" Первый Вселенский Собор " , " Видение свт. Петру Александрийскому " и " Арий в темнице " . Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА) " Первый Вселенский Собор " , " Видение свт. Петру Александрийскому " и " Арий в темнице " . Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА) А. публично утверждал свое исповедание - еп. Александр осудил его и изгнал из Церкви ( Epiph. Adv. haer. 69. 3). Противники А. предполагали, что действительной причиной его противодействия Александру было личное недовольство тем, что его не избрали епископом ( Theodoret. Hist. eccl. I 2, 3). В споре с еп. Александром за А. последовала треть александрийского клира. Осужденный Александрийским Собором (320/21), он оставил город и был дружески принят влиятельными при дворе имп. Константина I Великого епископами Евсевием Кесарийским и Евсевием Никомидийским. Его идеям сочувствовали довольно многие в Азии. Между ним и Александром достигнуто было примирение, но едва он возвратился в Александрию, как спор с еще большим ожесточением разгорелся вновь. Для разрешения спора имп. Константином был созван Всел. I Собор в Никее (325). На Соборе А. был осужден и изгнан в Иллирию. Вскоре после Собора еп. Евсевий Кесарийский открыто встал на сторону А. и через Констанцию, сестру императора, сумел добиться его возвращения из изгнания. А. скончался внезапно в К-поле. О его злокознях и о «приговоре, какой он получил от праведного Судии», рассказывает свт. Афанасий, рассказ этот неоднократно приводится историками ( Athanas. Alex. Ep. Serap. 3; Theodoret. Hist. eccl. I 14). Главное сочинение А. «Талия» (Θλεια) было написано во время его пребывания у еп. Евсевия Никомидийского. Оно представляло собой апологию его учения в популярной, наполовину поэтической, наполовину прозаической, форме; за исключением неск. фрагментов в творениях свт. Афанасия I Великого , оно не сохранилось ( Athanas. Alex. Or. contr. arian. I 5-6, 9). Известны его письма к епископам Евсевию Никомидийскому ( Theodoret. Hist. eccl. I 5) и Александру Александрийскому ( Epiph. Adv. haer. 69. 7).

http://pravenc.ru/text/75942.html

XVII в. из Московского Кремля, икона вмц. Екатерины (с надписью на обороте: «Моление воеводы Петра Головина, 1678» из ЦМиАР, 2-я четв.- сер. XVII в. ЦМиАР); «Вмц. Екатерина, со сценами жития», кон. XVII в., АМИИ; «Вмц. Екатерина, с 4 сценами жития», 1-я пол. XVIII в., Русский Север, ЦАК МДА - у Христа свиток; «Вмц. Екатерина» (2-я четв. XVIII в., ГТГ). На развернутом свитке Е. в большинстве случаев воспроизводится текст ее молитвы к Господу, иногда читаются слова из Символа веры. В развернутом варианте композиции у ног Е. изображают коленопреклоненные фигуры (иконы 30-40-х гг. XVI в. и XVIII в. из собрания М. Е. Елизаветина). В нек-рых произведениях в ответ на моление Е. Христос протягивает ей свиток (иконы из собрания М. Е. Елизаветина, ЦМиАР, ЦАК МДА). В XVIII в. под влиянием западноевроп. образцов, а также в связи с изменением текста Жития (об этом см. ниже) сложилась иконография «Обручение вмц. Екатерины». Е. сидит, на коленях Богоматери Младенец Христос надевает кольцо Е., что символизирует обручение святой с Церковью и Христом, у ее ног - орудия мучений (сломанное колесо и меч), в руках пальмовая ветвь (знак грядущей победы над смертью). Это изображение представлено на иконе мастера Василия Афанасьева Аленева, 1778 г., Вел. Устюг (частное собрание) и на иконе 80-х гг. XVIII в., оклад 1786 г. (клеймо пробирного мастера «Н·М»), С.-Петербург (частное собрание). С XIX в. композиция встречается в гравюрах, лито- и хромолитографиях. Сохранился рисунок с изображением этой сцены ярославского иконописца Константина Серебрен(н)икова (1-я пол. XIX в., ГИМ). Кольцо в руках у Христа с XVIII в. встречается в изображениях молящейся Е.: икона 1-й четв. XVIII в., Москва (ГТГ); икона, 1721 (ГРМ). Вмц. Екатерина. Икона. Кон. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Вмц. Екатерина. Икона. Кон. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») В рус. искусстве известно неск. икон XVII-XVIII вв., копирующих критские памятники с образом сидящей Е. («тип Палладаса»), напр. икона из ГРМ (ошибочно опубликованная как средиземноморский памятник в кн.: Синай, Византия, Русь.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАТОЛИЙ (кон. IV в., Александрия - 3.07.458, К-поль), свт. (пам. 3 июля, пам. греч. 7 июля, 20 нояб.), Патриарх К-польский (с нояб. 449). Свт. Анатолий, Патриарх К-польский. Икона " София Премудрость Божия с избранными святыми " . Кон. XIX-haч. XX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Свт. Анатолий, Патриарх К-польский. Икона " София Премудрость Божия с избранными святыми " . Кон. XIX-haч. XX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Получил образование в Александрии. Рукоположен во диакона свт. Кириллом Александрийским . Участвовал во Всел. III Соборе в Эфесе (431), где была анафематствована ересь Нестория . В кон. 40-х гг. V в. был апокрисиарием Александрийского Патриарха в К-поле. После низложения на Разбойничьем Соборе (Эфес, 449) свт. Флавиана при выборах нового К-польского Патриарха возникли разногласия; было принято решение избрать кандидата из др. города, и выбор пал на А. Склонявшийся к монофизитству Патриарх Александрийский Диоскор I , надеясь, что А. будет послушно проводить его политику, лично прибыл в К-поль и совершил рукоположение. Однако новый Патриарх обманул надежды монофизитов. В 450 г. он подписал томос Римского папы Льва Великого , где излагалось учение о двух природах во Христе. В 451 г. был созван Всел. IV Собор в Халкидоне, в к-ром А. принял деятельное участие. В 458 г. под его председательством в К-поле прошел Поместный Собор, к-рый подтвердил решения, принятые в Халкидоне, и признал незаконным поставление монофизитского Александрийского патриарха Тимофея II Элура . С именем А. связано усиление авторитета К-польской кафедры. Уже в 449 г. А. вмешивается в дела Никейской епархии, обвинив местного митрополита в неканоническом и жестоком обращении с клириками. В 449 г. на Поместном Соборе в К-поле был низложен Тирский еп. Фотий и г. Тир был включен в состав Бейрутской епархии. Во время Халкид. Собора А. добился принятия 28-го правила, согласно к-рому К-польская кафедра получила права «равной чести» с кафедрой Рима. Этим же правилом К-польский Патриарх был наделен полномочиями поставлять митрополитов Понта , Асии и Фракии . При этом столичная кафедра получила права высшей церковной апелляционной инстанции.

http://pravenc.ru/text/114950.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ (Муретов Климент Иванович; 11.02.1811, с. Лучинск Пронского у. Рязанской губ.- 14.11.1883, Одесса), архиеп. Херсонский и Одесский. Род. в семье диакона И. А. Столпянского. Получил домашнее образование, затем учился в Сапожковском ДУ (1820-1826), куда был записан под фамилией дяди - Муретов, в Рязанской ДС и в КДА (1831-1835). 11 сент. 1834 г. пострижен в монашество, 27 окт. того же года рукоположен во диакона, 24 июля 1835 г.- во иерея. Окончил академию 1-м магистром, получив степень за соч. «О путях Промысла Божия в обращении грешников и о путях покаяния для обращаемых». Как одно из лучших оно было опубликовано в 1-м т. «Собрания сочинений студентов Киевской духовной академии» (К., 1839; отд. изд.: М., 1899, 1900), заслужив положительную оценку Московского митр. свт. Филарета (Дроздова) . 7 окт. 1835 г. оставлен при КДА бакалавром по Свящ. Писанию и герменевтике, 27 окт. назначен помощником библиотекаря. С февр. 1836 г. преподавал догматическое богословие и каноническое право. 2 нояб. 1836 г. причислен к соборным иеромонахам Киево-Печерской лавры . 6 сент. 1837 г. назначен профессором догматического богословия вместо освобожденного от профессорских обязанностей ректора Чигиринского еп. Иннокентия (Борисова) . Д. был одним из основателей ж. «Воскресное чтение» , редактировал его в 1837-1841 гг., печатал в нем лекции по каноническому праву, но не завершил их публикацию. 8 янв. 1838 г. определен исполняющим обязанности инспектора, 14 февр. утвержден в должности. 25 марта того же года возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем киевского Выдубицкого Всеволожа во имя арх. Михаила муж. мон-ря . Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский. Фотография. Нач. 80-х гг. XIX в. (ЦАК МДА) Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский. Фотография. Нач. 80-х гг. XIX в. (ЦАК МДА) 24 апр. 1841 г. назначен ректором КДА с настоятельством в киевском Братском в честь Богоявления мон-ре . В 1838 г. ревизовал Орловскую ДС (с подведомственными ей уч-щами), в 1842 г.- Курскую и Воронежскую семинарии, в 1846-м - Херсонскую, в 1847-м - Киевскую семинарию. В 1839 г. подготовил для Комиссии духовных уч-щ от Конференции КДА конспекты и планы по церковному праву и патрологии. По поручению Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) составил программу по педагогике (Полн. собр. творений: В 7 т. Т. 6. С. 175-178). Д. предлагал выделить из общего курса богословия «богословскую энциклопедию» - введение в богословие, к-рое вскоре вошло в состав академического курса как самостоятельная наука. В 1843 г. по поручению Святейшего Синода представил план образования новых кафедр, программы обучения и распределения учебных часов по предметам. C 6 марта 1845 г. член Комитета по изысканию средств к обеспечению сельского духовенства, с 20 июля по 28 сент. 1845 г.- Комитета для выработки нового плана обучения с целью усиления преподавания богословских дисциплин.

http://pravenc.ru/text/178167.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХТЫРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Ахтырский Свято-Троицкий мон-рь. Гравюра. XIX в. (ЦАК МДА) Ахтырский Свято-Троицкий мон-рь. Гравюра. XIX в. (ЦАК МДА) Находился в 4 верстах к северо-западу от г. Ахтырка Харьковской губ. на берегу р. Ворсклы. В 1654 г. игум. Георгиевского мон-ря в мест. Лебедин под Киевом Иоанникий и 40 чел. братии, спасаясь от притеснений со стороны униатов, переселились на Слободскую Украину, находившуюся под властью московских государей. В том же году по указу царя Алексея Михайловича для устроения новой обители братии была отведена гора Ахтырь (Ахтурь) с полями, лугами и рыбными ловлями. Первый деревянный храм в мон-ре был освящен в XVII в. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, поэтому мон-рь первоначально назывался Благовещенским, а по местоположению - Ахтырским. Вскоре на средства главнокомандующего слободскими полками бригадира Ф. Осипова вместо деревянной была построена каменная трапезная церковь с тем же посвящением. В 1724 г. по инициативе духовника имп. Петра I и имп. Екатерины I прот. московского Благовещенского собора Тимофея Васильевича Надаржинского в А. м. был возведен каменный Троицкий собор, вокруг мон-ря - каменная стена. Указом Белгородского еп. Епифания (Тихорского) мон-рь был переименован в Троицкий. В 1729 г. прот. Тимофей Надаржинский принял в А. м. схиму с именем Товия и подвизался здесь до своей кончины, был погребен под Троицким собором в древних пещерах, впосл. замурованных. По смерти иеросхим. Товии его сын Иосиф на собственные средства построил в мон-ре каменную ц. в честь Преображения Господня с братской трапезной и каменную колокольню. В А. м. до 1922 г. хранился портрет иеросхим. Товии, на к-ром он изображен в молитвенном предстоянии пред Распятием Спасителя в рясе с красной епитрахилью. В верху портрета - «Всевидящее око», с 2 сторон - гос. гербы, а по бокам и внизу - символические изображения из Псалтири с соответствующими надписями.

http://pravenc.ru/text/77222.html

26 февр. 1998 г. председатель Комиссии по канонизации митр. Ювеналий выступил на заседании Свящ. Синода с докладом «К соборному прославлению мучеников и исповедников ХХ в. в Русской Православной Церкви». В докладе предлагалось совершить соборное прославление новомучеников и исповедников Российских, которое подразумевало включение в Собор прославленных не только к общецерковному, но и к местному почитанию, а также безымянных мучеников и исповедников. Свящ. Синод одобрил инициативу Комиссии по канонизации и передал рассмотрение этого вопроса Архиерейскому Собору. Одновременно правящим архиереям было поручено провести тщательное документальное исследование о новомучениках и исповедниках ХХ в., пострадавших в их епархиях, для возможного включения их в Собор новомучеников и исповедников. Митр. Филарет (Дроздов). Портрет. Сер. XIX в. (ГМИР) Митр. Филарет (Дроздов). Портрет. Сер. XIX в. (ГМИР) Архиерейским Собором 29 нояб.- 4 дек. 1994 г. прославлены: свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский и Коломенский († 1867); сщмч. протопр. Александр Хотовицкий († 1937); сщмч. прот. Иоанн Кочуров († 1917). Архиерейским Собором 18-23 февр. 1997 г. прославлены: сщмч. Петр (Полянский), митр. Крутицкий († 1937); сщмч. Серафим (Чичагов), митр. Петроградский († 1937); сщмч. Фаддей (Успенский), архиеп. Тверской († 1937). Комиссия по К. святых выработала и приняла ряд документов относительно К. Царской семьи (Материалы, связанные с вопросом о канонизации Царской Семьи/Синодальная комиссия РПЦ по канонизации святых. М., 1996). Определением Архиерейского Собора 1997 г. вопрос о К. имп. Николая II и членов его семьи был передан для решения буд. Поместного Собора, однако этот вопрос был рассмотрен уже Архиерейским Собором 2000 г. Прп. Моисей Оптинский. Портрет. 1855 г. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (ЦАК МДА) Прп. Моисей Оптинский. Портрет. 1855 г. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (ЦАК МДА) В данный период в месяцеслов РПЦ для общецерковного почитания были внесены имена нек-рых святых, ранее канонизированных др. Поместными Церквами: прп. Силуана Афонского († 1938), канонизированного К-польским Патриархатом в 1987 г. (внесен в месяцеслов по благословению патриарха Алексия II в 1991); св. равноап. блгв. кн. Великоморавского Ростислава († 870), прославленного Православной Церковью Чешских земель и Словакии 29-30 окт. 1994 г.; преподобных Завулона и Сосаны (родители св. равноап. Нины) (нач. IV в.), канонизированных Грузинской Православной Церковью 23 дек. 1996 г. (внесены в месяцеслов определением Свящ. Синода от 17 апр. 1997); сонма преподобных отцов, подвизавшихся на горе Синай (пам. в среду Пасхальной седмицы), канонизированных Иерусалимской Церковью в 1996 г. (внесены в месяцеслов определением Свящ. Синода от 17 апр. 1997). Была также продолжена практика установления соборных памятей. Были установлены празднования Соборов святых: Тамбовских (1988), Крымских (1988), Соловецких (1993), Оптинских старцев (1996), преподобных отцов Псково-Печерских (1996), Валаамских (1999).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ (Вечерков Иосиф Иванович; 4.04.1792, слобода Серебрянка Новооскольского у. Курской губ.- 20.05.1850, С.-Петербург), архиеп. Нижегородский и Арзамасский. Род. в семье диакона, служившего во Владимирской ц. слободы Серебрянки. В 1804 г. И. Вечерков поступил в Белгородскую ДС, к-рую окончил в 1814 г., преподавал в семинарии математику, нем. язык, лит-ру и риторику. Намеревался вступить в брак, но накануне свадьбы невеста погибла от удара молнии. В 1816 г. поступил в СПбДА, окончил ее в 1819 г. со степенью старшего кандидата с правом получения степени магистра «без повторения экзамена». Однокурсниками Вечеркова были буд. архиереи Смарагд (Крыжановский) и Иннокентий (Александров) . 22 авг. 1819 г. в Александро-Невской лавре Вечерков был пострижен в монашество, 23 авг. рукоположен во диакона, 24 авг.- во иерея. Служил инспектором и преподавателем древнеевр. языка в Орловской ДС, с 10 сент. 1819 г.- ректором Севского ДУ, с 1822 г.- ректором Орловской ДС, с 20 авг. 1823 г.- ректором Екатеринославской ДС. С окт. 1827 г. настоятель Бизюкова Пропасного во имя сщмч. Григория мон-ря , с 1 нояб. 1827 г. в сане архимандрита. Иаков (Вечерков), еп. Нижегородский. Литография К. Эргота. 40-е гг. XIX в. (ЦАК МДА) Иаков (Вечерков), еп. Нижегородский. Литография К. Эргота. 40-е гг. XIX в. (ЦАК МДА) 19 марта 1832 г. И. был избран, а 27 марта в столичном Казанском соборе С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) , Московским митр. свт. Филаретом (Дроздовым) и др. архиереями хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского. Благодаря деятельности И. активизировалось обращение в единоверие старообрядцев, крещение калмыков и евреев. В дек. 1832 г. «исполняющий дела» обер-прокурора Синода С. Д. Нечаев предложил учредить «особую миссию из монашествующего или белого духовенства», а для подготовки «на будущее время миссионеров» открыть в Астраханской и Саратовской ДС особые классы с изучением калм. языка. В 1833 г. наряду с архиеп. Астраханским и Енотаевским Виталием (Борисовым-Жегачёвым) и астраханским гражданским губ. В. Г. Пяткиным предложения об обращении калмыков в Православие представил в Синод и И. Приняв во внимание позицию духовенства и местной администрации, Синод решил учредить миссию только в Саратовской епархии с центром в Царицыне (ныне Волгоград). Крещение калмыков на территории Астраханской епархии Синод отложил «до более благоприятных обстоятельств» и предписал ограничиться частными случаями крещения.

http://pravenc.ru/text/200273.html

и разоблачено в нем совершенно от схоластики и Латинского языка и таким образом введено в круг Русской литературы и предложено, так сказать, ко всеобщему употреблению для всех любителей богословских познаний» (23-е присуждение учрежденных П. Н. Демидовым наград, 28 мая 1854 г. СПб., 1854. С. 29-42). Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический. Литография П. Ф. Бореля. сер. - 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический. Литография П. Ф. Бореля. сер. - 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) И., которого называли «русским Златоустом», особенно прославился своими проповедями. По мнению мн. современников, в искусстве проповеди он сделал настоящий переворот. Известность проповедника пришла к И. уже в С.-Петербурге, где он читал проповеди в Александро-Невской лавре, Казанском соборе и др. церквах. В КДА проповедовал почти за каждым богослужением, его проповеди привлекали множество верующих. Нек-рые почитатели ходили на проповеди И. с бумагой и записывали сказанное им. В Киеве слушать его приходили поляки, в Одессе - мусульмане, караимы, иудеи, к-рых И. приглашал специально. В 1834 г. на проповеди И. обратили внимание при имп. дворе после доклада обер-прокурора С. Д. Нечаева имп. Николаю I «о новом блестящем даровании красноречия духовного». Его проповеднический талант развился гл. обр. на изучении творений свт. Иоанна Златоуста, а также Ж. Б. Боссюэ, Ж. Б. Массийона и др. знаменитых проповедников Запада. По одним отзывам, И. тщательно готовил свои проповеди и произносил наизусть, по другим - был преимущественно импровизатором. Его ораторские способности дополнялись прекрасной дикцией, выразительной жестикуляцией, мимикой. И. говорил просто и естественно, давая время вдуматься в слова и поражая быстротой переходов от одного предмета к другому. Любимой темой проповедей И. было искупление человека и спасительная сила страданий. 23 апр. 1857 г. в Симферополе состоялось последнее богослужение владыки, за которым он произнес проповедь о загробной жизни: «Главное поле брани для Христианина есть его сердце.

http://pravenc.ru/text/389617.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНТИЙ II (1110/15-1185), свт. (пам. 14 мая), патриарх Иерусалимский (1174/75/76-1185). Патриаршество Л. пришлось на время господства крестоносцев в Иерусалиме. Правосл. патриархи и епископы были вытеснены со Св. земли, их место заняла лат. церковная иерархия. Архиереи Иерусалимской Церкви нашли убежище в Византии, где более века сохранялось преемство Иерусалимских патриархов в изгнании. Л. был единственным патриархом в изгнании, посетившим Св. землю. Источники Известны 2 рукописи с Житием Л.: Patm. 187 (А) (XIII в.) и Patm. 896 (В) (кон. XII - нач. XIII в.), последняя обнаружена на о-ве Патмос в 1964 г. (описание рукописей и сведения о первых изданиях см.: The Life of Leontios. 1993. P. 25-27). Оба манускрипта находятся в б-ке мон-ря во имя св. Иоанна Богослова на Патмосе (см. ст. Иоанна Богослова апостола монастырь на Патмосе ). Между рукописями есть небольшие различия, заключающиеся в расположении нек-рых частей текста, а также в содержании рассказа об ученике Л. Антонии (Арсении). Несмотря на это, рукописи во многом совпадают и даже содержат одинаковые грамматические и орфографические ошибки. Можно предположить, что либо оба манускрипта переписаны с одного оригинала (неизвестен), либо рукопись А переписана с рукописи В. Святители Аверкий Иерапольский и Леонтий Иерусалимский. Икона. XIX в. (ЦАК МДА) Святители Аверкий Иерапольский и Леонтий Иерусалимский. Икона. XIX в. (ЦАК МДА) На 1-м листе рукописи Patm. 187 (A) в оглавлении указано, что Житие составлено мон. Феодосием из К-поля. Более точные сведения представлены на 1-м листе рукописи, где в оглавлении сообщается, что автор - мон. Феодосий Гудел. Очевидно, это тот же самый человек (Феодосий Византиец), который написал «Похвалу прп. Христодулу» (Patm. 179. Fol. 100). О нем ничего не известно, за исключением того, что он сам сообщает в тексте Жития. Он был младшим современником Л. и знал его лично. Также он был знаком с некоторыми близкими Л. людьми: с Антонием, учеником святителя и буд. игуменом на Патмосе, к-рый и предоставил Феодосию большую часть сведений о жизни Л.; с мон. Иларионом и, вероятно, со свящ. Евлогием, прислуживавшим Л. в К-поле до конца его дней, и др. Житие было составлено по прошествии ок. 20 лет после смерти Л. В «Похвале прп. Христодулу» (см. ст. Христодул Латрин , основатель мон-ря Иоанна Богослова) Феодосий сообщает о себе, что он был учеником Л. Семья Гуделов была довольно известной, некоторые ее члены занимали высокие посты. Цикандил Гудел был родственником имп. Мануила I Комнина . Неизвестно, в каких отношениях состоял с ними автор Жития. Текст может служить источником сведений о политике Византии в отношении крестоносцев на Св. земле, о положении дел на островах Крите и Кипре.

http://pravenc.ru/text/2463535.html

К. Е. Скурат Экзегеза Свт. Амвросий Медиоланский не допускает имп. Феодосия I к причастию. Гравюра А. Грачёва. Сер. XIX в. (ЦАК МДА) Свт. Амвросий Медиоланский не допускает имп. Феодосия I к причастию. Гравюра А. Грачёва. Сер. XIX в. (ЦАК МДА) А. не развил собственной герменевтической теории: в своих толкованиях он обращался к творениям др. богословов - Оригена, свт. Василия Великого, Евсевия Кесарийского , свт. Ипполита Римского, Дидима Слепца и свт. Афанасия Великого. Из иудейских источников А. пользовался преимущественно сочинениями Филона Александрийского , но знал и работы Иосифа Флавия . А. в качестве источника использовал и греч. философию, он был убежден, что греч. мудрость восходит к Библии (De exc. Sat. I 42. 1-9). Фундаментальной предпосылкой, определяющей характер толкования А., было убеждение, что «все божественное Писание дышит благодатью Божией» (Exp. Ps. 1. 4). При этом в понимании богодухновенности Писания А. сочетает взгляды Филона Александрийского и нек-рых христ. экзегетов (Климента Александрийского, Оригена и др.). Подобно Филону и многим апологетам, А. называет авторов священных книг органом гласа Божия (divinae vocis organum), послушно издающим звуки Божественного откровения (Ep. 27. 13) и не говорящим ни слова от себя (Ep. 2. 3). Вместе с тем вслед за Оригеном А. признает, что даже при наитии Св. Духа на пророков и апостолов деятельность их разума не прекращается, просвещаясь «блеском Божественной мудрости» тем больше, чем выше их нравственное совершенство (Ep. 2. 4). Соответственно разные части Свящ. Писания и даже одной и той же книги могут отличаться степенью своей богодухновенности: в ВЗ, напр., А. особо выделяет Моисеево Пятикнижие и Псалтирь (Ep. 31. 1; Exp. Ps. 1. 4). Наиболее важным качеством пастыря А. считает «старание и ревность в том, что касается Божественного Писания» (De offic. ministr. I 3). Изучению Свящ. Писания он отдавал все свободное время, библейские цитаты и аллюзии пронизывают все его проповеди и творения. Писание для А. содержит ответы на все вопросы и ситуации жизни (De Sp. St. I 150), в нем можно встретить Самого Бога (De parad. 68). Бог уготовил людям 2 спасительные трапезы: Евхаристию и слова Писания (Exp. Luc. 6. 63; Expos. Ps. CXVIII. 14. 2).

http://pravenc.ru/text/114346.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010