendige Zeugen. 2005. Kat. 109) - повторение образа из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ); известны аналогичные прориси (Искусство строгановских мастеров. 1987. С. 90. Ил. 18; Маркелов Г. В. Книга иконных образцов: 500 подлинных прорисей и переводов с рус. икон XV-XIX вв. СПб., 2006. Т. 1. С. 9). Наряду с произведениями, исполненными в традиц. манере или сохранявшими отголоски стиля барокко, существуют многочисленные образы И. В. в стиле академизма (в приделе во имя св. Иоанна Воина Троицкого Измайловского собора в С.-Петербурге кроме иконы святого, написанной в 50-х гг.

http://pravenc.ru/text/471095.html

Иоанну Воину. Житие/Сост.: иером. Карион (Истомин). М., 1695. Л. 45-52). Сохранилось неск. ранних житийных икон И. В. с подробными циклами, включающими более 10 сцен: икона с 18 клеймами (5 утрачены) из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе Костромы (1-я треть XVIII в., КГОИАМЗ); икона с 16 клеймами из Никольской ц. Устюженского у. (кон. XVII в.?, УКМ); икона с 12 клеймами (нач. XVIII в., ЦМиАР). Судя по иконам из КГОИАМЗ и ЦМиАР, программы подобных произведений в целом соответствовали Житию, составленному Карионом Истоминым. Так, в них включены изображения И. В., посылаемого имп. Юлианом Отступником для участия в гонениях на христиан, сцены деяний И. В. и его помощи скорбящим. Вместе с тем в циклах представлены отсутствующие в тексте рождество (икона ЦМиАР) и крещение святого (обе иконы). В цикл иконы из КГОИАМЗ входят сцены преставления, посмертных чудес и обретения мощей И. В. (в частности, явление вдове, к-рой святой сообщил свое имя и указал место погребения). На иконе из ЦМиАР показано только преставление И. В., большое внимание уделено эпизодам с участием императора, к-рые не имеют лит. параллелей (И. В. изображен стоящим перед имп. Юлианом, пирующим вместе с ним и получающим от императора меч), и изображениям И. В. в походе (в 3 клеймах он представлен на коне и в шлеме). Эти сюжеты в сочетании с иконографией средника, где изображено много оружия, вероятно, отражают пожелания заказчика, к-рый почитал И. В. прежде всего как св. воина (при этом в составе цикла иконы из ЦМиАР есть 2 клейма, посвященные делам милосердия святого - утешению скорбящих и раздаче милостыни калекам). Пространные циклы, относящиеся к XIX в., иллюстрируют Житие более точно и последовательно. Среди них есть крупные храмовые образы, такие как рама с 12 сценами кон. XIX в. для храмовой иконы московской ц. во имя св. Иоанна Воина на ул. Б. Якиманка (Москва православная. 2000. С. 597), и небольшие домашние иконы (палехская икона из собрания Н. П. Лихачёва с 14 сценами, 2 из к-рых в среднике, 1-я пол. XIX в., ГРМ; икона с 12 сценами, рубеж XIX и XX вв., частное собрание). По составу клейм эти памятники почти идентичны.

http://pravenc.ru/text/471095.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010