Виолетта 14 августа 2011, 18:43 Благодарю за статью, в ней много полезного и интересного! Артём 27 августа 2010, 15:58 Большое спасибо за статью! Узнал много полезнаго и интереснаго. Нина 27 августа 2010, 01:28 Очень благодарна Господу,что привёл во Храм Святой! Полезная статья,вразумляет,даёт укрепление веры.Слава Богу!Спаси всех Госпади. Андрей 26 августа 2010, 00:16 Спаси Господи! Коротко и ясно. До итинного поста мне далеко. Хотелось бы узнать, до которого времени благословляется вкушать плоды с дерев, ведь они доступны круглый год. Юрий 25 августа 2010, 12:19 Спасибо за статью! Marina Jensen 22 августа 2010, 23:49 Marina (Norvegia): Spasibo i nizki poklon za vashy prosvetitelskuy raboty! Xrani vas Gospod! Игорь 21 августа 2010, 15:02 Большое спасибо за разъяснение!! Как прекрасно, что существуют такие прекрасные люди и сайты, которые помогают приближаться к Господу Богу нашему. Спаси и сохрани вас Господь!! Мила 21 августа 2010, 14:11 Спасибо за статью.Была очень полезна для чтения. Валентин 20 августа 2010, 17:46 Благодарю Господа Бога, что направляет и ведет по пути постижения Истины и Совершенства. Храни Всех Бог! Татьяна 19 августа 2010, 23:17 Поздравляю всех с праздником Преображения Господня! Здоровья, терпения и благополучия. Храни всех Господь! Спасибо за подробные разъяснения. Р.Б. Ксения 19 августа 2010, 13:05 Всех с праздником Преображения Господня! Храни всех Бог! Любви и благополучия! Наталья 17 августа 2010, 19:19 Очень полезная и доступная для понимания каждого статья. Спаси нас Господи!!! ксения 14 августа 2010, 19:48 С началом Поста,дорогие братья и сестры! Содержательно и кратко,всё понятно даже новоначальному!Спаси Господи Вас и ждём аналогичных материалов Наталья 14 августа 2010, 16:36 Пост - это всегда радость, потому что даёт нам, грешным и немощным, возможность потрудиться во славу Божию. Светлых молитв вам всем, православные! Господи, сохрани страну нашу Российскую от пожаров и прочих бед. Пресвятая Богородица, спаси нас. Людмила 14 августа 2010, 14:54

http://pravoslavie.ru/38665.html

Подвиг семьи Маккавейской (со всей многовековой очевидностью можно утверждать — не единственный) удостоверяет нас в том, что каждый христианин должен иметь в себе мужество стать, если понадобиться, исповедником, мучеником и свидетельством истинной веры. Миллионы людей в течение всей истории Церкви — начиная с апостолов и кончая мучениками наших дней — отдавали свою жизнь за веру, тем самым становясь соратниками Христа в Его искупительном деле. С этого же дня начинается Успенский пост. По строгости соблюдения он приравнивается к Великому посту (без мясных, молочных и рыбных продуктов) и продолжается с 14 по 27 августа (до дня Успения Пресвятой Богородицы, в честь которого и назван). Только 19 августа в праздник Преображения Господня — один раз за весь пост — можно есть рыбу. Впрочем, когда у одного из небезызвестных современных протоиереев спросили, существуют ли в Православной Церкви (и если существуют, то какие и для кого) послабления в посте, он ответил примерно так: «Послабления в посте есть: для новообращенных, детей, беременных, кормящих, болящих, находящихся в пути или на отпуске. Какие — вопрос индивидуальный и относящийся, скорее к личному христианскому самосознанию». Однако не стоит расстраиваться, если вы не найдете себя ни в одной из этих групп: пост продлится всего две недели, а соблюдение церковных канонов летом — сплошное удовольствие. Словарь Правмира — Спас  Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 14 августа, 2019 13 августа, 2019 13 августа, 2023 14 августа, 2022 14 августа, 2021 15 августа, 2020 14 августа, 2020 13 августа, 2020 14 августа, 2019 14 августа, 2019 13 августа, 2019 13 августа, 2023 14 августа, 2022 Лучшие материалы

http://pravmir.ru/medovyj-spas-i-uspensk...

Димитрия. 60-е гг. XI в. 21. Михайловский Золотоверхий собор (заложен в 1108) 22. Церковь св. Петра. Ок. 90-х гг. XI в. 23. Надвратная ц. XII в. 24. Церковь св. Иоанна . 1121 г. 25. Собор Симеоновского мон-ря. 2-я пол. XI в. 26. Храм. 2-я пол. XI в. 27. Храм. Кон. XII — нач. XIII в. 28. Каменная постройка (дворец?). XI–XII вв. 29. Церковь на г. Щекавице. До 1183 г. 30. Церковь Успения Пресв. Богородицы Пирогощая. 1131–1135 гг. 31. Михайловская (Новгородская) божница. XII в. 32. Борисоглебская (Туровская) божница. XII в. 33. Неизвестный храм (ул. Андреевская). 2-я пол. XII в. 34. Неизвестный храм (ул. Волошская). 2-я пол. XII в. 35. Неизвестный храм (ул. Юрковская, 3). 20–30-е гг. XII в. 36. Храм св. Николы (Иорданская ц.). XI в. 37. Каменная постройка 38. Кирилловская ц. (заложена ок. 1146) 39. Собор Пресв. Богородицы (Стефанич мон-рь). 1075–1108 гг. 40. Мон-рь св. Николая (?). 2-я пол. XI в. 41. Церковь Спаса на Берестове. Рубеж XI и XII вв. 42. Успенский собор Печерского мон-ря. 1073–1077 гг. 43. Трапезная ц. Печерского мон-ря. Нач. XII в. Еще во 2-й пол. XIX в. на территории К. существовало множество древних курганов. Один из первых их исследователей, Волошинский, сообщал, что курганы есть как в самом городе, так и за его пределами (в предместьях, на хуторах, дачах или на склонах днепровских гор); все они размещаются большими или малыми группами. Общее количество известных киевских курганов в XIX в. достигало 2 тыс. Изучением киевского некрополя (преимущественно дохристианского, IX-X вв.) занимались Хвойка, Милеев, Гамченко, Каргер, Зоценко и др. (см.: Голубева. 1948; Каргер. 1958; Зоценко. 2003; Комар. 2012). В нач. XXI в. древнерус. могильники христ. времени начал исследовать В. Г. Ивакин (см.: Ibakih В. 2008). Киевский некрополь состоит из 2 основных могильников. Первый из них объединяет погребения, находившиеся на территории Верхнего города, 2-й - в районе Кирилловских высот. Последний еще в нач. ХХ в. насчитывал неск. сот курганов (см.: Хвойка. 1913). Погребения IX-X вв.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

ProdPoesies E.Miller, Poésies inédites de Théodore Prodrome. Annuaire Assoc. ét. gr. 17 (1883) 18–64. [s.XII] ProdRhod Theodori Prodromi Rhodanthes et Dosiclis amorum libri IX, ed. M.Marcovich. Stuttgart – Leipzig 1991. [s.XII] Prodrom Theodorus Prodromus. PG 133, 1101–1422. [s.XII] ProdSat G.Podestà, Le satire lucianesche di Teodoro Prodromo. Aevum 19 (1945) 239–252; 21 (1947) 3–25. [s.XII] ProdSkyl L.Petit, Monodie de Théodore Prodrome sur Étienne Skylitzès métropolitain de Trèbizonde. IRAIK 8 (1903) 1–14. [s.XII] ProdTetr C.Giannelli, Tetrastici di Teodoro Prodromo sulle feste fisse e sui santi del calendario bizantino. SBN 10 (1963) 255–289. [s.XII] ProdTetrast Theodoros Prodromos, Jambische und hexametrische Tetrasticha auf die Haupterzählungen des Alten und Neuen Testaments, besorgt von G.Papagiannis. Wiesbaden 1997 (Index 318–378). [s.XII] ProdTheil F.J.G.La Porte – du Theil, Notice d’un manuscrit de la Bibliothèque du Vatican, coté CCCV parmi les Manuscrits Grecs. IIIe Partie. Notices et Extraits 8 (1810) 78–253. [s.XII] ProdTreat I.D.Polemis, An unknown treatise of Theodore Prodromos. Byz 62 (1992) 414–423. [s.XII] ProkopBarth G.Makres, Προκπιος Δικονος. Βυζαντιν 22 (2001) 75–93 (86–93: γκμιον ες τν γιον πστολον Βαρθολομαον). [s.IX] ProlSyl Prolegomenon Sylloge, ed. H.Rabe. Leipzig 1931 (Index 456–491). PRoss Georg Papyri russischer und georgischer Sammlungen, hrsg. v. G.Zereteli. 5 Bde. Tiflis 1925–1935. Prosuch 1–6 Eustathii Macrembolitae quae feruntur aenigmata, ed. M.Treu. Progr. Friedrichs-Gymn. Breslau 1893. Breslau 1893,36–47. [s.XII] ProtJac E. de Strycker, La forme la plus ancienne du protévangile de Jacques. Bruxelles 1961. [s.IV] PsalmKat E.Mühlenberg, Psalmenkommentare aus der Katenenüberlieferung. 3 Bde. Berlin 1975–1978. PsAmph Amphilochios von Ikonion, Rede über die unfruchtbaren Bäume. Hrsg. v B.Z. Jurjew 1901. [inter s.VII et XI] PsArPlant Aristotelis quae feruntur De Plantis, De Mirabilibus Auscultationibus, ..., ed. O.Apelt. Leipzig 1888. [ca 1300?]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

10) Св. Церковь особенно памятует и выделяет трех отроков ((…) 1 17/XII, н.свв. отец) – т.к. они прообраз неопалившейся огнем Божества – утробы пр. Богородицы. «Утробу неопально образуя Отроковицы, иже в Ветсем опаляеми юноши 1) преестественно раждающую, 2) запечатленну» (песнь 8-я 2-го канона РХ), так вдохновенно изображается таинство рождения Спасителя пречистой нетронутой девственны (17/XII 32) 11)  «К сомнению украшен» (п.1) «Сомнения мои паче всякого веселия» (п. 4). В житии сказано, что св. М-н желал быть совсем уничтоженным зверями и был растерзан так, что остались неразрушенными в конце только твердые кости. Это он сам говорит изобразительно точно, что желает быть им пищей, и чтобы его смололи зубы зверей. Так и было (20/XII 29). Так каждый должен желать стать смолотой пшеницей, «стереться в порошок», уничтожить самость, себялюбие. (20/XII 32) 12) Драгоценные святые дни (Предпраздненства РХ), святые, дивные воспоминания и чувства. (20/XII 31) Какие дни, какие молитвословия церкви, какие апостольские и Евангельские чтения! (22/XII 29) 13) «Неизреченно твое чадолюбие, Отче, превосходящее отеческую любовь». «Спасение нам испрошая и подавая нам с тихостью (…) радостная». «Избави твое стадо от бури греха, приводя нас в пристанище тихое Божественной воли Христовой». Созвучно и с единением сердечным воспринимайте церковные наслаждения и поучения Богослужения: о дал бы Бог наслаждаться сего и в выси бесконечные там в жизни у Него. (21/XII 30) 14) «Приближается Христос, звезда предозаряет, небесное множество, воинство приницает умных сил» Это дивная стихира (22/XII 29) 15) Уготовляться к ним (трем навечерям – Рождества, Богоявления и Пасхи) – сознанием немощи и слабости – Г-дь укрепит и дарует вдохновение (от Него, а не от человека!) (24/XII 28) 16) Да, преддверие лучше; 1) Придание прекраснее осуществления, а 2) в этих днях тоже торжественность пр-ка (а значит и сосредоточение более благоприятно), но есть его содержание и 3) замечательно даже, что в дни праздника самые уже Св. Церковь от содержания пр-ка переходит к богословскому осмысливанию его, возвышается, но всем ли это и доступно!.. (24/XII 28)

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

преподобных отцев Печерских Антония, (+ 1073, память 10 июля, 2 сентября), Феодосия (+ 1074, память 3 мая, 14 августа, 3 сентября), Моисея Угрин а (+ ок. 1043/после 1051, память 26 июля), Нестора Летописца (+ 1113-1116, память 27 октября), князя и инока Николы Святоши , Черниговского, Печерского (+ 1143, память 14 октября)  и всех отцев Киево-Печерских; преподобных Иова (1551–1659, память 28 августа/10 сентября, 28 октября/10 ноября и 6/19 мая) и Амфилохия (1897–1971, память 29 апреля/12 мая), чудотворцев Почаевских, схимонаха Досифея Китаевского , схим. (+ 1777, память 25 сентября/8 октября), преподобного Серафима Саровского, преподобной Александры Дивеевской (+ 1789, память 13/26 июня), преподобного иеросхимонаха Парфения Киевопечерского (1790–1855, память 17/30 марта) святых новомучеников и исповедников: священномученика Владимира , митрополита Киевского (1848–1918, память 25 января/7февраля), Константина , митрополита Киевского ( Дьякова , 1871–1937), Александра , архиепископа Харьковского (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня), Прокопия, архиепископа Херсонского (Титова, 1877–1937), и с ним иерея Иоанна Скадовского (+ 1937, 10/23 ноября), Анатолия, митрополита Одесского (Грисюка, 1880–1938, память 10/23 января), Онуфрия , архиепископа Курского и Обоянского (Гагалюка, 1885–1938, память 19 мая/1 июня), Макария , епископа Днепропетровского (Кармазина, 1875–1937, память 20 ноября/3 декабря), Василия, епископа Прилукского (Зеленцова, 1870–1930, память 22 марта/4 апреля), Иоасафа, епископа Могилевского (Жевахова, 1874–1937, память 22 ноября/5 декабря), Дамаскина, епископа Глуховского (Цедрика, 1877–1937, память 2/15 сентября), Аркадия, епископа Бежецкого (Остальского, 1889–1937, память 16/29 декабря ), Порфирия, епископа Симферопольского и Крымского (Гулевича, 1864-1937, память 19 ноября/2 декабря), Сергия, архиепископа Мелитопольского (Зверева, 1872–1937, память 1/14 ноября), святителей исповедников Луки , архиепископа Симферопольского и Крымского , и Афанасия, епископа Ковровского ,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

12/25 августа. Служил всенощную в соборе города Подольска. 13/26 августа. День памяти святителя Тихона Задонского (день ангела патриарха Тихона). Служил литургию в соборе города Подольска. 14/27 августа. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 15/28 августа. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Служил литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы в Крутицах. 16/29 августа. Служил литургию в храме Знамения Пресвятой Богородице в Переяславской слободе («в Крестах»). В этот день Н. П. Окунев оставил следующую запись в своем дневнике: «Перед самым праздником [Успения Пресвятой Богородицы] ходили упорные слухи, что Кремль отдают в ведение Патриарха, что он в Успение будет служить в Большом Успенском соборе. Ставили это в связь с его стараниями разбудить не только в русском народе, но и в народах всего мира живейшую потребность помочь голодающим. И вот этого не дождались еще. Так грустно было, точно сама Богородица сидит в Бутырках, окруженная сонмом проживающих там архиереев». 18/31 августа. День памяти мучеников Флора и Лавра. Служил литургию в храме Флора и Лавра на Мясницкой и всенощную в Донском монастыре. 19 августа/1 сентября. Празднество Донской иконы Божией Матери. Служил литургию в Донском монастыре. 20 августа/2 сентября. Служил молебен в часовне Иверской иконы Божией Матери. 21 августа/3 сентября. Служил всенощную в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще. 22 августа/4 сентября. Служил литургию в храме Максима Исповедника в Таганке. 25 августа/7 сентября. Служил всенощную в храме Адриана и Наталии на 1 – й Мещанской. 26 августа/8 сентября. День памяти мучеников Адриана и Наталии. Служил литургию в храме Адриана и Наталии на 1 – й Мещанской. 27 августа/9 сентября. День памяти преподобного Пимена Великого . Служил литургию в храме Пимена Великого в Новых Воротниках («Пимен Новый»). 28 августа/10 сентября. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 29 августа/11 сентября. Служил литургию в храме Николая Чудотворца на Землянке («Никола Ямы») и всенощную в храме Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

На этом Соборе свидетельствовались службы святым и их жития и было установлено: «По всем градом великого царства Российского пети и праздновати повсюду» следующим святым: митрополиту Московскому Ионе (память 30 марта/12 апреля), епископу Новгородскому Никите (память 30 апреля/13 мая), архиепископу Новгородскому Иоанну (память 7/20 сентября), благоверному князю Александру Невскому (память 23 ноября/6 декабря), преподобным Макарию Калязинскому (память 17/30 марта), Пафнутию Боровскому (память 1/14 мая), Никону Радонежскому (память 17/30 ноября), Павлу Комельскому (память 10/23 января), Михаилу Клопскому (память 11/24 января), Савве Сторожевскому (память 3/16 декабря), Зосиме (память 17/30 апреля) и Савватию (память 27 сентября/10 октября) Соловецким, Дионисию Глушицкому (память 1/14 июня), Александру Свирскому (память 30 августа/12 сентября). Местное празднование было установлено блаженному Максиму, Христа ради юродивому, Московскому (память 13/26 августа), благоверным князьям Константину и чадам его Михаилу и Феодору Муромским (память 21 мая/3 июня), Петру и Февронии Муромским (память 25 июня/ 8 июля), святителю Арсению Тверскому (память 2/15 марта), блаженным Прокопию и Иоанну, юродивым Христа ради, Устюжским (память 8/21 июля). Условием причисления к лику святых на Соборе служило прославление этих подвижников даром чудотворений. После Собора 1547 года архиереям Русской Церкви было поручено собирать в монастырях и пустынях «и во всех весях» сведения о подвижниках, чудесах, мощах, а также собирать жития, каноны, молитвы. В результате были изучены многие материалы о русских местно чтимых или со временем забытых святых. На Соборе 1549 года были причислены к лику святых святители Нифонт, Иона, Евфимий Новгородские, Стефан Пермский, Иаков Ростовский, Арсений Сербский; благоверные князья Всеволод Псковский и Михаил Тверской; преподобные Евфимий Суздальский, Авраамий Смоленский, Савва Вишерский, Евфросин Псковский, Ефрем Перекомский и Григорий Пельшемский; мученики Иоанн, Антоний и Евстафий Литовские и Иоанн Болгарский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Первые храмы, появившиеся в Н. после полувекового перерыва в строительстве, были возведены южнорусскими, очевидно, киевскими мастерами, на это указывают как особенности их архитектуры (объемно-пространственное решение, характер проработки фасадов), так и технико-технологические особенности кладки и использованных строительных материалов. От киевских образцов новгородские постройки отличает, прежде всего, широкое использование местного камня-известняка. Последовательность дат возведения каменных храмов как будто бы свидетельствует о работе одних и тех же мастеров, однако архитектурные особенности собора Антониева мон-ря позволяют рассматривать его как постройку, относящуюся к несколько иной строительной традиции. Поздние летописи называют нам имя зодчего Георгиевского собора Юрьева мон-ря — мастер Петр (это известие основано на существовавшей в храме ктиторской надписи), неоднократно предпринимались попытки связать с творчеством этого архитектора и др. постройки первых десятилетий XII в. В 20-х – 30-х гг. XII в., вероятно, произошло нек-рое упрощение архитектурного типа — по крайней мере, лестничных башен у церквей Иоанна Предтечи на Опоках и Успения на Торгу не было, хотя хоры, безусловно, существовали. В 30–60-е гг. XII в. строительство в основном велось за пределами Н., в Пскове и Ладоге. Очевидно, именно в Псков перешли мастера, строившие в 20–30-е гг. XII в. для кн. Всеволода Мстиславича в Н. В XII в. в Пскове было построено 4 каменных храма, в Ладоге — не менее 6 каменных храмов. В ходе псковско-ладожского этапа окончательно сформировался тип церкви, ставший характерным для новгородского строительства сер. – 2-й пол. XII в. в целом: одноглавый 4-столпный храм с хорами и замкнутыми угловыми палатками, на к-рые вела лестница в зап. стене. Посл. треть XII – 1-я пол. XIII в. В 1166 г. после долгого перерыва в Н. заложили новый храм — надвратную ц. Спаса на воротах в Юрьеве мон-ре (заказчик не указан), на след. год Сотко Сытинич заложил в Детинце ц. святых Бориса и Глеба. Оба храма были освящены только в 1173 г., хотя строительство их было, возможно, завершено ранее, в кон. 60-х – нач. 70-х гг. XII в.,— сложное для Новгорода время во внешнеполитическом отношении, что и помешало, вероятно, быстро закончить работы по созданию внутреннего убранства церквей и освятить их. Спасская ц. не сохранилась и пока не обнаружена археологами, Борисоглебский храм в Детинце неоднократно раскапывали (А. А. Строков, В. А. Богусевич, М. К. Каргер, Вл. В. Седов). Для архитектуры 3-й четв. XII в. это памятник во многом архаичный — большой 4-столпный храм с нартексом, к юго-зап. углу к-рого примыкала башня с винтовой лестницей на хоры (т. е., вероятно, это был, по крайней мере, 3-главый храм). Очевидно, что формы этой постройки обусловлены ориентацией на какой-то памятник 1-й четв. XII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

2-й пол. XII в. датируются несколько эпистилиев. Самый ранний эпистилий (ок. сер. XII в.) на 4 досках с 12 композициями («Благовещение», «Рождество Христово», «Введение во храм», «Крещение Пресв. Богородицы», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Сошествие во ад», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа», «Успение Пресв. Богородицы»), по мнению Вайцмана, мог быть выполнен кипрским мастером; не исключено его синайское происхождение. 2-й пол.- 3-й четв. XII в. датируются эпистилии «Чудеса св. Евстратия» и 2 сохранившиеся части с изображением праздников и Деисуса в центре. «Чудеса св. Евстратия» Вайцманом были отнесены также к работе кипрского мастера нач. XII в., Н. Паттерсон-Шевченко заметила, что стилистические приемы указывают на 2-ю пол. XII в. В кон. XII в. были написаны тетраптих с 12 праздниками, «Чудо арх. Михаила в Хонех», мозаичная икона к-польского происхождения с поясным изображением вмч. Димитрия Солунского. Ближе к кон. XII в. написана икона «Лествица прп. Иоанна Лествичника». Типичным произведением позднекомниновского маньеризма является икона «Благовещение». Вероятно, монастырского происхождения образ «Лествица прп. Иоанна Лествичника» (кон. XII в.), являющийся древнейшим из сохранившихся иконописных произведений на этот сюжет. По иконографии он восходит к миниатюрам XI-XII вв. Мозаичный образ «Богоматерь Одигитрия» рубежа XII и XIII вв. некоторыми исследователями признается работой мастерской крестоносцев, использовавшей к-польские иконографические образцы. Аргументами в пользу этой гипотезы служат пестрый орнаментальный фон иконы и ряд аналогий среди произведений мастеров-крестоносцев (Holy Image. 2007. P. 141-143). Другие исследователи не исключают ее к-польского или местного происхождения (Pilgrimage to Sinai. 2004. P. 70). XIII век представлен самой многочисленной группой икон. В искусстве этого периода прослеживается неск. тенденций и этапов. Иконы нач. XIII в., написанные в К-поле или в Е. в. м., относятся к числу лучших монументальных образов, сохранивших отголоски классических комниновских творений.

http://pravenc.ru/text/189637.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010