Митрополит был заточен в Богоявленский монастырь, а потом свезен в Тверской Отрочь монастырь. Здесь, по приказу Ивана Грозного, 3 декабря 1569 года он был задушен главой опричников Малютой Скуратовым. После мученической кончины святителя Филиппа (+23 декабря 1569 года) тело его было погребено в Отроче монастыре, в Твери. Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы (Шамина), любимого наставника его в монашеских подвигах. 29 апреля 1646 года игумену Соловецкой обители Илии послана была грамота Патриарха Иосифа о торжественном открытии мощей святителя и чудотворца Филиппа. 31 мая мощи переложили в новую раку и поставили в Преображенском соборе. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. В руки святого была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайлович в которой он молил о прощении грехов своего прадеда Иоанна Грозного, «склоняя» свою власть перед властью церковной. 3 июля святые мощи встречали в Москве: «пастырь, невинно изгнанный, был возвращен на свой престол». В Успенском соборе «на самой средине стоял он 10 дней» и во все дни с утра до вечера был звон, как в Пасхальную неделю. Затем святые мощи были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря. Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432).

http://patriarchia.ru/db/text/28729.html

Архив Пн Ко дню престольного праздника в Донской ставропигиальный монастырь будет принесена чудотворная Донская икона Божией Матери 20 августа 2012 г. 18:42 1 сентября 2012 года, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери, в Москве пройдут торжества по случаю престольного праздника Донского ставропигиального монастыря . Как ожидается, Божественную литургию в этот день возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По сложившейся традиции для молитвенного поклонения верующих в Донской монастырь из Государственной Третьяковской галереи будет принесена чудотворная Донская икона Божией Матери. Принесение святыни состоится по благословению Святейшего Патриарха Кирилла при поддержке Правительства г. Москвы и префектуры Южного административного округа столицы в рамках празднования Дня города Москвы. Святыня будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с 14.00 31 августа до 10.30 3 сентября, сообщает пресс-служба обители . Все это время будут совершаться молебны с чтением акафиста Донской иконе Божией Матери. Икона XIV века предположительно принадлежит кисти преподобного Феофана Грека. В летописях сказано, что икона была передана святому благоверному князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой «казацами» — «народом христианским воинского чина». С тех пор Донская икона Божией Матери почиталась как защитница Отечества. В 1591 году в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за град Москву был основан Донской монастырь. С тех пор ежегодные крестные ходы из Московского Кремля в Донскую обитель, в которых принимали участие цари и члены царствующего дома, стали традицией. После возрождения Донского монастыря была возрождена и традиция принесения Донской иконы в стены обители для молитвенного поклонения. В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 1 сентября, день Донской иконы Божией Матери, объявлен главным праздником православного казачества. Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2417836.ht...

Архив Пн Вышел в свет четвертый номер «Журнала Московской Патриархии» за 2018 год 13 апреля 2018 г. 12:31 Вышел в свет четвертый номер «Журнала Московской Патриархии» за 2018 год. К читателям обратился председатель редакционного совета ЖМП митрополит Волоколамский Иларион : «Сердечно поздравляю всех читателей журнала с праздником праздников и торжеством торжеств — Светлым Христовым Воскресением! В официальном разделе этого номера, кроме определений Священного Синода и хроники служения, опубликован репортаж о визите Святейшего Патриарха Кирилла в Болгарию, который был приурочен к 140-летию освобождения болгарского народа от османского ига. Вниманию наших читателей мы также предлагаем интервью митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла. На его плечах — не только возглавляемая им митрополия и епархия, но и духовное окормление казачества. В минувшем марте Святейший Патриарх Кирилл освятил московский храм святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских. Об истории восстановления и сегодняшнем дне храма, где молятся студенты Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, читайте в этом номере. Тему реставрации продолжает статья о Высоко-Петровском монастыре. В нашей Церкви этот год проходит в молитвенном воспоминании о 100-летии мученической кончины царя-страстотерпца Николая II и членов Царской семьи. Серию материалов, посвященных этой трагической дате, мы открываем рассказом о тобольской ссылке Царственных страстотерпцев. Именно в Тобольске в ближайшие дни откроется музей императорской семьи Николая II. Сотрудникам музея удалось максимально полно воссоздать атмосферу жизни августейшей семьи. Социальному церковному служению посвящены две публикации: о работе православных кризисных центров для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, и о пастырском попечении в больницах. В пасхальные дни будем радоваться о Воскресении Христовом. И путь эта радость поддержит и укрепит всех читателей журнала во все дни жизни. Христос Воскресе!» Содержание номера Официальная хроника Церковная жизнь Уроки столетия Церковь и общество Вечная память Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5179488.ht...

Архив Пн Вышел в свет восьмой номер «Журнала Московской Патриархии» за 2020 год 31 октября 2020 г. 11:46 Вышел в свет восьмой номер  «Журнала Московской Патриархии»  за 2020 год. К читателям обратился председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии»  митрополит Волоколамский Иларион : «Номер журнала, который вы держите в руках, традиционно открывается хроникой служения Святейшего Патриарха Кирилла. Среди других материалов, представленных в этом номере, хотел бы обратить ваше внимание на следующие. Якутская епархия в этом году отмечает 150-летие со дня образования. О ней в своем историческом очерке рассказывает архиепископ Якутский и Ленский Роман . На острове Кижи завершается масштабная реставрация Преображенского храма, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вас ждет интересный рассказ об особенностях воссоздания этого шедевра древнерусского зодчества и о том, как на острове развивается церковная жизнь. Началу учебного года посвящен материал о переменах в связи с пандемией в организации учебного процесса образовательных учреждений. На примере Оренбургской духовной семинарии вы узнаете, какие изменения в ее работу внес режим самоизоляции и какие в связи с ним новые интеллектуальные возможности появились у студентов. Говоря о проблематике социального служения, хотел бы обратить внимание читателей на развитие уникального проекта — церковно-социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в Тихвинской епархии, которую проводит петербургский Центр святителя Василия Великого. О том, какую альтернативу воспитательной колонии предлагает центр, читайте в этом номере. Молодежному служению в Белорусской Православной Церкви посвящен материал о движении " Агиос " , действующем при Всехсвятском приходе Минска. За 15 лет существования движения молодые люди приняли участие в десятках благотворительных программ, организовали немало социальных акций и концертов, провели ряд встреч со студенческой молодежью ведущих вузов Республики Беларусь». Содержание номера Официальная хроника Церковная жизнь Церковь и общество Экспертиза Чтение Вечная память Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5713097.ht...

В Высоко-Петровском монастыре Москвы прошли III Свято-Петровские чтения 2 февраля 2008 г. 14:41 31 января в рамках  XVI Международных образовательных Рождественских чтений состоялись III Свято-Петровские чтения, организованные при поддержке клуба «Вестник Отечества» и Исследовательского Фонда «Межвузовская ассоциация молодых историков-филологов» (ИФ МАМИФ). Чтения были традиционно посвящены памяти святителя Петра, митрополита Московского . Перед началом конференции в Высоко-Петровском монастыре был совершен  праздничный молебен святителю Петру. Ведущим конференции стали игумен Петр (Пиголь) и протоиерей Александр Кузин. В работе конференции принимали участие  представители ГСИ, МПГУ, МГИМО МИД РФ, МТУСИ, МГОУ, общественных, научных и религиозных организаций России. Конференция началась в старинных Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря с приветственного слова архимандрита Иоанна (Экономцева) , в котором было сказано о необходимости и важности проведения подобных мероприятий в память святителя Петра. Игумен Петр (Пиголь) коснулся темы истории празднования памяти святителя Петра, дав несколько примеров из редакций его жития. Протоиерей Олег Платхий в своем сообщении коснулся проблемы феодальной раздробленности на Руси и роли митрополита Петра в общерусском единстве. Владислав Петрушко, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , кандидат исторических наук, рассказал о почитании митрополита Петра на Западной Украине через призму отношения Западнорусского епископата к Брестской унии. Декан факультета международной журналистики МГИМО Ярослав Скворцов провел параллель между личностями святителя Петра и благоверного князя Александра Невского, оценив их роль в русской дипломатии. Преподаватель Коломенской духовной семинарии, кандидат филологических наук Андрей Мельков коснулся вопросов преемственности традиции Восточного Православия на Руси через оценку вклада святителя Петра в дело укрепления Русской Церкви и Московского государства в XIV веке. Преподаватель МПГУ Вадим Венедиктов рассказал о греческом влиянии на Русскую Церковь и государственную идеологию начиная с XIV века в контексте проблемы этнофилетизма. Впервые активистами клуба «Вестник Отечества» А. Ерешко и В. Павловым было объявлено о начале работы над архивными материалами по истории Высоко-Петровского монастыря. Было решено продолжить эту работу с целью выпуска исторической хрестоматии по проблемам предстоящих исследований.   Информационная служба ИФ МАМИФ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/359147.htm...

Архив Пн В Донской ставропигиальный монастырь Москвы будет принесена чудотворная Донская икона Божией Матери 18 августа 2023 г. 12:49 1 сентября 2023 года, в день чествования Донской иконы Божией Матери, в Москве пройдут торжества по случаю престольного праздника и 430-летия со дня основания Донского ставропигиального мужского монастыря . По сложившейся традиции для молитвенного поклонения верующих в Донской монастырь из Государственной Третьяковской галереи будет доставлена чудотворная Донская икона Божией Матери. Принесение святыни состоится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Государственной Третьяковской галереи. Донская икона Божией Матери будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с 14.00 31 августа до 10.00 2 сентября, где перед святым образом будут совершаться молебные пения с чтением акафиста. В день праздника будут совершенны четыре Божественные литургии в 00.00, 6.30, 9.30 в Большом Донском соборе и в 9.30 в храме Архангела Михаила. Как ожидается, Литургию в 9.30 в Большом Донском соборе возглавит Святейший Патриарх Кирилл. По ее окончании будет совершен молебен у чудотворного образа. Икона XIV века предположительно принадлежит кисти преподобного Феофана Грека. В летописях сказано, что образ был передан благоверному князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой «казацами» — «народом христианским воинского чина». С тех пор Донская икона Божией Матери почиталась как защитница Отечества. В 1591 году в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за град Москву было начато строительство Малого собора, первого каменного сооружения будущего Донского монастыря. С этого времени стали традицией ежегодные крестные ходы из Московского Кремля в Донскую обитель, в них принимали участие члены царствующего Дома. После возрождения Донского монастыря была возобновлена и традиция принесения Донской иконы в стены обители для молитвенного поклонения. Донской монастырь /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6050038.ht...

Архив Пн В День защитника Отечества Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены 23 февраля 2013 г. 15:31 23 февраля 2013 года, в День защитника Отечества, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у стен Московского Кремля. В церемонии приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве архиепископ Истринский Арсений , викарные архиереи Московской епархии, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков , столичное духовенство. По окончании церемонии прозвучал гимн России. Затем иерархи и духовенство пропели «Вечную память» воинам, «жизнь свою за веру и Отечество положившим», после чего состоялся торжественный марш роты почетного караула. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с кратким словом, в котором, в частности, отметил: «Мы сегодня празднуем День защитника Отечества. Это, конечно, в первую очередь относится к тем, кто в случае необходимости с оружием в руках защищает Отечество. Но в широком смысле слова это относится ко многим, кто стоит на защите рубежей Родины. И среди тех, кто осуществляет это великое и святое дело, особое место занимало и занимает духовенство, потому что не может быть защиты Отечества, если разрушено национальное самосознание — тогда рушится страна. А именно Церковь призвана стоять на страже, защищая это внутреннее состояние человека». «Дай Бог, чтобы и дальше наша Церковь, несмотря на многие испытания, через которые в связи с этой миссией ей приходится проходить, осуществляла ее достойно, с упованием на волю Божию, Его милость и на молитвы святых, в земле нашей просиявших. Всех вас сердечно поздравляю с праздником!», — сказал в заключение Святейший Владыка. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2809233.ht...

История Донской иконы Божией Матери 31 августа 2005 г. 22:01 Празднование в честь чудотворной Донской иконы Пресвятой Богородицы установлено в память знаменательнейшего события русской истории — Куликовской битвы 1380 г. Заступничеством Богоматери войско святого благоверного великого князя Димитрия Иоанновича одержало победу над полчищами татарского хана Мамая. Икона, принесенная в дар великому князю донским войском в память о помощи Царицы Небесной в этой битве, произошедшей между реками Доном и Непрядвой, была названа Донскою, как и сам предводитель русского воинства князь Димитрий. Празднуя победу и благодаря Заступницу усердную рода христианского, великий князь торжественно принес с собою в Москву эту святую икону. Другой случай заступничества Богоматери имел место уже в царствование благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича. Когда в 1591 г. крымский хан Казы Гирей, внезапно напав на владения Московского государства, подступил к самой Москве, благоверный царь вышел со своим войском и расположился на том месте, где после был отстроен Донской монастырь, взяв с собою и икону Пресвятой Богородицы, принесенную с Дона. Одержав победу над татарскими войсками, царь велел поставить каменную церковь и поместить в нее чудотворную Донскую икону Богоматери. После обновления монастыря в период правления царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича обитель становится местом царского богомолья, и сюда 19 августа (по церковному календарю) совершается ежегодный крестный ход из Кремля. Известны две древние иконы Донские, которые датируются концом XIV в.: одна — большая, работы Феофана Грека, с изображением Успения на обороте, бывшая до 50-х годов XVI в. в Успенском соборе г. Коломны и перенесенная затем в Благовещенский собор Московского кремля; другая — малая, подаренная в Троице-Сергиеву Лавру в память о благословении русского воинства на битву прп. Сергием Радонежским. В 1668 г. Симоном Ушаковым был выполнен список, стоявший до революции в Малом Донском соборе. Все три иконы пребывают ныне в стенах Государственной Третьяковской галереи. В настоящее время в иконостасе Большого собора Донского монастыря, справа от Спасителя, находится копия древней большой иконы. С начала 90–х каждый год в день празднования чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы привозится на поклонение из Третьяковской галереи в Донской монастырь, после чего всю ночь у нее служатся молебны. В этом году, когда отмечается 625-летие Куликовской битвы, русские православные люди с особым чувством вспоминают участие Богородицы в судьбе русского народа, в истории России и молятся о том, чтобы и сегодня, несмотря на глубину нашего нравственного падения, Матерь Божия не отвернулась от нас грешных и помогла одержать еще одну победу — на поле человеческих душ. Диакон Михаил Асмус Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/38087.html

44 Чин како приимати возраст имущих, иже от иудейской веры, или от магометан, или от язык. СПб., 1858. Л. 1. 48 Чинопоследование 1849. Л. 7об., 35. В Чине принятия иудеев в редакции митрополита Филарета слова проклти заключены в скобки 54 В этом же направлении редактировал текст и митрополит Филарет, однако его решения заметно отличались от той версии, которую мы видим в издании 1915 года. Вот как в его редакции выглядит раздел, посвященный ожидаемому иудеями миссии: Ститель вопрошаетъ: рицаешилис ложнаг аки бы не тщетнаг ихъ; вщаетъ: рицаюс чаемаг ложнаг и проклинаю [Чин како приимати возраст имущих… 1858. Л. 15–16.] Мы видим, что святитель Филарет сильно сократил текст, выбросив, например, ссылку на пророка Даниила, однако сохранил утверждение, что ожидаемый иудеями мессия – это антихрист. 55 Чин и устав, како подобает приимати приходящих от жидов к правей вере христианской. СПб., 1993. 56 Сборник «Россия перед вторым пришествием: Материалы к очерку рус. Эсхатологии» был впервые напечатан в 1993 г. В последующие годы сильно расширенная версия этого сборника неоднократно переиздавалась. 57 Бенешевич В.Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. Том 2/Подготовлен к изданию и снабжен дополнением Ю.К. Бегуновым, И.С. Чечуровым и Я.Н. Шаповым. София, Издательство Болгарской Академии наук, 1987. С. 148–167. 58 По представлению преосвященного Волынского о разрешении к церковному употреблению составленной им Службы св. мученику Гавриилу//РГИА. Ф. 796. Оп. 189 (1908 г.), 8468. Л. 10. 62 Имя Гавриила отсутствует также в календаре на 1947 год, но там не упомянут и Александр Ошевенский, память которого совершается в тот же день. Создается впечатление, что составители этого выпуска по какой-то причине пытались минимизировать количество памятей этого дня. 63 При этом в алфавитном указателе имен, помещенном в конце календаря, имя младенца Гавриила присутствует, как и положено, под 20 апреля. Создается впечатление, что составители календаря, исключив в основном тексте память, забыли привести указатель в соответствие с измененным текстом. 66 Мощи младенца Гавриила были возвращены верующим оккупационными германскими властями и помещены сначала в кафедральном соборе Минска, а затем перенесены в Гродно. В 1992 году, то есть уже после выхода соответствующего тома Минеи, эти мощи были переданы Польской православной церкви и в настоящее время хранятся в Белостоке С. 95, 243]. Читать далее Источник: Кравецкий А.Г. Язык вражды и церковнославянская книжность. К истории редактирования богослужебных книг//Славяноведение. Slavica Slovaca. 2023. 2. С. 31-46. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

56. Похвальное слово отца Андрея о мученической кончине благоверного князя Михаила и боярина Феодора († 1246 г.) изображает событие с такою подробностью, что показывает в сочинителе по крайней мере слушателя очевидцев. Оно находится в Новгор. рукоп. XIV в. (Собр. лет. I, XVII) и в Библ. общ. ист. 50–56; оно же внесено в первую Новг. летоп. (Собр. лет. III, 52) и в летопись Софийскую (Собр. лет. V, 182–186). 57. Дамиан , духовник Хилендарского монастыря, около 1270 г. сочинил Житие св. Саввы Сербского (Экзарх Калайдовича, стр. 164–166). В Сергиевой Лавре список Жития XV в.; другой принесен в Москву 1577 г. (Царскаго 111). Так как память св. Саввы записана под 14 января в Псалтыре митрополита Киприана, то, по всей вероятности, при митрополите Киприане сочинение Дамиана уже знали в России. 58. Симеон, из князей Полоцких, с 1271 г. первый епископ Тверской; по летописи «бяше добродетелен и учителен и силен в книгах божественного писания» (Татищева Ист. IV, 70). Скончался в 1289 г. Ныне известно только наставление его князю Константину (Карамз. IV, пр. 178), помещенное, между прочим, в Мериле праведном XV в. (Калачева Архив, ч. I). К его времени относится описание жития Кирилла, епископа Туровского . Сочинитель молит Господа, да избавит «от безбожных агарян, присно мучащих ны». Биография напечатана в Прологе под 28 апреля, но с пропуском некоторых известий о сочинениях. (Муз. Рум. стр. 457). 59. Максим , митрополит Киевский, посвященный в 1284 г., продолжал заботы предшественника своего о благочинии церкви. Правило его о посте с увещанием жить с женами в законном браке, а не без венчания, внесено в Кормчую так называемого Кирилловского разряда (Опис. муз. 304–321). 60. Феогност , епископ Сарайский, в 1301 г. предлагал вопросы Константинопольскому собору и записал ответы его, преимущественно по нуждам Сарайской церкви. Изложение Феогноста содержит много важных сведений о состоянии современной Русской церкви (Ист. Русск. ц. II, 80–84). Лучшие списки его у Толстого в рукоп. XV в. II, 243, в Кирилловском монастыре. Правила касаются крещения (прав. 2, 22–24), литургии и евхаристии (пр. 3, 6, 7, 11, 17, 20, 21, 29, 32, 33), хиротонии (пр. 4, 5, 31), служения игуменов (пр. 8, 14, 16, 18), пострижения в иночество (пр. 9, 10, 15), епископа (пр. 1, 27), погребения (пр. 12, 13, 25), поста в среду и пяток (пр. 19), ядения удавленины (пр. 26) и брака (пр. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010