Афины, 1964, с. 93—64 (по-французски).    Считается, что эта мозаика восстановлена святым Лазарем, иконописцем и исповедником Православия в период иконоборчества (память 17 ноября). См. Грабар А. Византийское иконоборчество, с. 190—191.    Слово 73 (изд. Аристарха, Константинополь, 1901, т. II, с. 294—300). А. Грабар относит это слово к 858—865 г. (указ.соч., с. 19).    Грабар А. Указ., соч., с. 192.    Характерным примером здесь может служить мозаика, восстановленная в Успенском соборе в Никее в епископство св. исповедника Феофана Начертанного (память 11 октября). Здесь крест в апсиде заменен образом Богоматери с Младенцем, над Которой из символического неба исходят три луча и рука. Над этим в конхе помещено символическое изображение Святой Троицы, престол с Евангелием и голубем. По кайме надпись: «Из чрева прежде денницы родих Тя» (Пс. 109). Здесь, как и в службе Рождества Христова, сопоставляются два рождения Спасителя: вневременное от Отца, непостижимое и потому неизобразимое, на которое может быть лишь указано текстом, и человеческое от Девы Марии — изобразимое. В.Н.Лазарев датирует эту мозаику концом VIII века (см.: История византийской живописи, т. 1, с. 68). А.Грабар и Фролов относят мозаику ко времени после 843 г.    Таковы, например, изображения четырех православных Патриархов, борцов за иконы, вместе с двенадцатью Апостолами в зале при константинопольской Святой Софии.    Например, Хлудовская Псалтирь (Афон, Пантократор, 61), Псалтирь Британского музея. См. Грабар А. Указ., соч., с. 61,196, 202; иллюстрации 141, 143, 144, 146, 152, 155, 157.    См. приведенный пример Никейской мозаики и позже, напр. в иконографии Преображения в XIIIXIV вв., очевидно, в ответ на символическое истолкование Преображения и, в частности, горы, вводится тема восхождения Христа с Апостолами на гору и схождения с нее.    Грабар А. Византия. Париж, 1963, с. 51—52 (по-французски).    Грабар А. Император в византийском искусстве. Париж, 1936, с. 173 (По-французски).    Грабар А. Там же, с.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3576...

Настоятельница древнейшего монастыря Брянщины возведена в сан игумении 23 декабря 2015 г. 19:10 19 декабря 2015 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, престольный праздник Карачевского Николо-Одрина женского монастыря, митрополит Брянский и Севский Александр возглавил Божественную литургию и возвел в сан игумении монахиню Серафиму (Якимчук), настоятельницу обители. Архиерею сослужили секретарь Брянской епархии протоиерей Павел Чикалин, благочинный Брянского градского округа протоиерей Владимир Сафронов, благочинный монастырей Брянской епархии игумен Даниил (Цупиков), настоятель Богородицкой Площанской пустыни игумен Леонид (Лушкин). Песнопения исполнил хор Свято-Троицкого кафедрального собора города Брянска (регент — А.А. Бирюков). За Литургией молились почетная настоятельница Карачевского Николо-Одрина монастыря игумения Мариам (Шагарова), настоятельника Николо-Одрина монастыря игумения Серафима (Якимчук) с сестрами, настоятельница Севского Крестовоздвиженского монастыря игумения Афанасия (Личаева), настоятельница Свято-Успенского монастыря г. Клинцы Зосима (Полковник). На богослужении присутствовали депутат Брянской областной Думы В.Г. Гринкевич, глава администрации Карачевского района Н.С. Лучкин, председатель правления Фонда просвещения «МЕТА» В.А. Сигаева. На престольный праздник древнейшей обители Брянщины, основанной в конце XIII — начале XIV вв., съехалось множество паломников. Святитель Николай — особо почитаемый на Руси святой, и в Николо-Одрином монастыре, основанном в честь этого угодника Божия, хранится старинная икона Николая Чудотворца с частицей его мощей. В праздничный день святыня была установлена на аналое. По окончании Литургии был совершен молебен святителю Николаю. Затем митрополит Александр в соответствии с решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 октября 2015 года ( журнал 85 ) возвел в сан игумении монахиню Серафиму (Ямчук) с назначением ее на должность настоятельницы Николо-Одрина женского монастыря села Одрина Карачевского района. Приветствовав собравшихся с праздником, архиерей напутствовал игумению Серафиму на служение. На память о совместной молитве игумения Серафима преподнесла в дар архипастырю образ святителя Николая.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Раннее предсказав провал посольства, св. Савва удалился в затвор в монастыре Хора. Там он провел последние шесть лет жизни, слезно молясь о мире на земле и в Церкви, которую тогда сотрясали еретические учения Акиндина и патриарха Иоанна Калеки о природе Божественной благодати . Несмотря на принуждение и визит императора Иоанна VI Кантакузина, желавшего возвести его в сан патриарха или, по крайней мере, сделать епископом, святой оставался непреклонным, желая сохранить до конца жизни святое безмолвие и сладость тайной беседы с Богом. Именно по его совету император Иоанн VI Кантакузин и его супруга по прошествии некоторого времени приняли монашество. Преподобный Савва мирно скончался после 1347 года , после того как в январе этого года был низложен патриарх Иоанн Калека, а в мае возведен на патриарший трон Исидор , митрополит Монемвасийский, также подвизавшийся вначале на святой Афонской Горе. На начало XXI века имя этого замечательного представителя афонского исихазма отсутствовало в синаксарях; он не имел литургического поминовения, кроме как в рукописи 4 (XIX в.) афонского скита Святой Анны, в которой его память указана под 4 октября. Св. Савва был известен лишь по " Житию " , составленному его учеником, свт. Филофеем Коккином , патриархом Константинопольским. Спустя некоторое время после обретения мощей неизвестного святого, названного Евдокимом , одному монаху из Ватопеда было видение, в котором святой поведал, что его истинное имя - Савва. Монастырская традиция продолжает отождествлять св. Евдокима со св. Саввой Ватопедским. Однако по этому поводу были высказаны сомнения и Церковь не вынесла своего суждения по этому поводу. Литература Использованные материалы   Прот. Иоанн Мейендорф. Житие и учение св. Григория Паламы. Часть I. Личность св. Григория Паламы. Глава IV Период гражданской войны (1341—1347 гг.), Калека и Акиндин. стр. 92, ссылка 55, - http://www.odinblago.ru/meiendorf_palama/1 ; « .... принадлежал к высоким социальным кругам, — это сближает его с др. св. монахами визант. периода XIII и XIV вв.: прп. Германом Марулисом, Саввой Дзискосом († 1347), свт. Григорием Паламой и др.» А. Риго. " Григорий Синаит " . Раздел «Детство и юность»//Православная энциклопедия, Т. 13, С. 50-68, - http://www.pravenc.ru/text/168073.html

http://drevo-info.ru/articles/13678174.h...

Лонгин Печерский, вратарь, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Лонгин Печерский, вратарь, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Лонгин Печерский, вратарь, прп. Преподобный Лонгин Печерский (память 16 октября и 28 августа по старому стилю) Подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIII-XIV вв. О жизни его известно только то, что он нес обязанности привратника и славился великим послушанием и святостью жизни. Погребен в Дальних пещерах. Надпись на пещерной доске гласит: «…свято и праведно проходя монастырское послушание, сицеваго от Всеведца Бога сподобился дара чудотворения, яко ведал приходящих в монастырь и исходящих мысли сокровенныя…» Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Лонгин Печерский, вратарь, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2795

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Казачество - исторически православное (в некоторых случаях старообрядческое ) русское военное сословие в XVIII — начале XX вв. Образованию казачества предшествовало появление в XII - XIII вв. на стыке границ Киевской Руси и Половецкой земли т.н. бродников - ватаг вольных людей совмещавших разбой с торговлей лошадьми и выступавших зачастую посредниками между русскими и половцами . В XIV — XVII вв. казаки - вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки); в XV — XVI вв. за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникли самоуправляющиеся общины “вольных” казаков (главным образом из беглых крестьян). Казачество было главной движущей силой народных восстаний в Украине XVI — XVII вв. и массовых движений в России XVII — XVIII вв. Правительство стремилось использовать казачество для охраны границ и в войнах, в XVIII в. окончательно подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие. В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). В 1916 казачье население — свыше 4,4 млн. человек (свыше 53 млн. десятин земли). В первую мировую войну казачество выставило около 300 тыс. человек. После октября 1917 советская власть проводила политику “расказачивания”, сопровождавшуюся массовым террором против населения казачьих областей, что, в свою очередь, вызывало массовые восстания. В 1920 казачество как сословие упразднено. В 1936 созданы донские, кубанские и терские кавалерийские казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне (расформированы во второй половине 40-х гг.). С конца 1980 -х гг. предпринимаются попытки возрождения казачества.

http://drevo-info.ru/articles/1689.html

С.393–397; Stökl G. Kanzler und Metropolit... S.150–174; Высоцкий С.А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв. Киев, 1966. С.95. (граффито с указанием дня смерти Кирилла); Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI XIII вв. Μ., 1978. С. 139–152, 159–185, 232–246; Czeszak G. Sytuacja košciola prawoslawnego na Rusi w šwietle jarlyków chaskich z XIII i XIV wieku//Czasopismo Prawno-Historyczne. 1979. T.31. S.31–56; Poppe A. Werdegang der Diözesanstruktur... S.279–285; Творогов О.В. Кирилл//СлККДР. Вып.1. С. 225–227. в. Киевские князья-сениоры X – середины XIII в. (с биографическими справками о князьях, упоминаемых в настоящей книге) Относительно родственных связей между князьями см. прилагаемую к настоящему разделу генеалогическую таблицу, в которой имена киевских князей-сениоров выделены жирным шрифтом. В нижеследующем списке указание дня начала княжения, как правило, имеет в виду день интронизации. Настоящий список представляет собой первую попытку такого рода. 1. Игорь Рюрикович – после 944 2. Ольга, вдова Игоря ок. 945 – ок. 960 3. Святослав Игоревич ок. 960 – весна 972 4. Ярополк Святославич 5. Владимир Святославич – 15 июля 1015 6. Святополк Владимирович(в его княжение происходит борьба за киевский стол) 7. Ярослав Владимирович – 20 февраля 1054 8. Изяслав Ярославич – 15 сентября 1068 9. Всеслав Изяславич Полоцкий 15 сентября 1068 – апрель 1069 10. Изяслав Ярославич (во второй раз) 2 мая 1069 – март 1073 11. Святослав Ярославич после 22 марта 1073 – 27 декабря 1076 12. Всеволод Ярославич 1 января 1077 – июль 1077 13. Изяслав Ярославич (в третий раз) 15 июля 1078 – 3 октября 1078 14. Всеволод Ярославич (во второй раз) октябрь 1078 – 13 апреля 1093 15. Святополк Изяславич 24 апреля 1093 – 16 апреля 1113 16. Владимир Всеволодович Мономах 20 апреля 1113 – 19 мая 1125 17. Мстислав Владимирович 20 мая 1125 – 15 апреля 1132 18. Ярополк Владимирович 17 апреля 1132 – 18 февраля 1139 19. Вячеслав Владимирович 22 февраля 1139 – 4 марта 1139 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Учреждения в период XI–XIII вв. Королевская власть при Капетингах. Её полномочия. Почему она перестала быть избирательной? – Система уделов. – Curia regis, её состав и компетенция при первых Капетингах. Её постепенное изменение: происхождение парламентов центрального и провинциальных, magnum consilium, счётная палата, гене- —45— ральные штаты. – Управление провинциальное: превоты, бальи enquesteurs – visiteurs. – Финансовые и военные системы королей XI–XIII вв. Период столетней войны. Главная причина столетней войны и её главные результаты. – Представители династии Валуа. – Классы общества во время столетней войны. – Генеральные штаты в этом периоде. Штаты 1355, 1357, 1439 и 1484 гг. – Усиление королевской власти в период столетней войны. – Отношения к Риму. Буржская прагматическая санкция. Перемены в учреждениях. Налоговая и военная системы. Период возрождения (первая половина XVI в.). Экономическое возрождение Европы в начале XVI в. Увеличение производства, прилив металлов. Брожение умов. – Политика королей первой половины XVI в. Походы в Италию, придворная жизнь. Мирная борьба королей с аристократией. Вторая половина XVI в. – эпоха религиозных войн. Причина этих войн: королевская власть, феодальное дворянство, буржуазия и народ накануне реформации. Кальвинизм во Франции. Борьба лиги католической с гугенотами. Смута в умах: сочинения Готмана, Ланге и др. – Вступление на престол Бурбонов в лице Генриха IV. Умиротворение страны: борьба с губернаторами, городами; Нантский эдикт. Смерть Генриха IV. Анархия в малолетство Людовика XIII. Ришелье. Его политика в отношении к гугенотам, дворянству, парламенту. Теории верховной власти. Реформы в центральном управлении: министры, государственный совет. – Интенданты. – Фронда – парламентская, дворянская и народная. Превращения экономические и сословные, подготовившие переворот конца XVIII века. Положение крестьян в 14 и 15 вв. Обстоятельства столетней войны и чёрная смерть половины XIV в., как ускорители разложения феодализма в сфере отношений экономических.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

также краткое резюме этой ключевой работы: idem. La tradition manuscrite de la liturgie de saint Jean Chrysostome (VIII–XII siècles), Eucharisties d’Orient et d’Occident (Conférences Saint–Serge: l er Semaine liturgique de l’lnstitut Saint–Serge). P., 1970. Vol. 2. (Lex Orandi; 46), 109–138. 9 Например, в известном Евхологии Севастьянова – РГБ. ф. 270. 474, X–XI вв. Fol. 24v–25 – и др. 10 Кроме комплекта из четырех особых молитв в чине литургии свт. Василия, заменяющих собой обычные, лишь еще одна может использоваться в том же качестве – это молитва , происходящая из Палестины или Египта, которая в небольшом числе списков (в настоящее время известны только две таких рукописи) заменяет собой молитву «Никтоже достоин» (Желтов. 2007. С. 298–300). 12 Taft R. F. The Communion, Thanksgiving and Concluding Rites (A History of the Liturgy of St. John Chrysostom, vol. VI). R., 2008. (Orientalia Christiana Analecta; 281), 142–203. 13 См.: Zheltov М. The Rite of the Eucharistic Liturgy in the Oldest Russian Leitourgika (13 th –14 th centuries), Inquiries into Eastern Christian Worship: Selected Papers of the Second International Congress of the Society of Oriental Liturgies, Rome, 17–21 September 2008/B. Groen, S. Hawkes–Teeples, S. Alexopoulos, eds. Leuven, 2012. (Eastern Christian Studies; 12), 293–309. 20 Греч. оригинал первой не выявлен; второй: ν πλθει μαρτιν μεμολυσμνον μη με ξουδενση, Δσποτα Κριε Θες ημν. 23 ГИМ. Хлуд. 117, XIII в.; ГИМ. Син. греч. 484 [защитные листы], рубеж XIII– XIV вв.; ГИМ. Увар. 46, 1–я пол. XIV в. 29 Желтов. 2010, 35–36, 40–41. См. также: Пентковский А. М. Рецепция константинопольского чинопоследования брака в Южной Италии, на Балканах и на Руси в X–XIV веках, Россия – Италия: Этико-культурные ценности в истории. Материалы международной научной конференции (Москва, 29–30 октября 2009 г.)/М. Г. Талалай, ред. М., 2011, 109–121. 31 См.: Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001, 188, 207–208. 34 См.: Слива Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Отзывы о докторских диссертациях: Б. А. Цветковой «Европейский юго-восток и османская экспансия» (1972 г.) (Оп. 1. Ед. хр. 213); Г. Г. Литаврина «Советы и рассказы Кекавмена» (защищена по одноименной монографии 29 октября 1973 г. в Институте славяноведения АН СССР, на защите Е. Ч. Скржинская выступала одним из оппонентов) (Оп. 1. Ед. хр. 196). Отзывы о кандидатских диссертациях: Е. В. Вернадской «Возникновение синьории в Ферраре» (1949 г.) (Оп. 1. Ед. хр. 181), В. И. Рутенбурга «Флорентийские компании XIV века (Из истории раннего капитализма)» (1949 г.) (Оп. 1. Ед. хр. 207), Р. А. Наследовой «Город Фессалоники и македонские славяне» (1955 г.) (Оп. 1. Ед. хр. 202), Л. М. Баткина «Социально-политическая борьба во Флоренции в конце XIII – начале XIV в. и идеология Данте» (1959 г.) (Оп. 1. Ед. хр. 180), В. Н. Малова «Палеографическое исследование документов по истории Франции конца XV–XVIII вв.» (1965 г.) (Оп. 1. Ед. хр. 199), И. Н. Лебедевой «Поздние греческие хроники. Историко-культурное значение и переводы» (1967 г.) (Оп. 1. Ед. хр. 195), Л. И. Киселевой «Курсивное письмо во Франции XIII–XV вв. (по материалам ленинградских собраний)» (1969 г.) (Оп. 1. Ед. хр. 191), М. И. Кржижановской «Романская пластика из кости и некоторые проблемы ее развития» (1970 г.) (Оп. 1. Ед. хр. 192). К сожалению, в фонде не удалось отыскать отзыва на главу диссертации П. И. Жаворонкова «Никейская империя и Запад (Взаимоотношения с государствами Апеннинского полуострова и папством)», которую, согласно приложенному письму автора, он прислал с просьбой просмотреть и высказать свое мнение (Оп. 1. Ед. хр. 188). Отзыв об автореферате кандидатской диссертации К. Ф. Савело «Королевская власть и социально-политическое значение тэнов в Англии IX в. » (1971 г.) (Оп. 1. Ед. хр. 208). Отзывы о дипломной работе Г. М. Прохорова «Русско-византийские отношения в X–XI вв.» (1965 г.) (Оп. 1. Ед. хр. 204). Замечания относительно статей «Византиноведение», «Византия» для «Исторической энциклопедии» (Оп. 1. Ед. хр. 184).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Видимо, именно свернутые в миниатюрный цилиндрик кусочки пергамена с извлечениями из ответного послания Христа и помещались в серебряных оглавиях древнерусских каменных иконок, наперсных мощевиков и панагий. Запреты на Авгарово послание в Молитвеннике Киприана не исключают обычая ношения одновременно обоих посланий в XIV в., что и вызвало санкции митрополита. Ближайший типологический аналог данной структуры – металлические футляры с молитвенными текстами, популярные в исламском мире XIII–XV вв. в виде ожерелий с накрепленными по горизонтали амулетниками (ил. 5). Они хорошо известны, в частности, по драгоценным предметам Симферопольского клада, зарытого в землю не ранее начала XV в. и содержащего предметы XIII–XV вв. 1680 Цилиндрики эти были исполнены в технике тиснения или украшены ажурной сканью на гладкой подложке. На одном из них имеет место имитация арабской надписи, в которой прочитывается слово «Слава» 1681 . Наибольшее типологическое родство с упомянутыми амулетницами обнаруживают отдельные русские экземпляры XVI в., как, например, дутое оглавие с чеканным Нерукотворным Образом на позднейшей оправе каменной новгородской иконки XIV в. с изображением Тронного Спаса с предстоящими (Гос. Оружейная палата) 1682 . Оно очень мягко по форме, приближаясь к цилиндру со сглаженными окончаниями, завершенными имитацией жгута (ил. 6). Исследователи уже отмечали широкое бытование в русском искусстве конца XV и XVI в. ближневосточных орнаментальных мотивов, возможно, передаваемых сюда через Закавказье 1683 , тесные контакты с которым начинаются для Московской Руси именно в это время. Экземпляр Оружейной палаты свидетельствует о более широких аспектах этого влияния, не исчерпанного восприятием одного лишь декоративного репертуара. Исламские амулеты в виде своеобразного нагрудного украшения могли стать конкретным импульсом при исполнении русским ювелиром функционально созвучных деталей наперсных образов. Имеются все основания полагать, что и сакральное предназначение подобных оглавий к XVI в. отнюдь не было забыто (ил. 7:8). При том что Великие Четьи Минеи митрополита Макария, в которые вошли под 18 октября фрагменты «Слова Иеремии» с историей Нерукотворного Образа, освобождены от текстов переписки и устава о ношении посланий, известен список минейной подборки XVI в. (Соловецкое собрание, ГПБ), сохранившей не только тексты писем, но и рекомендации об их ношении (без толкования семипечатья) 1684 . Последнее свидетельствует о том, что в XVI в. на Руси переписка продолжала исполнять свои древние апотропеические функции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010