«Хризограф»: Вып. 2/Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ; ФАКК; ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря — М.: изд-во «Сканрус», 2005. — 336 с. 7 сентября 2005 г. 17:58 В очередном выпуске «Хризографа» рассматриваются проблемы изучения древнерусских, греческих и латинских рукописей, в том числе палеографии, кодикологии, текстологии и истории искусства. Уделено внимание технико-технологическим аспектам древнерусской живописи, методам работы средневековых мастеров. Ряд памятников публикуется впервые.   Содержание сборника Быкова Г. З. Пергамен как основа средневековых рукописей Фонкич Б. Л. Греческие рукописи собрания М. П. Погодина Bruni A. M. Sulla datazione del codice Vat. gr. 460 delle Orazioni di Gregorio di Nazianzo ( Бруни А. М. О датировке кодекса Слов Григория Назианзина Vat. gr. 460) Добрынина Э. Н. О датировке миниатюр греческого Евангелия 999 г. ГИМ. Муз. 3644 Смирнова Э. С. Русский лицевой Служебник XIV в. в Нью-Йорке Парпулов Г. Р. Художественное оформление Четвероевангелия болгарского царя Георгия II Тертера (Афон, Хиландар, 18) Лифшиц Л. И. Малоизвестный памятник русской живописи первой четверти XV в. из собрания Государственного исторического музея Игошев B. В. Исследование и атрибуция орнаментального тиснения на кожаном переплете Евангелия ГИМ. Син. 742 Жемайтис C. Г. К вопросу о происхождении и бытовании Киевской Псалтири (1397–1518 гг.) Турилов А. А. Критерии определения славяно-молдавских рукописей XV–XVI bb. Moussakova E. Pimen of Zograph " s Manuscripts as an Example of Collaboration among Scribes ( Мусакова Е. Рукописи Пимена Зографского как пример сотрудничества писцов) Афанасьева Т. И. Некоторые особенности состава славянских Служебников XI–XV вв. в сравнении с греческими Евхологиями этого периода Уханова E. В. Новые данные о переводах Студийского устава в 1-й пол. XIII в., происходящие из библиотеки Иосифа Волоцкого Мошкова Л. В. Западнорусская Кормчая особого состава Шульгина Э. В. Лицевой сборник Житий вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1) Иванова Ж. Н. Уникальный экземпляр киевских гравированных «Святцев» 1-й трети XVII в. в составе сборника ГИМ. Муз. 293 Лифшиц А. Л. Кириак Ястребенский — неизвестный книжник 2-й четв. XVIII в. Лебедева И. Н. К проблеме взаимоотношения русской книжной миниатюры и иконописи (о некоторых лицевых рукописях из коллекции Н. П. Лихачева) Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/39056.html

В издательстве Киево-Печерской лавры вышел в свет двухтомник «Патерик Печерский» 23 октября 2009 г. 15:12 «Киево-Печерский патерик» был составлен в XIV–XV вв. как первый в Древней Руси отечественный сборник жизнеописаний святых. Он посвящен подвижникам Киево-Печерской лавры , являющейся колыбелью христианского монашества на Руси. В первый том книги вошли произведения, написанные в начальный период истории Лавры — в XI–XIII вв. Впоследствии «Патерик» неоднократно перерабатывался и дополнялся, оставаясь одной из самых любимых книг на Руси. Однако в «Патерик» включались не все имевшиеся в церковной традиции и открываемые наукой сведения о Киево-Печерских святых. Настоящее издание представляет собой новую редакцию книги, призванную восполнить этот пробел, и рассчитано на самый широкий круг читателей. Во второй том «Киево-Печерского патерика» вошли жития лаврских святых XVII-XX вв. В первую очередь, это недавно канонизированные лаврские подвижники, мощи которых почивают в Лавре и трех киевских обителях, принадлежавших ей на правах скитов — Китаевской, Голосеевской и Преображенской пустынях (свтт. Петр Могила, Павел Тобольский, Филарет Киевский; сщмч. Владимир Киевский; прпп. Досифей Киевский, Феофил Киевский, Парфений Киевский, Паисий Юродивый, Алексий Голосеевский). Во-вторых, это некоторые лаврские подвижники, канонизированные в дореволюционное время, но не включавшиеся тогда иконописцами и гимнографами в сонм Киево-Печерских святых из-за пребывания мощей вне Лавры (свтт. Димитрий Ростовский, Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский). И, наконец, это некоторые подвижники, проведшие в Лавре многие годы, но почивающие мощами вне ее и канонизированные недавно (свт. Антоний Воронежский, 12 свв. из числа мчч. Черкасских, прп. Кукша Одесский). Книгу предваряет историческое введение о положении Православия в России и в Украине в охватываемый период. Издание выполнено в подарочном оформлении с многочисленными иллюстрациями. «Православие в Украине» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/920665.htm...

Историческая справка Успение Богоматери. Икона. XVI в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных Богородичных праздников Церкви. Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейших Богородичным празднованием — «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII в. 16 января, т. е. через вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX в. в то же число — «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV вв., сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа — Вознесения Богоматери на небо). В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI в., когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI-ro, а V в. — сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV в. существовало множество храмов, посвященных Богородице. Один из них — Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Архиеп. Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока» указывает на то, что согласно свидетельству Стишного пролога (древнего месяцеслова в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и что свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII в. мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени. Древнейший известный чин службы празднику содержится в грузинском переводе иерусалимского Лекционария V-VII в. (издан прот. К. Кекелидзе и М. Тархнишвили). Он совершался в базилике Успения в Гефсимании и включал в себя: тропарь на 6 гл. «Егда преставилася еси…»; прокимен гл. 3 «Величит душа моя Господа»; чтения (Притч 31. 30–32, Иез 44, 1–4, Гал 3. 24–29); аллилуарий «Слыши Дщи и виждь»; то же, что и сейчас, Евангельское чтение (Лк 1.39–50, 56).

http://pravoslavie.ru/37719.html

Ферапонтов монастырь невелик. Собор Рождества Богородицы(1490) - первый каменный храм Белозерья. Позднее были пристроены паперти, ризница и др. Храм известен на весь мир благодаря тому, что его росписи считаются самым вдохновенным произведением знаменитого иконописца Дионисия, писавшего иконы для Успенского собора Московского Кремля и храмы Пафнутьева-Боровского и Иосифо-Волоцкого монастырей. Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием в 1502 г. покрыли собор росписями, большинство из которых посвящено жизни и чудесам Пресвятой Богородицы. Церковь Благовещения с трапезной палатой(1534) построена BacuлueмIII в благодарность за рождение сына Иоанна(в 1528 г. BacuлuйIII с женой Еленой Глинской молились в монастыре о даровании наследника). Комнатки в стенах храма служили книгохранилищами и тайниками. Трапезную и собор соединяет переход с колокольней (XVII в.). Шатровая церковь Мартиниана (1640) была построена над гробом преподобного. Позднее пристроили трапезную. Могила прп. Мартиниана находится у северной стены. Церкви Богоявления и Ферапонта над Святыми вратами(1649) - единственные действующие храмы обители. В линии ограды справа от Священных врат находится Казенная палата (XVI в.). Монастырь по-прежнему принадлежит музею-заповеднику. Расположен в 19 км к северо-востоку от Кириллова. Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь, в 15 верстах от города Кириллова. Учрежден в 1903 году на месте упраздненного в 1798 году мужского монастыря, основанного в 1398 году пр. Ферапонтом (см. 27 мая). Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1492-1503 годах; стены украшены фресками; иконы нижнего яруса иконостаса в серебряных басменных окладах, некоторые из них XV века. В церкви пр. Мартиниана, при его раке (см. 12 января), находится древняя икона его с изображением подлинного его вида; здесь же хранится ореховый костыль его. Монастырь служил местом заточения (в 1667-1676 годах) патриарха Никона. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв. В течение 400 лет был мужским монастырем, в 1798 г. его упразднили, после чего в XIX в. он стал приходом Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 г., затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.

http://sobory.ru/article/?object=00501

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСАНДР ВОЧСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Александр Вочский. Икона XVIII века. г.Солигалич Александр Вочский, Галичский ( XIV - XV вв.), преподобный Память 27 марта , 23 января (Греч. ), 30 августа (Костром. ) и в Соборе Костромских святых Житие преподобного Александра неизвестно. С точностью нельзя сказать ни времени, ни места рождения преподобного Александра, а также сословия, к которому он принадлежал. Он был одним из первых игуменов, а согласно некоторым источникам - основателем Александровской Преображенской пустыни на реке Воче, левом притоке реки Костромы, близ города Солигалич (с. Коровново Солигаличского района Костромской области), упоминаемой под 1533 годом, уже после смерти преподобного Александра. Можно предположить, что он родился не ранее середины XIV века, потому что прославляется как " подражатель " в подвигах и даже как " собеседник " преподобного Авраамия Чухломского (+ 1375). Основным источником сведений о нем является служба, составленная предположительно в XVI в., текст которой в нач. XX в. хранился в церкви с. Коровнова, впосл. был утерян, сейчас известен в цитатах дореволюционных исследователей ( И. Я. Сырцова , А. И. Соловьёва). Юность преподобного в службе воспевается так: " От младых пелен прилепился еси к Богу преподобне, сего ради жизнь сию ни во что же вменив, крест Господень паче вожделев еси носити и вся земная возненавидев " . Следствием такой ревности по благочестию было то, что юноша рано оставил " свое отечество и родных и удалился для подвигов в пустыню " . Первоначально он пришел в виде неизвестного странника в Воскресенский монастырь города Солигалич , где и принял монашество . По прошествии некоторого времени с благословения своего наставника преподобный Александр оставил Воскресенскую обитель для более строгих пустынных подвигов. Место для своих новых подвигов преподобный избрал то самое, где сейчас располагается село Коровново, в 10 км от Солигалича, к югу по Чухломскому тракту, на правом берегу небольшой речки Вочи.

http://drevo-info.ru/articles/9863.html

По нравственному характеру он был человек дела и труда, на подвиг, на лишения и на терпение всегда готовый, к себе неумолимо строгий, неустанно деятельный». Дважды (в 1860 и 1861 гг.) святитель Иннокентий встречался с апостолом Японии — святителем Николаем (Касаткиным, † 3/16 февраля 1912 г.), которому передал свой духовный опыт. Начав апостольские труды приходским священником, святитель Иннокентий завершил их на кафедре московских первоиерархов (с 5 января 1868 г. по 31 марта 1879 г.). Преданный воле Божией в течение всей жизни, он оставил завет веры своим преемникам, указав на слова пророка: «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36, 23). Память святителя Иннокентия празднуется дважды в год: 23 сентября/6 октября, и 31 марта/13 апреля. Замечательный проповедник, святитель Иннокентий говорил: «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих». 6 октября (23 сентября церковного стиля) 1977 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви (в ответ на просьбу Священного Синода Православной Церкви в Америке от 8 мая 1974 года) митрополит Иннокентий, святитель Московский и апостол Америки и Сибири, был причислен к лику святых. Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта/13 апреля — в день блаженной кончины († 1879) и 23 сентября/6 октября — в день его прославления. Ипатий целебник, в Дальних Пещерах почивающий Преподобный Ипатий Целебник подвизался в Киево-Печерской лавре в XIV веке. После нашествия полчищ хана Батыя в 1240 году «древний Киев исчез и на века, — по словам автора «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина, — ибо сия, некогда знаменитая столица мать градов Российских в XIV и XV вв. представляла еще развалины». Подверглась жестокому разрушению и святая Киево-Печерская обитель. Дикие орды завоевателей не пощадили ни каменных монастырских стен, ни церкви Пресвятой Богородицы Печерской, ни людей: кого убили, кого увели в плен, «весь монастырь со всеми украшениями и каменными стенами до основания искорениша и разметаша».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Успенская Святогорская лавра Дата создания: XV в. Описание: История Первые монахи на месте будущей Лавры поселились в XIV или XV вв. (по некоторым данным, в XI в.). Первое письменное упоминание о местности «Святые горы», в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, относится к 1526 г. В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале были обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет. В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед Первой мировой войной в монастыре подвизались около 600 монахов. События 1917 г. и приход Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. В 1922 г. монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря. Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 г. — монастырю отдали разграбленный и оскверненный Успенский собор, превращенный в кинотеатр. 8 сентября 2000 г. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир  в сослужении митрополита Одесского и Измаильского Агафангела , архиепископа Горловского и Славянского Илариона , наместника Киево-Печерской лавры   епископа Вышгородского Павла , епископа Изюмского Онуфрия совершил освящение Успенского собора — главного храма Святогорской обители.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244794...

После завершения пленарного заседания работа конференции разделилась на две секции. В рамках секции по истории казачества участники обсудили подвиг лейб-гвардии казачьего полка в битве при Лейпциге 1813 года, заслушали доклад «Казаки средневековья: слово и явление в XIII-XV вв.» и вспомнили летчика Ивана Кожедуба, который был родом из малороссийских казаков. В рамках секции по педагогике казачества исследователи обсудили роль педагогики в развитии казачьей культуры на современном этапе, рассмотрели педагогику казачества как выразитель цивилизационной парадигмы отечественного образования, обсудили этнокультуру и этнопедагогику в современном российском обществе и узнали о создании интерактивных моделей объектов историко-культурного наследия как современном направлении казачьей педагогики. В завершение первого дня были презентованы три монографии: «Российское казачество на заре своей истории (XV-XVII)» (авторы — А.В. Малов и Н.И. Никитин), «Великое Стояние на Угре в лицах» (авторы — Д.М. Володихин и Н.В. Иртенина) и «Ценности казачества: содержание, динамика и механизмы формирования» (авторы — А.Б. Бакурадзе и А.П. Комаров). По итогам научного мероприятия планируется издать сборник всех представленных научных работ. Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6020954.ht...

Как святой, с нимбом, он был впервые изображен в 1547-м году тем же Митрополитом Григорием на южной стене паперти монастыря Воронец, слева от входа в храм, как это видно и ныне, держащим в руке развернутый свиток, на котором написано: «Приидите, братия, послушайте меня. Страху Божию научу вас. Кто есть человек…». Почитание верующих побудило в начале XVII века монахов монастыря Воронец извлечь из могилы чудотворные мощи святого Даниила Исихаста и положить их в храме для поклонения в красиво украшенной раке. Сам митрополит Досифей лобызал их. Весть о его чудесах дошла до Киева, Польши, Трансильвании и Святой Горы Афонской, откуда прибывали верующие, чтобы поклониться ему, и все его величали «святым Даниилом Новым, чудотворцем». В 1749-м году игумен монастыря Воронец, а именно Гедеон, передал монастырю Путна указательный перст святого Даниила, окованный в серебро, где он и хранится поныне. Мощи сопровождаются надписью: «Сии мощи одел в серебро я, Гедеон, игумен Воронецкий, на мое иждивение, в году 1749-м, 4 декабря». В 1775-м году северная Молдова была оккупирована Австрией, и мощи святого Даниила Исихаста были снова переложены в могилу, где покоятся доныне. Святый преподобный отче и чудотворче Данииле, моли Бога о нас! Рейтинг: 10 Голосов: 641 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Свт. Леонтий , в монашестве Лаврентий, подвизался в монастыре Свт. Николая в Рэдэуцах в XIV–XV вв. При правителе Молдовы воеводе Александре Добром (1400–1432) был Рэдэуцским епископом, затем на склоне лет принял великую схиму с именем Леонтий и возвратился в свой монастырь, где обрел праведную кончину и где его нетленные мощи почивают до наших дней. По слову архим. Захарии (Копыстенского), путешествовавшего по Валахии в XVI–XVII вв., еще при жизни был чудотворцем. Причислен к лику святых в 1992-м г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Кира 3 января 2020, 23:08 Спаси, Господи! Очень интересная и познавательная статья. Владимир 2 января 2020, 12:37 Святый преподобный отче и чудотворче Данииле, моли Бога о нас! Благодарность переводчику Зинаиде за замечательный перевод жития преп. Даниила

http://pravoslavie.ru/126798.html

1 января 1406 года, пребыв в Великом княжестве Литовском " лето едино и 5 месяць " , митрополит Киприан вернулся в Москву, где совершил многочисленные епископские хиротонии. Осенью 1406 года Киприан тяжело заболел, 15 сентября скончался в селе Голенищеве под Москвой и 16 сентября был погребен в Успенском соборе Московского Кремля. Его мощи были обретены 27 мая 1472 года во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле и были положены в Московском Успенском соборе под спудом. В истории Русской Церкви митрополит Киприан занимает важное место, как деятель на поприще исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. В Русской Церкви первоначально принят был студийский устав , обработанный св. Феодором Студитом и господствовавший в Византии до конца XI в., когда там стал входить в употребление церковный устав другого типа, иерусалимский , в XIV в. окончательно упрочившийся на всем Востоке и у южных славян. Русская Церковь стала тогда получать с Востока богослужебные книги, составленные применительно к новым порядкам; во множестве приезжали с Востока и духовные лица, привыкшие к иерусалимскому уставу и применявшие его и в России. Отсюда ряд недоумений, которые принимали иногда острый характер, и необходимость просмотра всего круга богослужебных книг, составленных по началам устава студийского, для исправления их согласно началам устава иерусалимского. Митрополит Киприан много способствовал разрешению этой задачи; но не по силам одному человеку было полное исправление богослужебных книг. В литургических книгах, которые считаются у нас принадлежавшими Киприану или списанными с книг, ему принадлежавших — служебнике и требнике , - Киприаном переведены и отчасти приспособлены к потребностям русской практики только некоторые отдельные части. Несомненна принадлежность свт. Киприану Псалтири (рукопись московской духовной академии). В общем деятельность свт. Киприана была направлена более на постановку задачи, нежели на осуществление ее в подробностях. Св. Киприану приписываются и некоторые мелкие статьи литургического содержания, частью переводные, частью самостоятельные; но лишь немногие из них могут считаться трудами свт. Киприана. Последний разряд литературных трудов митрополита Киприана образуют его послание к игумену Афанасию, поучение к новгородскому духовенству о церковных службах и послание к псковскому духовенству с наставлением разным предметам служебной практики. Изучение этих произведений св. Киприана имеет важное значение для разъяснения несогласий, возникших при исправлении книг патриархом Никоном ; они проливают свет на богослужебные порядки XIV - XV вв. и на их отношение к порядкам, введенным при Никоне.

http://drevo-info.ru/articles/7120.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010