Служба состоит из соединения текстов служб преподобному Сергию (на 25 сентября) и преподобному Никону (на 17 ноября). Значение рукописи Гефсиманского скита в том, что она зафиксировала богослужебную практику Троице-Сергиевой лавры середины XIX века. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иероним († 1982) освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. На следующий день после праздника обретения святых мощей преподобного Сергия, 6/19 июля 1981 года, было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых. В том же году были составлены тропарь, кондак и молитва Радонежским святым. К службе преподобному Сергию, которая была взята за основу, присоединили службы преподобному Михею Радонежскому (1913 г. издания), в которой упоминаются другие ученики аввы Сергия. Позднее была составлена особая служба Радонежским святым. На протяжении XIV-XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV-XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV в.; память 23 октября» 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV в.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV в.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV в.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV в.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV в.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV в.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV в.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля» 2 августа); преподобный Савва Стромынский († 20 июля 1392 г.); преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский († 3 декабря 1407 г.; обретение мощей 19 января 1652 г.); преподобный Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля/4 мая); преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV-XV вв.; 25 января/7 февраля); преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября/9 декабря и 25 сентября/8 октября); преподобный Феодосий Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября9 декабря и 25 сентября» 8 октября); преподобный Мефодий Пешношский († 4 июня 1392; память 14/27 июня; преподобный Иаков Железноборовский († 11 апреля 1442 г.); преподобный Никифор Боровский († до 1414; память 9/22 февраля); преподобный Никита Боровский († после 1421; память 1/14 мая); преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV-XV вв.; память 27 мая/9 июня). Собеседники преподобного Сергия: святой благоверный великий князь Димитрий Донской ( † 19 мая 1389 г.); преподобная Евфросиния Московская, в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия ( † 6 июля 1407 г.); святитель Стефан, епископ Великопермский ( † 26 апреля 1396 г.); святитель Михаил, епископ Смоленский ( † 6 мая 1402 г.; память 28 ноября/11 декабря); святитель Дионисий, архиепископ Суздальский ( † 15 октября 1386 г.; память 26 июня» 9 июля); преподобный Евфимий Суздальский ( † 1 апреля 1405 г.; обретение мощей 4/17 июля); преподобный Димитрий Прилуцкий ( † 11 февраля 1392 г.); преподобный Стефан Махрищский ( † 14 июля 1406 г.); преподобномученик Григорий Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобномученик Кассиан Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобный Феодор Ростовский ( † 22 октября 1409 г.); преподобный Павел Ростовский ( † после 1409; память 22 октября/4 ноября); преподобный Ферапонт Можайский, Белозерский ( † 27 мая 1426 г.; обретение мощей 27 декабря 1514 г.); преподобный Кирилл Белозерский ( † 9 июня 1427 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В иконописных подлинниках XVII-XIX вв. образ О. Р. описан под 27 июня ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 410-411), однако с каким именно днем в жизни преподобного она была связана, остается неясным. По-видимому, после кончины в кон. XIII - нач. XIV в. тело О. Р. было перевезено из Чернигова в Брянск и захоронено в Петропавловском соборе одноименного муж. мон-ря. Почитание Судя по тому, что в XIV-XV вв. вечная память «Олгоу Добр нскомоу» читалась в Успенском синодике Московского Кремля, можно полагать, что богоугодная деятельность О. Р. была хорошо известна его младшим современникам (ДРВ. Ч. 6. С. 449). В кон. XV - XVII в. эта традиция поминания князя была распространена на все епархиальные соборы Русского государства (см., напр.: ОР РНБ. F.n.IV. 1. Л. 32 об.- 33 об.). В списках кон. XVII-XIX в. Описания о российских святых О. Р. упоминается как Черниговский и Брянский чудотворец 100. С. 30). Интересно отметить, что в восходящем к Описанию списке нач. XVIII в. «Книги, обдержащей в себе собрание всех Российских Святых Чудотворцов…» князь был указан всего лишь как святой из Брянска ( Барсуков. Источники агиографии. С. II). По данным митрополита Ростовского свт. Димитрия (Савича (Туптало)), в 3-й четв. XVII в., при патриархе Никоне , почитавшем О. Р., брянский Петропавловский мон-рь стал ставропигиальным. 10 окт. 1831 г. имя О. Р. включено в Собор Волынских святых. В 1873 г. Н. Д. Квашнин-Самарин отмечал, что О. Р. «причтен ко Святым, и мощи его находятся в Брянске под спудом. В полных Святцах об нем сказано только то, что он постригся в Брянске и скончался там же, в самом конце XIII века. Жития его не существует» ( Квашнин-Самарин. 1873. С. 218). В нояб. 1893 г. вел. кн. Константин Константинович пожертвовал обители икону с образом О. Р. «со сребропозлащенною к ней лампадою» и крупную сумму кредитных билетов - на 600 р. 14 июля 1897 г. по ходатайству Брянской городской думы Синод издал указ, разрешавший в память о св. князе выносить его образ вместе с иконами Божией Матери Свенской (Печерской) и прп. Поликарпа Брянского во время крестного хода в Брянске, который проходил 11 авг. 13 июля 1900 г. Брянская городская дума постановила считать 20 сент. днем памяти О. Р., в Брянске в этот день была запрещена торговля.

http://pravenc.ru/text/2578293.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ Блж. Николай Кочанов. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание за рубежом) Блж. Николай Кочанов. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание за рубежом) ((Никола) Кочанов; † 1392?), блж. (пам. 27 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), юродивый, Новгородский. Год смерти Н. является общепринятым, однако вполне вероятно, что дата не дописана в части десятков и единиц - 6900 г. от Р. Х.; это характерно для поздних агиографических сочинений, в т. ч. для «Книги, глаголемой Описание о российских святых» (изв. в списках XVIII-XIX вв.). Источниками сведений о Н. являются: Похвальное слово, Служба, чудеса, месяцесловная память и составленные на основании этих памятников Жития. В источниках, сообщающих о Н. и датируемых ранее кон. XV в., время и обстоятельства установления местного празднования не указываются. Встречающиеся в лит-ре гипотезы о том, что празднование было установлено до Собора 1547 г., как и о том, что это событие имело место после Собора 1547 г., в источниках подтверждения не находят. Н. происходил из богатой и знатной новгородской семьи. В городских синодиках и Похвальном слове Н. указаны имена родителей святого - Максим и прав. Иулиания , к-рая скончалась на 8 лет раньше Н. Блаженный, как и его мать, был погребен на кладбище у ц. св. Иакова на Яковле ул. в Неревском конце Новгорода. Это позволяет предположить, что святые принадлежали к боярству Неревского конца. Во 2-й пол. XIV в. в Новгороде известны бояре Максим Онцифорович и Максим Ананьинич (НПЛ. С. 373, 374). Первый, как показал В. Л. Янин , принадлежал к влиятельному боярскому клану Неревского конца, из к-рого в кон. XIII - нач. XV в. вышли мн. новгородские посадники (см.: Янин В. Л. Новгородская феод. вотчина: (Ист.-генеалогич. исслед.). М., 1981. С. 10, 14, 16, 17, 21-26, 28, 38, 46, 48, 54). Блж. Николай Кочанов. Фрагмент иконы «Минея на июль». Кон. XVI в. (ЦАК МДА)

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ АНАЛИТИН [греч. Ιωσφ Ηλσιος, Αλσιος] († IV в.), прп. Раифский (пам. 14 янв. и в Соборе Синайских преподобных). Об И. А. упоминается в Слове мон. Аммония о Синайских и Раифских преподобномучениках (BHG, N 1300). Прозвище он получил по месту происхождения (г. Айла, ныне Эйлат, Израиль). И. А. подвизался в окрестностях Раифа, построив себе хижину в безводной местности. Однажды инок, пришедший к нему за советом, увидел, как святой неск. часов молился, объятый пламенем. Узнав об этом, И. А. покинул свое жилище. Ученик Геласий, пришедший навестить И. А., повсюду искал его и, не найдя, решил поселиться в его хижине, напоминавшей ему о любимом наставнике. Через 6 лет И. А. внезапно постучал в дверь хижины. На расспросы ученика, где он был эти годы, старец ответил, что никуда не отлучался и не пропустил ни одной воскресной службы в монастыре, просто он не был видим братии, а теперь явился, т. к. настал день его кончины. Дав Геласию наставления в духовной жизни, старец безболезненно отошел ко Господу, лицо почившего просияло неземным светом. Ученик созвал братию, и И. А. был с почестями погребен. Память И. А. отсутствует в греч. календарях. С 3-й четв. XII в. рассказ об этом подвижнике был внесен в пространную редакцию древнерус. Пролога под той же датой, что и празднование памяти Синайских и Раифских преподобномучеников . Из Пролога сведения об И. А. были перенесены в ВМЧ, где также целиком приводится Слово мон. Аммония. В современном календаре РПЦ утвердился искаженный перевод прозвища преподобного - Аналитин (ср.              - ВМЧ. Янв. Дни 6-11. Стб. 843, 856). Ист.: Αμμωνου μοναχο, Λγος περ τν ναιρεθντων π τν βαρβρων ν τ Σιν ρει κα ν τ Ραθο γων πατρων//Illustrium Christi martyrum lecti triumphi/Ed. F. Combefis. Parisiis, 1660. P. 88-132; ВМЧ. Янв. Дни 6-11. Стб. 843-844, 856-858; Τσμης Δ. Γ. Τ γεροντικν το Σιν. Θεσσαλονκη, 1988. Σ. 166-168. (Σινατικα κεμενα; 1); ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 433-434; Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой: Письма паломницы IV в. М., 1994. С. 23-24. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 532; Т. 2. С. 14; Прокопенко Л. В. Источники Пролога за сентябрьскую половину года (кр. и пространной редакций) по четырем спискам XII-XIV вв.//Словарь древнерус. языка (XI-XIV вв.). М., 2008. Т. 8. С. 745. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/673657.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА ВИФИНСКАЯ († 29.10. 826), прп. (пам. 13 июня, 28 или 29 окт.). Дочь Иоанна, диак. Влахернской ц. в К-поле при св. Патриархе Тарасии (784-806). Лишившись мужа и 2 сыновей, А. В. приняла иночество. Спасаясь от гонения на монашествующих при имп. Константине V Копрониме , она, переодевшись в муж. одежду, под именем Евфимиана вместе с 3-м сыном Иоанном отправилась на Вифинский Олимп, где подвизался ее дядя. Узнав о добродетелях инока Евфимиана, Патриарх Тарасий пригласил его в К-поль в качестве проповедника, инок Евфимиан стал известен и как чудотворец. Некий человек, назвавший себя иноком, обвинил Евфимиана в насилии над девушкой, но вскоре открылось, что он сам совершил это преступление, за что клеветник был повешен. А. В., опасаясь, что из-за этого происшествия станет известно ее наст. имя, вернулась в Вифинию и удалилась в затвор (по др. источникам, умерла в К-поле). Сохранилось житие А. В., написанное в IX-X вв. (BHG, N 2027). Память святой указывается в ряде греч. календарей: Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 173-178), синаксарях 1295 г. и 1-й пол. XIV в. (ГИМ. Син. греч. 354, 353 - Владимир (Филантропов). Описание. С. 523). Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 29 окт., по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 299), а под 13 июня - лишь упоминание, без синаксаря (Μηναον. Ιονιος. Σ. 89). Ист.: BHG, N 2027; ActaSS. Oct. T. 12. P. 913; SynCP. 174-178. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 45; НКС. Т. 3. С. 433; Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 197-199; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 222-223. А. Ю. Виноградов, О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/115598.html

На протяжении XIV–XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV–XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV b.; память 23 октября/ 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV b.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV b.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV b.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV b.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV b.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV b.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV b.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок. 1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля/

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Писания догматические, нравственные и аскетические, обращенные преимущественно к инокам: 1) Творения святого Дионисия Ареопагита с толкованиями на них святого Максима Исповедника в списке XV в. по переводу, сделанному в 1371 г. афонским иноком Исаиею; 2) Слова против ариан святого Афанасия Александрийского в списке XV в. по переводу епископа Болгарского Константина (X в.); 3) Пандекты Антиоха в списке конца XIV или начала XV в. ; 4) Лествица святого Иоанна Лествичника во многих списках XIII, XIV и XV в. ; 5) Поучения аввы Дорофея в четырех списках XIV и XV в.; 6) Поучения святого Ефрема Сирина в трех списках: конца XIII, XIV и начала XV в.; 7) Поучения Исаака Сирина в списках 1381, 1416, 1431 г. и вообще XV в. с прибавлениями из Петра Дамаскина, Максима Исповедника и др. ; 8) Диоптра Филиппа Пустынника в списке 1388 г. и в четырех списках XV в.; 9) Постнические Слова святого Василия Великого XV в. ; 10) Поучения преподобного Феодора Студита в списках XIV и XV в.; 11) Подвижнические главы преподобного Максима Исповедника, Феодора Эдесского и Нила — конца XIV или начала XV в. ; 12) святого Нила об «Осми помыслех» в списке 1419 г.; 13) Творения Симеона, Нового Богослова, и Петра Дамаскина — XV в. и 14) «Словеса различна» святого Григория Синаита — XV в. Церковные поучения, Слова, беседы : 1) Огласительные поучения святого Кирилла Иерусалимского XIII в. ; 2) 16 Слов святого Григория Богослова с толкованием Никиты Ираклийского, в трех списках XIV в. и в двух XV в.; 3) Маргарит святого Иоанна Златоустого — начала XV в.; 4) Беседы на евангельские чтения святого Григория Двоеслова — XIV в. ; 5) Собрание поучений на воскресные и праздничные дни из святого Златоуста и других отцов, в списке XV в. Это собрание сделано Константинопольским патриархом Филофеем и переведено на славянский язык в 1343 или, вероятнее, в 1407 г. ; 6) сборник Слов, от недели мытаря и фарисея до недели всех святых, из святого Златоуста, Феофила Александрийского, Ефрема Сирина, Феодора Студита, Григория Богослова, Афанасия Александрийского и других, в списке XV в.; 7) еще два (неполных) сборника поучений на разные дни и праздники из святого Златоуста и других, в списках XIV–XV в. Три последние сборника составлены несомненно у нас в России, потому что наряду с творениями древних учителей Церкви заключают в себе и сочинения русских писателей — Феодосия Печерского, Кирилла Туровского и некоторых безымянных .

http://sedmitza.ru/lib/text/435933/

Влияние учения святого Григория Синаита об «умном делании» на средневековое восточное монашество Учение преподобного Григория об «умном делании» оказало большое влияние на укрепление подвижнического характера средневекового монашества и особенно на развитие в нём в XIV веке созерцательного направления. Исследовать эту тему нет нужды, так как в данной области имеется достойная кандидатская диссертация послушника (ныне игумена) Петра (Пиголь) , успешно защищённая в Московкой Духовной Академии в 1988 г. 596 Можно ограничиться лишь названием имён духовных преемников Преподобного, имевших ту же великую веру, какую имел преподобный Григорий, и свято следовавших его наставлениям. Это: 1 . В Византии – преподобный Герасим (XIII-XIV вв.), преподобный Иосиф (XUUU-XIV вв.), святой Патриарх Каллист († 1364), святой Григорий Палама († 1359), инок Давид Дисипат (XUUU-XIV вв.). 2 . На Святой Горе Афон – преподобный Марк Клазоменский (XIII-XIV вв.), авва Николай (XUUU-XIV вв.), слепец Аарон (XUUU-XIV вв.), Климент Болгарин (XUUU-XIV вв.). 3 . В Болгарии – преподобный Феодосии Тырновский († 1363), преподобный Роман Тырновский († ок.1370), святитель Евфимий, Патриарх Тырновский (XIV в.). 4 . В Сербии – митрополит Серский (Серезский) Иаков († ок.1360–1365), преподобный Ромил Раванницкий († 1376), преподобный Григорий Горняцкий (XIV-XV вв.), преподобный Афанасий Метеорский († 1383), преподобный Сисой Синаит (XIV-XV вв.), инок Силуан (XIV в.). 5 . В Румынии – преподобный Никодим Тисманский († 1406). На Русь влияние учения святого Григория Синаита могло проникнуть через святителя Алексия, митрополита Киевского (Московского, † 1378). Святой Алексий для возведения в митрополита ездил в Константинополь, некоторое время (1353–1354 гг.) находился там и встречался со святым Патриархом Каллистом – ближайшим учеником святого Григория и большим его почитателем. Усвоив идеи «умного делания», святитель Алексий мог повлиять на образ духовного жительства великих подвижников Святой Руси: преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского († 1392), святителя Стефана, епископа Великопермского († 1396), преподобного Афанасия Высоцкого (XIV-XV вв.)...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Священномученика Афанасия епископа, преподобныя Анфусы и слуг ея мучеников Харисима и Неофита (III). Мученицы Евлалии девы (ок. 303). Иконы Божия Матери Грузинския (1650). 23. Отдание праздника Успения Пресвятыя Богородицы. Святаго мученика Луппа (IV). Священномученика Иринея, епископа Лионскаго (202). Преподобных Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547). Святителя Каллиника, патриарха Константинопольскаго (705). 24. Священномученика Евтихия, ученика апостола Иоанна Богослова (I). Митрополита Петра, святителя Московскаго (перенесение мощей, 1479). Преподобнаго Арсения Комельскаго (1550). Мученика Татиона (305). Мученицы Сиры, девы Персидския (558). Преподобнаго Георгия Лимниота (VIII). Иконы Божия Матери Петровския. 25. Перенесение мощей святаго апостола Варфоломея (VI). Апостола от 70-ти Тита, епископа Критскаго (I). Святителей Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена, епископа Каррийскаго, исповедника (IV). Святителя Мины, патриарха Цареградскаго (536–552). 26. Сретение Владимирския иконы Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы в 1395 г.). Святых мучеников Адриана и Наталии (IV). Преподобнаго Адриана Ондрусовскаго (1550). Иконы Божия Матери Псково-Печерския, именуемыя «Умиление» (1524). 27. Преподобнаго Пимена Великаго (ок. 450). Преподобных священномучеников Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах (XII). Святителя Осии исповедника, епископа Кордувийскаго (359). Святителя Ливерия исповедника, папы Римскаго (366). Преподобнаго Пимена Палестинскаго (ок. 602). Мученицы Анфисы. Преподобнаго Саввы. 28. Преподобнаго Моисея Мурина (IV). Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преподобнаго Феодосия) почивающих: Моисея чудотворца (XIII – XIV), Лаврентия затворника (XIII – XIV), Илариона схимника (XI), Пафнутия затворника (XIII), Мартирия диакона (XIV), Феодора, князя Острожскаго (ок. 1438), Афанасия затворника (XIII), Дионисия иеромонаха, затворника (XV), Феофила, епископа Новгородскаго (1482), Зинона постника (XIV), Григория чудотворца (XIV), Ипатия целебника (XIV), священномученика Лукиана (1243), Иосифа Многоболезненнаго (XIV), Павла Послушливаго (XIII), Сисоя схимника (XIII), Нестора некнижнаго (XIV), Памвы затворника (1241), Феодора молчальника (XIII), Софрония затворника (XIII), Панкратия иеромонаха, затворника (XIII), Анатолия затворника (XIII), Аммона затворника (XIII), Мардария затворника (XIII), Пиора затворника (XIII), Мартирия затворника (XIII–XIV), Руфа затворника (XIV), Вениамина (XIV), Кассиана затворника (XIII–XIV), Арсения трудолюбиваго (XIV), Евфимия схимника (ХГ), Тита воина (XIV), Ахилы диакона (XIV), Паисия (XIV), Меркурия (XIV), Макария диакона (XIV), Пимена постника (XII), Леонтия и Геронтия канонархов (XIV), Захарии постника (XIII–XIV), Силуана схимника (XIII–XIV), Агафона чудотворца (XIII–XIV), Игнатия архимандрита (1435) и Лонгина вратаря (XIII–XIV).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010