Явление и прославление (истечение слез) Рядитенской иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде (6 июля). 1340 (?) Явление Пресвятой Богородицы на Почаевской горе (23 июля). Явление Виленской иконы Пресвятой Богородицы (14 апреля). Явление прп. Авраамию († 1375, память 20 июля) Галичской (Чухломской) иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (20 июля, 28 мая, 15 августа). Сер. XIV в. Вел. кн. литовский Ольгерд Гедиминович (1345–1377) подарил своей супруге привезенную из Херсонеса в Вильно икону Пресвятой Богородицы Виленскую-Остробрамскую. Великая княгиня пожертвовала икону в Свято-Троицкую обитель (26 декабря). Ок. 1360 г. Явление иконы Пресвятой Богородицы на воздухе прп. Лазарю Муромскому († 1391, память 8 марта) с повелением построить церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ок. 1361 г. Обретение Холмской иконы Пресвятой Богородицы после разорения г. Холма (8 сентября). Прославление (прекращение пожара) Новгородской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (8 июля). Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси († 1378, память 12 февраля), перенес в нижегородский Благовещенский монастырь Корсунскую икону Пресвятой Богородицы, написанную в Киеве в 993 г. (9 октября). Прп. Димитрий Прилуцкий († 1392, память 11 февраля) принес в основанный им Спасо-Прилуцкий монастырь келейную Страстную икону Пресвятой Богородицы (13 августа). Ок. 1375 г. Явление Пресвятой Богородицы с апостолами Петром и Иоанном прп. Сергию Радонежскому († 1392, память 25 сентября) (24 августа). По распоряжению свт. Алексия, митр. Киевского и всея Руси († 1378, память 12 февраля), для серпуховского Владычнего монастыря написана икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» по образу видения прп. Варлаама Серпуховского († 1377, память 5 мая) (21 ноября). 1377 (1350 ?) Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Ченстоховскую икону «Одигитрия» за г. Белз при осаде его язычниками литовцами и татарами. Вынесенный на стену чудотворный образ был ранен стрелой, и потекла кровь. В наказание нечестивцев окутала мгла и многие умерли от страха.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

. В течение 80 лет (с 1420 по 1500 гг.) преставилось 50 святых, впоследствии канонизованных. Характерен для этого времени и рост количества монастырей: если с XII по XIV век на Руси было около 90 монастырей, то в следующее столетие (с 1340 по 1440 год) их было основано 150. Ученики преподобного Сергия еще при его жизни основали 50 новых монашеских общежитий. . Трубецкой Е. Умозрение в красках. Париж, 1965, с. 135. . Кондак службы всем святым, в земли Российстей просиявшим. Изд. Московской Патриархии, М., 1946. . Определения Константинопольского Собора 1341 г., одобрявшие учение св. Григория Паламы и осуждавшие ересь Варлаама, были посланы русскому митрополиту, св. Феогносту (память 14 марта). С догматическим учением св. Григория был хорошо знаком и преемник Феогноста, св. митрополит Алексий (1298—1378. Память 12 февраля), пробывший в Константинополе с 1353 по 1355 год, то есть непосредственно после Собора, осудившего Варлаама и Акиндина. Убежденными сторонниками учения Григория Паламы были и митрополиты св. Киприан (память 6 сентября; к его времени относится принятие в Русской Церкви празднования св. Григория) и Фотий (память 2 июля). Величайший представитель русского монашества преподобный Сергий Радонежский (память 25 сентября) находился в сношениях с представителями исихазма, Константинопольскими Патриархами Филофеем и Каллистом. Частым гостем в Константинополе был племянник преподобного Сергия — св. Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский; память 28 ноября; он был известным иконописцем и по преданию написал первую икону своего дяди). Основав Симонов монастырь под Москвой, он сделал его ставропигиальным Константинопольского Патриарха (см.: Левченко М.В. Очерки по истории... С. 532). . «Во второй половине XIV в. в Константинополе и на Афоне существовали целые колонии русских, живших в монастырях и занимавшихся списыванием книг, переводами, сличением русских богослужебных книг с греческими и т.д.» (Лихачев Д. Культура Руси... С. 30). Помимо богослужебных книг и житий, на русский язык переводятся творения Василия Великого, Исаака Сирина, Аввы Дорофея, Дионисия Ареопагита, Григория Синаита, Григория Паламы, Симеона Нового Богослова, Иоанна Лествичника, Иоанна Златоуста, Патриарха Каллиста, Евфимия Тырновского, Максима Исповедника и др. (см. Лихачев Д. Указ.соч., с. 33—34 и 85).

http://sedmitza.ru/lib/text/440356/

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России Фрагмент статьи I тома «Православной энциклопедии», с.637-638 Житие Годы жизни: конец лета - осень 1304(?), Москва - 12.02.1378). Память совершается 12 февраля (ст.ст.), 20 мая - обретение мощей, 5 октября - в числе пяти святителей Московских. Митрополит всея России, государственный деятель, дипломат. Родился в семье боярина Федора Бяконта и его жены Марии, выходцев из Чернигова. Семейство будущего Первосвятителя занимало заметное место среди московского боярства конца XIII-XIV в. Боярами были его младшие братья - Феофан (Фофан), родоначальник Фофановых (при великих князьях Иоанне Иоанновиче Красном и Димитрии Иоанновиче Донском), и Александр Плещей, родоначальник Плещеевых (при великом князе Димитрии Иоанновиче). Ранние летописные источники (Рогожский летописец и Симеоновская летопись, отражающие Московский свод 1409) называют святителя Алексия в Крещении Симеоном, а житие, написанное в 1459 г. Пахомием Логофетом, и позднейшие летописи - Елевферием (разговорная форма Олфер (Алфер) начальной буквой соответствует монашескому имени); в некоторых списках XVII в. Никоновской летописи приводятся оба имени вместе. Не исключено, что источники отражают существование у святителя Алексия так называемого прямого имени (соответствующего святому, память которого приходится на день рождения) и крестильного (ситуация, хорошо известная на примере двойных христианских княжеских имен). Близкое соседство имен Елевферий и Симеон наблюдается в святцах дважды: Симеон Юродивый, память 21 июля, и мученик Елевферий, память 4 августа; Симеон, сродник Господень, память 18 сентября, и Елевферий, умученный с Дионисием Ареопагитом, память 3 октября; первые 2 памяти присутствуют и в самых кратких вариантах месяцеслова, известных в XIV в. Указания на дату рождения даже в древнейшем рассказе Свода 1409 г. весьма противоречивы. В достаточно подробных хронологических выкладках, на основании которых годом рождения считается 1293-й («в черньци пострижеся 20-ти лет, а в чернечестве поживе 40-те лет, а в митрополиты поставлен бысть 60-те лет, а пребысть в митрополитех 24 лета.

http://pravoslavie.ru/38316.html

В этом году царь Иоанн, «соборно советовавше с отцом своим митрополитом Антонием и со святители Русския земли и со всем освященным собором», написал к Черниговским угодникам послание, приглашая их «яко живых» в престольный град 269 . Мощи действительно были перенесены и в память этого перенесения был установлен праздник 14 Февраля и построена церковь во имя Черниговских чудотворцев. До XIV века имя черниговских мучеников не встречается нам ни в одном из дошедших до нас памятников агиографии; не существовало также и службы им. Поэтому можно думать, что до сих пор память их чтилась только местно в той церкви, где покоились их мощи, т.е. в Черниговской. Житие св. князя Михаила и его боярина Феодора впервые встречается нам в прологах XIV и XV вв., именно: в пергаменных прологах (под 20 сентября) 346, 354 типографской 271 и синодальной 248) библиотек. Приблизительно с этого же времени стало вноситься имя Черниговских чудотворцев и в наши богослужебные книги и святцы. Так, в служебнике XIV века, писанном в Новгороде, мы встречаем имя Михаила и его боярина Феодора в числе святых на ряду с Борисом и Глебом 272 ; а в церковном Уставе Тр. Сер. Л., написанном в 1429 году, находится уже им тропарь и кондак 273 . Точно также в XV в. мы встречаем имена этих мучеников в святцах и месяцесловах. Так, в месяцеслове, помещенном в сборнике Тр. С. Л., мы встречаем имена этих мучеников в святцах и месяцесловах. Так, в месяцеслове, помещенном в сборнике Тр. С. Л., писанном в 1487 году в Ростове при архиепископе Иоасафе, читаем: 20 Сентября убиение князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора 274 . То обстоятельство, что имена Черниговских мучеников встречаются нам в XIV-XV вв. в богослужебных книгах Новгорода, Ростова и Москы, может уже свидетельствовать о том, что первоначальное местное их почитание и празднование все более и более распространяется и наконецполучает всеобщий характер. Хотя и нельзя указать точно время, когда это случилось, но все-таки приблизительно можно определить век, не позднее которого должно было установиться это общее празднование св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Где же правда о времени пожара: у Феодора чтеца или в месяцесловах, трудно решит. (О Маманте еще у Рюинарта Т. II. 133). Феодочий в Ассемановом месяцеслове XI в., без сомнения, есть отец муч. Маманта. В Еклогадионе XI в. криптоферратском ныне Феодота мученица согласно с римским мартирологом, что у нас 29 июля с 8 чадами. Марынов указывает Феодоту 2 сентября в Сирлетовом месяцеслове и в Греч. минеях, но мы не нашли ее в сих памятниках.     Мученики 3628 в Никомидии. В Деяниях (Sept. I. 356). числа мучеников на основании древнего клароментанского синаксаря показана 3628. Это число находится 2 сентября и в древнем списках славянского пролога — первой редакции месяцеслова Василия, наприм. в лаврском 33 XIV в., синод. 239 и других; но в прологах второй редакции месяцеслова Василия ошибочно стоят 3618, какое число вошло и в печатный слав. пролог. В стишном греч. прологе 390 синод. 1295 г., в минеях греческих и у Никодима) память 3628 мучеников поставлена 4 сентября. В слав. прологе 2 сентября сказание о сих мучениках тоже, что в месяцеслове Василия и в пр. минеях 7 февраля о 3000 мучениках, и неверно вместо Петра кубикулярия или постельничего поставлен Петру архиеп. александрийский. Сказание греческих миней 4 сентября о 3628 мучениках короче, чем 7 февраля; по сказанию 4 сентября мученики сами до убиений скрывались в горах и пещерах никомидийских и умерщвлении Максимилианом, по сказанию 7 февраля тела их по убиении брошены в равсеяины ликомидийские. В славянском же прологе печатном тоже сказание, которое в месяцеслове Василия и в греческих минеях 7 февраля, повторено: и 2 сентября. Это дело славянских виновника второй редакции месяцеслова Василия, который, вместо сказания греч. миней 4 сентября, повторил сказание 7 феврали. В первой же редакции месяцеслова Василия или древнейших славянских прологах (Лавр. XIV в. и синод. 239 и других) 2 сентября те же сведения, что и в греч. минеях 4 сентября, т. е. что сами сии мученики скрывались в расселинах. Но более, чем вероятно, что это одни и те же мученики.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Всего жития ея 8 лет и 7 месяцев и 17 дней, погребена октября 30 дня под сим камнем. VIII. 1750 г., февраля 23 дня, на память преподобного отца нашего Мартинияна мученика, пополудни в 1 часу, преставися раба Божия графиня Александра Михайловна , супруга его сиятельства генерал-поручика и действительного камергера и ордена св. Александра Невского кавалера, графа Федора Андреевича Апраксина, а от роду ей 40 лет, рождение ея в 1710 году, апреля в 4 день, тезоименитство тогож апреля 23 дня, а положена под сею доскою. б) Под Златоустовскою церковью: IX. Лета от создания мира 7221, от воплощеиия же Бога Слова 1713, месяца декабря в 21 число, в полунощи прейде от временного живота в вечную жизнь раб Божий Георгий Феодорович Кольцов-Мосальский, поживя от рождения своего 29 лет полдевята месяца, егоже тело погребено на сем месте. X. Лета 1717 году, марта в 31 день, в 1 часу нощи преставися раб Божий порутчик Преображенского гвардейского полку князь Михаил Феодорович Кольцов-Мосальской, на память св. священномучеиика Ипатия епископа, а тезоименитство его января в 11 числе, a поживе 25 лет и 3 месяца. XI. 1731 г., января в 21 день, на память преподобн. отца нашего Максима исповедника , преставися раб Божий князь Андрей Димитриевич Кольцов-Мосальский, a жития его 29 лет 5 месяцев, а тезоимеиитство его августа 19 дня, и погребен противу сей таблицы. XII. 1733 году, февраля 15 дня, на память св. апостола Онисима, преставися раб Божий, драгунского Троицкого полку майор князь Василий Андреевич Мосальский, а от рождения ему 67 л т; погребен на сем месте. XIII. 1745 году, месяца марта 4-го дня, на память преподобн. Герасима, иже на Иордане, преставися раб Божий генерал-аншеф, сенатор и лейб-гвардии Преображенского полку подполковник и обоих российских орденов кавалер, сиятельнейший граф Александр Иванович Румянцев 102 . Жития от рождения его было 68 лет, два месяца и 3 дня, а с начала в службу вступил в 1701 году и чины все произошел в реченном полку и был по день смерти ево. XIV. 1752 году, месяца сентября 6 дня, преставися раб Божий, превосходительный генерал-поручик и кавалер Никита Иванович Румянцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

24 февраляпамять преподобного Димитрия Прилуцкого 22 февраля 2006 г. 17:14 Прп. Димитрий родился в XIV веке в Переславле-Залесском в богатой купеческой семье. В юности он постригся в переяславском Горицком монастыре и рано получил священный сан. Св. Димитрий был духовным другом и собеседником прп. Сергия Радонежского (память 25 сентября/8 октября), который в это время сооружал в Радонежских лесах свою обитель, ставшую впоследствии Троице-Сергиевой Лаврой. Прп. Димитрий часто посещал его (совершая путь пешком с ореховым посохом в руке) ради духовных бесед — почему и именуется собеседником Сергиевым. По образцу обители прп. Сергия он основал в Переяславле Никольский монастырь с общежительным уставом. Св. Димитрий отличался необыкновенной красотой, почему всегда закрывал лицо иноческим куколем и никогда не говорил с женщинами. Раз одной боярыне, движимой любопытством, удалось увидеть его лик, когда он готовился к совершению Божественной литургии: он сиял таким необычайным светом, что эта женщина упала на землю в полном расслаблении и стала кричать. Сбежались иноки, подняли ее, и по их неотступной просьбе подошел к ней и Преподобный. «Чадо, зачем ты захотела взглянуть на лицо грешника, давно уже умершего миру?» — тихо и кротко спросил он ее. Женщина продолжала плакать. Тогда Преподобный стал ласково наставлять ее к духовной жизни, благословил и отпустил исцеленной. С тех пор эта женщина совершенно изменилась и стала вести внимательную христианскую жизнь. Слава о прп. Димитрии распространилась по всей России, Великий князь Димитрий Иоаннович приглашал его крестить своих детей. Тогда смиренный подвижник, взяв с собой ученика своего Пахомия, удалился на Север и там в 3-х верстах от города Вологды, где река Вологда образует луку, основал первый в этой местности общежительный монастырь, начав со строительства церкви во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (празднование 1/14 августа). Местные жители всячески ему помогали, а владельцы этого места не только подарили его Преподобному, но сами затоптали зеленеющие нивы, лишь бы только скорее воздвиглась церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/84623.html

А еще ранее в Месяцеслове древнейшей русской датированной рукописи - Остромирова Евангелия, переписанного диаконом Григорием в 1056 года для новгородского посадника Остромира, под 14 февраля значится память святого Кирилла. Находим это указание на память св.Кирилла и в Архангельском Евангелии 1092 года. Память св. Кирилла отмечена в большинстве и позднейших Месяцесловов. Свидетельством древнего почитания святого Кирилла на Руси является и его изображение на фреске XII века вместе со святым Мефодием в жертвеннике и на столпах южного придела во имя святых Антония и Феодосия в Софийском соборе в Киеве. Впоследствии русские иконописные подлинники непременно помещали указания, как изображать святого Кирилла Философа. Как и у южных славян, святой Кирилл иногда изображался в святительских ризах и всегда седым, с небольшой бородой. В одном из иконописных подлинников читаем: " Святый отец Кирилл Философ сед вельми, брада проста аки Николина, ризы кресчаты, в правой руке еуангелие, левая молебна... " (Рукопись XVII века из собрания Тихонравова. ГБЛ, 528). Очень характерно здесь, как и в других подлинниках, уподобление святого Кирилла Святителю Николаю Мирликийскому, чтимому и особо любимому русским народом. Особенно ярким свидетельством о чествовании святых Кирилла и Мефодия и глубоком понимании святости и величия их просветительного подвига являются церковные Службы, а также похвальные Слова в их честь, содержащиеся в Прологах и Четьих-Минеях на дни их памяти: 14 февраля, 6 апреля, 11 мая и 14 октября. Жития святого Кирилла делятся на три основных разновидности: Пространное (Паннонское), Краткое и Проложное. Известна также Похвала святым первоучителям. Краткое Житие не получило распространения на Руси, тогда как остальные известны в большом числе списков. Пространные Жития входили в состав Четьих-Миней и предназначались для внебогослужебного чтения, тогда как Проложные читались в виде синаксаря на утрени, после шестой песни канона. На это есть прямое указание в одном из Типиконов XVII века из Софийского собора в Новгороде, где под 14 февраля говорится о чтении на утрени " Кириллова Жития " . Житие святого Кирилла находится в большинстве русских Прологов. Древнейшие из них относятся к XIII-XIV вв.

http://pravoslavie.ru/1455.html

Вся жизнь Корнилия была одним непрерывным служением Богу и ближним, как светильник, поставленный на свещнице, он светил современникам своими добродетелями. Среди многочисленного сонма святых подвижников Вологодской стороны преподобный Корнилий занимает одно из первых и самых видных мест. Он воспитал множество святых учеников, ставших впоследствии основателями монастырей: Кассиан и Лаврентий, игумены Комельские (память 16/29 мая), Кирилл Новоезерский (память 4/17 февраля), Иродион Илоезерский (память 28 сентября/11 октября), Геннадий Любимоградский (память 23 января/5 февраля), Адриан Пошехонский (память 5/18 марта) и другие. Игумен Лаврентий еще 10 лет после старца охранял в мире собранную им паству и вместе с бывшим игуменом Кассианом избрал себе последнее пристанище близ гроба блаженного своего учителя. Общецерковное празднование преподобному Корнилию — 19 мая/1 июня — установлено 25 января 1600 года святителем Иовом, первым Патриархом Московским и всея Руси (память 19 июня/2 июля). Житие преподобного составлено его учеником Нафанаилом в 1589 году. Позже были составлены тексты службы и похвального слова святому. Сохранился и устав иноческой жизни, отличающийся простотой и опытностью духовной. Корнилий, игумен Палеостровский, Олонецкий, преподобный Преподобный Корнилий, игумен Палеостровский, Олонецкий родился в Пскове. Принял монашеский постриг в зрелом возрасте и вначале проходил монашеские подвиги в Валаамском монастыре. Затем через Финляндию он прошел к Белому морю и просвещал там язычников, не раз подвергаясь смертельной опасности. Некоторое время преподобный Корнилий странствовал по монастырям и пустыням, собирая бесценный опыт пустынножительства среди смиренных отшельников и подвижников. В конце XIV века, по завершении своих многополезных странствий, он отправился на Онежское озеро в поисках уединенного места для жизни в безмолвии и молитве. Красота местоположения и безлюдность Онежского острова Палей (Вспалье) привлекли отшельника, и он поселился здесь, выстроив себе небольшую келлию. Богомыслие и молитвенный подвиг стали основой его уединенной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Диакон Михаил Першин предлагает служить молебны святому мученику Валентину Интерамнскому об умножении любви 14 февраля 2008 г. 12:18 Старший преподаватель курса биомедицинской этики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета диакон Михаил Першин призвал священников служить 14 февраля молебны святому мученику Валентину Интерамнскому. «Любовь дыхание Божие в человеческом сердце, и влюбленность одно из его проявлений. Вот почему нет никаких канонических преград для того, чтобы пригласить нашу «овалентиненную» молодежь в храмы, где можно было бы и побеседовать с ними о любви, и совершить молебен святому Валентину Интерамнскому о ее умножении», заявил отец Михаил в интервью «Интерфаксу». По его словам, «неизвестно, молился ли при жизни епископ Интерамнский Валентин о любви, но точно известно, что был он близок молодежи». Отец Михаил напомнил, что святой Валентин был убит римскими язычниками, а вместе с ним были убиты и трое учеников епископа, уверовавшие в Христа именно благодаря беседам со святым. «Так что святой Валентин мученик, а мученикам дана великая благодать. Бог слышит их молитвы, ведь мера их любви к Нему жизнь. Быть может, поэтому с XIV века в английской и французской литературе фиксируется традиция праздновать день святого Валентина как день влюбленных», отметил собеседник агентства. В то же время он подчеркнул, что в эпоху массовых рекламных технологий день святого Валентина превратился «в коммерческий культ, эксплуатирующий самое высокое человеческое чувство». «Навязчивая пропаганда «валентинок» скорее отпугивает молодежь: влюбленность на вынос, быстрорастворимое счастье... Любовь не товар, в рекламе не нуждается», отметил отец Михаил. Однако 14 февраля, празднику влюбленных, по его словам, необходимо вернуть «его изначальный смысл». «Найти любимого, создать семью, быть счастливым разве это не повод для молитвы?» считает диакон. Епископ Валентин Интерамнский (+ ок. 273)  священномученик, пострадал в Риме при императоре Аврелиане. В православной традиции память 30 июля, в западной — 14 февраля. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/363441.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010