Слава свершителю Богу ныне и во веки веков. Аминь. КОММЕНТАРИЙ Домострой первой редакции издается по списку Московского общества истории и древностей Российских, 60-е гг. XVI века (ГБЛ, ф. 205, 340). Текст впервые опубликован, И. Е. Забелиным в " Чтениях Общества истории и древностей Российских " (1881.-Кн. 2); опечатки и добавления - там же (1882.- Кн. 1); поправки к изданию см. в " Русском филологическом вестнике " (Т. 75.-Варшава, 1-2.-С. 41-47). Добавление к главе 66 приводятся по списку ГПБ, (Q, X. 1, л. 93 об.-95. (XVII в.). " Предисловие " написано много позже составления окончательного текста Домостроя, оно отражает уже трехчастность произведения: " како веровати " , " о мирском строении " , " о домовном строении " ; на толковании этого предисловия основаны все споры относительно авторства, состава и происхождения Домостроя. Цитата из Апостола (Римл. 13, 7): " Итак, воздавайте всякому должное: кому подать - подать, кому оброк - оброк, кому страх - страх, кому честь - честь " . " Ибо он не напрасно носит меч: он божий слуга, отмститель в наказание делающему зло " (Римл. 13, 4). " Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее " (Римл. 13, 3). О супругах слова из Быт. (2, 24); " и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью " . Слова апостола Павла (1 Коринф. 12, 26): " страдает ли один член (тела) - страдают с ним все члены " . Типичное для христианских понятий разграничение духовного ( " сердечного " ) и телесного (ниже это противопоставление неоднократно повторяется). Слова господина рабу в известной притче Христа о талантах (Матф. 25, 21): " Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю, войди в радость господина твоего " . Чистая совесть как калька с греческого заимствована из посланий апостола Павла; только начиная с XVI в. понимается уже в духе христианской этики (до этого означало просто " сознание " ); правда - славянский эквивалент христианской " совести " ; совмещение христианских и славянских слов-символов типично для Домостроя и определяется общей установкой авторов произведения на синтез христианской и народной этики. Таково первое употребление слова " совесть " в контексте Домостроя - путем пояснения русским словом " правда " ; в дальнейшем говорится просто о " чистой совести " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1976...

Уже некогда христианская Западная Европа впала в нравственный и этический коллапс – Римский понтифик Бенедикт XVI вынужден признать, что Западная Европа нуждается в новом обращении ко Христу. Выступая на Конгрессе католического европейского епископата, посвященном 50-летию Римского договора, положившего начало ЕС, папа Римский Бенедикт XVI заявил: «Забывая ценности христианства, Европа рискует потерять и себя саму, и свою веру… существует опасность вырождения Старого континента» 286 . Римская Церковь некогда увлеклась дружбой с миром и сама стремилась господствовать на земле, двинувшись навстречу миру, в результате приблизившись к нему, конечно же, из миссионерских соображении, – она так и осталась провалившейся в болото секуляризации, духовного омертвления (апостасии). Этот период в истории Западного христианства называется Возрождение; это и был период возрождения языческих и антихристианских идей в лоне Католической Церкви, в лоне Западной цивилизации. Но что может ответить Новый Завет вопрошающим, как нам привлечь людей мира к себе и в то же время не раствориться в их псевдодуховности, не впасть в некоторые неприемлемые для нас обязательства и компромиссы? Сказано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак.4:4 ). С другой стороны, казалось бы, и мир протягивает нам руку, приветливо улыбаясь, правда, подобные метаморфозы происходят, как правило, накануне выборов… И далее мы читаем: Мф.22:18 . «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?». Блаженный Иероним пишет: «Первое достоинство Отвечающего (то есть Христа. – О.С.) заключалось в том, что Он распознает мысль спрашивающих и называет их не учениками, а лицемерами. Итак, лицемером называется тот, кто на деле есть одно, а притворяется другим, то есть одно делает, а на словах представляет нечто другое » 287 . Нельзя сказать, что мы, христиане, не имеем подобных проблем, просто, в отличие от секуляризированного мира, мы их видим не только в других, но и в себе. Сказано: «но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть» ( 2Кор.13:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

ч. глагола «создадим» (1. 26), а также на стих «Адам стал как один из Нас» (3. 22) (Dial. 62). Свт. Феофил, еп. Антиохийский, сопоставляет употребление одного и того же слова «начало» в Быт 1. 1. и в Притч 8. 22 («в начале» - ν ρχ) и делает вывод, что Господь сотворил все посредством Своей Премудрости (σοφι), являющейся в то же время и Словом (λγος) (Ad Autol. II 10). Сопоставление продолжил Тертуллиан, к-рый ввел в этот ряд (Быт. 1.1 - Притч 8.22) первые строки из Ин. 1.3: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть», он еще раз показывает, что мир был сотворен Богом посредством его Слова, к-рое оказывается Премудростью (Притч 8. 22) и истинным «началом» начал ( Tertull. Adv. Hermog. 20). Тертуллиан открыто называет Слово (Логос), к-рое и есть истинное «Начало», Сыном Божиим (Adv. Prax. 5). Ириней Лионский утверждает, что мн. ч. глагола, употребляемое в Быт 1. 26, следует понимать как прямое указание на троичность Божества и что Сын и Дух Святой со Отцом соучаствуют в деле творения ( Iren. Adv. haer. IV 20). Гостеприимство Авраама. Средник иконы «Св. Троица в Бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Гостеприимство Авраама. Средник иконы «Св. Троица в Бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Развитие тринитарного богословия на основании экзегезы кн. Б. получило новый стимул в период арианских споров. Свт. Афанасий Великий, как и Ириней Лионский, видит в Быт 1. 26 диалог Бога Отца со Своим Единородным Сыном ( Athanas. Alex. De Sinod. 27. 14), посредством Которого Он сотворил все вещи (Or. contr. arian. II 31) и Который был со Отцом прежде всякого творения. Истолковывая фразу: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (19. 24), свт. Афанасий считает параллельное чередование действий Божиих указанием на два первых Лица Пресв. Троицы (ср. также: Iust. Martyr. Dial. 129; Hilar. Pict. De Trinit. 4. 29). Он стремится доказать, что учение о Троице было известно в ВЗ (Or.

http://pravenc.ru/text/153739.html

Эсф.1 :0o  а царь пытал этих двух евнухов, и, когда они сознались, были казнены. Эсф.1 :0p  Царь записал это событие на память, и Мардохей записал об этом событии. Эсф.1 :0q  И приказал царь Мардохею служить во дворце и дал ему подарки за это. Эсф.1 :0r  При царе же был тогда знатен Аман, сын Амадафов, Вугеянин, и старался он причинить зло Мардохею и народу его за двух евнухов царских.] «Аман» – по Есф 3.1 основного текста – Агагит – . Греческие тексты в отличие от еврейского называют его то Македонянином, то Вугеянином ( Βουγαος). Последнее, однако, не есть ни имя народа, ни имя местности, ни тем менее собственное имя. Это скорее прозвище ( Βουγαος), значение которого – «большой хвастун». Что же касается наименования Амана «Агагит», то долгое время думали на этом основании, что Аман был амаликитянин, ибо один из царей амаликитский назывался Агагом. И так как уже в древности имена Исава, Амалика были принимаемы за обозначения язычников Европы, то LXX и переводят еврейское «агаги» через Μακεδν, македонянин. Однако имя Амана, как и имя его отца, имеет миде-персидское происхождение. И мы знаем также теперь из надписей Карзабадских, что страна Агага составляла действительно часть Мидии – новое обстоятельство, показывающее даже в мельчайших подробностях историческое значение кн. Есфирь. Отсюда видно, что возражение, делаемое против Есф.16.10 – по Вульгате – и заимствуемое из того, что в этом месте Аман поименован «духом и родом македонянин» (animo et gente macedo), не имеет значения. Этому месту не противоречат (как это утверждали) Есф 3.1, 10, 8.3, 9.10, 24 . Слово «македонянин» в XVI гл. – происходит от того, что греческие переводчики, по которым был сделан латинский перевод XVI гл., напрасно передали здесь, как и в Есф 9.24 – слово «агагитянин» через «македонянин» (Вигуру, Руков. по чтению и изуч. Библии , кн. Есф). Имена евнухов-заговорщиков неодинаковы по различным редакциям. В принятом греческом тексте они именуются «Гавафа и Фарра» ( Γαβαθ и Θρρα); у Иосифа Флавия – Βαγαθος и Θεδεστος; по другим вариациям στβγος ( στυγης) и Θεδευτς. Вульгата вместо Γαβαθ имеет Bagatha.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Это второе доказательство.    3) В кн. пр. Иеремии (гл. XVI, ст. 6 – 9) те, о которых после смерти не творится поииновение и при погребении которых не дается милостыни, представляются окаянными и отверженными от лица Божия. Если же те, которых по смерти не поминают и о которых не модаются милостыни убогим – окаянны и отверженны от лица Божия, то значит, что те, которым воздается противное сказанному, т. е. поминовение и милостыня, – блаженны.    4) Иисус, сын Сирахов, говорит: в покои мертвеца упокой память его, и утешися о нем во исходе духа его (гл. XXXVIII, ст. 23), т. е. – „с упокоением умершего, упокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его“.    5) Ноеминь сказала невестке своей Руфи о Воозе: благословен есть Господем, яко не остави милости своея с живыми и со усопшими (Руфь, гл. II, ст. 20), т. е. «благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых!» Это 5 доказательство.    Обратимся теперь к нов. завету.    1) Св. ап, Павел, во втором послании к Тимофею вот какого воздаяния желает Онисифору, который оказал ему человеколюбие свое: да даст же, говорит, милость Господь Онисифорову дому, яко многажды мя упокои, и вериг моих не постыдеся: да даст ему Господь обрести милость от Господа в день оный (гл. I, ст. 16), т. е. – но смерти, как толкуют учители церкви, или в день страха и трепета, как говорит св. Иоанн Златоуст. Если апостол молится о том, чтобы Онисифор получил милость Божию по смерти – на суде Божием, то, без сомнения, и чада апостольской церкви должны молиться о том же за всех своих ближних.    2) Но начало и конец всем доказательствам есть слово Самого Спасителя: иже аще речет слово на Сына человеческого, отпустится ему, а иже речет на Духа Святого, не отпустится ему, ни в сей век, ни в будущий (Мф. XII:32), т. е. „если кто скажет слово на Сына человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Из этих слов Спасителя, по разумению учителей и толкователей их, ясно видно, что некоторые грехи отпущаются – прощаются и в будущем веке.    3) В Ев. Луки Спаситель говорит: сотворите себе други от мамоны неправды: да егда оскудеете, приимут вы в вечные кровы (гл, XVI, ст. 9), т. е. „приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Св. Феофилакт, вместе с прочими толкователями сего места, говорит: „итак, сотворим себе друзей в лице неимущих – милостынею, чтобы они, по разлучении душ наших от тела, приняли нас в вечные кровы небесные; ибо сущие о Христе нищие наследовали уже эти кровы, в которых могут быть приняты и те, которые в этой жизни любили их и уделяли им из своего имения», как бы оно ни было приобретено – праведно или даже неправедно: здешнее наше имение всякое неправедно, потому что несущественно, нам нужно и не вечно, а временно. Но как облагодетельствованные нами неимущие примут нас в вечные кровы? Не иначе, как через молитву за нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

100 По преданию, сохраненному в рукописных Житиях Приснодевы Марии, Ангел Господень, явившийся Иоакиму, был архангел Рафаил. Он же отождествляется с ангелом, возмущавшим воду в купальне Вифезда, и после вода становилась целительной; дом Анны и Иоакима был рядом с этой купальней. Более поздняя иконография изображает в событии благовещения Иоакиму и Анне архангела Гавриила. 101 Здесь идет речь о полированной пластинке из золота, помещавшейся на кидаре с передней стороны, она должна была проходить через лоб, от уха до уха. «И возложил на голову кидар, а на кидар с передней стороны его возложил полированную дощечку, диадиму святыни, как повелел Господь Моисею» ( Лев. 8, 9 ). «И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня», и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара; и будет она на челе Аароновом, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и будет она непрестанно на челе его, для благоволения Господня к ним» ( Исх. 28, 36–8 ). По талмудическим описаниям, надпись на золотой пластине – «Посвящено всевышнему». По преданию св. апостол Иаков, брат Господень, и св. апостол Иоанн тоже носили бехуал, но иконография святых апостолов этого не отражает. 103 Рождество Марии, Приснодевы и Богородицы, празднуется 8/21 сентября. Анна родила Марию в Назарете, но в Иерусалиме, на месте дома Иоакима и Анны, была построена церковь Св. Анны еще в 1140 г. крестоносцами при Болдуине. При завоевателе Саладине здесь была мусульманская семинария, впоследствии святое место было заброшено; храм восстановлен во второй половине XIX века Иерусалимской Православной Патриархией. Еще в XVI в., во время посольства Иоанна Грозного в Святую землю, согласно «Путешествию московских купцов Трифона Коробейникова и Юрия Грекова», видели «дом святых праведных Иоакима и Анны, и в том дому сотворена церковь во имя их. Да есть тут пещера, где родилась святая Богородица, а из той пещеры два оконца вверх, а сказывают, что одним оконцем вниде Ангел Господень ко Анне благовестить о зачатии и рождестве Святой Богородицы, а другим оконцем выйде Ангел Господень; а до того, сказывают, тех оконцев в пещере не бывало».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

106. Что назвали христиане Первосвященнической молитвой Спасителя? Богочеловек, преисполненный Божественной любви, созерцая все величие предстоящей искупительной жертвы, по окончании Тайной Вечери с апостолами, – вознес горячую Сыновнюю молитву. Спаситель в ней изъявил Богу Отцу, что Им завершено Его дело на земле, возложенное на Него: ныне Отец прославлен. Затем последовали просительныя обращения к Отцу: о соблюдении тех, кто уверовали в Сына Божия; об их единстве, подобном единству Отца и Сына; об освящении их истиною, которая в Слове Божием; об утверждении в них Божественной любви, которой они стали причастны, приняв в сердца Сына Божия ( Uoah. XVII, 4, 5, 9, 17, 19, 23, 26 ). 107. Как Спаситель просвещал апостолов и учеников о предстоящем Его уничижении? После того, как ап. Петр от лица своего и других апостолов исповедал Иисуса – Христом Сыном Божиим ( Mф.XVI, 16 ), Господь »начал учить, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о семь открыто« ( Mpk. VIII, 31, 32 ). В Преображении ближайшие апостолы увидели Христову небесную славу ( Mpk. IX, 2 ): «да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное» (Кондак праздника). Спаситель повторял Своим ученикам: «вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческия» ( Лyk. IX, 44 ). 108. Как Божественная воля Христа направляла события к Его вольному страданию? Обличение фарисеев в искажении библейской веры, порицание их лицемерия, чудесное воскрешение Лазаря, народное ликование при входе Господнем в Иерусалим, пророчества Христовы об «избранном народе», и весь ход событий Божеской волею Богочеловека был направляем так, что враги Господа не могли оставаться в бездействии: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем» ( Mф. XXVI, 24 ) или – «идет по предназначенному» ( Лyk. XXII, 22 ). На допросе у Каиафы «Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий» ( Mф. XXVI, 63 ). «Иисус сказал: Я. И вы узрите Сына Человеческаго, сидящого одесную силы и грядущого на облаках небесных» ( Mk. XIV, 62 ; Mф. XXVI, 64 ; Лyk. XXII, 70 ). Так совершши Господь человеческое самопогубление, но Божественное прославление. Богочеловек мог избежать уничижения, но Он восхотел принять страдания. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтоб опять принять ее» ( Иоан. Х, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

108 Учение 12-и апостолов, XII, 3: всякий христианский пришелец должен «трудиться и есть»: исключение составляют только пророки и учители, оседло поселяющиеся в общине (XVI, 1,2). Они одни «имеют власть не работать» (см. прим. 85). 111 Рим. 15:16: «Быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно». 112 Учение 12-и апостолов, XIII, 3: все начатки должно приносить пророкам, «потому что они ваши первосвященники». Ср.: Ипполит. Философумены, вступление, где епископам, как преемникам апостолов, приписывается «благодать первосвященства и учительства». 114 Ср.: Учение 12-и апостолов. X, 7: «Предоставьте пророкам возносить благодарения, какие захотят». 115 Это следует из 1Фес.5:19–21: «Духа не угашайте. Пророчества не уничтожайте. Все испытывайте, хорошего держитесь». Таким образом, община должна дозволить, чтобы дух, в особенности дух пророческий, действенно проявлялся в ее среде. – Противоположное впечатление, которым определилось господствующее мнение, производит, по крайней мере, по началу, 1Кор.14, согласно которой, по-видимому, все члены общины могут без правила и ограничения домогаться речи. Однако и здесь оправдывается вышесказанное, поскольку предписания, данные апостолом Павлом относительно рода и меры речи в собрании, предполагают, что община (к которой обращены эти предписания) в состоянии поддерживать порядок, согласно указаниям апостола. Коринфская община также ответственна за то, чтобы все было «благопристойно и чинно» Кор.14:40), хотя и здесь, согласно сказанному, встречается наставление " " Не запрещайте говорит языками» (1Кор.14:39). 117 Откр. 2:2 : «Испытал (ангел Ефесской церкви) тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы». 1 Ин. 4, 1 : «Испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». Учение 12-и апостолов. XI, 1–2: община не должна слушать учителя, учащего другому учению; XI, 3 сл. описывает признаки, по которым община может отличить истинного апостола и истинного пророка. Только «испытанному» и «истинному» пророку (XI, 11; XIII, 1) и «истинному» учителю (XIII, 2) позволяет община занять пророческое или учительское положение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

12. Вот род Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь, Египтянка, служанка Саррина, и 13. вот имена сынов Измайловых, имена их по поколениям их: первенец Измаилов Неваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, 14. Мишма, Дума, Маеса, 15. Хадар, Фвма, Ивтур, Нафиш и Кедма. 16. Сии суть сьилы Измайиловы, и сии суть имена их, в ордах их, в кочевьях их. Это двенадцать князей народов их. 17. Лет же жизни Измайловой было сто тридцать семь лет; наконец он изнемог, и умер, и присоединился к народу своему. 18. Потомки его расселились от Хавилы до Сура, что при входе в Египет, и даже до Ассирии. Так пал ему жребий жить пред лицом всех братьев своих. Первенец Измаилов Неваиоф. От сего Наватеи, богатые овнами (Ис. LX. 7). Кедар. И от сего знатное колено, также обиловавшее скотоводством. Кажется, что его именем в Св. книгах нередко вообще означается Аравия каменистая (Пс. CXIX. 5. Песн. I. 4. Ис. XXI. 16. 17. XLII. 11. LX. 7. Иер. XLIX. 28). У Плиния (L. V, с. И) Кедреи. Дума. Город сего имени есть и ныне, как можно видеть в описаниях Аравии у Абулфеды и Нибура. Хадар. В тексте самаритянском Хадад; равно как в книге Паралипоменон (1 Пар. I. 30). Фема. Племя сие упоминается у Исаии (XXI. 14) и Иеремии (XXV. 23). Иетур. От сего производят имя Итуреи, страны за Иорданом, где обитало колено Манассиино (1 Пар. V. 19). Кедма. От сего, может быть, имя пустыни Кедемоф (Втор. II. 26). Это двенадцать князей народов их. Аравляне и ныне управляются старейшинами поколений, под именем эмиров. Так пал ему жребий жить пред лицем всех братьев своих. Сие выражение против еврейского дополнено, по сличению с подобным полным выражением (Пс. XV. 5, 6). Жребий значит здесь предоставление Прог мысла Божия. Писатель указует здесь событие предсказания (Быт. XVI. 12). ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ИСААК, ИАКОВ, ИОСИФ Верою о грядущих благословил Исаак… верою Иаков… верою Иосиф (Евр. XI. 20 — 22) РОЖДЕНИЕ И СВОЙСТВА ДВУХ СЫНОВ ИСААКА. Б. XXV. 19–34 19. Вот род Исаака, сына Авраама. Авраам родил Исаака. 20. Исааку было сорок лет от рождения, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамлянина из Подан Арама, сестру Лавана Арамлянина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

12 июля. День апостолов Петра и Павла. [Апостолов Петра и Павла объединяет многое. И их самоотверженный труд в деле распространения Евангелия по всему миру. И то, как ревностно проповедовали они Слово Божие людям в самых разных концах земли. В этот день Церковь прославляет духовную твердость апостола Петра, воспевая отрекшегося от Христа, но потом покаявшегося; и разум апостола Павла, воспевая образ сопротивлявшегося проповеди Христа и потом уверовавшего]. Ил.: Апостолы Петр и Павел. Икона XVI века. - С.4; 23 июля. День памяти прп. Антония Печерского. [Преподобный Антоний родился в 983 году недалеко от Чернигова, в Любече. С юных лет он желал посвятить себя служению Богу. Как только к тому появилась возможность, он ушел на Святую Гору Афон, где принял постриг. Видя святость жизни подвижника и по внушению от Бога, игумен афонского монастыря отправил Антония обратно на Русь, чтобы и там тоже появилось истинное монашество. Ни один из уже существующих монастырей святого не устроил, а потому он поселился в пещере, ранее выкопанной священником Иларионом на одном из холмов Киева. Здесь преподобный продолжил свои монашеские труды, слава о которых вскоре облетела всю Русь, так что к нему стали приходить со всех краев. В дальнейшем вокруг Антония собралась община учеников, образовалась монашеская обитель. Преподобный поставил над ними игумена, а сам удалился в новую пещеру, но и вокруг той скоро стали селиться новые иноки. Так возникли Ближний и Дальний пещерные монастыри. В дальнейшем из них выросла Киево-Печерская лавра]. Свято-Успенская Киево-Печерская лавра. Фото священника Игоря Палкина/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.  - С.5. 7 июля. Рождество святого Иоанна Крестителя. [Мать Иоанна Крестителя, праведная Елисавета, была близкой родственницей Девы Марии и вынашивала будущего Предтечу в то же время, когда Богородица носила под сердцем Богомладенца Христа. По внушению Святого Духа еще во чреве матери Иоанн узнал своего Господа, когда беременная Мария пришла в гости к беременной Елисавете: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем (Лк 1:41–44)]. Ил.: Приветствие. Эвелин Де Морган, 1883. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-243-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010