Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСХИРИОН [греч. Ισχυρων], свт. (пам. визант. 23 нояб.), еп. Время и место жизни неизвестны. Память И. и посвященное ему двустишие («Жив сыи, Исхирионе, крепость беше церковная, каковую и по смерти разумно усиливает») содержатся в греч. стишных Синаксарях (напр., в Paris. gr. 1582, XIV в., и ГИМ. Син. греч. 369(353), 1-я пол. XIV в.). В них говорится только то, что И. был епископом и почил в мире. Эти сведения впосл. были включены в греч. печатную Минею (Венеция, 1593) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца . Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, предположил, что И. мог быть епископом Тарса, как и упоминаемый после него в Синаксарях Тарсийский еп. Елен . Однако Елену посвящено отдельное двустишие. В XIV в. при переводе юж. славянами стишного Синаксаря сведения об И. попали в состав слав. стишного Пролога и из него были внесены в ВМЧ. В современном календаре РПЦ память И. отсутствует. Ист.: ВМЧ. Нояб. Дни 23-25. Стб. 3260; Владимир (Филантропов). Описание. С. 527; SynCP. Col. 249, 251; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 172; Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 284. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 363; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 226. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/1237697.html

Вслед за погребением Глеба вместе с Борисом последовали знамения и в особенности чудо над варягом; после чуда «по мале днии», говорит Иаков, сгорела церковь святого Василия и тела князей вырыты и поставлены в клетке. Зимою приготовлено было дерево для церкви над ними, а следующим летом она сооружена и освящена 24 июля. По всей вероятности, это случилось в 1021 г. «Пришед же (Изяслав) в един день, видев церковь святую ветху сущу, призвав старейшину древоделей, повеле ему церковь возградити во имя святою» (Нестор. в том же житии Степ. кн. 1. 205 Составитель Степенной книги выражает это довольно ясно, когда, обращаясь к святому Владимиру вместе с бабкою его святою Ольгою и чадами — святыми Борисом и Глебом, говорит, что Церковь прияла праздновать память всех их в один и тот же месяц (именно: Ольги — 11 июля, Владимира — 15, Бориса и Глеба — 24): «Якоже купно, честно и купно время от Бога прославлени бысте» (Степ. кн. 1. 43 Снес.: Гизел. Синопс. Л. 46. Киев, 1680 В XIII в. память святого Владимира 15 июля несомненно чтилась (Собр. р. лет. 1. 205; 5. 177 подобно памяти святой Ольги и святых Бориса и Глеба, хотя в месяцесловах того времени, доселе известных, память эта еще не упоминается. Впрочем, касательно наших месяцесловов древних надобно заметить вообще, что в одних из них, писанных в XII и XIII стол., есть уже имена некоторых русских святых (Опис. Рум. муз. С. 171–175 зато в других даже XIV, XV и XVI вв. нет ни одного русского святого и праздника (там же. С. 177, 180, 184, 187, 188). Иларион. в Прибавл. к Тв. св. отц. 2. 277, 278, 281 мних Иаков в приложен. 1; Нестор. П. собр. р. лет. 1. 57 «Встань от гроба твоего, честная главо! Встань, отряси сон! Ты не умер, но спишь до общего всем восстания... Отряси сон, возведи очи и посмотри, как Господь, сподобив тебя почестей небесных, не оставил тебя без памяти и на земле в сыне твоем» (Приб. к Тв. св. отц. 2. 279 М. Евген. Опис. К.-Печер. лавры. С. 112–114. Изд. 2-е Опис. К.-Соф. собора. С. 49 Левшин. Москов. Успен. собор. С. 37 Частицы мощей святого Владимира есть, например, в одном из напрестольных крестов святой Александро-Невской лавры, о котором мы упомянули в прим. 145.

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

К-5349. Л. 78). Корпус песнопений князьям-страстотерпцам уже по спискам XII в. состоит из 24 стихир, 2 канонов, 3 кондаков с икосом, седальна и светильна. Мн. песнопения обнаруживают зависимость от СЧ в его первоначальном составе 70-х гг. XI в. (Поппе) или даже в его редакции после 1115 г. (Е. В. Антонова). Количество и состав стихир (3 группы подобнов на хвалитех) показывают, что этот гимнографический корпус отражает не одну, а 3 службы, т. е. на праздники, установленные как при митр. Иоанне I (в 40-х гг. XI в.), так и в 1072 и 1115 гг. В Минее 1-й пол. XII в. автором службы Б. и Г. назван митр. Иоанн (I или II?) (РГАДА. Ф. 381. 122. Л. 111 об.). Стихиры святым Борису и Глебу. Стихирарь. XII в. (РНБ. Соф. 384. Л. 100 об.) Стихиры святым Борису и Глебу. Стихирарь. XII в. (РНБ. Соф. 384. Л. 100 об.) Во всех сохранившихся Стихирарях домонг. периода песнопения Б. и Г. помещены под 24 июля. Под 2 мая известен лишь кондак «Мученика Христова». Наиболее ранние списки служб на 2 мая относятся к кон. XIV в. (РГБ. Ф. 304. 22 и Ф. 113. 3), однако они не содержат новых стихир. Специальные стихиры на 2 мая помещены в Минее служебной XV в. и, по-видимому, связаны с творчеством Пахомия Логофета , их нотированные образцы появляются в Стихирарях со 2-й пол. XVI в. Состав песнопений, посвященных Б. и Г., со временем менялся, в частности в XV-XVI вв. исчезли тексты, в к-рых упоминался Святополк. В Минеях (СТ) служба Б. и Г. есть только 24 июля, она помещена после службы мц. Христины (Июль. Л. 181-191). В Типиконе их память отмечена как полиелейная. В Минее служба бденная (содержит полный корпус песнопений малой вечерни). Тропарь 2-го гласа: «              » (в Типиконе 1610 г. указываются 2 тропаря - 2-го гласа на великой вечерне, а на малой - тропарь 4-го гласа «        »). Канона 2: 1-й 4-го гласа (ирмос: «      », нач: «        »), 2-й 8-го гласа (ирмос: «        », нач.: «              »); они предваряются воскресным каноном Божией Матери 2-го гласа. Кондак, глас 3-й «          ». В Минеях (МП) под 2 мая помещена полиелейная служба Б.

http://pravenc.ru/text/153171.html

Ист.: BHG, N 467-467b; BHL, N 2069-2071; ActaSS. Iul. T. 2. P. 682-687; PG. 117. Col. 497-498, 531-532; MartHieron. P. 360; MartRom. P. 278; SynCP. Col. 17, 20, 568, 750, 808; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 225-227; Franchi de " Cavalieri P. Note agiografiche. Vat., 1953. T. 9. P. 203-229. (ST; 175); ЖСв. Июль. С. 209; Сент. С. 153-154; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 20092. Τ. 10: Οκτβριος. Σ. 172; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. 106-107; Т. 6. С. 120. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 207, 273; Т. 3. С. 261-262; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 155, 432, 482; Delehaye H. Les martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. T. 40. P. 61-62; MartHieron. Comment. P. 361; MartRom. Comment. P. 279; Παπαδπουλος Ι. Υπρχει κα δετερος γιος Κριλλος πσκοπος Γορτνης;//ΕΕΒΣ. 1940. Τ. 16. Σ. 247-251; Sauget J.-M. Cirillo//BiblSS. Vol. 3. Col. 1321-1322; Κωνσταντινηδης Ι. Χ. Κριλλος//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 1155; Genesius Ioseph. Regum Libri IV/Ed. A. Lesmüller-Werner, J. Thurn. B., 1978; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 264; Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. А. Н. Крюкова Гимнография Святые Панкратий Тавроменийский, Кирилл Гортинский, Феодор Эдесский. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Святые Панкратий Тавроменийский, Кирилл Гортинский, Феодор Эдесский. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Память К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 17, 314, 336) 6 сент., 14 июня и 9 июля без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 278) и в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 159, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 5; также см.: Ягич. Служебные Минеи.

http://pravenc.ru/text/1840283.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛИЙ [греч. Ηρκλειος], мч. (пам. греч. 14 июля). Время и место жизни И. неизвестны. Согласно греч. стишным Синаксарям (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.), был забит насмерть дубинами. По сообщению болландистов, в приложении к греческой печатной Минее из собрания иезуита П. Ф. Шифле И. назван епископом. Впосл. память И. вошла в состав славянского стишного Пролога ( Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра (XIV-XV вв.). Пловдив, 2000. С. 437). В совр. календаре РПЦ мученик не упоминается. И. Делеэ предположил, что И. является одним лицом с мч. Ираклием, пострадавшим вместе с Андреем, Фавстом и Миной (см. ст. Андрей Стратилат, Ираклий, Фавст и Мина ), память которых отмечена в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) под 13 июля (SynCP. Col. 818, 1090). Ист.: ActaSS. Iul. T. 3. P. 649; SynCP. Col. 820; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 67. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 213; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 168. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/673845.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИНИК мч. (пам. визант. 4 апр.). Время и место мученической кончины неизвестны. Был брошен язычниками на растерзание зверям. Память К. и посвященное ему двустишие («Схапан зубы Каллиник зверскими, зверю мысленному зубы сокрушьшю») содержатся в некоторых списках греческих стишных Синаксарей и славянских стишных Прологов. Эти сведения были включены в ВМЧ, но не вошли в современные календари Греческих Церквей и РПЦ. Возможно, К. и некий мч. Каллиник, память которого отмечена под 1 апр. в неаполитанском Мраморном календаре (IX в.) и в болг. Охридском Апостоле (кон. XII в.), являются одним и тем же лицом. Ист.: ВМЧ. Апр. Дни 1-8. Стб. 136; Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 375. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 94, 98. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/1320017.html

На рубеже XIV и XV вв. Османы были гегемонами как на Балканах, так и в М. Азии. Однако череду их успехов прервало вторжение в М. Азию войск азиатского завоевателя Тимура (Тамерлана), при дворе которого нашли убежище свергнутые Османами правители тюрк. бейликов. 20 июля 1402 г. в сражении под Анкарой армия Баязида I была раздавлена превосходящими силами Тимура. Свою роль в разгроме сыграло и предательство ряда анатолийских беев, покинувших Баязида в ходе сражения. Баязид закончил свою жизнь в плену, а О. и. оказалась на грани краха. Ранняя империя: особенности социокультурного развития Османская армия. Роспись ц. Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Молдовица, Румыния. 1532 г. Османская армия. Роспись ц. Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Молдовица, Румыния. 1532 г. В XIV-XV вв. мусульмане составляли меньшинство населения Османского государства. На Балканах они образовали лишь отдельные колонии в приграничных областях и вокруг военно-адм. центров. Османы старались не менять традиц. уклад на завоеванных землях и постепенно интегрировать в свою среду визант., слав. и албан. элиты. Местная аристократия сохранила свои земельные владения и служила султанам на тех же условиях, что и прежним христ. государям. На низовом уровне были широко распространены религ. синкретизм и смешанные браки, причем от женщин-христианок, выходивших замуж за мусульман, не требовалось менять веру. Постепенно усложнялись гос. структура и придворный ритуал. Султаны стали изолировать себя от подданных, делегировав решение задач текущего управления везирам, из круга к-рых ок. 1360 г. выделился верховный везир, садразам, глава исполнительной власти. В кон. XIV - 1-й пол. XV в. пост великого везира занимали с некоторыми перерывами представители знатного тюрк. клана Чандарлы. При Мураде I окончательно оформились система тимаров и практика учета имущества подданных для налогообложения. Тимариоты лично не занимались ведением хозяйства, но получали выплаты с переданных им территорий. Тимары обеспечивали воспроизводство «мужей меча» - феодальной конницы сипахи. Захват новых земель и раздача их в держание способствовали не только усилению военного потенциала О. и., но и изживанию провинциального сепаратизма. Анатолийские сипахи получали имения на Балканах и отныне связывали свои интересы с успехами османской экспансии.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ Берестяная грамота 200. Ученическая запись мальчика Онфима с фрагментом азбуки. XIII в. Берестяная грамота 200. Ученическая запись мальчика Онфима с фрагментом азбуки. XIII в. вид массового письменного источника по истории средневек. Руси, открытый 26 июля 1951 г. при раскопках Новгорода экспедицией под рук. А. В. Арциховского . К концу полевого сезона 2001 г. в Новгороде было обнаружено 917 Б. г., подобные документы найдены при раскопках еще 10 древнерус. городов: 36 - в Ст. Руссе, 19 - в Торжке, 15 - в Смоленске, 8 - во Пскове, 5 - в Твери, 3 - в Звенигороде Галицком (Украина), по 1 - в Витебске и Мстиславле (Белоруссия), Москве и Ст. Рязани. Обязательным условием сохранности Б. г. является повышенная влажность грунта, исключающая его аэрацию. Древнейшая надпись на бересте датируется 1-й пол. XI в., самая поздняя - 2-й пол. XV в., берестяных текстов XI - 1-й трети XIII в. насчитывается свыше 470. Тексты грамот процарапывались на листах бересты железным (реже костяным или бронзовым) заостренным стержнем с лопаточкой на противоположном конце. Подобные стилосы встречаются при раскопках западно- и восточноевроп. городов, где они служили для письма на навощенных дощечках. Судя по находке в Новгороде в 2000 г. в слое нач. XI в. древнейшей слав. Псалтири, написанной на навощенных дощечках и служившей для обучения грамоте, такой способ письма на Руси предшествовал берестяному письму. В XI-XV вв. береста была наиболее доступным и дешевым писчим материалом; внедрение бумаги, получившей массовое распространение на Руси с сер. XV в., привело к исчезновению берестяного письма. На последнем этапе его существования появляются «гибридные» тексты (в Новгороде найдены 2 Б. г. сер. XV в., написанные чернилами), в дальнейшем берестяное письмо местами (больше всего в Сибири) сохраняется до XIX в., но в чернильном варианте. Инструменты для письма на бересте и воске. Новгород. XII–XIV вв.

http://pravenc.ru/text/78140.html

Статья 1. Летописные источники В предшествующей статье «Русско-армянские межконфессиональные связи в древнерусском государстве» нами было выявлено, что уже в период древнерусского государства (X–XIV вв.) стали складываться русско-армянские связи (политические, экономические, социально-культурные, конфессиональные), армянские поселения появились в таких древнерусских городах, как Киев, Новгород, Каменец-Подольский, Луцк, Львов, Владимир и др., в жизни которых армяне играли заметную роль . Большое поселение армян возникает в XIV в. и в Московском княжестве. Армяне массово переселяются в северные страны, поскольку в этот период происходит падение Киликийского армянского государства (1080–1375 гг.) под нашествием египетских мамлюков, а Восточная Армения продолжает разрушаться монгольскими и тюркскими племенами ак-коюнлу и кара-коюнлу (XIV–XV вв.) , затем становится ареной частых военных конфликтов между Турцией и Ираном. О тяжелой ситуации в Армении есть упоминания и в русских летописях. Например, говорится о страшном море в Армении 1346 г. (и др. странах), в результате которого умерло столько людей, что, согласно летописцу, «яко не бе кому их погребати» . Много армян пострадало в 1385 г. при покорении Армении Тамерланом, который упомянут в летописях как Темир-Аксак , в армянских источниках — как Тимур-Ланк . О присутствии армян в Московской Руси во второй половине XIV в. можно найти упоминания во многих повествованиях этого периода. Так, в ряде летописных сводов под лето 6874 (1366 г.) содержится рассказ о нападении новгородских дружинников-ушкуйников на различные города возвышающегося Московского государства, такие как Кострома, Нижний Новгород и другие поволжские поселения, об их разграблении и разорении, в результате чего пострадало «множество татар и бесермен и ормен [армян. — Г . Р .]» . Многие летописи повествуют также о большом пожаре в Москве (22 июля 1390 г.), который начался от дома «Авраама некоего Арменина, и згоре дворов неколико тысящ» . По мнению М. Н. Тихомирова, это торгово-ремесленный посад Китай-города, где жили армяне и греки . Согласно М. Н. Тихомирову и С. М. Соловьеву, в московской торговле армянские купцы занимали большое место , с их помощью держалась торговая связь Московской Руси с Золотой Ордой, Персией и Закавказьем .

http://bogoslov.ru/article/6192778

В 2 среднеболг. праздничных Минеях - ок. 1339 г. (Sinait. slav. 25) и нач. XV в. (София. Архив БАН. 23) - известен (также под 14 февр.) др. древний канон К., 8-го гласа (при этом синайский список сохранил 2-ю песнь), опубликованный по младшей из них Минее Б. Ангеловым ( Ангелов Б. С. Старобългарски текстове: Из слав. ръкописи на БАН. Служба на Кирил//ИАИ. 1957. Т. 1. С. 283-289). Канон был введен в научный оборот лишь в сер. ХХ в. и изучен гораздо меньше первого ( Попов. 2003. С. 657-658). Два разных канона сопровождаются в рукописной традиции одними и теми же песнопениями малых жанров: вероятно, первоначально они (по аналогии со службой архиеп. Мефодию, также включавшей 2 канона) входили в состав особо торжественной службы, позднее разделенной на 2 самостоятельные. Судя по всему, этот канон исходно был также написан на греч. языке и рано (возможно, одновременно с первым) переведен на славянский. Обратный перевод канона 8-го гласа на греч. язык не предпринимался, вопрос о наличии в нем акростиха (как греческого, так и славянского) не рассматривался. Разделение первоначальной единой службы произошло (судя по тому, что восточнослав. списки 2-го канона отсутствуют) не позднее кон. Х в., и это свидетельствует об определенном снижении почитания К. в Болгарии в это время. В нач. 90-х гг. ХХ в. К. Иванова обнаружила и опубликовала еще одну службу К.- из серб. Минеи праздничной 2-й пол. XVII в. из собрания Баварской гос. б-ки в Мюнхене ( Иванова К. Неизвестна служба за св. Кирил в състава на прзничен миней от XVII в.//Palaeobulgarica. 1992. Год. 16. 2. С. 16-32; 3. С. 37-40). Служба написана по Иерусалимскому уставу и представляет сочинение, составленное серб. книжником не ранее XVI в., незнакомым с древним текстом (кроме тропаря и кондака) и прославляющим К. как просветителя лишь балканских славян. К. прославляется также в общем каноне равноапостольным К. и Мефодию (6 апр.) и в составе служб св. Седмочисленникам (пам. 27 июля), написанных и изданных в XVIII в. на греч. языке ( Бърлиева С. Служби за св. Седмочисленици//КМЕ. 2003. Т. 3. С. 680-682; Š koviera. 2010. S. 159-165). Общий канон, содержащий анонимный слав. акростих «Курила философа и блажена Методия пою», относится к числу древнейших памятников слав. гимнографии ( Попов. 2003. С. 664). Он сохранился лишь в 2 восточнослав. списках - XII в. (ГИМ. Син. 165) и рубежа XIV и XV вв. (РГАДА. Ф. 381. 111); младший был открыт в 80-х гг. ХХ в. при составлении Каталога рукописей ЦГАДА (Каталог слав.-рус. рукописных книг XI-XIV вв., хранящихся в ЦГАДА СССР/Сост.: О. А. Князевская. М., 1998. Ч. 2. С. 188. 89).

http://pravenc.ru/text/1840253.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010