Господи, помилуй. (Трижды.)   По сем глаголи со умилением сия стихи: Утверждение на Тя надеющихся,/утверди, Господи, Церковь,/юже стяжал еси//честною Твоею кровию. (Поклон.) Под Твою милость/прибегаем, Богородице Дево:/молений наших/не презри в скорбех,/но от бед избави нас,/Едина Чистая и Благословенная . (Поклон.) Пресвятая Богородице, спаси нас. (Поклон.) Вси святии земли нашея, молите Бога о нас. (Поклон.)   И заключительные поклоны. Боже очисти мя грешнаго (грешную) и помилуй мя. (Поклон.) Создавый мя Господи, помилуй мя. (Поклон.) Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (грешную). (Поклон.) Молясь об Украине, нам уместно прибегать к заступничеству святых: Святого апостола. Андрея Первозванного (+ ок. 67, память 30 ноября), святых равноапостольных князя Владимира (+ 1015, память 15 июля)  и княгини Ольги (+ 969, память 11 июля), святых мучеников варягов Иоаннаи  Феодора (+ 983, память 12 июля), святых благоверных князей страстотерпцев Бориса (+ 1015, память 2 мая, 24 июля) и Глеба (+ 1015, память 2 мая, 24 июля, 5 сентября) и благоверного великого князя и инока Игоря Черниговского, страстотерпца (+ 1147, память 5 июня, 19 сентября); святых благоверных князей. Ярослава Мудрого (+ 1054, память 20 февраля), Владимира Мономаха (+ 1125), святителей Михаила, (+ 992/998, память 15 июня, 30 сентября), Илариона (2-я пол. XI в., память 21 октября), митрополитов Киевских, святителей Московских, митрополитов Киевских Петра (+ 1326, память 24 августа, 21 декабря), Феогноста (+ 1353, память 14 марта), Алексия (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая), Киприана (+ 1406, память 27 мая, 16 сентября), Фотия (+ 1431, память 27 мая, 2 июля), Ионы (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня), Макария (+ 1497, память 1 мая), святителя Филарета (Амфитеатрова) , митрополита Киевского (+ 1857, память 21 декабря), Святителя Игнатия Мариупольского (1715-1786, память 3 февраля), святителей Исаии , епископа Ростовского (+ 1090, память 15 мая, 23 мая), Мины , епископа Полоцкого (+ 1116, память 20 июня), Феоктист а, епископа Черниговского (+ 1123, память 5 августа), Симона, епископа Суздальского (+ 1-ая пол. XII в.), Нифонта , епископа Новгородского (+ 1156, память 8 апреля), Лаврентия , епископа Туровского (+ 1194, память 29 января), Дионисия , архиепископа Суздальского (+ 1385, память 26 июня, 15 октября), Феодосия,, архиепископа Черниговского (+ 1696, память 5 февраля, 9 сентября) Димитрия , митрополита Ростовского (+ 1709, память 21 сентября, 28 октября) Иоанна , митрополита Тобольского (+ 1715, память 10 июня). Иннокентия, (+ 1731, память 9 февраля, 26 ноября), и Софрония (+ 1771, память 30 марта, 30 июня), епископов Иркутских, Иоасафа , епископа Белгородского (+ 1754, память 4 сентября, 10 декабря); священномученика Арсения (Мацеевича) , митрополита Ростовского (+ 1772, память 28 февраля), Феофана , затворника Вышенского (+ 1894, память 10 января), Иоанна Шанхайского,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Архимандрит Иннокентий к Гербинию, 1674 г. Kiowia Subterranea, р. 43). В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2 сентября. В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят (в скобках приводится дата кончины и основной памяти): преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 10 июля и 2 сентября), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником ( †1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (†1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (†1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (†1065; память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (†1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (XII; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (†ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (XII; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (†ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (XII; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (†1239; память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (†1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (†1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий (†1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (XII–XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (XI; память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (†ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора святых Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора святых Дальних пещер. В Собор святых Ближних пещер входят: преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 2 сентября и 10 июля), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (†1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), праведная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Василий и Феодор († 1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский († 1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский († 1065; память19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник († 1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский († 1194; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник († ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец († ок. 1160; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный († ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), преподобномученик Кукша, просветитель вятичей († после 1114; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля и 27 августа), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября и 27 августа), священномученик Меркурий, епископ Смоленский († 1239; память 24 ноября и 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный († 1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец († ок. 1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий († 1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник, постник (XII-XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всего жития ея 8 лет и 7 месяцев и 17 дней, погребена октября 30 дня под сим камнем. VIII. 1750 г., февраля 23 дня, на память преподобного отца нашего Мартинияна мученика, пополудни в 1 часу, преставися раба Божия графиня Александра Михайловна , супруга его сиятельства генерал-поручика и действительного камергера и ордена св. Александра Невского кавалера, графа Федора Андреевича Апраксина, а от роду ей 40 лет, рождение ея в 1710 году, апреля в 4 день, тезоименитство тогож апреля 23 дня, а положена под сею доскою. б) Под Златоустовскою церковью: IX. Лета от создания мира 7221, от воплощеиия же Бога Слова 1713, месяца декабря в 21 число, в полунощи прейде от временного живота в вечную жизнь раб Божий Георгий Феодорович Кольцов-Мосальский, поживя от рождения своего 29 лет полдевята месяца, егоже тело погребено на сем месте. X. Лета 1717 году, марта в 31 день, в 1 часу нощи преставися раб Божий порутчик Преображенского гвардейского полку князь Михаил Феодорович Кольцов-Мосальской, на память св. священномучеиика Ипатия епископа, а тезоименитство его января в 11 числе, a поживе 25 лет и 3 месяца. XI. 1731 г., января в 21 день, на память преподобн. отца нашего Максима исповедника , преставися раб Божий князь Андрей Димитриевич Кольцов-Мосальский, a жития его 29 лет 5 месяцев, а тезоимеиитство его августа 19 дня, и погребен противу сей таблицы. XII. 1733 году, февраля 15 дня, на память св. апостола Онисима, преставися раб Божий, драгунского Троицкого полку майор князь Василий Андреевич Мосальский, а от рождения ему 67 л т; погребен на сем месте. XIII. 1745 году, месяца марта 4-го дня, на память преподобн. Герасима, иже на Иордане, преставися раб Божий генерал-аншеф, сенатор и лейб-гвардии Преображенского полку подполковник и обоих российских орденов кавалер, сиятельнейший граф Александр Иванович Румянцев 102 . Жития от рождения его было 68 лет, два месяца и 3 дня, а с начала в службу вступил в 1701 году и чины все произошел в реченном полку и был по день смерти ево. XIV. 1752 году, месяца сентября 6 дня, преставися раб Божий, превосходительный генерал-поручик и кавалер Никита Иванович Румянцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Но мы возвратимся к древним вышеозначенным минеям студийским. Студийское происхождение их выше всякого сомнения: 1) потому, что 26 января и 11 ноября положены службы одному Феодору Студиту, а служба пр. Ксенофонту с 26 января перенесена на 30, служба же муч. Мине с 11 ноября перенесена на 10, брату пр. Феодора Иосифу, архиепископу Солунскому, положена служба 15 июля- 2) за то же говорить сравнение этих миней со студийским уставом патриарха Алексия. Все 160 памятей святых, находящиеся в этом уставе, находятся и в минеях к под теми же днями, кроме одного случая. В уставе 4 ноября положена память пр. Иоанникия, а в минеях она положена 3 ноября, а 4 положена служба Нинандру и Ермию, но 26 янв. и в уставе празднование перенесения мощей Феодора Студита, а 30 память Всенофонта, перенесенная с 26 января. В частностях сходство устава с минеями: 16 ноября, кроме св. Матфея, служба еще муч. Варлааму, 26 ноября служба мученику Меркурию с Алипием столпником, 29 дек. служба пр. Маркеллу, игумену обители Неусыпающих, из которой взяты первые иноки для студийского монастыря, 15 янв. служба одному Иоанну Кущнику, 5 июля есть служба Евстафию антиохийскому, 7 авг. семи отрокам в Ефесе, а 8 преподобномучен. Дометию, августа 24 пренес. мощей св. ап. Варфоломея и священномуч. Евтихию, 30 декабря ап. Тимону (и Анисии).     Самая большая часть пергаменных славянских миней в России сходны с помянутою редакциею 8 миней типографских XI в. и 10 миней синодальных XII в., но встречаются у нас и особые редакции студийские или близкие к студийским. Возьмем месяц май. Сравним первоначально софийскую минею XI в. (петербург. академии 202) с синод. московскою XII в. В соф. 2 числа есть канон Еперу и Зое согласно с криптоферратскою минеею, но их нет в синод. минее; в софийск. минее 4 числа муч. Пелагия, а 5 Ирина согласно с минеею порфир., в синод. напротив 4 муч. Ирина, а 5 Пелагия; в соф. мин. 13 служба муч. Александру одному, а в синод. еще Мефодию патарскому, в соф. м. 15 числа служба пр. Феодору, ученику пр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Поступив в Борисоглебский монастырь, неподалеку от Торжка, преподобный Аркадий принял монашество и взял на себя подвиг полного послушания своему духовному отцу – преподобному Ефрему. Преподобный Аркадий никогда не пропускал Литургии и являлся к заутрени первым, вместе со своим наставником. После преставления преподобного Ефрема (28 января 1053) преподобный Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании. По прошествии нескольких лет (по некоторым данным, 13 декабря 1077) он также мирно отошел ко Господу. Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля (ранее в этот день совершалась память) 1677 года в каменном склепе Борисоглебского собора города Торжка. Торжественное празднование 300-летия со времени обретения святых мощей преподобного Аркадия состоялось в городе Торжке в 1977 году. Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в средине XII века в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне. С детства он рос в страхе Божием, часто посещал церковь и имел возможность учиться по книгам. После смерти родителей, раздав все имущество монастырям, церквам и бедным, преподобный ходил по городу в рубище, моля Бога указать путь спасения. Он принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы, который стоял в пяти верстах от Смоленска, на месте Селище. Проходя в нем различные послушания, преподобный усердно занимался переписыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство. Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 году сан пресвитера. Святой Авраамий был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходившим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными. Святитель Игнатий, епископ Смоленский (память 29 января), построил монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил в нем настоятельство преподобному Авраамию, а сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Преподобный Авраамий после смерти святителя Игнатия, бывшего его духовным другом, более прежнего внушал братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на Суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 года, пожив в иночестве 50 лет. Уже в конце XIII века ему была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Память преподобного Авраамия празднуется 21 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поселянин Е. [Е. Н. Погожев]. Детская вера и старец Амвросий. 1е издание, СПб., 1901; 2е издание, СПб., 1913. Вельяминов Николай Александрович (1855–1920) — русский хирург, один из первых начал применять светолечение, сделал немало ценных наблюдений о лечебных свойствах света и ультрафиолетовых лучей. Основал и издавал журнал «Хирургический вестник» (1885–1894). Спасокукоцкий Сергей Иванович (1870–1943) — хирург, академик. Работал заведующим хирургическим отделением Смоленской губернской больницы (1898–1909), затем Саратовской городской больницы (1909–1911). С 1912 г. — профессор Саратовского университета. В 1926–1943 гг. – зав. кафедрой хирургической клиники 2го Московского медицинского института. Сабанеев Иван Федорович (1856-?) — хирург, приобрел известность пластическими операциями. «Операция Сабанеева», описанная хирургом в 1890 г., — ампутация бедра на уровне бедренной кости. Туберкулезное воспаление брюшины — инфекционная, хроническая болезнь, сопровождающаяся болью в животе, похуданием, утомлением. При этой болезни воспаляется брюшина — тонкая оболочка, выстилающая внутреннюю поверхность брюшной стенки. Видимо, имеется в виду книга «Оправдание добра» (1894–1897), глава 19, главка XII. См.: Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996, с. 384. Отк. 3:14 -16: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Эмфизема — растяжение органа воздухом или образовавшимся в тканях газом. Апоплексический удар — старинное название инсульта. “Троицкие листки”. Сергиев Посад, 1879–1917 — периодическое издание с духовно-нравственным чтением для народа. 8011000 (т.5, вып.21–25) составили “Троицкое толковое Евангелие от Матфея”. Автора книги установить не удалось. Св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский — один из «мужей апостольских». Во время гонений на христиан казнен в Риме в 107 г. Память 29 января и 20 декабря.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Достаточно значительны по количеству и интересны по содержанию письма Н. К. Никольского к Николаю Петровичу Лихачеву (15 писем за период с 1892 по 1916 г. и за 1928 г.), а также ответные письма византиниста (12 писем за 1894–1912 гг.). Так, заслуживает внимания письмо от 15 декабря 1913 г., содержащее просьбу Н. К. Никольского об участии Η. П. Лихачева в издании «Библиографической летописи». С большой теплотой и уважением к адресату он писал: «Беру на себя смелость обратиться к Вам с просьбою, не согласитесь ли Вы уделить какую-либо крупицу Ваших знаний для возникающего предприятия? Надеюсь, что мне нет надобности пояснять, насколько было бы ценно и дорого во всевозможных отношениях Ваше участие в нем». 798 В письме от 29 марта 1916 г. адресат отвечает на приглашение: «Глубокоуважаемый Николай Константинович! Я считал бы за высокую честь принять участие в «Библиографической летописи». Обстоятельства последних лет, выбившие меня из колеи, препятствовали и препятствуют, к сожалению, до сих пор проявлению научной активной деятельности. Кроме того, на мне лежит выполнение в первую очередь большого и давно начатого труда по сфрагистике. Вот причины, почему я не мог предложить Вам своих услуг». 799 29 мая 1913 г. Н. К. Никольский благодарит ученого за «добрую память» и отмечает: «С величайшим интересом прочел все пять статей Ваших, восторгаясь Вашей неутомимостью. Когда успеваете работать? Из статей о «двух митрополитах» и о генеалогии дворян Корсаковых я уже извлек сведения, полезные для моих текущих работ». 800 Сохранились также письма Н. К. Никольского к С. А. Жебелеву (3 письма, в том числе от 31 августа 1915 г.). Интересен ответ ученого на письмо С. А. Жебелева от 27 августа 1915 г., в котором шла речь о статье Н. А. Порфирьева для Журнала Министерства народного просвещения «Несколько мыслей о послании митрополита Никифора к Вл. Мономаху» с просьбой сообщить мнение Никольского об этой работе. Н. К. Никольский так ответил на запрос коллеги: «Многоуважаемый Сергей Александрович! Реферат на тему «О послании митрополита», прочитанный г. Н. А. Порфирьевым на моем просеминарии, обратил на себя мое внимание как интересная попытка сопоставить с учением древних о душе идеологию русско-греческого писателя XII века. В качестве «просеминарского» опыта сообщение г. Порфирьева не могло не вызвать моего одобрения». 801 По-видимому, искренняя дружба связывала Н. К. Никольского с Дмитрием Власьевичем Айналовым. 802 Так, в письме от 27 января 1911 г. Д. В. Айналов приглашал коллегу на вечернее чаепитие: «Многоуважаемый Николай Константинович! Давно не видал Вас, а завтра у нас четная пятница, быть может, и для Вас удобнее, чтобы посидеть и поговорить за чаем. Народу у нас бывает мало, все Ваши уже знакомые. Преданный Айналов». 803 29 марта 1916 г. он же писал: «Ждал Вас по понедельникам, жаждая любомудрия Вашего. Буду ждать еще. Остаюсь искренно преданный и глубоко уважающий Дм. Айналов». 804

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа). Жизнеописания многих подвижников и угодников Божиих связаны с историей Тверской земли. В пределах Тверского княжества был убит в битве с татарами святой благоверный великий князь владимирский Георгий Всеволодович († 1238; память 4/17 февраля), здесь же и в том же году за отказ принять татарские обычаи был убит святой благоверный Василий, князь Ростовский. Родом из Кашина Тверской епархии был преподобный Савва Вишерский, Новгородский († 1460; память 1/14 октября), здесь же родился преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский чудотворец († 1492; память 16/29 мая, 26 сентября/9 октября). Из того же города был родом святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский († 1659). В городе Ржеве Тверской епархии родился преподобный Арсений Новгородский († 1570; память 12/25 июля), в Торжке — преподобный Трифон Печенгский, Кольский чудотворец († 1583; память 15/28 декабря), в Твери — преподобный Антоний Леохновский († 1611; память 17/30 октября). Подвизались в монастырях Тверской епархии преподобный Паисий Угличский († 1504; память 6/19 июня); преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9/22 сентября, 18/31 октября), преподобный Корнилий Комельский († 1537; память 19 мая/1 июня). Настоятелем Свято-Троицкого Селижаровского монастыря Тверской епархии был некоторое время святитель Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский († 1563; память 20 июня/7 июля, 4/17 октября, 5/18 декабря); настоятельствовал в Старицком Успенском монастыре святитель Герман, архиепископ Казанский († 1567; память 6/19 ноября, 23 июня/6 июля), в этом же монастыре святитель Герман постриг в монашество Святейшего Иова, впоследствии первого патриарха Московского и всея Руси († 1607; память 19 июня/2 июля), исповедника и патриота, который в конце своей жизни был заточен самозванцем Лжeдмumpueм I в эту же обитель, руководимую уже преподобным Дионисием Радонежским, будущим архимандритом Троице-Сергиевой лавры († 1633; память 12/25 мая). Настоятельствевал в Ниловой Столобенской пустыни святитель Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский († 15 января 1667 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Пафнутий – преподобный Боровский. Около 1395 † 1 мая 1477. Память 1 мая. – 133, 176. Пафнутий – Оптинский иеромонах, скитоначальник и братский духовник, впоследствии архимандрит, настоятель Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря. 1807 † 23 июня 1891. В мире Петр Мартынович Осмоловский. Из дворян. В число братства определен 29 января 1836 г., в монашество пострижен 27 мая 1839 г. Исполнял клиросное послушание. 9 сентября 1839 г. рукоположен в иеродиакона, а 30 января 1843 г. – в иеромонаха. Был уставщиком (1844 г.) и скитоначальником (с 30 ноября 1853 г.). Указом от 26 февраля 1854 г. определен духовником братии. 22 ноября 1862 г. посвящен в Калуге во игумена Малоярославецкого монастыря. 8 декабря 1862 г. приехал прощаться с обителью, в которой пробыл почти 27 лет, и 17 декабря окончательно отправился на место своего назначения. С о. Пафнутием из скита выбыли его келейники о. Георгий, его брат послушник Николай и послушник Иван Андреевич (родом из Московской губернии). 17 апреля 1886 г. о. игумен Пафнутий был посвящен в архимандрита. Перед кончиной во время продолжительной болезни был пострижен в схиму. – 114, 137, 140, 177, 261, 262, 296. Пахомий Великий – преподобный. Около 295 † около 347. Память 15 мая. – 81, 272. Передельская Дарья Михайловна (урожд. Иванова) – тетка старца Макария. – 9. Передельские – родственники старца Макария. – 10. Передельский Алексей Семенович – двоюродный брат старца Макария. – 9, 10, 13, 14. Передельский Семен Федорович – дядя старца Макария. – 9. Петр – св. первоверховный апостол. Память 29 июня. 16 января особо празднуется поклонение честным веригам апостола Петра. – 208. Петр Дамаскин – священномученик, преподобный, † около 775 или в XII в. Согласно Синаксарнику Никодима Святогорца , было два св.отца с таким именем. Преосв. Филарет (Гумилевский) считал, что этот святой жил позднее VIII в., был священноиноком и принял мученическую смерть от меча. Греческое предисловие к творениям св. Петра, изданным в Венеции в 1782 г., сообщает о другом преподобном, подвизавшемся при императоре Константине V Копрониме (VIII в.). Он вел отшельническую жизнь, не имея при себе никаких книг, даже Св.Писания, был трудолюбив, впоследствии поставлен епископом Дамаска. Его подвижничество сменилось мученичеством – за обличение манихеев и мусульман сын аравийского начальника Исима Валид урезал ему язык и отправил в заточение в Аравию, где ему чудесным образом был возвращен дар речи. Он смог священнодействовать и вскоре преставился. Священномученик Петр известен как учитель духовного ведения, ему принадлежит одна книга и 24 слова, вошедшие в греческое Добротолюбие. Славянский перевод его сочинений сделан преп. Паисием Величковским . Память 9 февраля. – 91, 215, 268, 322.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010