В визант. Синаксарях сказания о М. и его учениках основаны на сир. Мученичестве святого, однако имеют нек-рые отличия и неточности, возникшие по вине переводчика: так, в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) память М. и его учеников, названных Евором, Папой и Сеноем, отмечена под 13 нояб. В кратком сказании сообщается, что М. был назначен епископом в г. Телеполе (Вавилоне?), в к-ром прор. Даниил сподобился видений; имя епископа, рукоположившего М., и место его служения перепутаны: Вифлапат, еп. Геддиполя (вместо Гадиаб, еп. Вифлапата (т. е. Бет-Лапата); SynCP. Col. 220); в Египте встречался с самим прп. Антонием Великим (так же во 2-й арм. версии Мученичества) город, где был казнен мученик, назван Милигерда, а правитель, при к-ром он пострадал,- Мисфофаром. После описания кончины М., за которой последовала смерть правителя и его брата, в синаксарной заметке кратко говорится о чудесах и исцелениях, совершенных святым и описанных в его сир. Мученичестве. В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) сказание о М. и его учениках также приводится под 13 нояб. Город, в к-ром М. был рукоположен епископом, не называется, лишь указывается, что в нем прор. Даниил сподобился видений. В сказании говорится, что М. был казнен за отказ принести жертву земле и огню; его учеников до смерти забили палками. В некоторых визант. стишных Синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV) и в греч. рукописных и печатных Минеях память М. обозначена под 10 нояб. В сказании из греч. Минеи имя мученика передается то как Мил, то как Нил. В нем говорится, что М. был крещен и наставлен в Свящ. Писании; в юности собирался поступить в армию персид. шаха, но после ночного видения переменил свое решение и стал проводить дни в целомудрии и духовной аскезе, служа Богу. Через нек-рое время М. покинул родной город, был пострижен в монахи и поселился в том городе, где прор. Даниилу были даны видения. Во епископы он был рукоположен Геннадием, епископом, исповедником и мучеником. Вернувшись на родину после посещения Иерусалима и Египта, М. построил там церковь. Затем он вновь отправился в путешествие по различным городам Персии, в г. Ктесифон участвовал в соборном суде над епископом, имя к-рого не упоминается. Заключительная часть сказания из греч. Миней совпадает с сир. Мученичеством, за исключением того, что двое учеников М. и правитель, при к-ром пострадали святые, не названы по имени. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца и в совр. греческих церковных календарях память М. и его учеников также отмечена под 10 нояб.

http://pravenc.ru/text/2563206.html

P. 201). В средневековых зап. Мартирологах VIII-IX вв. (Беды, Флора Лионского, Адона Вьеннского), а затем и в Римском Мартирологе (XVI в.) день памяти К. и И. закрепился под 1 нояб., пресв. Феликса и мон. Евсевия - под 5 нояб. В Римском Мартирологе (изд. в 2001) 1 нояб. указано поминовение только К., к-рый почитается как покровитель г. Террачина и коммун Чеза (обл. Кампания; праздник отмечается 19 июня), Сан-Чезарио-ди-Лечче (обл. Апулия; день памяти К.- в 4-е воскресенье июля), Сан-Чезарио-суль-Панаро (обл. Эмилия-Романья), а также как один из св. патронов еп-ства Латины, Террачины, Сецце и Приверно. В визант. синаксарях память К., И., Евсевия, названного пресвитером, и Феликса и краткое сказание о них содержатся под 7 окт. (Paris. gr. 1582, XIV в.). В совр. календаре греч. Церквей К. и И., а также Евсевий и Феликс поминаются под этим же числом, но отдельно друг от друга. В слав. стишных Прологах память К. и И. содержится под 7 окт. (ГИМ. Син. греч. 369(353) - Владимир (Филантропов). Описание. С. 520; Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра (XIV-XV вв.). Пловдив, 2000. C. 148). Под этим же числом память отмечена в ВМЧ (Дни 4-18. Стб. 863-864) и в Житиях святых, составленных свт. Димитрием , митр. Ростовским. В календаре РПЦ 7 окт. указана память только К. и И., память Евсевия и Феликса отсутствует. Почитание К. получило широкое распространение в Риме, о чем свидетельствуют данные о неск. храмах во имя мучеников: согласно Сказанию о перенесении мощей К. и И. в Рим, в IV в. там был построен ораторий в честь мучеников в имп. дворце. Более точное место расположения оратория определить невозможно из-за разных сведений о нем в источниках. Так, в самом раннем датированном упоминании об оратории, к-рое относится к понтификату свт. Григория I Великого (590-605) говорится, что по указанию папы в этот ораторий, находившийся во дворце (intra palatium), в 603 г. были доставлены изображения имп. Фоки и его жены Леонтии (PL. 77. Col. 1349). Однако в Житии свт. Григория Великого, составленном Иоанном Диаконом, рассказывается, что изображения императора и его жены были перенесены в ораторий К., расположенный в Латеранском дворце ( Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 20). В жизнеописании Римского папы Сергия I (687-701) содержится указание, что ораторий находился «intra palatium» (LP. Vol. 1. P. 371), которое, по мнению Л. Дюшена, следует понимать как имп. дворец на Палатине (Ibid. P. 377. Not. 12). В жизнеописаниях пап Стефана III (IV) (768-772) и Сергия II (844-847) говорится, что ораторий был построен в вестиарии Латеранского (а не Палатинского) дворца (Ibid. P. 470, 481; Ibid. Vol. 2. P. 93). Т. о., можно предположить, что изначально было 2 оратория в честь К. При папе Каллисте II (ок. 1060-1124) на месте оратория К. в Латеранском дворце было начато строительство капеллы свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/1684269.html

Сохранились 4 греч. жития А.: одно, принадлежащее Симеону Метафрасту (BHG, N 72), и 3, написанные неизвестными авторами (BHG, N 73-75). Память А. регулярно встречается в визант. календарях. В древнейших источниках она указывается 19 окт.: в Типиконе Великой ц. IX– X в. ( Mateos. Typicon. P. 70-71), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 115-116) и Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 149-150). Типикон Великой ц. указывает память А. также 12 дек. ( Mateos. Typicon. P. 128-129). В богослужебных памятниках студийской традиции - Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 61) и Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 323-324) - служба А. помещена 23 нояб. Согласно этим Типиконам на утрене полагалось чтение жития А., написанного Симеоном Метафрастом (BHG, N 72). Иерусалимский Типикон, начиная с древнейших списков (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 41), относит празднование А. к 23 нояб. В этот день память А. отмечается в совр. церковном календаре. Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси является упоминание его памяти в месяцесловах Мстиславова Евангелия кон. XI - нач. XII в. (Апракос Мстислава Великого. С. 236) и Евангелия XII в. (РГАДА. Тип. 6. Л. 223). В переведенном в 1-й пол. XII в. на Руси нестишном Прологе 1-й редакции житие А. приводится 19 окт., а 23 нояб. указана память без жития и тропарь А. (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 162, 173-174). Во 2-й редакции нестишного Пролога, составленной во 2-й пол. XII в., житие А. помещается под 23 нояб. (Рогожский Пролог - РГБ. Рогож. 510. Л. 120, нач. XV в.). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ включены краткие проложные жития и пространное житие А. (BHG, N 73) ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 198, 201 (1-я паг.)). Соч.: CPG, N 3230-3254; PG. 37. Col. 1577-1600 [«Ямбы»]; 39. Col. 97-117; Ficker A. Amphilochiana. Lpz., 1906. Bd. 1; CSCO. 1933. T. 102. P. 143 sq.; Iambi ad Seleucum/Ed. E. Oberg. B., 1969; Opera/Ed. C. Datema. Turnhout, 1978 (CCSG; 3); Слово на Сретенье Господа нашего Иисуса Христа (сокр.)//ПрибЦВед. 1901. 4; О правой вере. К Селевку//Восточные отцы и учители Церкви IV в.: Антология/Сост. иером. Иларион (Алфеев). М., 1999. Т. 2. С. 404-416 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/114614.html

Но он составлен из разных месяцесловов и потому в нем часты повторения одних и тех же памятей в ближайшие дни и даже в один и тот же день. Имена так испорчены переписчиком, что нередко невозможно восстановить их. Особенности его показаны в нашем месяцеслове Т. П по числам месяцев. Румянцевский 106     Месяцеслов при евангелии XIII в., в Румянцевском музее 106, имеет 31 окт. память Зинаиды, 4 февр. св. отца Федора (из Исидора?), 5 февр. память труса один. Терновский     Терновский месяцеслов написан в 1272 году, содержит памяти на все дни, имеет мало особенностей от древнейших его месяцесловов. Издан Мартыновым в конце его Церковного Года (Annus ecclesiastic. р. 337). 8 нояб. показано чудо Архистр. Михаила в Хонах, хотя оно есть и 6 сент., 29 февр. Максима испов. (вместо 21 янв.), муч. Иринея 24 авг. вместо 25. Есть в нем Борис и Глеб 24 июля. Он ближе к студийскому, чем к иерусалимскому уставу. Содержится при евангелии в Академии в Загребе. Хлудовские 28 и 31, XIII-XIV в     Весьма замечательный месяцеслов находится в двух евангелиях библиотеки А. Ив. Хлудова под 28 и 31. Первое евангелие с апостолом южного происхождения должно быть отнесено к XIII в., второе Ха 34 к XIV в., правописания сербского. Месяцеслов в обоих один и тот же с ничтожною разностию в двух-трех местах; но так как месяцеслов евангелия 28 трудно читаем по ветхости книги и устарелости письма, то он хорошо восстановляется вторым евангелием Х§ 31. Особенности сего месяцеслова следующие: 1 сент. св. Феодора Студита, 7 нояб. пр. Мартина (12 окт.), 20 нояб. св. Мартина (12 же окт.), 14 янв. св. Маркелла (неизвестен), янв. 24 св. отца нашего Иоанна (неизвестен), 7 фев. св. отца Софонтия (неизвеетен), 14 февр. Оносима (или Ионсима) почестника (постника), 20 мар. всех мучеников новых, 28 марта св. Спиридона (неизвестен), 30 марта муч. Персида (неизвестен), 31 мар. св. муч. Мантому (неизвестно, что такое), 8 апр. св. Христофора (неизвестен), 26 апр. Павла еп. (нового, 30 авг.), 14 мая св. Виктора (в Рим. Март. ныне с Короною в Сирии, то есть, со Стефанидою, что у нас 11 ноября, в Дамаске), 30 мая св. Илария, июня 5 св. отца Епифана, июня 25 страсть мученицема Евфросинии и Феодоры (все неизвестны), 8 авг. отдание праздника Преображения в одном, авг. 14 обновление храма Богородицы. Это, вероятно, праздник обители патриарха Алексия в Царьграде, означенный в уставах Студийских, как увидим после. Сей месяцеслов не мало сходствует с Охридским.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТИОН [греч. Αριστων], сщмч. (пам. 3 сент.), еп. Александрийский. Время жизни неизвестно. Проповедовал о Христе и Его спасительных страданиях, смерти и Воскресении; поучал народ, говоря, что все на земле тленно и скоропреходяще, а вечны и нетленны только небесные блага. За это А. был приведен к правителю города и, исповедовав Христа истинным Богом, осужден на сожжение. Поскольку среди епископов Александрии Египетской неизвестны иерархи с именем А., исследователи считают А. епископом Александретты (Александрии-у-Исса, совр. Искендерун, Турция), находившейся между городами Исс и Антиохия. Краткое греч. житие А. содержится в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 11-12) и Минологии Василия II (PG. 117. Col. 28). Память А. 3 сент. указывается как в ряде зап. мартирологов (напр., Иеронимовом, Адона и Узуарда), так и в большинстве визант. календарей: Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 12), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 269), стишном синаксаре ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г. ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 516). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в нестишной Пролог. В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены краткое житие и стих А. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 10-11 (1-я паг.)). Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Σεπτμβριος. Σ. 50). Иконография. Миниатюра с изображением мученичества А. представлена в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 9, 976-1025 гг.). Ист.: ActaSS. Sept. T. 1. P. 611-615; PG. 117. Col. 28; SynCP. Col. 11-12; ЖСв. Сент. С. 75. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 355 (2-я паг.)); Agrain R. Aristion (1)//DHGE. T. 4. Col. 191-192; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 139; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 55. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.)

http://pravenc.ru/text/75984.html

Обилие расхождений в хронологии Жития свидетельствует о его зап. происхождении и о том, что оно было создано значительно позже описываемых событий, в тот период, когда в Италии сведения о визант. истории VI и VII вв. уже не были актуальны и о них остались лишь смутные воспоминания. В вост. Церквах Г. почитается как святой с IX в., день памяти - 23 или 24 нояб., в зап.- отмечен с XVI в., когда его память под 23 нояб. была помещена в Римский Мартиролог. Сохранился арм. перевод Жития (Le Synaxaire Arménien de Ter Israël/Ed. G. Bayan//PO. 1922. Т. 16. P. 85-106). В древнеслав. кормчей XIV титулов Г., еп. Акрагантский, назван автором «Собрания 93 глав», представляющего собой дополненное «Собрание 87 глав» Иоанна III Схоластика. Сборник создан на основе новелл имп. Юстиниана I, касающихся церковных вопросов ( Бенешевич В. Н. Древнеслав. кормчая XIV титулов, без толкований. СПб., 1906. Т. 1. С. 739-837). Соч.: Comment. in Ecclesiasten, lib. I-X//PG. 98. Col. 741-1182. Ист.: BHG, N 707-708f; SynCP. Col. 249, 251-253; PG. 98. Col. 549-716 [Житие Леонтия]; Leontios Presbyteros von Rom. Das Leben des hl. Gregorios von Agrigent/Krit. ausg. übers. und komment. v. A. Berger. B., 1995 [Житие Леонтия с нем. пер.]; A Translation of Abbot Leontios " Life of St. Gregory, Bishop of Agrigento/Transl. R. C. Martyn. Lewiston; N. Y., 2004. (Texts and Studies in Religion; 105); PG. 116. Col. 189-269 [Житие Никиты Пафлагона в собр. Симеона Метафраста]; MartRom. P. 541; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 169-171; ЖСв. Нояб. С. 626-656. Лит.: Lanceae J. ( Lanza G. ) Dissertatio de aetate B. Gregorii Agrigentini//PG. 98. Col. 1181-1228r; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 480-481; Χριστοφιλπουλος Α. Π. Πτε ζησεν Γρηγριος Ακραγντος // ΕΕΒΣ . 1949. Τ. 19. Σ. 158-161; Croce G. M. Per la cronologia della Vita di S. Gregorio Agrigentino//BollGrott. 1950. T. 4. P. 189-207; 1951. T. 5. P. 77-91; Stramondo G. Gregorio d " Agrigento. Catania, 1952; Beck. Kirche und theol. Literatur. P. 467-468; ODB. Vol. 2. P. 879-880; Παπαδπουλος Σ. Γ. Γρηγριος Ακραγαντνος//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 827-828; Aubert R. Grégoir, évêque d " Agrigente//DHGE. T. 21. Col. 1464-1467; Amore A. Gregorio, vescovo di Agrigento//BiblSS. Vol. 7. Col. 169-173; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 101.

http://pravenc.ru/text/166517.html

В связи с тем что митр. Кирилл II в основном стал проживать в Сев.-Вост. Руси, лишь изредка посещая Киев, в городе и его сельской округе усилилось влияние братии Киево-Печерского мон-ря и возглавлявшего ее архимандрита. Особенно это проявилось в кон. 1-й четв. XIV в., когда турово-пинские князья потеряли политическую независимость и были вынуждены стать вассалами Литовского вел. кн. Гедимина . Его младший брат кн. Федор († после 1331) был правителем Киевской земли. Со 2-й пол. XIV в. источники свидетельствуют о подчиненности Киево-Печерскому мон-рю ряда киевских обителей. В сер. 50-х гг. XIV в. на связи братии К. З. м. с митр. свт. Алексием указывает известие синодика в Неделю Православия Успенского собора Московского Кремля. В нем среди лиц, убиенных от рук литовцев в правление вел. кн. Ольгерда между 1347 г. (казнью Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия ) и 1368 г. (гибелью в бою московских воевод кн. Симеона Дмитриевича Стародубского, Дмитрия Минича и Иакинфа Федоровича Шубы), «вечная память» записана «Симеону Золотоверьхому новому мученику и исповеднику, yбiehhoмy за православную веру» (ДРВ. Ч. 6. С. 450). О подчинении К. З. м. властям Киево-Печерской обители известно из грамоты, относящейся ко времени правления Киевского митр. свт. Киприана (1375-1406). По-видимому, к этому периоду относится ремонт Михайловского собора и возникновение рядом с ним жилых и хозяйственных комплексов, к-рые археологи датируют XIV-XVI вв. Найденные здесь западноевроп. и ордынские монеты относятся к XV-XVIII вв. ( Ibakih Г. Icmopuчhuй розвиток 1996. С. 130; Ibakih, Козубовський, Козюба, Поляков. 1998). Вкладная грамота от 21 нояб. 1398 г. свидетельствует, что в состав печерских соборных старцев входил игум. Стефан (Переломило) из «Святаго Михаила Златоверхого». Его статус среди старцев Киево-Печерского мон-ря не был высоким. Игум. Стефан занимал место ниже нек-рых из них, напр. монастырского ключника Нифонта (Грамоти XIV ст. 1974). По-видимому, в это время состав братии К. З. м. был незначителен, а игуменство в обители в большей степени могло иметь символическое значение. Подчиненное состояние К. З. м. властям Киево-Печерской обители отразилось в его синодике. В нем ранее главного ктитора К. З. м., вел. кн. Святополка Изяславича, читалась «вечная память» архимандритам и братии Печерского мон-ря, их родителям и родственникам ( Де-Витте. 1903. Кн. 17. Вып. 1. С. 8). Летом 1416 г., когда темник Едигей совершил неожиданный набег на Киев, ордынцы сумели захватить его посад. К. З. м., находившийся за линией городских укреплений и подчинявшийся разоренной Едигеем Печерской обители (ПСРЛ. Т. 25. С. 242; Т. 40. С. 133), также мог быть захвачен и разграблен ордынцами.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Дата памяти П.- 4 окт., под к-рой его Мученичество помещено в груз. Минологии, засвидетельствована и в визант. традиции. Под этим числом краткое сказание о П. приводится в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.; SynCP. Col. 105-106); в нем уточняется, что П. был поставлен во иереи митрополитом Бостры, очевидно уже после того, как стал вести уединенный образ жизни. В сказании из имп. Василия II Минология (1-я четв. XI в.) под тем же числом (PG. 117. Col. 85) П. назван епископом Капитолиады; описание его истязаний в целом соответствует повествованию Мученичества, но исторический контекст изменен: П., согласно Минологию, был обращен в христианство вместе с семьей из язычества и пострадал от идолопоклонников (на этой версии, вероятно, основана встречающаяся в лит-ре ошибочная датировка его смерти III - нач. IV в.). В нек-рых более поздних визант. Синаксарях (напр., Paris. gr. 1589, XII в.) память П. отмечена под 5 окт. (SynCP. Col. 107-108). В Палестино-грузинском календаре (Sinait. iber. 34, X в.) память П. как епископа Капитолийского указана под 23 нояб.; по мнению Ж. Гаритта , в этом сказалось влияние соседних памятей сщмч. Петра I , еп. Александрийского (25 нояб.), и Петра , патриарха Иерусалимского (26 нояб.) ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 105, 393). В слав. Стишной Пролог, переведенный в Болгарии в XIV в., сказание о П. было включено на основании сведений из Синаксаря К-польской ц. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 15). В ВМЧ митр. Макария оно было заимствовано из Минология имп. Василия (ВМЧ. Окт. Дни. 4-18. Стб. 795). Свт. Димитрий (Савич (Туптало)), митр. Ростовский, внес под 4 окт. в «Книгу житий святых» краткую заметку о П. как о преподобномученике ( Димитрий (Туптало), свт. Ростовский. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 179 об.); в совр. изложении она была незначительно расширена (ЖСв. Окт. С. 111). В 1-е издание Римского Мартиролога 1583 г. память П., очевидно, была включена дважды: под 21 февр.- как Петра Маюмского (вместе с памятью еп. Петра Дамасского на основании сообщения прп. Феофана Исповедника; Martyrologium Romanum, ad novae kalendarii rationem et ecclesiasticae historiae veritatem restitutum. R., 1583. P. 32-33) и под 4 окт.- как пресвитера «в Амасии у Меотидского озера» (Ibid. P. 176), что Петерс интерпретировал как искаженное «в Эмесе, мон-ре Дайр-Мимас» ( Peeters. 1940. P. 123-125). В пересмотренном издании Мартиролога 1586 г. обе памяти отсутствуют, а на 4 окт. перенесена память Петра, еп. Дамасского (MartRom. P. 433).

http://pravenc.ru/text/2580128.html

Реликвии были временно помещены в парекклисионе ц. ап. Андрея. 30 нояб. мраморные ковчеги с мощами И. З. и свт. Григория Богослова были установлены в патриаршей ц. вмч. Георгия в стамбульском р-не Фенер (Фанар). В память этого события был учрежден новый праздник - возвращение мощей святителей Григория Богослова и И. З., совпадающий с днем памяти ап. Андрея Первозванного (30 нояб.). 11 апр. 2007 г. кард. Римско-католической Церкви Стивен Фумио Гамао передал в дар архиеп. Хабаровскому и Приамурскому Марку частицу мощей И. З. из Ватикана. Ковчег с мощами хранится в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, где будет оставаться до освящения храма Хабаровской ДС во имя свт. Иннокентия, митр. Московского. В связи с перенесением мощей И. З. из К-поля на Запад русские паломники - Стефан Новгородец (1348/9), анонимный паломник (нач. 90-х гг. XIV в.), Александр Дьяк (90-е гг. XIV в.) упоминали только о пустом гробе святителя, остававшемся объектом поклонения в к-польской ц. св. Апостолов ( Majeska. 1984. P. 43, 149, 161). В какой-то момент возникло представление, что внутри этого гроба все-таки находятся мощи: Игнатий Смольнянин пишет, что мощи И. З. лежали в ц. св. Апостолов запечатанными в ковчеге (Ibid. P. 95), а в редакторской приписке к тексту рус. анонимного паломника сообщается, что гроб с нетленными и благоухающими мощами И. З. находился в алтаре Св. Софии (Ibid. P. 135). В связи с этим Р. Жанен предположил, что в 90-х гг. XIV в. гробница И. З. могла быть перенесена в Св. Софию ( Janin. Églises et monastères. P. 45), где также хранился посох святителя, о чем упоминают рус. анонимный паломник и диак. Зосима (1419) ( Majeska. 1984. P. 133-135, 183). Представление о том, что мощи И. З. остались в К-поле, также отразилось в предложении султана Баязида II франц. кор. Карлу VIII передать ему «целое тело» святителя (1489). Хотя, согласно зап. традиции, глава И. З. была увезена крестоносцами в аббатство Клерво (впосл. в сер. XIII в. помещена аббатом Стефаном из Лексингтона в капелле коллегии св. Бернарда в Париже и утрачена в годы Французской революции - Riant. 1877. T. 2. P. 196-197), посетившие К-поль путешественники упоминают об этой реликвии. Из сообщений несторианина Раббана Саумы (кон. XIII в.), Стефана Новгородца, анонимного арм. путешественника (кон. XIV - нач. XV в.) и рус. диак. Зосимы (1419) известно, что глава И. З. хранилась в жен. мон-ре Пресв. Богородицы, отождествляемом исследователями с мон-рем Пресв. Богородицы «тон Патрикиас» ( Majeska. 1984. P. 374-375).

http://pravenc.ru/text/541598.html

С. 189-200; Кодов. С. 143-155), дошедшее в ряде южнослав. списков XV в., в т. ч. в Сборнике Владислава Грамматика 1479 г. (Нац. музей «Рильский монастырь». 4/8), и получившее на Руси известность не позднее 1-й трети XV в. в качестве проложного чтения в составе службы Г. (Минея праздничная - РГБ. Собр. ОР. Пост. 6/1973). Кроме Житий и чудес Г. был посвящен ряд Похвальных слов и поучений. В сер. XIV в. (1343?) на Афоне или в Болгарии на слав. язык было переведено Поучение на праздник в честь Г. на тему Мф 10. 32 («Рече Господь: Всяк иже исповедает меня пред человекы»), включенное в состав Евангелия Учительного. В рукописной традиции это Поучение приписывается К-польским патриархам Иоанну IX Агапиту, Филофею Коккину или Каллисту I. Поучение встречается в рус. списках с 1-й пол. XV в. Похвальное слово Г., написанное Аркадием, архиеп. Кипрским, переведено, вероятно, в Сербии в XIV в. или в 1-й пол. XV в. Оно вошло в Сборник Владислава Грамматика 1479 г. (Нац. музей «Рильский монастырь». 4/8). Слово того же автора на память освящения ц. во имя вмч. Георгия в Лидде (3 нояб.) было переведено в Болгарии во 2-й пол. XIV в. в составе т. н. Студийской коллекции ( Hannick. S. 131). Рус. списки появляются с XV в.: ГИМ. Увар. 328, 1172 и др. Это Слово помещено в московских комплектах ВМЧ под 4 нояб. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 132). 2 Похвальных слова в честь Г. были написаны в кон. XIV - нач. XV в. Григорием Цамблаком . 1-е Слово (нач.: «Вчера, любимици, светлый воскресения празновахом праздник и днесь страстотерпца всеторжество») датируется 1397 г. ( Петровский Н. М. К хронологии проповедей Григория Цамблака//РФВ. 1903. Т. 50. С. 58-63), оно сохранилось во мн. рус. и славяно-молдав. списках начиная с XV в. ( Hannick. S. 207-208). В ВМЧ это Слово помещено под 23 апр. и в составе «Книги, глаголемой Цамблак» - под 31 июля (подробнее о нем см.: Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 503-505). Рукописная традиция 2-го Похвального слова (нач.: «Велико некое и чуда полно мужество еже истинные еже к Богу любве»), датируемого 1403-1406 гг., ограничивается 2 славяно-молдав.

http://pravenc.ru/text/162188.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010