108 Учение 12-и апостолов, XII, 3: всякий христианский пришелец должен «трудиться и есть»: исключение составляют только пророки и учители, оседло поселяющиеся в общине (XVI, 1,2). Они одни «имеют власть не работать» (см. прим. 85). 111 Рим. 15:16: «Быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно». 112 Учение 12-и апостолов, XIII, 3: все начатки должно приносить пророкам, «потому что они ваши первосвященники». Ср.: Ипполит. Философумены, вступление, где епископам, как преемникам апостолов, приписывается «благодать первосвященства и учительства». 114 Ср.: Учение 12-и апостолов. X, 7: «Предоставьте пророкам возносить благодарения, какие захотят». 115 Это следует из 1Фес.5:19–21: «Духа не угашайте. Пророчества не уничтожайте. Все испытывайте, хорошего держитесь». Таким образом, община должна дозволить, чтобы дух, в особенности дух пророческий, действенно проявлялся в ее среде. – Противоположное впечатление, которым определилось господствующее мнение, производит, по крайней мере, по началу, 1Кор.14, согласно которой, по-видимому, все члены общины могут без правила и ограничения домогаться речи. Однако и здесь оправдывается вышесказанное, поскольку предписания, данные апостолом Павлом относительно рода и меры речи в собрании, предполагают, что община (к которой обращены эти предписания) в состоянии поддерживать порядок, согласно указаниям апостола. Коринфская община также ответственна за то, чтобы все было «благопристойно и чинно» Кор.14:40), хотя и здесь, согласно сказанному, встречается наставление " " Не запрещайте говорит языками» (1Кор.14:39). 117 Откр. 2:2 : «Испытал (ангел Ефесской церкви) тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы». 1 Ин. 4, 1 : «Испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». Учение 12-и апостолов. XI, 1–2: община не должна слушать учителя, учащего другому учению; XI, 3 сл. описывает признаки, по которым община может отличить истинного апостола и истинного пророка. Только «испытанному» и «истинному» пророку (XI, 11; XIII, 1) и «истинному» учителю (XIII, 2) позволяет община занять пророческое или учительское положение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

10:19). Вы воюете не за царя человеческого, чтобы на поле брани видеть убийства единородных вам людей, но сражаетесь за Христа, чтобы видеть поражение бесов. Вы приобрели себе не доспехи и оружие из меди и железа, чтобы уничтожать сорабов своих, но стяжали себе веру крепкую, которой низвергается диавол. Вы сражаетесь не для того, чтобы проливать кровь человеческую, но воюете ради Бога, чтобы изливать постоянно пред лицем Его моления свои. А очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их (Пс. 33:16). Поэтому молитесь за мир: «вы хорошо знаете, что [Бог] внимает молитвам праведных и что много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). Постоянно поминайте и нас [в своих святых молитвах]. Вы стали обитателями рая сладости: те двери рая, которые закрыло преступление Адама, отверзла ваша любовь к Богу. Ведь небо населилось вами, дабы [там] вы встретились с Апостолами, увиделись с пророками, узрели мучеников, обнялись со всеми праведниками и проводили жизнь свою вместе с Ангелами. Уже здесь вы блаженны, а после здешней жизни будете еще более блаженными. Там вы увидите Иоанна Крестителя изобретателя вашего подвижничества, выросшего в пустыне и блиставшего своими подвигами. Там увидите мужественного Иова, облеченного в великую славу, — утруждавшегося вашими трудами и возлюбившего ваше терпение. Там увидите праотца вашего Авраама, подлинного любителя вашего страннолюбия. Там вас встретит кротчайший Давид — высочайший подвижник, жизнь которого вас ежедневно ободряет. И чтобы не слишком удлинять свою речь, называя каждого из праведников, [могу сказать]: «вы увидите там Самого Христа — Главу всех [святых], изрекшего: Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). XII. Разве есть кто-нибудь блаженнее вас, которым предстоит увидеть Бога собственными очами? [Подлинно] блаженными будете вы, желаннейшие, и в день Суда, когда Бог будет судить тайное человеков. Потому что все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4:13) и всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3891...

11: 22; Евр. 12: 1–29) и заботясь о нем как о сыне, чтобы человек не погиб и не подпал под суд вместе с погибающим в растлении, не верующим в своего Создателя миром (1 Кор. 11: 32). Святой апостол Павел, объясняя наши временные страдания здесь, на земле, пишет: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли такой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12: 7–11). В другом месте читаем: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11: 31–32), ибо Бог посылает наказание, «чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12: 10). И воля Божия о нас, по словам апостола Павла, освящение наше, «чтобы мы воздерживались от блуда; чтобы каждый из нас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4: 3–5). Отвечая Пушкину, митрополит Филарет имел в виду, конечно же, эти строки Священного Писания, говоря о таинственной силе Божией, пресекающей греховный путь грешника и привлекающей его к участию в святости Бога. Что А. С. Пушкин в своей юности правильно понимал и чувствовал богообщение, митрополит, как тонкий психолог и педагог, мог заметить во время посещений лицея. У самого Пушкина в стихотворении «Безверие» (1817) читаем о том, что к неверующему в Бога «не простирается из-за пределов мира… мощная рука… с дарами мира», причем мира духовного (согласно старой орфографии, это слово – мир – и написано через и-восьмеричное). Как просвещенный человек и поэт, владыка Филарет, конечно, знал это стихотворение лицеиста, тем более, что оно было опубликовано В. Л. Пушкиным в «Трудах Общества любителей российской словесности Московского университета» (1818, ч. XII). В этом стихотворении есть и такие строки, обращенные к праведникам, считающим «мрачное безверие пороком»: Смирите гордости жестокой исступленье: Имеет он права на наше снисхожденье, На слезы жалости; внемлите брата стон, Несчастный он злодей, собою страждет он.

http://pravoslavie.ru/526.html

14 . И вот епископ, вернувшись в императорскую столицу, разузнал от продавших ему чашу, у кого они купили ее; явившись к патриарху Иоанну, он доложил ему обо всем случившемся с самого начала. 15 . Патриарх пришел в ужас от такого рассказа и, не в силах сохранить в тайне то, что услыхал, тотчас же отправился к императору во дворец и передал ему слово в слово все то, что было ему поведано. 16 . Маврикий без особого одобрения относился к смертным приговорам тем, кто оказался виновным; он считал более справедливым исцелять прегрешивших с помощью их раскаяния, чем наказания. 17 . Но патриарх настаивал, стремясь в своих возражениях действовать согласно с апостольским учением, и требовал отпавших от веры отправить на костер. Он приводил цитату из поучений Павла, которая гласила: 18 . «Ибо невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками духа святого, и вкусивших благого глагола божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе сына божьего и ругаются ему. 19 . Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от бога; а производящая терния и волчцы – негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение» 36 . 20 . Поколебалось твердое мнение императора, и этими словами Иоанн одержал над ним верх. На следующий день собрался суд, колдуны были подвергнуты допросу и, уличенные неопровержимыми уликами, преданы наказанию. 21 . Павлин был посажен на крепкий столб, вершина которого была расколота пополам; в эту щель была вложена его шея, и он задохнулся, окончив так свою преступную жизнь; но до этого он видел, как была отсечена голова его сына – он сделал его соучастником в нечестивом своем и преступном колдовстве. Глава XII 1 . Начальник мидийских сил, осадив крепость Афумон 37 , пытался ее взять. Узнав об этом, ромейский таксиарх подошел близко к реке Нимфию, стремясь захватить крепость Акбас 38 . 2 . Но это укрепление было неприступным и непреодолимым для осады. Эта крепость была расположена на вершине горы, с обеих сторон которой были обрывистые спуски, а задняя часть горы представляла глубокую пропасть, так что оставался только один единственный ход спереди, укрепленный сложенными в груды камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

158 Посему и Господь на вопрос иудеев о прелюбодеянии сказал: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так, ибо сотворивший в начале, мужчину и женщину сотворил их и сказал: посему оставит человек отца и мат и прилепится к жене своей, и будут два одною плотию. И чтобы кто-нибудь из заблуждающихся не сказал, что Он скорее предсказал имеющее появиться, чем предписал, прибавил: что Бог сочетал, того человек да не разлучает 159 . И св. ап. Павел, следуя наставлению Христа, говорит: брак честен и ложе нескверно, блудникам же и прелюбодеям судит Бог 160 , и в другом месте: кто отдает свою деву в замужество, хорошо делает, а кто не отдает, лучше поступает 161 . Девство потому должно быть хвалимо, что предпочитается браку, который есть благо, ибо что хвалится по сравнению со злом, то лишается собственного достоинства. XII. Итак, утвердив сначала благо природы и благословение и честь брака, мы последовательно отвергаем природный грех, или каким бы иным именем он ни назывался, чтобы не причинить оскорбления Творцу всех, Богу, утверждением, что им может быть творимо что-либо с грехом. В обличение этой лжи приводим свидетельства ветхого завета; не умирают отцы за детей и дети за отцов, но каждый умрет за собственное преступление 162 , что значит для вас та притча – отцы ели кислый виноград, а у детей болят зубы? Живу Я, говорит Господь, не будут больше говорить этой притчи в Израиле, поскольку все души – Мои; душа, которая согрешит, сама умрет. – Сын не наследует неправду отца своего, и отец не наследует неправду сына своего, праведность праведного на нем будет. – Каждого по пути его буду судить вас, дом Израилев, говорит Господь 163 . И Апостол говорит: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое 164 ; также: каждый из нас за себя даст отчет Богу 165 , и в ином месте: каждый понесет свое бремя 166 . XIII. А святых ветхого завета, оправданных Богом и часто восхваляемых судом Его, не можем обвинять, по слову Апостола: кто будет обвинят избранных Божиих? Бог оправдывает их; кто осуждает " 167 ? И Господь в евангелии свидетельствует: да придет но вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

15 . Ибо так говорить Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. „На престоле высоком и превознесенном“ видит пророк Господа в видении VI главы 1726 . „Единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может, Ему честь и держава вечная! Аминь“. Так писал Апостол Павел к Тимофею 1727 . Слова человеческие не могут выразить того величия, которое принадлежит Богу, и той ничтожности, которая есть удел создания в отношении к его Творцу. Это-бездна, через которую перекидывает мост бесконечная любовь Божия, явленная в искуплении человечества и в предшествующих ему пророчествах, в числе которых надо обратить особое внимание на явленные человеку священные имена Божии. Вечно Живущий: это святейшее имя равносильно священному имени Иегова (Иахве). Он Единый Разум, сотворивший вселенную, есть и единый вечно живущий: в Нем Едином была, есть и будет жизнь. „Он истинно, вечно и неизменяемо Себе подобен и остается неизменяемым в вечности“ 1728 . Святый имя Его. „Святы будьте, ибо свят Я Господь Бог ваш“ 1729 говорил Господь через Моисея Израилю. В видении VI главы Исаии Ангелы восклицают это святое имя, повторяя три раза слово Свят, как откровение о поклонении Богу во Святой Троице. И, как мы видели во вступлении в этот том. (См. главу V вступления), пророк Исаия особенно часто повторяет имя Господа Святый, с прибавлением Израилев. И действительно в ветхозаветном периоде, когда вся земля погружена была во мрак язычества, понятия об истинном Боге сохранились только среди Израиля. Так, в славословии XII главы, которым кончается первый отдел книги пророка Исаии, он восклицает „веселись и радуйся жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Ивраилев“. В главе XLI, 14, в которой продолжается утешение Израилю начинающееся с XL главы, пророк говорит: „не бойся червь Иаков.... Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

16 . Вот повеления 111 , которые вы должны исполнять: говорите истину каждый ближнему своему, по истине и миролюбиво судите в воротах ваших 112 , 17 . И не питайте злобы друг к другу в сердцах своих, и не любите ложной клятвы, ибо всё это Я возненавидел, говорит Господь Вседержитель. 18 . И было слово Господа Вседержителя ко мне, и сказано: 19 . Так говорит Господь Вседержитель: пост четвёртого, и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого (месяца) 113 будут для дома Иудина радостью и весельем и радостными праздниками, и возвеселитесь, и истину и мир возлюбите. 20 . Так говорит Господь Вседержитель: ещё придут многие народы и жители многих городов, 21 . И будут сходиться жители пяти городов в один город и скажут: «Пойдём помолиться лицу Господа и взыскать лице Господа Вседержителя!», «Пойду и я!» 114 . 22 . И придут в Иерусалим многие народы и многие племена взыскать лица Господа Вседержителя и помолиться пред лицом Господа. 23 . Так говорит Господь Вседержитель: в те дни возьмутся десять человек из всех племён языческих, и ухватятся за одежду иудеянина, и скажут: «Пойдём с тобою, ибо мы слышали, что Бог с вами пребывает». 102 Слав. оскобл. ко мне соотв. πρς με – в лук. спп. и 10 сп. Сергия, а в алекс., ват. и др. греч. спп., евр. т. и Вульг. – нет. 104 Если это многолюдство представляется теперь, в разорённом и опустошённом Иерусалиме, невозможным... 110 Слав. сих соотв. τοτου – ват., text, recept., алекс. char, min., а в алекс., XII и мн. др. греч. спп. – нет. 113 С греч. букв.: пост четвёртый... пятый... седьмой... десятый. В четвёртом, пятом, седьмом и десятом месяцах было взятие Иерусалима Навуходоносором, сожжение храма и др. печальные события того же периода. Воспоминание о них поглощено будет радостью об обращении всех народов к Богу (20–23 стт.). Читать далее Источник: Книги Ветхого Завета в переводе П. А. Юнгерова : В 3-х том. - Москва : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006-./Т. 2: Пророк Даниил. Малые пророки. - 2006. – 296 с./Книга пророка Захарии. 242-279 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

16) Вспомнил же я слова Господа, как Он говорил: «Иоанн при том крестил водою, вы же будете крещены Духом Святым». 17) Итак, если Бог дал им такую же благодать, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, кто же был я, чтобы я смог возбранить Богу?» 18) Сие услышав, они умолкли; и прославили Бога, говоря: «Следовательно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь». 19) А те же, кто был рассеян от мучительства, бывшего при Стефане, прошли вплоть до Финикии и Кипра, и Антиохии, никому не возвещая слово, кроме только иудеев. 20) Были же некоторые из них мужи кипрские и киринейские, которые, когда вошли в Антиохию, говорили и к эллинам, благовествуя Господа Иисуса. 21) И была рука Господня с ними, и многое число верующих было обращено ко Господу. 22) Дошло же слово о них до ушей Церкви, что была в Иерусалиме, и послали Варнаву даже до Антиохии. 23) Он, когда прибыл и увидел благодать Божию, возрадовался; и увещевал всех с решимостью в сердце пребывать в Господе; 24) ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго, и веры. И приложилось много народу ко Господу. 25) Вышел же Варнава в Тарс, чтобы искать Савла, коего, когда нашел, привел в Антиохию. 26) И целый год собирались они там, в церкви, и учили многочисленную толпу, так что ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами. 27) Во дни же те, пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. 28) И встав, один из них, по имени Агав, предзнаменовал Духом, что по всему кругу земному будет великий голод, который и случился при Клавдии. 29) Ученики же, каждый в соответствии с тем, кто сколько имел, решили послать на служение [милостыни] братьям, живущим в Иудее, 30) что и сделали, послав [собранное] к старейшинам через руки Варнавы и Савла. Глава XII 1) В то же время царь Ирод поднял руки, чтобы причинить зло некоторым из [принадлежащих к] Церкви. 2) Убил же Иакова, брата Иоаннова, мечом. 3) Видя же, что угодил иудеям, вдобавок решил, чтобы взяли и Петра. Были же дни опресноков. 4) Коего, когда схватил, бросил в темницу, передав четырем четверицам воинов для охраны, желая после Пасхи вывести его к народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

17). Создатель еще прежде сотворения знал красоту сотворенного; но так как мы, люди немощные, не в состоянии были бы узнать это иначе, то Он и расположил Пророка употребить эти грубые выражения для научения рода человеческого (IV, 4, стр. 27). б) „Сотворим человека по образу Нашему и подобию“. Здесь опять восстают еретики и хотят называть Бога человекообразным. Но было бы крайне безумно Того, Кто не имеет ни образа, ни вида, и Кто неизменяем, низводить в человеческий образ. Что может сравниться с этим безумием? (VIII, 3, стр. 61 и 62). в) „И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни“. Такой грубый образ речи употребил Моисей потому, что говорил людям, которые не могли слышать его иначе, как это возможно нам. Самое выражение „вдунул“ не достойно Бога, но употреблено по снисхождению к нашей немощи (XII, 4 и 5, стр. 98 и 99). Если из-за того, что Писание говорит „вдунул“, захотят приписать Богу и уста, в таком случае надобно будет дать ему и руки, потому что сказано: „сотворим человека“ (XIII, 2, стр. 103). г) „И насадил Господь Бог рай“. Что сказали бы и о настоящем изречении те, которые все, что ни говорится о Боге, дерзают понимать по-человечески? Что же, скажи мне, не понадобился ли Ему и заступ? Слово „насадил“ должно понимать так, что Бог повелел быть на земле раю, чтобы в нем жить созданному человеку (XIII, 3, стр. 105). д) „И когда он (Адам) уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью“. Не разумей слова эти по-человечески, но знай, что употреблены грубые речения приспособительно к немощи человеческой (XV, 2, стр. 121). е) „И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады“. Что говоришь? Бог ходит? Неужели и ноги припишешь Ему? Нет, не ходит Бог! Что же значат эти слова? Он хотел возбудить в них такое чувство близости Божией, чтобы повергнуть их в беспокойство, что и было на самом деле: они почувствовали это и попытались скрыться от Бога. Превзошел грех и преступление, и напал на них стыд; совесть взывала громким голосом и упрекала их (XVII, 1, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

188 Икония, т. е. Иконийский султанат, которому Византия платила дань лишь в XII– XIII вв. Данное место, видимо, – результат более поздней редакции поэмы. 190 Рассказ об укрощении коня сопоставим с известным эпизодом из жизни Александра Македонского, приручившего коня Букефала. См.: Плутарх. Александр, гл. VI. 191 В предшествующей части этой книги рассказано, что жена Дигениса не перенесла его смерти и умерла вместе с ним. 193 Образ Харона, заимствованный из древнегреческой мифологии, проник не только в средневековые народные песни греков, но и в песни нового времени. Средневековому сознанию Харон представлялся уже не стариком-лодочником, переправлявшим тени умерших через реку подземного царства Ахеронт, а демоном смерти на вороном коне. 197 Симеон имеет в виду слова апостола Павла («Первое послание к коринфянам», 13, ст. 1–8:13): «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал бряцающий. Если имею дар пророчества и знаю тайны, и имею всякое познание и всякую веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится... А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». 198 Тварь – богословский термин, означающий «сотворенное» богом в отличие от самого бога. Отсюда термины: «тварный» и «нетварный», означающие различные уровни бытия. «Тварное» вторично и преходяще, «нетварное» первично и вечно. Только в «нетварном» – подлинная суть, которую ищет подвижник, отвергая иллюзии чувственности. 200 Перевод выполнен по изданию: Syméon le nouveau théologien. Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques. Introduction, texte critique, traduction et notes de J. Darrouzès. Paris, 1957.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010