Некрасов А. И. Фотография. 1949 г. Алексей Иванович (7.03.1885, Москва - 25.09.1950, с. Венгерово Новосибирской обл.), российский историк отечественного искусства (Др. Руси, XVIII-XIX вв.), а также народного художественного наследия, один из крупнейших искусствоведов советского периода. Отец Н.- литератор, дед - священник в храме Христа Спасителя в Москве, семья состояла в родстве с поэтом Н. А. Некрасовым. Н. учился на историко-филологическом отделении Московского ун-та, занимался историей искусства под рук. проф. А. С. Орлова. Его кандидатское сочинение (1909; опубликовано - Некрасов. 1913) было посвящено новгородскому рукописному орнаменту XIV в. После окончания ун-та с дипломом 1-й степени в 1910 г. был оставлен при нем на 2 года для подготовки к профессорскому званию по кафедре истории и теории искусства. Тогда же он начал печатать первые статьи и принимал участие в работе Славянской комиссии МАО, Об-ва древней письменности и искусства и др. В 1913 г. Н. защитил магистерскую диссертацию в С.-Петербургском ун-те, но его основная педагогическая и научная деятельность была связана с Московским ун-том, где он с 1914 по 1918 г. работал приват-доцентом. Глубокие научные знания Н. сочетались с огромной трудоспособностью и энергией. Еще будучи студентом, он начал читать лекции по истории искусства в иконописной мастерской-школе им. Н. Д. Селезнёва при Донском мон-ре (вероятно, с 1908 по 1915). В 1913-1916 гг. параллельно работе в ун-те преподавал историю и теорию искусства в Московской консерватории, где получил звание профессора (1916/17), а также преподавал рус. язык в 2 частных гимназиях (1910-1914) и в Ин-те Московского дворянства (1910-1917). Помимо этого он был профессором Нижегородского ун-та (1917-1918), зав. отд-нием древностей в Румянцевском музее (1918-1919), консультантом Кинокомитета по искусствознанию (1918), профессором в педагогических, музейных и музыкальных учреждениях Костромы (1918-1922), состоял членом Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства Костромской губ. В нач. 20-х гг. XX в. стал действительным членом неск. академических ин-тов, в которых выступал с многочисленными докладами, участвовал в дискуссиях, оппонировал на защитах диссертаций, редактировал сборники и др. издания Российской академии истории материальной культуры, Научно-исследовательского ин-та археологии и искусствознания Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук, Гос. академии художественных наук; состоял членом Об-ва изучения рус. усадьбы (не позднее 1925-1930). Н. защитил канд. дис. «Ксилографический орнамент первопечатных московских книг» (1921).

http://pravenc.ru/text/2564844.html

В XVI веке Северный Кавказ стал объектом притязаний со стороны Османской империи и сефевидского Ирана . Крымские ханы, вассалы и союзники Турции, систематически совершали опустошительные рейды на Северо-Западный Кавказ с целью создания здесь плацдарма для дальнейшей экспансии. Необходимость защиты своих земель заставляла местных владетелей искать союза с Россией. К середине XVI века границы Российского государства подошли к Северному Кавказу, и русское правительство, заинтересованное в их укреплении, стремилось к установлению связей с кавказскими народами. В 1552, 1555 и 1557 годах в Москву были отправлены черкесские посольства, в результате был заключен политический союз. Россия принимала меры по установлению контроля над кавказскими военно-транспортными дорогами. С конца XVI века активность России на Северном Кавказе снизилась, регион надолго попал под политическое влияние Османской империи и Крымского ханства. Тем не менее русско-кавказские отношения не прекращались, Россия считала черкесов и абазин своими подданными. С конца XVIII века Россия активизировала кавказское направление внешней политики. C первой половины XIX века (по русско-турецкому Адрианопольскому миру 1828 года) территория современной Карачаево-Черкесии входит в состав России как Баталпашинский отдел Кубанской области. В 1866 году у горцев Кубанской области были проведены судебная и налоговая реформы, в 1868 году было отменено крепостное право, в 1869 - 1870 годах проведена административная реформа. В пореформенный период в регионе открылись шахты и рудники, небольшие предприятия пищевой промышленности. В феврале 1918 года в Кубанской области устанавливилась советская власть. С 1 апреля 1918 года территория была частью Кубанской Советской Республики, с 28 мая 1918 года - частью Кубано-Черноморской Советской Республики, с 5 июля по декабрь 1918 года - частью Северо-Кавказской Советской Республики. Осенью 1918 года Баталпашинский отдел был занят частями Добровольческой армии А. И. Деникина, находился под контролем Вооруженных сил Юга России до марта 1920 года. В марте-апреле Красная армия восстановила в отделе советскую власть.

http://drevo-info.ru/articles/13678785.h...

В 1882 г. начал отливать К. завод, основанный А. С. Лавровым в Гатчине. В 1882-1892 гг. были выполнены 363 заказа на изготовление К., а в 1893-1901 гг.- 897. Самым известным творением завода стал набор К. для собора Петропавловской крепости в С.-Петербурге (1905). На рубеже XIX и XX вв. Товарищество Гатчинского медно- и сталелитейного завода Лаврова занимало лидирующее положение по производству К. на северо-западе России. Изделия завода были отмечены золотой медалью Всероссийской выставки в Н. Новгороде в 1896 г., серебряными медалями на региональных выставках в Риге в 1880 и 1883 гг. В кон. XVIII - нач. XIX в. в Киеве работал колокольный завод П. П. Романовского. В 1801 и 1824 гг. на нем были перелиты несколько К. Киево-Печерской лавры, в т. ч. «Зосима» (493 пуда) и полиелейный (342 пуда). В кон. XIX в. для городов Киевской губ. К. стали отливать на заводе М. И. Скопинского. В нач. XIX в. в Казани работали 2 колокольных завода братьев Астраханцевых, литейные мастерские П. Н. Корюхова, Л. С. Рукавишникова и др. Во 2-й пол. XIX в. в Суздале колокольным предприятием владел мещанин П. Т. Никуличев с сыновьями. Сохранилось 6 К. его завода. В Костроме изготовлением К. занимались неск. предприятий, самым большим был «Привилегированный колокололитейный завод С. Н. Забенкина в Костроме», основанный в 1880 г. На нем отливали К. для храмов и мон-рей мн. регионов европ. части России - от Архангельской губ. до Кубани, от Витебской губ. до Пензенской. Изделия завода были удостоены медалей на выставках в Ярославле (1893), Нежине (1903) и С.-Петербурге (1904). Один из К. Забенкина находится на колокольне Богоявленского Елоховского собора в Москве. Развитое колокольное производство в сер. XIX - 1-й трети XX в. существовало на Валдае. Владельцами крупных валдайских заводов были Усачёвы. На «Колокололитейном заводе братьев Н. и Я. Усачёвых» (работал до 1930) и на «Валдайском колокольно-литейном заводе А. В. Усачёва» (закрыт в 1918) отливали К. для разных регионов страны. Первое предприятие получило награды на выставках в России (1908, Ростов-на-Дону и Москва; 1909, Боровичи) и за рубежом (Карлсбад (Австрия), Марсель (Франция)).

http://pravenc.ru/text/1841774.html

Заменившая лигатуру «io» буква «ё», заимствованная из франц. языка, была предложена 18 нояб. 1783 г. председателем С.-Петербургской академии искусства и наук кнг. Е. Р. Дашковой на заседании Российской академии и получила офиц. признание в нояб. 1784 г. Однако отдельной буквой «ё» долгое время не считалась и в азбуку официально не входила. Известной буква «ё» стала благодаря Н. М. Карамзину , в связи с чем он до недавнего времени считался ее автором. В 1796 г. в 1-й книжке издаваемого Карамзиным стихотворного альманаха «Аониды» с буквой «ё» были напечатаны существительные «зарёю», «орёл», «мотылёк», «слёзы», а также глагол «потёк». Официально буква «ё» вошла в рус. алфавит и получила 7-й порядковый номер только в советское время, 24 дек. 1942 г., приказом народного комиссара просвещения РСФСР. После академических реформ XVIII в. вся последующая история азбучных дискуссий сводилась к проблеме омофоничных букв «е» -   «и» - i -   «ф» - и «беззвучной» буквы «ъ» в позиции конца слова. Так, напр., i десятеричное не включил в азбуку М. В. Ломоносов (Российская грамматика. 1755), (ижицу) - Я. К. Грот (Русское правописание. 1885). В 1781 г. по инициативе директора АН С. Г. Домашнева один раздел «Академических известий» был напечатан без буквы «ъ» в конце слов. Необходимость очередной реформы рус. письма отчетливо осознавалась в российском обществе в кон. XIX в. В 1888 г. этот вопрос был поставлен в докладе В. П. Шереметевского в Об-ве распространения технических знаний, в 1899 г.- в докладе проф. Р. Ф. Брандта «О лженаучности нашего правописания» в Педагогическом об-ве. В 1904 г. при Отд-нии рус. языка и словесности АН была создана орфографическая комиссия, перед которой была поставлена задача упрощения рус. письма. Председателем комиссии стал выдающийся языковед Ф. Ф. Фортунатов, в ее состав входили крупнейшие ученые того времени А. А. Шахматов (возглавивший комиссию в 1914, после смерти Фортунатова), И. А. Бодуэн де Куртенэ и др. В 1904 г. комиссия разработала предварительные рекомендации по упрощению русской графики: ликвидировать буквы (ять), (фита), исключить одну из букв - «и» или «i», отказаться от буквы «ъ». Проект нового правописания был представлен в 1912 г., но утвержден не был - президент АН вел. кн. Константин Константинович побоялся «орфографической смуты». Новая орфография была введена в 1917-1918 гг. 2 декретами. Декрет Народного комиссариата просвещения о реформе русского правописания, опубликованный в газ. «Известия» 23 дек. 1917 г., был подтвержден декретом СНК от 10 окт. 1918 г. Орфографической реформой 1918 г. из алфавита были исключены буквы (ять), (фита), (i десятеричное); отменено написание в конце слов и частей сложных слов после твердых согласных. Буква (ижица) в декрете не упомянута, но применение ее прекратилось именно в это время. В результате реформы 1918 г. фактически был утвержден совр. русский алфавит.

http://pravenc.ru/text/1840455.html

По вполне для всех понятным причинам мы лишены возможности говорить о развитии богослужебно-певческого искусства Православной Русской Церкви на територии СССР – уже в силу того, что мы не можем иметь для этого необходимых для историка твердых документальных данных. Строить историю на основании одних только догадок нельзя – особенно когда для таких догадок нет (и большей частью не может быть) документальных данных и даже устных преданий. История же церковного пения в странах вне территории СССР свелась бы к истории местных хоров, о которых часто невозможно получить теперь сколько-нибудь пригодные для историка церковного пения сведения 826 . Таким образом, мы вынуждены ограничиться рассмотрением бытия богослужебного пения Русской Православной Церкви в течение первых двух десятилетий XX в. – до 1918 г., т. е. до вынужденного политическими обстоятельствами прекращения не только развития, но и свободного, открытого существования богослужебного пения Русской Православной Церкви на территории государства Российского. Этим самым время, охватываемое в настоящей главе, весьма небольшое: от конца последнего десятилетия XIX в. до конца второго десятилетия XX в., т. е. едва 30 лет – смена одного поколения. Вследствие величайших потрясений, испытанных всей русской православной культурой во всех гранях православного русского церковного (и просто религиозного) искусства, нет возможности после 1918 г. говорить о развитии русского богослужебно-певческого искусства вообще, и приходится говорить об отдельных очагах этого искусства вне территории СССР. Приходится время после 1918 г. выделить в особый, пятый период второй эпохи. Но сейчас еще нет возможности окинуть одним взглядом то, что происходило с богослужебным пением в СССР, и то, что происходило в отдельных очагах русского церковно-певческого искусства в других странах. Нет еще возможности подвести исторические итоги ходу и развитию русского богослужебного пения от 1918 г., когда наступили радикальнейшие перемены во внешних условиях бытия Русской Православной Церкви и тем создались и обусловились совершенно новые пути эволюции ее богослужебного пения. Не только хорового церковного пения, но богослужебного пения вообще, как одной из форм самого богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Интерьер католич. ц. св. Иоана в Хертогенбосе. 1866 г. Либеральное движение, разделенное с сер. 70-х гг. XIX в. на «умеренных» и «прогрессистов», организационно оформилось лишь с созданием в 1885 г. Либерального союза, выражавшего интересы крупной и средней буржуазии портовых городов, тесно связанной с колониальной эксплуатацией Индонезии. В 1896 г. либеральный кабинет провел избирательную реформу, в соответствии с которой избирательное право получили практически все нидерландские мужчины старше 25 лет. В 60-х гг. XIX в. в Н. на базе рабочих орг-ций взаимопомощи появились первые профсоюзы. В 1894 г. была образована Социал-демократическая рабочая партия Нидерландов (СДРП; Sociaal-Democratische Arbeiderspartij). В 1909 г. левое крыло СДРП откололось и сформировало Социал-демократическую партию (СДП; Sociaal-Democratische Partij). На рубеже XIX и XX вв. Н. стремились занять место гос-ва-арбитра в вопросах международного права, активно участвовали в организации европ. конгрессов и конференций (Гаагские конференции мира 1899 и 1907), целью к-рых были выработка механизмов решения международных споров мирными средствами, предотвращение военных столкновений и обсуждение проблемы разоружения. После Гаагских мирных конференций Н. стали заниматься международно-правовыми вопросами: арбитражем, проблемами разоружения и кодификацией международно-правовых норм. В 1911 г. Нобелевской премии мира (совместно с А. Г. Фридом) был удостоен нидерланд. правовед Т. М. К. Ассер (1838-1913). Во время первой мировой войны Н. сохраняли нейтралитет. Политика нейтралитета позволила нидерланд. обществу избежать социального взрыва на заключительном этапе войны, а в послевоенное время - потрясений революционного характера. Выступления 11-17 нояб. 1918 г. с требованием отправить правительство в отставку (т. н. Красная неделя), организованные СДП под влиянием Ноябрьской революции 1918 г. в Германии, не получили поддержки населения и были быстро подавлены. Сразу же после «Красной недели», 17 нояб. 1918 г., на съезде в Лейдене СДП была переименована в Коммунистическую партию Нидерландов (КПН; Communistische Partij van Nederland).

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Архимандрит Савва отметил, что различные взгляды участников Поместного Собора 1917-1918 гг. на вопрос о епархиальном устройстве являются интересным примером того, как «при принципиально разных подходах к устроению церковной жизни искренне радеющие о благе Церкви соборяне сумели пойти друг другу навстречу и совместными усилиями придти к результату». Поэтому одной из целей книги, как и всей книжной серии в целом, помимо сугубо научных интересов, является вовлечение в открытое обсуждение насущных вопросов реформирования церковной жизни широкого круга заинтересованных участников, «возобновление трезвого и компетентного обсуждения», традиции которого мы можем проанализировать, изучая материалы Поместного Собора, а также обширное публицистическое наследие, оставленное современниками соборян. В частности, отец Савва подчеркнул, что сегодня это особенно актуально в связи с возникновением и развитием такого церковного института, как Межсоборное присутствие . Священник напомнил, что «проекты документов, подготовленных Межсоборным присутствием, отправляются в епархии и публикуются в Интернете именно с целью их открытого общественного обсуждения всей полнотой Церкви». Ведь основная проблематика при постановке вопроса «о том, как сегодня реформировать систему церковного управления, чтобы приблизить ее к народу», зависит от «того, насколько сейчас общество способно вести серьезную дискуссию о жизни Церкви», — отметил отец Савва. Центральной проблемой, которая исследуется в книге «Церковная миссия в эпоху перемен» А.Г. Кравецкого, — это «взаимодействие Церкви и общества, а также ответ Церкви на те вопросы, которые ставит эпоха». По мнению автора монографии, исследуемые им материалы Поместного Собора 1917-1918 гг. малопригодны для использования в текущей церковной практике, поскольку миссия представляет собой ответ на вызовы современности, и, соответственно, концепция миссии, выработанная в конце XIX — начала XX вв., была актуальна только для своего времени. Тем не менее работа А.Г. Кравецкого имеет значение и для нынешней церковной жизни, поскольку исследование событий Поместного Собора 1917-1918 гг. позволяет выявить исторические корни современных проблем, осознать существование определенного исторического фона нынешней церковной действительности.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2310461...

Через Новгородскую губ. проходили имевшие общероссийское значение водные и сухопутные пути: тракт Москва - С.-Петербург, Вышневолоцкая водная система (1709), отдельные участки Мариинской водной системы (сквозное плавание началось в 1810) и Тихвинской водной системы (1811). Начиная с сер. XIX в. через Новгородскую губ. прошли железнодорожные линии: Колпино - Вышний Волочёк (постоянное движение открыто в 1851), Чудово - Новгород (1871), Угловка - Боровичи (1877), Новгород - Ст. Русса (1878, узкоколейная, в 1916 перешита на широкую колею), Бологое - Псков (1897), Царское Село - Дно (1904), Обухово - Вологда (1906), Окуловка - Поддубье (1912), Луга - Новгород, Шимск - Сольцы (обе в 1916), Валдай - Крестцы (1917, 1926). В 1871 г. образован посад М. Вишера. 14 апр. 1917 г. был образован Новгородский губ. совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов; в его исполкоме большинство составляли эсеры и меньшевики. В соответствии с журналом Временного правительства от 3 июня 1917 г. были образованы города Бологое и Любань-Горка (закрепилось название Любань). Проходивший 3-4 дек. 1917 г. 3-й съезд демократических орг-ций Новгородской губ. принял резолюцию о поддержке советской власти. К кон. весны 1918 г. в губернии завершился процесс создания местных советов, в к-рых преобладали большевики. С кон. апр. 1918 по февр. 1919 г. Новгородская губ. входила в Союз коммун Северной обл. С 7 июня 1918 по 20 марта 1919 г. существовал Бологовский у. По постановлению НКВД от 10 июня 1918 г. Белозерский, Кирилловский, Тихвинский, Устюженский и Череповецкий уезды вошли в состав вновь созданной Череповецкой губ. Открыто движение по железнодорожным линиям: Волховстрой - Чудово (1919), Мга - Будогощь (1921), Павловск - Новгород (1926). 27 апр. 1920 г. образован Маловишерский у., 2 мая 1922 г. упразднен Крестецкий у. В 1921 г. посад М. Вишера преобразован в город. В 1922 г., после объединения неск. предприятий, производивших огнеупорный кирпич, в Боровичах образован «Боркомбинат» (в 1931-1957 «Красный керамик»), снабжавший своей продукцией весь северо-запад страны.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ» журнал Московского психологического общества . Основан по инициативе председателя об-ва Н. Я. Грота, издавался в 1889-1918 гг. с периодичностью 4-6 книг в год, всего вышло 142 книги (последняя в 1918). Издателем журнала первоначально был А. А. Абрикосов, к-рый в 1893 г. передал его в собственность Московского психологического об-ва. Тираж - ок. 1200 экз. С 1898 г. на обложке «В. ф. и п.» появилась надпись: «При содействии Санкт-Петербургского философского общества», но это содействие было почти номинальным. В 1889-1893 гг. редактором журнала был Грот, в 1894-1895 гг.- Грот и Л. М. Лопатин , в 1896-1897 гг.- Лопатин и В. П. Преображенский. В 1898-1899 гг. на титуле журнала было написано: «Под редакцией В. П. Преображенского, при непосредственном содействии Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина и кн. С. Н. Трубецкого и при ближайшем участии В. А. Гольцева, В. Н. Ивановского, Н. А. Иванцова, С. С. Корсакова, А. А. Токарского, Н. А. Умова»; в 1900-1905 гг. журнал выходил «под редакцией кн. С. Н. Трубецкого и Л. М. Лопатина, при ближайшем участии В. А. Гольцева, В. Н. Ивановского, Н. А. Иванцова, А. А. Токарского, Н. А. Умова». В 1905-1918 гг. журнал редактировал Лопатин. В программной ст. «О задачах журнала» (1889. 1. С. XIX) Грот писал, что рус. философия, «философия спасения мира от зла, его нравственного совершенствования, не будет ли именно нашей особой философией. От самой красоты мы ждем «спасения», от истины - также», т. о., журнал имел нравственно-просветительскую и религиозно-философскую направленность. В той же книге помещен «Обзор статей философского содержания в русских духовных журналах за первую половину 1889 г.» иером. Антония (Храповицкого ; впосл. митрополит Киевский). В дальнейшем печатались обзоры журналов «Православное обозрение» , «Вера и разум» . Благодаря участию в издании таких философов, как Лопатин, Вл. С. Соловьёв , С. Н. Трубецкой и Е. Н. Трубецкой , «В. ф. и п.» стал первым «большим» философским журналом. В своих статьях эти авторы боролись с позитивизмом и материализмом. Лопатин опубликовал ст. «Теоретические основы сознательной нравственной жизни» (1890. Кн. 5) и мн. др., Соловьёв - «Красота в природе» (1889. Кн. 1), «Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы)» (1897. Кн. 38), С. Трубецкой - «О природе человеческого сознания» (1889. Кн. 1; 1890. Кн. 3; 1891. Кн. 6, 7), «Основания идеализма» (1896. Кн. 31-35), «Религиозный идеал евреев» (1898. Кн. 44), Е. Трубецкой - «Философия христианской теократии в V в. Миросозерцание блаженного Августина в его генезисе» (1891. Кн. 9, 10; 1892. Кн. 13, 14), «Смысл жизни (Теодицея)» (1918. Кн. 141/142).

http://pravenc.ru/text/155238.html

Тем самым отменялось действие подписанного В. И. Лениным 29 дек. 1917 г. декрета «О Турецкой Армении», где говорилось о праве Зап. А. на полное самоопределение. 30 янв. 1918 г., нарушив перемирие, заключенное в дек. 1917 г. с командованием рус. армии, тур. войска начали наступление на Кавказе. 80-тысячной тур. армии противостояли фактически всего 4 тыс. солдат ген. Андраника Сасунского, к-рому удалось выиграть Лорийскую битву (25-28 мая 1918) и остановить продвижение турок к Баку, Дагестану и Чечне. Однако дашнакское правительство было вынуждено подписать договор в Батуме на условиях передачи Турции значительных территорий А. 28 мая 1918 г. Армянский национальный совет, возглавляемый партией «Дашнакцутюн», провозгласил А. независимой республикой, и т. о. государственность арм. народа была восстановлена. В течение 1918-1919 гг. территория республики А. была значительно расширена. После поражения Турции в первой мировой войне и ухода тур. войск была восстановлена граница 1914 г.; 28 мая 1919 г. была провозглашена объединенная и независимая республика А. В то же время в состав арм. парламента были введены 12 депутатов - представителей зап. армян, что подтверждало исторические права арм. народа и на Зап. А. Однако к нач. 1920 г. международное положение А. резко ухудшилось. Опасаясь наметившегося сближения тур. правительства Кемаля Ататюрка с Советской Россией, европ. державы пошли на уступки Турции и проявили готовность пересмотреть условия Севрского мирного договора (авг. 1920), предусматривавшего мирное урегулирование территориальных споров с Турцией и Азербайджаном. Во вновь начавшейся турецко-арм. войне 1920 г. А. оказалась в полной политической изоляции. Ее обращения к правительствам зап. держав и Лиге Наций не имели последствий. Потерпев поражение, А. вынуждена была заключить 2 дек. 1920 г. Александропольский договор, по условиям к-рого понесла большие территориальные потери и согласилась признать Севрский договор аннулированным. В тот же день дашнакское правительство объявило о своем отказе от власти. Вопрос о Зап. А., с нач. XIX в. не раз ставившийся международной дипломатией, снова остался открытым. 29 нояб. 1920 г. Революционный комитет А. из представителей армян - сторонников советской власти вступил в свою страну вместе с войсками Красной Армии и провозгласил А. Советской Социалистической Республикой. В период 1920-1921 гг. при заключении договора между советским гос-вом и Турцией были приняты решения о статусе Нагорного Карабаха и Нахичевани, к-рые вошли в состав Азербайджанской ССР. В марте 1922 г. Армянская ССР совместно с Грузинской ССР и Азербайджанской ССР образовали Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику, к-рая в конце того же года вошла в состав СССР. С 1936 г. А. входила в состав СССР как отдельная республика в границах 1921-1922 гг.

http://pravenc.ru/text/76104.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010