Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАРФЕНИЙ (Краснопевцев Петр Иоаннович; 24.08.1792, с. Симоново Алексинского у. Тульской губ.- 25.03.1855, Киево-Печерская лавра), прп. Киевский, Алексинский (пам. 17 марта и 15 июля - в Соборе Киевских святых). Род. в благочестивой семье причетника ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Симонове Иоанна Федоровича Краснопевцева и его супруги Анны. Старший брат П., Василий, был пострижен в монашество с именем Венедикт в белёвской Введенской Жабынской пуст. (см. Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской монастырь ), с 1821 г.- ее игумен и настоятель. 5 февр. 1805 г., по окончании Тульского ДУ, П. И. Краснопевцев переведен в Тульскую ДС учеником высшего грамматического класса 1-го отд-ния. Он с юности имел склонность к монашеской жизни, летом 1814 г. отправился пешком на богомолье в Киево-Печерскую лавру, где его приютил иером. Антоний (Смирницкий ; впосл. архиепископ Воронежский и Задонский). Краснопевцев получил благословение остаться на послушание в лавре у схим. Михаила († 22 апр. 1815), известного прозорливостью, и пробыл в лавре с авг. 1814 по 22 марта 1815 г. За это время иером. Антоний был назначен начальником Ближних пещер (20 сент. 1814), а затем наместником лавры (2 янв. 1815). Невзирая на желание остаться в лавре, Краснопевцев был вынужден вернуться и продолжить обучение в семинарии, но после многочисленных попыток его просьба об увольнении была удовлетворена, т. о. он не окончил полный курс образования. Прп. Парфений (Краснопевцев). Литография. Сер. XIX в. Мастерская Ж. Р. Ламерсье (ЦАК МДА) Прп. Парфений (Краснопевцев). Литография. Сер. XIX в. Мастерская Ж. Р. Ламерсье (ЦАК МДА) П. И. Краснопевцев стремился вернуться в Киево-Печерскую лавру, но родители, желавшие видеть его рядом, уговорили его поступить причетником к ц. Рождества Пресв. Богородицы и жениться на дочери священника. Не дождавшись дня венчания, Краснопевцев ушел в Киев, но вернулся после двухмесячного странствия, т. к. не получил увольнения из епархиального ведомства. Родители подыскали ему др. невесту, дочь священника из Калужской епархии. Отец невесты вскоре умер, и Краснопевцев отправился к еп. Калужскому и Боровскому Антонию (Соколову; впосл. архиепископ Подольский и Брацлавский) с прошением предоставить ему место покойного, но получил отказ. Перед тем как вступить в брак Краснопевцев побывал в Туле и снова обратился с просьбой об увольнении к недавно вступившему на Тульскую и Белёвскую кафедру еп. Аврааму (Шумилину), к-рый поддержал его и на следующий день выдал билет с полным увольнением из епархии ( Хрулёва. 2008. С. 36). Родители Краснопевцева увидели в этом событии проявление Божией воли и благословили сына стать монахом.

http://pravenc.ru/text/2579067.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ Кирилл (Богословский-Платонов), архиеп. Подольский и Брацславский. Портрет. Кон. 30–40-х гг. XIX в. Неизвестный художник (ЦАК МДА) Кирилл (Богословский-Платонов), архиеп. Подольский и Брацславский. Портрет. Кон. 30–40-х гг. XIX в. Неизвестный художник (ЦАК МДА) (Богословский-Платонов Константин Лукьянович; 14.05.1788, с. Воздвиженское Московской губ.- 28.03.1841, С.-Петербург), архиеп. Подольский и Брацлавский. Род. в семье свящ. Лукьяна Яковлевича Воздвиженского († 1806), с 1789 г. служившего в с. Могильцы (Богословское). Начальное образование получил под руководством отца, «человека умного и весьма образованного» ( Беляев. 1888. 6. С. 151). «Будучи мальчиком,- вспоминал впосл. К.,- в святки я рядился монахом. Верно, это было предвестием моей судьбы». В 1797 г. Константин вместе с младшим братом Иваном поступил в Троицкую лаврскую семинарию, получив фамилию Богословский. Проучившись год в низшем грамматическом классе и 2 года в высшем, он год занимался в классе поэзии и 4 года (вместо 2, для большего усовершенствования) в классе риторики, затем перешел в философский класс и в класс богословия. В семинарских ведомостях за 1801 г. о нем сказано: «Остр и успевает довольно». В 1806 г., после кончины отца и брата, К. стал воспитанником митр. Московского Платона (Левшина) с фамилией Богословский-Платонов. В 1808 г. К. был переведен в СПбДА. Вместе с ним на 1-м курсе (1809-1814) обучались товарищи по Троицкой семинарии буд. архипастыри Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) , Григорий (Постников) и Павел (Подлипский) . Из наставников Троицкой семинарии в 1808 г. в С.-Петербург были вызваны архим. Евграф (Музалевский-Платонов), назначенный ректором академии, иеродиак. Филарет (Дроздов) , ставший в февр. 1810 г. бакалавром, а в марте 1812 г. ректором СПбДА. По окончании курса в 1814 г. со степенью магистра К. был оставлен в академии бакалавром церковной истории. 28 авг. 1814 г. принял монашеский постриг. Во время обучения в Троицкой семинарии и в СПбДА К. сблизился с архиеп. Московским свт. Филаретом (Дроздовым), которому «был предан всею душею» (Там же. С. 155). Под руководством святителя проходило служение К.

http://pravenc.ru/text/1840315.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТАЛИЙ (VII в.), прп. Александрийский (пам. 22 апр., пам. греч. 11 янв.), инок мон-ря прп. аввы Серида (пам. 13 авг.) в Газе. Пришел в Александрию в возрасте 60 лет во время Патриаршества свт. Иоанна V Милостивого (пам. 12 нояб.). В. нес необычный духовный подвиг. Нанимаясь на работу в городе, он брал за свой труд 12 медных монет, на одну из к-рых вечером покупал скудную пищу, весь день проводя в посте. Остальные деньги В. тратил в публичном доме: составив список всех блудниц Александрии, он поочередно обходил каждую, Прп. Виталий Александрийский. Икона. Нач. XIX в. (ЦАК МДА) Прп. Виталий Александрийский. Икона. Нач. XIX в. (ЦАК МДА) отдавая ей деньги с условием, что женщина в эту ночь воздержится от греха. Сам же В. проводил ночь в молитвах за блудницу, взяв с нее клятву не разглашать его поступок. Однажды некая женщина попыталась рассказать о подвиге старца, но по Божию попущению подверглась беснованию. Мн. падшие женщины, вняв увещеваниям старца, раскаивались и оставляли постыдное занятие. Однако горожане, уверенные в том, что В. еженощно предается греху, обвиняли его в том, что он позорит монашеский чин. Святой же, стремясь любой ценой скрыть свое богоугодное делание, отвечал, что и монахи имеют плотские слабости. Однажды, повстречав В. на пороге публичного дома, некий юноша ударил его по щеке, обличая в мнимом грехе. В. предсказал ему, что юноша получит в ответ такой удар, что весь город услышит его крик. Вскоре юноше явился бес и ударил его по щеке так сильно, что на крик сбежалось огромное количество народа. Придя в себя, юноша привел людей к келье подвижника, где они нашли коленопреклоненного В., скончавшегося во время молитвы. Тогда бывшие в толпе блудницы рассказали о его подвиге, и горожане раскаялись в своем осуждении, удивляясь необычайному смирению старца. От мощей В. происходили исцеления. В его погребении участвовал Патриарх, в свое время не поверивший доносу на святого. Юноша, получивший удар от беса, стал монахом, а мн. свидетели жизни В. взяли себе за правило никогда не осуждать ближнего.

http://pravenc.ru/text/158816.html

Заслуживает внимания «Катехизис, или Краткое изложение христианского закона» иерея Александра Беликова (1818). К. представляет собой сокращенное изложение правосл. богословия и делится на 2 части: основное и догматическое богословие. Во 2-й части присутствуют в качестве составных членов откровенного богопознания, основанного на Символе веры, отделы о молитве Господней и десяти заповедях. Катехизис свт. Филарета (Дроздова) - официальный катехизис РПЦ Свт. Филарет (Дроздов). Сер. XIX в. Неизвестный художник (ЦАК МДА) Свт. Филарет (Дроздов). Сер. XIX в. Неизвестный художник (ЦАК МДА) «Пространный христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви» свт. Филарета Московского приобрел достоинство «символической книги» Русской Церкви. К. следует структуре «Православного исповедания» митр. Петра (Могилы). Первоначальный текст К., составленного архиепископом (с 1826 - митрополит) Московским, свт. Филаретом (Дроздовым) (1782-1867) по поручению Святейшего Синода в 1822 г., был закончен и дважды издан в 1823 г. (об истории издания К. свт. Филарета подробно см.: Дунаев А. Г. Предисловие//Пространный христ. Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви/Сост.: свт. Филарет (Дроздов). М., 2006. С. 3-12). Символ веры, Молитва Господня и декалог цитировались в русском переводе (гражданским шрифтом) параллельно с церковнославянским, библейские и святоотеческие тексты - только в рус. переводе. Краткая редакция К., изданная в 1824 г., была сокращением пространной. «Краткий катехизис» предназначался для лиц, не имевших среднего или высшего образования. После прекращения деятельности и роспуска в 1824 г. Российского библейского об-ва, официально закрытого в 1826 г., перевод Свящ. Писания на рус. язык был подвергнут критике; как следствие, и К. был изъят из обращения до 1827 г. ( Барсов. 1881). Архим. Фотий (Спасский) , противник перевода Свящ. Писания на рус. язык, даже назвал творение свт. Филарета «канавной водой» (Письмо 1823 г. А. А. Павлову// Барсов Н. И. Князь А. Н. Голицын и архимандрит Фотий в 1822-1825 гг.//РС. 1882. Т. 33. 3. С. 275-296; см.: С. 287). При защите К. свт. Филарет обратил внимание на то, что текст одобрен Святейшим Синодом и издан по повелению Его Императорского Величества, поэтому суд над ним принадлежит Поместному или Вселенскому Собору, но не представителям светской власти или отдельным священнослужителям.

http://pravenc.ru/text/1683893.html

Непростым оказался кадровый вопрос: выбор начальствующих, формирование профессорско-преподавательской и студенческой корпораций. Еще после майского указа Синода преосв. Августин сделал запросы в правления Московской академии и Троицкой и Вифанской семинарий: кто из учителей сможет преподавать «по предположенному новому порядку учения» и по каким предметам. Преподавателям предлагалось представить конспекты «тех наук, к преподаванию которых они чувствуют себя способными», при этом учащие побуждались «присовокупить и другие какие-либо опыты своего знания» ( Смирнов С. К. 1879. С. 2). На оставшиеся после обсуждения этих предложений и рассмотрения конспектов вакантными места предполагалось призвать выпускников СПбДА. Корпуса Московской Духовной Академии. Фотография. 2016 г. Корпуса Московской Духовной Академии. Фотография. 2016 г. Свт. Филарет (Амфитеатров), митр. Киевский. Портрет. 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) Ректором МДА по рекомендации еп. Августина был назначен архим. Симеон (Крылов-Платонов) , состоявший с 1810 г. на той же должности в Славяно-греко-латинской академии. Одновременно архим. Симеон был утвержден настоятелем Донской иконы Божией Матери московского монастыря . Инспектором был назначен архим. Филарет (Амфитеатров) , переведенный с той же должности из СПбДА и имевший опыт устроения духовной академии по правилам нового Устава. По Уставу 1814 г. преподавательская корпорация должна была состоять из 6 профессоров и 12 бакалавров - адъюнкт-профессоров. В бакалавры МДА были определены 3 учителя Славяно-греко-латинской академии, один учитель Лаврской семинарии, остальные 8 были избраны из выпускников СПбДА. Реформой 1808-1814 гг. вводилась система присвоения ученых степеней: кандидата и магистра богословия, а для состоявшихся ученых - доктора богословия. Несмотря на то, что Академическая конференция (АК) МДА была открыта только в 1818 г. (при 1-м выпуске), корпорация МДА уже в первые годы представляла собой достаточно сложившееся ученое сообщество и с т. зр. новых критериев - наличия научно-богословских степеней. В ее составе были д-р богословия - инспектор, а с 1816 г. ректор архим. Филарет (Амфитеатров), 7 магистров (выпускники СПбДА: Г. А. Левитский (Левицкий), И. К. Носов (до 1815), В. И. Кутневич, П. И. Розанов, В. В. Херсонский, А. И. Тяжелов, М. Ф. Божанов (с 1815)) и кандидат Г. К. Огиевский.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

2003. С. 519); в наст. время в Успенском иконостасе, в левой части местного ряда. Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент створки иконы «София Премудрость Божия». XIX в. (ЦАК МДА) Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент створки иконы «София Премудрость Божия». XIX в. (ЦАК МДА) Образ И. в рост находился в возглавии его раки ( Макарий (Миролюбов). 1860. Т. 2. С. 157; Описи Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 90 - опись 1749 г.; Там же. С. 156 - опись 1751 г.). Согласно описям XIX в., над ракой И. стояла «сень резная золоченая, на коей образ Святаго Иоанна архиепископа обложен фольгою» (Описи Софийского собора 1833 г. 2003. С. 537. 161). Возможно, к нач. XX в. в музейные собрания из Софийского собора попали иконы с изображением И., описанные Гусевым: пядница XVI в. (?) плохой сохранности и храмовый образ XVII в. (?) с молением святителей И. и Никиты Спасу Еммануилу ( Гусев. 1903. С. 4). Древнейшие произведения с образом И. представлены в лицевом шитье. Пелена небольшого размера, соответствующего пядничной иконе, происходит из костромского Ипатиевского мон-ря (нач. XVI в., ГММК; Маясова. 2004. С. 104-105. Кат. 12). Основываясь на датировке ткани, особенностях стиля и технологии, исследователи приписывают пелену мастерской боярыни Настасьи Овиновой, из числа переведенных в Москву на жительство знатных новгородцев ( Маясова Н. А. Светлица новгородской боярыни в Москве//ПКНО, 1985. М., 1987. С. 330-344). И. изображен по пояс, в коричневой монашеской мантии, в синей схиме с шитыми красным крестами, куколь на плечах, седая борода округлой формы, десница перед грудью в благословении, в левой руке - свиток; подпись: «Оаг иа(н) чю(д)творец horopoдъцkiй». Фрагмент с фигурой И. (нач. XVI в., НГОМЗ; см.: Игнашина. 2003. С. 40. Кат. 15) с поднятыми в молении руками входил некогда в состав сборной пелены с композицией «Положение во гроб» в центре и с фигурами святых на полях. Святитель сед, с окладистой бородой, в темной рясе и в мантии с источниками, стоит под килевидной аркой. Святители Иоанн и Никита. Фрагмент шитой пелены «Избранные Новгородские святые». Сер. XVII в. (НГОМЗ)

http://pravenc.ru/text/468947.html

Колочская икона Божией Матери. 1897 г. (ЦАК МДА) Колочская икона Божией Матери. 1897 г. (ЦАК МДА) Образ К. и. включается в состав гравюр или икон с изображениями мн. почитаемых икон Пресв. Богородицы, напр., в числе 160 на гравюре нач. XIX в. работы мастера Долгова ( Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 484). Возможно, к подобным тиражным композициям восходят соответствующие клейма больших икон, таких как «Пресв. Богородица Неопалимая Купина с чудотворными иконами Богоматери» (1894, иконописец В. А. Кукин, частное собрание). На них отсутствуют образы святых, Богородица изображена по пояс, с Младенцем на левой руке, правая приподнята в жесте моления, Еммануил склоняет к Ней головку и благословляет. На иконе, по-видимому, написанной в Сызрани, в подобном клейме с надписью «Колщчския Пресв. Бдца» Младенец поднимает лицо к Богоматери, правой поднятой ручкой благословляет Ее; образы святых отсутствуют (сер. XIX в., Музей иконы на Рогожском кладбище в Москве). Вариант К. и. с погрудным изображением Богоматери, держащей на левой руке Младенца, с образом Св. Троицы в верхней части, с фигурами свт. Николая Чудотворца и прор. Илии известен по описанию иконы, почитаемой в Гжатске Смоленской губ. Н. П. Кондаков отметил такие черты, как облачный сегмент вокруг Св. Троицы, погрудные изображения не только Богоматери, но и святых по сторонам от Нее. Исследователь определял К. и. как «юго-восточный вариант Одигитрии» и как корсунскую по происхождению, т. е. из числа древнейших русских икон ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 223). Подобная же композиция К. и. была воспроизведена на хромолитографии Е. И. Фесенко, отпечатанной в 1894 г. в Одессе. Ножки Младенца прикрыты обширной полой Его гиматия, Он благословляет поднятой правой ручкой, в левой - свиток. Над главами Божией Матери и Младенца короны (княжеского образца), за плечами - фигуры свт. Николая Чудотворца и прор. Илии. Стиль изображения близок к академической иконописи сер.- 2-й пол. XIX в., а формы корон, возможно, неизвестного барочного образца.

http://pravenc.ru/text/1841796.html

Арх.: РГБ ОР. Ф. 236. 137, 138; БАН. Ф. текущих поступлений. 142. Л. 266-282. Соч.: Собр. поучительных слов. СПб., 1755-1759. М., 1828, 1855. Лит.: Заведеев П. История рус. проповедничества от XVII в. до наст. времени. Тула, 1879; Титов Ф. И. К биогр. Гедеона Криновского, еп. Псковского и Нарвского. Каз., 1907; Харлампович К. В. Малорос. влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Т. 1. А. И. Раздорский Иконография Гедеон (Криновский), еп. Псковский. Гравюра П. Дружинина. 3-я четв. XVIII в. Гедеон (Криновский), еп. Псковский. Гравюра П. Дружинина. 3-я четв. XVIII в. Наиболее ранний известный портрет Г.- гравюра в технике меццо-тинто, 3-й четв. XVIII в., исполненная мастером П. Дружининым на фабрике М. Артемьева в Москве ( Смолич. История РЦ. Ч. 2. С. 29). Это поколенное изображение иерарха в небольшом повороте влево, в черном клобуке и архиерейской мантии с образами святых на скрижалях (у Д. А. Ровинского ошибочно указано, что «в облачении схимника»), правой рукой перелистывает книгу, в левой - жезл со змеевидным навершием, без сулока, на груди - панагия с иконой Спаса Нерукотворного, слева вверху - герб. Портрет дополнен виршами, прославляющими Г. как проповедника («Различны Дух Святый таланты уготова; сего ж благоволил почтить талантом слова...»). Изображение в более упрощенном варианте повторяется на поясном портрете (в овале), награвированном пунктиром в нач. XIX в. мастером И. Розоновым, работавшим для изданий П. П. Бекетова (оттиски 1843: РГБ, ЦАК МДА). По-видимому, на основе первоначального образца была создана литография 2-й четв.- сер. XIX в. работы Л. Лориса, издание И. Х. Дациаро (ЦАК МДА), упомянутая в справочнике В. Я. Адарюкова ( Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 213). «Оригинальные» (некопийные) портреты архипастыря находились в кон. XIX в. в Митрополичьих палатах ТСЛ, в собрании Н. И. Путилова ( Ровинский. Т. 4. Стб. 236, 291). Лит.: [Бекетов П. П. ] Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их крат. жизнеописания. М., 1843; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 553. Т. 4. Стб. 236, 291; Духовные светочи России. С. 98. Кат. 84.

http://pravenc.ru/text/161870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ Прп. Варсонофий (Плиханков). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Прп. Варсонофий (Плиханков). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦАК МДА) (Плиханков Павел Иванович; 5.07.1845, с. Сакмара Оренбургского у. и губ.- 1.04.1913, г. Коломна Московской губ.), прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев). Отец В. был из казаков, занимался торговлей. Мать В. скончалась при родах, отец женился вторично, благочестивая мачеха привила В. с раннего детства любовь к церковной службе, шестилетнему мальчику чудесным образом было предсказано буд. духовное служение. После окончания школы в 1854 г. П. Плиханков поступил в гимназию в Полоцке, при к-рой жил в пансионе, в 70-х гг. XIX в. окончил Оренбургское казачье военное уч-ще, затем штабные офицерские курсы в С.-Петербурге. С 1884 г. служил начальником мобилизационного отд-ния в штабе Казанского военного окр., жил в Казани, к кон. 80-х гг. получил чин полковника. Ведя строгую молитвенную жизнь, Плиханков избегал светских приемов, ежедневно бывал в храме, посещал казанские мон-ри, общался с блж. старицами Евфросинией и Аннушкой, последняя сокровенным образом предсказала ему монашество и схиму. Познакомился с проф. КазДА архим. Антонием (Вадковским) , к-рый подарил ему кн. «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» . Плиханков начал практиковать Иисусову молитву, но вскоре оставил ее из-за отсутствия духовного наставника. Однажды в кон. 80-х гг. он молился в московском храме Кадетского корпуса на литургии, к-рую совершал св. Иоанн Кронштадтский . К концу службы Плиханков прошел в алтарь. В это время прот. Иоанн переносил Дары с престола на жертвенник; поставив чашу, Кронштадтский пастырь вдруг приблизился к офицеру, поцеловал ему руку и быстро отошел. Стремясь узнать волю Божию о себе, Плиханков посетил мн. мон-ри и храмы на Волге; ради встречи с прп. Амвросием (Гренковым) в авг. 1889 г. побывал в Оптиной пуст., прп. Амвросий посоветовал ему через 2 года поселиться в пустыни. Летом 1891 г. Плиханков съездил в Оренбург и взял благословение у мачехи на иночество. Побывав в ТСЛ, в Черниговском скиту и у прп. Варнавы (Меркулова) , Плиханков вернулся в Казань, 17 дек. 1891 г. выехал в Оптину пуст.

http://pravenc.ru/text/154329.html

1836 г. точно переданы черты лица святого и детали его облачения с ранних портретов ( Митрофан (Воронцов), архим. Хвалебное приношение веры новопрославленному свт. Митрофану, еп. Воронежскому. М., 1836. Вкл.; Зеленина. 2009. С. 160, 167, 200. Ил. 134, 171). Помимо московских и воронежских эстампов образ М. воспроизводили на столичных литографиях: одна из них, отмеченная высоким профессионализмом исполнения, согласно подписи, литографирована акад. К. П. Беггровым с иконы, привезенной из Воронежа камергером Г. Г. Бибиковым (1833; РНБ, ГРМ; цензурное разрешение см.: РГИА. Ф. 807. Оп. 1. Д. 504). Святитель изображен вполоборота влево, в облачении схиепископа (схима светлого тона), с наперсным крестом, десницей именословно благословляет, в левой руке - жезл-реликвия с сулоком. На эстампе кон. 30-х - 40-х гг. XX в. Е. Демезона (ГРМ, ЦАК МДА), напечатанном в Париже в мастерской Ж. Р. Ламерсье, к-рый считался лучшим изготовителем литографий в Европе, и на ее точной копии (1849, мастерская А. П. Руднева - РГБ, ЦАК МДА) М. представлен с возведенным «горе» взором и ореолом сияния на фоне. В обоих вышедших из Воронежа изводах иконографии М. композиция часто дополняется иконой Божией Матери «Одигитрия» (Смоленская). По преданию, этот образ являлся келейной иконой святителя, к-рой патриарх Иоаким благословил его по совершении архиерейской хиротонии. После открытия мощей М. его келейная икона-пядница была поставлена «пред мощами на задней стороне первого столба», в кон. XIX в. «убрана жемчугом в серебро-позлащенной, украшенной драгоценными камнями ризе» (Воронежский Благовещенский Митрофанов мон-рь. 1887. С. 10-11; РА ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 1047. Л. 17-17 об.). Др. икона той же иконографии, но большого размера, «греческой старинной живописи», стоявшая у места погребения М. в Благовещенском соборе, являлась одной из местночтимых святынь собора и тоже связывалась воронежцами с именем святого (по преданию, находилась в Азове в мон-ре св. Иоанна Предтечи, затем в Троицком Борщёвском мон-ре, с 1737 г.- в Благовещенском соборе). Точно неизвестно, какая именно из 2 несохранившихся святынь воспроизводилась на той или иной иконе М. (цвета фона и одеяний Богородицы и Младенца варьируются). Единственное свидетельство того, как выглядел чтимый келейный образ,- список 1893 г. работы И. Черкасова (Покровский собор Воронежа) с подписью: «Копировалъ съ браза въ воронжеско(м) блговщенско(м) соборе над гробомъ пр(св)щеннаго митрофана. в схимонасехъ мakapi епископа I возобнов иконоц иван черкасовъ. 1893го г. мai 5 дн()» (Воронежский епарх. вестник. Воронеж, 2004. 1(71). Ил. на обл.).

http://pravenc.ru/text/2563404.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010