Сретенский монастырь основан в конце XIV века на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. С тех пор 8 сентября (26 августа по старому стилю) стало в столице Днем города. В этот день ежегодно до 1918 года москвичи совершали крестный ход из Кремля в Сретенский монастырь. Трагические события XX века сильно отразились на внешнем виде обители. В конце 1925 года Сретенский монастырь, одним из последних настоятелей которого был священномученик Иларион (Троицкий), был закрыт. В 1928-1930 годах была разрушена большая часть храмов и сооружений монастыря. В оставшихся зданиях, как и в большинстве строений по улице Большая Лубянка, расположились подразделения НКВД. К 1917 году в монастыре было три храма, к нашему времени сохранился только один – собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, который и сегодня далеко не вмещает всех прихожан обители, собирающихся на богослужения в праздничные и воскресные дни. Зачастую людям приходится молиться на улице. По благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в соответствии с решением попечительского совета монастыря, производится реконструкция, а также новое строительство зданий и сооружений на территории Сретенского монастыря. В рамках комплекса работ предусматривается строительство храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке. Храм в честь Новомучеников Российских будет построен на Лубянке к 100-летию русской революции — в 2017 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/gradostroitelnaya-komi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Костромские свв. - житие Более 30 угодников Божиих подвизались в монашеском подвиге на Костромской земле. Последователи отцов русского монашества Феодосия и Антония Печерских, ученики Сергия Радонежского, принесли они в край Костромской строгое монашеское общежитие и утвердили здесь христианство. Их знали, любили, почитали, им молились, получали от них исцеления. Ими было построено 18 монастырей, которые стали центрами духовной культуры края. Среди костромичей были широко распространены иконы этих святых. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1981 году установлен соборный праздник святых древней Костромской земли. 23 января/5 февраля 1982 года, в день памяти преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца, было впервые совершено празднование Собора святых, в земле Костромской просиявших. По свидетельству русских летописей, город Кострома был основан в 1152 г. После смерти великого князя владимирского Всеволода, по прозвищу Большое Гнездо (1154—1212), во Владимирском княжестве образовались три удела: Суздальский, Московский и Костромской. В XIV—XV вв. ученики преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько монастырей на Костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один — по реке Шексне на Белоозере, другой — по реке Костроме на Вычегду. В освоении костромского междуречья трудились преподобные Аврамий Чухломской (+ 1375; память 20 июля/2 августа) — основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских племен; Иаков Железноборовский (+ 1442; память 11/24 апреля), Макарий Писемский (XIV в.; память 10/23 января), Павел Обнорский (+ 1429; память 10/23 января). По благословению преподобных Кирилла Белозерского (+ 1427; память 9/22 июня), также ученика аввы Сергия, и преемника Кирилла — Корнилия Комельского — на Костромской земле подвизались впоследствии преподобные Геннадий Костромской и Любимоградский (+ 1565; память 23 января/5 февраля), Кирилл Новоезерский (+ 1532; память 4/17 февраля), Адриан Монзенский (+ 1610; память 5/18 мая) — основатель Благовещенского монастыря на реке Монзе, Ферапонт Монзенский (+ 1597; память 12/25 декабря). Введенскую пустынь основал преподобный Иаков Брылинский, иначе Брылеевский (XV в., память 11/24 апреля) — ученик и сподвижник преподобного Иакова Железноборовского.

http://pravicon.com/info-2725

Икона святого Стефана Великопермского передана в храм Красного Села сентября 2018 В память о блокаде представители пермского землячества Санкт-Петербурга 16 сентября передали в дар Свято-Троицкому храму Красного Села икону Стефана Великопермского. " В 1941-1942 годах шла массовая эвакуация жителей города, большинство, почти четыреста тысяч, было эвакуировано в Пермский край (Молотовскую область) " , - напомнил блокадник Герман Смирнов. Он нашел древний образ, с которого в Свято-Троицком Стефановом монастыре Перми сделали список. " Церковь чтит первого епископа пермского за великий духовный подвиг и миссионерскую деятельность. В начале XIV века он решился в одиночку крестить народы Северо-Востока Руси " , - отметил, принимая дар, настоятель храма протоиерей Георгий Волобуев . Чтобы христианство крепло, Стефан проповедовал на местном наречии и подарил коренному населению письменность, создав азбуку из 24-х букв. Он перевел православные молитвы (до нас дошли три из них), строил храмы. Первый из них был возведен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в устье реки Выми. Храмы украшались иконами, многие из которых проповедник написал сам. В годы войны святой стал покровителем и заступником 379 тысяч эвакуированных ленинградцев. В каждом действовавшем храме была икона Стефана Великопермского. В годы войны перед его образом эвакуированные молились о родных и близких. Население самой Перми тогда составляло 300 тыс человек, то есть фактически каждым вторым жителем города стал ленинградец. Для приезжих ремонтировали старое жилье и строили новое, собирали теплые вещи, мебель. В Молотовской области разместили промышленные предприятия, детские дома и учебные заведения, Русский музей, Мариинский театр, ТЮЗ. ИА " Вода живая " , 16.09.18 Поделиться Упоминания в новостях 27 апреля 2024 5 июня 2023 30 ноября 2022 15 октября 2022 11 июня 2022 17 января 2024 24 декабря 2023 6 декабря 2023 16 октября 2023 3 октября 2023 23 сентября 2023 27 августа 2023 10 августа 2023 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Приветствие председателя Государственной Думы ФС РФ участникам и гостям XIV Всемирного русского народного собора 25 мая 2010 г. 14:25 25 мая 2010 года, в день открытия XIV Всемирного русского народного собора , председатель Государственной Думы ФС РФ Б.В. Грызлов направил приветствие участникам и гостям форума. Ваше Святейшество! Уважаемые организаторы, участники и гости XIV Всемирного русского народного собора! От имени Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации приветствую вас, собравшихся на этот общественно-церковный форум, являющийся одной из центральных дискуссионных площадок для широкого публичного обсуждения наиболее актуальных и важных тем. На протяжении всех последних лет Всемирный русский народный собор уделяет особое внимание вопросам образования, патриотического воспитания и молодежной политики. В основе этой позиции лежит глубокое понимание важности фактора стабильности и благополучия страны, достижения социальной гармонии, установления крепких связей между поколениями. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что именно закрепленные в национальной культуре нравственные установки, модели поведения предопределяют успешное развитие личности и нации в целом. Значительную роль в передаче этих ценностей новым поколениям играют институты гражданского общества, религиозные организации и прежде всего Русская Православная Церковь, которая постоянно проповедует любовь к Родине и к ее славным историческим традициям. Знаменательно, что на прошлой неделе Государственная Дума приняла федеральный закон о включении в перечень памятных дат России новой памятной даты: 28 июля — День Крещения Руси. В этом году Всемирный русский народный собор проходит в дни, когда в нашей стране с особыми чувствами отмечается 65-летие Великой Победы. Эта священная дата объединила всех и никого не оставила равнодушным. Сберегая достигнутое единство и сохраняя общую историческую память, мы создаем прочный фундамент для будущих поколений. Надеюсь, что в ходе содержательных соборных дискуссий будет выработано общее понимание путей дальнейшего духовно-нравственного развития нашего общества на основе традиционных ценностей. Желаю всем участникам XIV Всемирного русского народного собора плодотворной работы и новых свершений! Б.В. Грызлов Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1165769.ht...

Преподобный Герасим Иорданский Преподобный Герасим был родом из Ликии (Малая Азия). С юности он отличался благочестием. Приняв монашество, преподобный удалился в глубь Фиваидской пустыни (Египет). Около 450 года преподобный пришел в Палестину и поселился у Иордана, где основал монастырь. Одно время святой был соблазнен ересью Евтихия и Диоскора, признававших в Иисусе Христе только Божественное естество. Однако преподобный Евфимий Великий (память 20 января) помог ему вернуться к правой вере. В обители святой установил строгие правила. Пять дней в неделю инок проводил в уединении, занимаясь рукоделием и молитвой. В эти дни пустынники не ели вареной пищи и даже не разводили огня, а питались сухим хлебом, корнями и водой. В субботу и воскресенье все собирались в монастырь к Божественной литургии и причащались Святых Христовых Таин. После полудня, взяв с собой запас хлеба, кореньев, воды и охапку ветвей финиковой пальмы для плетения корзин, пустынники возвращались в свои уединенные келлии. Каждый имел только ветхую одежду и рогожу, на которой спал. Уходя из келлии, дверь не запирали, чтобы всякий пришедший мог войти, отдохнуть или взять необходимое. Сам преподобный являл высокий образец подвижничества. В Великий пост он не ел ничего до самого светлого дня Воскресения Христова, когда причащался Святых Таин. Уходя на весь Великий пост в пустыню, преподобный брал с собой блаженного Кириака , своего любимого ученика (память 29 сентября), которого направил к нему преподобный Евфимий Великий. Во время кончины святого Евфимия Великого преподобному Герасиму было открыто, как душу усопшего Ангелы возносили на небо. Взяв с собой Кириака, преподобный немедленно пошел в обитель святого Евфимия и предал земле его тело. Преподобный Герасим скончался мирно, оплаканный братией и учениками. До самой кончины преподобному Герасиму помогал в трудах лев, который по смерти старца умер на его могиле и был зарыт близ гроба святого. Посему льва изображают на иконах, у ног преподобного. Иконописный подлинник Кипр. 1197. Прп. Герасим. Фреска. Кипр (м-рь Неофита). 1197 г. Византия. XIV. Прп. Герасим. Икона. Византия. XIV в. Иерусалим. Салоники. XIV. Прп. Герасим. Фреска храма св. Николая Орфанос. Салоники. XIV в. Сербия. Прп. Герасим. Фреска. Сербия. Румыния. XVI. Прп. Герасим. Фреска монастыря Воронец. Румыния. XVI в. Русь. XVI. Прп. Герасим. Икона. Русь. Середина XVI в. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 4 марта (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Русь. XVII. Минея - Март (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/911227.htm...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к памятнику царю-освободителю — Российскому императору Александру II в Софии 30 апреля 2012 г. 13:25 29 апреля 2012 года по окончании богослужения в кафедральном соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и члены сопровождающей его делегации возложили венок и цветы к памятнику императору Александру II на площади Народного Собрания в Софии. Вместе с Предстоятелем Русской Православной Церкви память царя-освободителя почтили митрополиты Видинский Дометиан и Тивериспольский Тихон, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Болгарии Ю.Н. Исаков, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Болгарии В.Г. Качанов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Болгарии Н.Ф. Балтажи, жители болгарской столицы. Собравшимися была пропета «Вечная память» и тропарь Воскресению Христову. Памятник царю-освободителю возведен в честь русского императора Александра II, освободившего Болгарию от османского владычества в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Этот памятник считается одной из лучших работ флорентийского скульптора Арнольдо Дзокки. Торжественное освящение мемориала состоялось 30 августа 1907 года в присутствии Фердинанда (царя Болгарии), великого князя Владимира Александровича (сына Александра II), его жены Марии Павловны, их сына Андрея Владимировича, болгарского военного министра генерала Каульбарса, генерала Столетова, коменданта Санкт-Петербурга генерала Паренсова. Памятник состоит из цокольного пьедестала, средней части с фигурами и массивным ренессансным карнизом. Венчает композицию скульптура Александра восседающего на коне. Бронзовый венок в основании постамента — подарок Румынии в память о румынских солдатах и офицерах, погибших в войне за освобождении Болгарии. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2192684.ht...

Ок. 1291 г. 1295, 8 сентября Явление Курской иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» (8 сентября, 27 ноября). Ок. 1298 г. Св. блгв. кн. Феодор Смоленский и Ярославский (11299, память 19 сентября) благословил родовой иконой Пресвятой Богородицы (по типу Тихвинской) своего сына св. Давида († ок. 1321 г., память 19 сентября, 5 марта). Явление Пресвятой Богородицы во сне свт. Максиму, митр. Киевскому и всея Руси († 1305, память 6 декабря), в знамение соизволения на перенесение митрополии из Киева во Владимир. Написание Максимовской иконы Пресвятой Богородицы (18 апреля). XIII в. Прославление Белыничской иконы Пресвятой Богородицы (13 апреля). Явление Новгород-Северской иконы Пресвятой Богородицы (20 декабря). Нач. XIV в. Св. Петр, игумен Ратский († 1326, память 21 декабря), написал Новгородскую икону Пресвятой Богородицы (20 декабря). Ок. 1307 г. Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Петровскую икону за свт. Петра († 1326, память 21 декабря) при его путешествии в Константинополь для поставления митрополитом Киевским и всея Руси (24 августа). Явление и прославление (исцеления) Толгской иконы Пресвятой Богородицы (8 августа). Свт. Петр, митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), при перенесении кафедры из Владимира в Москву перенес в Успенский собор Московского Кремля Петровскую икону (24 августа). Ок. 1326 г. Свт. Петр, митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, помещенную в Успенском соборе Московского Кремля (15 августа). Принесение в Нижний Новгород из Киево-Печерского монастыря свт. Дионисием († 1385, память 15 октября, 26 июня) списка Печерской иконы Пресвятой Богородицы с предстоящими Антонием и Феодосием – Нижегородской (3 мая). Прп. Сергий Радонежский († 1392, память 25 сентября) принес в основанную им Троицкую обитель моленную Смоленскую икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» – родительское благословение (28 июля). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Новгородскую икону «Умиление» (вознесение на воздух, истечение слез) за г. Новгород от морового поветрия (8 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Пустыннический подвиг святого Нила находится в ряду постнических, молитвенных и всех иных трудов преподобных отцов горы Синайской. В нашем православном российском месяцеслове содержатся не только имена преподобного Нила Постника и «преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных», но также имена еще семи (и это далеко не все!) синайских подвижников: преподобного Акакия Синайского (VI век; память 7/20 июля и 29 ноября/12 декабря); святителей Григория († 593) и Анастасия Синаита († 599), патриархов Антиохийских, и преподобного Анастасия, игумена Синайской горы († 685) (их память — 20 апреля/3 мая); преподобного Григория Синаита (XIV век; память 8/21 августа); преподобного Мины Синайского (VI век; память 5/18 января); преподобного Иоанна Лествичника († 649; память 30 марта/12 апреля и в Неделю 4-ю Великого поста). Имя преподобного Нила Постника — в ряду достославных и святых имен отцов и учителей Церкви как «золотой эпохи» Вселенских Соборов (IV—VIII века), так и всех времен. Духовно-нравственные писания преподобного Нила входят в православное Священное Предание — в великую сокровищницу богомудрых отеческих творений нашей Святой Церкви. Преподобный Нил Постник подвизался в пустыне почти 60 лет и скончался около 450 года. После кончины его сподвижника, сомолитвенника и сына — достославного пресвитера Феодула — честные тела обоих подвижников были перенесены императором Иустином (Юстином) Младшим (2-я половина VI века. — В.О.) в Константинополь — в храм Святых Апостолов в Орфанотрофии, то есть в Странноприимном доме . Память преподобного Нила Постника совершается 12 (25) ноября. А на следующий день Церковь творит память святителя Иоанна Златоуста. Столь удивительно оказались рядом две памяти — учителя и наставника, ученика и верного последователя. Святитель Иоанн Златоуст именуется в церковных песнопениях «Церкве утверждением», «добродетелей сокровищем», «мудрости глубиной», «лжи обличителем», «учителем покаяния». Преподобный Нил Постник также удостоен Церковью великих похвал. В службе, ему составленной, он назван «чашей мудрости и знания», «молебником крепчайшим», «законов Богоданных искуснейшим толковником», «догматов Богодуховных ведателем», «Ангелов собеседником, преподобных сопричастником и праведных» .

http://pravoslavie.ru/sm/060928202516.ht...

Церковью 18 октября и 4 января. Память св. Апостола Клеопы совершается 4 января. Память св. первоверховного Апостола Петра совершается 29 июня. Память св. Апостола и Евангелиста Марка совершается 25 апреля и 4 января. Геннадий патриаршествовал с 468 г. по 471 г. По свидетельству византийского историка Никифора (жил с 1295 г. по 1360 г.) во Влахернской церкви в златокованом ковчеге хранилась не одна одежда Богоматери, но вместе с тем омофор и часть Ее пояса. О том же свидетельствуют и русские паломники. Стефан новгородец, живший в XIV в., говорит: «идохом во Влахерну, идеже лежит риза и пояс и скуфья на главе Ея (Божией Матери), а лежит в олтаре на престоле в ковчеге запечатаны». То же подтверждает диакон Александр и диакон Игнатий, жившие в второй половине XIV в. — Влахернский храм сгорел 19 января 1434 г. Ныне виднеются только малые остатки его. Части одежд Богоматери находятся ныне в разных местах: так, есть одна часть в Московском Успенском соборе (эта часть передана сюда князем Василием Голицыным), другая — в Благовещенском храме, приобретенная в XIV в. Дионисием, архиепископом суздальским; кроме того часть ризы Богоматери показывается в Латеранском соборе в Риме. Празднование в честь положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах установлено было, как замечено в сказании, во времена императора Льва I, следовательно в половине V в., но усугублено в 860 г., при патриархе Фотие (857–867 гг.; 877–886 гг.) и императоре Михаиле III (855–867 гг.) по случаю заключения мира с Аскольдом и Диром и отступления руссов от Царьграда. Они отступили от Царьграда 25 июня, а 2 июля во вторник после торжественной службы во Влахернах патриарх с императором установили совершать в этот день тожественное празднование в честь положения ризы Пресвятой Богородицы; при этом честная риза Богоматери была перенесена из храма, выстроенного императором Маркианом и возобновленного императором Львом I, в так называемую Великую церковь. Память святого отца нашего Ювеналия, патриарха Иерусалимского Феодосий II (Младший) царствовал с 408 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Из всего преподобным Нилом Постником " написанного видно, как обширны и глубоки были его познания и как неутомим труд его в сем деле " Глубина мысли этого дивного святого Отца сочетается с мягкой и одновременно светлой печалью, столь свойственной многим православным подвижникам; обширность его познаний соединяется с искренним смирением и осознанием суетности человеческого бытия; неоспоримая логика, сила его собственных суждений как бы оттеняются строгой мыслью древних Пророков и мудрецов, святых Отцов и учителей Церкви и скрепляются словом наивысшей мудрости – словом Священного Писания, словом Божиим. Точность формулировок всегда, особенно – в тех случаях, когда речь идет о догматах, об истинах Православной Церкви, характерная для всех отеческих творений, присуща и наставлениям преподобного Нила Постника. Пустыннический подвиг святого Нила находится в ряду постнических, молитвенных и всех иных трудов преподобных Отцов горы Синайской. В нашем православном российском месяцеслове (см. " Православный церковный календарь " издания Московской Патриархии) содержатся не только имена преподобного Нила Постника и " преподобных Отцов, в Синае и Раифе избиенных " , но также имена еще семи (и это далеко не все!) синайских подвижников: преподобного Акакия Синайского (VI век; память 7 (20) июля и 29 ноября декабря]); святителей Григория (†593) и Анастасия Синаита (†599), Патриархов Антиохийских, и преподобного Анастасия, игумена Синайской горы (†685) (их память – 20 апреля мая]); преподобного Григория Синаита (XIV век; память 8 (21) августа); преподобного Мины Синайского (VI век; память 5 (18) января); преподобного Иоанна Лествичника (†649) (память 30 марта (12 апреля) и в Неделю 4-ю Великого поста). Имя преподобного Нила Постника – в ряду достославных и святых имен Отцов и учителей Церкви как " золотой эпохи " Вселенских Соборов (IV–VIII векА), так и всех времен. Духовно-нравственные писания преподобного Нила входят в православное священное предание – в великую сокровищницу богомудрых отеческих творений нашей Святой Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2348...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010