В крипте собора помещены фотокопии (негатив и позитив) Туринской плащаницы в натуральную величину, освященные в 1997 г. патриархом Алексием II как Нерукотворные образы Иисуса Христа. Рака с мощами сщмч. Илариона (Троицкого). Фотография. 2014 г. Рака с мощами сщмч. Илариона (Троицкого). Фотография. 2014 г. 17 июля 2008 г. группой паломников из Греции обители была подарена икона прп. Арсения Каппадокийского с частицей мощей, написанная в мастерской скита св. Анны на Афоне; рядом с преподобным на иконе коленопреклоненно изображен прп. Паисий Святогорец. В М. С. м. особенно почитаются сщмч. Иларион (Троицкий), мощи к-рого в мае 1999 г. поставлены на солее собора у юж. стены (25 мая 2017 торжественно перенесены на солею храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской); прп. Мария Египетская (частица мощей принесена 25 марта 2004 из монастыря свт. Николая Чудотворца на греческом о-ве Андрос, находится в Мариинском приделе); Царственные страстотерпцы имп. Николай II Александрович с супругой и детьми, к-рые изображены на редкой иконе «Снятие пятой печати» (1997), помещенной в иконостасе собора. Сюжетом образа послужили слова ап. Иоанна Богослова: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр 6. 9-11). Поскольку образ был написан до канонизации семьи Романовых, то имена членов царской семьи на иконе дописаны в 2000 г. В музейных собраниях сохранилось неск. реликвий, ранее принадлежавших М. С. м. Ковчег, в к-ром с нач. XVIII до сер. XIX в. хранились частицы мощей прп. Марии Египетской и блгв. кн. Михаила Ярославича, представляет собой серебряную шкатулку прямоугольной формы на 4 ножках-шариках (весом «4 фунта 38 золотников») с гравюрами на внешней и внутренней крышках.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

Арсений (Минин) , иеросхим. Аристоклий (Амвросиев), иеросхим. Сергий (Веснин) Святогорец, переводчик и писатель схим. Азария (Попцов), переводчик и составитель церковных служб схим. Аркадий (Любовиков), иконописец иером. Василий (Селезнёв) и др. Подвижнической жизнью были известны на А. духовники Русской обители иеросхимонахи Агафодор, Вероник, Виссарион, Аверкий, Михаил, затворники-молитвенники схимонахи Тихон и Пантелеимон, по благословению о. Иеронима проживавшие в келлиях близ мон-ря. По благословению о. Иеронима и о. Макария рус. иноки приобретали и восстанавливали обветшавшие греч. келлии: были отстроены Иоанно-Златоустовская, свт. Николая Чудотворца («Белозерка»), Свято-Троицкая (мон-рь Хиландар), Георгиевская Керасийская (Лавра прп. Афанасия), ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины (мон-рь Ставроникита). Келлия во имя вмч. Артемия. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в. К нач. XX в. на А. существовали следующие рус. келейные обители (а также каливы, имевшие параклисы, но не считавшиеся келейными обителями). К Вел. Лавре были приписаны: 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, 2 - в честь Покрова Пресв. Богородицы, 2 - во имя свт. Иоанна Богослова, 3 келлии во имя вмч. Георгия, келлии во имя вмч. Артемия, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Рождества Пресв. Богородицы, прп. Макария, Георгиевская, Рождества Христова, свт. Иннокентия, Всех Афонских святых, Успенская, Преображенская, Архангельская, свт. Николая, Всех святых, Введенская. К Ватопедскому мон-рю были приписаны обители: Живоносного Источника, св. Иоанна Предтечи; к Иверскому мон-рю - ап. Иоанна Богослова, свт. Иоанна Златоуста, преподобных Петра и Онуфрия, Положения пояса Пресв. Богородицы, свт. Николая Чудотворца, прор. Илии, св. Иоанна Предтечи; к Хиландарскому мон-рю - свт. Иоанна Златоуста, ап. Иоанна Богослова, 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, Свято-Троицкая, свт. Николая Чудотворца, св. Игнатия Богоносца, Благовещенская, Трехсвятительская; к Дионисиату - Введенская; к Кутлумушскому мон-рю - вмч. Варвары, Иверская, свт. Николая, св. мучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата; к Пантократору - во имя 12 апостолов, прп. Саввы Освященного, свт. Димитрия Ростовского, Сретенская, 2 келлии во имя свт. Николая Чудотворца, Рождества Пресв. Богородицы, Успенская, свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского, Благовещенская, прп. Сергия Радонежского, в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»; к Ксиропотаму - прор. Илии и Успенская; к Каракалу - Кресто-Воздвиженская; к Филофею - Георгиевская, Вознесенская, Преображенская, свт. Николая Чудотворца, прп. Евфимия Великого, Рождества Пресв. Богородицы; к мон-рю Симонопетра - Благовещенская; к мон-рю Ставроникита - Покровская, Свято-Троицкая, сщмч. Климента, в честь Казанской иконы Божией Матери, Архангельская, Трехсвятительская, Рождества Пресв. Богородицы, Введенская, св. Иоанна Предтечи, Успенская, во имя ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины; к Григориату - свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/77102.html

В 1791-1797 гг. в Никольском храме мон-ря были устроены новые приделы и переосвящен главный престол верхнего храма. К нач. XIX в. на 1-м этаже Никольского храма существовали престолы: центральный - во имя свт. Николая, правый - во имя свт. Иоанна Златоуста, левый - во имя прп. Сергия Радонежского; на 2-м этаже: центральный - в честь Иверской иконы Божией Матери, правый - во имя Св. Троицы, левый - во имя свт. Григория, еп. Армении (небесного покровителя кн. Г. А. Потёмкина , владевшего обширными имениями близ мон-ря и ок. 1790 пожертвовавшего в обитель частицу мощей свт. Николая), и свт. Алексия, митр. Московского. В 1798 г. с запада к храму пристроили трехъярусную колокольню в стиле классицизма. При настоятеле архим. Анастасии (Щепетильникове; 1810-1824) в Б. м. велось активное каменное строительство: в 1809-1814 гг. над св. вратами была построена одноглавая Успенская ц., в 1813-1816 гг. увеличен корпус настоятельских и братских келий, по концам к-рого возвели 2 трехэтажные башни; в 1819-1821 гг. выстроена одноглавая бесстолпная ц. свт. Иоанна Златоуста (т. н. больничная, возведенная при здании епархиальной больницы, переведенной в мон-рь в 1817); в 1817-1823 гг. возведен пятиглавый четырехстолпный Никольский храм. В 20-х гг. XIX в. численность братии достигла 70 чел. В 1830 г. в мон-ре поселился вышедший на покой Костромской еп. Самуил (Запольский-Платонов), впосл. погребенный в монастырской ц. свт. Иоанна Златоуста. В 1849 г. по указу имп. Николая I обители выделили 150 дес. леса в Буйском у. Особый период в жизни Б. м. связан с именем свт. Игнатия (Брянчанинова) , еп. Кавказского и Черноморского. Святитель впервые посетил мон-рь в 1847 г. и провел здесь год. Выйдя на покой, еп. Игнатий ходатайствовал перед имп. Александром II о предоставлении ему Б. м. в управление. Ходатайство это было удовлетворено, и 13 окт. 1861 г. свт. Игнатий приехал в мон-рь. В июне 1862 г. в Б. м. на правах богомольца поселился его родной брат П. А. Брянчанинов, бывш. ставропольский губернатор. Благодаря свт. Игнатию в 60-х гг. в жизни обители произошли крупные перемены. С 1865 г. чудотворный образ свт. Николая стали ежегодно привозить в Кострому и Ярославль, где он находился по 3-4 недели. На берегу Волги была устроена пристань с часовней, у к-рой останавливались пароходы. При свт. Игнатии существенно увеличилось число паломников, приходивших в мон-рь. 14 авг. 1866 г. обитель посетил вел. кн. Александр Александрович (буд. имп. Александр III ), беседовавший со свт. Игнатием. В мон-ре святитель написал неск. богословских сочинений, вел обширную переписку, лечил местных крестьян. Еп. Игнатий был погребен в ц. свт. Иоанна Златоуста.

http://pravenc.ru/text/77282.html

Свт. Митрофан Воронежский. Икона. 30–50-е гг. XIX в. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) Свт. Митрофан Воронежский. Икона. 30–50-е гг. XIX в. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) В кон. 1832 г. в Синодальной типографии было опубликовано без указания автора «Сказание о обретении и открытии честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского, и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях», которое «по общему желанию членов Синода» составил свт. Филарет (Дроздов) , митр. Московский (РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Д. 10253. Л. 178, 182). В книге кратко повествуется об обретении св. мощей, описаны более 30 самых известных чудес М., случившихся до его канонизации (исцеления Дебольцовой, И. Н. Ладыгина, П. Солнцева, Е. Замошниковой и др., видения кнг. В. Чурмантеевой, художнику-любителю И. В. Шевцовой), рассказано о торжественном открытии мощей и об исцелениях во время и после прославления (глухонемого П. Юрьева, Н. А. Юрьевой, А. Л. Лыжиной, М. Н. Толстой). Заканчивается 1-е издание «Сказания...» рассказом о поклонении имп. Николая I мощам нового чудотворца и об исцелении Роде в С.-Петербурге. «Сказание...», неоднократно переиздававшееся с некоторыми изменениями и дополнениями (1833, 1835), послужило распространению почитания М. не только в С.-Петербурге и Москве, но и по всей России. В 1838 г. «Сказание...» было опубликовано вместе с офиц. Житием святого. В письмах свт. Филарет выразил глубокое почитание М. и пристальное внимание к событиям, сопровождавшим его прославление, в них содержатся комментарии к работе над «Сказанием...» ( Филарет Московский, свт. Письма к наместнику Св.-Троицкой Сергиевой лавры архим. Антонию, 1831-1867. М., 1877. Ч. 1. С. 33, 52-53, 334-337; см. также: Он же. Собр. мнений. Т. 5. Ч. 1. С. 63). Свт. Митрофан Воронежский. Икона. 40-е гг. XIX в. (музей при ц. свт. Митрофана Воронежского в Москве) Свт. Митрофан Воронежский. Икона. 40-е гг. XIX в. (музей при ц. свт. Митрофана Воронежского в Москве) Синод поручил составление офиц. Жития М. заботам епархиального архиерея. В сент. 1832 г. подлинник Духовного завещания М. из московской Синодальной б-ки был выслан свт. Антонию с предписанием Синода поручить «кому-либо из образованнейших учением духовных лиц составить описание жизни св. Митрофана» и потом представить «оное в Св. Синод с возвращением и подлинного духовного завещания» (РГИА. Ф. 796. Оп. 118. Д. 627. Л. 3). Из-за скудости сведений о жизни святителя Синод и свт. Антоний посылали запросы в места, где М. служил до назначения на Воронежскую кафедру (Переписка Антония, архиеп. Воронежского, с А. Н. Муравьёвым//РА. 1894. 6. С. 209), в частности во Владимирскую и Костромскую епархии (предполагаемый ответ из Владимира - РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3685). Присланные материалы были использованы при составлении жизнеописаний святого (в частности, в описании убранства храмов в Космином Яхренском и Макариевом Унженском мон-рях).

http://pravenc.ru/text/2563404.html

При норманнах Б. (с сер. XI в.) перешел под прямую юрисдикцию папы Римского, выйдя из подчинения Патриарху К-польскому. В 1069 г. папа Александр II признал архиепископский ранг кафедры Б. Прибытие св. мощей свт. Николая в Бари. Фрагмент алтаря. Мастера Д. Маринелли и Э. Авитабиле. 1684 г. Прибытие св. мощей свт. Николая в Бари. Фрагмент алтаря. Мастера Д. Маринелли и Э. Авитабиле. 1684 г. 9 мая 1087 г. в Б. из Мир Ликийских (совр. г. Демре, Турция) были вывезены мощи свт. Николая, для к-рых аббат бенедиктинского мон-ря Илия (позже епископ Б.), возможно, вдохновитель увоза, заложил храм, тесно связанный с правившими в Б. династиями: он стоял на подаренной герц. Рожером I (1085-1111) земле, считался придворной капеллой имп. Фридриха II, получил статус дворцового при Анжуйской династии. В 1089 г. крипта была освящена, в 1095 г. Петр Амьенский выступил в базилике с проповедью 1-го крестового похода. В 1098 г. папа Урбан II , даровавший в 1089 г. епископам Б. титул примаса Апулии, созвал здесь не увенчавшийся успехом Собор для объединения Зап. и Вост. Церквей. После взятия Иерусалима (1099) и увеличения потока паломников в Св. землю базилика свт. Николая стала обязательным местом поклонения. Хранителями мощей свт. Николая являются монахи доминиканского ордена, находящиеся в юрисдикции Римского Первосвященника. 9 мая совершается крестный ход, во время к-рого воспроизводятся события перенесения мощей свт. Николая. В крипте, в сев.-вост. углу, устроен правосл. придел. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в мае 2002 г. в дар базилике свт. Николая в Б. передан 70-килограммовый малахитовый крест, инкрустированный серебром и драгоценными камнями, к-рый был изготовлен уральскими мастерами по заказу итало-российского Фонда свт. Николая Чудотворца. Крипта базилики, где покоятся св. мощи свт. Николая. Гравюра. XIX в. (ГМИИ) Для возросшего потока рус. паломников, лишенных правосл. богослужений, в 1911 г. руководство ИППО приняло решение о строительстве странноприимного дома и учредило для этой цели Барградский комитет.

http://pravenc.ru/text/77546.html

Частицы мощей свт. Василия Великого и глава свт. Иоанна Златоуста хранятся в храме Христа Спасителя. В М. е. широко почитается свт. Николай Чудотворец. Его образ («Никола Можайский») с кон. XV - нач. XVI в. был помещен на Никольской башне Московского Кремля и, вероятно, дал ей название. В 1812 г. башня пострадала при подрыве Арсенала французами, но надвратная икона уцелела. В окт. 1917 г. образ был изрешечен пулями и осколками, но лик не пострадал. В 1918 г. с иконы были сняты записи масляными красками XVIII и XIX вв. В 30-х гг. XX в. образ был заштукатурен, в 2010 г. обнаружен реставраторами, раскрыт и освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Иконы свт. Николая Чудотворца разного времени с частицами его мощей ныне почитаются в Успенском соборе Новодевичьего мон-ря, в храмах во имя вмч. Георгия Победоносца в Ст. Лучниках, во имя свт. Николая Чудотворца в Голутвине, в честь Нерукотворного образа Спасителя на Сетуни, в честь Успения Пресв. Богородицы в Косине, во имя свт. Николая Чудотворца на Трёх Горах. Ковчег с частицей мощей святителя по воскресным и праздничным дням выносится из алтаря для поклонения в храмах во имя свт. Николая на Трёх Горах и в ц. Всех святых на Кулишках. Частицы мощей свт. Николая Чудотворца хранятся также в храме св. Отцов семи Вселенских Соборов в Даниловом (с 1991) мон-ре, в Сретенском (с 2014), Иоанно-Предтеченском, в бывш. Николо-Перервинском (с 2014) мон-рях, а также в Богоявленском соборе в Елохове, в Петропавловской ц. в Ясеневе, в ц. во имя арх. Михаила в Тропарёве, в Никольской ц. в Толмачах, в Никольской ц. в Ст. Ваганькове, в Никольской ц. в Котельниках (частица мощей подарена архиеп. Михаловским и Кошицким Православной Церкви Чешских земель и Словакии Георгием (Странским)), в Никольской ц. в Хамовниках (частица мощей из Бари передана Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в дек. 2010), в ц. в честь Рождества свт. Николая при Русском культурно-просветительском фонде св. Василия Великого (частица, отделенная от мощей в Бари в 2010, передана в 2012). Известны частицы мощей свт. Николая Чудотворца в ковчегах и в кресте-мощевике (храмы во имя свт. Николая Чудотворца в Покровском, во имя апостолов Петра и Павла в Лефортове, в честь Вознесения Господня на Гороховом поле).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского . Предшественником К. м. считается Короцкий в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-рь, основанный между 1629 и 1644 гг. в Короцком приходе при деревянной Покровской ц. Известна жалованная грамота обители царя Михаила Феодоровича 1645 г. После 1650 г. в мон-ре была сооружена ц. свт. Николая Чудотворца - 3-частный храм клетского типа, перекрытый высокими скатными кровлями и увенчанный луковичной главкой. 6 мая 1654 г. обитель была приписана к Валдайскому Святоозерскому в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рю , а после 1718 г. обращена в приход. Короцкий во имя свт. Тихона Задонского мон-рь. Фотография. 90-е гг. XIX в. Короцкий во имя свт. Тихона Задонского мон-рь. Фотография. 90-е гг. XIX в. В 1825 г. на средства Т. Р. Стоговой, помещицы из дер. Глебово, рядом со старой Покровской ц. началось строительство каменного 3-престольного храма, освященного в 1836 г. в честь Покрова Пресв. Богородицы, с приделами во имя прп. Феодора Трихины и свт. Николая (в 1914 переосвящен во имя свт. Тихона Задонского). Его архитектура сочетает элементы классицизма (оформление угловых частей здания рустом, рамочные наличники) с чертами зодчества XVIII в. (восьмерик над основным объемом). Высота колокольни со шпилем достигала 50 м. В храме находились монастырские святыни - чудотворная икона Покрова Пресв. Богородицы и явленный образ вмч. Параскевы Пятницы. В 1724 г. в Короцке родился и был крещен в деревянной Никольской ц. Тимофей, буд. свт. Тихон Задонский. Здесь он жил до 1738 г. Родственники святителя служили при короцкой церкви до пресечения рода по муж. линии в 1866 г. Кладбище с. Короцка, древнейшая часть к-рого находилась к востоку от Никольской ц., было известно как место их упокоения. Перед прославлением свт. Тихона в 1861 г. жители Короцка обозначили могилу его отца столбом с надписью: «На сем месте покоится родитель свт. Тихона». Поблизости находились и могилы его деда, короцкого причетника Кирилла, и его жены Гликерии. Впосл. из кирпичей выложили гробницу и поставили обелиск, увенчанный крестом. Здесь же помещалась икона свт. Тихона, на жестяной доске надпись: «Здесь погребены рабы Божии Савва и Домникия, родители свят. Тихона». В 1892 г. настоятельница Леушинского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря игум. Таисия посетила родное село свт. Тихона и написала об этом стихотворение. В 1892 г. на личные средства игумении Короцкого мон-ря Домники над захоронением родителей свт. Тихона была построена деревянная часовня в рус. стиле, увенчанная луковичной главкой. 16 июня 1893 г. ее освятил архиеп. Новгородский и Старорусский Феогност (Лебедев) . Внутри находилась гробница, обитая под серебро, стены украшали изображения из жития святителя.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

Образ свт. Николая в литург., погребальной и иконогр. традиции// Бугаевский. 2004. С. 413-438; она же. Типология древнерус. иконографии свт. Николая Мирликийского XI-XVI вв.// Бугаевский. 2011. С. 550-591; The Glory of Byzantium: Art and Culture of Middle Byzantine Era A. D. 843-1261/Ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997; Гладышева Е. В. Иконогр. программа иконы «Никола» Алексы Петрова//Искусствознание. М., 1998. 1. С. 161-170; Саенкова Е. М. Сцены детства в житийных иконах свт. Николая и праздник его рождества 29 июля//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 81-88; Корзухина Г. В., Пескова А. А. Древнерус. энколпионы. СПб., 2003. С. 15, 188, 231-232; Бугаевский А. В., ред. «Правило веры и образ кротости...»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в визант. и слав. агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004; он же, ред. Добрый кормчий: Почитание свт. Николая в христ. мире: Сб. ст. М., 2011; Образ свт. Николая Чудотворца в живописи, рукописной и старопечатной книге, графике, мелкой пластике, деревянной скульптуре и декоративно-прикладном искусстве XIII-XXI вв.: Из собр. музеев и частных колл. сев.-зап. региона России: Кат. выст./Авт.-сост.: А. А. Рыбаков. М., 2004; Панина Н. Л. Икона в миниатюрах «Жития Николая Чудотворца» XVI в.// Бугаевский. 2004. С. 477-492; Byzantium: Faith and Power, 1261-1557/Ed. H. С. Evans. N. Y., 2004; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея. М., 2005; Лёвочкин И. В. Образ свт. Николая Мирликийского в рус. книжной миниатюре (по мат-лам НИОР РГБ)//Свт. Николай Мирликийский в памятниках письменности и иконографии/Отв. ред. и сост.: Г. С. Клокова, М. С. Крутова. М., 2006. С. 150-158; Свт. Николай Мирликийский в произведениях XII-XIX вв. из собр. ГРМ: Кат. выст. СПб., 2006; San Nicola: Splendori d " arte e d " Oriente e d " Occidente/A cura di M. Bacci. Mil., 2006; Баччи М. Иконография свт. Николая: Итоги и перспективы исслед.// Бугаевский. 2011. С. 296-317; Василаки М. Св. Николай в поствизант. иконописи: Критская школа//Там же. С. 418-425; Чоффари Д. Латинские источники до X в.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Известны иконы И. вместе с избранными святыми (1847, частное собрание; ц. Воздвижения Креста в Иркутске) в минейных циклах под 26 нояб., напр. на святцах в молитвеннике с месяцесловом кнг. М. П. Волконской, проиллюстрированном в 50-х гг. XIX в. под рук. и при участии Ф. Г. Солнцева (Молитвослов кнг. М. П. Волконской: Работы акад. живописи Ф. Солнцева/Сост.: Г. В. Аксенова. М., 1998. С. 219, 320). Хромолитография Е. И. Фесенко, изданная в Одессе, с фигурами свт. Николая Чудотворца и И. на фоне храма воспроизводит также образ Св. Троицы Ветхозаветной, написанный на срезе Мамврийского дуба, из приамурского Троицко-Николаевского мон-ря (1907, мон-рь прп. Герасима Иорданского в Иорданской долине в Палестине). Вместе со свт. Митрофаном Воронежским И. показан в одном из клейм иконы «Собор русских святителей» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге). Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский, с 8 клеймами чудес. Икона. 1831 г. (Литературно-краеведческий музей им. В. Я. Шишкова, пос. Ербогачен Катанского р-на Иркутской обл.) Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский, с 8 клеймами чудес. Икона. 1831 г. (Литературно-краеведческий музей им. В. Я. Шишкова, пос. Ербогачен Катанского р-на Иркутской обл.) Изображения И. встречаются на шитой иконе 1-й пол. XIX в. (Егорьевский ист.-худож. музей), на дробнице 1-й трети XIX в. (частное собрание, Иркутск), на стеклянной бутылочке для лампадного масла (2-я пол. XIX в., Архит.-этногр. музей «Тальцы») - прямолично, в рост, в мантии, с благословляющей десницей и с жезлом в левой руке. В ризнице иркутской Крестовоздвиженской ц. хранится икона И. 2-й пол. XIX в. из фарфора, возможно изготовленная на Переваловском фарфоровом заводе. На финифтяном образке 2-й пол. XIX в. (ИркОХМ) И. в мантии, омофоре и митре изображен вместе с Ростовскими святителями Иаковом и Димитрием. Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Кон. XX - нач. XXI в. Иконописец М. Б. Лутаенко (собор Знаменского мон-ря в Иркутске) Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Кон. XX - нач. XXI в. Иконописец М. Б. Лутаенко (собор Знаменского мон-ря в Иркутске)

http://pravenc.ru/text/389621.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАБАЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Ярославской и Ростовской епархии), в пос. Некрасовское Ярославской обл., на берегу Волги, у устья р. Солоницы. Мон-рь впервые упоминается под 1628 г. в костромской писцовой книге, где о нем сказано как о существующем «из давних лет». (По мнению костромского краеведа А. Соловьёва, обитель возникла в XV в.) По преданию, Б. м. основан на месте явления чудотворной иконы свт. Николая, к-рая приплыла на берег Волги по р. Солонице на бабайке (большом рулевом весле) и хранилась в часовне, построенной местными жителями. Инок Троице-Сергиева мон-ря Иоанн поставил на берегу Волги деревянный Никольский храм с приделом во имя прп. Сергия Радонежского, куда и перенесли чудотворный образ свт. Николая. В 1628 г. в мон-ре имелись Никольская ц. с приделом прп. Сергия Радонежского и 3 кельи, где жили неск. иноков. Мон-рь владел 10 четвертями земли, к-рую обрабатывала братия. К сер. XVII в. материальное положение мон-ря, по-видимому, упрочилось. На месте сгоревшей в 1650 г. деревянной церкви на средства благотворителей был выстроен и в 1659 г. освящен каменный пятиглавый двухэтажный Никольский храм (нижняя - теплая Никольская ц. с приделом прп. Сергия Радонежского, верхняя - холодная в честь иконы «Похвала Пресвятой Богородицы»). В эти годы были сооружены также каменные братские кельи. Царь Алексей Михайлович пожаловал Б. м. «на пропитание лесу в длину на две версты, а поперечнику на версту» (год пожалования неизвестен). Бабаевский во имя свт. Николая мон-рь. Литография 1-я четв. XIX в. (ГИМ) Бабаевский во имя свт. Николая мон-рь. Литография 1-я четв. XIX в. (ГИМ) К нач. XVIII в. мон-рь пришел в упадок, в нем жили 4 монаха. В 1709 г. он был приписан к переславль-залесскому «на болоте» во имя свт. Николая Чудотворца мон-рю . В 1724 г. житель посада Б. Соли В. Исаков принес в дар обители написанную в Н. Новгороде в 1719 г. по его заказу Иверскую икону Божией Матери, вскоре прославившуюся мн. чудотворениями. В нач. 50-х гг. XVIII в. установился обычай ежегодного празднования Иверской иконы Божией Матери во вторник Светлой седмицы. В нач. 1728 г., когда в Б. м. жили 26 насельников, строитель Филарет обратился в Святейший Синод с ходатайством о восстановлении самостоятельного статуса обители. Ходатайство было удовлетворено, соответствующий указ был издан Синодом 5 авг. 1728 г. К 1764 г. мон-рь владел 6 дес. пашенной земли, к-рую обрабатывала братия, крестьян у мон-ря не было. Во время монастырской реформы 1764 г. Б. м. «по уважению» к находящейся в нем чудотворной иконе свт. Николая не был закрыт, его отнесли к сверхштатным обителям. В 1790 г. игум. Филагрий ввел в мон-ре общежительный устав. В 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. в обители жил мон. Авель Прорицатель .

http://pravenc.ru/text/77282.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010