Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: “Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои” ( Пс. 138. 13,15–16 ). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: “Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой... Ты вывел меня из чрева” ( Иов 10. 8–12,18 ). “Я образовал тебя во чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя” ( Иер. 1. 5–6 ), – сказал Господь пророку Иеремии. “Не убивай ребенка, причиняя выкидыш”, – это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в “Учении двенадцати апостолов”, одном из древнейших памятников христианской письменности. “Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо... зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь”, – писал апологет II века Афинагор. “Тот, кто будет человеком, уже человек”, – утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. “Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы”, – сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого , включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом  Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: “У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного”.  Иоанн Златоуст называл делающих аборт “худшими, нежели убийцы”… Православная Церковь , ни при каких обстоятельствах, не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь» («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Архиерейским Собором РПЦ в 2000 г. Гл. XII. Проблемы биоэтики. Разд. XII.2) (цит. по 7:349–351);

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Руины византийской церкви IV в. находятся на невысоком холме в юго-восточном конце деревни. В XII в. крестоносцы построили на ее развалинах однонефную базилику во имя святого Георгия Победоносца. Доныне жители деревни сохранили древний обычай: во исполнение обета возле церкви приносится в жертву агнец, и его кровью помазываются косяки церковных дверей в виде символических крестов. Мясо его затем раздают бедным. Современная православная церковь построена также на месте византийской базилики, от которой сохранились фрагменты мозаичного пола, в том числе с греческой надписью. Наиболее ценные находки, обнаруженные в окрестности Тайибы, помещены в небольшом музее здешнего католического прихода, в том числе римский верстовой столб с обозначением X легиона. В так называемом «библейском доме» посетитель может ознакомиться с жизнью и бытом древнего населения Палестины. Вефиль и Силом Рядом, в 4 км к юго-западу, находится арабская деревня Бейтин, библейский Вефиль (Бет-Ель, Дом Божий). Это место, в 22 км к северу от Иерусалима, и в добиблейские времена представляло важный пункт на караванном пути, шедшем по водоразделу Иудейских гор. Этой дорогой двигался Авраам, когда впервые пришел в Ханаанскую землю. Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток, и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа, явившегося ему ( Быт. 12, 8 ). Авраам еще раз вернулся в эти места после странствования в Египет (см. Быт. 13, 3–4 ). Но более всего это святое место связано с внуком Авраама Иаковом. Здесь было ему видение лестницы от неба до земли, по которой Ангелы сходили и восходили, здесь прозвучало обетование Божие: Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему... и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные ( Быт. 28, 13–14 ). Иаков пробудился и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные... И нарек имя месту тому: Вефиль ( Быт. 28, 17–19 ). Точное место, где воздвигли свои жертвенники Авраам и Иаков, со временем забылось. Но остатки города Вефиля были раскопаны археологами. Установлено, что поселение, возникшее еще в начале бронзового века (3 тыс. до Р.Х.), существовало в течение трех с половиной тысячелетий до арабского завоевания (VIII в. н.э.). Период процветания города относится к эпохе патриархов (II тыс. до Р.Х.). Этот укрепленный ханаанский город Луз был захвачен коленами Иосифа и Ефрема. Рядом с разрушенным городом израильтяне выстроили небольшое неукрепленное селение, названное, как мы видели, Вефиль – в память о видении Иакова. Вскоре Вефиль стал важнейшим центром религиозной жизни иудеев: здесь, в небольшом храме, находился одно время Ковчег Завета (см. Суд. 20, 27 ). Археологические раскопки свидетельствуют, что в эпоху Судей (XII-XI вв. до Р.Х.) город дважды был захвачен филистимлянами – факт, не отмеченный в Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

С этого момента печать Г. ложится на все человеческие деяния, а зарождающаяся история человечества будет протекать и завершится в эсхатологической перспективе под знаком Г. Появившийся Г. нарушает единство не только между Богом и человеком, но и между самими людьми. Разрыв происходит уже между Адамом и Евой (ср.: Быт 3. 12), распространяясь впосл. и на их детей. Убивая Авеля , Каин усугубляет этот разрыв (Быт 4. 8-9). История Авеля и Каина. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) История Авеля и Каина. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) Царство насилия вступает в свои права (Быт 4. 23-24). Г. переступает рамки семейных отношений и распространяется во всем народе. В то время когда Бог заключает завет со Своим народом (Исх 31. 18), последний изменяет Ему и избирает для себя в качестве бога «золотого тельца» (Исх 32. 1-8). С этого времени измены Богу будут сопровождать Израиль на протяжении всей его истории, создавая устойчивое сравнение народа с неверной женой, отказывающей своему Супругу, т. е. Богу, в верности (Ос 2. 2-13). Идолопоклонство прямо называется в Библии «блудодействием» (Исх 34. 15 слл.). Бог ревниво ограждает от него Свой народ. Уподобляясь супругу, Он осуждает веру в иных богов и определяет этот Г. не только как заблуждение, но и как неверность Ему. Однако неверность Богу проявлялась в народе и при отсутствии идолослужения. Она выражалась в совершении многочисленных Г., перечисление к-рых часто встречается в книгах пророков. «...Нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле,- сокрушался прор. Осия.- Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос 4. 1-2). Все это вызывает у Бога священный гнев; библейские авторы неоднократно отмечают, что Г. народа «раздражают» и «прогневляют» Бога (3 Цар 14. 22; 16. 2), вызывают у Него скорбь (Быт 6. 6). Когда Господь увидел, «что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время», то, по выражению бытописателя, Он даже «раскаялся...

http://pravenc.ru/text/166453.html

Символом райского сада был золотой семилампадник: " И сделал светильник из золота чистого, чеканный сделал светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его выходили из него; шесть ветвей выходило из боков его " ( Исх 25. 31-40; 37. 17-24). Херувимы и пальмы. Древняя бронзовая пластина из Южной Аравии О рае также напоминали изображенные на стенах храма херувимы, пальмы и цветы (3 Цар 6. 18, 29, 32, 35). Эти изображения были украшены золотом и драгоценными камнями: " Соломон сделал резных херувимов и пальмы, и распускающиеся цветы и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы… И вырезал херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе " (3 Цар 6. 32, 35); " И обложил дом Божий дорогими камнями для красоты " (2 Пар 3. 6). Херувимы изображались с лицами человека, льва, тельца и орла: " Изображены были львы, волы и херувимы, а выше и ниже львов и волов - развесистые венки " (3 Цар 7. 29); " От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лицо львиное; так сделано во всем храме кругом " (Иез 41. 17-19). Вопрос о наличии изображений херувимов " снаружи " , то есть на наружных стенах ветхозаветного храма, остается открытым для дискуссии. " Ни в одном из древних текстов Ветхого Завета, кроме принятой издателем А.Ральфсом в качестве основной, но мало распространенной редакции греческого текста, не говорится ни о каком наружном скульптурном декоре храма " (А.М.Высоцкий, Храм Иезекииля как источник наружного скульптурного декора владимиро-суздальских храмов XII-XIII вв.: sic et non, Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира, XII век, СПб., 2002). Хотя текстологическое исследование показывает, что в большинстве редакций Ветхого Завета отсутствует текстовый вариант Септуагинты о резных украшениях фасадов храма, изображения херувимов с лицами животных входили в единую иконографическую программу внешней храмовой утвари. Образы быков, львов и херувимов украшали медное море (3 Цар 7. 23-25) и подставки умывальниц (3 Цар 7. 29, 36). Подобные изображения соответствовали представлениям о херувимах как стражах священной территории храма.

http://pravoslavie.ru/1456.html

Сцена творения. Мозаика собора Санта-Мария-Нуова в Монреале, Сицилия. 80–90-е гг. XII в. Сцена творения. Мозаика собора Санта-Мария-Нуова в Монреале, Сицилия. 80–90-е гг. XII в. Дж. Данн перечисляет ряд формальных и содержательных особенностей текста Кол 1. 15-20, свидетельствующих о нем как о самостоятельном поэтическом произведении с 2 параллельными строфами (1. 15-18а и 1. 18б - 20), в которых в одной и той же последовательности повторяются сходные мотивы. Это следующие особенности: а) богословский тезис о том, что Христос предшествует и первому, и новому творению («рожденный прежде всякой твари» (1. 15); «Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (1. 18б)); б) похожие синтаксические конструкции («Ибо Им...» (1. 16)/«Ибо... в Нем...» (1. 19)); в) утверждение, что во Христе и через Христа творение обретает полноту бытия («Ибо Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое... все Им и для Него создано» (1. 16), «...чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него... и земное и небесное» (1. 20)). Идея полноты, всеохватности неоднократно повторяется в обеих строфах: мир во всей своей полноте был создан Христом, и в Нем же он достигает полноты бытия, в Нем получает всецелое примирение с Богом ( Dunn. 1996. P. 83-84). Деление на 2 строфы в общем принимается большинством исследователей. Альтернативное деление предложил Э. Швайцер: 2 главные строфы (1. 15-16 и 1. 18б - 20) разделяются 2 промежуточными стихами (1. 17-18а), имеющими одинаковое начало («И Он есть прежде всего...», 1. 17; «И Он есть глава тела Церкви...», 1. 18а). Эти промежуточные стихи могут выделяться по др. признаку - на основании параллелизма выражения «и всё»: (1-й ст.) «Всё Им и для Него создано, и Он есть прежде всего»; (2-й ст.) «И все Им стоит, и Он есть глава тела Церкви» (Кол 1. 16-18; пунктуация синодального перевода изменена) ( Burger. 1975. S. 12-15; Balchin. 1985. P. 78-79; Dunn. 1996. P. 83-84; Schweizer. 1997. S. 295). Помимо 2 центральных идей - творения и искупления - гимн излагает учение об отношении Христа к Отцу.

http://pravenc.ru/text/1841792.html

Также Иосиф 30 сообщает, что в храме был слышан голос ангелов и сил небесных, охранявших прежде город: «уйдем из этих мест». И удивительным образом слава Господа, оставив храм, до настоящего дня стоит над горой Масличной, и, сияя во знамении креста, обращает взор на храм, бывший некогда иудейским и обращенный в прах и пепел. Ueз.XI:24–25 . И дух поднял меня, и привел в Халдею, к переселенцам, в видении, духом Божиим. И скрылось от меня видение, которое я видел. И я рассказал переселенцам все слова Господа, которые Он открыл мне. Вместо переведенного нами по еврейскому подлиннику: и скрылось от меня видение, которое я видел, LXX перевели: и ушел я от видения, которое я видел. То и другое означает, что пророк не в теле, а в духе был перенесен в Иерусалим из Вавилона, и когда скрылось видение, приведшее его в духе в Иерусалим и открывшее ему все то, о чем сообщено в предшествующей речи, он пришел в прежнее состояние, и все то, что ему было открыто, рассказал переселенцам, очевидно тем, о которых выше написано: сидел я в доме моем, и старейшины иудейские сидели пред лицом моим, и пала на меня там рука Господа Бога, и я увидел ( Иез. 8:1–2 ). И удивительным образом пророк видел таинственные видения, когда сидели те, кои пришли посетить его, и был отсутствующим от сидевших пред ним и без духа, присутствуя [лишь] телом. Совершается же все это для того, чтобы бывшие в плену получили утешение, что они будут возвращены в землю Израилеву, и будут ходить по заповедям Господа, и будут они Его народом, а Он будет их Богом. А кои не покаются, но будут ходить по мерзостям своим, те получают по делам своим. Что же касается слов, то они в Священных Писаниях, как мы часто напоминали, употребляются вместо дел. Глава XII Ueз.XII:1–2 . И было ко мне слово Господне, говорящее. Сын человеческий! ты живешь среди дома прогневляющего; они имеют глаза, чтобы видеть, и не видят, и уши, чтобы слышать, и не слышат; потому что это дом прогневляющий. Вместо переведенного нами: ты живешь среди дома прогневляющего, LXX поставили: ты живешь среди неправд их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Тов.2:4 Тогда я, прежде нежели стал есть, поспешно выйдя, убрал его в одно жилье до захождения солнца. Тов.2:5 Возвратившись, совершил омовение и ел хлеб мой в скорби. Тов.2:6 И вспомнил я пророчество Амоса, как он сказал: праздники ваши обратятся в скорбь, и все увеселения ваши – в плач. Тов.2:7 И я плакал. Когда же зашло солнце, я пошел и, выкопав могилу, похоронил его. Тов.2:8 Соседи насмехались надо мною и говорили: еще не боится он быть убитым за это дело; бегал уже, и вот опять погребает мертвых. 3–8 . Из того, что при случайном выходе Товии на улицу сразу обнаружился случай казни еврея (ст. 3), не без основания заключают (напр., Calmet), что преследования израильтян, начатые Сеннахиримом, не совсем прекратились и при Асаргаддоне, несмотря на относительную мягкость этого царя и близость к нему Ахикара, родственника и покровителя Товита, вероятно, вообще расположенного к пленным израильтянам. Образ действий Товита при этом случае, и во многих других, обнаруживает в нем истинного ревнителя закона: исполнив требования любви к умершему соплеменнику – погребением его тела, – что Товит делал весьма часто в тяжкое для пленных евреев время (I:18; XII:12), – он спешит выполнить и постановление закона о ритуальной чистоте ( Чuc. XIX д.), хотя, за неимением жертвенного культа в плену и, конечно, очистительного пепла рыжей телицы, совершает очищение простым омовением (LXX: " ελουσμην). То обстоятельство, что в книге Товита не раз говорится о погребении Товитом умерших, оставленных без погребения, – как преимущественном виде благотворительности этого мужа (I:17–18; II:3–4, 7–9; IV:17; XII:12), – дало повод некоторым исследователям (напр., Зимроку, Келеру, Коскену) усмотреть сходство кн. Товита с распространенной во многих странах (Армении, Италии, Турции, Сербии, России) легендой о благодарном умершем, где погребение непогребенного трупа является источником благополучия для совершившего погребение, аналогию чему в книге Товита будто бы представляет благотворение Ангела семье Товита. Но указываемые черты сходства имеют чисто внешний и случайный характер и отнюдь не дают основания говорить о взаимной зависимости книги Товита и названной выше легенды (см. у проф. Дроздова, с. 312–318).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Умеренность и трезвость поддерживают здоровье, хранят невинность и приводят к жизни покойной и достаточной. Св. Сирах говорит о человеке умеренном: «Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкою на ложе своем. Здоровый сон бывает при умеренности желудка: встал рано, и душа его с ним. Отрада сердцу и утешение душе — вино, умеренно употребляемое во время». Но не так он говорит о человеке неумеренном: «Страдание бессонницею и холера и резь в животе бывают у человека ненасытного. Горесть для души — вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре». 4) Мужественно вооружаться против неумеренности, твердо стоять, противиться и не поддаваться ей. Гораздо легче одержать победу над врагами внешними, нежели над внутренними — преодолеть самого себя. Многие властелины укрощали целые народы, но не могли усмирить собственных страстей. Страсти — это домашние наши враги: сколько их ни поражай, они возрождаются непрестанно, и горе тому, кто хоть на минуту уступит им первенство. Хотя трудно побеждать самого себя, но однако же возможно, если только пожелаем и твердо решимся исполнять это, чему видим многие примеры. Приведем один из них, весьма разительный, достойный почтения и подражания. Карл XII, король Шведский, будучи однажды в опьянении, непочтительно обошелся с королевой, своей бабушкой. Она, обиженная и в горести, удалилась в свои покои и не выходила оттуда весь следующий день. Король, не видя ее, спросил о причине отсутствия ее. Узнав эту причину, он велел налить себе стакан вина и пошел с ним к королеве. «Государыня, — сказал он ей, — я только сейчас узнал, что вчера, отуманенный винными парами, я забылся относительно вас. Теперь прошу у вас прощения и, чтобы не впасть в подобный же проступок опять, я пью этот стакан за ваше здоровье и уверяю, что стакан этот будет последний в моей жизни», — и Карл XII с тех пор никогда не пил вина. 5) При всякой борьбе нашей со страстью чревоугодия мы должны молить и призывать всесильную помощь Божию, ибо без Христа, Спасителя нашего, мы не можем делать ничего.

http://azbyka.ru/v-chem-kayatsya-na-ispo...

Эти различные прообразы в истории Ионы указаны ясно самим Спасителем (Ме. XII, 39 и след., Лyk. XI, 29 и след.). Он возвещает в сокровенных выражениях, о Своей смерти, и указывает время Своего пребывания во гробе, сравнивая Себя с Ионою, который провел три дня и три ночи в чреве кита; этими же самыми словами, Он предсказывает косвенно и Свое воскресение, потому что Иона был погребен в волнах только в течении определенного времени, по прошествии которого явился снова между живыми! Этим, впрочем, не ограничивается прообразовательное сравнение, которое устанавливает Иисус Христос между историей Ионы и временами Своего пребывания на земле: при Нем, как и при жизни пророка Ионы, истинный Бог должен был быть возвещен язычникам 74 , потому что царство Христово не есть земная теократия, – оно открыто для всех людей: и тогда как Иудеи, гордясь своим естественным происхождением от Авраама, отвергают Евангелие и не желают обратиться и духовно возродиться, «Ниневитяне» всех веков примут спасение, обратятся от своих грехов и «восстанут на суд с родом сим, и осудят его». Иисус Христос дает общий и прообразовательный смысл покаянию Ниневитян, о котором повествует нам книга Ионы; произнося эти слова, он имеет пред очами пренебрежение, которое покажут Иудеи к Евангелию, и – усердие, с которым примут его язычники; и миллионы язычников, вошедшие с тех пор в церковь и нашедшие в ней вечную жизнь, исполняют постоянно и в смысле, все более и более пространном то, что Иисус Христос сказал Иудеям Своего времени: род лукавый и прелюбодейный ищет знамени; и знамения не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (M. XII, 39). Вера Ниневитян осуждает неверие Евреев, и вера Христиан (которые все исходят от язычников) осуждает из века в век иудейский народ, отвергший Мессию. Пророк Михей Книга пророка Михея Глава I Слово Господне, которое было к Михею Морасфитину во дни Иоафама, Ахаза и Езекии, царей Иудейских, и которое открыто ему о Самарии и Иерусалиме. 2. Слушайте, все народы, внимай, земля и все, что наполняет ее! Да будет Господь Бог свидетелем против вас, Господь из святого храма Своего!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. XII:1-3). Заслуживают внимания два предмета, обещанные Аврааму: первый — это то, что семя его получит во владение землю Ханаанскую, на что указывается словами: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ»; другой — гораздо превосходнее, и касается не телесного, а духовного семени, по которому Авраам есть отец не одного только народа Израильского, а всех народов, идущих по следам его веры. Обещание последнего начинается со слов: «И благословятся в тебе все племена земные».    По мнению Евсевия, обетование это было дано на семьдесят пятом году жизни Авраама, ибо как бы вслед за этим изречением Авраам вышел из Харрана: потому что нельзя допустить противоречия Писанию, в котором говорится: «Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана» (Быт. XII:4). Но если обетование было изречено в этом году, то Авраам, во всяком случае, жил уже с отцом своим в Харране.    Не мог бы он из него выйти, если бы не жил в нем. Не заключается ли противоречия этому в словах Стефана: «Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран?» Нужно представлять дело так, что все совершилось в течение одного и того же года, т. е. и обетование Божие Аврааму до поселения его в Харране, и поселение Авраама в Харране, и выход его оттуда. Это не только потому, что Евсевий в хронике начинает счет с года этого обетования и показывает, что исход из Египта, когда был дан закон, совершился спустя четыреста тридцать лет; но и потому, что об этом упоминает и апостол Павел (Гал. III:17). Глава XVII. О трех знаменитейших царствах языческих, из коих одно, т. е. Ассирийское, превосходило другие своим могуществом уже в то время,    когда Авраам родился    В то время существовали знаменитые языческие царства, которые граду земнородных, т. е. обществу людей, живущих по человеку, придавали под владычеством падших ангелов особый блеск.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010